план работы студии в подготовительной группе
материал по аппликации, лепке (подготовительная группа) на тему

Марковцова  Юлия Владимировна

планирование

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon plan_studiynoy_raboty.doc87 КБ

Предварительный просмотр:

Планы занятий студийной работы

в подготовительной к школе группе

 МБДОУ – детский сад  № 22 «Солнышко»

Клинцы

2013

Тема «Дымковская игрушка»

Перечень занятий

  1. Дымковские животные
  2. Роспись дымковского животного
  3. Дымковские барышни
  4. Роспись дымковской барышни
  5. Дымковские птицы
  6. Роспись дымковской птицы

7. Праздник дымковской игрушки

Студийный герой – Коза-затейница

Занятие 1. Тема «Дымковские животные»

Задачи:

1.        Эмоциональная: формировать у детей эмоциональное, радостное восприятие дымковских животных. Учить детей видеть красоту разных дымковских игрушек.

2.        Художественно-исследовательская: формировать представление о дымковском животном, о том, что дымковские мастера лепят оленей, козликов, корову, барашка. Все животные имеют сходное строение, но разные характерные особенности.

3.        Техническая: совершенствовать навыки лепки, упражнять в приемах раскатывания, сгибания, разрезания, примазывания, сглаживания. Упражнять в комбинированном способе лепки.

Материалы и инструменты: глина, стеки, дощечки, клееночки, тряпочки, вода.

Зрительный ряд: дымковские игрушки-животные.

Литературный ряд: история о лепке дымковских животных, стихотворение.

Ход занятия:

  1. Ребята, послушайте стихотворение:

В Дымково, за Вяткою-рекою,

Драгоценный продолжая труд,

Не ища на старости покоя,

Мастерицы славные живут.

Красная за окнами калина,

Пароходный движется дымок,

На столе еще сырая глина,

Грубый неоформленный комок.

За своей работою старушка

На скамейке низенькой сидит.

Глиняную вятскую игрушку

Лепит,…нет, не лепит, а творит!

Хороша игрушка расписная!

Вся поёт, бесхитростно светла,

И видна в ней радость молодая

Ставшего искусством ремесла.

(приход Козы-затейницы)

II. Дети, Коза-затейница хочет нам рассказать интересную историю. Давайте присядем и послушаем.

История: «Давным-давно в городе Вятка жил старик. Однажды ему в руки попал кусочек глины, и он решил из этой глины слепить животных. У него получились красивые, привлекательные игрушки-животные, такие как лошадка, корова, олень, козлик, барашек. И было это дело так: старичок взял кусочек глины, раскатал его в столбик, потом согнул столбик и вылепил замечательные ножки. Потом он слепил морковку и примазал её к туловищу. Это получились шея и голова (показываю приёмы лепки). Вот такое замечательное туловище получилось.

Старичок лепил разных животных, но за основу брал одну и ту же форму. К одному животному он сделал рога прямые, и получилась замечательная коровка. Коровку издавна считали кормилицей.

Другому животному он сделал длинные закруглённые рога, и получился барашек. Маленькие рога сделал козлику. Ветвистые рога сделал оленю. Все животные особенные получились, красивые, привлекательные. Старичку они так понравились, что он сочинил стихотворение:

Из-за леса, из-за гор

Едет дедушка Егор.

Сам на лошадке,

Жена на коровке,

Детки на телятках,

Внуки на козлятках».

Ребята, давайте и мы с вами слепим красивых дымковских животных. Давайте сядем за столы. Выберите, какое животное вы будете лепить.

III. Работа детей. Дети лепят дымковских животных. По окончании работы ставим вылепленные игрушки на отдельный стол.

- Посмотри, Коза-затейница, каких красивых животных слепили ребята. Все животные разные, интересные, аккуратные. Посмотрите, какая у нас коровка получилась. Интересно сделан у неё хвост. А барашек какой забавный, как закручены у него рога!

Занятие 2. Тема «Роспись дымковского животного»

Задачи:

1.        Эмоциональная: формировать у детей эмоциональное, радостное восприятие дымковских игрушек. Учить детей видеть красоту дымковской росписи.

2.        Художественно-исследовательская: формировать у детей представление о том, что в росписи дымковской игрушки есть элементы: кружочки, колечки, точки, клетка, волнистые и прямые линии.

3.        Техническая: совершенствовать навыки рисования гуашью всем ворсом и концом кисти.

Материалы и инструменты: кисти, гуашь в коробках, тряпочки, баночки с водой по количеству детей.

Зрительный ряд: дымковские игрушки, иллюстрации с изображением элементов дымковской росписи.

Литературный ряд: рассказ о росписи дымковских животных, стихотворение о Дымке.

Ход занятия:

  1. Ребята, чем мы с вами занимались на прошлом занятии? Да,

мы с вами лепили дымковских животных. Послушайте стихотворение:

В Дымково, за Вяткою-рекою

Любили песни, пляски,

И в селе рождались сказки.

Вечера бывали длинные,

А лепили там из глины

Все игрушки не простые,

А волшебно-расписные.

Белоснежны как берёзки,

Кружочки, точечки, полоски.

Простой, казалось бы, узор,

Но отвести не в силах взор.

(Приход Козы-затейницы)

II. Ребята, Коза-затейница приготовила для вас интересный рассказ.

Рассказ: «Есть в России город под названием Киров, а когда-то давным-давно он носил название Вятка. Вот неподалёку от этой самой Вятки находится село, которое называют Дымково. Такое название село получило от того, что над крышами всех его изб часто вьётся дымок.

Дело в том, что основным промыслом жителей Дымково является изготовление глиняных игрушек – коней, оленей, коров, барашков. Любили в этом селе различные забавы. Каждый вечер мастера лепили и обжигали в печи игрушки. А потом они эти игрушки расписывали. Интересные получались кони, олени, барашки. А какими узорами их расписывали, просто залюбуешься! Элементы росписи они брали различные: кружочки, колечки, прямые и волнистые линии, точки. Узоры получались разнообразные, и каждый элемент что-то обозначал. Круг – символ солнца, каравая хлеба; точка – звезды; волнистая линия – вода, прямая линия – дорога.

При этом краски использовали разного цвета: зелёную, красную, чёрную, синюю, жёлтую. Все игрушки были яркими, веселыми, а мастера росписью старались это передать.

Ребята, давайте мы с вами распишем наших замечательных дымковских животных.

III. Работа детей. Дети расписывают дымковских животных. По окончании ставим все работы на отдельный стол.

- Посмотри, Коза-затейница, как красиво и аккуратно дети расписали свои игрушки! Все животные украшены по-разному, ни одна игрушка не похожа на другую.

Занятие 3. Тема «Дымковские барышни»

Задачи:

1.        Эмоциональная: формировать у детей эмоциональное, радостное восприятие дымковских барышень. Учить детей видеть красоту разных дымковских игрушек.

2.        Художественно-исследовательская: формировать представление о дымковской барышне, о том, что все барышни имеют сходное строение, но разные наряды.

3.        Техническая: совершенствовать навыки лепки, упражнять в приемах раскатывания, приплющивания, примазывания, сглаживания. Упражнять в комбинированном способе лепки.

Материалы и инструменты: глина, стеки, дощечки, клееночки, тряпочки, вода.

Зрительный ряд: дымковские игрушки-барышни.

Литературный ряд: история о лепке дымковских барышень, стихотворение «Водоноска».

Ход занятия:

I. Ребята, послушайте стихотворение:

За студёною водицей

Водоноска - молодица

Как лебедушка плывет.

Ведра красные несет

На коромысле не спеша,

Посмотри, как хороша

Эта девица-краса,

Туга черная коса,

Щеки алые горят.

Удивительный наряд:

Сидит кокошник горделиво.

Как лебедушка плывет,

Песню тихую поет.

 (приход Козы-затейницы)

  1. Ребята, сейчас Коза-затейница расскажет вам интересную историю. Давайте присядем и послушаем.

История: «В далекие, давние времена, на опушке леса, возле реки расположилось небольшое село Дымково. За околицей села жили-были старик со старушкой. Не было у них детей. Решила старушка пирог с рыбой испечь и попросила старика рыбки наловить. Пошел старик к речке, опустил снасть в воду. Пока рыба ловилась, взял старик с берега кусочек глины и слепил куколку: сначала расплющил кусочек глины, свернул получившийся пласт в  пышную юбку-колокол (показываю приемы лепки). Затем из другого кусочка раскатал столбик-туловище, прикрепил его к юбке, а к нему - шарик-головку, скатанные калачиком руки. Старик вылепил своей куколке красивый наряд и головной убор.

Наловил старик рыбки и пошел домой, а куколку в карман положил. Поставил ее на подоконник, где ярче солнышко светило. Напекла старушка пирогов, сели они чай пить. Вдруг слышат с подоконника голосок: «И мне, и мне». Посмотрели они, а это кукла на солнышке подсохла, отогрелась и ожила. Вот и дочка появилась у старика и старушки. Но время шло, стала она красивой барышней. И было у неё много подружек, но две подружки были самыми лучшими: у одной всегда на голове был большой золотистый кокошник, другая часто носила воду. Вот и жили они вместе дружно и весело».

Дети, давайте и мы с вами слепим красивых, интересных дымковских барышень. Давайте сядем за столы. Выберите, какую барышню вы будете лепить.

III. Работа детей. Дети лепят дымковских барышень. По окончании работы ставим вылепленные игрушки на отдельный стол.

- Посмотри, Коза-затейница, каких красивых. Интересных, привлекательных барышень слепили ребята. Посмотрите, какой кокошник у этой барышни. А у этой – пышная юбка с воланами.

         

          Занятие 4. Тема «Роспись дымковской барышни»

Задачи:

1.        Эмоциональная: формировать у детей эмоциональное, радостное восприятие дымковских игрушек. Учить детей видеть красоту дымковской росписи.

2.        Художественно-исследовательская: формировать у детей представление о том, что в росписи дымковской игрушки есть элементы: кружочки, колечки, точки, клетка, волнистые и прямые линии.

3.        Техническая: совершенствовать навыки рисования гуашью всем ворсом и концом кисти.

Материалы и инструменты: кисти, гуашь в коробках, тряпочки, баночки с водой по количеству детей.

Зрительный ряд: дымковские игрушки, иллюстрации с изображением элементов дымковской росписи.

Литературный ряд: история о росписи дымковских барышень, стихотворение «Дымково» В.Фафанова.

Ход занятия:

  1. Ребята, чем мы с вами занимались на прошлом занятии? Да,

мы с вами лепили дымковских барышень. Послушайте стихотворение:

Чем знаменито Дымково?

Игрушкою своей.

В ней нету цвета дымного,

Что серости серей.

В ней что-то есть от радуги,

От капелек росы,

В ней что-то есть от радости,

Гремящей, как басы.

Она глядит не прянично,

Ликующе и празднично,

В ней молодость – изюминка,

В ней удаль и размах.

Синейте, охра с суриком

По всей стране в домах.

(Приход Козы-затейницы)

II. Ребята, Коза-затейница хочет нам рассказать интересную историю.

История: «Давным-давно, в одном городке жила женщина, которая любила лепить из глины. Она лепила различные игрушки, но больше всего она любила лепить барышень. Сильная и красивая женщина, она хранила очаг и семью. После того как игрушка высыхала, женщина расписывала барышень яркими цветами. Барышни носили яркие расписные юбки, украшенные оборками фартуки, желтые кофты и малиновые кокошники, на шее были бусы. Наряды их были неповторимы. Рисовала мастерица различные узоры: кружочки, колечки, линии; ставила точки. У некоторых барышень был клетчатый фартук.

Интересные получались барышни. Каждая из них была особенной. После того как узор на барышнях высыхал, женщина собирала их и носила продавать. Барышни эти очень нравились людям, и они с удовольствием покупали их. А барышни эти с тех пор появились в каждом доме и радовали людей».

Ребята, давайте мы с вами распишем наших замечательных дымковских барышень. Садитесь за столы.

III. Работа детей. Дети расписывают дымковских барышень. По окончании ставим все работы на отдельный стол.

- Посмотри, Коза-затейница, как красиво и аккуратно дети расписали свои игрушки! Какие красивые узоры получились! Все барышни украшены по-разному, ни одна игрушка не похожа на другую.

          Занятие 5. Тема «Дымковские птицы»

Задачи:

1.        Эмоциональная: формировать у детей эмоциональное, радостное восприятие дымковских птиц. Учить детей видеть красоту разных дымковских игрушек.

2.        Художественно-исследовательская: формировать представление о дымковских птицах, о том, что дымковские мастера лепят оленей, козликов, корову, барашка. Все птицы имеют разное строение.

3.        Техническая: совершенствовать навыки лепки, упражнять в приемах раскатывания, приплющивания, примазывания, сглаживания. Упражнять в комбинированном способе лепки.

Материалы и инструменты: глина, стеки, дощечки, клееночки, тряпочки, вода.

Зрительный ряд: дымковские игрушки-птицы.

Литературный ряд: история о лепке дымковских птиц, стихотворение «Индюк».

Ход занятия:

  1. Ребята, послушайте стихотворение:

Вот индюк нарядный,

Весь такой он ладный,

У большого индюка

Все расписаны бока.

Всех нарядом удивил,

Крылья важно распустил.

Посмотрите, пышный хвост

У него совсем не прост –

Точно солнечный цветок,

А высокий гребёшок,

Красной краскою горя,

Как корона у царя.

Индюк сказочно красив,

И напыщен, горделив,

Смотрит свысока вокруг,

Птица важная – индюк!

(приход Козы-затейницы)

II. Коза-затейница расскажет интересную историю вам, ребята. Давайте присядем и послушаем.

История: «Давно это было. Один богатый человек очень любил игрушки. Однажды он увидел расписные ручные игрушки и захотел создать и собрать себе коллекцию таких игрушек. Он нашел семью, которая лепила птиц, приезжал к ним и наблюдал, как лепятся птицы.

Вот сидит семья, у каждого кусок глины. Лепят из одного кусочка столбик, сгибают его и прорезают ножки (показываю приемы лепки). Из другого кусочка делают морковку, сгибают и примазывают к ножкам. Хвостик расплющивают и делают кругленьким, лепят крылья, украшения, наряжают птиц. Птицы получались гордые, самолюбивые, у некоторых птиц голова поднята вверх, шейка вытянута. Птицы как будто чувствуют свою силу и красоту.

Вот этот любитель игрушек смотрел, как увлекательно лепят замечательных птиц. И покупал у этой семь игрушки и собирал свою коллекцию. За небольшой промежуток времени у него собралась большая коллекция игрушек».

Ребята, давайте и мы с вами слепим красивых, интересных и привлекательных дымковских птиц. Давайте сядем за столы. Выберите, какую птицу вы будете лепить.

III. Работа детей. Дети лепят дымковских птиц. По окончании работы ставим вылепленные игрушки на отдельный стол.

- Посмотри, Коза-затейница, каких интересных, важных, привлекательных птиц слепили ребята. каждая птица индивидуальна и по-своему хороша.

Занятие 6. Тема «Роспись дымковской птицы»

Задачи:

1.        Эмоциональная: формировать у детей эмоциональное, радостное восприятие дымковских игрушек. Учить детей видеть красоту дымковской росписи.

2.        Художественно-исследовательская: формировать у детей представление о том, что в росписи дымковской игрушки есть элементы: кружочки, колечки, точки, клетка, волнистые и прямые линии.

3.        Техническая: совершенствовать навыки рисования гуашью всем ворсом и концом кисти.

Материалы и инструменты: кисти, гуашь в коробках, тряпочки, баночки с водой по количеству детей.

Зрительный ряд: дымковские игрушки, иллюстрации с изображением элементов дымковской росписи.

Литературный ряд: история о дымковских птицах, стихотворение.

Ход занятия:

  1. Ребята, чем мы с вами занимались на прошлом занятии? Да,

мы с вами лепили дымковских птиц. Послушайте стихотворение:

Завелась неведомая птица -

Всякий ей дивится:

Не поет и не летает,

Вся горит и полыхает.

Далеко по белу свету

Знают все пичугу эту,

Эта птица не простая,

Расписная, золотая.

Просто диво - безделушка,

Зовут ее народная игрушка.

 (Приход Козы-затейницы)

II. Ребята, Коза-затейница хочет нам рассказать интересную историю.

История: «Однажды в городе Вятка жил мастер пожилого возраста. У него было много вылепленных дымковских птиц, и стояли они на окне. Был замечательный вечер, мастер сидел и любовался своими игрушками, смотрел в окошко на прекрасную природу, на красивую зеленую травку, на березку, стоящую возле домика. Когда наступала ночь, мастер ложился спать. И однажды ночью мимо дома мастера шел волшебник и увидел игрушки, стоящие на окне. Ему так понравились игрушки, что он решил расписать их. Взмахнул волшебной кисточкой, и появились разные узоры: кружочки, колечки, точки. Нарисовал прямые, а где-то – волнистые линии. Выбрал яркие краски: красные, зеленые, желтые, синие и даже золотые, взял коричневую и черную краску. Каждый цвет сочетался с другим. И так весело стало волшебнику от игрушек и от такого хоровода красок. На утро мастер проснулся и ахнул от расписных игрушек. Он сел возле окна и не мог налюбоваться ими».

Ребята, давайте мы с вами распишем наших замечательных дымковских птиц. Садитесь за столы.

III. Работа детей. Дети расписывают дымковских птиц. По окончании ставим все работы на отдельный стол.

- Посмотри, Коза-затейница, как красиво и аккуратно дети расписали свои игрушки! Какие красивые узоры получились! У всех разные узоры получились!

Занятие 7. «Праздник Дымковской игрушки»

Цель: доставить детям удовольствие, радость.

Оборудование: детские работы – вылепленные дымковские игрушки, призы – закладки для книг, ложки, ведерки, ёмкость с водой.

Ход:

Дети входят в зал и садятся на стульчики.

Ведущая: - Много сказочных мест в России,

                    Городов у России не счесть,

                    Может где-то бывает красивей,

                    Но не будет красивей, чем здесь.

                    Возле речки Вятки есть один поселок,

                    Окаймлен лесами уголок веселый,

                    Мужики в деревне печи мастерили,

                    На забаву деткам петушков лепили.

                    Слобода та в дымке поутру купалась,

                    И за это Дымковской исстари называлась.

                    Люди работящие в той слободке жили,

                    С удалью лихие пляски заводили.

                    Праздник отмечали, жили - не скучали,

                    Тут не подобраться никакой печали.

Звучит «Песня о Дымке» муз И.Дунаевского

Входят дети с дымковскими игрушками, становятся полукругом и рассказывают про свои игрушки:

  1. Кони глиняные мчатся

На подставках что есть сил,

И за хвост не удержаться,

Если гриву упустил!

  1. Зонтик грибком,

Руки крендельком,

Ходит девица-красавица

По улице пешком.

  1. Бока крутые,

Рога золотые,

Копытца с оборкой,

На спине – Егорка.

  1. Барашек – свисток,

Левый рог – завиток,

Правый рог – завиток,

На груди – цветок.

  1. Вот индюк нарядный,

Весь такой он ладный,

У большого индюка

Все расписаны бока.

  1. За студеною водицей

Водоноска-молодица

Как лебедушка плывет,

Ведра красные несет

На коромысле, не спеша.

 Ребята, вы знаете, нас пригласили в гости, на день рождения. А к кому, вы увидите позже. Ну что, пойдем в гости? Становитесь все друг за другом, как вагончики поезда, и поехали. (Звучит отрывок из песни «Голубой вагон»)

Ведущая: - Коли здесь народ не весел,

Низко голову повесил,

Знаю я, нужна игра:

Распотешиться пора!

Игра «Водоноска»(2 ведра, 2 ложки, 2 ёмкости с водой). Выбирают две команды.

 Задание: Чья команда быстрее перенесёт воду из ёмкости в ведро.

Ведущая: - Хороша игрушка расписная,

Вся поет, бесхитростно светла,

И видна в ней радость молодая

Ставшего искусством ремесла.

Не потому ль игрушкой этой

Народ так свято дорожил,

Что он свое стремленье к свету

В фигурки яркие вложил.

Ребята, мастера трудились по вечерам. А какие пословицы  о труде вы знаете?

  1. Дело мастера боится.
  2. Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.
  3. Терпенье и труд всё перетрут.
  4. Труд человека кормит, а лень – портит.
  5. Кто первый в труде, тому слава везде.

Ведущая: - Солнце яркое встает,

Спешит на ярмарку народ.

А на ярмарке товары:

Продаются самовары,

Продаются вилы, санки,

И конфеты, и баранки.

Покупают люди сушки,

И на дивную игрушку

Смотрят долго, не дыша,

До чего же хороша!

Просто чудо – водоноска,

Высока её прическа.

Уже много-много лет подряд в селе Дымково бабушки учат своих внучат, а внучки – своих внучек. И в наше время в самом центре Вятки находятся мастерские дымковской игрушки. Сказочные коники, индюки, похожие на жар-птиц, бараны в штанишках, барыни и кавалеры, карусели и даже печки – одна с Емелей, а другая с Козой и козлятами. И всё это настоящее чудо.

- Ребята, а вы загадки отгадывать умеете?

1. Бел, как снег,

В чести у всех,

В рот попал,

Там и пропал. (сахар)

2. Сидит в ложке –

Свесив ножки. (лапша)

3. У бабушки Матрены

Живет зверек мудреный,

Возле печи греется,

Без водички моется. (кошка)

4. По какой дороге полгода ходят,

А полгода ездят. (река)

5. У двух матерей по пять сыновей. (пальцы)

6. Кофточка цветная,

Юбка расписная.

Шляпа – трёхэтажная,

Статная и важная. (дымковская барышня)

Ведущая: Велика Россия наша,

И талантлив наш народ.

Об искусниках-умельцах

На весь мир молва идёт!

Песня «Русский сувенир» муз Михайлова.

(раздаю по закладке для книг)

Вот настал момент прощанья,

Будет кратка наша речь.

Говорим мы: до свиданья!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План работы по ПДД (подготовительная группа)

План по ПДД на неделю для детей подготовительной группы...

Перспективный план работы "Динамический час" подготовительная группа

Перспективный план работы "Динамический час" подготовительная группа...

Перспективный план работы с детьми подготовительной группы по программе "Здравствуй!"

В помощь воспитателям, работающим по программе М.Л. Лазарева "Здравствуй!"....

Перспективный план работы с родителями (подготовительная группа)

Помощь воспитателю при написании перспективного плана с родителями  подготовительной группы в соответствии с программой дошкольного образования....

Перспективный план работы с родителями подготовительной группы

Перспективный план работы с родителями подготовительной группы детского сада...

Перспективный план работы с родителями, подготовительная группа.

Перспективный план разработан с учётом возрастных и психологических особенностей детей данного возраста и с целью привлечения родителей к воспитательно - образовательному и совместному творческому про...

План работы с родителями подготовительной группы на 2012-2013 учебный год.

план работы с родителями подготовительной к школе группы...