Пластилинография как средство художественно-эстетического развития детей старшего дошкольного возраста.
проект по аппликации, лепке (старшая группа) на тему

Рымарчук Дина Васильевна

 

Введение

Дошкольный возраст – наиболее целесообразный период для эстетического и художественного развития, так как в этом возрасте дети обладают большим потенциалом фантазии.

 Эстетическое воспитание личности происходит с первых шагов маленького человека, с первых его слов, поступков. Ни что иное, как окружающая среда откладывает в душе его отпечаток на всю жизнь. Ни для кого не секрет, что детям свойственно естественное стремление к прекрасному и вообще к творчеству. Едва освоив элементарные движения, малыш тянет ручки к красивой, яркой игрушке и замирает, услышав звуки музыки. Немного повзрослев, рассматривает иллюстрации в книжке, приговаривая: «красивая», и сам пытается на бумаге карандашом создать только ему понятную красоту.

 В старшем дошкольном возрасте он уже избирателен в выборе красивого, имеет на этот счёт собственные суждения и сам, исходя из своих возможностей, «творит» красивое, чтобы удивить, восхитить, поразить нас, взрослых, умением видеть окружающий мир.

Каждый ребенок знает такой мягкий и податливый материал, как пластилин, который может принимать заданную форму. Но не каждый знает о том, что из пластилина можно не только лепить, с его помощью можно рисовать. Пластилиновая живопись в рамках продуктивной деятельности в ДОУ может стать необычным решением задачи творческого развития детей.

Из всего многообразия видов изобразительного искусства дети обычно отдают предпочтение рисованию, которое имеет большое значение для всестороннего развития дошкольников, способствует эстетическому и нравственному воспитанию, расширению кругозора. Примечательно, что рисовать можно не только с помощью красок, карандашей или фломастеров, но и в такой нетрадиционной художественной технике, как пластилинография. Создание на основе пластилина лепных картин с изображением выпуклых, полуобъемных объектов на горизонтальной поверхности – один из видов декоративно-прикладного искусства.

Пластилинография — это один из сравнительно недавнего появления нового жанра (вида) в изобразительной деятельности.

 Понятие «пластилинография» имеет два смысловых корня: «графил» — создавать, рисовать, а первая половина слова «пластилин» подразумевает материал, при помощи которого осуществляется исполнение замысла.

Пластилинография способствует, в первую очередь, снятию мышечного напряжения и расслаблению, развивает детское воображение, художественное и пространственное мышление, будит фантазию, побуждает дошкольников к самостоятельности. При успешном овладении методикой рисования пластилином можно выполнять коллективные работы, создавать картины, оригинальные подарки для родителей и друзей.

Цель данной программы — создание комфортной среды общения, развитие художественных способностей, творческого потенциала каждого ребенка и его самореализации.

Задачи программы

Обучающие: ознакомить с техниками художественного, декоративно – прикладного искусства; обучить  навыкам   изготовления  композиций, поделок  по  различным  технологиям; привить  творческое  отношение  к  жизни,  эстетическое  восприятие  мира  и  художественный  вкус  через:  развитие  памяти,  мышления,  воображения,  фантазии; совершенствовать умения и формировать навыки работы нужными инструментами и приспособлениями при обработке различных материалов; создание  единого  пространства  для  развития  и  реализации  творческого  потенциала,  социальной  адаптации  и  социализации  ребенка через предоставляемые  возможности  широкого  выбора  творческой  деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plastilinografiya.docx31.45 КБ

Предварительный просмотр:

Пластилинография как средство художественно-эстетического развития детей старшего дошкольного возраста.

Введение

Дошкольный возраст – наиболее целесообразный период для эстетического и художественного развития, так как в этом возрасте дети обладают большим потенциалом фантазии.

 Эстетическое воспитание личности происходит с первых шагов маленького человека, с первых его слов, поступков. Ни что иное, как окружающая среда откладывает в душе его отпечаток на всю жизнь. Ни для кого не секрет, что детям свойственно естественное стремление к прекрасному и вообще к творчеству. Едва освоив элементарные движения, малыш тянет ручки к красивой, яркой игрушке и замирает, услышав звуки музыки. Немного повзрослев, рассматривает иллюстрации в книжке, приговаривая: «красивая», и сам пытается на бумаге карандашом создать только ему понятную красоту.

 В старшем дошкольном возрасте он уже избирателен в выборе красивого, имеет на этот счёт собственные суждения и сам, исходя из своих возможностей, «творит» красивое, чтобы удивить, восхитить, поразить нас, взрослых, умением видеть окружающий мир.

Каждый ребенок знает такой мягкий и податливый материал, как пластилин, который может принимать заданную форму. Но не каждый знает о том, что из пластилина можно не только лепить, с его помощью можно рисовать. Пластилиновая живопись в рамках продуктивной деятельности в ДОУ может стать необычным решением задачи творческого развития детей.

Из всего многообразия видов изобразительного искусства дети обычно отдают предпочтение рисованию, которое имеет большое значение для всестороннего развития дошкольников, способствует эстетическому и нравственному воспитанию, расширению кругозора. Примечательно, что рисовать можно не только с помощью красок, карандашей или фломастеров, но и в такой нетрадиционной художественной технике, как пластилинография. Создание на основе пластилина лепных картин с изображением выпуклых, полуобъемных объектов на горизонтальной поверхности – один из видов декоративно-прикладного искусства.

Пластилинография — это один из сравнительно недавнего появления нового жанра (вида) в изобразительной деятельности.

 Понятие «пластилинография» имеет два смысловых корня: «графил» — создавать, рисовать, а первая половина слова «пластилин» подразумевает материал, при помощи которого осуществляется исполнение замысла.

Пластилинография способствует, в первую очередь, снятию мышечного напряжения и расслаблению, развивает детское воображение, художественное и пространственное мышление, будит фантазию, побуждает дошкольников к самостоятельности. При успешном овладении методикой рисования пластилином можно выполнять коллективные работы, создавать картины, оригинальные подарки для родителей и друзей.

Цель данной программы — создание комфортной среды общения, развитие художественных способностей, творческого потенциала каждого ребенка и его самореализации.

Задачи программы

Обучающие: ознакомить с техниками художественного, декоративно – прикладного искусства; обучить  навыкам   изготовления  композиций, поделок  по  различным  технологиям; привить  творческое  отношение  к  жизни,  эстетическое  восприятие  мира  и  художественный  вкус  через:  развитие  памяти,  мышления,  воображения,  фантазии; совершенствовать умения и формировать навыки работы нужными инструментами и приспособлениями при обработке различных материалов; создание  единого  пространства  для  развития  и  реализации  творческого  потенциала,  социальной  адаптации  и  социализации  ребенка через предоставляемые  возможности  широкого  выбора  творческой  деятельности.

Развивающие: пробуждать любознательность в области декоративно-прикладного искусства; развивать изобретательность и устойчивый интерес к художественному творчеству;  формировать творческие способности; развивать умение ориентироваться в проблемных ситуациях.

Воспитывающие:  осуществлять эстетическое воспитание детей; воспитывать в детях любовь к художественному творчеству.  

Доступность данной программы в том, что каждый желающий может найти применение своим возможностям.  Занятия строятся от простого к сложному, от приобретения первоначальных навыков до выполнения значимой для обучающегося работы.   Содержание занятий направлено на развитие умения видеть прекрасное, стараться его понять, оценить, что так необходимо будет требоваться каждому ребенку в жизни. Одна из самых положительно влияющих возможностей развить в детях чувство прекрасного – это, безусловно, творчество, которое помогает ребенку реализовать свои замыслы в определенное произведение. Развитие творческих способностей через изобразительное искусство расширит кругозор, даст им возможность что-то сделать своими руками и это что-то он может кому-либо подарить или оставить себе на память. Программа предполагает работу с детьми в форме занятий, совместной работы детей с педагогом, а также их самостоятельной творческой деятельности.  

Основными целями и задачами обучения детей данной технике являются:

- формирование навыков работы с пластилином, пробуждение интереса к лепке;

- освоение новых приемов (скатывания, надавливания, размазывания) и создание с их помощью сюжетных картин;

- обучение умению ориентироваться на листе бумаги;

- развитие мелкой моторики;

- ознакомление с окружающим миром;

- развитие эмоций и фантазии.

В работе с детьми мною применяются разнообразные методы с учётом индивидуальных особенностей детей:

Наглядные – наблюдение, показ, образец;

Словесные – беседы, объяснения, вопросы, художественное слово, пояснения, поощрение;

Практические – показ способов изображения и способов действия (общий и индивидуальный).

 В процессе обучения детей пластилинографией не следует ставить очень сложные задачи, чтобы не испугать ребенка. Творчество должно создавать радость, желание вновь и вновь заниматься этим интересным рисованием.

 Так как существует множество различных приемов рисования пластилином, я начинала обучение с наиболее простых, таких как:

 ● рисование пластилиновыми верёвочками или «колбасками»;

 ● рисование мазками;

 ● заполнение фрагментов картинки пластилиновыми шариками.

 Более трудоёмкие и требующие усидчивости занятия:

 ● процарапывание по пластилину

 ●вырезание отдельных заранее картин, дополнительными материалами, например бусинками, крупами, различными семечками, кружевами.

2.  Обучение дошкольников технике рисования пластилином

Практическая часть проводится на базе МАДОУ №31 «Одуванчик», в старшей группе и включила 3 этапа:

1 этап. Подготовительный (с 01.10.2013 г. по 01.11.2013 г.)

Цель: Применение знакомых приемов  надавливания, вдавливания, размазывания пластилина подушечкой пальца, отщипывания маленького кусочка пластилина и скатывания шарика между двумя пальчиками в продуктивной деятельности в виде декора.

- Работа на ограниченном пространстве.

- Освоение правильной постановки пальца.

2  этап. Основной (с 01.11.2013г. по 20.05.2014г.)

Цель: научиться:

- не выходить за контур рисунка;

- размазывать пальчиком пластилин по всему рисунку, как будто закрашивая его;

- пользоваться специальной стекой-печаткой;

-  доводить дело до конца;

- аккуратно, выполнять свои работы;

- выполнять коллективные композиции вместе с другими детьми;

- восстановлению последовательности выполняемых действий;

- действовать по образцу воспитателя;

- действовать по словесному указанию воспитателя;

- использовать несколько цветов пластилина;

- для выразительности работ, уметь использовать вспомогательные предметы (косточки, перышки и т. д.).

3  этап. Итоговый (с 21.05.2014 г. по 15.06.2014 г.)

-  самостоятельно решать творческие задачи;

- самостоятельно выбирать рисунок для работы;

- формировать личностное отношение к результатам своей деятельности.

Перспективный план реализации проекта.

 Октябрь. «Цветы в траве»

цель:        вызвать у детей эмоциональное, радостное отношение к ярким краскам природы средствами художественного слова;

Ноябрь        «Осенние листья»        

Цель: закреплять знания детей о колорите осени, полученные в процессе наблюдений за природой в осенний период времени; закреплять умения детей в работе с пластилином на плоскости; учить детей приему «вливание одного цвета в другой»; воспитывать чувство любви к красоте родной природы.

Декабрь        «Нарядная елочка»        

Цель: развивать образное мышление, умение создавать знакомый образ, с опорой на жизненный опыт детей (новогодний праздник, художественное слово, иллюстрации); закреплять умение использовать в работе нетрадиционную технику изображения – пластилинографию; добиваться реализации выразительного, яркого образа, дополняя работу элементами бросового материала (блестки); использование данного вида работы, как источника, доставляющего радость не только ребенку, но и окружающим его людям.

Январь        «Красивая рыбка»        

Цель: способствовать расширению знаний о многообразии подводного мира; учить передавать в работе характерные особенности внешнего строения рыбы (туловище, хвост, плавники) посредством пластилинографии; добиваться реализации выразительного, яркого образа, дополняя работу элементами бросового материала (ракушки, блестки и т.д.);

развивать мелкую моторику; воспитывать чувство любви к красоте родной природы.

Февраль        «Веселый клоун»

Цель:        учить детей и родителей выполнять изображение клоуна нетрадиционной технике исполнения – пластилинографии; развивать чувство цвета; воспитывать интерес детей к цирковому искусству, уважение к необычной профессии клоуна – веселить людей, доставлять им радость своей работой.

Март        « Цыпленок»        закрепить технику создания изображения на плоскости в полуобъеме при помощи пластилина; учить детей создавать целостность объекта из отдельных деталей, используя имеющиеся навыки: придавливания деталей к основе, примазывания, приглаживания границ соединения; развивать мелкую моторику рук.

Апрель        «Мать-и-мачеха»

Цель:        воспитывать эмоциональную отзывчивость к событиям, происходящим в жизни в определенное время года (весна, подснежники); осваивать способ создания образа посредством пластилина на горизонтальной плоскости; закреплять навыки раскатывания, примазывания;

развивать мелкую моторику рук; испытывать чувство удовлетворения от хорошо и красиво сделанной поделки.

Май        «Бабочка»

Цель:        способствовать расширению знаний о многообразии мира насекомых; учить передавать в работе характерные особенности внешнего строения бабочки (крылья, усики, туловище) посредством пластилинографии; продолжать знакомить детей и взрослых со средствами выразительности в художественной деятельности: цвет, материал, композиция; развивать мелкую моторику рук; укреплять познавательный интерес к природе.

Планирование также было  составлено с учётом реализации межпредметных связей по образовательным областям:

- «Социализация», «Познание» где используются произведения познавательной направленности, закрепление образов и понятий о живой и неживой природе;

- «Коммуникация», где осуществляется обогащение словаря, расширяя и уточняя знания детей об окружающем;

- «Художественное творчество», направленная на закрепление образов;

- «Музыка».

Занятия проходят как фронтально, так и коллективно. В вечернее время в блоке совместной деятельности с детьми

Рекомендации коллегам по организации работы в технике пластилинография

Во избежание деформации картины в качестве основы следует использовать плотный картон; предотвратить появление на основе жирных пятен поможет нанесенная на нее клейкая пленка;  устранить ошибку, допущенную в процессе изображения объекта, можно, если нанести его контур под пленкой или специальным маркером; покрытие пластилиновой картинки бесцветным лаком продлит ее "жизнь".

 При создании пластилиновых картин следует придерживаться следующей методики. В работе лучше всего использовать яркий, в меру мягкий материал, способный принимать заданную форму. Это позволит еще не окрепшим ручкам дошкольника создавать свои первые рисунки.

Чтобы дети лучше усвоили и закрепили навыки, обучение следует проводить поэтапно:  сначала важно научить надавливать на пластилин, затем размазывать его от центра к краям контура  сочетать оба приема.

Обучать пластилинографии нужно в порядке повышения уровня сложности: начинать лучше с простых картинок в младшем возрасте и постепенно переходить к созданию более сложных.

 При лепке картин следует учитывать особенности работы с пластилином. Так, для получения нужного оттенка можно соединять пластилин различных цветов и сортов. Смешивать одновременно более двух цветов не рекомендуется.

 Для получения разнообразных оттенков дети осваивают прием вливания одного цвета в другой. Можно воспользоваться двумя способами. Первый – смешивать пластилин прямо на основе, накладывая мазки попеременно. Второй – взять несколько кусочков разноцветного пластилина, размять, перемешать в одном шарике и рисовать.

 Разнообразие способов нанесения пластилиновых мазков, их фактуры, цветового колорита способствует развитию фантазии дошкольников. В зависимости от замысла фактура мазков может напоминать шелк, стекло или керамику, выглядеть шероховатой или рельефной. Для того чтобы придать поверхности блеск, перед заглаживанием пластилина пальцы слегка смачивают в воде, но так, чтобы картонная основа не размокла. Чтобы поверхность картины выглядела шероховатой, используются различные способы нанесения изображения рельефных точек, штрихов, полосок, извилин или фигурных линий. Работать можно не только пальцами рук, но и стеками – специальными вспомогательными инструментами. Для изображения тонких пластилиновых нитей можно использовать пластмассовые шприцы без игл.

 Пластилиновая картина может состоять из шарообразных, сферических или цилиндрических кусочков либо мазков, и при визуальном восприятии выглядит как мозаика.

 В процессе обучения детей пластилинографии не следует ставить перед ними очень сложные задачи, чтобы не испугать. Важно подкреплять их уверенность в собственных силах и поощрять даже за небольшие успехи в освоении новой техники. Творчество должно доставлять дошкольникам радость общения, познания, труда, игры, отдыха. Опыт совместной работы помогает установить взаимоотношения со сверстниками, формирует чувство ответственности друг перед другом.

Основные приемы при лепки пластилином

Прежде чем приступить к лепке из пластилина, следует научиться основным ее приемам, таким как раскатывание, скатывание, сплющивание, прищипывание, оттягивание и заглаживание и др. Овладение ими поможет создавать необходимые формы и придавать фигурам соответствующее положение.

Скатывание. Положить кусочек пластилина между ладонями, немножко прижать и выполнять кругообразные движения, чтобы получился шарик. Шарик нужно периодически поворачивать, чтобы он стал круглым.

Раскатывание. Позволяет превратить пластилиновый шар в яйцо или цилиндр. Скатать шарик и прямолинейными движениями рук преобразовать в цилиндр. Яйцо получиться, если руки поставить наклонно относительно друг друга и выполнить раскатывание.

Сплющивание. Чтобы получить лепешку или диск, сначала скатывают шарик, потом его сильно сдавливают между ладошками, или прижимают ладошкой к столу.

Прищипывание. Придает определенную фактуру поверхности изделия, что необходимо при выполнении мелких деталей на крупной модели. Для этого соединенными пальцами захватывают немного пластилина и выделяют его, придавая ему нужную форму.

Оттягивание. Похоже  на предыдущий прием, но после захвата пластилина его оттягивают и формуют новый элемент или деталь.

Заглаживание. Применяется для создания плавного перехода от одной детали к другой при соединении и для закругления. Выполняется пальцами или стеком. Одновременно можно удалить излишек пластилина.

Разрезание. Разделение бруска стеком или резачком на отдельные куски.

Соединение. Прикладывание и несильное прижимание деталей друг к другу. При этом нужно соизмерять силу и не допускать деформации деталей.

Заключение

Работа в нетрадиционных изобразительных техниках способствует снятию напряжения, улучшению эмоционального состояния детей за счет сохранения устойчивого интереса к разнообразным видам деятельности, развивая при этом творческие способности, способствуя повышению самооценки, активизируя познавательную активность воспитанников.

Работа в технике пластилиновой живописи очень интересна. Она развивает моторику пальцев рук, точность движений, фантазию, абстрактное мышление, внимание, художественные навыки работы с пластическими материалами.

 Данный проект дает возможность сделать процесс приобщения детей к миру искусства более ярким, увлекательным, значимым.

 Для педагогов проект явился стимулом для повышения креативности, стремлению к саморазвитию.

Список используемой литературы

1.Анищенкова Е.С. Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников/ Е.С. Анищенкова. - М.: АСТ: Астрель, 2006

2. Васильева - Гангнус Л. Уроки занимательного труда.     Издательство    «Педагогика» 1997

3. Гаврина С. Е., Кутявина Н. Л. Развиваем руки - чтоб учиться, и писать, и красиво рисовать. – Ярославль: Академия развития 1997.

4. Серия книг для развития творческих способностей учащихся.

5. Комарова Т.С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду/Т.С. Комарова. - М.: Просвещение, 1991

6. Комарова Т.С. Филипс О.Ю. «Эстетическая развивающая среда в ДОУ», Педагогическое общество России, М., 2005 г.

7. Кошелева А.Д. «Эмоциональное развитие дошкольника», М.: Просвещение, 1985 г.

8. Новиковская О.А. Ум на кончиках пальцев/ О.А. Новиковская. - М.: АСТ; СПб:Сова, 2006

9. Серия книг для развития творческих способностей учащихся.

10. Ткаченко Т.Б. Лепим из пластилина/Т.Б. Ткаченко, К.И. Стародуб. - Ростов - на - Дону: Издательство «Феникс», 2003 Асрель - АСТ - Ермак, 2004

11. Цвынтарный В. Играем пальчиками и развиваем речь. Лань 1999.

12. Цирулик Н. А., Проснякова Т. Н. Уроки творчества. Издательский дом «Федоров» 2000.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная образовательная программа художественно – эстетической направленности для детей старшего дошкольного возраста. «Умелые ручки»

Формирование творческой личности — одна из наиболее важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Именно в изобразительной деятельности ярче всего раскрываются творческие с...

Проект «Коллекционирование как средство художественно – эстетического воспитания у детей старшего дошкольного возраста».

Коллекционирование, как средство личностного развития ребёнка, можно применять независимо от реализуемой в группе базисной программы воспитания, развития и обучения, так как использование экспонатов к...

Программа дополнительного образования художественно-эстетической направленности для детей старшего дошкольного возраста «ДОМИСОЛЬКА»

Программа  направлена на развитие у воспитанников ДОУ вокальных данных, творческих способностей, исполнительского мастерства. Программа имеет интегрированный характер и основана на модульной техн...

Из опыта работы "Развитие художественно-эстетического восприятия у детей старшего дошкольного возраста путём создания в группе мини-музея "Русская народная игрушка"

Русская народная игрушка развивает у детей воображение, фантазию, творческое мышление, разносторонне воздействуют на развитие чувств ребёнка,  ума и характера. Мини-музей "Русская народная и...

Рабочая программа на развитие социально-коммуникативных и художественно-эстетических навыков у детей старшего дошкольного возраста в рамках театральной студии "Мыльная феерия"

В рабочей программе отражены принципы и содержание работы с детьми старшего дошкольного возраста на развитие социально-коммуникативных и художественно-эстетических навыков....