Методическая разработка индивидуальной работы по пластилинографии для детей со сложным дефектом
методическая разработка по аппликации, лепке на тему
Уважаемые коллеги! Представляю вашему вниманию методическую разработку по пластилинографии для детей со сложным дефектом. . Пластилинография — это один из сравнительно недавнего появления нового жанра (вида) в изобразительной деятельности. Основной материал — пластилин, а основным инструментом в пластилинографии является рука. Данная техника хороша тем, что она доступна детям, позволяет быстро достичь желаемого результата и вносит определенную новизну в творчество детей, делает его более увлекательным и интересным, что очень важно для работы с детьми. Но главное значение занятий по пластилинографии состоит в том, что в конце обучения, у ребенка развивается умелость рук, укрепляется сила рук, движения обеих рук становятся более согласованными, а движения пальцев дифференцируются. Цель моей методической разработки - развитие ручной умелости у детей со сложным дефектом посредством пластилдинографии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka_plastilinografiya.docx | 23 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка индивидуальной работы по пластилинографии для детей со сложным дефектом
Пояснительная записка
В настоящее время педагоги, специалисты в области раннего развития, настаивают на том, что развитие интеллектуальных и мыслительных процессов необходимо начинать с развития движения рук, а в частности с развития движений в пальцах кисти. Это связано с тем, что развитию кисти руки принадлежит важная роль в формировании головного мозга, его познавательных способностей, становлению речи. Значит, чтобы развивался ребенок и его мозг, необходимо тренировать руки. Развитие навыков мелкой моторики важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных, координированных движений руки и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий. Проблема развития мелкой моторики, ручной умелости на занятиях по изобразительной деятельности так же весьма актуальна, так как именно изобразительная деятельность способствует развитию сенсомоторики – согласованности в работе глаза и руки, совершенствованию координации движений, гибкости, силе, точности в выполнении действий, коррекции мелкой моторики пальцев рук. Пластилинография — это один из сравнительно недавнего появления нового жанра (вида) в изобразительной деятельности.
Понятие «пластилинография» имеет два смысловых корня: «графил» — создавать, рисовать, а первая половина слова «пластилин» подразумевает материал, при помощи которого осуществляется исполнение замысла. Основной материал — пластилин, а основным инструментом в пластилинографии является рука. Данная техника хороша тем, что она доступна детям, позволяет быстро достичь желаемого результата и вносит определенную новизну в творчество детей, делает его более увлекательным и интересным, что очень важно для работы с детьми. Но главное значение занятий по пластилинографии состоит в том, что в конце обучения, у ребенка развивается умелость рук, укрепляется сила рук, движения обеих рук становятся более согласованными, а движения пальцев дифференцируются. Этому способствует хорошая мышечная нагрузка на пальчики. У детей развивается пинцетное хватание, т. е. захват мелкого предмета двумя пальцами или щепотью они так – же умеют самостоятельно осуществлять движения во всех его качествах: силе, длительности, направленности и др.
Цель:
Развитие ручной умелости у детей посредством пластилинографии.
Задачи:
- Учить передавать простейший образ предметов, явлений окружающего мира посредством пластилинографии.
- Учить основным приемам пластилинографии (надавливание, размазывание, отщипывание, вдавливание).
- Учить работать на заданном пространстве.
- Учить принимать задачу, слушать и слышать речь воспитателя действовать по образцу, а затем по словесному указанию.
- Учить обследовать различные объекты (предметы) с помощью зрительного, тактильного ощущения для обогащения и уточнения восприятия их формы, пропорции, цвета.
- Воспитывать навыки аккуратной работы с пластилином.
- Воспитывать отзывчивость, доброту, умение сочувствовать персонажам, желание помогать им.
- Развивать мелкую моторику, координацию движения рук, глазомер.
- Развивать изобразительную деятельность детей.
- Развивать сюжетно – игровой замысел.
- Развивать интерес к процессу и результатам работы.
Перспективное планирование индивидуальных занятий по пластилинографии для детей со сложным дефектом
Цель:
1. Учить детей надавливать на заранее разложенные пластилиновые шарики.
2. Учить самостоятельно, раскладывать готовые пластилиновые шарики.
Темы:
«Сладкий виноград», «Вот какой у нас арбуз»
Октябрь
Цель:
1. Продолжать учить детей надавливать на заранее разложенные пластилиновые шарики.
2. Продолжать учить самостоятельно раскладывать готовые пластилиновые шарики.
Темы:
«Картошка в мешке», «Компот из вишни», «Осенние листочки», «Дождик, дождик кап-кап-кап».
Ноябрь
Цель:
1. Учить самостоятельно, раскладывать готовые пластилиновые шарики на заданном пространстве.
2. Учить самостоятельно, отщипывать маленькие кусочки пластилина от куска и скатывать из них шарики.
Темы:
«Ягодки рябины», «Следы в лесу», «Проложим дорожку из камешков», «Пирожки для Машеньки».
Декабрь
Цель:
1. Продолжать учить детей самостоятельно раскладывать готовые пластилиновые шарики на заданном пространстве.
2. Продолжать учить детей самостоятельно отщипывать маленькие кусочки пластилина и скатывать из них шарики.
Темы:
«Угостим птичек зёрнышками», «Лепешки большие и маленькие», «Наряжаем ёлочку», «Шарики для новогодней ёлочки».
Январь
Цель:
1. Учить приему – размазывания сверху вниз.
2. Учить размазывать пластилиновые шарики в разных направлениях.
3. Учить размазывать на ограниченном пространстве.
Темы:
«Снег идёт», «Весёлый снеговик».
Февраль
Цель:
1.Продолжать учить приему – размазывания сверху вниз.
2. Продолжать учить размазывать пластилиновые шарики в разных направлениях.
3.Продолжать учить размазывать на ограниченном пространстве.
Темы:
«Орешки для белочки», «Галстук для папы», «Вкусные конфеты для Мишки», «Верба».
Март
Цель:
1. Учить приему – вдавливания.
2. Учить детей использовать в своей работе прием размазывания и вдавливания.
Темы:
«Бусы для мамочки», « Платье в горошек», «Веточка мимозы», «Солнышко проснулось, деткам улыбнулось».
Апрель
Цель:
1. Продолжать учить детей приему размазывания сверху вниз.
2. Продолжать учить детей использовать в своей работе приём вдавливания.
3. Продолжать учить работать на заданном пространстве.
Темы:
«Клубочки для котёнка», «Весенние сосульки», «Узор на чашке», «Цветик семицветик».
Май
Цель:
1. Закреплять умения детей использовать приём вдавливания, размазывания сверху вниз, работать на заданном пространстве.
2. Закреплять умения детей отщипывать маленький кусочек пластилина от целого куска и скатывать шарики.
Темы:
«Божья коровка», «Носит одуванчик жёлтый сарафанчик».
Литература:
- Е.А. Екжанова, Е.А. Стребелева «Программа дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта. Коррекционно-развивающее обучение и воспитание.
2.Г.Н.Давыдова «Пластилинография для малышей», Москва 2008 г. Издательство «Скрипторий 2003».
3.О.Г.Жукова «Планирование и конспекты занятий по изодеятельности для детей младшего возвраста», Москва 2007 г. Издательство «Айрис – пресс».
4. Д.Н.Колдина «Лепка и рисование с детьми 3 лет», Мосва 2009 г. Издательство «Мозаика – синтез».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
особенности воспитательной и образовательной работы в группе для детей со сложным дефектом развития
Развитие детей с ограниченными возможностями здоровья...
Методическая разработка " Формы работы с родителями имеющих детей с интеллектуальной недостаточностью".
Методическая разработка расскрывает разнообразные формы работы ДОУ с родителями детей с интеллектуальной недостаточностью....
Творческая работа воспитанницы 4 группы детей со сложными дефектами ГБДОУ детского сада №44 компенсирующего вида г.Санкт-Петербурга Колпинского района Лукашенко Анастасии (7лет) "Осенние ёжики"
Творческая работа воспитанницы 4 группы детей со сложными дефектами ГБДОУ детского сада №44 компенсирующего вида г.Санкт-Петрбурга Колпинского района Лукашенко Анастасии (7лет)"Осенние ёжики". Поделка...
Творческая работа воспитанницы 4 группы детей со сложными дефектами ГБДОУ детского сада №44 компенсирующего вида г.Санкт-Петербурга Колпинского района Максимовой Веры "Послушные птенчики"
Творческая работа воспитанницы 4 группы детей со сложными дефектами ГБДОУ детского сада №44 компенсирующего вида г.Санкт-Петербурга Колпинского района Максимовой Веры(5лет) "Послушные птенчики"....
«РАЗРАБОТКА ИНДИВИДУАЛЬНОЙ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ СО СЛОЖНОЙ СТРУКТУРОЙ ДЕФЕКТА»
индивидуальная коррекционно-развивающая программа - это интегрированная модель психолого – медико – педагогического пространства, создаваемого специалистами ДОУ с целью реализации индивиду...
Взаимодействие участников образовательного процесса при работе с разновозрастным коллективом детей со сложным дефектом
На основании концептуальных положений о том, что дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) могут реализовать свой потенциал лишь при условии вов...
Методическая разработка по изобразительной деятельности. Аппликация для детей со сложной структурой дефекта подготовительная группа.
Перспективное планирование занятий по аппликационной деятельности...