Конспект комплексного занятия в старшей группе по лепке Хлудневской игрушки - «Чудо-птица».
план-конспект занятия по аппликации, лепке (старшая группа) на тему

Корниенко Наталья Петровна

Уникальный очаг народного творчества, типичное явление народной культуры — деревня Хлуднево Думиничского района Калужской области. Хлудневская  игрушка — свидетельство неугасающей народной традиции, в основе которой лежит близость человека с природой.

Яркая, жизнерадостная, решенная с предельной чёткостью в пластическом и цветовом отношениях, наивная (в самом высоком смысле этого слова) глиняная игрушка обладает волшебной способностью украшать наш быт, вносить тепло и радость в убранство жилища.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект комплексного занятия в старшей группе по лепке Хлудневской игрушки - «Чудо-птица».

Программное содержание

- Воспитывать любовь и интерес к народной игрушке и декоративно-прикладному творчеству народных умельцев

-Закреплять представления о процессе создания игрушек

 - Учить создавать образ, используя полученные навыки и приемы   лепки.

-Учить детей лепить птицу из целого куска, оттягивая части и придавая им нужную форму, сглаживать поверхность

-Формировать умение работать с глиной.

     -Развивать творческие способности, эстетическое восприятие, фантазию, мелкую  моторику пальцев рук, интерес к лепке из глины,

-Воспитывать аккуратность, развивать творческую инициативу.

-Пополнить словарный запас: Хлудневская, оберег.

      Предварительная работа

- рассматривание  народных  игрушек  и беседа о них;

-рассматривание Хлудневских игрушек и беседа о них, просмотр видеоряда  об  истории возникновения  и  изготовлении   Хлудневской  игрушки.

Материал к занятию

Иллюстрации «Народная игрушка», красивый поднос  с народными игрушками (хлудневские, дымковские), красивая  салфетка,  д/и «Чудо-мастера»,  глина, стеки, вода, доски,  салфетки, таблица последовательности лепки. Музыкальное сопровождение: Русская плясовая «Сени», «Березка», «Барыня».

Ход занятия

Сюрпризный момент: Воспитатель обращает внимание детей на нарядную салфетку , предлагает посмотреть, что под  ней. Находит вместе с детьми красивый поднос с игрушками:

Поднос тут не простой
На  нем товар расписной.
Здесь спрятались игрушки,
Веселые  зверюшки.

Рассматривают игрушки на подносе.

Расскажите, нам, откуда,
Появилось это чудо?
Кто придумал эти краски,
Словно взятые из сказки.

Поглядите, каковы!

И нарядны, и новы!
Пестрые, яркие,
Словно подарки!

Воспитатель : Что же это за игрушки такие?

(Ответы детей: народные, дымковские, хлудневские)

Воспитатель:

Понравились вам яркие, нарядные игрушки? А где мы можем познакомиться с различными народными игрушками? Ответы детей

Воспитатель:

Правильно, в музее или на выставке народной игрушки. Именно здесь мы увидим различные игрушки, изготовленные руками народных умельцев.

И поэтому я предлагаю вам оформить две выставки народных игрушек. Сейчас мы с вами разделимся на 2 команды. Одна команда устроит выставку Хлудневской игрушки, а другая – Дымковской.
(дети делятся на 2 команды, проводится жеребьевка, кому какая тема достанется)

А чтобы быть уверенным, что вы правильно выбрали игрушки, я проверю ваши знания об этих игрушках. Но сначала мы поиграем в игру «Чудо – мастера». Есть у меня чудесная расписная шкатулочка, а в ней разноцветные конвертики с разрезными картинками. (Открывает шкатулочку). Дети, посмотрите, все  из конвертиков высыпалось и перепуталось. Давайте приведем все в порядок. Каждая команда должна найти элементы хлудневской  или дымковской  игрушки  и составить картинку.

Звучит народная  музыка. Проводится д/и «Чудо-мастера»

Посмотрим, что получились у наших чудо – мастеров. Воспитатель обходит  группы, уточняет название  игрушек и где они изготовлены.

Ну что же, молодцы! Обе команды отлично справились с заданием, вас действительно можно назвать « Чудо-мастерами». Теперь можно и к оформлению выставки приступить. Из множества игрушек, выставленных на столе, дети отбирают лишь те, которые нужны для выставки.

Воспитатель:

Раньше игрушки продавались на ярмарках, а там как известно было весело: народ торговал, плясал, пел, развлекался. Вот и я вас приглашаю всех покататься на качелях-каруселях!

Проводится подвижная игра  «Карусель» под народную музыку

Воспитатель: 

Ну что, понравились вам игрушки на нашей выставке? А сами хотите сделать такую красоту? Сейчас я с вами поделюсь секретом. Посмотрите внимательно на все игрушки еще раз. Из чего сделаны наши игрушки? (ответы детей) Правильно! Вот и я сегодня принесла  глину. Вы с ней прекрасно знакомы, не раз лепили из нее. Вот эту глину и превращали мастера в веселые игрушки.

Привезли мы глину с дальнего бугра.
Ну-ка за работу, чудо-мастера!
Слепим, высушим – и в печь!
А потом распишем!

А чтобы узнать, кого мы будем лепить, вам надо отгадать загадку:

Птица ходит по двору,
Будит деток поутру,
На макушке гребешок,
Кто же это? (петушок)

Молодцы! Ребята, в древние времена птица была оберегом, символом весны, счастья достатка. Сегодня наша группа ненадолго превратится в творческую мастерскую, а мы с вами в мастеров.  Мы будем лепить Хлудневского петушка. Прежде, чем лепить, согреем глину теплотой своих рук, разомнем ее. Глина к работе готова.Еще раз посмотрите на красавца петушка, представте  какого вы хотите слепить. А сейчас посмотрите на таблицы последовательности лепки и приступайте к работе.

Дети приступают к работе, воспитатель следит за работой, советует, показывает приемы работы на куске глины.

Физминутка  «Петушок»

Ох, ох, что за гром?
Ох, ох, что за гром?(руки - к щекам, наклоны в сторону)

Муха строит новый дом (движения, имитирующие работу с молотком)

Молоток: тук-тук (хлопки руками)

Помогать идёт петух (шаги с наклонами в стороны)                               

Дети заканчивают работу, моют руки.

Рефлексия

Воспитатель:

И другу, и подружке

Подарите по игрушке – 
Медведя, павлина или быка. 
Наседку, барана или петуха. 
  
Подарок на счастье пусть долго хранится, 
Ведь каждой семье оберег пригодится. 
Пусть свистом своим отгоняют беду, 
Игрушки пускай охраняют семью.

Воспитатель:
Почему игрушку называют Хлудневская? Какое настроение вызывают Хлудневские игрушки?

Особенности игрушки?

Из какого материала они сделаны?
Какими цветами расписывают игрушки? Какие узоры?


Предложить выбрать игрушки, которые можно отправить на обжиг, а потом расписать.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ КОМПЛЕКСНОГО ЗАНЯТИЯ в старшей группе "Кубанские варенички"

Закрепить знания детей о выращивании хлеба на Кубани: «От зернышка до каравая»; закрепить знание кубанских пословиц, поговорок о хлебе и труде хлебороба; прод...

конспект комплексного занятия в старшей группе "Путешествие за весенним сюрпризом"

Закрепить знания детей о весне, её признаках, особенностях;учить вести беседу по картине, чётко и выразительно читать стихи, активизировать словарь словарь;закрепить умение работать в различных техник...

Конспект комплексного занятия в старшей группе «Здравствуй, Весна!»

Целью занятия является: обобщение и систематизация представлений детей о характерных признаках весны; обогащение словарного запаса слов; развитие связной речи....

Конспект комплексного занятия в старшей группе

В ход занятия включены разделы:   конструирование, логика, грамота, математика....

Конспект комплексного занятия в старшей группе «Весна пришла»(подготовительная группа)

Цели. • Уточнить и обобщить представления о характерных признаках весны, расширить знания детей о весне, обогатить и активизировать словарь детей по теме. • Развивать речь детей, воображение, логи...

Конспект комплексного занятия в старшей группе «В мастерской дымковской игрушки»

Данное занятие направлено на формирование любви и интереса к народной игрушке, к дикоративно - прикладному искусству народных умельцевю. Развивается интерес к работе с глиной, мелкая моторика рук в пр...