Интегрированная непосредственная образовательная деятельность «В гостях у матрёшки»
план-конспект занятия (старшая группа) по теме
Тема урока: «В гостях у матрёшки» Предмет: ИЗО и музыкаКласс: старшая группа Краткое описание (1-3 предложения): Сначала дети знакомятся с историей матрёшки. Потом дети изготавливают плоскостную игрушку – матрёшку, с помощью пластилина, гороха, кофейных зёрен. В конце занятия дети пляшут с матрёшками и показывают их друг другу
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
matryoshka.doc | 46 КБ |
prezentatsiya1.ppt | 1.21 МБ |
Предварительный просмотр:
Интегрированная непосредственная образовательная деятельность для детей старшей группы
«В гостях у матрёшки»
Сафина Рима Салиховна
воспитатель МБДОУ «Родничок»
г. Ноябрьск, 2013г.
Цель занятия: Знакомство детей с народной игрушкой – матрёшкой через интеграцию НОД музыка и ИЗО.
Задачи:
- Познакомить детей с историей матрёшки.
- Изготовить плоскостную игрушку – матрёшку.
- Развивать эмоциональную отзывчивость на музыку народного характера.
- Развивать интерес детей к народному творчеству.
- Развивать творческие способности детей через приобщение к народному творчеству и прикладному искусству.
- Воспитывать любовь к народному искусству.
Формы и средства обучения: образно-художественная, игровая, практическая, музыкальные, наглядные.
Материально-техническое обеспечение: музыкальное сопровождение
(русская народная мелодия «Русская изба», мелодия песни «Поезд», русская народная мелодия «На горе то калина» в обработке Ю. Чичикова, русская народная мелодия «Колпачок», песня Ю. Вережникова «Русская матрёшка», песня «Матрёшки» музыка З. Левиной слова З. Петровой, русские народные мелодии в записи, русская народная мелодия в обработке Т. Ломовой, русская народная песня «Русская матрёшка») медиа ресурсы (презентация «Русская матрёшка»), костюм Матрёшки, платки для девочек, музыкальные инструменты (ложки, бубен большой, бубен малый, деревянная доска), домик для Матрёшки, заборчик, лавочка.
Оформление: У окна столы, на которых лежат заготовки матрёшек. В центре зала стоит домик матрёшки. Возле домика лавочка, забор и клумба с цветами.
Ход занятия
1 блок. Организационный.
Под фонограмму русской народной мелодии «Русская изба» дети заходят в зал и рассаживаются на стульчиках.
Воспитатель.
Здравствуйте детишки,
Девчонки и мальчишки!
Рада видеть всех вас я
В русской избе.
Дети.
Здравствуйте!
Воспитатель.
Ребята, а вы любите ходить в гости?
Дети.
Да, любим!
Воспитатель.
Сегодня я вам предлагаю отправиться в гости, а вот к кому пойдём – догадайтесь сами. Я загадаю вам загадку, а вам нужно будет отгадать её.
Алый шёлковый платочек,
Яркий сарафан в цветочек,
Упирается рука
В деревянные бока.
А внутри секреты есть:
Может – три, а может, шесть.
Разрумянилась немножко.
Это русская ………
Дети.
Матрёшка.
Воспитатель.
Правильно, матрёшка!
Путь не близкий будет, что же, не беда!
С музыкой нам весело, хорошо всегда!
Ну что, готовы в путь дорогу?
Дети.
Да.
Воспитатель.
А вот на чём мы поедем в гости?
Дети.
На паровозе!
Воспитатель.
Все за мною становитесь,
Друг за другом повернитесь!
Я – ваш новый паровоз,
Ничего, что нет колёс!
Друг за другом мы пойдём,
За вагончиком вагон.
Под музыку песни «Поезд» (CD «Танцуй малыш» Т. Суворова) дети выполняют музыкально-ритмические упражнения. Дети замечают домик, из которого выходит матрёшка.
2 блок. Познавательно-развлекательный.
Матрёшка.
Здравствуйте, дети!
Дети.
Здравствуй, матрёшка!
Матрёшка.
Я матрёшечка, я круглёшечка!
Улыбаюсь я всегда и с ребятами в друзьях.
Я в деревне родилась и на славу удалась.
Щёчки пухленькие, сама кругленькая
А на голове платок, словно яркий цветок.
Звучит русская народная мелодия песни «На горе то калина» в обработке Ю. Чичикова матрёшка выполняет танцевальные движения, дети хлопают в ладоши.
Матрёшка.
Не одна я в домике была, а с подружками своими.
Отдаёт воспитателю матрёшку – игрушку.
Воспитатель.
Да где же они, подружки твои? Ребята вы видите подружек?
Дети.
Нужно матрёшку раскрыть и подружек достать.
Воспитатель раскрывает матрёшку и расставляет всех матрёшек на стол.
Воспитатель.
Ребята, а что вы знаете о такой русской народной игрушке, как матрёшка?
1 ребёнок.
Матрёшка на окошке
В ярком сарафане,
И вся семья в матрёшке
Как в доме деревянном.
2 ребёнок.
Очень любят все матрёшки
Разноцветные одёжки:
Всегда расписаны на диво
Очень ярко и красиво.
3 ребёнок.
Они игрушки знатные,
Складные и ладные.
Матрёшки всюду славятся
Они нам очень нравятся.
Воспитатель.
Молодцы, ребятки!
А теперь я расскажу вам немного об истории создания русской матрёшки. Появилась первая матрёшка в России очень давно, более 100 лет назад. (Слайд 2 презентации «Русская матрёшка»)
Однажды из Японии привезли игрушку - большеголового деревянного японца. Раскроешь его, а там ещё такая же игрушка, раскроешь вторую, а там третья. Очень понравилась такая игрушка русским мастерам.
(Слайд 3 презентации «Русская матрёшка»)
Они переодели её в русский сарафан с передничком, на голову повязали яркий платочек, нарисовали ей красивые глазки и положили на щёчки яркий румянец. И назвали её старинным русским именем – Матрёшей.
Наиболее известны три вида матрёшек:
(Слайд 4 презентации «Русская матрёшка»)
Семёновская матрёшка, Загорская матрёшка и Полхов-Майданская матрёшка. Их названия зависят от того места, где их расписывают. Давайте внимательно рассмотрим все три вида матрёшек.
(Слайд 5 презентации «Русская матрёшка»)
В городе Семёнов есть центр по росписи матрёшек. Отсюда и название – Семёновская матрёшка. Особенность росписи этой игрушки в том, что весь фартук этой матрёшки занимают букеты цветов. Самый главный цвет - …….
Дети.
Жёлтый, лимонный, зелёный, малиновый.
Воспитатель.
Правильно вы заметили.
Ну, ребятки не зевайте
А в кружочек все вставайте.
Хотите поиграть немножко?
Нарядитесь тогда вы матрёшкой.
Из детей выбирают 3-х матрёшек. Им на головах завязывают платочки. Они приседают в центре круга, который образуют другие дети. Дети идут по кругу и поют песню «Матрёшка» на мотив русской народной песни «Колпачок»
Эх, матрёшечка, матрёшка
Аленький платочик
Сарафан в цветочик.
Мы тебя кормили,
Мы тебя поили.
На ноги поставили
Танцевать заставили.
(говорком) Танцуй сколько хочешь,
Выбирай кого захочешь.
(Игра «Матрёшечка - матрёшка»)
(Слайд 6 презентации «Русская матрёшка»)
Воспитатель.
Следующая матрёшка из села Загорск – Загорская матрёшка. Эти матрёшки всегда в сарафанах, кофточка на них с вышивкой, на голове……
Дети.
Платок.
Воспитатель.
А поверх сарафана………
Дети.
Фартук.
Воспитатель.
Платок матрёшек украшает роспись.
Наши девочки – матрёшки
Не устали ваши ножки?
В центр зала выходите
Как танцуете нам покажите.
А вы мальчишки не зевайте
На музыкальных инструментах играйте.
Девочки исполняют танцевальную картинку «Матрёшка» под песню «Русская матрёшка» CD «Хлопайте в ладоши» Ю. Вережников. Мальчики играют на музыкальных инструментах.
(Слайд 7 презентации «Русская матрёшка»)
Воспитатель.
И третья матрёшка из села Полхов – Майдан. У этих матрёшек нет сарафана и фартука. Вместо этого – условный овал на двухцветном поле, на котором множество ярких цветов. На голове полушалок с цветами.
(Слайд 8 презентации «Русская матрёшка»)
Матрёшка.
Ах, матрёшечка – матрёшка.
Хороша не рассказать!
Очень любят с тобой детки
В детском садике играть!
Воспитатель.
А давайте мы песенку споём про матрёшек.
Дети исполняют песню «Матрёшки» музыка З. Левиной слова З. Петровой
После исполнения песни дети усаживаются за столы, на которых лежат заготовки для изготовления плоскостной матрёшки.
Воспитатель.
А сейчас, дорогие ребята,
На минутку закройте глаза.
Позабудьте заботы, усталость,
Ведь начнутся сейчас чудеса!
Сегодня мы с вами сделаем каждый свою матрёшку.
(Слайд 9 презентации «Русская матрёшка»)
3 блок. Продуктивный.
Дети усаживаются за столы, на которых лежат заготовки для изготовления плоскостной матрёшки.
Наши матрёшки будут плоскостными, а изготавливать мы их будем с помощью пластилина, гороха, кофейных зёрен. Приступаем к работе.
Звучат русские народные мелодии в записи дети с воспитателем изготавливают плоскостных матрёшек.
4 блок. Рефлексия.
Воспитатель.
Вот и матрёшки наши готовы.
Вам мои милые ребятки не хочется плясать
Своих матрёшек друг другу показать.
Дети исполняют перепляс под русскую народную мелодию в обработке
Т. Ломовой.
Воспитатель.
А сейчас ребятки я хочу у вас спросить
Что нового узнали вы сегодня?
Воспитатель и дети исполняют русскую народную песню «Русская матрёшка»
Воспитатель.
Понравилось ли вам ребята в гостях у Матрёшки?
Дети.
Да понравилось.
Воспитатель.
А чем же мы с вами занимались сегодня?
Ответы детей.
Давайте скажем одно волшебное слово нашей Матрёшке за то, что она нас у себя в гостях принимала. Какое это слово?
Дети.
Спасибо!
Матрёшка.
Ну а сейчас пришло время расставанья
До свиданья!
Дети.
До свиданья!
Воспитатель.
А нам пора возвращаться в свою группу. В паровозик все вставайте и из зала уезжайте.
Под музыку «Поезд» (CD «Танцуй малыш» Т. Суворова) дети покидают зал.
Используемая литература:
- Т.И. Суворова «Танцуй малыш» Санкт - Петербург 2006
- М.А. Давыдова «Музыкальное воспитание в детском саду» Москва 2006
- Н.В. Бердникова «Большой праздник для малышей» Ярославль 2007
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Загорская Семёновская Полхов - Майданская
Семёновская
Загорская
Полхов-Майданская
Загорская Семёновская Полхов - Майданская
Автор презентации - Сафина Рима Салиховна воспитатель МБДОУ «Родничок»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект интегрированной непосредственной образовательной деятельности "В гостях у Карлсона" воспитатель Григорьева Е.В. МБДОУ ЦРР - детский сад №7 г. Рассказово
Конспект интегрированной непосредственной образовательной деятельности "В гостях у Карлсона" с детьми старшего дошкольного возраста....
Конспект интегрированной непосредственно образовательной деятельности «Необычный гость»
Конспект НОД для средней группы с использованием игр по мелкой моторике рук....
Конспект интегрированной непосредственно образовательной деятельности «В гости к пингвинёнку Тиму»
Конспект НОД для средней группы с использованием игр по мелкой моторике рук....
Конспект интегрированной непосредственно образовательной деятельности «В гости к лесной фее»
Уважаемые коллеги! Предлагаю Вашему вниманию конспект интегрированной непосредственно образовательной деятельности «В гости к лесной фее», который был разработан и апробирован с детьми второй младшей ...
Интегрированная непосредственно-образовательная деятельность "В гости в цирк"
Развивать логическое мышление, уметь соотносить число с количеством, прямой обратный счет....
Конспект интегрированной непосредственной образовательной деятельности:«В гостях у Светофора Светофорыча»
В данном конспекте описана работа по ознакомлению детей с основными правилами безопасности на дороге и улицах....
конспект открытой непосредственно-образовательной деятельности "В гости к матрёшкам"
Цель: развитие речи детей, приобщение к русскому народному творчеству (народная игрушка, потешки).Задачи:1. Продолжать знакомить с русскими потешками, игрушками.2. Способствовать развитию артикуляцион...