Проект «Русская изба»
план-конспект занятия по аппликации, лепке (старшая группа) по теме
Развитие представлений детей о русской культуре, воспитание патриотических чувств.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tverskova_i.a_rts_syzran.docx | 28.72 КБ |
Предварительный просмотр:
Проект «Русская изба»
2.Актуальность.
Одной из задач по нравственно – патриотическому воспитанию является – развитие интереса к русским традициям. Но в наши дни дети мало получают информации о русской культуре, быте. Нашим детям следует хорошо знать не только историю Российского государства, но и традиции национальной культуры. Мы хотим, чтобы дети выросли любящими свою Родину, свой народ и культуру: русские народные танцы, игры, устный народный фольклор (считалки, стихи, потешки, прибаутки). Народные игры, способствующие воспитанию дисциплины, воли, приучают быть детей честными и правдивыми. С первых лет жизни ребенка приобщение его к культуре, общечеловеческим ценностям помогают заложить в нем фундамент нравственности, патриотизма, формируют основы самосознания и индивидуальности. К.Д. Ушинский писал: «Как нет человека без самолюбия, так нет человека без любви к Отечеству, и эта любовь дает воспитанию верный ключ к сердцу человека…». Именно поэтому мы серьезно задумались над проблемой приобщения детей к истокам русской народной культуры.
Система работы в этом направлении требует организацию особых условий, создания обстановки, которая средствами яркой образности и наглядности обеспечивала бы детям особый комплекс ощущений и эмоциональных переживаний.
Погрузить детей в атмосферу старины способствует организация музея «Русская изба».
3.Программа проекта
Цель:
Развитие представлений детей о русской культуре, воспитание патриотических чувств.
Задачи:
1.Познакомить детей с предметами быта, постройками, интерьером, одеждой наших предков.
2.Расширить представления о народных традициях, обычаях, обрядах.
3.Создать условия для самостоятельного отражения полученных знаний, умений детьми.
4. Приобщить детей к общечеловеческим нравственным ценностям (гостеприимство, хлебосольство, трудолюбие).
5.Воспитывать чувство патриотизма и любви к Родине.
6.Привлечь родителей в воспитательно - образовательный процесс.
3.1. Гипотеза:
Знакомство с истоками своей страны – это знакомство со своей Родиной. В предметах быта, в постройках, в том, как люди одевались и украшали жилье, одежду, раскрывается мудрость народа, его характер, склад ума, представления о мире, красоте.
3.2.Предполагаемый результат:
Данный проект пополнит знания детей о культуре и быте предков, поможет прикоснуться к наследию прошлого русского народа, приобщит к разным видам национального искусства (архитектура, музыка, песня, танец, живопись).
4. Этапы работы:
1этап. Подготовительный:
1. Изучение литературы по музейной педагогике.
2.Диагностика знаний детей о русской культуре.
3.Беседы с детьми о русском народном творчестве.
4.Сбор материала для музея.
2этап. Реализация проекта:
1.Совместная познавательно-исследовательская и творческая деятельность.
2.Разучивание частушек, пословиц, поговорок, потешек, танцев, песен, русских народных игр.
3.Организация предметно – развивающей среды.
3этап. Заключительный.
1.Диагностика полученных знаний детей о музее «Русская изба».
2.Анализ полученных данных.
3. Презентация мини-музея «Русская изба», созданного детьми, воспитателями и родителями.
4.Итоговое мероприятие: развлечение «Посиделки»
5.Планирование работы.
Познавательно – речевое развитие.
«Познание», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы».
«Коммуникация»
Познакомить детей с предметами быта, постройками, интерьером, одеждой наших предков, развивать словарь детей, воспитывать интерес к прошлому своего народа. Формировать у детей умение вести диалог с воспитателем, со сверстниками, быть доброжелательным с собеседником, воспитывать культуру речевого общения.
Беседы:
-«Русский народный костюм»
-«Гости в горнице»
-«Русская изба»
-Экскурсия в мини – музей «Русская изба»
«Познание»
Расширять представления о народных традициях, обычаях, обрядах, о процессе изготовления народных игрушек, приобщить детей к общечеловеческим нравственным ценностям (гостеприимство, хлебосольство, трудолюбие). Воспитывать чувство патриотизма и любви к Родине
-о русской печи;
-о традициях русского чаепития;
-о русской матрешке;
-о дымковских игрушках;
-о деревянных ложках.
Рассматривание предметов домашнего обихода, кухонной утвари, народных костюмов.
Рассматривание иллюстраций, фотографий.
Заучивание пословиц, поговорок.
Дидактические, познавательные, пальчиковые игры.
-Д/и «В русской горнице»
-Д/и «Подбери головной убор к сарафану»
-Пальчиковая игра «Маланья»
«Чтение художественной литературы»
Развивать литературную речь детей, интерес к русским народным сказкам. Развивать способность слушать литературные произведения в виде стихотворного текста, эмоционально реагировать на его содержание.
Рассказывание и рассматривание иллюстраций к русским народным сказкам:
- «Заюшкина избушка», «Маша и медведь», « Три медведя», «Зимовье зверей», «Лиса и журавль», «Лиса и кувшин», «Сивка – бурка»
Чтение стихотворений:
-А.Богомазов «Как будто бы вернулся в детство я»
-Л.Мей «В низенькой светелке со створчатым окном»
Социально – личностное развитие.
«Социализация», «Труд», «Безопасность».
«Социализация»
Развивать игровую деятельность детей, умение действовать в соответствии с выбранной ролью, приобщить к элементарным общепринятым нормам и правилам. Побуждать детей включаться в совместную со взрослыми игровую ситуацию, воспитывать самостоятельность, активность, аккуратность, желание и умение работать в коллективе.
Сюжетно – ролевая игра:
«Встречаем гостей»
Игры - драматизации:
«Теремок», «Заюшкина избушка».
Участие в итоговом мероприятии: развлечение «Посиделки».
Развивать умения детей лепить изделия из теста, изготовлять посуду из бумаги и клейстера, изготовлять кукол из ниток, воспитывать ценностное отношение к собственному труду, труду окружающих людей и его результатам. Привлечь родителей к изготовлению кукол.
Ручной труд:
-Изготовление народных кукол «Мастерская старинных кукол» (куклы-закрутки)
-Изготовление хлебобулочных изделий «Игрушек - тестушек».
- Изготовление посуды из папье-маше.
«Безопасность»
Формировать представления детей об опасных для человека и окружающего мира природы ситуациях и способах поведения в них.
Беседы:
-«Огонь-друг, огонь-враг».
Художественно – эстетическое развитие.
«Художественное творчество», «Музыка».
«Художественное творчество»:
Развивать продуктивную деятельность детей, закрепить методы и приемы лепки из глины, аппликации из бумаги, росписи объемных изделий по дымковским, гжельским, городецким мотивам. Воспитывать интерес к народному творчеству.
Лепка:
- «Посуда», «Дымковские игрушки из глины»
Аппликация:
-«Русская изба»
Рисование:
-Роспись дымковских игрушек, матрешек, гжельской посуды, городецких подносов.
«Музыка»:
Приобщить детей к музыкальному искусству, умению обыгрывать песни, игре на ложках.
-Разучивание частушек.
-Слушание песни «Русская изба» Е.Птичкина, М.Пляцковского в исполнении М.Пахоменко.
-Обыгрывание песни «Где был Иванушка?»
-Разучивание танцев: «Кадриль», « Танец с ложками».
-Оркестр «Игра на ложках».
Физическое развитие.
«Физкультура», «Здоровье».
«Физкультура»
Формировать у детей потребность к двигательной активности, развивать физические качества, воспитывать дисциплину, волю, настойчивость.
Подвижные игры:
-«Ручеек»
-«Салки»
-«Сидит Яша»
-«Горелки»
Спортивное развлечение:
-«Карусель народных игр»
«Здоровье»
Воспитывать желание заботиться о своем здоровье.
Физминутки:
-«Пильщики»
-«Избушка бабы Яги»
Создание условий для самостоятельной деятельности детей.
Книжный уголок:
Рассказы и сказки: «Три медведя», «Маша и медведь», «Заюшкина избушка», «Сивка-бурка», «Зимовье зверей», «Лиса и кувшин», «Лиса и журавль», «Теремок»
Музыкальный уголок:
деревянные ложки, трещотки, погремушки, коробочки, колокольчики.
Центр сюжетно-ролевых игр: создание предметно - развивающей среды и совместное изготовление атрибутов.
«Встречаем гостей»- чайная посуда, самовар, изделия из соленого теста: баранки, сушки, крендели.
Центр продуктивной деятельности:
Материалы для рисования, лепки, художественного труда.
Взаимодействие с семьей.
-Создание папки-передвижки «Как воспитать маленького патриота».
-Консультация «Нравственно – патриотическое воспитание детей дошкольного возраста».
-Изготовление макета «Русская изба».
-Сбор предметов для музея «Русская изба».
-Шитье костюмов, кукол (Хозяйка и Хозяин русской избы).
6. Результат:
1. Дети познакомились с особенностями жизни русских людей в старину.
2.Сплотился коллектив родителей и воспитателей.
7.Используемая литература:
1. В.С.Горичева, М.И.Нагибина «Сказку сделаем из глины, теста, снега, пластилина». Ярославль, «Академия развития», 1998- 190 с.
2. Н.М.Калашникова «Народный костюм». Москва, «Сварог и К», 2002 – 374 с.
3. М.Ю.Картушина «Русские народные праздники в детском саду». Москва, «Сфера», 2006 – 319 с.
4. О.Л.Князева «Как жили люди на Руси». Санкт – Петербург, «Детство-Пресс», 1998 – 24 с.
5. М.В.Короткова «Путешествие в историю русского быта». Москва, «Дрофа», 2003 – 256 с.
6. И.Н.Котова, А.С.Котова «Русские обряды и традиции. Народная кукла». Санкт – Петербург, «Паритет», 2003 – 236 с.
7. Л.С.Куприна, Т.А.Бударина и др. «Знакомство детей с русским народным творчеством». Санкт – Петербург, «Детство- Пресс», 2004 – 400 с.
8. Г.В.Лунина «Воспитание детей на традициях русской культуры». Москва, «Элизе трейдинг», 2004 – 128 с.
9. Л.В.Соколова, А.Ф.Некрылова «Воспитание ребенка в русских традициях». Москва, «Айрис-Пресс», 2003 – 196 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект «Русская изба»
Приобщение детей дошкольного возраста к культуре русского народа посредством знакомства с основами русской избы....
Проект «Русская изба»
Проект «Русская изба» Информационная карта проекта1. Полное название проекта: «Русская изба»2. Автор проекта (Ф. И. О): Лебедева Елена Владимировна.3...
Проект «Русская изба» по знакомству детей с историей быта русского народа»
Данный проект рассчитан на детей старшего дошкольного возраста и их родителей и направлен на воспитание духовно-нравственных чувств через ознакомление с историей своего народа. Народная культура ...
беседа -игра "Русское гостеприимство"по проекту "Русская изба снаружи и внутри"
из опыта работы по проекту "Русская изба"...
Проект «Русская изба и традиции русского народа»
Красткосрочный проект " Русская изба и традиции русского народа" в подготовительной школе....
Проект "Русская изба и традиции русского народа"
Для приобщения детей к русской культуре, к её истокам, традициям, обычаям и был разработан мной проект на тему: "Русская изба и традиции русского народа"....
Творческий проект "Русская изба и традиции русского народа"
Методическая разработка...