Развитие моторики рук у детей раннего возраста при помощи лепки из пластилина.
статья по аппликации, лепке (младшая группа) на тему

Лыгина Людмила Александровна

Обучение навыкам работы с пластилином: знакомство с новыми приемами (скатывание, надавливание и размазывание); создание сюжетных картинок при помощи новых приемов.

Формирование интереса к лепке.

Обучение  умению ориентироваться на листе бумаги.

Развитие мелкой моторики.

Развитие речи.

Ознакомление с окружающим миром.

Развитие положительных эмоций  эмоций и фантазии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya1.docx17.79 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие моторики рук у детей раннего возраста при помощи лепки из пластилина.

Во что может превратиться кусочек пластилина в руках ребенка? Это всегда талантливая и очень интересная импровизация.

Дети обязательно должны выражать свои чувства, эмоции и фантазии, свое отношение к окружающему миру. Пластилин — удивительный материал. Он не только дает малышам возможность реализовать свой творческий потенциал, помогает сформировать эстетический вкус, но и учит в гармонии с природой.

Пластилиновые картинки — это нетрадиционная методика работы с пластелином, при которой с помощью приёма надавливания на маленькие пластелиновые шарики или их размазывания по поверхности основы создаются плоские изображения. Такая методика работы с пластилином позволяет создавать яркие пластилиновые картинки буквально за считанные минуты.

 

Цели занятия:

 

Обучение навыкам работы с пластилином: знакомство с новыми приемами (скатывание, надавливание и размазывание); создание сюжетных картинок при помощи новых приемов.

Формирование интереса к лепке.

Обучение  умению ориентироваться на листе бумаги.

Развитие мелкой моторики.

Развитие речи.

Ознакомление с окружающим миром.

Развитие положительных эмоций  эмоций и фантазии.

 

Материалы:

 

Мягкий пластилин ярких цветов; основа для картин; разноцветный матовый картон, бархатная бумага, пластилиновая основа (пластилин, размазанный равномерным слоем на плотном картоне), ткань, натянутая на картон и др. Для обыгрывания картонки — резиновые и пластмассовые игрушки.

 

Используемые приемы лепки:

 1.            Скатывание— формирование шариков из небольших кусочков пластилина путем их катания круговыми движениями между большим и указательным (или средним) пальцами рук.

2.            Надавливание— нажатие на скатанный шарик указательным пальцем с целью получения пластилиновой лепешки в определенном месте на плоской основе поделки.

3.            Размазывание— надавливание на скатанный шарик указательным пальцем и оттягивание его в нужном направлении.

Чтобы навыки лучше усвоились, быстрее закрепились и не смешивались, следует проводить обучение поэтапно: сначала научить надавливать на пластилин, затем его размазывать, и в дальнейшем сочетать оба приема. Обучение созданию пластилиновых картинок должно проходить в порядке возрастания уровня сложности, от создания простых картинок к более сложным.

Создание каждой пластилиновой картинки превращается в настоящее занятие по развитию речи. Ведется непрерывная беседа с ребенком, используется стихотворный материал.

 

Например:

 

1.    Картинка «Солнышко» (прием размазывания)

На небе голубом

Солнышко сияет,

Яркими лучами

Землю согревает.

 

2.    Картинка «Ёжик» (прием размазывания)

Вышел ёжик погулять

По лесной тропинке,

Очень острые иголки

У ежа на спинке.

 

3.    Картинка «Наряжаем ёлку» (размазывание и надавливание)

Давай украсим ёлочку

Красивыми шарами

Пусть сверкает ёлочка

Весёлыми огнями.

 

Система работы по обучению создания пластилиновых картинок:

 

·  знакомство с пластилином;

·  освоение приемов надавливания и размазывания;

·  освоение приемов вдавливания;

·  лепка объёмных фигур.

 

Примерные темы пластилиновых картинок:

 

1.    Освоение приема надавливания:

· Конфетки на тарелке.

· Покормим курочку.

· Снег идёт.

· Витамины в баночке.

· Мухомор.

· Божья коровка.

2.    Освоение приема размазывания:

· Ёжик.

· Салют.

· Солнышко.

· Дождик.

· Красивая тарелка.

· Полянка с ягодками.

3.    Освоение приёма вдавливания:

· Букет.

· Бусы.

· Бабочка.

· Одуванчик.

· Гусеница.

· Волшебная картина.

Для вдавливания подбираются подходящие предметы: ракушки, камешки, пуговицы, палочки, а также различные материалы: крупы (горох, фасоль, гречка), пенопласт и др.

4. Лепка объемных фигур (на основе шариков и колбасок):

· Конфеты.

· Ягоды.

· Яблоки и т.д.

 

Выводы:

 

Работа с пластилином развивает мелкую моторику рук, а следовательно, активизирует мыслительную и речевую деятельность ребенка. На занятиях с пластилином развиваются и крепнут пальчики ребенка, что непосредственно влияет на развитие речи и мышление, а творческое создание привлекательного для малыша изделия закладывает фундамент самостоятельности и креативности личности. Приобретается сенсорный опыт — чувство пластики, формы, веса. Кроме того дети учатся планировать свою работу и доводить её до конца.

 

Используемая литература:

1.            Янушко Е. А. Лепка с детьми раннего возраста (1-3 года). Методическое пособие для воспитателей и родителей. М.: Мозаика-Синтез, 2005 г.

2.            Янушко Е.А. Школа семи гномов. Пластилиновые картинки. Для занятий с детьми от 2 до 3 лет. М.: Мозаика-Синтез, 2011 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Развитие моторики рук у детей раннего возраста при помощи лепки из пластилина"

Помогает развитию мелкой  моторики рук у детей раннего возраста, что способствует развитию речи у ребенка на данном этапе развития....

Статья "Развитие моторики рук у детей раннего возраста при помощи лепки из пластилина"

Помогает развитию мелкой  моторики рук у детей раннего возраста, что способствует развитию речи у ребенка на данном этапе развития....

«Развитие эстетического творчества у детей раннего возраста на примере лепки"

Методическая разработка  на тему «Развитие эстетического творчества у детей раннего возраста на примере лепки...

Консультация для педагогов "Развитие математических способностей у детей дошкольного возраста с помощью лепки"

Всегда говорю о том, что особая роль отводится математике - в умственном воспитании, в развитии интеллекта. Это объясняется тем, что результатами обучения математики являются не только знания, но и оп...

Развитие эстетического творчества у детей раннего возраста на примере лепки

Художественно-эстетическое воспитание ребенка начинается с момента его рождения. К трем годам ребенок проходит огромный путь развития. Он овладел многими движениями, которые требуют более тонких и диф...

Развитие речевой активности у детей раннего возраста с помощью пальчиковых игр

Чем активнее и точнее движения пальцев рук у маленького ребенка, тем быстрее он начинает говорить....

Развитие навыков самообслуживания у детей раннего возраста с помощью дидактических игр

Развитие навыков самообслуживания – одно из важных направлений в работе дошкольных образовательных организаций. У многих деток 2-3 лет, впервые пришедших в детский сад из дома, отсутствуют навык...