Конспект по ознакомлению детей со скульптурой (старшая группа).
план-конспект занятия (аппликация, лепка, старшая группа) по теме
Воспитывать интерес к профессии скульптора. Развивать художественный вкус, умение понимать красивое, учить правильно рассматривать скульптуру. Формировать представление о скульптуре как виде изобразительного искусства. Продолжать знакомить детей со станковой скульптурой, её специальным жанром – анималистикой; рассказать о памятниках собакам; учить передавать строение фигуры собаки.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsp.docx | 24.42 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект по ознакомлению детей со скульптурой
(старшая группа).
Воспитатель: Брыкова-Лукьянчикова Ю.А.
Цели: закрепить знание детей о том, что скульптура бывает монументальной и малой формы, изготовляются скульпторы из разных материалов.
Воспитывать интерес к профессии скульптора. Развивать художественный вкус, умение понимать красивое, учить правильно рассматривать скульптуру. Формировать представление о скульптуре как виде изобразительного искусства. Продолжать знакомить детей со станковой скульптурой, её специальным жанром – анималистикой; рассказать о памятниках собакам; учить передавать строение фигуры собаки.
Задачи: Учить детей самостоятельно выбирать сюжет для лепки в соответствии с заданной темой. Вызвать интерес к созданию выразительных образов. Продолжать освоение скульптурного способа путем вытягивания и моделирования частей; предлагать на выбор приемы декорирования лепного образа (рельефные налепы, прорезание или процарапывание).
Материал: скульптуры малой формы ( петушок, медведь, курица, ежи у гриба, бычок, собака и др.) из разных материалов, иллюстрации с изображением памятников и музейных скульптур, пластилин, дощечки, салфетки.
Ход занятия.
Организационный момент.
Собрались все дети в круг.
Я – твой друг и ты – мой друг.
Крепко за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся.
На доске (мольберте) иллюстрации (монум. скульптуры, парковая, малой формы).
- Ребята, посмотрите и скажите, произведения какого вида искусства вы видите?(скульптуры)
- Как вы думаете, случайно ли они попали сюда?
- О чем же сегодня пойдет речь? (о скульптуре)
- Какая бывает скульптура? (монументальная и малой формы)
- Где можно встретить монументальную скульптуру?
- Как еще называют монументальную скульптуру? (памятник)
- Какие вы знаете памятники? (А.С.Пушкину, Ю.Долгорукому)
- Для чего делают памятники?
- Из каких материалов делают монументы? (металл, камень, бронза, гранит)
- Кто же делает скульптуры?
П.: Сначала скульптор делает эскиз, набросок, а потом уже воплощает задуманное в камне, металле, бронзе, дереве и т.д.
(Снимаю покрывало со стола).
- Посмотрите, что за чудесные фигурки у меня на столе? (скульптуры малой формы)
- Почему эти фигурки так называются?
- Для чего нужна скульптура м.ф.?
П.: Сделаны они из разных материалов.
- Из каких материалов делают эти скульптуры?
П.: Попытайтесь определить и назвать эти материалы (дерево, глина, фарфор, бронза, камень, стекло)
- Какой материал самый хрупкий;
самый холодный;
самый твердый?
- Из какого материала фигурки тяжелее?
П.: Скульптор делает эскиз, а на заводе уже запускают скульптуру в производство. У каждого завода есть свое клеймо, свой знак. Под Москвой есть завод Гжели, Вербилках (показать). Скульптор тоже оставляет свой знак.
П.: Среди скульптур малой формы чаще всего можно встретить скульптуры животных. Кого первыми стали изображать самые древние скульпторы? Как ни странно не человека, а животных. Первобытные люди понимали животных, чуть ли не лучше, чем самих себя. Ведь животное, добытое на охоте, служило им пищей и даже лекарством, их шкуры спасали от холода, а прирученный зверь становился другом и помощником. Изображение животных называется анималистикой.
П.: Отгадайте загадку:
Он в берлоге спит зимой
Под большущею сосной.
А когда придет весна,
Пробуждается от сна.
(Медведь).
- Давайте еще раз посмотрим на скульптуру Е. Чарушина «Медведь».
- Скажите, каким предстает перед нами медведь? (ответы детей)
- Давайте и мы передадим позу и характер медведя.
(Физкультурная пауза).
«Медвежата».
Медвежата в чаще жили,
Головой своей крутили,
Вот так, вот так
Головой своей крутили.
(Руки на пояс, повороты головы вправо-влево.)
Вперевалочку ходили
И из речки воду пили,
Вот так, вот так
И из речки воду пили.
(Ходим, как медвежата, делаем наклоны вперед.)
Вот болотце на пути,
Как его нам перейти?
Прыг да скок, прыг да скок,
Веселей скачи, дружок.
(Прыжки на двух ногах с продвижением вперед.)
Медвежата мед искали,
Дружно дерево качали,
Вот так, вот так
Дружно дерево качали.
(Ноги на ширине плеч, руки вверх, наклоны туловища вправо- влево.)
А потом они плясали,
Выше лапы поднимали,
Вот так, вот так
Выше лапы поднимали.
(Свободный танец.)
К небу потянулись,
К земле нагнулись,
Покружились – покружились
И на травку повалились. Бух!
П.: Е.Чарушин не только создавал скульптуры, но и был художником-иллюстратором, художником-анималистом, потому что изображал животных (показ книг с иллюстрациями Е. Чарушина).
- Чем отличаются нарисованные животные от их скульптурного изображения? (рисунок – изображение на плоскости, а скульптуру можно обходить и рассматривать с разных сторон).
(Садимся на ковер в группе)
Сегодня каждому из вас предстоит побывать в роли скульптора и создать скульптуру животного, а какого – вы узнаете, отгадав загадку.
Гладишь – ласкается,
Дразнишь – кусается.
(Собака).
Заворчал живой замок,
Лег у двери поперек.
Две медали на груди.
Лучше в дом не заходи.
(Собака).
П.: Перед вами на доске изображения разных собак, и скульптура собаки. В мире существуют даже памятники собакам. В нашей, в городе Санкт-Петербурге, памятник собаке установлен в саду института экспериментальной медицины. В Москве есть памятник собаке лайке. Собаки этой породы первые побывали в космосе. В Париже установлен памятник собаке Барри. Этот пес спасал заваленных снегом в горах людей. Аляскинская собака Болто была вожаком упряжки, доставившей в метель, пургу лекарства умирающим людям. Ей поставлен памятник в Америке. Собаки принесли огромную пользу во время войны. Сколько раненых они спасли на поле боя?! Недаром говорят: «Собака – друг человека». Во многих домах можно встретить различные скульптуры собак. У нас в группе тоже есть такая скульптура собаки спасателя (показ).
А вот ныряльщик пес – в воде
Он проявляет выучку,
И если человек в беде,
Всегда придет на выручку.
И иллюстрации собак.
- Какие они, одинаковые или разных пород? (разные)
Вперед! Сомнений нет!
Настроен пес решительно,
Сперва взяла собака след
И следом нарушителя (Овчарка).
Зал аплодирует, хохочет:
Что за прыжки! Что за повадки!
В награду сахара кусочек,
Но труд артиста – ох не сладок(Пудель).
П.: Вот эта собака породы пудель, такса, овчарка.
- Какая она?
- Какое у нее тело, уши, хвост?
- В какой позе изображена собака?
- А как удается скульптору передать, что тело собаки покрыто шерстью?
А теперь раз мы так хорошо узнали все о скульптуре, мы свами поработаем скульпторами и попробуем вылепить скульптуру собаки. (Садимся за столы).
П.: Перед началом работы проведем небольшую пальчиковую гимнастику.
«Щенята»
У собаки нашей – Тяпки
Родились вчера щенятки.
(Руку поднять вверх ладонью к себе, пошевелить пальчиками).
Раз, два, три, четыре, пять –
(Несколько раз согнуть и разогнуть пальчики руки.)
Будем мы щенков считать:
(Руку направить ладонью к себе, пальцы выпрямить).
Раз – толстячок,
(Пригнуть большой палец).
Два - простачок,
(Пригнуть указательный палец).
Три – забияка,
(Пригнуть средний палец).
Четыре – кусака,
(Пригнуть безымянный палец).
Пять – весельчак.
(Пригнуть мизинец).
А теперь приступайте к работе, все необходимое имеется у вас на столах.
По окончанию работы рассмотреть получившиеся фигурки. (Выставить на отдельном столе. Дети рассказывают о своих работах.)
Итог.
- Что нового сегодня узнали?
- Что запомнилось больше всего?
- Как называют скульпторов и художников, изображающих животных?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект по ознакомлению с окружающим в старшей группе "Какие бывают профессии"
Цель: расширять и закреплять знания детей о разных профессиях. Воспитывать уважение к труду взрослых, желание выбрать профессию....
Конспект по ознакомлению с окружающим в старшей группе "Профессия - строитель"
Цель: развивать интерес к профессиям; воспитывать уважение к людям труда....
Конспект по ознакомлению с окружающим в старшей группе «Животные Океана».
Данный материал поможет расширить представления детей об окружающем мире и дать представление об океане, познакомить детей с некоторыми обитателями океана....
конспект по ознакомлению с окружающим, рисование старшая группа
конспект по ознакомлению с окружающим, рисование "Житель пустыни - верблюд",...
конспект по ознакомлению с окружающим в старшей группе по ТРИЗ-технологии
конспект по ознакомлению с окружающим в старшей группе по ТРИЗ-технологии...
Конспект ООД «Ознакомление с трудом взрослых». Старшая группа с применением интерактивной доски.
Ознакомление с трудом взрослых...
Конспект по ознакомлению с окружающим в старшей группе. Путешествие в космос
Задачи:Образовательные:- организовать деятельность детей по расширению знания детей о космосе,- активизировать познавательный интерес, словарный запас по теме «Космос»,- побуждать детей к ...