Занятие по краеведению "Головные уборы Брянщины"
план-конспект занятия (подготовительная группа)

Червинская Наталья Андреевна

Конспект разработан для детей старшего дошкольного возраста с целью расширения знаний детей о родном Брянском крае, его исторической культуре, ознакомления детей с историей головных уборов Брянщины; развитие познавательного интереса детей, воспитания любви к своему краю и его истории.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_golovnye_ubory_bryanshchiny.docx17.61 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по краеведению в подготовительной к школе группе на тему: "Традиционные головные уборы Брянщины"

Программные задачи: обучать детей изготовлению традиционного брянского головного убора; закреплять умение составлять композицию на заготовке; использовать разные материалы для украшения головного убора (кички); развивать творческие способности детей, художественный вкус, аккуратность в работе; воспитывать патриотические чувства, интерес и уважение к традициям и обычаям своего родного края.

Материал: куклы в брянских народных костюмах, образцы головных уборов, заготовки головных уборов, цветная бумага, клей, ножницы, карандаши, стразы, аудиозаписи.

Ход занятия:

Дети вместе с воспитателем входят в уголок-музей «Русский Костюм».

Воспитатель: Ребята, сегодня я вас приглашаю в музей Русского Костюма нашего детского сада, посмотрите, какие красивые и нарядные куклы нас здесь встречают! Подойдем поближе и рассмотрим наряды наших красавиц!

(дети с воспитателем рассматривают одежду и головной убор кукол)

Воспитатель: Теперь присаживайтесь поудобнее, я вам расскажу о той одежде, какую носили когда-то наши прабабушки, в нашем городе Брянске, который назывался тогда Брянской губернией.

Костюм русской девушки Брянской губернии составляла белая рубаха из полотна домашнего приготовления (льняного или конопляного), и понёвы-поясного вида одежды из домотканной шерсти. Неотъемлемой частью костюма был передник (запон), шейные, нагрудные украшения, обувь-лапти, сделанные из липового лыка, и, конечно же головной убор, который у нас на Брянщине назывался повойник, сорока, кичка или лобная повязка-девичий головной убор, украшенный вышивкой, бусами, оборками из лент.

                          Ромбы уборной идут полосою;

                          Символы солнца и знаки земли.

                          Матери-жизни и птицы любви.

                          Шею украсили бусы-маниста,

                          Бисер, кораллы, янтарь золотистый…

                         Всех драгоценней убор головной,

                         Жемчугом шитый и битью златой:

                         Кичка, сорока-убор молодицы,

                         Косник, венец-украшенье девицы,

                         Ну а повойник-убор для старухи,

                         Самый красивый-убор молодухи!

                         Так испокон сохранен на Руси

                         Женский костюм небывалой красы!

Воспитатель: Ребята, женские головные уборы имели большое значение в брянском народном костюме и были очень разнообразны. Почти в каждом уезде, а то и населённом пункте, имелись какие-либо отличия в деталях, покрое, форме. Женский головной убор в отличие от девичьих должен был обязательно закрывать волосы. Появиться без головного убора на людях считалось позором (отсюда пошло выражение «опростоволоситься»).

Сорока-старинный женский головной убор Брянской губернии, неотъемлемая часть традиционного народного костюма. Сороку носили только замужние женщины, делали ее из толстой бумаги или холста (холст-это плотная ткань), сверху обтягивали красивой тканью, расшивали лентами, аппликациями, серебряными или золотыми нитками, бисером, бусинками, жемчугом, и даже драгоценными камнями. Сороки старались иметь даже в бедной семье и передавали их из поколения в поколение, от матери к дочери, от бабушки к внучке.

Воспитатель: Ребята, нравятся ли вам головные уборы-сороки? Как вы думаете, легко ли было делать такие головные уборы? Много труда и времени нужно было потратить мастерицам, чтобы создать такую красоту.

Но мастерицы умели не только трудиться, а еще и веселиться. И я предлагаю вам сейчас пойти поиграть.

Русская народная игра «У дядюшки Трифона было семеро детей»

Воспитатель: Молодцы! Хорошо мы с вами повеселились, а теперь я приглашаю вас в мастерскую по изготовлению головных уборов-сорок.

Давайте рассмотрим головной убор внимательнее. Обратите внимание, в орнаменте или узоре все детали повторяются в определенном ритме, или последовательности. Если детали узора будут расположены без всего порядка, как попало, получится ли у вас узор?

Дети: Нет.

Воспитатель: На столе лежат трафареты, цветная бумага, карандаши, ножницы, клей. Также лежат несколько наборов со стразами. Одна сторона их уже липкая и вы можете их сразу наклеивать. Сначала вы должны продумать, какой бы вы хотели сделать узор, вырезать, разложить на заготовке сороки и только затем уже наклеить детали узора из цветной бумаги, затем добавляете стразы.

Воспитатель: А сейчас посмотрите внимательнее, куда кто будет садиться (девочки выбирают места, где заготовка головного убора совпадает с цветом их платьев).

Воспитатель: Прежде чем приступить к работе, вспомним правила безопасного поведения с ножницами.

Самостоятельная деятельность детей (воспитатель помогает детям советами)

Заключительная часть.

Подведение итогов работы.

Воспитатель: Молодцы! Какие красивые головные уборы-сороки у вас получились! Вам самим они понравились? Что нового вы узнали для себя сегодня?

Итог занятия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Народные промыслы Брянщины

Информация в уголок для родителей...

Консультация для родителей "Золотые имена Брянщины"

Материал содержит информацию о самых изветных людях Брянска...

Конспект занятия-экскурсии в подготовительной к школе группе на тему: "Железная дорога Брянщины"

Ознакомление детей с историей железной дороги на Брянщине с посещением музея железнодорожного транспорта в детском саду....

Комплексно-целевая программа нравственно-патриотического воспитания по ознакомлению детей дошкольного возраста с родным краем «Родная Брянщина моя»

Нравственно-патриотическое воспитание детей является одним из основных направлений дошкольного образования.В соответствии с целями и задачами нравственно-патриотического воспитания детей  д...

Консультация для воспитателей "Культурная сфера Брянщины. О ком и о чем можно рассказать дошкольникам."

С помощью «письма от автора» можно рассказать биография писателя или поэта, а «письмо от литературного героя» поможет познакомить с историей создания произведения, развить интерес к чтению текста, нас...

Презентация к занятию "Красота головного убора"

Эта презентация поможет закрепить представления детей о русских и татарских национальных костюмах, научит различать русские и татарские головные уборы. Поможет развить интерес к культуре народов сво...

Тематическое занятие посвящённое Дню освобождения Брянщины

Тематическое занятие по физической культуре, посвящённое Дню освобождения БРЯНЩИНЫ...