Модифицированная (авторизованная) программа «Художественно – творческого развития детей. Ромашка» для детей в возрасте от 4 до 7 лет.
методическая разработка по аппликации, лепке (старшая группа) по теме
Программа включает 4 раздела: «Ребенок и изобразительная деятельность», «Ребенок и аппликационные работы», «Тестопластика в детском творчестве», «Ребенок и художественный труд».Программа носит инновационный характер, так как в системе работы используются нетрадиционные методы и способы развития творчества детей: кляксография, граттаж, набрызг, монотипия, рисование отпечатком руки, пальцев, рисование с использованием природного материала, тампонированием, техника по-сырому, рисование по точкам, рисование листьями, рисование примакиванием, рисование ладошками, лепка из соленого теста, конструирование из бумаги, объемная аппликация.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
3_progr_izo.docx | 55.26 КБ |
diagnostika_znaniy_i_umeniy_detey_po_programme.docx | 27.16 КБ |
perspektivnyy_plan_kruzhkovoy_raboty_avtosohranennyy.docx | 46.75 КБ |
Предварительный просмотр:
Творческая группа: Касьянова Н.Н. Евсюкова Л.Я.
Курганинский район г. Курганинск
Модифицированная (авторизованная) программа «Художественно – творческого развития детей. Ромашка» для детей в возрасте от 4 до 7 лет.
Творческая группа:
- Касьянова Наталья Николаевна - старший воспитатель МБДОУ № 3;
- Евсюкова Людмила Яковлевна - воспитатель МБДОУ № 3;
Программа разработана на основе :
- программы « Цветные ладошки». Автор: Лыкова И.А.- ООО «Карапуз- дидактика», 2007. Рекомендована Министерством общего и профессионального образования Российской Федерации
2012 г.
Содержание:
Наименование | № страницы |
Актуальность | 3-4 |
Пояснительная записка | 5-6 |
Цели и задачи программы | 6-7 |
Принципы построения программы | 8 |
Методология педагогического процесса | 9-11 |
I раздел «Ребенок и изобразительная деятельность» | 12 |
II раздел «Ребенок и аппликационные работы» | 13 |
III раздел «Тестопластика в детском творчестве» | 14-15 |
IV раздел «Ребенок и художественный труд» | 15-16 |
Итог реализации программы | 16-17 |
Библиографический список | 18 |
Приложения | 19 |
Актуальность.
Формирование творческой личности – одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Эффективней начинается её развитие с дошкольного возраста. Как говорил В.А. Сухомлинский: “Истоки способностей и дарования детей на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити-ручейки, которые питает источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок”. Все дети талантливы. Поэтому необходимо, вовремя заметить, почувствовать эти таланты и постараться, как можно раньше дать возможность детям проявить их на практике, в реальной жизни. Развивая с помощью взрослых художественно-творческие способности, ребёнок создаёт новые работы (рисунок, аппликация, поделки из различного материала). Придумывая что-то неповторимое, он каждый раз экспериментирует со способами создания объекта. Дошкольник в своём эстетическом развитии проходит путь от элементарного наглядно- чувственного впечатления до создания оригинального образа (композиции) адекватными изобразительно – выразительными средствами. Таким образом, необходимо создавать базу для его творчества. Чем больше ребёнок видит, слышит, переживает, тем значительнее и продуктивнее, станет деятельность его воображения.
Работая с детьми дошкольного возраста в течение нескольких лет, мы обратили внимание на результаты диагностик по изобразительной деятельности. Дети показывают хорошие результаты по критериям:
* Умение штриховать, наносить различные линии цветными карандашами;
* Умение наносить мазки краски узкой и широкой кистью;
* Умение узнавать, называть основные цвета, оттенки красок и смешивать их;
* Умение правильно использовать кисти, клей и пластилин в работе;
* Умение использовать трафареты и печати при работе;
* Умение убирать за собой рабочее место.
Одновременно проявились и низкие способности детей:
- Неуверенность и скованность в действиях и ответах на занятиях;
- Пассивность в самостоятельном выборе изобразительных материалов и расположении изображения на листе;
- Растерянность при использовании способов нестандартного раскрашивания;
- Умение экспериментировать с изобразительными материалами;
- Ожидание чёткого объяснения педагогом знакомого способа рисования;
- Проявление фантазии, художественного творчества;
- Умение передавать личное отношение к объекту изображения;
Подводя итоги, мы понимали, что детям не хватает уверенности в себе, воображения, самостоятельности. Для решения этой решили организовать кружковую работу в данном направлении. Рисование дает возможность выразить то, что в силу возрастных ограничений он не может выразить словами.
Особенно использование нетрадиционных способов рисования, с помощью которых возможно развивать у детей интеллект, учить нестандартно мыслить и активизировать творческую активность. Нетрадиционные техники рисования демонстрируют необычные сочетания материалов и инструментов. Несомненно, достоинством таких техник является универсальность их использования. Технология их выполнения интересна и доступна как взрослому, так и ребенку.
Именно поэтому, нетрадиционные методики очень привлекательны для детей, так как они открывают большие возможности выражения собственных фантазий, желаний и самовыражению в целом.
Использование различных приемов способствуют выработке умений видеть образы в сочетаниях цветовых пятен и линий и оформлять их до узнаваемых изображений. Занятия кружка не носят форму «изучения и обучения». Дети осваивают художественные приемы и интересные средства познания окружающего мира через ненавязчивое привлечение к процессу творчества. Занятие превращается в созидательный творческий процесс педагога и детей при помощи разнообразного изобразительного материала, который проходит те же стадии, что и творческий процесс художника. Этим занятиям отводится роль источника фантазии, творчества, самостоятельности.
Пояснительная записка.
Занятия различными видами изобразительной деятельности очень полезны для всех детей. В изобразительной деятельности ребенок самовыражается, пробует свои силы и совершенствует свои способности. Она доставляет ему удовольствие, но прежде всего, обогащает его представления о мире
Проблемам обеспечения условий для художественно - творческого развития детей дошкольников посвящены исследования Б.П.Никитина, Е.П.Белозерцева, Е.Е.Кравцовой и других.
Ребенок дошкольного возраста имеет небольшой опыт в освоении образного языка искусства. Его нужно очень многому научить: умению наблюдать, пользоваться различными художественными материалами, выражать свои мысли через изображение и т.п. Овладеть и развить творческие способности маленького художника, помогает программа И.А.Лыковой по художественному воспитанию, обучению и развитию детей 2-7 лет «Цветные ладошки». На ее основе с дополнениями, а также с учетом условий нашего дошкольного учреждения: материально - технических, кадровых и других, написана данная авторизованна программа, ориентированная на детей (4- 7 лет).
Программа включает 4 раздела: «Ребенок и изобразительная деятельность», «Ребенок и аппликационные работы», «Тестопластика в детском творчестве», «Ребенок и художественный труд». Не нарушая связи, с основной программой , М.А.Васильевой «Программа воспитания и обучения в детском саду», материал дается с необходимыми дополнениями.
На данных занятиях дошкольник активно развивает творческое воображение, фантазию, цветовосприятие, образное мышление, получает навыки полноценного общения.
Период обучения – 72 часа в год, общий срок обучения – два года
Режим работы. Занятия проводятся два раза в неделю по 20 минут- младшая подгруппа, 30 минут- старшая подгруппа .
Реализация программы кружка основана на приобщение детей к миру прекрасного, развитие активного интереса к изобразительному искусству. Возрастные и психологические особенности детей дошкольного возраста позволяют ставить перед ними посильно сложные изобразительные задачи: передавать в рисунках, творческих работах, аппликации предметы разнообразных форм, величины, пропорции. Необходимо уделять особое внимание развитию у детей цветового восприятия, которое очень важно как для сюжетного, так и для декоративного рисования.
На занятиях рисованием дети также учатся бережно относиться к художественным материалам, у них формируются навыки культуры трудовой деятельности: планирование будущей работы, самоконтроль за своими действиями в процессе выполнения работы. Стремление достичь качественных результатов, говорит об их настойчивости, способности к преодолению трудности. При выполнении коллективных работ дети обучаются способам сотрудничества: договариваются об этапах работы над общей композицией рисунка, аппликации
Обучение техническим навыкам и умениям направлено на использование различных приемов с учетом выразительных свойств материалов, особенностей изображаемого образа.
Цель программы - способствовать формированию художественно- творческих способностей детей посредством художественно творческой деятельности,
Задачи:
- Содействие овладению элементарными навыками и умениями изобразительной деятельности, усвоению знаний о разнообразных материалах, используемых на занятиях рисованием;
- Ознакомление детей с нетрадиционными техниками изображения, их применением, выразительными возможностями, свойствами изобразительных материалов;
- Содействие формированию специальных графических умений и навыков (элементарные смешения цветов, формирование навыков размещения изображения в зависимости от листа бумаги);
- В лепке побуждать детей создавать динамичные выразительные образы и коллективные сюжетные композиции, самостоятельно выбирая темы, материал, способы лепки, приемы декоративного оформления;
- В аппликации инициировать самостоятельный выбор детьми разных способов создания выразительных образов;
- Создание условий для формирования творческой активности, художественного вкуса;
- Развитие мелкой моторики, зрительной памяти, глазомера;
- Формирование чувства цвета;
- Воспитание выдержки, волевого усилия, способности быстро переключать внимание;
- Содействовать формированию обычных учебных умений и навыков (правильно сидеть за партой, правильно организовать свое учебное место, держать лист бумаги, размещать на нем изображение);
Программа носит инновационный характер, так как в системе работы используются нетрадиционные методы и способы развития творчества детей: кляксография, граттаж, набрызг, монотипия, рисование отпечатком руки, пальцев, рисование с использованием природного материала, тампонированием, техника по-сырому, рисование по точкам, рисование листьями, рисование примакиванием, рисование ладошками, лепка из соленого теста, конструирование из бумаги, объемная аппликация.
Усложнение обучения нетрадиционными техниками рисования дошкольников происходит в следующих направлениях:
- от рисования отдельных предметов к рисованию сюжетных эпизодов и далее к сюжетному рисованию;
- от применения наиболее простых видов нетрадиционной техники изображения к более сложным;
- от применения в рисунке одного вида техники к использованию смешанных техник изображения;
- от индивидуальной работы к коллективному изображению предметов, сюжетов.
Основные принципы, заложенные в основу творческой работы:
- Принцип творчества (программа заключает в себе неиссякаемые возможности для воспитания и развития творческих способностей детей);
- Принцип научности (детям сообщаются знания о форме, цвете, композиции и др.);
- Принцип доступности (учет возрастных и индивидуальных особенностей);
- Принцип поэтапности (последовательность, приступая к очередному этапу, нельзя миновать предыдущий);
- Принцип динамичности (от самого простого до сложного);
- Принцип сравнений (разнообразие вариантов заданной темы, методов и способов изображения, разнообразие материала);
- Принцип выбора (решений по теме, материалов и способов без ограничений);
- Принцип сотрудничества (совместная работа родителями);
Основная форма занятия – практическая творческая изо-деятельность ребёнка. Занятия носят как коллективные так и индивидуальные формы работы.
Методы и приёмы работы с детьми
На занятиях используются игры и игровые приемы, которые создают непринужденную творческую атмосферу, способствуют развитию воображения.
Частично-поисковый метод направлен на развитие познавательной активности и самостоятельности. Он заключается в выполнении небольших заданий, решение которых требует самостоятельной активности (работа со схемами, привлечение воображения и памяти).
Метод проблемного изложения направлен на активизацию творческого мышления, переосмысление общепринятых шаблонов и поиск нестандартных решений.
исследовательские (исследование свойств бумаги, красок, а так же возможностей других материалов).
объяснительно-иллюстративные (демонстрация поделок, иллюстрации);
Творческие (творческие творческие задания, эскизы, проекты
частично-поисковых (выполнение вариативных заданий);
репродуктивных (работа по образцам);
Большое внимание уделяется творческим работам. Это позволяет соединить все полученные знания и умения с собственной фантазией и образным мышлением, формирует у ребенка творческую и познавательную активность.
Выход программы. Участие в выставках и конкурсах рисунков, украшение интерьера детского сада к праздникам, родительским собраниям, др. Кроме того, кружок позволяет учащимся развивать практические изо-навыки, что способствует усвоению программного материала по изобразительному искусству.
Одним из важных условий реализации данной программы является создание необходимой материальной базы и развивающей среды для формирования творческой личности ребенка.
Развивающая среда построена согласно принципам, предполагает решение следующих воспитательно-образовательных задач:
- обеспечение чувства психологической защищенности – доверия ребенка к миру, радости существования;
- формирование творческого начала в личности ребенка;
- развитие его индивидуальности;
- формирование знаний, навыков и умений, как средства полноценного развития личности;
- сотрудничество с детьми.
№ | Направление художественно творческой деятельности | Количество занятий по группам | |
Средняя группа 4-5 лет | Старшая группа 5-7 лет | ||
1 | Ребенок и изобразительная деятельность | 18 | 18 |
2 | Ребенок и аппликационные работы | 18 | 18 |
3 | Тестопластика в детском творчестве | 18 | 18 |
4 | Ребенок и художественный труд | 18 | 18 |
всего | 72 | 72 |
1 раздел
« Ребенок и изобразительная деятельность».
Художественная деятельность выступает как ведущий способ эстетического воспитания и развития детей дошкольного возраста. В художественном развитии дошкольников центральной является способность к восприятию художественного произведения и самостоятельному созданию нового образа в рисунке, который отличается оригинальностью, вариативностью, гибкостью, подвижностью. Эти показатели относятся как к конечному продукту, так и к характеру процесса деятельности. Интеграция видов художественно- эстетической деятельности в дошкольном детстве имеет естественный характер. Дети дошкольного возраста часто самостоятельно интегрируют виды изобразительной деятельности. Особенно ярко это проявляется в деятельности экспериментирования с художественными материалами, инструментами и в процессе освоения способов создания образа и средств художественной выразительности.
По данному разделу определены следующие задачи с учетом возраста
детей.
средняя группа:
- учить детей создавать с натуры или по представлению образы и простые сюжеты, передавая основные признаки изображаемых объек5тов, их структуру и цвет;
-помогать воспринимать и более точно передавать форму объектов через обрисовывающий жест;
- учить координировать движения рисующей руки;
- варьировать формы, создавать многофигурные композиции при помощи цветных линий, мазков, пятен, геометрических форм;
-развивать у детей способность передавать одну и ту же форму или образ в разных техниках;
- сочетать различные техники изобразительной деятельности и конструирования на одном и том же занятии.
старшая группа:
- совершенствовать технику рисования гуашевыми и акварельными красками;
- самостоятельно выбирать художественные материалы для создания выразительного образа;
- знакомство с нетрадиционными художественными техниками;
- создавать условия для экспериментирования с художественными материалами, инструментами, изобразительными средствами;
- выбор средств , соответствующих замыслу.
II раздел
«Ребенок и аппликационные работы».
Аппликация наиболее простой и доступный способ создания художественных работ, пери котором сохраняется реалистическая основа самого изображения. Любая творческая деятельность, в частности аппликация, имеет большое значение для умственного развития детей, расширяется запас знаний на основе представлений о разнообразных формах и пространственном положении предметов окружающего мира, различных величинах, многообразии оттенков цветов. Занимаясь аппликацией, дети узнают разные материалы, знакомятся с их свойствами, выразительными возможностями, приобретают навыки работы с ними. Дети усваивают также опыт работы с некоторыми орудиями человеческой деятельности (карандаш, кисть, ножницы) и техникой безопасности с данными орудиями. Все эти действия способствуют умственному развитию детей.
По данному разделу определены следующие задачи с учетом возраста
детей.
средняя группа:
- поощрять составление композиций из готовых и самостоятельно вырезанных подготовленных форм в предметной, сюжетной или декоративной аппликации;
- составлять аппликации из различного материала;
- знакомство с различными техниками выполнения аппликационных работ;
- развивать аккуратность, последовательность в выполнении работ
старшая группа:
- инициировать самостоятельный выбор детьми разных способов создания выразительного образа (обрывание, выщипывание или сминание бумажной формы для передачи фактуры, симметричное или силуэтное вырезывание, модульная аппликация, свободное сочетание различных техник);
- знакомство с другими способами вырезывания (ленточным, по диагонали);
- развивать аккуратность, последовательность выполнения работ.
III раздел
«Тестопластика в детском творчестве»
Лепка – это один из видов изобразительного творчества, в котором из пластических материалов создаются объемные фигурки и целые композиции.
Лепить из теста — доступное занятие для детей. Это увлечение приносит помимо удовольствия и неоценимую пользу для здоровья тела и души. Активизируется работа пальцев рук, мозга, формируются и развиваются у детей основные ЗУНы по лепке из соленого теста и идет полное расслабление тела и души. Ребенок наполняется радостью, уходят заботы, стресс, а если он работает с любовью и желанием, то может отдохнуть и восстановить силы.
Работа по тестопластике комплексно воздействует на развитие ребёнка, кроме общепринятого мнения о развитии мелкой моторики можно говорить о том, что лепка из соленого теста способствует развитию творчества дошкольников.
1. Повышает сенсорную чувствительность, то есть способствует тонкому восприятию формы, фактуры, цвета, веса, пластики;
2. Развивает воображение, пространственное мышление, общую ручную умелость, мелкую моторику;
3. Синхронизирует работу обеих рук;
4. Формирует умение планировать работу по реализации замысла, предвидеть результат и достигать его, при необходимости вносить коррективы в первоначальный замысел;
5. Развивает творчество ребенка.
По данному разделу определены следующие задачи с учетом возраста
детей.
средняя группа:
- заинтересовать детей лепкой объемных фигурок и простых композиций;
- показать взаимосвязь характера движений руки с получаемой формой;
- обучить приемам зрительного и тактильного обследования формы;
- показать способы соединения частей, поощрять стремление к более точному изображению;
- учить расписывать вылепленные поделки.
старшая группа:
- побуждать создавать динамичные выразительные образы и коллективные сюжетные композиции;
- совершенствовать изобразительную технику- продолжать освоение рельефной лепки(натюрморт, портрет);и лепки на каркасе;
- развивать умение самостоятельно выбирать материал, способы лепки (скульптурный, комбинированный, конструктивный, модульный, рельефный, папье- маше), приемы декорирования образа;
IV раздел
«Ребенок и художественный труд»
На сегодняшний день активно обращается внимание на такое направление художественного воспитания детей дошкольного возраста – художественный труд, который даёт широкий простор детскому творчеству. Элементарные поделки ребенка можно рассматривать как его проектную деятельность, поскольку уже в несложных аранжировках он планирует определенный результат. Ребенок знакомится с разными художественными приемами и поделочными материалами, с доступными способами изготовления и украшения своих изделий: скручиванием, сгибанием, обрыванием, и сминанием, вырезыванием, прокалыванием, пришиванием, вышиванием, нанизыванием, соединением, склеиванием, плетением и др.
Художественный труд создает условия для развития специфических умений и навыков, связанных с техникой преобразования материала и техникой использования общеупотребительных инструментов. Исходя из общеразвивающих функций необходимо прежде всего удовлетворить потребность ребенка в созидании результатов своего труда. Каждый тип работы предусматривае использование разнообразного материала.
По данному разделу определены следующие задачи с учетом возраста
детей.
средняя группа:
- приобщать детей к основам рукоделия;
- привлечение детей к изготовлению полоских и объемных поделок использую различные техники (конусное моделирование, оригами, конструирование из бумаги, композиции из ткани, ниткография, использование разнообразного материала);
- использовать при создании поделок несложные схемы, выкройки;
- приобщить к работе с природным материалом;
- проявлять аккуратность в процессе деятельности.
старшая группа:
-самостоятельно выбирать технику и способ выполнения поделок;
- делать выкройки, использовать чертежи, рисунки, фотографии, схемы поделок и игрушек; создавать свои эскизы;
- самостоятельно подбирать материалы по цвету, фактуре, эстетически оформляя сделанные работы;
- совершенствовать умения самостоятельно изготовить декоративное панно из ткани;
- научить создавать совместные декоративные композиции из разных материалов;
- Расширение кругозора детей, развитие интеллекта и рационально-логического мышления.
Итог реализации программы:
В результате реализации программы предполагается достижение определённого уровня овладения детьми изобразительной грамоты. Дети будут знать специальную терминологию, получат представление о видах и жанрах искусства, научатся обращаться с основными художественными материалами и инструментами изобразительного искусства.
дети будут знать и уметь:
- основные и дополнительные цвета;
-цветовую гамму красок (тёплые, холодные цвета);
- воспринимать и эмоционально реагировать на художественный образ и средства выразительности в произведениях изобразительного искусства разных видов и жанров;
- самостоятельно создавать индивидуальные художественные образы в различных видах творческой деятельности;
- в индивидуальной и коллективной работе использовать разные виды творческой деятельности;
- владеть комплексом технических навыков и умений, необходимых для ее реализации;
- варьировать различные техники исполнения творческой работы;
у них получат развитие общеучебные умения
и личностные качества:
- умение организовывать и содержать в порядке своё рабочее место;
- трудолюбие;
- самостоятельность;
- уверенность в своих силах.
- доводить работу от эскиза до композиции;
- использовать разнообразие выразительных средств (линия, пятно, ритм, цвет);
Способы проверки результатов
В процессе обучения детей по данной программе отслеживаются три вида результатов:
текущие (цель – выявление ошибок и успехов в работах обучающихся);
промежуточные (проверяется уровень освоения детьми программы за полугодие);
итоговые (определяется уровень знаний, умений, навыков по освоению программы за весь учебный год и по окончании всего курса обучения).
Выявление достигнутых результатов осуществляется:
через отчётные просмотры законченных работ.
Библиографический список:
- И.А.Лыкова «Художественный труд в детском саду Экопластика Аранжировки и скульптуры из природного материала»- ТЦ СФЕРА- М.2010
- И.А.Лыкова «Изобразительное творчество в детском саду» занятия в ИЗОстудии- ТЦ СФЕРА- М.2009»
- Т.С.Комарова, А.В.Размыслова «Цвет в детском изобразительном творчестве дошкольников»- Педагогическое общество России- М.2005
- Т.С.Комарова «Обучение дошкольников технике рисования» Педагогическое общество России- М.2005.
- И.М.Петрова «Объемная аппликация»-СПб.: «Детство-Пресс», 2003
- Пантелеев Г. «Детский дизайн». – М.: КАРАПУЗ-ДИДАКТИКА, 2006
- Силаева К., Михайлова И. «Солёное тесто», М., изд. «Эксмо», 2004.
- М.А.Антипова «Соленое тесто» Необычные поделки и украшения. Красивые вещи своими руками.- ИД Владис,2007
- Берсенева Г. К. «Ткань. Бумага. Тесто. Домашнее рукоделие». – М.: Астрель, 2001.
- Мейстер А. Г. «Бумажная пластика. Домашнее рукоделие». – М.: Астрель, 2001.
- Неменский Б. М.» Изобразительное искусство и художественный труд». – М.: МИПКРО, 2003.
- Митителло К. «Аппликация. Техника и искусство». – М.: Эксмо-Пресс, 2002.
- Гусакова М. А. «Аппликация». – М.: Просвещение, 1987.
- О.А.Морозова «Волшебный пластилин»- М.: «Мозаика- синтез», 2006
Приложения:
- Перспективное планирование деятельности с детьми по возрастным группам.
- Диагностика знаний детей по программе.
Предварительный просмотр:
Творческая группа: Касьянова Н.Н Евсюкова Л.Я. Приложение №2
ДИАГНОСТИКА ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ ДЕТЕЙ ПО ПРОГРАММЕ
Способы проверки результатов
В процессе обучения детей по данной программе отслеживаются три вида результатов:
текущие (цель – выявление ошибок и успехов в работах детей);
промежуточные (проверяется уровень освоения детьми программы за полугодие);
итоговые (определяется уровень знаний, умений, навыков по освоению программы за весь учебный год и по окончании всего курса обучения).
Выявление достигнутых результатов осуществляется:
- через механизм тестирования (устный фронтальный опрос по отдельным темам пройденного материала);
- через отчётные просмотры законченных работ.
Отслеживание личностного развития детей осуществляется методом наблюдения и фиксируется в рабочей тетради педагога.
Отчетные просмотры
законченных работ детей
Во время отчетных просмотров по окончании каждого года обучения определяются, прежде всего, практические умения и навыки обучающихся.
Комплекс умений и способностей в изобразительном творчестве по методике Казаковой Т.Г и Лыковой И.А.
I Рисование.
- Средства выразительности: цвет, колорит; формообразование; композиция .
- Практические умения( владение разными материалами и инструментами для создания художественного образа). Планирование работы.
- Содержание рисунка (дом, дерево,человек, птица, животное, транспорт, одежда и другие объекты).
- Жанры (виды рисунка: натюрморт, пейзаж, портрет, сюжет, фантазии).
- Декор адекватно теме (замыслу).
- Эстетические суждения и оценки.
- Художественный образ.
II Лепка.
- Средства выразительности: а) объем, форма; б) пластика; в) композиция.
- Практические умения (деление, формообразование, раскатывание, скатывание, оттягивание, загибание, прищипывание, и пр; сглаживание, прижимание, украшение).
- Содержание лепки (птица, животное, человек, транспорт, предметы).
- Жанры (виды: декоративная, скульптурная, фантазийная и др.)
- Эстетические суждения и оценки.
- Художественный образ.
III Аппликация.
- Средства выразительности: а) силуэт; б) форма; в) цвет; г) ритм; д) композиция.
- Практические умения ( а) правильно держать ножницы, вырезать и наклеивать; б) формообразование: силуэтная, симметричная, гармошкой, розетковая, накладная, обрывная, мозаика и др)
- Содержание аппликации ( предметы, растения,птицы, животные, человек, транспорт, одежда).
- Жанры ( виды: натюрморт, пейзаж, портрет, сюжет, фантазии).
- Декор адекватно теме (замыслу).
- Эстетические суждения и оценки.
- Художественный образ.
IV Художественный труд.
- Средства выразительности: а)дизайн; б) форма; в) цвет; г)художественный вкус; д) композиция.
- Практические умения ( а) правильно держать ножницы, вырезать и наклеивать; б) формообразование: силуэтная, симметричная, гармошкой, розетковая, накладная, обрывная, мозаика и др)
- Содержание художественного труда ( поделки, сувениры, панно).
- Жанры ( виды: декоративная, пейзаж, портрет, сюжет, фантазии).
- Декор адекватно теме (замыслу).
- Эстетические суждения и оценки.
- Художественный образ.
V Эстетическая компетентность (беседа по вопросам).
VI Креативность (воображение).
VII Эмоциональность.
VIII Общий показатель (результат диагностики).
ХАРАКТЕРИСТИКА УРОВНЕЙ.
Высокий - ребенок создает (соответственно возрасту) разнообразные-тематические и жанрово-художественные образы на основе развитых средств выразительности, сформированных практических умений; высказывает эстетические суждения и оценки.
В ходе диагностики выделено 15-20 показателей.
Средний - ребенок пытается создать художественные образы, используя разные средства выразительности. Отдельные средства выразительности и практические умения не сформированы ( не выявлены). Иногда испытывает затруднения в тематических и жанровых решениях, эстетических суждениях и оценках .
В ходе диагностики выявлено 10-15 показателей.
Низкий - ребенок не может создать художественный образ. Не владеет основными средствами выразительности и практическими умениями.
В ходе диагностики выявлено менее 10 показателей.
Рекомендуемые вопросы для наблюдений за детьми среднего и старшего дошкольного возраста на занятиях по изобразительной деятельности.
(автор Казакова Т. Г.)
- Как ребенок проявляет интерес к содержанию и какова его реакция (эмоционально, спокойно)? Самостоятельно ли рисует, лепит, наклеивает или требуется помощь педагога?
- Какие методы и приемы использует педагог( наглядные, словесные, практические)?
- Каков характер проявлений ребенка в процессе деятельности (внимателен, сосредоточен, эмоционален, разговорчив)?
- Какие выразительно-изобразительные средства ребенок использует в процессе создания образа (цветовые пятна, линии, штриховка, ритм линий, форм)?
- Каков характер композиции (фризовая, по вертикали или по горизонтали, диагонали, есть ли элементы перспективы)?
- Проявляет ли интерес к результату творчества ( показывает сверстнику, ждет оценки взрослого, принимает участие в анализе) или безразличен?
- Каков характер художественного образа (оригинальный, стереотипное повторение изображений, предметов, фигур)?
«Портрет»
художественно-творческого развития
детей дошкольного возраста
( авторы Казакова Т.Г., Лыкова И. А.)
1. Характеристика отношений, интересов, способностей в области художественной деятельности :
- искренность, непосредственность
- увлеченность
- интерес
- творческое воображение
- характер вхождения в образ
- специфические способности
2. Характеристика качества способов творческой деятельности:
- применение известного в новых условиях
- самостоятельность в нахождении способов (приемов) создания образа
- нахождение оригинальных способов (приемов), новых для ребенка
- создание новых комбинаций на основе ранее освоенных образов
3. Характеристика качества продукции:
- нахождение адекватных выразительно изобразительных средств для создания образа
- соответствие результатов изобразительной деятельности элементарным художественным требованиям
- проявление индивидуального почерка как особой манеры исполнения и характера образа.
4. Общий вывод.
С детьми проводиться естественный педагогический эксперимент. В отдельном помещении оборудуется место для индивидуальных занятий с детьми. На столе свободно размещаются разные художественные материалы и инструменты для свободного выбора их детьми в ходе эксперимента. Дети приглашаются индивидуально. Ребенку предлагают выбрать как и чем бы он хотел заняться - лепить, рисовать, вырезать. По ходу эксперимента фиксируется:
- выбор ребенка
- последовательность развития замысла
- сочетание видов деятельности
- комментарии по ходу действий
- игровое и речевое развитие художественного образа На основе эксперимента составляется «портрет» художественного развития каждого ребенка.
Показатели процесса и качества продукции детского художественного образа (автор Ветлугина Н.А.) .
I. Отношения, интересы:
- искренность, непосредственность, увлеченность, эмоциональность
- интерес к изобразительной деятельности
- способность «вхождения» в изображаемый образ
II. Показатели способов творческих действий:
· создание новых комбинаций из усвоенных ранее элементов
· дополнения, изменения, преобразование знакомого материала, нахождение оригинальных приемов изображения
• самостоятельное нахождение новых способов, быстрота реакций и ориентировки в новых условия.
III. Показатели качества результатов творчества:
• нахождение адекватных выразительно-изобразительных средств для воплощения художественных образов в рисунке, лепке аппликации;
• Соответствие результатов творчества элементарным художественным требованиям :
- особенности цветовой гармонии, колорита;
- характер линии, выразительность формы, силуэта;
- ритм цветовых пятен, линий форм;
- своеобразие композиции(«смысловой центр», фризовая, горизонтальная вертикальная и т.д.);
«Индивидуальный почерк» как особая манера исполнения и выражения ребенком своего эмоционального отношения к образу.
Глубина интереса (автор Блащук Л.П.):
- поверхностный, направленный на на внешнее удовлетворение деятельности;
- углубленный, характеризующийся творческих отношением в работе, стремление больше узнать о видах изобразительной деятельности, тематике, материалах, их выразительных средствах
- устойчивый, который определяется индивидуальными предпочтениями каждого ребенка ( один больше интересуется рисование карандашами, другой - красками, третий - пластикой форм в лепке и т.д.)
Задания по выявлению уровня художественного развития детей дошкольного возраста ( автор Казакова Т.Г.)
I. Задание по восприятию искусства.
4-6 лет
- Предложить детям рассмотреть две репродукции пейзажного характера и
- Выбрать ту, которая понравится ; сказать, что особенно в ней понравилось.
- Предложить придумать название картине
3-4 года
- Детям предлагаются два изделия ( дымковская игрушка и хохломская посуда) и
- Предлагается выбрать изделие которое более нравиться (красота узора, цвет элементы)
II. Задание по рисованию (творчество и исполнительство).
Тема: «Моя семья»
Тема: «Чем я люблю заниматься»
Детям предлагаются различные изобразительные материалы: краски с
кисточками, карандаши, мелки пастельные и масленые, фломастеры.
Анализ.
В процессе проверки особое внимание обращается на анализ продуктов детского изобразительного творчества, их - выразительность: не только на содержание рисунков, но и на средства, которыми дети передают окружающий мир.
Уровни художественного развития:
Высокий уровень(3 балла) — дети способны создавать художественные образы, используя различные средства выразительности. У них имеется достаточный объем знаний о видах и жанрах изобразительного искусства, сформирован интерес к творческой деятельности. Дети имеют практические умения, свободно владеют техническими навыками.
Средний уровень(2 балла) — в изобразительной деятельности отмечается стереотипность образов. Дети достаточно самостоятельны при выборе средств выразительности. Объем знаний об изобразительном искусстве тоже недостаточно полный, хотя дети освоили практические умения, владеют
техническими навыками.
Низкий уровень(1 балл) - дети затрудняются передавать образы предметов, явлений. Объем знаний об искусстве очень мал. Практические умения не сформированы, слабое владение техническими навыкам
Предварительный просмотр:
Творческая группа: Касьянова Н.Н., Евсюкова Л.Я. Приложение №1
ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ
№ | Направление, тема | Цель занятия | материал | |
Средняя группа | Старшая группа | |||
СЕНТЯБРЬ | ||||
Аппликация «Наша группа» (бумага) Ср.г. Стар.г. | Продолжать учить детей создавать коллективную композицию из отдельно подготовленных деталей. Закрепить умение делить геометрические фигуры на заданное количество применительно к творческой задаче. Формировать умение располагать вырезанные формы на листе в определенном порядке и наклеивать в соответствии с общим замыслом. Воспитывать навыки сотрудничества со сверстниками и взрослыми. | Развивать композиционные умения: составлять изображение предмета из нескольких частей, ритмично располагать одинаковые формы в ряд; строить изображения в зависимости от композиционной основы. | Цветные листы бумаги ,кисточки, цветные карандаши, салфетки, карточки с именами, заготовки для деталей (прямоугольники по 1,прямоугольники разного цвета по количеству детей, прямоугольники одного цвета по одному на пару детей, цветная и фактурная бумага. | |
Рисование «Друг детства» (предметное рисование) Ср.г. Стар.г. | Продолжать учить детей рисовать игрушки с натуры. Познакомить с эскизом как этапом планирования работы (создавать контурный рисунок карандашом), передавать цвет и фактуру любым материалом по выбору. Формировать умение передавать в рисунке свое отношение к изображаемому. | Бумага белая и тонированная разного размера, простые карандаши, пастель, гуашевые краски, кисти, цветные карандаши, банки с водой, палитры, салфетки. | ||
Лепка «Наши любимые игрушки» Ср.г. Стар.г. | Учить лепить игрушки, передавая характерные особенности их внешнего вида (форму, цвет и соотношение частей). Учить планировать работу- отбирать нужное количество материала, определять способ лепки. Инициировать свободные высказывания детей на темы из личного опыта (описывание игрушки). Вызвать желание вступать в игровое и речевое взаимодействие со сверстниками. | Пластилин или глина, клеенки, салфетки, Незавершенная модель (туловище в форме шара) и отдельные детали (уши, лапки, хобот) для показа способа лепки на основе обобщенной формы. | ||
Художественный труд «Конусные игрушки» (конструирование из бумаги) Ср.г. Стар.г. | Продолжать учить складывать бумагу круглой формы в разных направлениях; создавать игрушки- забавы. Дополнять элементами для создания выразительности образа. Воспитывать творческое воображение. | Делать разметку с помощью шаблона | Картон, цветная бумага, клей, фломастеры, лекала, ножницы, карандаши, фломастеры. | |
| Аппликация «Морская гладь» (природный материал) Ср.г. Стар.г. | Продолжать учить делать сувениры из природного материала. Создавать задуманный образ, подбирать и добавлять к основной форме то, чего недостает для воплощения образа. Всматриваться и чувствовать особенности природного материала во всей гармонической красоте, во всем его богатстве (форма, цвет, фактура) | Лист цветной бумаги, засушенные листья, веточки, клей, ножницы. | |
Рисование «Дымковские узоры» Ср.г. «Розаны и купавки» (городецкая роспись) Стар.г. Подг.г | Вызвать интерес к декоративному творчеству. Показать приемы видоизменения и декорирования лепестков с целью создания оригинальных образов. Развивать творческое воображение, чувство цвета (контраст, использование оттенков). Пробудить интерес к цветковым растениям, желание любоваться ими, рассматривать и переносить полученные представления в художественную деятельность | Знакомство с характерными элементами (бутоны, розаны) Учить выделять и передавать цветовую гамму. | Шаблоны кухонных досточек, блюд, гуашь, кисти, палитра | |
| Лепка «Чудо дерево» (тестопластика Ср.г. Стар.г. | Вызвать интерес к созданию коллективной композиции по мотивам литературного произведения. Продолжать освоение пластических материалов лепки- раскатывать пласт соленого теста и вырезать с помощью формочек рельефные фигурки для размещения на чудо- дереве.. Создавать условия для экспериментирования (отпечатки Развивать способности к формообразованию (чувство формы)на Развивать способности к формообразованию (чувство формы)на тесте). чувство юмора. тесте). чувство юмора. Формировать навыки сотрудничества (договариваться, обсуждать замыслы, размещать свои поделки на общей композиционной основе). Воспитывать любознательность, самостоятельность, доброжелательность. | Соленое тесто, картон, стеки, дощечки для лепки, предметы для отпечатков, природный материал для украшения поделок. | |
Художественный труд «Круглая соломка» (работа с соломкой) Ср.г. Стар.г. | Учить создавать фигуры из соломки, передавать выразительность образа, создавать изображение на основе шаблона . Развивать творческое воображение, художественный вкус. | Лист картона, ножницы, клей, кисточка, пучок соломки | ||
ОКТЯБРЬ | ||||
Аппликация «Жар птица» (бумагопластика) Ср.г. Стар.г. | Вызвать интерес к самостоятельному поиску изобразительно- выразительных средств для создании образа сказочной птицы. | Учить сочетать в одном художественном образе аппликативные, графические и живописные элементы. Продолжать освоение художественного приема «наложение». Познакомить с приемами штриховки цветными карандашами. Воспитывать художественный вкус | Фон, цветная бумага, кисть, клей, карандаш, стержень с пустой пастой, ножницы | |
Рисование «Наскальная живопись» (графика) Ср.г. Стар.г. | Учить детей рисовать доисторических животных в большом масштабе на вертикальной поверхности. Вызвать интерес к наскальной живописи. Познакомить с техникой рисования сухими материалами (на выбор)- углем, мелом. Воспитывать любознательность. | Кусок рельефных обоев, простые карандаши, уголь, салфетки | ||
Лепка «Знакомые лица» (экспериментирование) Ср.г. Стар.г. | Активизация применения разных приемов лепки для создания лица. Самостоятельный поиск средств и приемов изображения( скручивание и свивание удлиненных жгутиков для бровей, волос).Наложение одного цветового слоя на другой. | Развивать желание экспериментировать с различными материалами для придания выразительности образу. | Одноразовые тарелки, пластилин, цветная бумага, стеки, скотч, ножницы. | |
Художественный труд «Кукла Маша» (работа с тканью) Ср.г. Стар.г. | Знакомство детей с основами работы с тканью. Умение приклеивать мягкие изделия, пользоваться ниткой (обматывать кусочки ткани). Соблюдать последовательность. Воспитывать желание работать с тканью, усидчивость. | Вырезать детали, используя шаблоны. | 3квадрата ткани 20*20, нитки швейные, вата, фломастеры, ножницы. | |
Аппликация «Плоская соломка» ( работа с соломкой) Ср.г. Стар.г. | Совершенствовать умение работать с соломкой. Познакомить с последовательностью подготовки соломки к работе .Использование шаблонов в работе. Воспитывать желание экспериментировать. | Умение использовать направление полос соломки для придания выразительности образу. Учить детей экономно и рационально расходовать материал. | ленты соломки, ножницы, лекала изделия, клей, салфетка, фон, шаблоны изделий. | |
Рисование « Дымковская барышня» Ср.г. «Волшебная птица» (городецкая роспись) Стар.г. | Продолжать формировать умение создавать декоративные композиции по мотивам дымковских узоров. Использовать декоративные изделия для развития эстетического восприятия прекрасного и в качестве образцов для создания узоров в стиле этих росписей. | Продолжать формировать умение создавать декоративные композиции по мотивам городецких узоров. Предлагать расписывать бумажные силуэты. Учить использовать для украшения оживки. | Лекала дощечек, гуашь, кисти | |
Лепка «Кисть винограда» (тестопластика) Ср.г. Стар.г. | Продолжать развивать интерес к лепке из теста; совершенствовать умение делить кусок на маленькие равные кусочки; соединять части в одно общее. Формировать интерес и эстетическое отношение к предметам прикладного творчества. Воспитывать желание использовать различный материал для лепки. | Соленое цветное тесто, стеки, дощечки для лепки | ||
Художественный труд «Три поросенка с друзьями» (бросовый материал) Ср.г. Стар.г. | Продолжать учить детей лепить сказочных животных на основе яйцевидной формы, передавая пластическими средствами характерные особенности внешнего вида. Формировать умение лепить по объяснению с частичным показом способа изображения. Воспитывать инициативность, самостоятельность, уверенность
| Инициировать поик средств художественно-образной выразительности (нос, пятачок, хвост, крючок, ушки-лопоушки, пятнышки на спинке) | Пластилин, бисер для газ, зубочистки, композиционная основа. | |
НОЯБРЬ | ||||
Аппликация «Лужи-тучи для веселых поросят» (бумажная мозаика) Ср.г. Стар.г. | Знакомство с техникой аппликативной мозаики: разрезать узкие полоски бумаги на кусочки и наклеивать в пределах сложного силуэта (лужи). Подвести к сравнению способов деления бумаги на части: способом разрезания и разрывания. Вызвать интерес к созданию выразительного цветового образа. Развивать мелкую моторику, согласованность в движениях обеих рук. | Показать зависимость содержания образа от его размещения в пространстве. | Узкие полоски цветной бумаги, силуэты луж, ножницы, клей, кисточки, салфетки. | |
Рисование « Русалочки в подводном царстве» (с элементами аппликации) Ср.г. Стар.г. | Вызвать интерес к созданию сказочных сюжетов по мотивам знакомых сказок. Учить рисовать сказочных героев на основе аппликативной детали (силуэта вырезанного из бумаги). Формировать композиционные умения. Развивать творческое воображение. | Познакомить со способами создания фантазийных образов. | Листья цветной бумаги, фломастеры, краски, цветные карандаши, цветная бумага и ножницы для вырезывания хвостов, кисточки разного размера, ватные палочки, салфетки. | |
Лепка «Капельки» (рельефная лепка). Ср.г. Стар.г. | Продолжать развивать интерес к лепке Учить видеть общую форму и находить адекватные изобразительные средства способы для ее преобразования в художественный образ. Активизировать разные способы и приемы лепки. Развивать воображение, чувство формы. Поощрять инициативу, сообразительность. | Цветной картон, пластилин, стеки, салфетки | ||
Художественный труд «Избушка на курьих ножках» (конструирование из бумаги) Ср.г. Стар.г. | Учить детей находить аппликативные способы для создания выразительного образа сказочной избушки на курьих ножках. Воспитывать интерес к отражению сказок в изобразительном творчвестве. | Направлять на поиск средств художественной выразительности (избушка скособочилась, крыша покрыта мхом) Развивать способности к многоплановой композиции- создавать изображение слоями: задний план (лес) и передний план (избушка). | Цветная и фактурная бумага, цветные бумажные салфетки (для обрывной аппликации), ножницы, клей, кисточки, салфетки бумажные и матерчатые, коробочки для обрезков. | |
Аппликация «В некотором царстве» ( природный материал) Ср.г. Стар.г. | Воспитывать интерес к аппликации, используя природный материал, Умение правильно держать ножницы и пользоваться ими. Продолжать развивать чувство цвета, колорита, композиции. Поощрять проявления творчества. | Учить способу изображения с предварительным легким обозначение карандашом формы частей деталей картинки. | Лист цветной бумаги, засушенные листья, ножницы, клей, салфетки, фломастеры, простой карандаш. | |
Рисование «Пир на весь мир» (гжель) Ср.г. Стар.г. | Учить детей рисовать посуду по мотивам гжели , дополнять изображениями сказочных явств и составлять из индивидуальных работ коллективную ленточную композицию (праздничный стол). Развивать чувство формы и композиции. Учить передавать цветовую гамму. Воспитывать интерес к народному искусству. | Листы бумаги желтого цвета одного размера и формата, краски гуашевые, кисти разных размеров, банки с водой, салфетки. | ||
Лепка «Кулон» (тестопластика) Ср.г. Стар.г | Учить детей лепить красивые и в то же время функциональные вещи. Познакомить с новым способом лепки (налепы). Воспитывать эстетический вкус | Показать возможность моделирования формы изделия(расширение или сужение в отдельны частя) за счет изменения длины исходных деталей. | Соленое тесто, формочки, ленточка, или цепочка, гуашевые краски, крепеж, стеки. | |
Художественный труд «Ежик» (экология) Ср.г. Стар.г. | Учить создавать фигуры животных из природного материала, передавать выразительность образов. Развивать фантазию, воображение. Учить аккуратно, экономно использовать материалы. | Пластилин, каштаны, сухие палочки, бусинки, Семечки. | ||
ДЕКАБРЬ | ||||
Аппликация «Собачка » Ср.г. Стар.г | Учить использовать аракал. Делить круг пополам. Развивать фантазию, воображение. Учить аккуратно, экономно использовать материалы. | Картон, цветная бумага, клей, кисточка для клея, цветная бумага, фломастеры. | ||
Рисование «Пестрые попугаи» (сюжетное) Ср.г. Стар.г. | Вызвать интерес к созданию коллективного панно из силуэтов разноцветных попугаев. Показать технику рисования восковыми мелками. Развивать чувство цвета и композиции. Воспитывать интерес к познанию природы и полученных представлений в изобразительной деятельности. | вырезывания по нарисованному контуру и раскрашиванию гуашевыми красками. Учите передавать графическими средствами строение птицы, движение и эмоциональное. | Листы бумаги белого цвета, восковые мелки, гуашевые краски, банки с водой, кисти, салфетки. | |
Лепка «Тарелочка» (бросовый материал) Ср.г. Стар.г. | Учить детей лепить оригинальные предметы, используя основу одноразовую тарелочку. Инициировать творческие проявления при создании поделок на основе готовых форм. Активизировать разные способы и приемы лепки. Развивать воображение, чувство формы. Поощрять инициативу, сообразительность. | Пластилин, стеки, пуговицы, палочки, зубочистки. | ||
Художественный труд «Попугаи из ткани» (ткань) Ср.г. Стар.г. | Учить детей делать поделки, используя ткань. Умение делать выкройки с помощью шаблона, вырезать по контуру, соединять деталь с помощью нити (обвязывая несколько раз).Использовать дополнительный бросовый материал для придания выразительности образа. Воспитывать усидчивость, желание экспериментирования. | Кусочки ткани, нитки, бусинки, перышки, фломастеры, ножницы, мел или кусочек мыла | ||
Аппликация « Снегурочка» Ср.г. Стар.г. | Развивать глазомер. Умение делить деталь пополам, делать разметку, вырезывать по контуру, использовать в работе различный материал и правильно приклеивать. Развивать внимание и воображение. Аккуратность в работе. | Картон, цветная бумага, вата, простой карандаш, линейка, ножницы, салфетка, кисть, клей | ||
Рисование «Гжельские узоры» (декоративное) Ср.г. Стар.г. | Продолжать развивать декоративное творчество детей; умение создавать узоры по мотивам народных росписей, использовать характерные для него элементы узора и цветовую гамму. | Заготовки предметов посуды, гуашь, кисти, стаканчик для воды. | ||
Лепка «Фигурные подсвечники» (тестопластика) Ср.г. Стар.г. | Развивать творчество детей. Продолжать характерные особенности изображаемых объектов; обрабатывать поверхность формы движениями пальцев и стекой. Использовать разные способы лепки. Развивать чувство композиции | Свечки, соленое тесто, гуашь, кисти, стаканчик с водой, стека. | ||
Художественный труд «Мышка» (оригами) Ср.г. Стар.г. | Продолжать учить складывать бумагу круглой формы; использовать разную по фактуре бумагу. Формировать умение использовать образец. Развивать старательность. | Делать разметку с помощью шаблона. | Картон, цветная бумага, бумага разной фактуры, ножницы, клей, кисточка, салфетка, фломастер. | |
ЯНВАРЬ | ||||
Аппликация «Тридцать три богатыря» (бумагопластика) Ср.г. Стар.г. | Учить детей создавать коллективную аппликативную композицию по мотивам литературного произведения. Совершенствовать технику аппликации: наклеивать готовые детали, дополнять другими элементами. Формировать коммуникативные навыки, обогащать опыт сотрудничества и сотворчества. | Учить планировать и распределять работу между участниками творческого проекта. Совершенствовать технику аппликации: вырезать богатыря по самостоятельно нарисованному контуру из бумаги, сложенной вдвое , дополнять вырезанными из фольги(шлем, щит, меч) . Развивать способность к композиции. | Бумага цветная, фольга на бумажной основе, ножницы, простые карандаши для прорисовки образа, коробочки для обрезков, цветные карандаши или фломастеры для прорисовки кольчуги и черт лица, салфетки. | |
Рисование «Зимние напевы» (набрызги) Ср.г. Стар.г. | Вызвать у детей эмоциональный отклик на художественный образ зимнего пейзажа, ассоциации с собственным опытом восприятия зимней природы, помочь чувствовать красоту зимней природы посредством музыки, живописи, поэзии. Учить самостоятельно придумывать композицию рисунка, выделяя дальний и ближний план пейзажа. Познакомить с новым способом изображения снега- «набрызги». Обогащать речь детей эмоционально окрашенной лексикой, эстетическими терминами. | Репродукции с зимним пейзажем, альбомный лист с готовым фоном, гуашь, кисть. Стаканчик с водой, зубная щетка, карандаш (палочка), салфетка, фартук. | ||
Лепка «Елочные игрушки» (бросовый материал) Ср.г. Стар.г. | Развивать творчество детей. Продолжать характерные особенности изображаемых объектов; обрабатывать поверхность формы движениями пальцев и стекой. Создавать выразительные образы. Развивать чувство композиции. | Пластилин, стеки, дощечка для лепки, шарики пластмассовые, одноразовая посуда (тарелочки, стаканчики). | ||
Художественный труд «Плетеная салфетка» (бумага) Ср.г. Стар.г. | Знакомство с таким способом работы с бумагой, как плетение, умение делать разметку, соблюдать последовательность в работе . Учить создавать предметы из полосок цветной бумаги. | Квадраты двух цветов цветной бумаги, простой карандаш, линейка, ножницы, клей, салфетка, кисточка. | ||
Аппликация «Мозаика из сердечек» Ср.г. Стар.г. | Развивать желание работать с различным материалом. Учить складывать детали по схеме, варьировать цветовое сочетание. Умение пользоваться схемами. Воспитывать внимание, желание оказывать помощь товарищам. | Картон, цветная бумага, бумага разной фактуры, клей, ножницы, кисть для клея, клей, салфетка | ||
Рисование «Праздничное блюдо» (декоративное) Ср.г. Стар.г. | Воспитывать эстетически- нравственное отношение к природе через изображение ее образа в собственном творчестве. Расширять знания и представления детей об окружающем мире, познакомить с внешним видом изделия хохломы. Формировать чувство композиции и ритма. | Альбомный лист с готовым фоном, гуашь, кисть, стаканчик с водой, салфетка. | ||
Лепка «Фоторамки» (тестопластика) Ср.г. Стар.г. | Развивать творчество детей. Продолжать характерные особенности изображаемых объектов; обрабатывать поверхность формы движениями пальцев и стекой. Создавать выразительные образы. Развивать чувство композиции. | Соленое тесто, гуашь, стеки, дощечка для лепки. | ||
Художественный труд «Цапля» (квиллинг) Ср.г. Стар.г. | Учить создавать фигуры животных из элементов квиллинга, передавать выразительность образов. Развивать фантазию, воображение. Учить аккуратно, экономно использовать материалы. | Бумага для фона и полоски разноцветной бумаги, клей, кисточка | ||
ФЕВРАЛЬ | ||||
Аппликация «По морям, по волнам» (бумага) Ср.г. Стар.г. | Учить детей создавать из бумаги разные кораблики. показать разные варианты интеграции рисования и аппликации. Развивать композиционные умения. | самостоятельно комбинируя освоенные приемы силуэтной и рельефной аппликации | Цветные обрезки, фантики, цветная бумага, бумажные салфетки белого, голубого цвета | |
Рисование «Морозный узор» (фотокопия, рисоавание свечой) Ср.г. Стар.г. | Вызвать у детей интерес к зимним явлениям природы. Развивать зрительную наблюдательность, способность замечать необычное в окружающем мире и желание отразить увиденное в своем творчестве. Совершенствовать умения и навыки детей в свободном экспериментировании с изобразительным материалом, помочь детям освоить метод спонтанного рисования. Развивать воображение, творчество. | Альбомный лист, дополнительный лист, кусочек свечки или мыла, акварель, кисть с широким ворсом, стаканчик с водой. | ||
Лепка «Ветер по морю гуляет и кораблик подгоняет» (пластилиновая живопись) Ср.г. Стар.г. | Познакомит детей с новым приемом лепки- цветовой растяжкой (вода, небо), показав его возможности для колористического решения темы и усиления ее эмоциональной выразительности;; поиск способов решения художественной задачи: передать движение ветра, т.е. показать, как он по морю гуляет. | обеспечить условия для свободного выбора детьми содержания и техники (закат на море или лунная ночь, буря или легкий бриз, кораблик крупным планом или вдали; объемная или рельефная лепка, скульптурный или комбинированный способ, свободное сочетание разных приемов) | Пластилин разных цветов, картон разной формы и разных размеров, керамические плитки или кусочки картона, стеки. | |
Художественный труд «Осминожки» (ткань) Ср.г. Стар.г. | Учить детей делать поделки, используя ткань. Умение делать игрушку «на глаз»,выделять части тела с помощью нити (обвязывая несколько раз). Использовать дополнительный бросовый материал для придания выразительности образа. Воспитывать усидчивость, желание экспериментирования. | Кусок ткани 30*30, нитки, бусинки, ножницы, | ||
Аппликация «Веселые цыплята» Ср.г. Стар.г. | Познакомить с техникой выполнения сувенира на основе бумажной тарелки познакомить с домашними птицами и животными, деревенским колоритом. Развитие интереса к прикладному творчеству, развитие фантазии и воображения, самостоятельности, наблюдательности. Воспитать у детей чувство прекрасного, желание помочь ближнему,любви к родному краю. | Бумажные одноразовые тарелки; салфетки желтого цвета; заготовки деталей (лапы, крылья, клюв, голова); клей, салфетки для клея. | ||
Рисование «Красивые салфетки для кафе» (декоративное) Ср.г. Стар.г. | Вызвать интерес к изготовлению декоративных салфеток для игры в кафе. Познакомить детей с золотой хохломой как видом народного декоративно- прикладного искусства. Учить замечать художественные элементы, определяющие специфику золотой хохломы: назначение предметов, материал, технология изготовления, колорит, узор. Учить рисовать на бумаге узоры из растительных элементов ( травка, кудрина, ягоды, цветы) по мотивам хохломской росписи, использовать элементы декора при оформлении книжек- самоделок. Развивать технические умения- умело пользоваться кистью(рисовать кончиком кисти, всей кистью, свободно двигать в разных направлениях).Воспитывать эстетическое отношение к бытовой культуре и предметам искусства. | Бумажные формы (круглые или квадратные) как основа для салфеток, кисти, краски гуашевые, салфетки бумажные, баночки с водой | ||
Лепка «Красивая ваза» (тестопластика) Ср.г. Стар.г. | Развивать творчество детей. Продолжать характерные особенности изображаемых объектов; обрабатывать поверхность формы движениями пальцев и стекой. Создавать выразительные образы. Развивать чувство композиции. | Соленое тесто, гуашь, стеки, дощечка для лепки. | ||
Художественный труд «Бусы для мамы» (бросовый материал) Ср.г. Стар.г. | Учить создавать сувениры из бросового материала, умение планировать свою деятельности, использовать шаблон. Развивать мелкую моторику, воображение, желание сделать приятное другому человеку. | Нитки, клей, кисточка. открытки, сухие семечки, ножницы, простой карандаш, салфетка. | ||
МАРТ | ||||
Аппликация «Мозаика» (бумага) Ср.г. Стар.г. | Учить детей создавать коллективную композицию, по - разному размещая вырезанные элементы. Совершенствовать технику аппликации- самостоятельно выбирать и сочетать способы (силуэтная, ленточная и обрывная аппликация) Развивать чувство цвета. Композиции, способности к формообразованию. Воспитывать интерес к природе, желание отражать впечатления в аппликационной работе. | Бумага цветная, фактурная, ножницы, клей, клеевая кисть, фломастеры,салфетки. | ||
Рисование «Хоровод матрешек» (шаблонография) Ср.г. Стар.г. | Расширять представления детей о строении сложных предметов, развивать спрособность находить взаимосвязь главного и второстепенного. Научить смотреть на одну и ту же форму с разных сторон, помочь увидеть многообразие предметов, развивать воображение. Обучать способам изображения разных объектов приемом обрисовывания готовых шаблонов разных форм. Развивать координацию движений, мелкую моторику рук. | Альбомный лист, набор шаблонов различных форм, простой карандаш, цветные карандаши. | ||
Лепка Зимняя веточка» (бросовый материал) Ср.г. Стар.г. | Развивать творчество детей. Продолжать характерные особенности изображаемых объектов; обрабатывать поверхность формы движениями пальцев и стекой. Создавать выразительные образы. Развивать чувство композиции. | Соленое тесто, гуашь, стеки, дощечка для лепки. | ||
Ручной труд «Фантастические цветы» (оригами) Ср.г. Стар.г. | Вызвать интерес к созданию фантазийных цветов. Показать приемы видоизменения и изготовления лепестков (складывая бумагу круглой формы в разных направлениях). Развивать творческое воображение, чувство цвета. | Цветная бумага, ножницы, клей, кисточка, салфетка. | ||
Аппликация «Цветок водяного бога» (бумагопластика) Ср.г. Стар.г. | Поупражнять в работе с бумагой, научить создавать изображения по представлению с натуры. Развивать умение аккуратно накручивать бумагу на карандаш, аккуратно соединять части в одно целое. Собирать композицию в соответствии с натурой. | |||
Рисование «Цветик- разноцветик» (декоративное) Ср.г. Стар.г. | Закрепить представления детей о цветовом многообразии, ознакомить с хроматическими (основными) и ахроматическими цветами. Расширять знания цветовой гаммы путем введения новых оттенков, освоения способов их получения. Закрепить навык закрашивания внутри контура. Развивать чувственно- эмоциональное восприятие окружающего мира. | Спектральный круг, альбомный лист, с контурным изображением цветка, выполненным восковым карандашом, палитра, гуашь, кисть. Стаканчик с водой. Салфетка, лист бумаги для смешивания красок, разноцветные ленточки. | ||
Лепка «Соленые картинки» (тестопластика) Ср.г. Стар.г. | Продолжать развивать навыки декоративной лепки; учить использовать разные способы лепки (налеп, углубленный рельеф), применять стеку. Развивать эстетический вкус. Воспитывать желание творить. | Соленое тесто, гуашь, стеки, дуршлаг, дощечка для лепки. | ||
Ручной труд «Первые цветы» (моделирование) Ср.г. Стар.г. | Учить создавать формы цветов из салфеток, путем моделирования , передавать выразительность образов. Развивать фантазию, воображение. Учить аккуратно, экономно использовать материалы. | Картон, салфетки различного цвета, цветная бумага, степлер, клей. | ||
АПРЕЛЬ | ||||
Аппликация «Весенний пейзаж» (бумага) Ср.г. Стар.г. | Самостоятельный поиск оригинальных способов создания сюжета (обрывная, накладная аппликация, раздвижение, прорезной декор) и составление многоярусной композиции. | Цветная бумага, картон, бумага различной фактуры, клей, ножницы, салфетка, карандаш простой. | ||
Рисование «Красивые картинки из разноцветной нитки» (рисование нитками) Ср.г. Стар.г. | Продолжать учить детей разными нетрадиционными способами рисования, познакомить с новым необычным изобразительным материалом. Развивать цветовосприятие, умение подбирать для своей композиции соответствующие цветовые сочетания. Учить аккуратно пользоваться клеем, наносить его на контур рисунка тонкой струйкой.Развивать мелкую моторику. | Научить выкладывать нить точно по нарисованному контуру, развивать координацию движения. | Альбомный лист с готовым фоном, простой карандаш, флакончик клея ПВА с дозированным носиком, разноцветные отрезки ниток, набор фломастеров, ножницы, салфетка, фартук. | |
Лепка «В далеком космосе» (рельефная) Ср.г. Стар.г. | Продолжать освоение техники рельефной лепки: предложить детям вместе создать рельефную картину, включающую разные космические объекты (солнце, планеты, звезды, созвездия, кометы; напомнить о возможности смешивания цветов пластилина, о пластилиновой растяжке для эмоционально-цветового решения темы). Развивать чувство композиции. Воспитывать интерес к сотворчеству. | Инициировать самостоятельный поиск средств и приемов изображения (скручивание и свивание удлиненных цилиндров для хвоста кометы, наложение слоев в солнечной короне) | Большую прочную коробку, разрисованную гуашью, пластмассовые плитки по количеству детей, бумага различной фактуры, пластилин, стека. | |
Ручной труд «Паутинка» (ниткография) Ср.г. Стар.г. | Учить создавать образы с помощью ниток, знакомство с последовательностью выполнения. Развивать воображение, умение сматывать нитки в клубок. | Катушка швейных ниток, клей, кисть, салфетка, исходная форма, ножницы. | ||
Аппликация «Пудель» (из ватных шариков) Ср.г. Стар.г. | Создание выразительных аппликативных образов, свободное сочетание разных художественных материалов, способов и приемов приклеивания. Развивать воображение, умение пользоваться шаблонами. | Вата, картон, клей ПВА, кисти , салфетка. | ||
Рисование «Пейзаж у озера» (монотипия) Ср.г. Стар.г. | Закрепить знания детей о пейзаже как жанре изобразительного искусства. Познакомить с нетрадиционной техникой изображения пейзажа- монотипией, показать ее изобразительные особенности, закрепить понятие о симметрии. Подвести детей к тому, что пейзаж можно рисовать не только с натуры, а придуиать его самому. Развивать умение детей создавать композицию, самостоятельно подбирать цветовую гамму в соответствии с придуманным сюжетом. | Фотоиллюстрации с пейзажем, отраженном в озере, альбомный лист, сготовой линией сгиба по вертикали, верхняя часть тонирована голубым цветом (небо), нижняя- синим (вода). Акварель, кисть, салфетка | ||
Лепка «Картинки на стену» (тестопластика) Ср.г. Стар.г. | Развивать творчество детей. Продолжать характерные особенности изображаемых объектов; обрабатывать поверхность формы движениями пальцев и стекой. Создавать выразительные образы. Развивать чувство композиции. | Соленое тесто, гуашь, стеки, дуршлаг, дощечка для лепки. | ||
Ручной труд «Наш космодром» (бросовый материал) Ср.г. Стар.г. | Продолжать учить детей создавать разные летательные (космические) аппараты конструктивным и комбинированным способами: дополнять цилиндрическую форму для получения космического корабля. Показать, что в лепке сложных объектов можно ориентироваться на фотографии, чертежи, рисунки; создавать условия для использования разных инструментов и материалов. | Продолжать учить детей создавать разные летательные (космические) аппараты конструктивным и комбинированным способами: преобразовывать и дополнять цилиндрическую форму для получения космического корабля, преобразовывать и дополнять форму шара для получения спутника. Показать, что в лепке сложных объектов можно ориентироваться на фотографии, чертежи, рисунки; создавать условия для использования разных инструментов и материалов. | Пластилин разных цветов, стеки, крышки, коробочки, трубочки, палочки, зубочистки, пружинки, мягкая проволока, цветная бумага, картон, ткань, фольга, пуговицы, нитки. | |
МАЙ | ||||
Аппликация «Ветка сирени» (техника торцевания) Ср.г. Стар.г. | Самостоятельный поиск аппликативных способов и средств художественной выразительности для создания оригинального образа. Знакомство с техникой торцевания: закрепление последовательности выполнения. Развивать аккуратность, внимательность. | цветная гофрированная бумага, стержень от шариковой авторучки и клей ПВА. | ||
Рисование «Сказочное болото для Царевны- лягушки» (сюжетное рисование) Ср.г. Стар.г. | Учить детей создавать образ по мотивам народной пластики. Разнообразить технику рельефной лепки. Продолжать знакомство с изразцами как видом народно декоративно- прикладного искусства. Показать варианты композиций на квадрате. Развивать чувство формы, ритма и композиции. | Картонные квадраты, 10*10, пластилин, стеки, салфетки. | ||
Лепка «Салют Победе» (рельефная) Ср.г. Стар.г. | Закрепление с детьми приема лепки- цветовой растяжки. Обеспечить условия для свободного выбора детьми содержания и техники; поиск способов решения художественной задачи: передавать движение салюта. Воспитывать усидчивость. | Пластилин разных цветов, картон разной формы, керамические плитки или кусочки картона, стеки. | ||
Ручной труд «Сказочные дворцы и замки» (Бумага) Ср.г. Стар.г. | Вызвать интерес к созданию коллективных композиций. Показать возможности моделирования объемных и рельефных образов из фольги и цветной бумаги. Воспитывать интерес к отражению представлений о сказочных образах в продуктивной деятельности. | . Расширить спектр приемов и элементов бумажного фольклора (прорезного Формировать умение планировать индивидуальную и коллективную работу, коммуникативные навыки сотрудничества. Развивать способности к композиции. декора). | Основа для работы, фольга, фантики с фольгой, бумага белая писчая и цветная (фактурная), ножницы, простые карандаши, мишура, серебристый дождик, блестки, клей, пластиковые бутылочки и картонные коробочки небольшого размера. | |
Аппликация «Макаронные фантазии» (бросовый материал) Ср.г. Стар.г. | Создание коллективной композиции, сочетание разных техник и материалов. Развивать способности к изобразительной и дизайн-деятельности (чувство формы, композиции); воображение и творчество. Умение делать эскиз. | Разные макаронные изделия, картон, клей, кисти, простой карандаш, краски, салфетка. | ||
Рисование «Березка» (батик) Ср.г. Стар.г. | Формировать любознательность, наблюдательность, желание отразить свои впечатления в рисунке. Познакомить детей с техникой рисования- батиком, с разными способами создания рисунка на ткани. Научить изображать конкретное дерево с характерными признаками. Продолжать развивать детское изобразительное творчество | Подготовленный батик, простой карандаш, гуашь, кисти №1, №4, стаканчик с водой, салфетки | ||
Лепка «Картины- портреты» (тестопластика) Ср.г. Стар.г. | Развивать творчество детей. Продолжать характерные особенности изображаемых объектов; обрабатывать поверхность формы движениями пальцев и стекой. Создавать выразительные образы. Развивать чувство композиции. | Соленое тесто, гуашь, стеки, дуршлаг, дощечка для лепки. | ||
Художественный труд «Заяц» (оригами) Ср.г. Стар.г. | Продолжать учить складывать бумагу круглой формы; использовать разную по фактуре бумагу. Формировать умение использовать образец. Развивать старательность. | Картон, цветная бумага, бумага разной фактуры, ножницы, клей, кисточка, салфетка, фломастер. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Модифицированная (авторизованная) программа «Художественно – творческого развития детей. Ромашка» для детей в возрасте от 4 до 7 лет.
программа позволяет организовать работу кружка по изодеятельности, которая предполагает использование различных техник рисования, лепки, конструирования, предлагает перспективное планирование да...
МОДИФИЦИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО РАЗДЕЛУ: «ТЕАТРАЛИЗОВАННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА» (для детей от 3 до 7 лет) студии «СКАЗОЧНАЯ СТРАНА»
Данная программа является типовой, адаптированная/модифицированная (в основе ее лежит программа М.Д. Маханевой) реализуется в студии по театральной деятельности «СКАЗОЧНАЯ СТРАНА» руководи...
Педагогическая программа по образовательной области" Художественное-эстетическое развитие" раздел "Музыкальное развитие детей дошкольного возраста" "РАЗВИВАЕМСЯ В ИГРЕ"
В постоянно меняющем мире возрастают требования к детям как в умственном развитие, так и в психологическом развитии, что порождает ПРОБЛЕМУ: Агрессивное поведение, негативное отношение к окружающему м...
Педагогическая программа по образовательной области" Художественное-эстетическое развитие" раздел "Музыкальное развитие детей дошкольного возраста" "РАЗВИВАЕМСЯ В ИГРЕ"
В постоянно меняющем мире возрастают требования к детям как в умственном развитие, так и в психологическом развитии, что порождает ПРОБЛЕМУ: Агрессивное поведение, негативное отношение к окружающему м...
Преемственность художественно-творческого развития детей дошкольного и младшего школьного возраста
В чем заключается преемственность художественно-творческого развития детей дошкольного и младшего школьного возраста? В преемственности в содержании художественного образования; преемственности способ...
Развитие художественно-творческих способностей в продуктивной деятельности детей дошкольного возраста.
Развитие художественно-творческих способностей в продуктивной деятельности детей дошкольного возраста....