№ блока | Месяц | № занятия | Тема занятия | Задачи |
Вводные занятия | Сентябрь |
| Люби и знай родной свой край | - Познакомить детей с основными видами декоративно-прикладного искусства Кубани.
- Сформировать представление о декоративно-прикладном искусстве как искусстве украшения быта и среды.
|
| Азбука тестопластики | - Познакомить детей с историей тестопластики, с особенностями и возможностями материала, с назначением инструментов и приспособлений.
|
1. |
| У лета в корзине арбузы и дыни | - Продолжить знакомить детей со свойствами соленого теста.
- Закрепить умение лепить предметы круглой формы и разной величины.
- Учить лепить ломти арбуза, моделируя части (корка, мякоть) по размеру и форме.
|
| Лучок, чесночок и перчики. Оформление общей связки | - Закрепить умение лепить знакомые предметы из соленого теста, применяя усвоенные ранее приемы.
- Учить объединять свои работы в общую композицию.
|
Октябрь |
| Соленья и варенье (фрукты и овощи в пластиковых баночках) | - Совершенствовать технику лепки из соленого теста.
- Закрепить умение передавать в лепке характерные особенности овощей и фруктов (форма, размер), используя знакомые приемы лепки: оттягивание, сглаживание, прищипывание и т.д.
|
| Корзинка с фруктами
| - Совершенствовать технику многофигурной и сложноцветной рельефной лепки при создании композиции «Корзинка с фруктами».
|
5. |
| Подсолнушки – маленькие солнышки | - Учить лепить рельефные изображения подсолнухов, передавая характерные особенности их строения и окраски.
- Воспитывать интерес к отражению в лепке впечатлений об окружающей жизни.
|
1. |
| Выпекали мы в печи пироги и калачи | - Учить детей лепить крендели, калачи, пироги, хлебцы, булки и другие хлебобулочные изделия.
- Учить пользоваться скалкой.
- Предложить выбрать вариант оформления изделий (посыпание манкой, маком, протыкание дырочек пластиковой вилкой или зубочисткой и т.д.).
|
Ноябрь |
| Веселое чаепитие (коллективная работа) | - Учить детей работать дружно, договариваться и вместе создавать выразительную композицию.
|
Обобщающее занятие |
| Выставка – развлечение «Осенняя ярмарка» | - Познакомить с особенностями кубанской ярмарки.
- Систематизировать знания детей о плодородии кубанской земли, о труде взрослых, благодаря которому дары Кубани приходят на стол.
- Формировать представление о связи различных видов традиционных искусств Кубани: декоративно-прикладного, музыкального, танцевального, игрового кубанского фольклора.
|
2. |
| Игрушка – свистулька «Птичка» | - Познакомить детей с традиционными глиняными игрушками Кубани и с искусством их изготовления.
- Учить лепить по мотивам кубанских глиняных игрушек.
|
| Старинная шкатулка. Лепка | - Учить создавать поделку на основе готовой формы - коробочки.
- Познакомить с новым способом лепки из пластин.
- Показать возможность создания шкатулки путем дополнения готовой формы выразительными лепными деталями.
|
Декабрь |
| Старинная шкатулка. Роспись | - Познакомить детей с особенностями художественной росписи на Кубани.
- Познакомить со способом подготовки изделия из соленого теста к раскрашиванию – грунтованием.
- Формировать навыки росписи изделий из соленого теста.
|
| Украшения (бусы, медальоны, серьги) | - Познакомить с кубанскими декоративными украшениями.
- Продолжить развивать интерес к лепке из соленого теста.
- Закрепить умение применять знакомые приемы лепки (раскатывание колбасок, скатывание шариков, нанизывание их на палочку, соединение деталей).
- Побуждать к самостоятельному поиску способов декорирования украшений: налепами (шарики, геометрические фигуры, полоски и т.д.), нанесение узора на тесто (стеки, трубочки, печатки).
- Развивать художественный вкус.
|
| Рамка для зеркальца | - Продолжать освоение техники рельефной лепки.
- Упражнять в сочетании различных форм изобразительной деятельности: аппликация, рисование, конструирование.
- Учить использовать для нанесения узора на тесто стеки, трубочки, печатки.
- Воспитывать художественный вкус, самостоятельность, творческую инициативность.
|
| Красивый подсвечник | - Учить детей лепить подсвечники.
- Предложить оформить подсвечники по своему выбору – нелепами, прорезным декором по мотивам кубанских орнаментов.
- Поощрять инициативу и самостоятельность при выборе дополнительных материалов и средств художественной выразительности.
- Подвести к пониманию взаимосвязи между формой изделия и декором.
|
3. | Январь |
| Кочеток и курочка | - Учить детей лепить объемные изображения петуха и курочки, передавая их форму и характерные особенности, применяя для решения новой творческой задачи, ранее освоенные способы и приемы лепки.
- Развивать глазомер, мелкую моторику.
- Воспитывать самостоятельность и инициативность при выборе средств художественной выразительности.
|
| Котя – коток | - Учить детей лепить фигурку котика, передавая в лепке форму, строение, характерные особенности его внешнего вида.
- Вызвать интерес к экспериментированию с художественными материалами для изображения пушистой «шубки».
- Направить на самостоятельный поиск средств образной выразительности.
|
| Свинки | - Закрепить умение лепить животных, передавая характерную форму тела и частей, их относительную величину.
- Продолжить освоение техники лепки из соленого теста.
- Совершенствовать умение свободно варьировать разные приемы лепки для создания выразительного образа.
|
| Составление макета «Кубанское подворье» | - Познакомить с макетированием как видом художественно-конструктивной деятельности.
- Учить детей отбирать наиболее выразительные работы для общей композиции, коллективно обдумывать расположение фигурок, передавать с помощью подручного материала образ кубанского подворья.
- Развивать эстетическую оценку вылепленных изображений.
- Воспитывать самостоятельность и творческую активность.
|
4. | Февраль |
| Портрет «Казачья семья» | - Учить лепить лицо взрослого и ребенка, стараясь передать правильные пропорции лица.
- Закрепить умение тщательно отделывать детали изображения, пользуясь разнообразными приемами лепки.
- Учить с помощью фона, элементов одежды передавать народный кубанский колорит.
|
| Лепка фигурок казака, казачки и казачат (на выбор) | - Познакомить с традиционными костюмами казака и казачки.
- Учить детей лепить фигурку человека, передавать форму тела, строение, форму частей, пропорции, детали народной одежды.
- Учить плотно скреплять части, создавать устойчивые фигурки, располагать их вертикально.
- Инициировать самостоятельность при выборе дополнительных материалов.
|
| Роспись готовых изображений | - Закрепить и расширить представление о традиционной одежде кубанских казаков.
- Продолжить формировать технические умения и навыки раскрашивания изделий из соленого теста.
|
| Лепка предметов казачьего быта | - Дать представление о гончарном искусстве как традиционном ремесле жителей Кубани.
- Учить детей лепить разнообразную казачью посуду: крынки, глэчики, горшки, макитры и т.д. из целого куска, добавляя детали.
|
Март |
| Роспись готовых изображений | - Учить видеть, чувствовать и созидать по законам кубанского декоративно-прикладного творчества.
- Формировать умение планировать работу, предвидеть результат и достигать его.
- Стимулировать проявления творчества в выборе элементов и составления из них композиции для украшения посуды.
|
| Составление и обыгрывание макета «Кубанская горница» | - Продолжить формировать представление об особенностях быта казачьей семьи.
- Формировать у детей навыки сотрудничества в коллективной деятельности.
|
3. |
| Ходит конь по бережку… | - Продолжать освоение техники рельефной лепки.
- Учить детей раскатывать пласт соленого теста с помощью скалки и вырезать по шаблону рельефное изображение коня.
- Продолжить учить украшать свои изделия с помощью подручных средств и природного материала, создавать выразительные композиции.
|
| Панно «Кубанские Буренки» (коллективная работа) | - Закреплять умение лепить рельефные изображения животных.
- Учить добиваться более точной передачи пропорций, особенностей формы и характерных деталей изображения коровки.
- Формировать навыки сотрудничества в коллективной деятельности.
|
6. | Апрель |
| «Писанка». Лепка пасхальных яиц | - Создать радостную, предпраздничную атмосферу на занятии.
- Познакомить детей с кубанскими пасхальными традициями.
|
| «Писанка». Роспись пасхальных яиц | - Сформировать представление об особенностях росписи пасхальных яиц на Кубани.
- Закреплять навыки росписи изделий из соленого теста по мотивам кубанских орнаментов.
|
| Пасхальные куличи | - Воспитывать интерес к народной культуре.
- Развивать самостоятельность и фантазию, умение экспериментировать: украшать свои изделия бисером, бусинками, лентами, декоративными бантами и другими подручными материалами.
|
3. |
| Панно «Овечки и пастух» (коллективная работа) | - Продолжить учить детей раскатывать пласт соленого теста скалкой, вырезать стекой рельефную фигурку «овечки» по шаблону, выравнивая края палочкой или стекой.
- Предложить детям самостоятельно решить проблемную ситуацию – найти способ придания шероховатости поверхности теста (шерсть овечек, крона деревьев).
- Развивать творческую активность.
- Продолжить воспитывать интерес к лепке из соленого теста.
|
5. | Май |
| Ромашки и васильки | - Совершенствовать умение расплющивать исходную форму (шар), и видоизменять ее: прищипывать, оттягивать, вдавливать, делать насечки, дополнять налепами.
- Создать условия для творческого применения всех освоенных умений, для использования различных инструментов и дополнительных материалов.
|
| Краснеют нарядные маки, как в новых одеждах казаки | - Совершенствовать технику лепки цветов из солено теста.
- Предложить различный материал и инструменты для художественного оформления своих изделий (бисер, мелкие бусинки и т.д.).
- Воспитывать художественный интерес к природе родного края, отображению представлений и впечатлений от общения с ней в изодеятельности.
|
| Венок с полевыми цветами (коллективная работа) | - Продолжить упражнять детей в создании коллективных работ.
- Учить объединять свои работы в общую композицию, отбирать наиболее выразительные, коллективно обдумывать расположение деталей на панно.
- Воспитывать у детей желание работать вместе, формировать умение договариваться друг с другом, планировать работу по реализации замысла.
|
Итоговое занятие |
| Выставка-отчет «Кубанские посиделки» (совместно с семьей) | - Воспитывать любовь к родному краю, формировать целостное представление о декоративно-прикладном искусстве Кубани.
- Формировать у детей представление о своих возможностях, своей успешности в творческой деятельности.
- Предоставить детям возможность продемонстрировать другим результаты своей деятельности, поделиться впечатлениями, получить адекватную оценку своим усилиям.
|