Ниткография «Забавные превращения веревочки» (дополнительное образование детей 5-7 лет)
методическая разработка по аппликации, лепке (старшая группа) на тему
В настоящее время используется большое количество средств и методов для развития мелкой моторики. Это рисование (мелки, карандаши, краски), лепка, работа с ножницами, которая требует точности движений и силы, всевозможные мелкие конструкторы, мозаики, игрушки, штриховки, обводки. Еще одним способом совершенствования пальчиковой моторики детей можно считать метод ниткографии-- yarn painting.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_po_d.o._nitkografiya-2013g.docx | 53.27 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение
детский сад комбинированного вида № 14
Принято на заседании Утверждаю:
Совета педагогов Заведующий МКДОУ детский сад 14 Протокол № 1 ___________ С.А. Максимова
от 30.08.2013 г. Приказ № от 30.08.2013 г.
Ниткография
«Забавные превращения веревочки»
(дополнительное образование детей 5-7 лет)
Срок реализации: 1 год
Разработчик: Ладыгина
Наталья Александровна
воспитатель
ГО Красноуфимск
2013
Оглавление
- Пояснительная записка………………………………стр.3
- Учебно-тематический план………………………….стр.8
- Содержание курса…………………………………...стр.9
- Требования к уровню образованности
воспитанников……………………………………...стр.12
- Учебно-методическое обеспечение………………..стр.13
- Список литературы…………………………………стр.14
- Аннотация…………………………………………..стр.15
- Сведения об авторе…………………………………стр.15
I.Пояснительная записка
Всем педагогам, которые работают с детьми дошкольного возраста, очень хорошо известна связь между развитием мелкой моторики и развитием речи. Другими словами, чем больше развиты пальчики малыша, тем успешнее будет формироваться его речь. Недаром мудрая пословица гласит: «Рука научит голову». Развитая мелкая моторика пальцев рук является одним из показателей интеллектуальности ребенка. В.А. Сухомлинский писал: «Чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок».
В настоящее время используется большое количество средств и методов для развития мелкой моторики. Это рисование (мелки, карандаши, краски), лепка, работа с ножницами, которая требует точности движений и силы, всевозможные мелкие конструкторы, мозаики, игрушки, штриховки, обводки. Еще одним способом совершенствования пальчиковой моторики детей можно считать метод ниткографии-- yarn painting. Ниткография - выкладывание с помощью шнурка или толстой нити контурных изображений различных предметов, т.е. "рисование" с помощью нити.
Корни ниткографии можно обнаружить у народа Уичоли. С древних времен индейский народ уичоли, проживающий в центральной Мексике, изготавливает своеобразные картины из пряжи, называемые nierika. Также широко известны своеобразные картины уичоли, выполненные в характерном стиле из шерстяной пряжи. Традиционно они представляют собой круглую или квадратную дощечку с отверстием в центре, покрытую с обеих сторон смесью пчелиного воска и сосновой смолы, на которую наклеивают разноцветные шерстяные нити.Согласно повериям, дощечки с такими картинами являются проводниками в мир духов.
"Рисунки", выполненные толстой нитью или шнуром, отличаются мягкостью получаемых форм, кажутся объемными и "живыми", по сравнению с обычным контурным изображением. Работая с мягкой и пушистой нитью, дети успокаиваются, у них появляется интерес к рисованию. Работа требует усидчивости, кропотливости. У детей заметно развивается глазомер, так как они видят, какую по длине нитку надо взять, какой длины провести клеевую линию, при наклеивании нити.
Работа с нитью позволяет решать сразу несколько дидактических задач:
• совершенствовать зрительное восприятие детей;
• развивать зрительно-моторную координацию;
• формировать плавность, ритмичность и точность движений;
• подготавливать руку ребенка к письму.
В коррекционной работе отмечена также психотерапевтическая роль складывания бумаги, т.к. ребенок имеет возможность поиграть продуктом своего труда, оформить игрушками уголок, подарить родителям или друзьям.
Цель программы: развитие творческих способностей и мелкой моторики пальцев рук детей с общим недоразвитием речи методом ниткографии.
Задачи программы:
• совершенствовать зрительное восприятие детей;
• развивать зрительно-моторную координацию;
• формировать плавность, ритмичность и точность движений;
• подготавливать руку ребенка к письму.
Формы и методы обучения:
В процессе занятий используются различные формы : традиционные, комбинированные и практические занятия; игры, праздники, конкурсы и другие.
Методы, в основе которых лежит способ организации занятий:
- Словесные (устное изложение, беседа, рассказ, лекция и т.д.);
- Наглядный (показ иллюстраций, наблюдение, показ (выполнение) педагогом, работа по образцу);
- Практический (выполнение работ по инструкционным картам, схемам).
Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:
- Объяснительно-иллюстративный – дети воспринимают и усваивают готовую информацию;
- Репродуктивный – дети воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности;
- Частично-поисковый – участие детей в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом;
- Исследовательский – самостоятельная творческая работа.
Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности детей на занятиях:
- Фронтальный – одновременная работа со всеми;
- Индивидуально-фронтальный – чередование индивидуальных и фронтальных форм работы;
- Групповой – организация работы в группах;
- Индивидуальный – индивидуальное выполнение заданий, решение проблем.
Место педагога в деятельности по обучению детей, меняется по мере развития овладения детьми навыками ниткографии.
Информационный материал, небольшой по объему, интересный по содержанию, дается как перед выполнением «рисунка», так и во время работы.
Программа «Ниткография» предусматривает участие в конкурсах и выставках. Это является стимулирующим элементом, необходимым в процессе обучения.
Характеристика ожидаемых результатов.
Должны иметь представление:
- Что такое ниткография;
- Историю возникновения ниткографии;
- Основные приемы работы;
- Название, правила пользования ручными инструментами для обработки бумаги, картона, и других материалов, техника безопасной работы с ними;
Должны уметь:
- Подбирать нити нужного цвета;
- Пользоваться чертежными инструментами, ножницами:
- Применять на практике теоретические знания метода ниткографии;
- Анализировать образец, анализировать свою работу;
- Составлять композицию на листе бумаги;
- Уметь красиво, выразительно эстетически грамотно оформить рисунок.
Должны овладеть навыками:
- Выкладывание с помощью шнурка или толстой нити контурных изображений различных предметов, т.е. "рисование" с помощью нити.
Этапы реализации программы:
1 этап: подготовительный
2 этап: основной
3 этап: заключительный
Программа составлена для детей 5-7 лет и рассчитана на 1 год обучения. Оптимальное количество детей в группе 10 человек. Занятия проводятся 2 раза в месяц в форме совместной деятельности во вторую половину дня, по 25-30 минут ( СанПиН 2.4.1.3049-13). Учитывая комплексный подход к развитию ребенка, занятия ведутся во взаимосвязи с работой психологов, логопедов и педагогов других коррекционных занятий. Каждое занятие включает теоретическую часть и практическое выполнение задания. Теоретические сведения – это объяснение нового материала, информация познавательного характера, общие сведения о предмете изготовления. Практические работы включают изготовление, оформление работ, отчет о проделанной работе. Отчет о проделанной работе позволяет научить ребенка последовательности в работе, развить навыки самоконтроля.
В процессе обучения возможно проведение корректировки сложности заданий и внесение изменений в программу, исходя из опыта детей и степени усвоения ими учебного материала.
Каждое занятие включает мотивацию, художественное слово, пальчиковую гимнастику, физминутку.
Во время выполнения работ в технике ниткографии для снятия излишней возбудимости детей, создания непринужденной и творческой атмосферы используются аудиозаписи звуков живой природы и музыки, а также элементы сказкотерапии. В результате у детей происходит выравнивание психомоторных процессов, изменение их поведения, улучшение личных взаимоотношений. Ведь всем известно, что музыка и сказка влияет на эмоциональное состояние и настроение ребенка.
Формы контроля реализации программы:
• Входной (опрос, тесты)
• Промежуточный (выставка работ воспитанников)
• Итоговый (итоговая выставка, защита творческих проектов)
Программа «Ниткография» художественно-эстетической направленности разработана на основе методических пособий следующих авторов: О.А.Новиковская, А.В.Никитина и др. В отличие от уже имеющихся разработок программа составлена по календарно-тематическому принципу планирования на основе лексической темы, что соответствует основному принципу организации коррекционно-образовательного процесса в ДОУ.
II.Учебно-тематический план
Тема | Общее количество (мин) | В том числе: | |||
теория (мин) | практика (мин) | ||||
1. | Осень | Вводное занятие. Выкладывание простых узоров на бархатной бумаге | 25 | 8 | 17 |
2. | Неваляшка | 25 | 8 | 17 | |
3. | Осенний листочек | 25 | 8 | 17 | |
4. | Яблоко | 25 | 8 | 17 | |
5. | Гриб-боровик | 25 | 8 | 17 | |
6. | Осеннее дерево | 25 | 8 | 17 | |
7. | Лебедь | 25 | 8 | 17 | |
8. | Зима | Лошадь с жеребенком | 25 | 8 | 17 |
9. | Ежик | 25 | 8 | 17 | |
10. | Девочка | 25 | 8 | 17 | |
11. | Снеговик | 25 | 8 | 17 | |
12. | Снегирь | 25 | 8 | 17 | |
13. | Чайник | 25 | 8 | 17 | |
14. | Белый медведь | 25 | 8 | 17 | |
15. | Весна | Сосульки | 25 | 8 | 17 |
16. | Одуванчик | 25 | 8 | 17 | |
17. | Бабочки-красавицы | 25 | 8 | 17 | |
18. | Оформление выставки | 25 | - | - | |
Итого: | 7ч50мин (450мин) |
III.Содержание курса
1.Вводное занятие.
Знакомство с техникой Ниткография. Беседа по охране труда. Правила поведения, правила пользования материалами. Выкладывание простых узоров на бархатной бумаге.
2.Неваляшка. Лексическая тема «Игрушки»
Рассказ педагога. Лексико-грамматические игры и упражнения: «Что делают игрушки?», «Назови картинки», «Игрушки спрятались», «Игрушки-малютки». Практическая работа «Неваляшка» из веревочки.
3.Осенний листочек. Лексическая тема «Деревья»
Рассматривание осенних деревьев. Рассказ педагога. Лексико-грамматические игры и упражнения: «Картинки осени». Развитие связной речи: составление рассказа «Осень». Практическая работа.
4.Яблоко. Лексическая тема «Фрукты»
Рассказ педагога. Лексико-грамматические игры и упражнения: «Овощ или фрукт?», «Что у кого?», «Договори предложение». Сенсорное развитие: «Посчитай фрукты». Практическая работа.
5.Гриб-боровик. Лексическая тема «Грибы»
Рассказ педагога. Лексико-грамматические игры и упражнения: «Верно-неверно», «Угостим зверушек». Практическая работа.
6.Осеннее дерево. Лексическая тема «Осень»
Беседа о приметах осени. Лексико-грамматические игры и упражнения: «Назови время года». Практическая работа.
7.Лебедь. Лексическая тема «Перелетные птицы»
Беседа о перелетных птицах. Лексико-грамматические игры и упражнения: «Угадай птицу по описанию», «Какой птички не стало?». Практическая работа.
8.Лошадь с жеребенком. Лексическая тема «Домашние животные»
Рассказ педагога. Лексико-грамматические игры и упражнения: «Кто это?», «Выбери картинку!». Сенсорное развитие «Обведи пальчиком!». Практическая работа.
9.Ежик. Лексическая тема «Дикие животные»
Рассказ педагога. Лексико-грамматические игры и упражнения: «»Где живут звери?», «Кому это нужно?». Сенсорное развитие: «Длинный или короткий?». Практическая работа.
10.Девочка. Лексическая тема «Человек. Части тела»
Рассказ педагога. Лексико-грамматические игры и упражнения: «Подбери слова», «Ответь на вопросы», «Кто выше, кто ниже». Практическая работа.
11.Снеговик. Лексическая тема «Зима. Зимние забавы»
Рассматривание зимних пейзажей. Рассказ педагога. Лексико-грамматические игры и упражнения: «Ответь на вопросы правильно». Практическая работа.
12.Снегирь. Лексическая тема «Зимующие птицы»
Рассказ педагога. Лексико-грамматические игры и упражнения: «Кто это?». Практическая работа.
13.Чайник. Лексическая тема «Посуда»
Рассказ педагога. Лексико-грамматические игры и упражнения: «Назови посуду», «Четвертый лишний». Беседа по охране труда . Практическая работа.
14. Белый медведь. Лексическая тема «Животные Севера»
Рассказ педагога. Лексико-грамматические игры и упражнения: «Накормим зверей!», «Чьи детеныши?». Практическая работа.
15. Сосульки. Лексическая тема «Весна»
Беседа о весне. Рассказ педагога. Лексико-грамматические игры и упражнения: «Назови время года», «Пришла весна!». Практическая работа.
16. Одуванчик. Лексическая тема «Цветы»
Экскурсия на луг. Рассматривание цветущих растений. Рассказ педагога. Практическая работа.
17. Бабочки-красавицы. Лексическая тема «Насекомые»
Рассматривание иллюстраций с насекомыми. Рассказ педагога. Лексико-грамматические игры и упражнения: «Назови насекомое». Практическая работа.
18. Оформление выставки.
Оформление альбома детских работ за период обучения.
IV.Требования к уровню образованности воспитанников
(планируемый результат):
- уметь находить новые способы для художественного изображения;
- уметь передавать в работах свои чувства с помощью различных средств выразительности;
- овладеть умениями и навыками правильного выполнения изделия, соблюдая алгоритм работы и технику безопасной работы;
- овладеть техническими и изобразительными навыками;
- уметь украсить свою поделку, добавлять недостающие детали (глаза, усы, и т.п.);
- работать самостоятельно, точно соблюдая инструкцию;
- добиваться конечного результата;
- самостоятельно и справедливо оценивать конечный результат своей работы и работы сверстников;
- уметь находить собственную ошибку в работе и выявлять причину неудачи
V.Учебно-методическое обеспечение
Учебные и методические пособия:
• Научная, специальная, методическая литература
(См. список литературы).
Список оборудования и материалов, необходимых для занятий оригами:
- Учебные столы и стулья
- Выставочные стенды
- Белый картон
- Цветной картон
- Цветные нитки
- Простые карандаши
- Цветные карандаши
- Стирательные резинки
- Фломастеры
- Акварельные краски
- Кисточки
- Баночки для воды
- Трафареты с кругами
- Линейки
- Ножницы
- Клей ПВА
- Кисточки для клея
- Бумажные салфетки
- Коробочки для мусора
- Магнитофон
- Фонотека
Инструктажи:
- по технике безопасности при работе с ножницами, с клеем
- по правилам пожарной безопасности
- по технике безопасности во время экскурсий
VI.Список литературы
- О.А. Новиковская Ниткография. Конспекты занятий по развитию пальчиковой моторики и речи (от 3 до 7 лет). – СПб.: Паритет, 2008.
- А.В. Никитина Рисование веревочкой. Практическое пособие для работы с детьми дошкольного возраста в логопедических садах.- КАРО, 2006.
- Журнал Дошкольное воспитание, 2011 №10,12; 2012 № 1,2
- Р.Г. Казакова Рисование с детьми дошкольного возраста: нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий. М, 2001.
- Н.В. Гультяева Ниткография «Солнечная система», «Дошкольное воспитание» №2 – 2004.
VII.Аннотация
Ниткография - выкладывание с помощью шнурка или толстой нити контурных изображений различных предметов, т.е. "рисование" с помощью нити. Ниткография является не только увлекательным способом проведения досуга, но средством решения многих педагогических задач, в том числе и коррекционных. Программа «Забавные превращения веревочки» разработана и реализуется в группе для детей, имеющих речевые нарушения. Программа «Забавные превращения веревочки» художественно-эстетической направленности разработана на основе методических пособий следующих авторов: Новиковской О.А., Никитиной А.В. и др. В отличие от уже имеющихся разработок программа составлена по календарно-тематическому принципу планирования на основе лексической темы, что соответствует основному принципу организации коррекционно-образовательного процесса в ДОУ.
Программа составлена для детей 5-7 лет и рассчитана на 1год обучения.
Этапы реализации программы:
1 этап: подготовительный
2 этап: основной
3 этап: заключительный
Цель программы: развитие творческих способностей и мелкой моторики пальцев рук детей с общим недоразвитием речи методом ниткографии.
VIII.Сведения об авторе
Ладыгина Наталья Александровна
воспитатель I квалификационной категории
Место работы: Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 14
Образование: средне-специальное
Педагогический стаж: 17 лет
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Забавные превращения веревочки
В консультации предложены нетрадиционные формы логопедической работы с детьми, имеющими речевые нарушения....
Забавные превращения веревочки
Конспект занятия в старшей речевой группе по лексической теме «Мебель»...
Рабочая дополнительная общеразвивающая программа "Забавные превращения веревочки"
программа логопеда для детей 4-5 лет по развитию речи и мелкой моторики...
Дополнительная общеразвивающая программа дополнительного образования детей и взрослых по формированию ранней профориентации у детей дошкольного возраста "Мир профессий"
Цель программы: Создать систему действенной профориентации воспитанников, способствующей формированию у детей способности к профессиональному самоопределению в соответствии с желаниями, способностями,...
Проект модели взаимодействия с внешними партнерами при организации дополнительного образования детей с ТНР как ресурсный центр дополнительного образования детей как организатор сетевого взаимодействия образовательных организаций и специалистов
Проект модели взаимодействия с внешними партнерами при организации дополнительного образования детей с ТНР как ресурсный центр дополнительного образования детей как организатор сетевого взаимодействия...
"Забавные превращения веревочки" (Дошкольное воспитание. Е.Заморина, учитель-логопед)
Развитие творческого воображения, зрительного восприятия, развитие мелкой моторики....
"Забавные превращения веревочки" (Дошкольное воспитание. Е.Заморина, учитель-логопед)
Развитие творческого воображения, зрительного внимания, мелкой моторики....