Интегрированные мероприятия по художественному творчеству в ДОУ
план-конспект занятия по аппликации, лепке (старшая группа) по теме
Новые подходы к художественно-эстетическому воспитанию в ДОУ
Скачать:
Предварительный просмотр:
АППЛИКАЦИЯ С ЭЛЕМЕНТАМИ РИСОВАНИЯ
«НЕЖНЫЕ ПОДСНЕЖНИКИ»
(с детьми старшей группы)
ЗАДАЧИ: учить детей воплощать в художественной форме свое представление о первоцветах – подснежниках.
Совершенствовать аппликативную технику – составлять аппликативный цветок из отдельных элементов, стараясь передать особенности внешнего вида растения.
Развивать эстетическое восприятие, умение созерцать красоту окружающего мира. В процессе восприятия предметов (подснежник), и явлений (весна), развивать мыслительные операции: анализ, сравнение, обобщение.
Формировать композиционные умения.
Воспитывать интерес к изобразительной деятельности, привлекать детей к оформлению групповой комнаты к празднику, использовать при этом созданные детьми изделия.
МАТЕРИАЛ, ИНСТРУМЕНТЫ, ОБОРУДОВАНИЕ:
Рисунки весеннего неба, выполненные детьми на занятиях по рисованию;
Цветная и белая бумага, ножницы, простые карандаши с ластиками для прорисовки контура, клеевые карандаши, салфетки бумажные или матерчатые, клеенки, тарелочки для обрезков;
Художественные и почтовые открытки с изображением первоцветов;
Предметы для экспериментирования с цветами и оттенками (для драпирования - платки синего или ярко-голубого цвета, цветок или чашка белого цвета).
ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА:
Подготовка основы для аппликативных работ – рисунки весеннего неба.
Рассматривание изображений первоцветов в детских энциклопедиях, познавательных книжках. Составление коллекции художественных и поздравительных открыток с изображениями первоцветов (разных цветов).
Беседа о Красной книге и о необходимости бережного отношения к природе.
Экспериментирование с цветом (получение светлотных оттенков и сравнение предметов белого цвета на разном фоне).
СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЯ:
Давайте ребята поздравим наших гостей с наступлением весны, с первым весенним деньком, и совсем чуть-чуть поговорим о весне.
Что происходит в природе весной?
А что происходит с небом?
Каким оно бывает? ( днем, ночью, в дождливую погоду, вечером)
Показать на доске оттенки синего цвета – с детьми подобрать нужные оттенки, которые соответствуют состоянию в природе.
Мы с вами рисовали весеннее небо по мокрому листу , оно у вас всех получилось разным: кто-то из вас добавил много синей краски, а некоторые использовали краску совсем чуть-чуть. Сегодня мы продолжим работу на этих листах.
Солнце светит ярче, теплее и появляются первоцветы:
Чтение стихотворения А.Майкова «Подснежник»;
Голубенький, чистый,
Подснежник-цветок!
А подле сквозистый,
Последний снежок…
Педагог спрашивает: «Ребята, как вы думаете, почему поэт называет подснежник голубеньким, чистым?». Уточняет ответы детей и рассказывает (с опорой на наглядность – художественные открытки, фотографии в книгах), что подснежники в народе часто называют разные первоцветы, в т.ч. и пролески голубого цвета. Но в природе настоящие подснежники всегда белоснежные.
Педагог высказывает догадку, что поэт, написавший стихотворение о подснежнике, мог увидеть подснежник в тени дерева или сугроба, поэтому лепестки показались ему голубоватыми.
Прикладывает цветок или любой предмет белого цвета к драпировке (платку) синего или ярко-голубого цвета. --- Дети убеждаются в том, что цвет (оттенок) зависит от цвета фона.
Затем педагог продолжает экспериментирование с цветом: прикладывает синий цветок к синему фону и белый к белому (СИЛУЭТЫ ЦВЕТОВ). Дети приходят к выводу, что изображение (силуэт цветка) «теряется», становится плохо заметным, если положить или поставить его на фон такого же цвета.
Педагог предлагает подумать, почему поэт назвал последний снежок, который лежит возле подснежника, «сквозистым». Дети высказывают свои догадки. Педагог советует им вспомнить, как выглядит тающий снег (тяжелый, ноздреватый, будто с дырочками).
Воспитатель просит детей описать подснежник (тонкий стебелек, белые овальные лепестки – закрытые в бутон или полураскрытые в форме чаши с глазком на дне, удлиненные листья нежно-зеленого цвета).
ПЛАСТИЧЕСКИЙ ЭТЮД – вхождение в образ:
Ребята, а вы можете мне показать как пробивается сквозь последний снежок подснежник, как он увидел солнышко, как потянул свои лепестки к небу, наклонил головку… (провести этюд 2-3раза).
На 1-2 минуты показать детям вариативные образцы, уточняющие представление детей об особенностях внешнего вида подснежника.
Предложить подумать самим, как можно изобразить подснежник, чтобы он был чистым, белоснежным, не потерялся на фоне светло-голубого неба, и чтобы этот подснежник пробивался через сквозистый – тающий, ноздреватый снежок.
После этого дети выбирают свои рисунки весеннего неба, обдумывают замыслы, делают карандашные эскизы и вырезают лепестки для подснежника. Воспитатель советует приложить вырезанные части цветка на рисунок весеннего неба, рассмотреть композицию, оценить цветосочетание и внести некоторые изменения (например, подложить под бледный цветок несколько зеленых листочков, или переместить венчик цветка на более темный, насыщенный фрагмент…).
Работа детей сопровождается легким и доступным для детского восприятия произведением «Подснежник» П.И.Чайковского.
Во время самостоятельной работы педагог оказывает словесную помощь, или показывает выполнение на своем листе бумаги.
В конце занятия дети рассматривают свои подснежники, обмениваются впечатлениями, обсуждают идеи оформления выставки (где будет размещаться, как назовем выставку?)
Во время рассматривания детьми работ, воспитатель читает стихотворение П.С. Соловьева «Подснежник»:
В саду, где березки столпились гурьбой,
Подснежника глянул глазок голубой.
Сперва понемножку
Зеленую выставил ножку.
Потом потянулся
Из всех своих маленьких сил
И тихо спросил:
«Я вижу, погода тепла и ясна;
Скажите, ведь правда, что это весна?»
Выставка «Нежные подснежники».
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА – ДЕТСКИЙ САД « СКАЗКА»
Интегрированное мероприятие
Образовательная область «Художественное творчество»
Барельефная лепка с детьми средней группы
Педагоги:
воспитатель Хлебникова Т.Н. муз. руководитель Александрова Л.П.
инструктор по физ. культуре Редькина Т.Г.
воспитатель Богачева Н.Н.
воспитатель Яковлева В.М.
п. Северомуйск
«Лук на окне»
Задачи
Пробудить у детей положительную эмоциональную отзывчивость к окружающему миру, к родной природе, к событиям жизни;
Сформировать у детей изобразительные навыки и умения.
Цели
Совершенствовать умения детей техникой барельефной лепки выполнять «лучи солнца и проросший лук», закрепить приемы прямого раскатывания и кругового скатывания, развивать мелкую моторику пальцев рук.
Развивать композиционные умения – размещать несколько объектов, создавая гармоничную композицию.
Формировать навыки планирования своей работы: делить пластилин на нужное количество частей разной величины, лепить последовательно, начиная с крупных деталей.
Развивать творческое воображение, пространственное мышление, чувство формы, пропорций.
Интеграция образовательных областей:
«Здоровье» оздоровительный массаж , физ. пауза (сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей);
«Социализация» (приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми);
«Труд» Посадка лука в кашпо; уход: полив, прополка;
(развитие трудовой деятельности; воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам);
«Познание» Наблюдение за ростом (перья лука) – ведение дневника наблюдения за ростом лука. Создать детям провокационную ситуацию - принести в группу луковицу красного цвета и поинтересоваться – если эту луковицу посадить, то перья лука какого цвета вырастут?
(развитие познавательно-исследовательской и продуктивной деятельности; расширение кругозора детей);
«Коммуникация» (развитие свободного общения со взрослыми и детьми); «Чтение художественной литературы» : разучивание стихотворений, загадок о весне,
о солнце: «Солнышко, проснись, ясное, улыбнись, в гости к нам прикатись!»;
пословицы и поговорки о труде: «Наскоро делать – переделывать» «Поскорей подрастай, да к работе поспевай», «Каков мастер – такова и работа»; рассматривание иллюстраций о весне.
(формирование целостной картины мира, в том числе первичных ценностных представлений; развитие художественного восприятия и эстетического вкуса);
«Музыка» пение песен, слушание музыкальных произведений П.И.Чайковского: «Март – «Грачи прилетели», «Апрель – «Подснежник», весенние хороводы, «Весенняя полька»
(развитие музыкально-художественной деятельности, приобщение к музыкальному искусству).
Предварительная работа
Лепка на пробниках: растягивание пластилина (пластилиновая живопись) – оконная рама; барельефная лепка - солнышко, кашпо для луковиц.
Рассматривание луковиц, подготовка земли для посадки луковиц, посадка луковиц в горшок. Выбор солнечного окна в групповой комнате. Наблюдение за ростом зеленых перьев лука из луковиц. Дежурство в уголке природы – полив луковиц и рыхление почвы. Составление календаря наблюдений за ростом луковых перьев.
Работа с семьёй
Порекомендовать родителям в свободное время вовлечь ребенка в работу по подготовке и посадке луковиц. Предложить вместе с детьми наблюдать за ростом и делать зарисовки роста лука. Затем вместе с ребенком проанализировать, сколько времени понадобилось, чтоб выросли луковые перья.
Материалы, инструменты, оборудование:
Белый картон для фона – основы композиции; пластилин, салфетки, пробники
Содержание мероприятия
Я сейчас загадаю вам загадку, а вы мне скажете, о каком времени года я говорю: «Вышло солнце из-за тучи и нагрело снег скрипучий. Снег задумался чуть-чуть и ручьем пустился в путь» (о весне). А что еще весной происходит в природе? (прилетают птицы, на деревьях набухают почки и др.) Обобщить ответы детей – растаявший снег питает корни деревьев и кустов и уже вскоре появятся первые листочки.
Пришла я как-то в группу, а ребята вместе с В.М рассуждают, на каком подоконнике больше солнечных лучей, куда лучше поставить кашпо с посаженным луком? А что происходило с луком потом?
А сейчас, мы с вами попробуем, способом барельефной лепки изобразить лук, каждый на своем «окне».
Давайте расскажем, как мы готовили основу нашей композиции: с чего начинали? – скатывали жгутики и растягивали их по картону – получилась оконная рама.
Затем лепили кашпо для лука, как? – а вот так:
Шарик в руки я возьму и раскатывать начну –
Вот и столбик получился, столбик в жгутик превратился.
Со столбиком случилось что-то, сплющить мне его охота.
Ну и что же получилось? Он в блинчик превратился – вот так мы делали наше кашпо.
А теперь я предлагаю посадить луковицы каждый в свое кашпо.
Показ воспитателя на мольберте одновременно с объяснением:
отщипываем кусочек пластилина,
скатываем шарик (я кусочек прищипну и вытягивать начну,
хвост не длинный получился, шарик в луковицу превратился)
затем вытянем его с одной стороны, приклеим сверху кашпо.
Потом лепим жгутики (отщипываем кусочек зеленого пластилина и раскатываем его пальцами)– перышки лука и прилепим их к вытянутой части луковицы.
Во время самостоятельной работы звучит музыка П.И.Чайковского «Март «Грачи прилетели» и «Апрель «Подснежник».
Воспитатель оказывает словесную помощь и показ на пробнике (3-4 луковицы с перьями)
Предложить детям поиграть – Пригласить детей в круг и предложить произнести закличку: «Солнышко, проснись, ясное, улыбнись, в гости к нам прикатись!» -2 раза и станцевать «Весеннюю польку».
Затем дети проходят за столы - а теперь я предлагаю слепить солнце, чтобы наш лучок веселее рос.
(Словесное напоминание – объяснение) - скатываем шарик - сплющиваем его – вот и солнце. Теперь надо отщипнуть кусочек пластилина и раскатать несколько жгутиков – вот и лучики.
«И ИГРАЙ И УДИВЛЯЙСЯ, С НАМИ В ЛЕПКЕ УПРАЖНЯЙСЯ»- предложить гостям заготовки композиций и пластилин
Все работы выставить на мольберт для рассматривания – как называлась наша лепка? – барельефная, а еще как мы умеем лепить? – растягивать пластилин – пластилиновая живопись и лепить объемные фигуры.
Дать детям возможность подойти гостям посмотреть и высказаться, как они слепили «солнышки», получилось ли?
Вы знаете, ко мне подошли Артем с Игорем, они не поняли, зачем вы сажали луковицы – расскажите им (надо есть лук, чтоб меньше болеть). А еще, чтоб быть здоровыми вы с Т.Г. делаете оздоровительный массаж, давайте напомним Артему и Игорю как надо его делать, может они будут меньше болеть и чаще ходить в детский сад.
Ну вот, мы с вами сегодня и лепили и играли и хоровод водили. А давайте угостим луком всех детей и взрослых у нас в саду – отнесем срезанные перья лука на кухню, повара его порежут в салат, а вам скажут спасибо, за заботу!
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА – ДЕТСКИЙ САД « СКАЗКА»
Интегрированное мероприятие,
посвященное Дню космонавтики.
« Космическое путешествие»
(для детей средней группы)
Педагог:
воспитатель Хлебникова Т.Н.
п. Северомуйск
Интеграция образовательных областей: «Познание» (формирование целостной картины мира); «Художественное творчество» (пластилиновая живопись, оригами); «Музыка»; «Физическая культура»; «Коммуникация».
Образовательная область «Познание».
Цель: Формирование познавательного интереса к космосу.
Воспитание чувства гордости профессией космонавта.
Создание условий для сплочения детского коллектива, развития коммуникативных навыков и способов общения,
формировать интерес к театрально-игровой деятельности.
Образовательная область «Художественное творчество»
Педагог: Хлебникова Т.Н.
Задачи
Пробудить у детей положительную эмоциональную отзывчивость к окружающему миру, к звездному небу, космосу.
Сформировать у детей изобразительные навыки и умения.
Цели
Развивать у детей творчество, образное мышление.
Продолжать учить детей создавать изображения предметов ( звезды, луна) пластилиновой живописью (отщипывать комочек пластилина скатывать маленький шарик и размазывать его в разных направлениях по картону), работать вместе ( коллективно).
Способствовать развитию конструктивных способностей ( изготовление ракеты способом оригами) с учетом индивидуальных возможностей каждого ребенка.
Предварительная работа
Беседа о первооткрывателях космоса. Рассматривание портретов космонавтов, марок, иллюстраций. Рассматривание карты звездного неба и созвездиях. Беседа о животных, побывавших в космосе, - о собаках Белке и Стрелке. Рассматривание коллективной работы детей выпускной группы «Летающие тарелки», «Пришельцы из космоса».Чтение стихотворений Г.Р.Лагздынь «Космонавт», В.Шипуновой «На далекой, удивительной планете», «Летняя ночь», А. Лугаревой «Космический сон». Изготовление ракет способом оригами. Фотографирование детей в свободное время. Вырезание фотографий и звезд для ракет.
Материал
Для лепки: пластилин восковой, панорама неба для изображения звезд и луны. Ракеты, выполненные детьми предварительно (оригами), вырезанные фотографии детей и звезды для ракет. Салфетки. Листы бумаги на каждого ребенка для «изготовления» телескопа.
Образовательная область «Музыка».
Цель: Развивать средства музыкальной выразительности, накапливать музыкальные впечатления, развивать представления об изобразительных возможностях музыки, развивать представления о связи музыкальных и речевых интонаций. Накапливать музыкальные впечатления.
В пении закреплять умение точно интонировать мелодию, точно воспроизводить в пении ритмический рисунок, развивать звуковысотный слух, чувство ритма. Воспитывать любовь к Родине, к героям –космонавтам.
Предварительная работа: Беседы о планетах, проведение опытов с глобусом и лампой, чтение книги Левитана Е.П. «Малышам о звездах и планетах», настольные игры про космос)
Материал: парики, элементы различных костюмов, кегли, скамейка, воротики с «тоннелем», портреты космонавтов, глобус, плакаты с изображением планет, мольберты для «космического» панно.
Интегрированное мероприятие, посвященное Дню космонавтики
«Космическое путешествие»
- Беседа.
(Дети слушают музыку « Волшебный полет» группа «Спейс»).
Ведущий: Дети, закройте глаза и послушайте музыку. Скажите, ребята, что вы представляли себе, слушая музыку? (Далекие планеты, звёзды, метеоритные дожди.)
Мы с вами живём в удивительное время. Каждый из нас может стать волшебником, полететь не только в другую страну, но и на другую планету. А может быть, кто - нибудь из вас откроет какую - нибудь тайную планету. И сейчас есть такие люди. Они занимаются волшебством, то есть изучают другие планеты и отправляют туда спутники. Мужественные люди на космических кораблях летают в космос. Как мы называем таких людей? (Космонавтами.)
А как вы думаете, легко ли быть космонавтом? Какими чертами характера он должен обладать? (Космонавт должен иметь крепкое здоровье, быть дисциплинированным, честным, правдивым, уметь управлять космическим кораблем, прыгать с парашютом.)
А главное, надо уметь дружить, потому что в космосе очень важно иметь верного и надежного друга.
Любой космонавт, прежде чем отправиться в полет, должен пройти специальную подготовку в Центре подготовки космонавтов. Вы не хотите себя испытать? (Ответы детей.)
- Cтихи.
Ведущий: День сегодня не простой,
Это в мире знает каждый.
Впервые в космос полете
Человек с земли отважный.
12 апреля 1961 года с космодрома Байконур впервые в мире стартовал космический корабль «Восток» с пилотом на борту – космонавтом Юрием Алексеевичем Гагариным.
За этот подвиг он был награжден званием героя.
1-й ребенок: Покорить простор вселенной
Очень человек хотел.
И тогда в далекий космос
Первый спутник полетел.
2-й ребенок: А потом поднялся в космос
И прославился навек
Вслед за спутником в ракете
Самый первый человек.
3-й ребенок: Всем в мире хорошо знаком
Отважный русский парень.
Он первым в космос полетел
Его зовут – Гагарин.
4-й ребенок: Люди космос покоряют,
Даже на луну летают.
И в открытый выйти космос
Космонавту очень просто.
5-й ребенок: Наука движется вперед,
Освоив скорость света,
Мы в дальний космос полетим
К чужим другим планетам.
Продуктивная деятельность.
Пластилиновая живопись (звездное небо) с элементами оригами (ракета).
Хлебникова Т.Н. (педагог ИЗОдеятельности)
Представьте, дети, что за чудо –
Земля, похожая на блюдо!
На плоском блюде – лес и горы,
Равнины, реки и озера.
Как будто твердым потолком.
Земля прикрыта колпаком.
Днем он прозрачный, голубой,
И солнце по небу плывет.
А ночью – звездами, луной
Украшен темный небосвод.
Ребята, я предлагаю сегодня создать космическую композицию – звездное небо, а звезды мы с вами будем рисовать пластилином.
- (педагог) Как называется такой прием лепки?
- дети: пластилиновая живопись - (надо скатать маленькие шарики из пластилина, расплющить каждый шарик на нашей композиции и оттягивать пластилин сначала в одну сторону, затем, в другую.
- (педагог) Можно скатать жгутик и, слегка согнув, прикрепить на ночное небо в виде месяца или сделать луну из приплющенного шара).
Дети с педагогом «растягивают» звезды из пластилина.
- (педагог) Вот какая композиция «Звездного неба» у нас получилась.
Я предлагаю отправиться в космическое путешествие на ракетах, которые мы с вами конструировали из бумаги, способом оригами. Но прежде давайте приклеим свои фотографии на ракеты – чтобы знать, кто на ракетах отправится в космическое путешествие. (Дети приклеивают свои фото, а кто-то фото и своих товарищей).
(педагог) - А теперь я предлагаю запустить ракеты:
Все готово? Ключ на старт!
Отправляемся в полет….
Нам пора начать отчет
5 4 3 2 1 Пуск…
Музыкальное сопровождение: звучат первые два куплета и припев песни «Трава у дома», из репертуара группы «Земляне», сл. А.Г. Поперечного, муз. В.Г. Мигули. Включаются мерцающие огоньки (звездное небо).
– дети с ракетами полетали по залу, а затем прикрепили свои ракеты на композицию «Звездное небо».
Предложить детям отойти подальше и посмотреть как далеко и высоко улетели ракеты.
(из листа бумаги свернуть трубу (телескоп) и посмотреть, как далеко и высоко улетели ракеты).
- Песня «Марш юных космонавтов»,
сл. Т. Волгиной, муз. А. Филиппенко).
- Космические загадки.
Ведущий: Как космос велик и прекрасен.
Как много загадок таит…
Но только умеющий думать
Любые загадки решать.
Загадки:
Что за чудная машина
Смело по Луне идет?
Вы ее узнали дети?
Ну, конечно …( луноход.)
Он вокруг Земли плывет
И сигналы подает
Это вечный путник
Под названьем… ( спутник.)
С Земли взлетает в облака,
Как серебристая стрела,
Летит к другим планетам
Стремительно …( ракета)
Он черен как ночь,
И звезд в нем не счесть
Планет и созвездий
В нем множество есть.
Что же это за место,
Возникает вопрос.
И каждый ответит
Ведь это же…( космос. )
Он космос покоряет,
Ракетой управляет,
Отважный смелый астронавт
Зовётся просто …(космонавт)
- Эстафета «Метеоритный поток»
Ведущий: Внимание, Внимание!
Звучит сигнал тревоги:
В метеоритном поле,
Скорее на подмогу.
Должны мы правильно суметь
Препятствие преодолеть
В зале выставляется полоса препятствий для каждой команды : скамейка, четыре кегли, обруч. Команды выстраиваются. По сигналу каждый участник команды начинает проходить полосу препятствий: проползает по скамейке, обегает кегли, пролезает через обруч и бегом возвращается обратно. Побеждает команда, прошедшая полосу препятствий быстрее и без нарушений.
- Конкурс «Марсиане»
Ведущий: Все космонавты по местам!
По курсу Марс – он виден нам.
Загадочная эта
Красная планета.
А теперь мы очень гладко
Все заходим на посадку
(В зале гаснет свет, зажигается зеркальный шар, через некоторое время свет снова включается.)
Марсиане, где же вы?
Все мы – жители Земли.
В гости к вам скорей спешим,
Познакомиться хотим. (Выдерживает небольшую паузу)
Не выходят марсиане,
Не хотят позировать.
А какими они будут,
Будем фантазировать.
На середину зала ставится большой стол с париками, ободками, рожками, различной смешанной одеждой, обувью и перчатками. Каждый наряжается марсианином. Побеждает самый смешной вариант.
Ведущий: А теперь пора прощаться
И на Землю возвращаться.
Командиры, по местам!
Старт давайте кораблям.
(Гаснет свет , включается зеркальный шар. Звучит третий куплет и припев песни
«Трава у дома», сл. А.Г. Поперечного, муз. В.Г. Мигули. Включается свет.
Ведущий: Вот вернулись из полёта
Наши славные пилоты.
Дружно на Земле живем,
И о Родине споем.
- Песня «О Родине»
Слова Т. Волгиной музыка А. Филиппенко
Предварительный просмотр:
Интегрированное познавательное мероприятие.
«Превращение гусеницы»
( с детьми дошкольной группы)
Рисование-фантазирование с элементами
объемной аппликации.
Интеграция образовательных областей «Познание» и «Художественное творчество».
Область «Художественное творчество»
Цель:
Воспитывать интерес к познанию природы, эмоционально реагировать на красоту природных объектов.
Создать условия для отражения в художественном творчестве своих впечатлений. Развивать творческое воображение.
Задачи:
- Учить детей воплощать в художественной форме свое представление о цветущем луге. Формировать композиционные умения.
- Формировать умения детей вырезать силуэты бабочек из бумажных квадратов или прямоугольников, сложенных пополам, и украшать по своему желанию графическими или аппликативными средствами; показать варианты формы и декора крылышек бабочек; развивать чувство формы и ритма.
Усложнение: обогатить аппликативную технику – вырезать крылья бабочек разной формы, передавая в декоре зеркальное отражение.
- Вызвать интерес к экспериментальному (опытному) освоению цвета. Развивать чувство цвета (предварительная подготовка – растяжка синего и желтого (для получения зеленого) цвета по листу бумаги – «Зеленый луг»).
Усложнение: дети получили элементарные сведения по цветоведению.
Предварительная работа:
Подготовка основы для работы – изображать луг способом цветовой растяжки «по – мокрому».
Наблюдения за первыми весенними цветами (подснежниками, одуванчиками). Рассматривание изображений луговых цветов, бабочек в детских энциклопедиях, открытках, календарях, фотографиях, познавательных книжках. Беседа о Красной книге и о необходимости бережного отношения к природе. Беседы о весне и цветущих растениях. Дидактическая игра на цветовой модели «Цветной домик» с целью развития восприятия цвета и получения гармоничных цветосочетаний.
Материалы, инструменты, оборудование:
Рисунки зеленого луга, выполненные детьми на предыдущем занятии; готовые бумажные формы – цветные квадраты и прямоугольники разной величины и расцветки, ножницы, простые карандаши, фломастеры, цветная гуашь, кисти для рисования разных размеров, жесткие кисти для аппликации, клей, клееночки для аппликации, салфетки бумажные и матерчатые, ватные палочки, кюветы с водой.
Область «Познание»
Цели и задачи:
- Познакомить детей с фазами развития бабочки (полный метаморфоз), особенностями её обитания и жизнедеятельности. Развивать интерес к жизни насекомых.
- Учить детей эстетично воспринимать природу. Развивать и поддерживать интерес к изобразительным заданиям.
Познавательное развитие:
Старшая группа.
- Познакомить детей с фазами развития бабочки, особенностями ее образа жизни.
Подготовительная группа.
- Переход от одной стадии к другой или превращение, называется метаморфозом.
Речевое развитие:
Старшая группа.
- Учить слушать и понимать сказку, объяснения воспитателя - эколога. Пополнять лексический запас экологическим термином - фаза развития.
Подготовительная группа.
- Ввести в пассивный словарь детей экологический термин – полный метаморфоз.
Эмоционально-ценностное развитие:
- Развивать способность эмоционально реагировать на красоту природных объектов и результаты личной и совместной деятельности.
Социально-моральное развитие:
- Формировать у детей созидательное отношение к природе. Воспитывать желание проявлять заботу о других. Учить включаться в совместную деятельность. Стимулировать желание выполнять коллективную работу.
Физическое развитие:
- Развивать интерес дошкольников к выполнению разнообразных движений танцевального и имитационного характера, к пальчиковой гимнастике. Развивать общую и мелкую моторику, глазомер.
Материалы:
Схема развития бабочки; картинки с изображением яиц бабочки, гусеницы, кокона-куколки и бабочки, луговые цветы (ромашки, колокольчики, васильки, маки, клевер, одуванчики). Игрушки: яйца бабочки, гусеница, кокон-куколки, бабочка на палочке; аудиозапись музыкальных произведений;
Предварительная работа:
Рассмотреть с детьми картинки с изображением бабочек и гусениц. В весенне-летний период понаблюдать за бабочками в природе, на прогулке. Иллюстрации растений луга.
Ход мероприятия
Воспитатель(эколог): - Ребята, сейчас я вам прочитаю сказку про гусеницу, а вы внимательно слушайте и постарайтесь запомнить её превращение.
1.Рассказывание сказки. ( Воспитатель предлагает детям послушать сказку про гусеницу). Звучит спокойная классическая музыка о природе ( «Бабочки» Ф.Куперен).
Жила-была гусеница. Все над нею смеялись: такая она была некрасивая. Однажды гусеница решила спрятаться в кокон, чтобы ее никто не видел. Сидела она в нем, сидела, и заснула. Пока она спала, прошла зима и наступила долгожданная весна. Проснулась гусеница, высунула наружу усики, затем головку, чтобы посмотреть, нет ли там кого, кто бы мог над нею посмеяться. Никого не оказалось. Тогда она вылезла целиком из своего кокона. Гусеница чувствовала, что на спинке ей что-то мешает. Она встряхнулась и вдруг… полетела. Пролетая над прудом, она посмотрелась в него, как в зеркало, и увидела прекрасную…(бабочку). Да, бабочку с огромными яркими крыльями. «Кто эта красавица? – подумала она. – Ой, так ведь это же я!
Я – бабочка!» Она летела над прудом, и все, кто видел ее, восхищались: «Какая красивая бабочка!» Бабочка почувствовала голод и решила отыскать луг, полный ярких, душистых цветов. Прилетела бабочка на луг, а там только зеленая травка. Горько заплакала бабочка, так как не было у нее сил лететь дальше. Давайте бабочке предложим отдохнуть вот на этих луговых цветах – пусть посидит, сил наберется.
Воспитатель(эколог): Вы внимательно слушали. Ребята из старшей группы - кто назовёт все превращения гусеницы? (гусеница, кокон, бабочка). Молодцы! Вы сейчас перечислили фазы развития бабочки.
Но это ещё не все фазы.
- А ребята из подготовительной группы уже знают все фазы развития бабочки.
- О какой фазе развития не говорилось в сказке? Кто мне ответит, с чего начинается развитие бабочки? (откладывание яиц бабочкой)
- Кто мне поможет правильно собрать картинки фаз развития бабочки.
- Сначала бабочка откладывает яйца на листочек. (Найди картинку и прикрепи)
- Из яиц появляется гусеница. (Прикрепи картинку)
- Затем гусеница прячется в домик кокон-куколку. (Умница, крепи картинку).
- А вот теперь из куколки появляется бабочка. ( Крепи картинку)
- Ребята, а вы знаете, что все эти превращения в отдельности называются новым словом – метаморфоз. (яйца превращаются в гусеницу, гусеница в кокон-куколку, куколка в бабочку)
- Все превращения от бабочки до бабочки – называется полный метаморфоз.(яйца превращаются в гусеницу, гусеница в кокон-куколку, куколка в бабочку, бабочка опять откладывает яйца)
Воспитатель(эколог) спрашивает:
- Вы помните чем закончилась сказка? (Бабочка прилетела на луг и горько заплакала)
- А почему? ( потому, что на лугу была только зелёная травка)
- Вы знаете, что кроме травки растёт на лугу? (Обобщить ответы детей – (растут разные цветы: ромашки, колокольчики, васильки, одуванчики, маки, клевер и т.д, Воспитатель крепит к доске картинки с цветами).
Воспитатель (по ИЗО) А мы, уже нарисовали лужок. Давайте его покажем нашим гостям. И расскажем, как мы его рисовали. (Делали цветовую растяжку по мокрому листу акварельными красками. Экспериментировали с двумя цветами – синим и желтым цветом, чтобы получить зеленый. Вначале мы растягивали желтый цвет по мокрому листу, а сверху накладывали синий цвет, а затем пробовали растягивать синий цвет, а сверху накладывали уже желтый цвет. И, в результате нашего опыта, какой вывод мы сделали?)
Луг у всех получился замечательный, теперь на нем надо нарисовать яркие, пушистые цветы, а вот рисовать цветы мы попробуем гуашевыми красками.
( дети рисуют цветы на тонированном листе –«на лугу»). В процессе работы звучит «Вальс цветов» П.И.Чайковского
- Вот и расцвели красивые цветы на лугу. Как вы думаете, понравятся они нашей бабочке?
3.Пока подсыхают ваши работы – мы немного отдохнем.
Физкультминутка «Бабочка». (физминутку и пальчиковую игру проводит инструктор по физвоспитанию)
Наша бабочка встряхнулась,
Улыбнулась, потянулась.
Раз – росой она умылась.
Два – изящно покружилась.
Три – нагнулась и присела.
И нектара всласть поела. (дети выполняют движения в соответствии с текстом 2-3 раза).
- А кто из вас помнит пальчиковую гимнастику «Разноцветная лужайка»? Давайте ее вспомним и научим наших гостей.
Над зеленою лужайкой бабочка летела.
И на белую ромашку отдохнуть присела.
А с ромашкой рядом вырос синий василечек.
Черненький паук залез на его листочек.
Ярко-желтенький тюльпан наклонил головку,
И ползет по стебельку гусеница ловко.
А пушистый одуванчик – как воздушный шарик,
А на шарике сидит серенький комарик.
5.Аппликация «Бабочки».
Воспитатель приглашает детей за столы, отмечает, какие цветочные лужайки получились у каждого из вас. А давайте «оживим» лужайку, вырежим из бумаги разноцветных бабочек.
В – ль: Как вы будете вырезать бабочек?
Дети: * складываем квадратик или прямоугольник пополам, сгиб – это
«туловище» бабочки;
*представляем себе, что бабочка села на цветок и сложила свои
крылышки, рисуем половинку бабочки и вырезаем точно, по
нарисованному контуру;
* украшаем бабочку – рисуем фломастерами красивый узор;
* украшаем бабочку – рисуем узор на крылышках гуашью, ватными
палочками.
Силуэты бабочек дети переносят на незавершенную композицию, рассматривают, любуются красивыми цветосочетаниями и формами.
Воспитатель предлагает разместить бабочек и наклеить так, чтобы было красиво. При этом советует приклеивать лишь туловище бабочек, чтобы крылышки свободно поднимались над поверхностью, будто бабочки-красавицы порхают над цветами.
Работа детей сопровождается легким и доступным для детского восприятия произведением «Баркарола» (июнь) из цикла времена года П.И.Чайковского.
Во время самостоятельной работы педагог оказывает словесную помощь, или показывает выполнение на своем листе бумаги.
Дети постепенно заканчивают свои работы, их выставляют на стенд для рассматривания.
В конце занятия дети рассматривают свои цветочные ожившие полянки, обмениваются впечатлениями, обсуждают идеи оформления выставки (где будет размещаться, как назовем выставку?)
Полина Б. читает стихотворение о бабочке, которая прилетела на ее лужайку:
«Бабочка»
Ты прав. Одним воздушным очертаньем
Я так мила.
Весь бархат мой с его живым миганьем –
Лишь два крыла.
Не спрашивай: откуда появилась?
Куда спешу?
Здесь на цветок я легкий опустилась,
И вот – дышу.
Надолго ли, без цели, без усилья,
Дышать хочу?
Вот-вот сейчас, сверкнув, раскину крылья
И улечу!
А.Фет
А Ярослав О. вспомнил загадку, и хочет ее вам загадывать.
Шевелились у цветка
Все четыре лепестка.
Я поймать его хотел –
Он вспорхнул и улетел. (бабочка)
Пластический этюд – вхождение в образ:
А вы можете нам показать, как легко летают бабочки над душистым лугом, перелетая с цветка на цветок.
После окончания мероприятия, в свободное время, можно провести интервью с «художниками» и задать следующие вопросы:
- откуда прилетела твоя бабочка?
- Хотела бы она встретиться с другой бабочкой? (большой или маленькой). Чтобы тогда произошло?
- Чтобы вы хотели сделать для этой бабочки?
Чтобы вы хотели, чтобы она сделала для вас?
Мероприятие подготовили и провели:
Хлебникова Татьяна Николаевна (воспитатель ИЗО деятельности)
Овчарова Ирина Геннадьевна (воспитатель – эколог).
Северомуйск 2013г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
интегрированое занятие по художественному творчеству и познанию с учетом гендерного воспитания
интегрированное занятие по гендерному воспитанию и художественному творчеству в младшем возрасте...
Конспект интегрированного занятия по художественному творчеству в подготовительной группе
«Нарисуй ,что было самым интересным в этом месяце.» Интеграция образовательных областей: «Художественное творчество», «Здоровье», «Физическая культура», «Музыка...
Конспект интегрированного занятия по художественному творчеству в подготовительной группе на тему "Зимние фантазии".
Конспект по художественному творчеству в подготовительной группе на тему "Зимние фантазии" с использованием разных техник рисования....
Конспект интегрированного занятия по художественному творчеству в подготовительной группе на тему: «Федорина радость»
Открытое занятие по художественному творчеству...
Конспект интегрированного занятия по художественному творчеству с использованием регионального компонента во второй младшей группе: "Здравствуй, северный олень!"
Програмное содержание:-Познакомить детей с северным оленем, проживающем на Крайнем Севере.-Учить различать и называть оленя-Находить, показыать и называть части тела оленя.-Формировать умение выделять...
Конспект открытого интегрированного занятия по художественному творчеству (лепке) и чтению художественной литературы Тема: «Филимоновский петушок». Занятие для детей средней группы.
Учить передавать народный образ петушка. Совершенствовать умения детей скатывать кусочек пластилина между ладонями, придавая ему шарообразную форму, и приём сплющивания шарика между па...
КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО МЕРОПРИЯТИЯ ОО «ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ТВОРЧЕСТВО (НЕТРАДИЦИОННАЯ ТЕХНИКА РИСОВАНИЯ) «РЯБИНА ДЛЯ БЕЛОЧКИ» (1-Я МЛАДШАЯ ГРУППА)
Цель: знакомство с нетрадиционной техникой рисования – пальчиковое рисование....