Конспект "Заюшкина избушка"
план-конспект занятия по аппликации, лепке (средняя группа) на тему

Сухова Юлия Ивановна

Конспект по аппликации для детей средней группы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл applikatsiya_konspekt.docx26.25 КБ

Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ «ЗАЮШКИНА ИЗБУШКА»

Задачи:  учить отгадывать загадки, эмоционально воспринимать содержание сказки, отвечать на вопросы, запоминать яркие выражения героев сказки, работать в коллективе,  создавать на аппликативной основе (стена - большой квадрат, крыша - треугольник, окно - маленький квадрат) разные образы сказочных избушек - лубяную для зайчика и ледяную для лисы. Закрепить способ разрезания квадрата по диагонали с целью получения двух треугольников. Направить на самостоятельный выбор исходных материалов и средств художественной выразительности. Развивать творческое мышление и воображение. Воспитывать интерес к народной культуре.

Предварительная работа. Чтение и пересказывание русской народной сказки «Заюшкина избушка», рассматривание иллюстраций к сказке. Беседа о сказочных домиках. Знакомство с явлением контраста в искусстве (избушка лубяная - избушка ледяная; заяц добрый и доверчивый - лиса хитрая и коварная).

Занятия по аппликации «Домик из кубиков и кирпичиков» (освоение способа деления квадрата по диагонали с целью получения двух треугольников).

Оборудование. Листы тонированной   бумаги голубого  цвета для фона, готовые детали для аппликации: 25-30 бумажных квадратов  размером 7x7 см - 10x10 см для стен лубяных избушек - в тёплой гамме (жёлтого, бежевого, оранжевого, терракотового цвета),   25-30 бумажных квадратов размером 7x7 см - 10x10 см для стен ледяных избушек - в холодной гамме (голубого, бирюзового, синего, светло-фиолетового цвета); 25-30 бумажных квадратов белого цвета для разрезания на треугольники - крыши обеих избушек; 50 бумажных квадратов размером 2x2 см - 3x3 см - для окошек (цвет разный); шаблоны зайца, лисы; дополнительный материал - вата, обрезки бумаги; цветные    карандаши, фломастеры ножницы, печатки, гуашь, ватные палочки клей, клеевые клей, щетинные кисти,, салфетки бумажные и матерчатые.

Персонажи кукольного или настольного театра - лиса и заяц, петушок.

ХОД ЗАНЯТИЯ:

1-я часть (стук в дверь).    

 Игровой момент.   Раздается  стук  в дверь,   воспитатель  показывает игрушку котика с волшебным сундучком и говорит, что он пришел к ним в гости. Котик здоровается с детьми и задает им вопросы:

  • Вы меня узнали, кто я?
  • А что у меня в руках?
  • А что в мешочке лежит, вы знаете?
  • Я не простой котик, меня зовут кот Мурлыка. Я люблю рассказывать детям сказки. И сундучок  у меня не простой, а волшебный.   Там сказки живут.
  • Хотите узнать какие?

Садитесь на стульчики. (Пытается открыть сундучок, но не может.) Что-то ничего у меня не получается... Наверное, мы забыли сказать волшебное слово. Какие волшебные слова вы знаете? (После ответов детей сундучок открывается.) Прежде чем рассмотреть то, что есть в сундучке, отгадайте загадки.

Хвост пушистый - краса,

 А зовут ее...     ( игрушка лисы.)

По полю прыг-прыг,

По снегу тык-тык.

(игрушка зайца.}

Кто рано встает, Голосисто поет,

Детям спать не дает?( игрушка петуха.)

Как вы думаете, из какой сказки эти звери: лиса, заяц, петух? И, правда, это герои русской народной сказки «Заюшкина избушка». А сейчас наши сказочные герои оживут, и вы увидите и услышите сказку «Заюшкина избушка» (складывает игрушки в сундучок и закрывает его). Давайте все вместе скажем дружно: «Раз, два, три! Сказка, оживи!».

Драматизация сказки.

Жили-были лиса да заяц. У лисы была избёнка ледяная, а у зайца - лубяная.
Пришла весна-красна, у лисы избёнка растаяла, а у зайца стоит по-старому. Вот лиса попросилась у него переночевать, да его из избёнки и выгнала!

Какая избушка была у зайчика? - лубяная, она  из лубочков, т.е. из деревянных досок. Лубяной — значит деревянный. Слова дети повторяют хором и индивидуально.

А у лисы? ( Ледяная.)  Это дом  изо  льда.

Что сделала лиса? Какая она была?

Кто хотел помочь зайцу? Помогли? А почему не помогли? (Струсили,
испугались лису).

Кто же помог зайчику? Как он говорил.

 Какой был петух?  Смелый, храбрый, добрый.

Чем закончилась сказка?

Воспитатель: Сейчас мы с вами мимикой покажем героев сказки; лису, когда она выгоняла зайчика (сердитая); зайчика, когда его выгнали из избушки (печальный, грустный); лису, когда ее гнали собаки (испуганная).

2-я часть: (слышится плач лисы).

Воспитатель: Кто это плачет? Посмотрите, лиса никуда не убежала. Она сидит под кустиком. Почему она плачет? Вам ее жалко? Да, она осталась без избушки. Чем мы можем ей помочь? У

лисы была ледяная избушка - она растаяла. У зайчика лубяная – она сохранилась. Давайте помирим лисичку и зайчика, пусть они живут дружно, не ссорятся. А поможет нам песенка «Как положено друзьям».

Танец «Как положено друзьям».

Чем ещё мы можем помочь лисичке?

Давайте  сделаем аппликативные избушки: лубяную для заюшки и ледяную для лисы, чтобы лиса и заяц дружно жили по соседству и мирно беседовали, глядя друг на друга из окошек.

Из каких частей состоит дом? (стена, крыша, окна).

Выставляю на мольберте лист бумаги (основу для композиции),  стена - большой квадрат, крыша - треугольник, окошко - маленький квадрат. На основе этой схемы начинаем моделировать варианты избушек, и включаю детей в подбор материалов. Например, показываю большой квадрат жёлтого (оранжевого, бежевого, терракотового) цвета и спрашиваю, что это за деталь (часть постройки), и для чьей избушки она подойдёт? Быстро приклеивает стену заюшкиной избушки на композиционную основу (справа или слева). Затем показывает большой квадрат голубого (синего, бирюзового, светло-фиолетового) цвета. Повторяю вопрос и приклеиваю стену лисьей избушки.  Как можно сделать крышу. Показываю квадрат белого цвета и разрезаю его по диагонали на два треугольника, как показано на схеме.

 -Из одного квадрата получилось сразу две крыши белого цвета, которые подходят к обеим избушкам - ледяной и лубяной. К тому же, их можно раскрасить любым цветом. Показываю прямоугольник. Это  окошки . Чтобы получить два окошка из прямоугольника я складываю его пополам, как показано на схеме, точно соединяю края, пальчиком проглаживаю по линии сгиба, разрезаю- получилось сразу 2 окошка. Они могут быть разного цвета - это зависит от светильников и штор.

Посмотрите, на столе лежат  квадраты разного цвета для домиков, есть вата (ведь лисичка с зайчиком будут дружить, наверное в снежки станут играть, их можно сделать из ваты), ватные палочки для того чтобы нарисовать снегопад или что-то ещё, карандаши, фломастеры, кисти, разные печатки для украшения.

Повторяем и уточняем творческую задачу - на  листе бумаги сделать картинку-аппликацию «Была у зайчика избушка лубяная, а у лисы ледяная»: стены избушек сложить из квадратов разного цвета, две крыши сделать из одного квадрата (разрезать по диагонали и раскрасить), а окошки из прямоугольников.

-Кому бы вы хотели сделать избушку? Какой  тебе понадобится квадрат?

Садитесь за столы. У вас есть стены. Чего не хватает? В тарелочках лежат прямоугольники  и квадраты белого цвета. Из 1  квадрата  белого цвета мы сделаем  сразу 2 крыши, одну можно взять себе, а другой поделиться с товарищем. Из прямоугольника получим тоже 2 окошка, одно можно взять себе, а другое отдать.

Договоритесь, кто из вас будет делать крышу, а кто окошечки.

Но прежде чем начать работать вспомним правила.

Ножницы берём за два кольца, держим двумя пальцами (указательным и большим). Прежде чем приступить к наклеиванию, нужно наметить детали на листе. Кисть держим в правой руке, намазываем только на клеёнке. Поворачиваем на лист бумаги клеем вниз. Сверху прикрываем салфеткой, примакиваем  лишний клей.

Приступаем к работе.

Дети наклеивают на бумагу.

Вопросы:

Как получить окно, крышу?

Как убрать лишний клей?

 Кто будет жить в твоей избушке?

 Чем ты будешь украшать полянку?

Ребята, зайчик и лисичка увидели, какие вы домики красивые сделали и захотели там пожить. Раздаю на тарелочках шаблоны зайчиков и лисичек.

Лисичка приглашает вас поиграть с ней в игру.

Игра « По лесной лужайке разбежались зайки».

По лесной лужайке разбежались зайки. 

Вот, какие зайки, Зайки-побегайки!

Сели зайчики в кружок, роют ложкой корешок. 

Вот, какие зайки, Зайки-побегайки!

Вот бежит лисичка — рыжая сестричка. 

Ищет, где же зайки, Зайки-побегайки?

А сейчас лисичка и зайчик хотят внимательно рассмотреть домики. Лисичка с зайчиком рассказывают, почему им понравились домики.

Оформление выставки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по конструированию из бумаги в старшей группе детского сада «Заюшкина избушка»

Конспект занятие по конструированию из бумаги в старшей группе детского сада.Изготовление избушки путем скручивания квадрата в трубочку....

"Новый год" "Заюшкина избушка"

Сценарий на Новый год для младшей группы....

Конспект занятия по развитию речи во второй младшей группе по мотивам русской народной сказки "Как коза избушку построила"

Данное занятие можно использовать в качестве развлечения, мы же таким необычным способом познакомили детей с новым произведением устного народного творчества - сказкой "Как коза избушку построила"....

Конспект занятия "Заюшкина избушка"

Комплексное занятие по закреплению знаний о зимних явлениях природы, расширяет и обогащает словарный запас детей, воспитывает любовь к живому....

проект: "Что у бабушки в избушке?"

Представленные материалы могу быть использованы  коллегами  при подготовке к  творческому проекту Представленный  проект расчитан на неделю. Проведен с детьми подготовительной груп...

Наведем порядок в избушке бабы яги

Конспект занятия по социально-бытовой подготовке с детьми дошкольного возраста«Наведём порядок в избушке на курьих ножках».   Цели и задачи.Вовлекать детей во взаимодействие с ближайшей...

Конспект занятия по аппликации во второй младшей группе Тема: «Построим избушку для лисички» по русской народной сказке «Заюшкина избушка».

Цель: развитие продуктивной деятельности через аппликацию, формирование целостной картины мира.Задачи:- воспитывать аккуратность в работе при пользовании клеем;- закреплять названия геометрических фиг...