Ниткография «Забавные превращения веревочки» (дополнительное образование детей 5-7 лет)
методическая разработка по аппликации, лепке (старшая группа) на тему

Ладыгина Наталья Александровна

В настоящее время используется большое количество средств и методов для развития мелкой моторики. Это рисование (мелки, карандаши, краски), лепка, работа с ножницами, которая требует точности движений и силы, всевозможные мелкие конструкторы, мозаики, игрушки, штриховки, обводки. Еще одним способом совершенствования пальчиковой моторики детей можно считать метод ниткографии-- yarn painting.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_po_d.o._nitkografiya-2013g.docx53.27 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное  дошкольное образовательное учреждение

детский сад комбинированного вида № 14

Принято на заседании                                   Утверждаю:                        

Совета педагогов                                             Заведующий МКДОУ детский сад 14 Протокол № 1                                         ___________ С.А. Максимова

от 30.08.2013 г.                                                Приказ №      от 30.08.2013 г.                                                                                          

                                                                                                        

Ниткография

«Забавные превращения веревочки»

(дополнительное образование детей 5-7 лет)

Срок реализации: 1 год

                                                 Разработчик: Ладыгина

Наталья Александровна

                                                 воспитатель

ГО Красноуфимск

2013

Оглавление

  1. Пояснительная записка………………………………стр.3
  2. Учебно-тематический план………………………….стр.8
  3. Содержание курса…………………………………...стр.9
  4. Требования к уровню образованности

воспитанников……………………………………...стр.12

  1. Учебно-методическое обеспечение………………..стр.13
  2. Список литературы…………………………………стр.14
  3. Аннотация…………………………………………..стр.15
  4. Сведения об авторе…………………………………стр.15

I.Пояснительная записка

         Всем педагогам, которые работают с детьми дошкольного возраста, очень хорошо известна связь между развитием мелкой моторики и развитием речи. Другими словами, чем больше развиты пальчики малыша, тем успешнее будет формироваться его речь. Недаром мудрая пословица гласит: «Рука научит голову». Развитая мелкая моторика пальцев рук является одним из показателей интеллектуальности ребенка. В.А. Сухомлинский писал: «Чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок».

В настоящее время используется большое количество средств и методов для развития мелкой моторики. Это рисование (мелки, карандаши, краски), лепка, работа с ножницами, которая требует точности движений и силы, всевозможные мелкие конструкторы, мозаики, игрушки, штриховки, обводки. Еще одним способом совершенствования пальчиковой моторики детей можно считать метод ниткографии-- yarn painting.  Ниткография - выкладывание с помощью шнурка или толстой нити контурных изображений различных предметов, т.е. "рисование" с помощью нити.

Корни ниткографии можно обнаружить у народа Уичоли. С древних времен индейский народ уичоли, проживающий в центральной Мексике, изготавливает своеобразные картины из пряжи, называемые nierika. Также широко известны своеобразные картины уичоли, выполненные в характерном стиле из шерстяной пряжи. Традиционно они представляют собой круглую или квадратную дощечку с отверстием в центре, покрытую с обеих сторон смесью пчелиного воска и сосновой смолы, на которую наклеивают разноцветные шерстяные нити.Согласно повериям, дощечки с такими картинами являются проводниками в мир духов.

"Рисунки", выполненные толстой нитью или шнуром, отличаются мягкостью получаемых форм, кажутся объемными и "живыми", по сравнению с обычным контурным изображением. Работая с мягкой и пушистой нитью, дети успокаиваются, у них появляется интерес к рисованию. Работа требует усидчивости, кропотливости. У детей заметно развивается глазомер, так как они видят, какую по длине нитку надо взять, какой длины провести клеевую линию, при наклеивании нити.

Работа с нитью позволяет решать сразу несколько дидактических задач:

• совершенствовать зрительное восприятие детей;

• развивать зрительно-моторную координацию;

• формировать плавность, ритмичность и точность движений;

• подготавливать руку ребенка к письму.

В коррекционной работе отмечена также психотерапевтическая роль  складывания бумаги, т.к. ребенок имеет возможность поиграть продуктом своего труда, оформить игрушками уголок, подарить родителям или друзьям.

Цель программы: развитие творческих способностей и мелкой моторики пальцев рук детей с общим недоразвитием речи методом ниткографии.

Задачи программы:
• совершенствовать зрительное восприятие детей;

• развивать зрительно-моторную координацию;

• формировать плавность, ритмичность и точность движений;

• подготавливать руку ребенка к письму.

Формы и методы обучения:

В процессе занятий используются различные формы : традиционные, комбинированные и практические занятия; игры, праздники, конкурсы и другие.

Методы, в основе которых лежит способ организации занятий:

  • Словесные (устное изложение, беседа, рассказ, лекция и т.д.);
  • Наглядный (показ иллюстраций, наблюдение, показ (выполнение) педагогом, работа по образцу);
  • Практический (выполнение работ по инструкционным картам, схемам).

Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:

  • Объяснительно-иллюстративный – дети воспринимают и усваивают готовую информацию;
  • Репродуктивный – дети воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности;
  • Частично-поисковый – участие детей в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом;
  • Исследовательский – самостоятельная творческая работа.

Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности детей на занятиях:

  • Фронтальный – одновременная работа со всеми;
  • Индивидуально-фронтальный – чередование индивидуальных и фронтальных форм работы;
  • Групповой – организация работы в группах;
  • Индивидуальный – индивидуальное выполнение заданий, решение проблем.

Место педагога в деятельности по обучению детей, меняется по мере развития овладения детьми навыками ниткографии.

Информационный материал, небольшой по объему, интересный по содержанию, дается как перед выполнением «рисунка», так и во время работы.

Программа «Ниткография»  предусматривает участие в конкурсах и выставках. Это является стимулирующим элементом, необходимым в процессе обучения.

Характеристика ожидаемых результатов.

Должны иметь представление:

  • Что такое ниткография;
  • Историю возникновения ниткографии;
  • Основные приемы работы;
  • Название, правила пользования ручными инструментами для обработки бумаги, картона, и других материалов, техника безопасной работы с ними;

Должны уметь:

  • Подбирать нити нужного цвета;
  • Пользоваться чертежными инструментами, ножницами:
  • Применять на практике теоретические знания метода ниткографии;
  • Анализировать образец, анализировать свою работу;
  • Составлять композицию на листе бумаги;
  • Уметь красиво, выразительно эстетически грамотно оформить рисунок.

Должны овладеть навыками:

  • Выкладывание с помощью шнурка или толстой нити контурных изображений различных предметов, т.е. "рисование" с помощью нити.

Этапы реализации программы:

1 этап: подготовительный

2 этап: основной

3 этап: заключительный

     Программа составлена для детей 5-7 лет и рассчитана на 1 год обучения. Оптимальное количество детей в группе 10 человек. Занятия проводятся 2 раза в месяц в форме совместной  деятельности во вторую половину дня, по  25-30 минут ( СанПиН 2.4.1.3049-13). Учитывая комплексный подход к развитию ребенка, занятия ведутся во взаимосвязи с работой  психологов, логопедов и педагогов других коррекционных занятий. Каждое занятие включает теоретическую часть и практическое выполнение задания. Теоретические сведения – это объяснение нового материала, информация познавательного характера, общие сведения о предмете изготовления. Практические работы включают изготовление, оформление работ, отчет о проделанной работе. Отчет о проделанной работе позволяет научить ребенка последовательности в работе, развить навыки самоконтроля.

В процессе обучения возможно проведение корректировки сложности заданий и внесение изменений в программу, исходя из опыта детей и степени усвоения ими учебного материала.

Каждое занятие включает мотивацию, художественное слово, пальчиковую гимнастику, физминутку.

Во время выполнения работ в технике ниткографии для снятия излишней возбудимости детей, создания непринужденной и творческой атмосферы используются аудиозаписи звуков живой природы и музыки, а также элементы сказкотерапии. В результате у детей происходит выравнивание психомоторных процессов, изменение их поведения, улучшение личных взаимоотношений. Ведь всем известно, что музыка и сказка влияет на эмоциональное состояние и настроение ребенка.

Формы контроля реализации программы:

•        Входной  (опрос, тесты)

•        Промежуточный  (выставка работ воспитанников)

•        Итоговый (итоговая выставка, защита творческих проектов)

      Программа «Ниткография» художественно-эстетической направленности разработана на основе методических пособий следующих авторов: О.А.Новиковская, А.В.Никитина и др. В отличие от уже имеющихся разработок программа составлена по календарно-тематическому принципу планирования на основе лексической темы, что соответствует основному принципу организации коррекционно-образовательного процесса в ДОУ.

II.Учебно-тематический план

Тема

Общее количество

(мин)

В том числе:

теория

(мин)

практика

(мин)

1.

Осень

Вводное занятие. Выкладывание простых узоров на бархатной бумаге

25

8

17

2.

Неваляшка

25

8

17

3.

Осенний листочек

25

8

17

4.

Яблоко

25

8

17

5.

Гриб-боровик

25

8

17

6.

Осеннее дерево

25

8

17

7.

Лебедь

25

8

17

8.

Зима

Лошадь с жеребенком

25

8

17

9.

Ежик

25

8

17

10.

Девочка

25

8

17

11.

Снеговик

25

8

17

12.

Снегирь

25

8

17

13.

Чайник

25

8

17

14.

Белый медведь

25

8

17

15.

Весна

Сосульки

25

8

17

16.

Одуванчик

25

8

17

17.

Бабочки-красавицы

25

8

17

18.

Оформление выставки

25

-

-

Итого:

7ч50мин (450мин)

III.Содержание курса

1.Вводное занятие.

      Знакомство с техникой Ниткография. Беседа по охране труда. Правила поведения, правила пользования материалами. Выкладывание простых узоров на бархатной бумаге.

2.Неваляшка. Лексическая тема «Игрушки»

    Рассказ педагога. Лексико-грамматические игры и упражнения: «Что делают игрушки?», «Назови картинки», «Игрушки спрятались», «Игрушки-малютки». Практическая работа «Неваляшка» из веревочки.

3.Осенний листочек. Лексическая тема «Деревья»

    Рассматривание осенних деревьев. Рассказ педагога. Лексико-грамматические игры и упражнения: «Картинки осени». Развитие связной речи: составление рассказа «Осень». Практическая работа.

4.Яблоко. Лексическая тема «Фрукты»

    Рассказ педагога. Лексико-грамматические игры и упражнения: «Овощ или фрукт?», «Что у кого?», «Договори предложение». Сенсорное развитие: «Посчитай фрукты». Практическая работа.

5.Гриб-боровик. Лексическая тема «Грибы»

   Рассказ педагога. Лексико-грамматические игры и упражнения: «Верно-неверно», «Угостим зверушек». Практическая работа.

6.Осеннее дерево. Лексическая тема «Осень»

   Беседа о приметах осени. Лексико-грамматические игры и упражнения: «Назови время года». Практическая работа.

7.Лебедь. Лексическая тема «Перелетные птицы»

Беседа о перелетных птицах. Лексико-грамматические игры и упражнения: «Угадай птицу по описанию», «Какой птички не стало?». Практическая работа.

8.Лошадь с жеребенком. Лексическая тема «Домашние животные»

   Рассказ педагога. Лексико-грамматические игры и упражнения: «Кто это?», «Выбери картинку!». Сенсорное развитие «Обведи пальчиком!». Практическая работа.

9.Ежик. Лексическая тема «Дикие животные»

  Рассказ педагога. Лексико-грамматические игры и упражнения: «»Где живут звери?», «Кому это нужно?». Сенсорное развитие: «Длинный или короткий?». Практическая работа.

10.Девочка. Лексическая тема «Человек. Части тела»

       Рассказ педагога.         Лексико-грамматические игры и упражнения: «Подбери слова», «Ответь на вопросы», «Кто выше, кто ниже». Практическая работа.

11.Снеговик. Лексическая тема «Зима. Зимние забавы»

    Рассматривание зимних пейзажей. Рассказ педагога. Лексико-грамматические игры и упражнения: «Ответь на вопросы правильно». Практическая работа.

12.Снегирь. Лексическая тема «Зимующие птицы»

    Рассказ педагога. Лексико-грамматические игры и упражнения: «Кто это?». Практическая работа.

13.Чайник. Лексическая тема «Посуда»

 Рассказ педагога. Лексико-грамматические игры и упражнения: «Назови посуду», «Четвертый лишний». Беседа по охране труда . Практическая работа.

14. Белый медведь. Лексическая тема «Животные Севера»

    Рассказ педагога. Лексико-грамматические игры и упражнения: «Накормим зверей!», «Чьи детеныши?». Практическая работа.

15. Сосульки. Лексическая тема «Весна»

    Беседа о весне. Рассказ педагога. Лексико-грамматические игры и упражнения: «Назови время года», «Пришла весна!». Практическая работа.

16. Одуванчик. Лексическая тема «Цветы»

  Экскурсия на луг. Рассматривание цветущих растений. Рассказ педагога. Практическая работа.

17.  Бабочки-красавицы. Лексическая тема «Насекомые»

    Рассматривание иллюстраций с насекомыми. Рассказ педагога. Лексико-грамматические игры и упражнения: «Назови насекомое». Практическая работа.

18. Оформление выставки.

    Оформление альбома детских работ за период обучения.

IV.Требования к уровню образованности воспитанников

                  (планируемый результат):

  • уметь находить новые способы для художественного изображения;
  • уметь передавать в работах свои чувства с помощью различных средств выразительности;
  • овладеть умениями и навыками правильного выполнения изделия, соблюдая алгоритм работы и технику безопасной работы;
  • овладеть техническими и изобразительными навыками;
  • уметь украсить свою поделку, добавлять недостающие детали (глаза, усы,  и т.п.);
  •  работать самостоятельно, точно соблюдая инструкцию;
  •  добиваться конечного результата;
  •  самостоятельно и справедливо оценивать конечный результат своей работы и работы сверстников;
  •  уметь находить собственную ошибку в работе и выявлять причину неудачи

V.Учебно-методическое обеспечение

Учебные и методические пособия:

• Научная, специальная, методическая литература

(См. список литературы).

Список оборудования и материалов, необходимых для занятий оригами:

  • Учебные столы и стулья
  • Выставочные стенды
  • Белый картон
  • Цветной картон
  • Цветные нитки
  • Простые карандаши
  • Цветные карандаши
  • Стирательные резинки
  • Фломастеры
  • Акварельные краски
  • Кисточки
  • Баночки для воды
  • Трафареты с кругами
  • Линейки
  • Ножницы
  • Клей ПВА
  • Кисточки для клея
  • Бумажные салфетки
  • Коробочки для мусора
  • Магнитофон
  • Фонотека

Инструктажи:

  • по технике безопасности при работе с ножницами, с клеем
  • по правилам пожарной безопасности
  • по технике безопасности во время экскурсий

VI.Список литературы

  1. О.А. Новиковская  Ниткография. Конспекты занятий по развитию пальчиковой моторики и речи (от 3 до 7 лет). – СПб.: Паритет, 2008.
  2. А.В. Никитина Рисование веревочкой. Практическое пособие для работы с детьми дошкольного возраста в логопедических садах.- КАРО, 2006.
  3. Журнал Дошкольное воспитание, 2011 №10,12;  2012 № 1,2
  4. Р.Г. Казакова Рисование с детьми дошкольного возраста: нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий. М, 2001.
  5. Н.В. Гультяева Ниткография «Солнечная система», «Дошкольное воспитание» №2 – 2004.

VII.Аннотация

   Ниткография - выкладывание с помощью шнурка или толстой нити контурных изображений различных предметов, т.е. "рисование" с помощью нити. Ниткография  является не только увлекательным способом проведения досуга, но средством решения многих педагогических задач, в том числе и коррекционных. Программа «Забавные превращения веревочки» разработана и реализуется в группе для детей, имеющих речевые нарушения. Программа «Забавные превращения веревочки» художественно-эстетической направленности разработана на основе методических пособий следующих авторов: Новиковской О.А., Никитиной А.В. и др. В отличие от уже имеющихся разработок программа составлена по календарно-тематическому принципу планирования на основе лексической темы, что соответствует основному принципу организации коррекционно-образовательного процесса в ДОУ.

Программа составлена для детей 5-7 лет и рассчитана на 1год обучения.

Этапы реализации программы:

1 этап: подготовительный

2 этап: основной

3 этап: заключительный

 Цель программы: развитие творческих способностей и мелкой моторики пальцев рук детей с общим недоразвитием речи методом ниткографии.

VIII.Сведения об авторе

Ладыгина Наталья Александровна

воспитатель I квалификационной категории

Место работы: Муниципальное казенное  дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 14

Образование: средне-специальное

Педагогический стаж: 17 лет


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Забавные превращения веревочки

В консультации предложены нетрадиционные формы логопедической работы с детьми, имеющими речевые нарушения....

Забавные превращения веревочки

Конспект занятия в старшей речевой группе по лексической теме «Мебель»...

Рабочая дополнительная общеразвивающая программа "Забавные превращения веревочки"

программа логопеда для детей 4-5 лет по развитию речи и мелкой моторики...

Дополнительная общеразвивающая программа дополнительного образования детей и взрослых по формированию ранней профориентации у детей дошкольного возраста "Мир профессий"

Цель программы: Создать систему действенной профориентации воспитанников, способствующей формированию у детей способности к профессиональному самоопределению в соответствии с желаниями, способностями,...

Проект модели взаимодействия с внешними партнерами при организации дополнительного образования детей с ТНР как ресурсный центр дополнительного образования детей как организатор сетевого взаимодействия образовательных организаций и специалистов

Проект модели взаимодействия с внешними партнерами при организации дополнительного образования детей с ТНР как ресурсный центр дополнительного образования детей как организатор сетевого взаимодействия...

"Забавные превращения веревочки" (Дошкольное воспитание. Е.Заморина, учитель-логопед)

Развитие творческого воображения, зрительного восприятия, развитие мелкой моторики....

"Забавные превращения веревочки" (Дошкольное воспитание. Е.Заморина, учитель-логопед)

Развитие творческого воображения, зрительного внимания, мелкой моторики....