Методическая разработка по изобразительной деятельности. Аппликация для детей со сложной структурой дефекта подготовительная группа.
методическая разработка по аппликации, лепке (подготовительная группа)
Перспективное планирование занятий по аппликационной деятельности
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
для детей с ОВЗ | 24.35 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка по изобразительной деятельности. Аппликация для детей со сложной структурой дефекта подготовительная группа.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Аппликация (техника бумажная пластика) – это синтез разных видов изобразительной деятельности: лепки, аппликации, рисования, конструирования из бумаги. На занятиях аппликацией в качестве основного материала используются бумажные салфетки. Общение с бумажными салфетками не заметно влияет на общее развитие ребенка: укрепляются его пальчики; обогащаются сенсорные впечатления – на уровне ощущений он познает фактуру, плотность, цвет салфеток. У ребенка появляется интерес к аппликации.
Общение с бумагой незаметно влияет на общее развитие ребенка:
· развивается как мелкая, так и крупная моторика рук);
· обогащаются сенсорные впечатления (на уровне ощущений он познает фактуру, плотность, цвет бумаги);
· укрепляются связи между мыслительной деятельностью и восприятием окружающего мира (даются знания о цвете, величине, форме, количестве предметов и их пространственном расположении, а также знания о природе и человеке);
· развиваются память и речь (расширение активного и пассивного словаря детей);
Традиционно считается, что аппликация – это кропотливое и сложное занятие для умелых и аккуратных детей. Однако такое заблуждение лишает детей с ОВЗ новых возможностей творчества, получения новых знаний, обучение новым навыкам. Для того чтобы аппликация стала доступной, занятия следует проводить с учетом их возрастных особенностей и возможностей.
Для занятий бумажной пластикой понадобятся:
· клейстер из муки или крахмала, клей ПВА;
· бумажные разноцветные салфетки;
· плотная белая бумага с нарисованными контурами из раскрасок;
· матерчатые салфетки.
Цели и задачи в бумажной пластике созвучны с задачами других видов изобразительной деятельности. Знакомство с техникой бумажная пластика начинается с некого отхождения от правильности действий:
· поручается ребенку порвать бумагу;
· скатать из нее комочки - смятие бумаги (сжимание бумаги в кулачке, придавливание ладонями, зажимание пальцами, раскатывание бумажного комочка между ладонями (лист бумаги превращается в комочек, которому пальцы придают нужную форму));
· окунать комочек в клей (бумажный комочек опускают одной стороной в клей);
· прикладывать к основе;
· прижимать пальчиком.
Для аппликации используются раскраски (контуры), которые должны быть достаточно крупными, чтобы ребенку с ОВЗ было удобно работать с ними. Сначала дети учатся располагать комочки в определенном месте (указанные кружочки), затем располагать по контуру и заключительный этап обучения технике бумажная пластика – это расположение комочков не только по контуру, но и внутри «закрашивание».
Обучение аппликацией проходит в форме игры, для обыгрывания определенного сюжета используются стихотворные формы, сказки, подвижные и пальчиковые игры, персонажи (игрушки и куклы из различных театров, изображения того или иного персонажа, который обыгрывается).
Длительность продуктивной деятельности с детьми может варьироваться в зависимости от ситуации и желания детей (в начале, это составляет 10-15 минут, но постепенно можно увеличивать).
Занятия аппликацией не только формируют у детей навыки работы с бумагой и клеем, способствуют развитию интереса и положительного отношения к этому виду деятельности, но и несут в себе много возможностей для обучения и развития.
У детей с ОВЗ путем специально направленных воздействий можно достигнуть очень высокого уровня развития и формирования той или иной функции. В основу обучения детей с ОВЗ должно быть положено в первую очередь развитие таких способностей, как воспроизведение, умение смотреть, слушать, различать, сопоставлять. Это благоприятствует развитию умений, выполнять целенаправленные действия.
Я давно работаю с детьми со сложной структурой дефекта. Сенсорное развитие всегда было и остается определяющим. Игры с цветом, формой, величиной являются обязательными в развитии и вызывают большой интерес у них. Поэтому я давно уже стала организовывать игры с играми – тренажерами, надеясь на то, что у воспитанников быстрее будут формироваться сенсорные эталоны, лучше будет развиваться мелкая мускулатура пальцев, повысится координированность движений рук, осознанность действий. Сначала мы выполняли действия с плоскостными дидактическими игрушками. Например: «Листопад, листопад», «Яблоки на яблоне» (прикрепление на основу в определенной месте, при этом обращать внимание на то, чтобы деталь игры была прикреплена в кружочки).
Играя в игры – тренажеры учим детей выполнять действия (прикрутить, открутить), развивая при этом умение ориентироваться на поверхности игры, творческие способности, фантазию, воображение, нахождение определенного цвета.
Процесс обучения аппликации в технике бумажная пластика осуществляется по нескольким направлениям, но с обязательным соблюдением принципа – от простого к сложному:
· от неосознанных, полу осознанных действий к целенаправленным и произвольным;
· от сенсомоторного, наглядно-действенного мышления к образному;
· от совместных к индивидуальным действиям;
· от расположения деталей «хаотично», до составления композиций не только по контуру, но и внутри «закрашивание»;
· Ориентирование на большом листе, выполняя коллективные работы, потом на малом – индивидуально;
· От выполнения с помощью взрослого к самостоятельным творческим действиям.
Методические разработки по аппликации предлагают тематику, содержание, формы организации детей. Темы совместной деятельности понятны и доступны детям, программное содержание соответствует возможностям детей, формы организации предполагают как индивидуальные, так и коллективные работы.
Кроме того, что данная методика ставит цели и задачи такие как формирование сенсорных эталонов, лучше развивается мелкая моторика, повышается скоординированность движений рук, формируется осознанность действий, но и ставятся другие обучающие задачи:
· Накопление элементарного опыта в составлении композиции;
· Формирование простейших приемов работы с бумагой, умение работать с клеем, приклеивать детали, присоединяя одну к другой;
· Формирование умения работать на разных по размеру листах бумаги коллективно и индивидуально.
Методические разработки
«Аппликация – техника бумажная пластика для детей со сложной структурой дефекта»
Перспективное планирование занятий по аппликационной деятельности
октябрь
«Листопад»
Коллективная работа
Бумажные салфетки желтого и красного цвета, клей в розетках, матерчатые салфетки,
листы бумаги-картона, осенние листочки
- Знакомить детей с бумагой и ее свойствами (сминается, рвется, разрезается);
- Учить мять бумагу, скатывать из нее комочки, приклеивать их к указанному месту (кружочек);
- Формировать интерес и положительное отношение к аппликации;
- Формировать навыки совместной работы.
«Жучки-паучки на листочках»
Листочки осенние красного и желтого цвета, салфетки бумажные темного цвета, клей в розетках, матерчатые салфетки, листы картона вырезанные в форме осенних листьев (красного и желтого цвета)
- Продолжать знакомить детей со свойствами бумаги;
- Учить сминать бумажные салфетки «комочки»;
- Формировать умение располагать элементы в указанном месте (кружочек);
- Воспитывать аккуратность в работе с клеем.
«Яблочки на яблоне»
Яблони, нарисованные на отдельных листах бумаги, салфетки красного и желтого цвета, клей в розетках, матерчатые салфетки
- Продолжить формировать умение ритмично располагать элементы – комочки по указанным ориентирам (кружочкам);
- Способствовать различию и называнию цветов (красный, желтый);
- Учить мять бумажные салфетки, скатывать из нее комочки, приклеивать к фону;
- Закреплять знания о фруктах (яблоки и груши).
ноябрь
«Цыплята на лугу»
Коллективная работа
Листы картона зеленного цвета с силуэтом курицы, желтые бумажные салфетки, клей в розетках, матерчатые салфетки
- Формировать умение ритмично располагать «комочки» по указанным ориентирам (кружочкам);
- Упражнять в произвольном переключении внимания с одной деятельности на другую;
- Продолжать формировать умение работать сообща на одном листе;
- Побуждать к активной разговорной речи.
«Дождик из тучки»
Листы картона, на которых приклеены тучки синего цвета, салфетки голубого цвета, клей в розетках, матерчатые салфетки, зонтик и солнышко для игры,
Сюжетные картинки на тему «Дождик на улице»
- Повторить знания о сезонных изменениях в природе (осень, листопад, дождик и солнышко);
- Продолжать учить мять бумажные салфетки, скатывать комочки и приклеивать к фону;
- Упражнять в умении приклеивать комочки в указанном месте (кружочке);
- Воспитывать аккуратность, усидчивость и внимательность.
Декабрь
«Снег идет»
Листы картона, на которых приклеены ватные диски в виде пушистой тучки, бумажные салфетки белого цвета, клей в розетках, матерчатые салфетки,
игрушка-медведь,
- Развивать способность ориентироваться по всему пространству листа;
- Формировать умение включаться в игровую ситуацию;
- Знакомить детей с сезонными изменениями в природе;
- Закреплять умение аккуратно наклеивать «комочки» к поверхности листа.
«Праздничная елочка»
Картон зеленого цвета в виде конуса, разноцветные салфетки (красного, зеленого цвета), маленькая елочка и новогодние игрушки, музыкальное сопровождение
- Учить детей создавать образ нарядной праздничной елочки на основе незавершенной композиции (конус зеленого цвета);
- Продолжать учить элементам бумажной пластики: сминать салфетки в «комочки» и приклеивать на силуэт елочки – «огоньки» и «лапки – веточки»;
- Вовлекать детей в сотворчество с педагогом создавая коллективную композицию из комочков мятой бумаги (салфеток)
Январь
«Снежинки» (по контуру)
Картон 10*10 на каждого ребенка (нарисован контур снежинок), салфетки белого цвета, бумажные снежинки, изображения снежинок, клей в розетках, музыкальное сопровождение.
- Знакомить с сезонными изменениями в природе
(зима, снег, снежинки, мороз, холод);
- Закреплять умение сминать салфетки в «комочки»;
- Учить приклеивать «комочки» по контуру, приклеивая их, рядом друг с другом;
- Воспитывать аккуратность, усидчивость и внимательность.
«Неваляшка»
(по контуру)
Листы картона с нарисованной по контуру тучкой на две подгруппы детей, салфетки белые, матерчатые салфетки, клей в розетках.
- Продолжать знакомить с аппликацией в технике бумажная пластика, познакомить с игрушкой -неваляшкой;
- Развивать интерес к «оживлению» аппликационного образа, развивать воображение, наблюдательность;
- Воспитывать у детей внимательность, целенаправленность, аккуратность.
Февраль
«Снеговик»
По контуру
Белые бумажные салфетки, листы бумаги с нарисованными кругами (в виде снеговика), детали для оформления снеговика (нос, глаза, ведерко – шляпа), клей в розетках, матерчатые салфетки, изображения снеговика, развивающая игра «Собери снеговика».
- Вызвать интерес к изображению снеговика;
- Формировать белые комочки из салфеток, раскатывать, обмакивать в клей и прикладывать по контуру, упражняя в плотном присоединении одного элемента к другому;
- Учить наблюдать за работой воспитателя при оформлении снеговика;
- Развивать чувство формы;
- Воспитывать аккуратность, самостоятельность, интерес к совместной продуктивной деятельности.
«Украсим шапочку, шарфик и варежки»
По контуру
Вырезанные из картона шапочка или шарфик на каждого ребенка (на выбор), разноцветные салфетки, клей в розетках, матерчатые салфетки, кукла для обыгрывания и набор зимней одежде.
- Активизировать речь детей, повторяя названия зимней одежды;
- Продолжить упражнять в прикладывании «комочков» по контуру присоединяя, их друг другу;
- Воспитывать аккуратность при выполнении аппликации, бережное отношение к одежде.
Март
«Солнышко»
По контуру
Картон 10*10 на каждого ребенка (нарисован контур солнышка), салфетки желтого цвета, зеркало (для солнечных зайчиков), клей в розетках, матерчатые салфетки, музыкальное сопровождение.
- Развивать чувство формы;
- Упражнять в разнообразных, индивидуальных умениях детей;
- Воспитывать аккуратность, самостоятельность, интерес к совместной продуктивной деятельности;
- Создавать радостное настроение, желание играть вместе с воспитателем.
«Букет для мамы»
Силуэты букета (форма зеленного цвета), разноцветные салфетки, клей в розетках, искусственные и живые цветы, матерчатые салфетки.
- Вызывать интерес к созданию красивого букета в сотворчестве с воспитателем;
- Закреплять умение располагать комочки по указанным кружочкам на сложной форме (силуэте букета);
- Учить составлять композицию, выбирая по своему желанию цветные салфетки (середина одним цветом, лепестки другим);
- Развивать чувство формы и композиции;
- Воспитывать чувство заботы о маме.
Апрель
«Веточка с листочками»
Листы бумаги А3 на две подгруппы детей, с нарисованными веточками, зеленые бумажные салфетки, клей, матерчатые салфетки, веточки в вазе с распустившимися листочками для рассматривания.
- Учить выделять основные признаки сезона (солнышко греет, травка и листочки распускаются, птички поют и радуются весне);
- Формировать у детей живой интерес в совместной деятельности, желание участвовать в общем действии;
- Учить составлять композицию по образу (веточке в вазе);
«Первые цветы»
Картон 10*10 на каждого ребенка (нарисован контур цветами), разноцветные салфетки, клей в розетках, матерчатые салфетки, цветы, изображения цветов, музыкальное сопровождение.
- Продолжить учить составлять композицию, выбирая по своему желанию цветные салфетки (середина одним цветом, лепестки другим);
- Закреплять умение находить и правильно называть основные цвета;
- Формировать активное доброжелательное отношение к окружающему миру;
Май
«Воздушные шарики»
По контуру и внутри
Листы картона с нарисованными на нем шариками ( контур), разноцветные салфетки(синие, желтые, зеленые, красные), клей в розетках, салфетки матерчатые, воздушные шарики разных цветов и размеров.
- Упражнять в раскатывании комочков из бумажных салфеток;
- Учить наклеивать комочки по контуру и внутри шарика (закрашивание)
- Закреплять знания и называния цвета и формы;
- Воспитывать аккуратность и самостоятельность при работе с клеем.
«Бабочка» или «Улитка»
Листы картона с нарисованными на нем бабочками ( контур), разноцветные салфетки, клей в розетках, салфетки матерчатые, игра «Бабочка к своему цветку», картинки с изображением бабочек.
- Формировать умение включаться в игровую ситуацию;
- Продолжать упражнять в плотном присоединении одного элемента к другому (контур) и развивать способность ориентироваться на заданном участке работы;
- Закреплять разнообразные умения детей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка непосредственно-образовательной деятельности в дошкольном образовательном учреждении «День семьи» (старшая-подготовительная группа)
Занятие посвящено благотворительности и "Дню семьи"...
Развитие мелкой моторики у детей со сложной структурой дефекта в ДОУ нетрадиционными методами изобразительной деятельности.
Целью моей работы с детьми, имеющими нарушения сложной структуры дефекта, является: развитие мелкой моторики и координации движений рук у детей дошкольного возраста через нетрадицион...
«РАЗРАБОТКА ИНДИВИДУАЛЬНОЙ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ СО СЛОЖНОЙ СТРУКТУРОЙ ДЕФЕКТА»
индивидуальная коррекционно-развивающая программа - это интегрированная модель психолого – медико – педагогического пространства, создаваемого специалистами ДОУ с целью реализации индивиду...
Разработка специальной индивидуальной программы развития для детей со сложной структурой дефекта
Разработка специальной индивидуальной программы развития для детей со сложной структурой дефекта>>Посмотреть презентацию<<...
Методическая разработка по изобразительной деятельности. Аппликация (техника «Айрис фолдинг»)
Методическая разработка по изобразительной деятельности , аппликации для детей старшего дошкольного возраста....
Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром для детей со сложной структурой дефекта. (Старшая группа). Тема "Мебель".
Конспект занятия по теме "Мебель" направленный на формирование представлений об основных видах мебели; физминутка; аппликация "Комната для медвежонка"....
Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром для детей со сложной структурой дефекта. (Старшая группа). Тема "Вода".
Конспект занятия по теме "Вода" направленный на формирование у детей представлений о воде, её признаках; физминутка; посадка луковичек....