Рекомендации к проведению НОД
консультация по аппликации, лепке на тему

Сергушова Мая Алексеевна
  • общие рекомендации к подготовке и проведению НОд
  • рекомендации к проведению НОД 2Художественное творчество"
  • характеристики деятельности педагога и ребенка во время НОД

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rekomendatsii_k_provedeniyu_zanyatiy.doc63 КБ

Предварительный просмотр:

Рекомендации к проведению и подготовке НОД

в ДОУ

        При подготовке и проведении занятий в дошкольном учреждении нужно руководствоваться принципами обучения детей дошкольного возраста:

  • комплексной реализации целей: воспитательной, развивающей, практической;
  • коммуникативной направленности;
  • осознанного овладения материалом;
  • наглядности.

        Для эффективного усвоения знаний необходимо соблюдать следующие рекомендации:

  1. Обращать внимание на повторение материала и осознанное восприятие его. Дети обязательно должны понимать, о чем они говорят.
  2. В произношении не должно допускаться ошибок. Сразу же нужно поправлять ребенка и закреплять правильное произношение, но делать это незаметно и ненавязчиво
  3. Все занятия проводить по определенным темам и в игровой форме. Так легче контролировать запас приобретенной лексики и речевых структур.
  4. На занятиях использовать наглядный материал, индивидуальные карточки, много внимания уделять слушанию, использовать для этого: кассеты с записями по темам, игрушки, плакаты, картинки, различные предметы, необходимые для занятий. Все это поможет ребенку сосредоточиться и быстрее сориентироваться, отвечая на вопросы или играя в ту или иную игру.
  5. Правильно преподносить детям информацию.
  6. Реализовывать знание на праздниках: привлекать детей к чтению стихов, показу инсценировок.

Организуя занятия в дошкольном образовательном учреждении нужно постоянно иметь в виду, что игра является основным ведущим видом деятельности детей дошкольного возраста. Такая форма проведения занятий создает благоприятные условия для овладения языковыми умениями и речевыми навыками.

        Именно использование игровых приемов обучения позволяет заложить основы для формирования основных компонентов учебной деятельности: умение видеть цель и действовать в соответствии с ней, умение контролировать и оценивать свои действия и действия других детей.

        На начальном этапе интеллектуальная активность достигается постановкой проблемных вопросов, которые ставят детей перед необходимостью подумать, проанализировать, сравнить, сопоставить, обобщить и, таким образом, подключить мышление детей.

        Особую роль на начальном этапе играет эмоциональная активность, проявляющаяся в том, что дети не безразличны к выполняемой ими деятельности. В ходе активной работы над каким-либо заданием у детей возникают положительные и отрицательные переживания, что, в свою очередь, развивает и воспитывает эмоции детей.

        В любом случае очень важно развивать у детей инициативность речевого поведения. Этого можно достичь при условии, что ребенок из объекта обучения становится действующим лицом.

        Речевая активность непременно связана с формированием у детей умения комбинировать лексические единицы и речевые образцы по-новому, в связи с меняющимися ситуациями и речевыми задачами в ходе проведения занятий. Это и позволяет задействовать тот небольшой языковой материал, которым уже владеют дети.

        При подготовке и проведении занятий в ДОУ необходимо всегда стремиться к реализации следующих задач:

  1. Побуждать детей к самостоятельному решению коммуникативных задач в рамках тематики.
  2. Научить элементарной диалогической и монологической речи
  3. Развивать фонетический слух.
  4. Создать условия для полноценного и своевременного психологического развития.
  5. Развивать мышление, память, внимание, воображение, волю.

Рекомендации к проведению НОД

«Художественное творчество»

Рисование  

        Весь материал готовится заранее.

1.       В соответствии с видом рисования, темой занятия подготовить бумагу разного формата, фона (можно использовать цветной полукартон или тонировать бумагу акварельными, гуашевыми красками, тушью и т.п.).

2.       Гуашевые краски разводятся водой до густоты жидкой сметаны, для того, чтобы краски не обсыпались после высыхания, их можно разводить молоком.

Для занятия с детьми младшей группы гуашевые краски разливаются в небольшие баночки, чтобы вода не испарялась, можно накрыть их бумагой, газетой смоченными водой.

3.       Воду для промывания кистей наливают в прозрачные стаканчики, или небьющиеся баночки.

В младших группах, если дети рисуют краской одного цвета, воду не готовят. Банок может быть больше, чем одна на стол, чтобы дети могли по мере загрязнение воды поменять банку с водой. Это целесообразно делать и в старших группах, чтобы дети не отвлекались и не нарушали творческий процесс.

4. Бумагу для рисования необходимо подписать: в нижнем правом углу карандашом написать имя ребенка и начальную букву фамилии.

5. Кисти для рисования ставят в подставки; в младшей группе дети рисуют одной толстой круглой или флейцевой кистью среднего размера, а в старшей и подготовительной к школе группах дети рисуют двумя кистями: толстой и тонкой. Их должно быть больше, чем детей в группе.

6. Карандаши необходимо хорошо заточить; в младшей группе их можно поставить в стаканчики, подставки, позже предлагать в открытой коробке для карандашей; в средней группе карандаши даются в коробке. Для рисования карандашами в старших группах необходимо использовать 18 – 24-цветные коробки карандашей. В этой же коробке или отдельно у старших дошкольников должен быть простой карандаш.

7. Весь материал для рисования (изобразительные материалы, банки с водой, салфетки для осушения кистей, поставки для кистей) выставляются на отдельный стол, оттуда его берут дети перед началом рисования. Туда же ставят чистые банки, кисти, салфетки. Следует помнить о том, что часть изобразительных материалов хранится в столах у детей, поэтому до занятия необходимо вместе с детьми проверить в каком состоянии эти материалы.

8. Особое внимание необходимо уделить размещению наглядного дидактического материала для занятия, подготовить подставку для натуры, продумать место размещения натуры или несколько натур.

9. По окончании занятия организуется просмотр и анализ рисунков детей, поэтому следует продумать, где будут размещены рисунки (на специальном столе, на мольбертах, на доске и т.п.).

10. Современные требования к проведению занятий изобразительной деятельностью предусматривают связь изобразительной деятельности с другими видами деятельности детей: с игровой, музыкальной, речевой, театрализованной, поэтому педагог не говорит, что занятие закончено, он создает условия для перехода к другому виду деятельности.

 

Лепка

        Основной пластический материал, который используют в обучении детей лепке – это глина.

1.       Глину готовят задолго до занятий для того, чтобы она выстоялась, загустела и была в таком состоянии, когда она не прилипает к рукам. Готовую глину хранят в полиэтиленовом ведре с крышкой или закрывают мокрой тряпкой, полиэтиленовой пленкой; можно хранить глину во влажной тряпке в полиэтиленовом пакете.

В младшей группе глину формируют в столбик величиной чуть больше детской ладони.

В средней группе на общий стол выставляют форму с глиной и плоскую лопатку, приучают детей брать глины столько, сколько необходимо для того, чтобы вылепить предмет или несколько предметов.

2. Дети младшей и средней групп могут лепить на пластиковых досках. В средней группе необходимо использовать поворотные станки, на которых удобно не только обследовать предмет (народную игрушку, скульптуру малой формы), но и лепить его, не нарушая форму, обрабатывать поверхность предмета и т.д.

3. Для лепки глиной необходимо ставить на стол небольшие блюдца с водой или влажную тряпочку, которой дети пользуются при примазывании одной части предмета к другой, при сглаживании поверхности формы.

4. Пластилин можно использовать во всех возрастных группах.

Для лепки в младшей группе его до занятия слегка разогревают (в сушильной камере, на батарее), старшие дошкольники способны разогреть, размять пластилин руками в момент объяснения задания педагогом.

Сглаживать поверхность предмета, вылепленного из пластилина труднее. Дети делают это пальцами, иногда применяется влажная тряпочка.

5.       После лепки глиной дети могут вытереть стол, дощечку влажной тряпочкой и помыть руки.

         После лепки пластилином необходимо вытереть руки сухой тряпочкой или бумажной салфеткой и только после этого вымыть руки горячей водой.

6.       Во всех возрастных группах дети используют стеки – специальные палочки из пластмассы, деревянные или металлические. Можно использовать те, которые имеются в коробке с пластилином, а также разнообразить их набор петлей из алюминия или меди, широкой лопаткой из легкого металла или пластика, палочки с заточенным концом, которую можно сделать из сломанной или не пригодной для рисования кисти.

7.       Для обработки и украшения поверхности вылепленного предмета используют разнообразные по форме и материалу печатки.

 

Аппликация

1.       Во второй младшей группе дети выполняют коллажи из готовых форм, которые получают на подносе или в конверте.

2.      В средней группе дети учатся вырезать ножницами части, из которых изображаются предметы, поэтому получают заготовки на подносе.

3.      В старшей группе детям дают заготовки цветной бумаги, а в подготовительной к школе группе детям предлагают набор цветной бумаги для самостоятельного подбора цвета бумаги и формата.

4.      В качестве основы для коллажа используют цветной картон и полукартон.

5.      Бумагу-основу можно тонировать в нужный цвет таким образом, чтобы бумага при пользовании клеем не пачкалась.

6.      Для приклеивания изображения используют только клейстер, только работа с частями сухих растений, с поролоном и тканью допускает использование синтетического клея, но в этом случае педагог проводит индивидуальную работу и оказывает помощь и контроль.

7.      Все материалы для занятия аппликаций: кисти, салфетки, подкладки под бумагу должны быть чистыми.

8.      Материалы, в том числе и ножницы, выставляются на отдельный стол и дети самостоятельно готовят столы к занятию, а после занятия каждый из детей моет кисть, собирает обрезки и выбрасывает в корзину для мусора. Розетка для клея и салфетки могут помыть и постирать дежурные.

9.      Ножницами дети работают под руководством воспитателя, который обязан следить за правильным пользованием ими и контролировать технику безопасности.

10.   Обрезки бумаги, которые можно использовать повторно в качестве мелких деталей следует собирать в красивую коробку и выставлять ее как на занятии, так и для творческой деятельности вне занятий.

 

Рекомендации по подготовке и проведению НОД.

        Рекомендации даны как ориентир. Что изберет педагог, чему уделит больше внимания на определенном конкретном занятии – зависит от поставленной цели, содержания изучаемого материала, уровня развития детей, уровня их подготовки. Огромную роль играет и творческий потенциал самого обучающего, его позиция.

Учитывая, что процесс обучения носит двусторонний характер, предлагаем раздельную характеристику деятельности педагога, и ребенка.

 

Деятельность педагога

  1. Заботиться  о  развитии   творческого   воображения   ребенка  –  умения

видеть целое раньше частей, преобразовывать наличный материал.

2. Организует исследовательскую творческую деятельность детей через игру.

        3. Применяет  различные  приемы  формирования  познавательной потребности.

4. Использует различные приемы воздействия на эмоционально-волевую сферу дошкольника, заботясь о том, чтобы в процессе познания нового материала он испытывал чувство радости, удовольствия, удовлетворения.

5. Создает проблемные  ситуации,  вызывающие  у детей  удивление, недоумение, восхищение.

6. Четко формулирует проблемы, обнажая противоречия в сознании ребенка; учит видеть и формулировать проблемы, развивая проблемное видение.

7. Выдвигает гипотезы и обучает этому умению детей, принимая любые их предложения.

8. Развивает способность к прогнозированию и предвосхищению решений.

9. Умело  формулирует  общение  и  частные  проблемы,  вопросы, направляющие ребенка на их разрешение.

10. Организует поисковую деятельность, т.е. обучает детей обобщенным приемам умственной деятельности – умению выделить главное, сравнивать, делать выводы, классифицировать, знакомит с различными научными методами исследования.

11. Создает   атмосферу   свободного   обсуждения,   побуждает  детей  к диалогу, сотрудничеству.

12. Побуждает к самостоятельной постановке вопросов, обнаружения противоречий, формулированию проблемы.

13. Использует  методы  проблемного  обучения  (частично-поисковый, исследовательский).

14. Подводит детей к самостоятельным выводам и обобщениям, поощряет оригинальные решения, умение делать выбор.

15. Использует различные виды творческих работ.

16. Знакомит с жизнью и деятельностью выдающихся ученых, с историей великих открытий.

17. Способствует   формированию   эстетических,   нравственных   и интеллектуальных идеалов и – на их основе – способности оценивать различные явления, процессы, а также объекты.

18. Систематически оказывает поддержку детям.

19. Заботится об обогащении словарного запаса, о развитии культуры речи, чувства юмора.

Деятельность ребенка

        О креативности, творческой самостоятельности личности ребенка, гибкости, глубине и эвристичности его мышления свидетельствуют:

        - желание и умение творить, создавать новые образы, проекты, сочинять, придумывать, изобретать;

        - выражение ярких положительных эмоций в процессе познания, особенно в творческой деятельности;

        - личностное принятие новых проблем, нового материала, проявление положительных мотивов учения, познавательной потребности;

         - творческая активность в процессе как игровой, так и учебно-познавательной деятельности;

        -  самостоятельная постановка вопросов и педагогу, и товарищам;

        - эмоционально положительная реакция на проблемную ситуацию, ход поиска;

        -  умение видеть противоречия и формулировать проблему;

        -  умение выдвигать гипотезы;

        - умение вести самостоятельный поиск, добиваться результатов, делать самостоятельные выводы, обобщения;

        - желание и умение высказывать собственные суждения, оценки, свой подход к решению проблем, способность к свободному обсуждению, диалогу, а также сотрудничеству;

        - проявление интереса к выполнению различных творческих работ, умение делать выбор;

        - умение вести исследовательскую работу, применять различные методы исследования;

        -  владение различными приемами мыслительной деятельности;

        - отсутствие однолинейности в оценке явлений, событий, способность к много плановости анализа, рассмотрению проблемы с различных сторон;

        - способность к прогнозированию, предвосхищению решений, проявление интуиции;

        - способность понимать и принимать юмор, высказывать остроумные суждения;

        - проявление интереса к новым понятиям и словам.

 

Resource id #4516

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации по проведению зрительной гимнастики. Примерные комплексы зрительной гимнатсики.

Целью методических рекомендаций  «Проведение зрительной гимнастики» является оказание помощи педагогам в  формировании у детей дошкольного возраста  представлений о необходимости  ...

Методические рекомендации к проведению занятий по совершенствованию лексико-грамматических представлений

Пополнение и уточнение словаря не должны быть главным содержанием логопедического занятия. В первую очередь акцент в лексико-грамматических занятиях необходимо делать на грамматическое оформление слов...

Рекомендации по проведению логопедических занятий дома

Правила проведения занятийДля того, чтобы ваши домашние логопедические занятия проходили как можно эффективнее и не были затруднительны для ребенка, вам следует придерживаться определенных прави...

рекомендации по проведению артикуляционной гимнастики

советы родителям по проведению артикуляционной гимнастики...

Рекомендации по использованию массажных приемов в пальчиковых играх и игровых упражнениях. Рекомендации к проведению пальчиковых игр с детьми от 2 до 3 лет.

Массажные движения благоприятно воздействуют на организм малышей и создают необходимые условия для мышечной деятельности, ускоряя передачу нервного возбуждения от одних элементов к другим. Рекомендаци...

Рекомендации по проведению физкультминуток (рекомендации для воспитателей)

Предлагаемые рекомендации помогут сделать более интересными и эмоционально насыщенными развивающие занятия с дошкольниками, а также с пользой организовать их досуг....

Пальчиковые игры и рекомендации к проведению в средней группе Пальчиковые игры и рекомендации к проведению в средней группе

Пальчиковые игры и рекомендации к проведению в средней группеПальчиковые игры и рекомендации к проведению в средней группеПальчиковая гимнастика - это не только стимул развития речи и мелкой мото...