Экологический проект в защиту елочки "Елочка пушистая иголочка"
методическая разработка по окружающему миру (средняя группа) по теме
Экологическое воспитание - одно из основных направлений в системе образования, это способ воздействия на чувства детей, их сознания, взгляды и представления. Дети испытывают потребность в общении с природой. Они учатся любить природу, наблюдать, сопереживать, понимать, что наша Земля не сможет существовать без растений. Мы должны беречь и сохранять их.
Целью проекта является формирование ответственного отношения к природным богатствам творческой активности и природоохранной деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
экологический проект о защите елочки | 44.78 КБ |
Предварительный просмотр:
Экологический проект в защиту елочки "Елочка пушистая иголочка"
Автор и руководитель проекта: воспитатель ГБДОУ ЦРР детский сад № 48 Бондаренко Юлия Сергеевна.
Вид проекта: исследовательско-творческий, агитационный.
Продолжительность: краткосрочный.
Участники проекта: дети средней группы № 8, их родители, воспитатели-Шитова А.Ю., Бондаренко Ю.С, музыкальный руководитель- Петренко Любовь Вячеславовна.
Социально-экологическая проблема.
Экологическое воспитание - одно из основных направлений в системе образования, это способ воздействия на чувства детей, их сознания, взгляды и представления. Дети испытывают потребность в общении с природой. Они учатся любить природу, наблюдать, сопереживать, понимать, что наша Земля не сможет существовать без растений. Мы должны беречь и сохранять их.
Ель. Насколько же ценна эта зелёная красавица, если даже в своём детстве она так желанна в жизни человека! А ведь живёт это дерево по 200-300 лет, вырастая настоящим великаном. Ель очень декоративное дерево, хорошо переносит стрижку и после неё хорошо загущается, создавая плотные живые изгороди.
Ну а что же сказать про новогодние ёлки, без них тоже не обойтись! Сколько радости, веселья и ярких впечатлений приносят они детям. Да и не только им! С другой стороны, нельзя обеднять наши леса, ежегодно уничтожая множество маленьких ёлочек.
Как было бы хорошо, если бы у школ, клубов, дворцов культуры, детских садов и во дворах жилых домов росло хотя бы по одной огромной ёлке. В новогодние праздники она, живая, не погубленная топором, была бы центром внимания и радостью и для детворы, и для взрослых.
Содержание проекта
Паспорт проекта:
Наименование проекта “Елочка – пушистая иголочка”.
Основные разработчики и ответственные реализации проекта.
Цели и задачи проекта:
Цель: Формирование ответственного отношения к природным богатствам творческой активности и природоохранной деятельности.
Задачи:
- Пропагандировать бережное отношение к хвойным деревьям на территории микрорайона.
- Повышать экологическую грамотность дошкольников.
- Способствовать формированию привычки заботливого отношения к окружающей природе.
- Мотивировать родителей на использование альтернативных методов украшения среды к Новому году, изготовление елок из бросового, подручного материала.
- Способствовать развитию творческих способностей, воображению детей.
- Способствовать включению семьи в процесс реализации проекта по формированию экологической культуры.
- Воспитывать эмоциональный отклик, интерес и эстетическое отношение к природе.
- Изучить информацию об особенностях хвойных пород
- Привлечь внимание детей и их родителей к проблемам сохранения хвойных деревьев через соцопрос
Сроки и этапы реализации, перечень мероприятий:
1-й этап – организационный:
- разработка Положения акции “Елочка – пушистая иголочка”;
- определение цели и задач, путей реализации проекта.
Срок – 25-28 ноября 2014 г.
2-й этап – практический:
- занятия с детьми;
- мастер – класс для родителей “Украшения для елочки своими руками”;
- смотр – конкурс плакатов, рисунков, елочной игрушки “Сохраним елочку”;
- Выставка рисунков детей, работ из бросового, подручного материала в ДОУ № 48;
- Проведение соцопроса среди родителей группы
До 25 декабря 2014 г.
3-й этап – итоговый:
- подведение итогов;
- награждение;
- оформление материалов проекта.
12-14 января 2015 г.
Решение задач проекта будет осуществляться через различные виды деятельности.
1.Художественная литература и речевое общение: - Занятие «Лес в жизни человека»; - занятие «Профессия лесничий»; - чтение Мамин –Сибиряк «Лесная сказка»; - занятие «Что лес дарит людям»; - заучивание пословиц, поговорок; - отгадывание загадок о лесе, деревьях; - разучивание стихотворений о елочках; - игра с мячом «Подбери прилагательное: елка какая?».
2.Конструктивно-изобразительная: - рисование плакатов «В защиту елочек»; - штриховка елочек; - задание «Дорисуй ветку ели и сосны. Чем они отличаются?»;
3.Игровая деятельность: - «Правила друзей леса»; - «Модель леса»; - «Лесник заботится о лесе»; - «С кем дружит ель?»; - «С какой ветки эти детки?»; - «Найди по силуэту»; - «Угадай дерево по описанию»; - подвижная игра «Я дерево-мама»;
4.Практическая работа: - Развешивание плакатов «В защиту елочки»; - выставка поделок совместно с родителями «Такие разные елочки!»; -лепка «Новогодние игрушки»;- изготовление игрушек и цветных льдинок для украшения ели на участке; - изготовление елочек способом оригами; - вырезывание двух елок одновременно путем складывания листа бумаги в четыре слоя;-проведение соцопроса среди родителей
5.Наблюдения: - чем живая ель отличается от искусственной, - чем отличается ель от сосны, - быстро или медленно растет ель (если ей 5-7 лет, то она ниже ребенка этого возраста, вывод: ели растут медленно, их надо беречь! - при стряхивании снега с веток ели, они не ломаются, а пружинят.
Исполнители проекта: Бондаренко Ю.С. - руководитель проекта.
Исполнители основных мероприятий:
- педагог Шитова А.Ю.,
- музыкальный руководитель – Петренко Л.В., родители и дети.
Ожидаемые результаты: в результате выполнения проекта будет достигнуто:
- повышение уровня экологической культуры у воспитанников и взрослых;
- повышение уровня знаний детей по экологии;
- проявление заинтересованности родителей в использовании разнообразных экоприемов украшения окружающей среды;
- активное участие родителей в организации конкурсов рисунков, плакатов, елочной игрушки;
- создание праздничного, радостного настроения взрослых и детей.
- сплочение родителей и детей в совместной общественно-полезной деятельности.
Оценка результатов.
Оценка результатов будет проводиться в январе при помощи опроса родителей: - Ставили ли они на Новый год елку? - Живую или искусственную? - Если живую, то где приобрели? - Просил ли вас ребенок поставить елку?
Результат проекта: представление материалов проекта для дошкольников “Елочка – пушистая иголочка”.
Оформление фото отчета на сайте ГБДОУ ЦРР детский сад № 48.
Мероприятия:
- Разработка Положения акции “Елочка – пушистая иголочка”.
- Занятия познавательного цикла с детьми. Заучивание стихов и загадок, пословиц и поговорок.
- Проведение Мастер – класса для родителей “ Украшения для елочки своими руками ”.
- Разучивание и проведение подвижных игр с детьми вокруг елки.
- Проведение конкурса рисунков, плакатов, елочной игрушки.
- Оформление выставки детского рисунка в группе.
- Представление материалов проекта на городскую акцию для дошкольников “Елочка – пушистая иголочка”.
- Оформление фото отчета на сайте ГБДОУ ЦРР детский сад № 48.
Выводы
В ходе работы над проектом предполагаемые результаты были достигнуты: мы обобщили и обогатили опыт детей в сфере экологического воспитания путем применения научных методов и приемов, собрали бесценный материал о голубых елях, произрастающих в нашем городе, систематизировали его и обобщили как опыт работы в данном проекте.
В процессе работы естественным образом развивалось чувство эмпатии у дошкольников. Особую значимость имели коммуникативные навыки, направленные не только на бесконфликтное общение детей друг с другом, но и на бережное отношение к природе в целом.
В период работы над проектом дети обогатили словарь и пополнили словарный запас. В ходе экспериментальной деятельности у детей развивалось воображение, мышление, сформировались навыки элементарной исследовательской деятельности. Воспитанники и их родители научились работать с разнообразными видами природного и бросового материала, передавать свои чувства через продуктивную деятельность.
Заключение.
Считаем, данный проект имеет большое значение в экологическом воспитании детей дошкольного возраста, формировании привычки бережного отношения к природе.
Анкета для родителей
1. Что вы считаете главным украшением Нового года?
А) ель живая
Б) мандарины
В) зимний салат
Г) подарки
Д) пиротехнические изделия
Е) Елочные украшения
2. Какую ель вы предпочитаете украшать к Новому году живую или искусственную?
3. Каким образом вы используете живую ель после Новогодних праздников?
Цикл наблюдений за елью
Наблюдение 1. «Как узнать ель? »
Цель: упражнять детей в умении отыскивать знакомые деревья по одному-двум характерным признакам; показать особенности ели, по которым ее легко выделить среди других деревьев (ветви покрыты зелеными иголками, похожа на пирамидку, потому что вверху ветки короткие, а книзу становятся все длиннее и длиннее) .
На участке воспитатель предлагает детям отыскать знакомые им деревья: березу — по белому стволу, а тополь — по серому стволу, рябину — по оставшимся на ветках ягодам, ясень — по гроздьям семян-летучек, висящих на ветвях, и т. д. Затем воспитатель говорит, что надо отыскать еще одно дерево, про которое придумана интересная загадка (загадывание загадки). Отыскав ель, воспитатель обращает внимание детей на два признака — «наряд» из иголок и пирамидальное строение. Говорит, что по этим особенностям дерево легко отличить от всех остальных. Предлагает ребятам пройти по всей территории и найти разные ели — большие (высокие, старые) и маленькие (низкие, молодые). В конце наблюдения воспитатель читает детям стихотворение О. Высотской «Елочка».
Наблюдение 2. «Какая ель? »
Цель: уточнить представление детей о строении ели: один ствол, покрытый коричневой корой; верхушка; много веток, которые постепенно увеличиваются книзу, все ветки покрыты зелеными, жесткими, колючими иголками; коричневые шишки (на высокой взрослой ели) .
Проводя наблюдение, воспитатель предлагает детям, чтобы они получили не только зрительные, но и кинестетические тактильные впечатления, совершить разнообразные действия: погладить ствол, прижаться к нему щекой (если возможно) ; потрогать иголки и ощутить их жесткость, колючесть; показать руками пирамидальное строение дерева. В конце наблюдения воспитатель может еще раз загадать уже известную им загадку и новую.
Наблюдение 3. «Чем прекрасна ель? »
Цель: показать детям красоту дерева, которая заключается в его стройности, пирамидальной форме, зеленом наряде, снежном убранстве, в сверкающем на солнце инее на ветвях, шишках; учить детей любоваться деревом, разговаривать с ним.
В процессе наблюдения воспитатель обращает внимание детей на то, что быть рядом с елью, гулять возле нее очень полезно для здоровья: она красива — на нее приятно смотреть, ее ароматом полезно дышать. Воспитатель спрашивает, что красивого дети находят в ели. Предлагает глубоко подышать с закрытыми глазами ее ароматом, затем полюбоваться красотой дерева. В конце наблюдения дети сами загадывают знакомые загадки, читают стихотворение О. Высотской «Елочка».
Наблюдение 4. «Сравним живую и игрушечную ели».
Цель: показать детям главные особенности живого дерева (ель на участке живая, у нее в земле корни, корни питают ее соками земли, в теплое время года дерево растет — у него появляются новые ветки, шишки, старые ветки становятся длиннее, ель издает аромат) ; игрушечная ель искусственная, ее сделали на заводе из пластмассы, у нее есть ствол, ветки, но нет корней — она неживая, не пахнет, ее можно поставить в любое место, с нею можно играть.
Воспитатель выносит на участок игрушечную елочку, ставит возле ели, предлагает посмотреть на то и другое дерево, сравнить их и найти различия. После высказываний детей делает вывод о главном различии: одно дерево живое, другое искусственное. Говорит: «Ребята, приближается замечательный праздник — Новый год! Его всегда празднуют возле елки. Было бы очень хорошо, чтобы у вас дома была искусственная елочка, а не живая. Ведь живая, если ее спилят, потом засохнет, умрет, и не будет в лесу елки. А искусственная елочка тоже красива! Ее можно нарядить — украсить разными игрушками, она не будет осыпаться. А радость будет всем. Воспитатель зачитывает стихотворение И. Токмакова «Хороший подарок».
Наблюдение 5. «Поможем нашей елочке». В один из дней воспитатель с детьми посещает елочку, за которой ведутся наблюдения.
Цель: воспитывать у детей эмоционально-положительное отношение, сочувствие к живой ели, желание облегчить ее зимнее существование; дать представление о том, что в сильный мороз деревья могут замерзнуть, поэтому их следует прикапывать снегом, который согревает корни и ствол, что большое количество снега на лапах ели вредно для нее, так как оттягивает их вниз и может сломать, ели можно помогать, легонько отряхивая снег с веток.
За время наблюдения воспитатель читает детям стихотворение К. И. Чуковского «Елка».
Затем воспитатель уточняет знания детей с помощью вопросов: какая это ель - живая или искусственная? Могут ли у нее быть ножки и каблучки? Что у живой ели под снегом и под землей? Подчеркнув, как трудно деревьям зимой, воспитатель предлагает помочь дереву - прикопать сугроб вокруг ствола, а сам осторожно отряхивает снег с лап.
Информация о деревьях хвойных пород
Хвойные Породы, деревья и кустарники с игловидными листьями - хвоей. К хвойным породам относятся лиственница, ель, сосна, пихта и др. Используют для получения древесины, живицы, в защитном лесоразведении, озеленении и др. Плоды некоторых хвойных пород съедобны (напр., кедровые орешки…
Ель - род хвойных вечнозеленых деревьев семейства сосновых, который включает 37 видов, 7 из которых встречается в России. В переводе с латинского ель – означает смола. Ель - красивое вечно – зеленое дерево высотой до 30 метров. Верхние ветки короткие, а чем ниже от вершины те становятся длиннее. Дерево имеет форму пирамиды, благодаря чему снег не удерживается, а скатывается с веток, не ломая их. Листва ели (хвоя) имеет вид иголок, поэтому она сохраняется и зимой. Хвоинки располагаются на ветке поодиночке, держаться на ветвях 5 – 7 лет. Так как у них нет цветков, то нет и плодов, а семена скрыты в шишках. Живет ель очень долго, от 300 до 700 лет. Образует темные еловые леса.
Полезные и лечебные свойства ели
Благодаря быстрому росту елей древесина этих пород очень ценится человеком. Древесина у ели мягкая, легкая, смолистая. Поэтому она используется человеком в строительстве, при производстве бумаги, музыкальных инструментов (лучшие скрипки и виолончели, из нее добывают смолу, скипидар, канифоль, деготь. В них много витамина С, поэтому она используется для приготовления разных лечебных препаратов.
Полезные свойства ели:
- снабжает диких животных и птиц шишками с семенами;
- очищает воздух от вредных веществ и примесей;
- является источником полезных для человеческого здоровья фитонцидов;
- выделяет кислород круглый год;
- летом служит источником прохлады и тени;
- зелень действует на человека успокаивающее в период зимних депрессий;
- хвоя ели источник биологически активных веществ;
- из ели производят биологические добавки для корма животных.
Лечебные свойства ели:
-хвойные ванны улучшают настроение, снимают утомление, головную боль;
-фитонциды убивают болезнетворные микроорганизмы, помогают защитным силам организма справиться с вредоносными чужаками;
- эфирные масла используются для ингаляций, ароматических ванн;
- из хвои, весенних побегов, шишек, почек, очищенной живицы производят лекарства, настои, мази, бактерицидные средства, которыми лечат простудные заболевания, туберкулез, давление, ангину, авитаминоз, обмен веществ, применяются для быстрого заживления язв, ран, гнойничков и многое другое.
Полезные советы по применению использованных Новогодних живых елей
Совет 1. В новогодних ветках сосны витамин С сохраняется в течение трех месяцев. Найдите ели место, поставьте в снег, в воду, она дольше будет «живой». Вода поможет натуральному клеточному соку сосны дольше действовать на наш организм, когда мы будем срезать для напитка верхние 2-3 см веточки.
Совет 2. Дымок хвойных пережигает черную энергию, накопленную в зимних, плохо проветриваемых квартирах, при этом необходимо сжигать их на железном совке и соблюдать меры предосторожности.
Совет 3. Еловые стружки используются в качестве подстилки для животных в сельском хозяйстве, присыпки дорожного покрытия и даже дезинфекции автомобильных шин, например, в Саратове этим пользуются уже более четырех лет.
Совет 4. Многие зоопарки и сельскохозяйственные предприятия используют для корма животных добавки, состоящие из елок.
Совет 5. Сосновая кора и хвоя после переработки может быть использована для мульчирования почвы в приствольных кругах деревьев, а целые еловые ветки - в качестве укрывного материала для многолетних растений.
Совет 6. Если засыпать хвоей землянику или междурядья клубники, то при поливе ягода не будет соприкасаться с землей и гнить, а сам полив можно будет сократить, так как хвоя сохраняет влагу. Сквозь хвою не прорастет поросль и сорняки, а почву не нужно рыхлить.
Совет 7. «Зеленый материал» мелко рубят, запаривают, концентрированный раствор разбавляют водой, а затем поливают им кустарники. Такой хвойный раствор хорошо стимулирует рост растений.
Совет 8. Для того, чтобы праздник во дворе ощущался каждый день, вплоть до окончания зимы елку можно просто оставить во дворе, оснастив кормушками для птиц.
Но самое печальное, что из всех вырубленных деревьев почти треть остаётся непроданной и выбрасывается на свалку! А у многих из нас получится целый парк срубленных и погубленных деревьев.
А посчитайте-ка, сколько деревьев вы посадили в своей жизни?
У многих окажется, что - ни одного!
Дальнейшая жизнь срубленных елочек
Вот мы и простились с новогодними праздниками, с их красотой и торжественностью. Проходишь по городу, унылая картина, повсюду разбросаны деревца, еще вчера дарившие радость и уют домам и бывшие гордостью их хозяев. У подъезда ругаются жильцы, снова кто-то засорил мусоропровод, сунув туда елочку. А вот чья-то «заботливая» рука пристроила красавицу в сугроб на детской площадке. Постоит до весны и на свалку. А действительно, куда девать елочку в городе? Неужели ей гнить на свалке? Да просто, у нас это не организовано, вот в чем причина.
За рубежом работают пункты, где можно сдать елку для последующей переработки. Из них делают брикеты для печей, компост, наполнители для кошачьего туалета, бумагу, из хвои всякие лечебные концентраты. Так поступают в цивилизованных странах: Швеции, Германии, США, Канаде. А во Франции даже косметику делают из зимних красавиц. Сейчас за каждую сданную елочку житель Мехико получает горшок с цветком. И в настоящее время, жители мексиканской столицы больше не выбрасывают новогодние деревья на улицы. В Канаде, например, из хвойных делают лекарство против гриппа. Энергетическим сырьем стали новогодние елки и в Берлине: смесь из опилок, хвои и угля горит быстро, дает много энергии и уменьшает выброс углекислого газа. В морозную зиму елочное тепло экономит сотни тысяч евро. В США даже есть Ассоциация новогодних елок. Американцы организовали и пункты приема бывших в употреблении елей, где их владельцам выдают семена цветов или саженцы кустарников.Когда же у нас будет организовано такое дело?
Мы предлагаем:
-отвозить деревья в лес на корм лосям;
-использовать срубленные ели для компоста в парках, скверах.
Эту проблему надо решать обязательно, иначе плохие мы хозяева в своем родном доме, в своем городе, в своей стране.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Экологический проект "Не рубите елочку колючую иголочку!"
Актуальность Новый год - самый радостный, красивый, сказочный праздник. Обязательным атрибутом этого праздника является ёлка. Украшенная игрушками, гир...
Мастер-класс "Ёлочка - пушистая иголочка"
Мастер-класс по изготовлению ёлки....
презентация проекта "Елочка-пушистая иголочка"
это краткосрочный проект проведенный с детьми младшего возраста...
"Ёлочка - пушистая иголочка".
Дать знания о ели, особенностях, пользе. Учить различать характерные признаки предметов разными анализаторами (глаза, нос, руки). Развивать тактильную память, любознательность, наблюдательность, фанта...
конспект занятия в средней группе "Ёлочка, пушистые иголочки"
Рисование ладошками и пальчиками....
Познавательно-творческий проект Тема: Ёлочка, ёлочка – пушистая иголочка! Для детей младшего дошкольного возраста.
Гипотеза проекта: после проведения новогоднего праздника дети познакомились с символом нового года - Ёлочкой. А через проектную деятельность «Ёлочка, ёлочка –пушистая иголочка!» дети...
Проект «Елочка — пушистая иголочка» 2 младшая группа
Обострение экологической проблемы, диктует необходимость интенсивной просветительской работы по формированию у детей экологического сознания, культуры природопользования.Наш...