Рабочая программа по развитию детей старшей группы 2016-2017 год
рабочая программа на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_starshaya_gruppa_no5_.docx | 102.02 КБ |
Предварительный просмотр:
Оглавление
Целевой раздел
- Пояснительная записка_______________________________________________________________________2
- Цели программы____________________________________________________________________________ 3
- Задачи программы по образовательным областям_________________________________________________4-15
- Принципы и подходы к формированию программы_______________________________________________16
- Возрастные особенности детей 5 до 6 лет_______________________________________________________17-21
- Индивидуальные особенности детей старшей группы №5__________________________________________22
- Целевые ориентиры освоения программы_______________________________________________________ 23
- Содержательный раздел
- Комплексно – тематическое планирование на 2016-2017 учебный год________________________________24-27
- Календарное планирование____________________________________________________________________28
- Учебный план старшей группы_________________________________________________________________29
2.4 План работы по профилактике ДТП и ОБЖ______________________________________________________30-33
2.5 Формы взаимодействия с родителями____________________________________________________________34-37
- Организационный раздел
3.1 Формы образовательной деятельности__________________________________________________________38
3.2 Режим, оздоровительная работа________________________________________________________________39-46
3.3 Методическое сопровождение педагогического процесса__________________________________________47-50
3.4 Организация предметно-развивающей среды группы______________________________________________51-54
3.5 Планирование индивидуальной работы__________________________________________________________55
3.6 Часть, формируемая участниками образовательного процесса_______________________________________56-60
- Целевой раздел
- Пояснительная записка
Рабочая программа по развитию детей старшей группы (Далее - Программа) разработана в соответствии с образовательной программой детского сада в соответствии с введением в действие Федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования
Данная программа разработана на основании следующих нормативных документов:
- Федеральный закон «Об образовании в РФ» от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 14 ноября 2013 г. № 30384)
- Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 г. № 26 г. Москва от «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно- эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» (Зарегистрировано в Минюсте России 29 мая 2013 г. № 28564
- Уставом ГБДОУ№60 и локальными актами ГБДОУ№60
Программа определяет содержание и организацию образовательного процесса старшей группы государственного бюджетного дошкольного образовательного учреждения.
Программа строится на принципе личностно-ориентированного взаимодействия взрослого с детьми старшей группы детского сада и обеспечивает физическое, социально-личностное, познавательное, речевое и художественно- эстетическое развитие детей в возрасте от 5 до 6 лет.
Программа составлена с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей и направлена на развитие процесса воспитания, обучения, оздоровления детей, охватывает приоритетные направления, характеризует модель воспитательно-образовательной системы, включая в себя основные моменты жизнедеятельности воспитанников с учетом основных видов детской деятельности в каждом возрастном периоде.
- Цели программы
Создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка к жизни в современном обществе, к обучению в школе, обеспечение безопасности жизнедеятельности дошкольника.
Эти цели реализуются в процессе разнообразных видов детской деятельности: игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения.
Для достижения целей Программы первостепенное значение имеют:
- забота о здоровье, эмоциональном благополучии и своевременном всестороннем развитии каждого ребенка;
- создание в группе атмосферы гуманного и доброжелательного отношения ко всем воспитанникам, что позволяет растить их общительными, добрыми, любознательными, инициативными, стремящимися к самостоятельности и творчеству;
- максимальное использование разнообразных видов детской деятельности, их интеграция в целях повышения эффективности воспитательно-образовательного процесса;
- творческая организация (креативность) воспитательно-образовательного процесса;
- вариативность использования образовательного материала, позволяющая развивать творчество в соответствии с интересами и наклонностями каждого ребенка;
- уважительное отношение к результатам детского творчества;
- Задачи программы по образовательным областям
Образовательная деятельность организуется в соответствии с направлениями развития ребенка, представленными в пяти образовательных областях: социально – коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно – эстетическое и физическое развитие.
Социально-коммуникативное развитие
По развитию игровой деятельности:
- продолжать развивать интерес к совместным с другими детьми играм
- развивать умение самостоятельно воспроизводить и творчески интерпретировать образцы социального поведения взрослых или детей (персонажей литературных произведений, мультфильмов и др.) в играх
- формировать умение организовывать игры, самостоятельно предлагая несколько сюжетов на выбор («Если не хочешь играть в
«Золушку», давай играть в «Белоснежку»), вариативно использовать соответствующие игре игрушки, атрибуты, предметы (например, если не хватает какой-то куклы – заменить ее похожим предметом и др.), распределять их между детьми в соответствии с ролями, делиться и обмениваться ими при необходимости с другими детьми формировать умение развивать сюжет игры на основе имеющихся знаний
- договариваться с другими детьми о последовательности совместных действий, согласовывать их
- организовывать театрализованные и режиссерские игры по сказкам, стихотворениям, песням, ситуациям из жизни; передавать эмоциональное состояние героев, используя некоторые (2-3) средства выразительности
(интонация, мимика, жест, движение и др.), выступать перед детьми, воспитателями, родителями;
По приобщению к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми (в том числе моральным):
- развивать интерес к совместной со сверстниками и взрослыми деятельности, учить инициировать общение и совместную деятельность, вежливо откликаться на предложение общения, совместной игры, занятия со стороны других людей; взаимодействовать с ними в различных видах;
- формировать умение устанавливать положительные взаимоотношения с родителями, педагогами, сверстниками и др. в коллективных играх и занятиях на основе соблюдения элементарных норм и правил поведения (не мешать друг другу, не ссориться, договариваться, соблюдать правила, помогать друг другу и др.)
- развивать нравственные чувства и эмоции (любовь, ответственность, гордость, стыд)
- формировать представления о нормах и правилах поведения, отражающих основные моральные понятия (3-4), умение приводить соответствующие примеры (2-3) из жизни, кино, литературы и др.;
- формировать соответствующую морально-оценочную лексику (например, «справедливо» - «несправедливо», «смелый» - «трусливый», «вежливый» - «невежливый» («грубый») и др.)
- формировать позитивное отношение к требованиям выполнения основных норм и правил поведения;
- формировать умения, необходимые для выполнения поручений и просьб взрослых и детей в детском саду (дежурства, поручения типа «Отнеси книгу, пожалуйста», просьбы типа «Помоги, мне, пожалуйста, у меня не получается!» и др.) и для выполнения некоторых семейных обязанностей и участия в семейных традициях (собрать игрушки, полить цветы, протереть пыль, принять участие в украшении новогодней елки, вместе с папой подготовить подарок маме к 8 марта и др.)
- формировать умение в повседневной практике общения и взаимоотношений по просьбе взрослых и самостоятельно совершать нравственно-направленные действия и поступки
- побуждать совершать положительный нравственный выбор как в воображаемом плане, так и реальный (например, отказаться от чего-то приятного или выгодного в пользу интересов и потребностей близкого
человека, друга и др.);
По развитию свободного общения с взрослыми и детьми:
- формировать умение пользоваться разнообразными средствами общения (словесными, мимическими, пантомимическими) с учетом конкретных ситуаций;
- развивать умение строить деловой диалог в процессе самостоятельной деятельности детей;
- активно использовать в процессе общения форму описательного и повествовательного рассказа;
- использовать форму прямой и косвенной речи в общении;
- воспитывать интерес к социальным событиям, отражающимся в средствах массовой информации, разговаривать о них со взрослыми и сверстниками;
Приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми (в том числе моральным)
- развивать социальные эмоции и мотивы, способствующие налаживанию межличностных отношений как нравственной основы социального поведения и формирования у детей чувства патриотизма – любви к родному краю, родной стране, привязанности, преданности и ответственности по отношению к людям, населяющим её;
- способствовать усвоению детьми нравственных ценностей;
- воспитывать интерес к труду взрослых и стремление беречь результаты их труда;
- воспитывать этически ценные способы общения;
- развивать интерес к самопознанию и воспитывать у ребенка уважение к себе.
Формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности, патриотических чувств, чувства принадлежности к мировому сообществу
- дать понятие о важности для общества труда родителей; ➢ приобщать к мероприятиям в детском саду;
- формировать представление о том, что Россия большая многонациональная страна, познакомить с флагом и гербом России, мелодией гимна;
- расширять представление о родной стране. Продолжать формировать интерес к «малой Родине»; ➢ продолжать расширять представление о Российской армии
Развитие трудовой деятельности.
- воспитывать умение детей доводить начатое дело до конца;
- формировать ответственность за выполнение трудовых поручений;
- воспитывать культуру трудовой деятельности, бережное отношение к материалам и инструментам;
- развивать желание вместе со взрослыми и с их помощью выполнять посильные трудовые поручения.
Воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам.
- объяснять детям, что труд взрослых оплачивается, и на что тратятся заработанные деньги;
- воспитывать бережное отношение к тому, что сделано руками человека;
Формирование первичных представлений о труде взрослых, его роли в обществе и жизни каждого человека.
- продолжать расширять представления детей о труде взрослых, показать им результаты их труда и рассказать об общественной значимости;
- знакомить детей с трудом творческих профессий и результатами их труда
- систематизировать знания о труде людей в разное время года
Безопасность
- формирование представлений о поведении при возможных встречах и случайном общении с незнакомыми людьми
- обучение детей бережному отношению к живой и неживой природе, формирование представлений о взаимосвязи природы и человека
- развитие представлений об опасных предметах и действиях с ними, о предупреждении неблагоприятных и опасных ситуаций
- знакомство с устройством человеческого организма, с мерами профилактики заболеваний, с правилами оказания первой помощи, совершенствование представлений о здоровом образе жизни, о необходимости заботы о своем здоровье и здоровье окружающих, о навыках личной гигиены, формирование умения прислушиваться к своему самочувствию
- развитие навыков общения со взрослыми и сверстниками, формирование навыков бесконфликтного поведения передача детям знаний о правилах безопасности дорожного движения в качестве пешехода и пассажира транспортного средства
Познавательное развитие
Сенсорное развитие
- формировать умение воспринимать предметы, их разнообразные свойства и отношения, сравнивать предметы между собой; различать цвета по светлоте и насыщенности, правильно их называть;
- продолжать развивать умение использовать систему обследовательских действий ;
- формировать умение обследовать предметы разной формы, включая движения рук по предмету.
- развивать умение самостоятельно определять материалы, из которых изготовлены предметы, знакомить с разными характеристиками свойств предметов ;
- активизировать развитие познавательного и эмоционального воображения: развивать детализацию и оригинальность образов воображения, механизм построения образа на основании какой-либо незначительной детали, построение наглядной модели текста с его последующим воспроизведением с помощью модели ; ➢ продолжать систематизировать представления детей о свойствах объектов:
- анализировать устройство различных объектов с точки зрения их формы, расположения в пространстве, величины, цвета и т.д.;
- ставить перед детьми задачу на упорядочивание объектов по какому-либо основанию (например, сначала по высоте, а потом по ширине);
- развивать оценку длины непрямолинейного объекта; вводить понятие меры и действия измерения длины объектов с применением соответствующих средств; сравнивать расположение групп однородных объектов в пространстве (на плоскости)
Развитие познавательно-исследовательской и продуктивной(конструктивной) деятельности
- способствовать освоению способов познания и интеллектуальной деятельности, развивать наблюдательность, исследовательский подход к доступным для дошкольника объектам окружающей действительности;
- знакомить детей с разными характеристиками свойств предметов, дать представление о переходе веществ из твердого состояния в жидкое и наоборот;
- уметь анализировать результаты наблюдений, исследований, опытов и делать выводы о некоторых закономерностях и взаимосвязях
- развивать конструирование из строительного материала по замыслу с его предварительным изображением; изображать варианты различных конструкций одного и того же объекта с последующей постройкой;
- продолжать развивать наглядно-действенное мышление в процессе детского экспериментирования;
- продолжать развивать исследовательскую деятельность детей: выявлять и анализировать начало процесса, середину и окончание в процессе наблюдений за изменениями объектов живой и неживой природы с последующим их схематическим изображением;
- создавать условия для развития проектной деятельности
- ставить детей в различные проблемные ситуации, в том числе и перед противоречиями
Формирование элементарных математических представлений
- развивать навык количественного и порядкового счета, уметь правильно ими пользоваться);
- формировать умение систематизировать предметы по выделенным признакам; различать и называть знакомые формы предметов и находить их в ближайшем окружении;
- развивать навык определять положение того или иного предмета по отношению к себе и к другому предмету; называть дни недели;
- в конструировании продолжать учить устанавливать связь между создаваемыми детьми постройками и
конструкциями и тем, что они видят в окружающей жизни
Формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей
- способствовать расширению и углублению представлений детей об окружающем. мире;
- развивать умение устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями,
- дать начальные представления о приспособленности растений и животных к среде обитания
- формировать умение замечать происходящие в природе явления и суточные изменения;
- создавать проблемные ситуации, которые могут быть решены с применением простых схем
Речевое развитие
Развитие свободного общения со взрослыми и детьми
- дальнейшее развитие речи как средства общения. Расширение представлений детей о многообразии окружающего мира
- поощрение попыток делиться с педагогом и сверстниками разнообразными впечатлениями, уточнять источник полученной информации
- формирование умения решать спорные вопросы и улаживать конфликты с помощью речи
Развитие всех компонентов устной речи детей (лексической стороны, грамматического строя речи, произносительной стороны речи; связной речи – диалогические и монологические форм)
- формирование лексической стороны речи
- совершенствовать представление о смысловой стороне слова, обогащать речь антонимами, синонимами, многозначными словами, обобщающими наименованиями, активизировать образные слова, сравнения, эпитеты, точные глаголы.
Звуковая культура речи
- формирование произносительной стороны речи
- развивать фонематическое восприятие, произносительную и интонационную сторону речи.
- учить дифференцировать на слух и правильно произносить близкие в артикуляционном и акустическом отношении звуки.
- упражнять в правильном произнесении звуков в словах и скороговорках, стихотворениях.
- развивать навык правильно регулировать темп и громкость произнесения, интонацию.
Грамматический строй речи
- формирование грамматической стороны речи
- содействовать освоению трудных случаев словоизменения.
- формировать способы словообразования глаголов, существительных, прилагательных.
- совершенствовать структуру предложений, содействовать активному использованию разных типов предложений.
Связная речь
- формирование связной речи (монологические формы)
- поддерживать интерес к рассказыванию по собственной инициативе или по предложению взрослого.
- развивать умение передавать словесно содержание сказки, картинки, впечатлений из личного опыта в форме короткого сочинения, рассказа, рассуждения, описания.
Подготовка к обучению грамоте
- формировать предпосылки грамотности, используя возможности разных видов детской деятельности
- развивать умение проводить звуковой анализ слова на основе усвоенного в средней группе интонационного выделения звука в нем.
- ввести понятие «гласный звук», «твердый и мягкий согласные звуки», «звонкий и глухой согласные звуки». познакомить детей с соответствующими знаковыми изображениями этих звуков (использование фишек красного, синего и зеленого цвета и т.д.) и научить их пользоваться этими знаками при проведении звукового анализа слов.
- познакомить со всеми гласными буквами и правилами их написания после твердых и мягких согласных звуков; с согласными «м», «н», «л», «р»
Художественная литература
- продолжать развивать интерес к художественной литературе, внимательно и заинтересованно слушать сказки, рассказы, стихотворения.
- с помощью различных приемов и специально организованных педагогических ситуаций способствовать формированию эмоционального отношения к литературным произведениям.
- побуждать рассказывать о своем отношении к конкретному поступку литературного персонажа.
- помогать детям понять скрытые мотивы поведения героев произведения.
Художественно-эстетическое развитие
Слушание
- развитие у детей интереса и любви к музыке,музыкальной отзывчивости на неё
- формирование музыкальной культуры на основе знакомства с классической, народной и современной музыкой ➢ продолжение знакомства с композиторами
- воспитание культуры поведения при посещении концертных залов, театров
- продолжение знакомства с жанрами музыкальных произведений
- развитие музыкальной памяти через узнаваемые мелодий по отдельным фрагментам произведений ➢ совершенствование навыка развития памяти через узнавание мелодий по отдельным фрагмента
Пение
- формирование певческих навыков, умение петь лёгким звуком в диапазоне
- развитие навыков сольного пения с музыкальным сопровождением и без него
- поощрение самостоятельности, творческого исполнения песен разного характера
- развитие песенного музыкального вкуса
- развитие навыка импровизации мелодии на заданный текст, умения сочинять мелодии различного характера
Музыкально-ритмические движения
- развитие чувства ритма, умение передавать через движения характер музыки
- формирование навыков исполнения танцевальных движений
- знакомство с русским хороводом, пляской, а также с танцами других народов
- развитие навыков инсценирования песен; умения изображать сказочных животных и птиц
- совершенствовать умения самостоятельно придумывать движения, отражающие содержание песни
Игра на детских музыкальных инструментах
- развитие умения исполнять простейшие мелодии на детских музыкальных инструментах
- развитие творчества, самостоятельности
Развитие продуктивной деятельности (рисование, лепка, аппликация, художественный труд) ➢ Рисование:
формировать умение передавать движения фигур
- способствовать овладению способами и приемами рисования различными материалами (акварель, цветные мелки, пастель, сангина, угольный карандаш)
- вырабатывать навыки рисования контура предмета простым карандашом с легким нажимом на него ➢ знакомить с новыми цветами и оттенками
- формировать умение составлять узоры по мотивам городецкой, полхов-майданской, гжельской росписи
Лепка:
- развивать умение лепить с натуры и по представлению предметы, персонажей литературных произведений
- развивать умение лепить фигуры животных и человека в движении
- развивать умение, пользуясь стекой, наносить мелкий рисунок (перья птиц, чешуя рыб и т.д.)
- развивать умение лепить птиц, животных ,людей по типу народных игрушек
- развивать умение расписывать изделия гуашью, украшать их налепами и углубленным рельефом
Аппликация
- развивать умение вырезать одинаковые фигуры или их детали из бумаги, сложенной гармошкой, а симметричные изображения – из бумаги, сложенной пополам
- развивать умение создавать сюжетные композиции, используя разнообразные приемы вырезания, а также обрывание
Художественный труд:
- развивать умение работать по готовой выкройке
- развивать умение создавать из бумаги объемные фигуры
- развивать умение делать игрушки из поролона и пенопласта
- продолжать учить делать игрушки из природного и бросового материала
Развитие детского творчества
- формировать умение соотносить художественный образ и средства выразительности, характеризующие его в разных видах искусства, подбирать материал и пособия для самостоятельной художественной деятельности
Приобщение к изобразительному искусству
- развивать умение выделять, называть группировать произведения по видам искусства
- расширять представления о графике
- знакомить с творчеством художников-иллюстраторов детских книг
- познакомить с произведениями живописи и изображением родной природы в картинах художников
- подвести к понятиям «народное искусство», «виды и жанры народного искусства» познакомить с народным декоративно-прикладным искусством (Гжель, Полхов-Майдан)
Физическое развитие
По формированию культурно-гигиенических навыков:
- развивать умения самообслуживания и самостоятельного осуществления полезных привычек, элементарных навыков личной гигиены (вымыть руки, умыться, почистить зубы, ополоснуть их после еды, причесать волосы и т.д.) без напоминания взрослого
- формировать умения и потребность самостоятельно выполнять утреннюю гимнастику, закаливающие процедуры (при участии взрослого)
По формированию первичных ценностных представлений о здоровье и здоровом образе жизни:
- умение привлечь внимание взрослого в случае неважного самочувствия, недомогания
- совершенствовать представления об алгоритме процессов умывания, одевания, еды, уборки помещения; атрибутах и основных действиях, сопровождающих эти
- способствовать становлению устойчивого интереса к правилам здоровьесберегающего и безопасного поведения, развитию субъектной позиции детей в здоровьесберегающей деятельности;
- развивать представления о безопасном использовании окружающих предметов и бережном отношении к ним
- поощрять желание и стремление детей разрешать проблемные игровые ситуации, связанные с охраной здоровья; самостоятельно переносить в игру правила здоровьесберегающего и безопасного поведения
По формированию потребности в двигательной активности и физическом совершенствовании:
- повышать уровень осознанного выполнения движений детьми, потребности в самостоятельной двигательной активности, совместных движениях со сверстниками
- поддерживать самостоятельность в организации подвижных игр, спортивных упражнений и игр на прогулке и в помещении, свободного использования спортивного инвентаря и физкультурного оборудования;
- поддерживать и поощрять стремление детей помогать взрослому в подготовке физкультурной среды группы и зала к занятиям физической культурой
- воспитывать стремление организовывать и участвовать в играх-соревнованиях, играх-эстафетах;
По накоплению и обогащению двигательного опыта (развитию основных движений), воспитанию культуры движений:
- совершенствовать основные движения дошкольников, двигательные умения и навыки по линии изменения темпа, ритма их выполнения, чередования, ориентации в пространстве, координации выполнения движений, удержания равновесия;
- продолжать формировать правильную осанку;
- продолжать воспитывать у детей потребность в красивом, грациозном и ритмичном выполнении упражнений, сочетая движения с музыкой, демонстрируя культуру освоения основных движений
По развитию физических качеств:
- совершенствовать физические качества во всех видах двигательной активности;
По развитию интереса к спортивным играм и упражнениям:
- поддерживать интерес детей к различным видам спорта, продолжать обогащать представления о них, спортивных достижениях нашей страны, олимпийских победах
- обучать спортивным играм (городки, бадминтон, элементам футбола, хоккея, баскетбола);
- продолжать развивать инициативность, активность, самостоятельность, произвольность во всех формах двигательной деятельности
- продолжать развивать умения сотрудничества, кооперации в совместной двигательной деятельности, умений помогать друг другу в выполнении основных движений, спортивных упражнениях и подвижных играх, поддерживать достижения сверстников, переживать за общие победы в соревнованиях и эстафетах
- воспитывать стремление действовать по правилам, соблюдая их поддерживать и развивать творчество старших дошкольников в двигательной активности
- Принципы и подходы к формированию программы.
Программа строится на основе личностно-ориентированного и дифференцированного подхода при реализации образовательных и воспитательных задач.
Принципы, определяющие содержание воспитательно-образовательного процесса:
- гуманности;
- системности;
- комплексного подхода;
- диагностической направленности;
- дифференцированного и индивидуального подхода к ребенку с учетом его психофизических и возрастных особенностей;
- преемственности (единство: семья – ДОУ - школа);
- последовательности в работе;
- доступности;
- своевременности оказания помощи;
При организации образовательного процесса учитывается принцип интеграции образовательных областей (физическая культура, здоровье, безопасность, социализация, труд, познание, коммуникация, чтение художественной литературы, художественное творчество, музыка) в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников
1.5 Возрастные особенности детей 5 до 6 лет
Ребёнок 5—6 лет стремится познать себя и другого человека как представителя общества (ближайшего социума), постепенно начинает осознавать связи и зависимости в социальном поведении и взаимоотношениях людей. В 5—6 лет дошкольники совершают положительный нравственный выбор (преимущественно в воображаемом плане).
Несмотря на то что, как и в 4—5 лет, дети в большинстве случаев используют в речи слова-оценки хороший — плохой, добрый — злой, они значительно чаще начинают употреблять и более точный словарь для обозначения моральных понятий — вежливый, честный, заботливый и др.
В этом возрасте в поведении дошкольников происходят качественные изменения — формируется возможность саморегуляции, т. е. дети начинают предъявлять к себе те требования, которые раньше предъявлялись им взрослыми. Так они могут, не отвлекаясь на более интересные дела, доводить до конца малопривлекательную работу (убирать игрушки, наводить порядок в комнате и т. п.). Это становится возможным благодаря осознанию детьми общепринятых норм и правил поведения и обязательности их выполнения. Ребенок эмоционально переживает не только оценку его поведения другими, но и соблюдение им самим норм и правил, соответствие его поведения своим морально-нравственным представлениям. Однако соблюдение норм (дружно играть, делиться игрушками, контролировать агрессию и т. д.), как правило, в этом возрасте возможно лишь во взаимодействии с теми, кто наиболее симпатичен, с друзьями.
В возрасте от 5 до 6 лет происходят изменения в представлениях ребёнка о себе. Эти представления начинают включать не только характеристики, которыми ребёнок наделяет себя настоящего в данный отрезок времени, но и качества, которыми он хотел бы или, наоборот, не хотел бы обладать в будущем, и существуют пока как образы реальных людей или сказочных персонажей («Я хочу быть таким, как Человек-Паук», «Я буду, как принцесса» и т. д.). В них проявляются усваиваемые детьми этические нормы. В этом возрасте дети в значительной степени ориентированы на сверстников, большую часть времени проводят с ними в совместных играх и беседах, оценки и мнение товарищей становятся существенными для них. Повышается избирательность и устойчивость взаимоотношений с ровесниками. Свои предпочтения дети объясняют успешностью того или иного ребёнка в игре («С ним интересно играть» и т. п.) или его положительными качествами («Она хорошая», «Он не дерётся» и т. п.).
В 5—6 лет у ребёнка формируется система первичной гендерной идентичности, поэтому после 6 лет воспитательные воздействия на формирование её отдельных сторон уже гораздо менее эффективны. В этом возрасте дети имеют дифференцированное представление о своей гендерной принадлежности по существенным признакам
(женские и мужские качества, особенности проявления чувств, эмоций, специфика гендерного поведения).
Дошкольники оценивают свои поступки в соответствии с гендерной принадлежностью, прогнозируют возможные варианты разрешения различных ситуаций общения с детьми своего и противоположного пола, осознают необходимость и целесообразность выполнения правил поведения во взаимоотношениях с детьми разного пола в соответствии с этикетом, замечают проявления женских и мужских качеств в поведении окружающих взрослых, ориентируются на социально одобряемые образцы женских и мужских проявлений людей, литературных героев и с удовольствием принимают роли достойных мужчин и женщин в игровой, театрализованной и других видах деятельности. При обосновании выбора сверстников противоположного пола мальчики опираются на такие качества девочек, как красота, нежность, ласковость, а девочки — на такие, как сила, способность заступиться за другого. При этом если мальчики обладают ярко выраженными женскими качествами, то они отвергаются мальчишеским обществом, девочки же принимают в свою компанию таких мальчиков. В 5—6 лет дети имеют представление о внешней красоте мужчин и женщин; устанавливают связи между профессиями мужчин и женщин и их полом.
Существенные изменения происходят в этом возрасте в детской игре, а именно в игровом взаимодействии, в котором существенное место начинает занимать совместное обсуждение правил игры. Дети часто пытаются контролировать действия друг друга — указывают, как должен себя вести тот или иной персонаж. В случаях возникновения конфликтов во время игры дети объясняют партнёрам свои действия или критикуют их действия, ссылаясь на правила.
При распределении детьми этого возраста ролей для игры можно иногда наблюдать и попытки совместного решения проблем («Кто будет…?»). Вместе с тем согласование действий, распределение обязанностей у детей чаще всего возникает ещё по ходу самой игры. Усложняется игровое пространство (например, в игре «Театр» выделяются сцена и гримёрная). Игровые действия становятся разнообразными.
Вне игры общение детей становится менее ситуативным. Они охотно рассказывают о том, что с ними произошло:
где были, что видели и т. д. Дети внимательно слушают друг друга, эмоционально сопереживают рассказам друзей.
Более совершенной становится крупная моторика. Ребёнок этого возраста способен к освоению сложных движений: может пройти по неширокой скамейке и при этом даже перешагнуть через небольшое препятствие; умеет отбивать мяч о землю одной рукой несколько раз подряд. Уже наблюдаются различия в движениях мальчиков и девочек (у мальчиков — более порывистые, у девочек — мягкие, плавные, уравновешенные), общей конфигурации тела в зависимости от пола ребёнка. Активно формируется осанка детей, правильная манера держаться. Посредством целенаправленной и систематической двигательной активности укрепляются мышцы и связки. Развиваются выносливость (способность достаточно длительное время заниматься физическими упражнениями) и силовые качества (способность применения ребёнком небольших усилий на протяжении достаточно длительного времени). Ловкость и развитие мелкой моторики проявляются в более высокой степени самостоятельности ребёнка при самообслуживании: дети практически не нуждаются в помощи взрослого, когда одеваются и обуваются. Некоторые из них могут обращаться со шнурками — продевать их в ботинок и завязывать бантиком.
К 5 годам они обладают довольно большим запасом представлений об окружающем, которые получают благодаря своей активности, стремлению задавать вопросы и экспериментировать. Представления об основных свойствах предметов ещё более расширяются и углубляются. Ребёнок этого возраста уже хорошо знает основные цвета и имеет представления об оттенках (например, может показать два оттенка одного цвета: светло-красный и тёмно-красный). Дети шестого года жизни могут рассказать, чем отличаются геометрические фигуры друг от друга. Для них не составит труда сопоставить между собой по величине большое количество предметов: например, расставить по порядку семь—десять тарелок разной величины и разложить к ним соответствующее количество ложек разного размера. Возрастает способность ребёнка ориентироваться в пространстве. Если предложить ему простой план комнаты, то он сможет показать кроватку, на которой спит. Освоение времени все ещё не совершенно. Отсутствует точная ориентация во временах года, днях недели. Дети хорошо усваивают названия тех дней недели и месяцев года, с которыми связаны яркие события.
Внимание детей становится более устойчивым и произвольным. Они могут заниматься не очень привлекательным, но нужным делом в течение 20—25 мин вместе со взрослым. Ребёнок этого возраста уже способен действовать по правилу, которое задаётся взрослым (отобрать несколько фигур определённой формы и цвета, найти на картинке изображения предметов и заштриховать их определённым образом).
Объём памяти изменяется не существенно. Улучшается её устойчивость. При этом для запоминания дети уже могут использовать несложные приёмы и средства (в качестве подсказки могут выступать карточки или рисунки).
В 5—6 лет ведущее значение приобретает наглядно-образное мышление, которое позволяет ребёнку решать более сложные задачи с использованием обобщённых наглядных средств (схем, чертежей и пр.) и обобщённых представлений о свойствах различных предметов и явлений. К наглядно-действенному мышлению дети прибегают в тех случаях, когда сложно без практических проб выявить необходимые связи и отношения. Например, прежде чем управлять машинкой с помощью пульта, ребёнок, первоначально пробуя, устанавливает связь движений машинки с манипуляциями рычагами на пульте. При этом пробы становятся планомерными и целенаправленными. Задания, в которых связи, существенные для решения задачи, можно обнаружить без практических проб, ребёнок нередко может решать в уме.
Возраст 5—6 лет можно охарактеризовать как возраст овладения ребёнком активным (продуктивным) воображением, которое начинает приобретать самостоятельность, отделяясь от практической деятельности и предваряя её. Образы воображения значительно полнее и точнее воспроизводят действительность. Ребёнок чётко начинает различать действительное и вымышленное. Действия воображения — создание и воплощение замысла — начинают складываться первоначально в игре. Это проявляется в том, что прежде игры рождается её замысел и сюжет. Постепенно дети приобретают способность действовать по предварительному замыслу в конструировании и рисовании.
На шестом году жизни ребёнка происходят важные изменения в развитии речи. Для детей этого возраста становится нормой правильное произношение звуков. Сравнивая свою речь с речью взрослых, дошкольник может обнаружить собственные речевые недостатки. Ребёнок шестого года жизни свободно использует средства интонационной выразительности: может читать стихи грустно, весело или торжественно, способен регулировать громкость голоса и темп речи в зависимости от ситуации (громко читать стихи на празднике или тихо делиться своими секретами и т. п.). Дети начинают употреблять обобщающие слова, синонимы, антонимы, оттенки значений слов, многозначные слова. Словарь детей также активно пополняется существительными, обозначающими названия профессий, социальных учреждений (библиотека, почта, универсам, спортивный клуб и т. д.); глаголами, обозначающими трудовые действия людей разных профессий, прилагательными и наречиями, отражающими качество действий, отношение людей к профессиональной деятельности. Дошкольники могут использовать в речи сложные случаи грамматики: несклоняемые существительные, существительные множественного числа в родительном падеже, следовать орфоэпическим нормам языка; способны к звуковому анализу простых трёхзвуковых слов.
Дети учатся самостоятельно строить игровые и деловые диалоги, осваивая правила речевого этикета, пользоваться прямой и косвенной речью; в описательном и повествовательном монологах способны передать состояние героя, его настроение, отношение к событию, используя эпитеты, сравнения.
Круг чтения ребёнка 5—6 лет пополняется произведениями разнообразной тематики, в том числе связанной с проблемами семьи, взаимоотношений со взрослыми, сверстниками, с историей страны. Малыш способен удерживать в памяти большой объём информации, ему доступно чтение с продолжением. Дети приобщаются к литературному контексту, в который включается ещё и автор, история создания произведения. Практика анализа текстов, работа с иллюстрациями способствуют углублению читательского опыта, формированию читательских симпатий.
Повышаются возможности безопасности жизнедеятельности ребенка 5—6 лет. Это связано с ростом осознанности и произвольности поведения, преодолением эгоцентрической позиции (ребёнок становится способным встать на позицию другого). Развивается прогностическая функция мышления, что позволяет ребёнку видеть перспективу событий, предвидеть (предвосхищать) близкие и отдалённые последствия собственных действий и поступков и действий и поступков других людей.
Трудовая деятельность. В старшем дошкольном возрасте (5—7 лет) активно развиваются планирование и самооценка трудовой деятельности (при условии сформированности всех других компонентов детского труда). Освоенные ранее виды детского труда выполняются качественно, быстро, осознанно. Становится возможным освоение детьми разных видов ручного труда.
В процессе восприятия художественных произведений, произведений музыкального и изобразительного искусства дети способны осуществлять выбор того (произведений, персонажей, образов), что им больше нравится, обосновывая его с помощью элементов эстетической оценки. Они эмоционально откликаются на те произведения искусства, в которых переданы понятные им чувства и отношения, различные эмоциональные состояния людей, животных, борьба добра со злом.
Музыкально-художественная деятельность. В старшем дошкольном возрасте происходит существенное обогащение музыкальной эрудиции детей: формируются начальные представления о видах и жанрах музыки, устанавливаются связи между художественным образом и средствами выразительности, используемыми композиторами, формулируются эстетические оценки и суждения, обосновываются музыкальные предпочтения, проявляется некоторая эстетическая избирательность. При слушании музыки дети обнаруживают большую сосредоточенность и внимательность. Совершенствуется качество музыкальной деятельности. Творческие проявления становятся более осознанными и направленными (образ, средства выразительности продумываются и сознательно подбираются детьми).
В продуктивной деятельности дети также могут изобразить задуманное (замысел ведёт за собой изображение). Развитие мелкой моторики влияет на совершенствование техники художественного творчества. Дошкольники могут проводить узкие и широкие линии краской (концом кисти и плашмя), рисовать кольца, дуги, делать тройной мазок из одной точки, смешивать краску на палитре для получения светлых, тёмных и новых оттенков, разбеливать основной тон для получения более светлого оттенка, накладывать одну краску на другую. Они в состоянии лепить из целого куска глины, моделируя форму кончиками пальцев, сглаживать места соединения, оттягивать детали пальцами от основной формы, украшать свои работы с помощью стеки и налепов, расписывать их. Совершенствуются и развиваются практические навыки работы с ножницами: дети могут вырезать круги из квадратов, овалы из прямоугольников, преобразовывать одни геометрические фигуры в другие: квадрат — в несколько треугольников, прямоугольник — в полоски, квадраты и маленькие прямоугольники; создавать из нарезанных фигур изображения разных предметов или декоративные композиции.
Дети конструируют по условиям, заданным взрослым, но уже готовы к самостоятельному творческому конструированию из разных материалов. У них формируются обобщённые способы действий и обобщённые представления о конструируемых ими объектах.
1.6 Индивидуальные особенности детей старшей группы №5
Группу посещают 28 детей:16 мальчиков и 12 девочек. 26 человек имеют вторую группу здоровья и 2 – 3группу здоровья. Воспитанники группы проявляют активность и любознательность. У детей сформированы культурно – гигиенические навыки. Дети следят за своим внешним видом, замечают неряшливость у других, исправляют ошибки. Умеют организовать самостоятельно: сюжетно – ролевые, подвижные, настольные игры. Распределяют роли, следуют правилам игры. Умеют договариваться между собой, согласовывать действия и совместными усилиями достигают результата.
При разрешении конфликта, обращаются к помощи взрослых. У воспитанников группы сформированы на должном уровне трудовые навыки. Оказывают помощь в уборке участка, группы, уборке рабочего места после непосредственно образовательной деятельности. Дети составляют простые предложения, рассказы, выделяют звуки не все дети. Также не все дети составляют рассказы при помощи схем – моделей, задают вопросы и отвечают на них. 7 человек в группе нуждаются в наблюдении логопеда. Дети нуждаются в коррекции лексико- грамматического строя речи, часто совершают ошибки в словообразовании и словоизменении. Все воспитанники любят слушать сказки, рассказы, стихотворения, пересказывают небольшие произведения не все.
Дети проявляют интерес к экспериментальной, а также к изобразительной деятельности.
Любят конструировать. С удовольствием занимаются физической культурой.
1.7 Целевые ориентиры освоения программы
ребенок проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности - игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др.;проявляет способность выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности;
ребенок положительно относится к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. проявляет способность договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты;
у ребенка развивается воображение, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в игре; ребенок овладевает разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации, старается подчиняться разным правилам и социальным нормам;
ребенок проявляет владение устной речью, старается выражать свои мысли и желания, использует речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, у ребенка складываются предпосылки грамотности; у ребенка достаточно хорошо развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, достаточно вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими;
ребенок проявляет способность к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены; ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет; знаком с произведениями детской литературы, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т.п.
- Содержательный раздел
- Комплексно – тематическое планирование на 2016-2017 учебный год
№ п/п | тема | Воспитательно-образовательные задачи |
1. | «Лето в рамке на стене» | Цель: обогащение впечатлений детей о разнообразии природы летом. Задачи: -обобщить представления детей о лете, как о времени года; - расширять знания детей о сезонных изменениях в природе; -формировать элементарные экологические представления; -обогащать словарный запас; -развивать творческие и конструктивные способности детей; -воспитывать бережное отношение к природе; |
2. | «Путешествие из города в деревню» | Цель: продолжать знакомить детей с особенностями жизни детей в городе и деревне. Задачи: - сформировать представления о сезонных изменениях в живой и неживой природе и деятельности человека; -познакомить детей с особенностями труда в городе и деревне; -расширять представления детей об осенних явлениях, овощах и фруктах; -расширять знания детей о профессиях людей, живущих в сельской местности; -продолжать знакомить с правилами безопасного поведения в городе и деревне; -воспитывать стремление сохранять и оберегать природный мир;
|
3. | «Транспорт» | Цель: расширить и систематизировать знания детей о транспорте и создать условия для развития познавательных и творческих способностей детей по ознакомлению с видами транспорта. Задачи: -дать представление о грузовом и пассажирском транспорте, закрепить знания о составных частях машины; -содействовать формированию навыка правильного поведения на дороге; -ознакомить детей с правилами проезда на общественном транспорте; -обогащать отношения родителей и детей опытом совместной творческой деятельности; |
Развёрнутое комплексно-тематическое планирование смотри в приложении №1 «Тематическое планирование»
2.2 Календарное планирование
Понедельник | Вторник | Среда | Четверг | Пятница |
9.00- 9.50 непрерывная образовательная деятельность (НОД) 10.15-10.40 Музыка | 9.00 – 9.50 непрерывная образовательная деятельность (НОД) 10.00-10.25 физкультура 9.00-9.25 бассейн (1-я подгруппа) | 9.00-9.55 непрерывная образовательная деятельность (НОД) 10.00-11.00 кружок «Веселые карандаши» 10.20-10.45 бассейн (2-я подгруппа) | 9.00- 9.50 непрерывная образовательная деятельность (НОД) 9.00-9.25 бассейн (4-я подгруппа) 10.15-10.40 Музыка 11.15-11.40 досуг на улице по физической культуре на улице | 9.00 – 9-20 непрерывная образовательная деятельность (НОД) 9.30-9.55 физкультура |
2.3 Учебный план старшей группы
Регламентированная деятельность | Проводит | Количество в неделю | Продолжительность | |
Работа в центрах | Воспитатель | 5 | НОД по плану воспитателя 20минут. 35 мин совместная деятельность взрослого и ребёнка, Педагог регулирует деятельность детей в зависимости от ситуации в группе (интересов, актуального состояния детей, их настроения и т.п.). Продолжительность деятельности в центрах активности по выбору детей включает перерывы между видами деятельности. | |
Музыка | Музыкальный руководитель | 2 | 25минут | |
Физическое развитие | Инструктор физ. культуре Воспитатель | по | 2 | 25минут |
Бассейн | Инструктор плаванию | по | 1 | 25минут |
Музыкальный досуг | Музыкальный руководитель Воспитатель | 1 раз в месяц во второй половине дня | 25 минут | |
Спортивный досуг | Инструктор физ. культуре | по | 1 раз в месяц во второй половине дня | 25 минут |
Тематический досуг | Воспитатель | 1 раз в месяц во второй половине дня | 25 минут | |
Хореография | Педагог хореографии | по | 2 | 25 минут |
Итого |
| 11 10 в первой половине дня 1 во второй половине дня | 6 часов 05 минут |
2.4План работы по профилактике ДТП и ОБЖ
№п/п | Название мероприятия | Сроки | Где будет представлен материал | Примечание |
1. | Наглядная агитация | |||
Папка-раскладушка «Нужно знать | сентябрь | Раздевалка группы |
всем» ПДД | /для родителей/ | |||
Создание плаката для малышей «Как вести себя на улице» | ноябрь | Помещение ДОУ | ||
2. | Совместная работа педагогов с детьми (НОД) | |||
«Дорожные знаки» Цель: обогатить представления детей о дорожных знаках | сентябрь | Группа | Дети совместно с взрослыми изготавливают знаки для игр с большим конструктором | |
«Игры во дворе» Цель: обогатить поведенческий опыт детей в различных ситуациях | сентябрь | группа | ||
«Витамины и полезные продукты» Цель: обогатить знания о пользе витаминов и их значении для здоровья человека | октябрь | Изготовление с детьми коллажа «Витамины для здоровья» | ||
«Безопасное поведение на улице» Цель: обогатить знания детей о правилах поведения на улице, где можно и нельзя играть | октябрь | Придумывание и разыгрывание с детьми ситуаций на улице | ||
«Как вызвать милицию» Цель: научить детей пользоваться телефоном для вызова милиции «02»; | ноябрь |
«Пожароопасные предметы » Цель: помочь детям запомнить основную группу пожароопасных предметов, которыми нельзя самостоятельно пользоваться | декабрь | Изготовление с детьми коллажа «Не играй с огнём» | ||
«Пожар» Цель: познакомить детей с номером телефона 01, по которому надо звонить в случае пожара | декабрь | «Пожарная викторина» /развлечение с детьми/ | ||
«Контакты с животными» Цель: объяснить детям, что контакты с животными иногда могут быть опасными | январь | Изготовление коллажа «Осторожно, опасные животные!» | ||
«В городском транспорте» Цель: познакомить детей с правилами этичного и безопасного поведения в городском транспорте | февраль | Изготовление коллажа «Я – пассажир» /совместная деятельность детей и взрослых/ | ||
«Как устроено тело человека» Цель: знакомить детей с тем, как устроено тело человека | март | «Хочу быть здоровым» /книжка – самоделка/ | ||
«Если ты потерялся » Цель: помочь детям усвоить, к кому можно обращаться за помощью, если ты потерялся | апрель | |||
«Катание на велосипеде (самокате, роликах) в городе» Цель: рассмотреть различные опасные ситуации, которые могут возникнуть при катании на велосипеде; научить детей правилам поведения | апрель | |||
«Будем беречь и охранять природу» Цель: воспитывать у детей природоохранное поведение | Май | Изготовление макета- модели «Лесная поляна» для игр-драматизаций в форме настольного театра | ||
«На воде, на солнце » Цель: объяснить детям, что купаться, плавать, загорать полезно только в том случае, если соблюдать определённые правила безопасности | июнь | |||
3. | Игры на улице | |||
Сюжетно-ролевая игра «Дорожное движение» | Сентябрь ноябрь | Открытая площадка | ||
Подвижные игры: Пожарные на учениях, Юные пожарные | Декабрь - январь | |||
Сюжетно-ролевая игра «Путешествие на автомобиле» | Декабрь-февраль | Открытая площадка | ||
С/р игра «Уличное движение» | Март- май | Открытая площадка | ||
4. | Групповые выставки поделок, рисунков, посвященных ПДД | |||
Регулировщик /выставка рисунков/ | ноябрь | |||
Я знаю правила дорожного движения /поделки из бросового материала с родителями/ | февраль | |||
На улице моего города /коллективная аппликация/ | май | |||
5. | Проведение вечеров досуга с детьми и родителями | |||
«Правила движения» | апрель | |||
Экологический праздник «Чистая вода» | октябрь |
2.5 Формы взаимодействия с родителями
Участие семьи – неотъемлемая часть рабочей программы группы. Семьи имеют огромное влияние на детей. Для самых маленьких участие семьи имеет особое значение, т.к. связь, существующая между ребенком и родителями, проецируется на воспитателя. А это является важнейшей предпосылкой воспитания.
Первыми педагогами ребенка являются родители. Семьи желают своему ребенку самого лучшего, они хотят, чтобы дети выросли преуспевающими и полезными гражданами. Поэтому педагоги приглашают все семьи к участию в программе и предусматривают конкретные формы работы с ними. Методы вовлечения семей могут быть различны в зависимости от конкретных обстоятельств, однако неизменен сам принцип: участие всех семей приветствуется во всем многообразии его форм.
Родители и воспитатели обмениваются информацией о том, что ребенок делает дома и в детском саду. Педагоги группы привлекают родителей к созданию развивающей среды группы и участию в образовательном процессе.
В помещении раздевалки группы созданы информационные стенды. Материалы на стендах постоянно сменяются. Воспитатели оформляют папки - передвижки для родителей по различным направлениям воспитания и развития детей.
Форма организации | Тема | Задачи | Дата проведения |
Родительское собрание | Особенности развития детей старшего дошкольного возраста |
| сентябрь |
Основные достижения полугодия «Воспитываем будущих читателей» | 1.Познакомить родителей с основными достижениями детей за полугодие;
| январь-февраль | |
Подведение итогов года | 1. Познакомить родителей с основными достижениями детей за учебный год; 2. Дать рекомендации родителям на летний период по взаимодействию с детьми по всем направлениям развития согласно ФГОС; 3. Показать родителям значимость их участия в жизни группы для детей и педагогов /благодарности/. | май |
Мастер-класс Выставки Консультации | Новогодние мастерские Что можно дома сделать с детьми по теме «Животные Ленинградской области» |
| декабрь февраль |
«Осень добрая пришла» «Новогоднее чудо» «Ребёнок у экрана» |
| октябрь декабрь апрель |
Досуги | Чаепитие «Осень в гости собрала» «Мой любимый город» |
| сентябрь май | ||||
Информационные папки – передвижки для родителей | «Советуем посетить» | Информировать родителей о том, куда можно сходить с детьми в выходной день /краткая информация о музеях, выставках, театрах нашего города/ Петропавловская крепость | Учитывается тематическое планирование и «календарь праздников» январь | ||||
«Времена года» | Рекомендации для родителей по наблюдению с детьми за сезонными изменениями в природе. | по сезонам | |||||
«Безопасность детей» | Рекомендации для детей | родителей | по | безопасности | постоянно |
3. Организационный раздел
Реализация рабочей программы группы осуществляется через личностно-ориентируемую модель взаимодействия детей и взрослых, которая обеспечивается индивидуализацией воспитательно-образовательного процесса /индивидуальное планирование, учётом интересов воспитанников метод «трёх вопросов», предоставление выбора деятельности и партнёров, вовлечение родителей в педагогический процесс.редметно-развивающая среда группы разделена на шесть основных центров активности:
- «Литература»,
- «Природа и наука/ песок и вода»,
- «Математика»,
- «Искусство»,
- «Семья», «Строительство»;
- и три дополнительных «Движение», «ОБЖ» и «Кулинария».
- Центр «Кулинария» открывается один раз в месяц.
При организации воспитательно-образовательного процесса педагоги группы учитывают все виды детской деятельности присущие дошкольному детству (игровая; коммуникативная; познавательно-исследовательская; восприятие художественной литературы; самообслуживание и элементарный бытовой труд; конструирование; музыкальная; изобразительная; двигательная деятельности).
3.1Формы образовательной деятельности
- Совместная деятельность взрослых и детей: - сбор, форма организации;
- Групповая деятельность (коммуникативные игры, речевые игры, общение, планирование деятельности, обобщение итогов деятельности);
- НОД в малых группах (5 – 6 человек) (объединение в малые группы осуществляется через индивидуальное планирование).
Самостоятельная деятельность детей. Время для самостоятельной деятельности детей выделяется в утренние и вечерние часы и отражается в режиме дня группы. Педагоги поддерживают интересы детей через организацию и обогащение предметно - развивающей среды, осуществляют поддержку детской деятельности.
3.2 Режимы дня, двигательный режим.
Организация жизни детей
Старшая группа
7.00 – 7.40 Прием и осмотр детей
7.40 – 8.20 Самостоятельная деятельность детей
8.20 - 8.30 Утренняя гимнастика
8.30 – 9.00 Подготовка к завтраку. Завтрак.
9.00 – 10.00 Совместная деятельность педагога с детьми игры в центрах активности
10.00 -10.15 Второй завтрак
10.15– 12.15 Подготовка к прогулке. Прогулка
12.15 – 12.25 Подготовка к обеду
12.25 – 13.00 Обед
13.00 – 15.00 Подготовка ко сну. Дневной сон.
15.00 – 15-40 Постепенный подъем детей. Бодрящая гимнастика. Игры
15.40 – 16-00 Подготовка к полднику. Полдник.
16.00 – 16.45 Досуги, игры, самостоятельная деятельность детей
16.45 – 18.20 Подготовка к прогулке. Прогулка
18.20 – 19.00 Возвращение с прогулки. Игры. Уход детей домой
Дома:
19.30 – 20.00 Ужин
20.00 – 20.30 Спокойные игры. Гигиенические процедуры.
20.30 -21.00 Приготовление ко сну, сон
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ РЕЖИМ ДНЯ
после перенесённого острого заболевания.
Осмотр врачом в день выписки, назначение индивидуального режима
ОРВИ, грипп, острый отит, аденоидит, ветряная оспа, краснуха, коклюш | Острый бронхит, острая пневмония, скарлатина, паротит |
М/о от утренней гимнастики – 2 недели С 4 недели – 50% нагрузка Снижение учебной нагрузки – 1 неделя М/о от закаливающих процедур – 2 недели Со второй недели – постепенное прибавление времени и интенсивности М/о от занятий физкультурой – 2 недели М/о от занятий по плаванию в бассейне – 2 недели В зимнее время м/о от занятий физкультурой на улице – 3 недели Подъем после сна в последнюю очередь | М/о от утренней гимнастики от 2 недель до 1 месяца С 3 недели – 50% нагрузка Снижение учебной нагрузки – 2 недели М/о от закаливающих процедур – 2 недели С третьей недели – постепенное прибавление времени и интенсивности М/о от занятий физкультурой от 3 недель до 1 месяца М/о от занятий по плаванию в бассейне от 3 недель до 1 месяца В зимнее время м/о от занятий физкультурой на улице – 1 месяц Подъем после сна в последнюю очередь |
РЕЖИМ ДНЯ
на период карантина и повышенной заболеваемости
Время | Виды деятельности |
7.00 – 8.15 8.10 – 8.20 8.20 – 8.50 8.00 – 9.00 9.00 – 9.15 I подгр. 9.15 – 9.30 II подгр. 9.30 – 10.00 10.00 – 10.10 10.00 – 10.30 10.30 – 12.30 12.30 – 13.00 13.00 – 15.00 15.00 – 15.15 15.15 – 15.30 15.30 – 16.00 16.00 – 16.20 16.20 – 17.00 17.00 – 19.00 | Прием детей, игры, самостоятельная деятельность. Беседы с родителями о самочувствии детей дома. Осмотр детей воспитателем Утренняя гимнастика Подготовка к завтраку, водные процедуры. Завтрак Самостоятельная деятельность детей, подготовка к занятиям. Непосредственно – образовательная деятельность (речевые, игровые, без раздаточного материала) Игровая деятельность (хороводные игры, игры средней подвижности, игры на развитие внимания, речи, мышления, математические игры) II Завтрак Сборы на прогулку Прогулка (игры, упражнения, наблюдения в природе, спортивные игры, упражнения, индивидуальная работа по ФИЗО) Обед Сон Бодрящая гимнастика. Закаливание (воздушное) Осмотр детей ст.медсестрой, врачом Игровая деятельность Полдник Совместная деятельность воспитателя с детьми Прогулка, уход детей домой |
ЩАДЯЩИЙ РЕЖИМ ДНЯ
Назначается детям с III и IV группой здоровья, детям, перенесшим заболевания, для снижения физической и интеллектуальной нагрузки.
Вид деятельности в режиме дня | Ограничение | Ответственный |
Приход в детский сад | Желательно 8.00-8.30 | Родители |
Гигиенические процедуры и закаливающие процедуры (полоскание полости рта) | T-ра воды – 16-20, тщательное вытирание рук, лица | Воспитатель, пом. воспитателя |
Закаливающие процедуры (воздушные ванны с бодрящей гимнастикой) | Снимается пижама, надевается сухая футболка | Воспитатель |
Питание (завтрак, второй завтрак, обед, полдник) | Докармливание (младший возраст). Первыми садятся за стол. | Воспитатель, пом. воспитателя |
Сборы на прогулку, выход на прогулку | Одевание в последнюю очередь. Выход последними. | Воспитатель, пом. воспитателя |
Возвращение с прогулки | Возвращение первыми под присмотром взрослого. Снимается влажная одежда, одевается сухая. | Воспитатель, пом. воспитателя |
Прогулка | Умеренная двигательная активность | Воспитатель, пом. воспитателя |
Физкультурное занятие | Отмена или снижение нагрузки на 50% | Воспитатель, инструктор по ФИЗО |
Плавание в бассейне | Отмена или снижение нагрузки на 50% | Инструктор по ФИЗО |
Занятия интеллектуального плана | Вовлечение в активную деятельность в 1-й половине занятия | Воспитатель |
Дневной сон | Укладывание первыми. Подъем по мере просыпания. | Воспитатель |
Совместная деятельность с воспитателем | Учет настроения и желаний ребенка | Воспитатель |
Самостоятельная деятельность | Вдали от окон и дверей | Воспитатель |
Уход домой | Желательно до 18.00 | Родители |
Гибкий режим дня (холодный период года)
Режим дня до выхода на прогулку осуществляется по скорректированному вымеренному режиму. На прогулку дети не выходят в случае сильного дождя и температуры воздуха ниже -15С, и скорости ветра более 15 м/с для детей до 4 лет (основание СанПиН 2.4.1.1249-03 от 25.03.2003 г. Требование к организации режима дня и учебных занятий п.2.12.2); ниже 20С и скорости ветра более 15м/с для детей 5-7 лет (основание СанПиН 2.4.1.1249-03 от 25.03.2003г. требования к организации режима дня и учебных занятий п.2.12.2.)
При температуре воздуха ниже -15С и скорости ветра более 7 м/с продолжительность прогулки сокращается (основание СанПиН 2.4.1.1249-03 от 25.03.2003г. требования к организации режима дня и учебных занятий п.2.12.2.) Варианты режима дня на время, отведенное для прогулки:
- Совместная деятельность с воспитателем 30-40 мин.
- Самостоятельная двигательная и игровая деятельность детей до 35 минут
- Проветривание групповых помещений до 20-30 минут Во время проветривания дети могут находиться:
- В раздевалке
- В физкультурном зале
- В музыкальном зале
- В зимнем саду
- В «Сказочной комнате»
- В «Избе»
- Совершать экскурсии по ГБДОУ (кухня, прачечная, медицинский кабинет, в другие группы)
- Развлечения, досуг
- Индивидуальные занятия со специалистами
После окончания времени, отведенного для прогулки, сохраняется вымеренный скорректированный режим.
РЕЖИМ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕЙ ГРУППЫ №5 2016-17гг.
Дни недели ли | Физ. заня тия | Муз. заня тия | Утренняя гимна стика | Физ.минутка | Дневная прогулка | Вечерняя прогулка | Закаливание | Спортивные досуги | Муз. досуги | Бассейн | итог | |
поне дель ник | 10.15 - 10.40 | 8.20- 8.30 | 9.30- 09.35 | 10.15- 12.15 | 16.45- 18.20 | 15.00 - 15.10 | 4ч 25 мин | |||||
втор ник | 9.55-10.20 | 8.20- 8.30 | 9.30- 09.35 | 10.20- 12.15 | 16.45- 18.20 | 15.00 - 15.10 | 9.00- 9.25 | 4ч 45 мин | ||||
среда | 8.20- 8.30 | 9.30- 09.35 | 10.15- 12.15 | 16.45- 18.20 | 15.00 - 15.10 | 16.00- 16.25 | 4ч 25 мин | |||||
четверг | 10.15 - 10.40 | 8-20- _ 8-30 | 9.30- 09.35 | 10.30- 12.15 | 16.45- 18.20 | 15.00- 15.10 | 15.40-16.05 | 4ч 35 мин | ||||
пятница | 9.30-10.55 | 8-20- _ 8-30 | 9.30- 09.35 | 10.15- 12.15 | 16.45- 18.20 | 15.00- 15.10 | 4ч.25 мин. |
Времена года | Месяцы | Физкультурные | Закаливающие |
Осень | Сентябрь | Занятия, досуги, ходьба на ребристой доске, утренняя гимнастика, игры на свежем воздухе | Воздушные ванны после сна, мытьё рук холодной водой, ходьба босиком по массажному коврику, бассейн |
Октябрь | |||
Ноябрь | |||
Зима | Декабрь | Занятия, досуги, ходьба на ткани с пуговицами, утренняя гимнастика, спортивные игры на свежем воздухе | Воздушные ванны после сна, ходьба босиком по массажному коврику, бассейн, чеснокотерапия, умывание холодной водой |
Январь | |||
Февраль | |||
Весна | Март | Занятия, досуги, ходьба на ребристой доске, утренняя гимнастика, игры на свежем воздухе со скакалками, мячами | Воздушные ванны после сна, ходьба по массажным дорожкам, мытьё рук холодной водой, бассейн. Сон при открытых форточках. |
Апрель | |||
Май | |||
Лето | Июнь | Занятия, досуги, игры на свежем воздухе, утренняя гимнастика, ходьба по ребристой доске | Воздушные ванны после сна, ходьба по массажным дорожкам, мытьё рук холодной водой, бассейн , солнечные ванны |
3.3 Методическое сопровождение педагогического процесса
Области развития | Методическое сопровождение |
Познавательное развитие | Иванова А.И. Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду ТЦ Сфера М.2004 Куцакова Л.В. Конструирование и художественный труд в детском саду. ТЦ «Сфера».2012. |
Минкевич Л.В. Математика в детском саду. Старшая группа.Москва, Издательство Скрипторий, 2013. «МЫ». Программа экологического образования/ Н.Н. Кондратьева и др. – СПб: М 94 «Детство-пресс», 2005 – 240с. Шорыгина Т.А. Беседы о здоровье ТЦ Сфера М.2004 Павлова М.А., Лысогорская М.В. Здоровьесберегающая система дошкольного образовательного учреждения. Модели программ, рекомендации, разработки занятий. И.Учитель. волгоград.2009. Солнцева О.В. Город-сказка, город-быль. Знакомим дошкольников с СанктПетербургом: учебно-методическое пособие/О.В. Солнцева, Е.В. КореневаЛеонтьева. – С-Пб.; Речь, 2013. – 208 с. | |
Речевое развитие | Куцина Е., Созонова Н. Учимся рассказывать о временах года.5-7 лет.Издательский дом «ЛИТУР»,2015. Петрова Н.И., Петрова Е.С. Игры и занятия по развитию речи дошкольников. Москва «Школьная пресса»2005. Филимонова О.Ю. Развитие словаря дошкольника в играх: Пособие для логопедов, воспитателей и родителей. – С-Пб.: ООО»ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2011. – 128 с. Ушакова О.С. Развитие речи детей 3-5 лет. ТЦ Сфера.2011 Ушакова О.С. Ознакомление дошкольников с литературой и развитие речи. Демонстрационный материал «Уроки Ушинского» ТЦ Сфера 2013 Демонстрационный материал к «Программе развития речи дошкольников и пособиям О.С.Ушаковой по развитию речи. ТЦ Сфера, 2014. Крупенчук О.И. Научите меня говорить правильно! Издательский дом «Литера» 2003 Сюжетные картинки для составления описательных рассказов. «Школьная |
книга», 2014. Я имое тело. Тематический словарь в картинках. «Школьная книга», 2014. | ||
Социально – развитие | коммуникативное | Солнцева О.В. Дошкольник в мире игры. Сопровождение сюжетных игр детей. ТЦ Сфера С-Пб 2010 Баринова Е.В. Учимся дружить: пособие по детскому этикету для воспитателей детских садов и школ раннего развития/Е.В. Баринова. – Изд. 2-е, перераб., - Ростов и/Д: Феникс, 2014. – 89с. Здоровье ребенка. Беседы и игры с детьми 3-7 лет. Издательство ТЦ «Сфера».2014. |
Художественно развитие | – эстетическое | Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Старшая группа. – М.: «КАРАПУЗ», 2010. – 208с. Саллинен Е.В.Занятия по изобразительной деятельности. Старшая и подготовительная группы.Издательство КАРО, С-Пб, 2009 «Искусство детям» Городецкая роспись, учебное издание. – М.: МОЗАИКАСинтез», 2013. «Искусство детям» Хохломская роспись, учебное издание. – М.: МОЗАИКА- СИНТЕЗ, 2013 |
Физическое развитие | Сборник подвижных игр. Для занятий с детьми 2-7 лет/Автор-составитель Э.Я. Степаненкова. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2015. – 144с. Метельская Н.Г. 100 физкультминуток на логопедических занятиях. 2-е издание, испр. – М.: ТЦ Сфера, 2014 – 64с. Авдеева Н.Н., Князева Н.Л., Стеркина Р.Б. Безопасность: Учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста. – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2005. -144с. |
3.4 Организация предметно-развивающей среды группы
Старшая группа № 5
Образовательные области | Центры активности | Содержание работы | Срок | Ответственный | Отметка о выполнении |
Социально-коммуникативное развитие | Сюжетно-ролевая игра | Изготовить:
Обновить:
| Х ХI Х | Борисова Е.В. КорсаковаЕ.Н. | |
Театрализация | Изготовить:
Подобрать:
| IХ-V | |||
Познавательное развитие | Наука и природа | Создать:
Приобрести:
Пополнить:
Собрать:
Разработать:
| ХI IХ-V ХII | ||
Математика | Приобрести:
Изготовить:
Обновить и дополнить:
| IХ-V | |||
Песок и вода | Пополнить:
Изготовить:
| IХ IХ-V | |||
Строительство | Изготовить:
«Дом деревенский», Дом городской» макеты основных дорожных знаков, макеты деревьев и кустарников. Приобрести:
| Х Ш | |||
Речевое развитие | Литература и грамотность | Изготовить:
Подготовить:
| в течение года | ||
Книгоиздательство | Подготовить:
| в течение года | |||
Художественно-эстетическое развитие | Искусство | Подготовить:
Изготовить:
Приобрести:
| I Х в течение года Х IХ-V | ||
Движение/ здоровье | Пополнить:
Изготовить: новые атрибуты для профилактики плоскостопия. | в течение года | |||
Физическое развитие | Открытая площадка | Приобрести:
| в течение года |
3.5 Планирование индивидуальной работы
Разработка плана индивидуальной работы с ребёнком осуществляется педагогами группы после проведения диагностики в группе и заполнения «Журнала наблюдений и оценки развития» Приложение №2
Наблюдение – это «процесс сбора точной и объективной информации о поведении и обучении ребёнка в то время, когда он работает или играет один или вместе с другими детьми». Воспитатель в группе постоянно наблюдает за поведением детей, их играми, отношениями между собой.
На основе результатов диагностики, воспитателями в сотрудничестве с психологом и другими специалистами определяются задачи работы. Затем для каждого ребёнка заполняется «План индивидуальной работы с ребёнком» Приложение №3 , «Карта наблюдений» Приложение №4
3.6 Часть, формируемая участниками образовательного процесса
Тема: Развитие связной речи детей дошкольного возраста (старшая группа)
Актуальность темы:
Эта тема важна, потому что речь ребёнка является ключевым моментом в его развитии.
Успехи воспитанников в связной речи обеспечивают в будущем и в большей мере определяют успех при поступлении в школу, способствуют формированию полноценного навыка чтения и повышению орфографической грамотности. Работа по развитию речи – это умение выбирать нужные слова и правильно употреблять их в речи, строить предложения и связную речь.
Как показала практика, дети очень любят творческий характер, а также самостоятельность и возможность самим сочинять.
Мы добиваемся, чтобы дети показали отношение к тому, что они видели, что им особенно понравилось, заинтересовало их и почему, какие выводы они сделали. Также в нашей группе большой процент воспитанников, имеющих речевые нарушения. Всё это побудило нас значительно больше уделять внимания развитию связной речи у детей.
Цель: развитие навыков свободного общения со взрослыми и детьми;
Задачи:
- совершенствовать диалогическую форму речи;
-развивать монологическую форму речи;
- формировать умение связно, последовательно и выразительно пересказывать небольшие сказки, рассказы;
- формировать навык (по плану и образцу) рассказывать о предмете, содержании сюжетной картины; составлять рассказ по картинкам с последовательно развивающимися событиями;
- развивать умение составлять свои рассказы из личного опыта.
Срок | Тема | Содержание работы | Практический выход |
Сентябрь 2016 г. | Подбор и изучение литературы по теме; дидактических игр и упражнений; сюжетных картин; составление библиографии. | Памятки для родителей по обучению связной речи. | |
Октябрь 2016г. | Игры и упражнения для развития речи детей старшего дошкольного возраста. | Совершенствовать речевой слух, закреплять навыки четкой, правильной, выразительной речи. Дифференциация звуков, слов, предложений. Отрабатывать темп, силу голоса, дикцию. | Познакомить родителей с играми (дидактическими и лексико–грамматическими), влияющими на развитие речи детей. |
Ноябрь 2016 г. | Составление рассказов по сюжетным картинам. | Развивать умение детей рассматривать картину и выделять ее главные характеристики; развивать интерес к исследовательским действиям при рассмотрении картины; формировать анализ, синтез; формировать умение составлять связный рассказ по картине с опорой на образец воспитателя. Пополнять и активизировать словарный запас детей. | Посещение родителями деятельности воспитателей и детей по работе над составлением рассказов по картинам. |
Декабрь 2016 г. | Обучение сочинению сказок | Формировать умение сочинять сказку по модели – схеме; последовательно и связно рассказывать друг другу свои сказки; придумывать название сказке; работа над словарем–подбирать признаки предметов (прилагательные к существительным); воспитывать интерес к сказкам и их сочинительству. | Тематическое занятие «В мире оживших игрушек» |
Январь 2017 г. | Работа над интонацией, дикцией, выразительностью речи во время заучивания стихотворений. | Формировать навык выразительного чтения стихотворения перед слушателями. Вызвать интерес к поэзии. Пополнять и активизировать в речи словарный запас детей на тему «Зима». | Конкурс чтецов. |
Февраль 2017 г. | Пересказы с использованием опорных схем. Пересказ рассказов | Формирование навыка связного последовательного пересказа с наглядной опорой в виде графических схем, отображающих последовательность событий; Овладение приемами планирования собственного пересказа; Активизация и обогащение словарного запаса детей. | «Возрастные особенности восприятия литературных произведений дошкольниками и задачи ознакомления детей с книгой». |
Март 2017 г. | Загадки. | Формировать навык отгадывания загадки по схемам. Развивать монологическую речь детей. | Консультация для родителей: «Использование загадок, как средство формирования выразительности речи». Подготовка дидактического материала. |
Апрель 2017 г. | Составление загадок. | Совершенствовать речевой слух, закреплять навыки четкой, правильной, выразительной речи. Дифференциация звуков, слов, предложений | Тематическое занятие «Загадки о воде» Открытый просмотр для воспитателей ДОУ. |
Май 2017 г. | Развитие речи через театральную деятельность. Инсценирование сказок: «Репка», «Колобок». | Развитие творческой самостоятельности, эстетического вкуса в передаче образа; развитие речи детей, эмоциональной направленности. Раскрытие творческих способностей детей. | Показ сказки «Колобок» детям младшей группы. |
План нравственно-патриотического воспитания старших дошкольников группы
Месяц | Тема. Цель. | Совместная деятельность | Взаимодействие с родителями |
сентябрь | Летний отдых Цель: расширять представления о нашей Родине | Беседы, рассказывание по фотографиям о летнем отдыхе. | Подготовка фотоальбомов и презентаций о летнем отдыхе |
октябрь | Деревья на моей улице Цель: расширить представления и интерес детей к природе нашего района, | Рассматривание картинок, беседа о экологии района, разучивание стихов. | Консультации и беседы о подготовке костюмов к экологическому празднику. |
ноябрь | Машины-помощники Цель: показать ценность труда людей, работающих на специальном транспорте, для общества | Дидактические игры, чтение литературы, беседы о профессиях и инструментах, наблюдение за трудом взрослых. Трудовые поручения. | Организация выставки специализированных машин |
декабрь | Украсим город к Новому году Цель: показать значимость вклада каждого человека в сохранение и украшение города. | Знакомство с дымковской игрушкой: рассматривание, презентация, рисование. Продуктивная деятельность по изготовлению игрушек из бросового материала | Мастер-класс по изготовлению игрушек из бросового материала. |
январь | Город-герой Ленинград Цель: развитие нравственных понятий и патриотических чувств. | Презентация о блокаде Лнинграда, чтение книги «Дорога жизни» | Рекомендация посещения музея на Соляном переулке. |
февраль | Защитники Отечества | Подготовка выставки рисунков «Солдат | |
Цель: Расширение знаний о армии. | на посту», спортивные игры, беседы по сюжетным картинам. | Папин портрет | |
март | Мама лучшая на свете Цель: воспитывать доброе и уважительное отношение к родным иблизким. | Книга о мамах. Подготовка к совместному вечеру с мамами (украшение группы, выпечка) | Чтение стихов Мамин портрет |
апрель | Берегите воду Цель: формировать навыки бережного отношения к природе. | Наблюдения, труд в природе, беседы. | Изготовление книжек-самоделок. |
май | День Победы Цель: развитие нравственных понятий и патриотических чувств. | Разучивание стихов, песен. Чтение литературы. | Рекомендации посетить музей, посмотреть парад, информация о памятниках района. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по развитию детей средней группы, разработанная на основе общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы" под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой
Рабочая программа по развитию детей средней группы (Далее - Программа) разработана в соответствии с основной общеобразовательной программой МБДОУ «Детский сад № ...
Рабочая программа по развитию детей старшей группы
Рабочая программа дает представление об организации режимных моментов в детском саду, об объеме образовательной нагрузки, о создании предметно-развивающей среды. Также знакомит с содержанием образоват...
Рабочая программа по развитию детей старшей группы.
Данная программа обеспечиваетразностороннее развитие детей в возрасте от 5 до 6 лет с учетом ихвозрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям – физическому,социаль...
Аннотация к рабочей образовательной программе по развитию детей старшей группы (5 – 6 лет)
Рабочая образовательная программа по развитию детей общеразвивающей направленности определяет содержание и организацию образовательной деятельности в старшей группе...
Рабочая программа по развитию детей средней группы. Приложения к программе.
МК ДОУ Павловский д/сад №4 Павловского муниципального района Воронежской области Принято...
Рабочая образовательная программа по развитию детей старшей группы
Цель программа -создание благоприятных условий для полноценного проживания ребёнком дошкольного детства....
Рабочая программа по развитию детей старшей группы комбинированной направленности на 2020-2021 учебный год
разработана в соответствии с примерной основной общеобразовательной программой «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Веракса, Т.С. Комаровой, М.А.Васильевой...