Программа «Цветик-семицветик».
методическая разработка по аппликации, лепке (старшая группа) по теме

 

Программа по нетрадиционным методам рисования  «Цветик-семицветик».

для детей старшего дошкольного возраста

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_roza.docx42.59 КБ

Предварительный просмотр:

Программа по нетрадиционным методам рисования  «Цветик-семицветик».

(для детей старшего дошкольного возраста).

«Истоки способностей и дарования детей - на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок».

                                                                                                                                                                                      В.А.Сухомлинский

Содержание.

1.Пояснительная записка.

2. Содержание и структура программы.

3. Перспективное планирование  программы.

4. Педагогическая диагностика.

Пояснительная записка.

      Обучение детей рисованию – одна из наиболее разработанных проблем дошкольной педагогики. Развитию детского творчества, активности, воображения способствуют разнообразие предоставляемых детям изобразительных материалов, отход от традиционных и привычных, поиски новых решений. Нетрадиционная техника рисования – способ создания изобразительного образа с помощью различных материалов (бумага, поролон ,вата, нить, пробка и т.д.) безопасных для организации деятельности детей и выразительными средствами ( выдувания, тычок, процарапывания, обрывания, теснения, прикладывания и т. д. ). На занятиях по изобразительной деятельности развивается речь детей: усвоение и название форм, цветов и их оттенков, пространственных обозначений способствует обогащению словаря; высказывания в процессе наблюдений за предметами, при обследовании предметов, построек, а также при рассматривании иллюстраций, репродукций с картин художников положительно влияют на расширение словарного запаса и формирование связной речи. Изобразительная деятельность тесно связана с сенсорным воспитанием. Формирование представлений о предметах требует усвоения знаний об их свойствах и качествах, форме, цвете, величине, положении в пространстве. Дети определяют и называют эти свойства, сравнивают предметы, находят сходства и различия, то есть производят умственные действия. Изобразительная деятельность должна быть использована для воспитания у детей доброты, справедливости, для углубления тех благородных чувств, которые возникают у них. В процессе изобразительной деятельности сочетается умственная и физическая активность. Для создания рисунка необходимо приложить усилия, осуществить трудовые действия, овладеть определенными умениями. Изобразительная деятельность дошкольников учит их преодолевать трудности, проявлять трудовые усилия, овладевать трудовыми навыками. Эмоциональное отношение к объектам  эстетического характера (искусство, жизнь, природа). Эмоциональное отношение к художественной деятельности – это важнейший фактор формирования у детей художественно-творческих способностей и эстетического воспитания вообще. Эмоциональное положительное отношение – основа любой деятельности, тем более художественно-речевой, музыкальной, игровой – обеспечивается  удовлетворением в деятельности тех или иных потребностей ребенка.

                                                                     Содержание и структура Программы.

На занятиях в ИЗО студии «Цветик-семицветик» призвана помочь ребятам реализовать потребность в самовыражении посредством изобразительной деятельности, развить в детях универсальную способность – воображение. Для обеспечения органичного единства обучения и творчества детей занятия включают в себя следующие виды деятельности:

 1. Изложение учебного материала ( в форме игры, беседы, просмотра репродукций). Введение новых способов художественной деятельности, новых материалов и инструментов через творческие задачи, которые дети решают совместно с педагогом и индивидуально, способствует решению учебных задач и заданий.

 2. Самостоятельная практическая работа детей , которая является основой в учебном процессе. Её цель – творчество. Создание художественных образов развивает у детей умение обобщать их, приводить к единству, целостности.

 3. Обсуждение творческих работ детьми и педагогом помогает ребенку видеть мир не только со своей собственной точки зрения, но и с точки зрения других людей, принимать и понимать интересы другого человека. Лучшие работы оформляются в рамки. Результатами работы в данном направлении должны стать: - активность и самостоятельность детей в изобразительной деятельности; - умение находить новые способы для художественного изображения; - умение передавать в работах свои чувства с помощью различных средств выразительности.

                                                          

Программа предполагает  проведение одного занятия в неделю во второй  половине дня. Продолжительность занятия в подготовительной группе – 30 минут. Общее количество учебных занятий в год – 33. педагогический анализ знаний, умений и навыков детей (диагностика) проводится 2 раза в год (вводный – в сентябре, итоговый – в мае).

Перспективное планирование.

Месяц

Тема

Количество часов

Цели

Задачи

Итоговое мероприятие

Оборудование

Литература

Система мониторинга достижения детьми результатов освоения Программы

Сентябрь

Радуга - дуга

1

Работа акварелью

Закрепить цветовую гамму радуги. Развивать световосприятие, чувство композиции. Воспитывать аккуратность.

Краски акварельные, палитра, кисть, бумага.

1. Г. И. Давыдова «Нетрадиционные техники рисования в детском саду», Москва «Издательство Скрипторий 2003», 2008 г.2.И.В.Тюфанова «Мастерская юных художников. Развитие изобразительных способностей старших дошкольников», Санкт-Петербург, изд-во «Детсво-Пресс», 2004 г.3.А.А.Фатеева «Рисуем без кисточки», Ярославль, изд-во «Академия развития-Академия холдинг», 2004 г.4.«Рисование с детьми дошкольного возраста. Нетрадиционные техники» под редакцией Р. Г. Казаковой, Москва, изд-во «Творческий центр Сфера», 2005 г.5.И.А.Лыкова «Изобразительная деятельность в детском саду», Москва, изд-во «Карапуз-Дидатика», 2007 г.

Бабочки

1

Монотипия  

Познакомить детей с техникой монотипии. Познакомить детей с симметрией (на примере бабочки). Развивать пространственное мышление.

бумага, кисти, гуашь либо акварель, влажная губка

Ваза для цветов

1

Печать (печатками, по трафарету) «знакомая форма – новый образ»

Закрепить умение составлять простые узоры, используя технику «старая форма – новое содержание» для рисования формы вазы.   Развивать чувство композиции.

бумага, кисти, гуашь либо акварель, влажная губка

Цветы

1

Рисование ладошками, пальчиками, печать по трафарету

Учить сравнивать цветовую гамму бабочек и цветов. Развивать чувство композиции, световосприятия. Воспитывать аккуратность

бумага, кисти, гуашь, влажная губка

октябрь

Сказочные птицы

1

Рисование акварелью, аппликация из блесток  

Учить детей создавать сказочный образ птиц. Воспитывать творческую активность, желание фантазировать.

бумага, кисти, акварель, влажная губка, различные блестки

1. Г. И. Давыдова «Нетрадиционные техники рисования в детском саду», Москва «Издательство Скрипторий 2003», 2008 г.2.И.В.Тюфанова «Мастерская юных художников. Развитие изобразительных способностей старших дошкольников», Санкт-Петербург, изд-во «Детсво-Пресс», 2004 г.3.А.А.Фатеева «Рисуем без кисточки», Ярославль, изд-во «Академия развития-Академия холдинг», 2004 г.4.«Рисование с детьми дошкольного возраста. Нетрадиционные техники» под редакцией Р. Г. Казаковой, Москва, изд-во «Творческий центр Сфера», 2005 г.5.И.А.Лыкова «Изобразительная деятельность в детском саду», Москва, изд-во «Карапуз-Дидатика», 2007 г.

Серые котята

1

Рисование жесткой полусухой кисточкой

Закрепить технику рисования сухой кисточкой. Упражнять в передаче разной тональности серого цвета посредством рисования с разной силой нажима.

бумага, жесткая кисть, гуашь либо акварель, влажная губка

Рябиновая ветка

1

Гуашь, листья рябины, рисование пальчиками

Закрепить технику работы по трафарету, использовать 2-3 цвета для изображения одного предмета. Воспитывать аккуратность.

бумага, кисти, гуашь либо акварель, влажная губка

Хохломские мастера

1

Акварель, рисование печатками, пальчиками

Познакомить с последовательностью работ хохломских мастеров над изделием. Воспитывать аккуратность при работе.

бумага, кисти, гуашь либо акварель, влажная губка

                                      ноябрь

Ежик

1

Тычок сухой, полусухой кистью, гуашь, аппликация из засушенных листьев

Обучение детей технике составления коллажа. Развитие творческой активности каждого ребенка.

бумага, сухая кисть, гуашь либо акварель, влажная губка

1. Г. И. Давыдова «Нетрадиционные техники рисования в детском саду», Москва «Издательство Скрипторий 2003», 2008 г.2.И.В.Тюфанова «Мастерская юных художников. Развитие изобразительных способностей старших дошкольников», Санкт-Петербург, изд-во «Детсво-Пресс», 2004 г.3.А.А.Фатеева «Рисуем без кисточки», Ярославль, изд-во «Академия развития-Академия холдинг», 2004 г.4.«Рисование с детьми дошкольного возраста. Нетрадиционные техники» под редакцией Р. Г. Казаковой, Москва, изд-во «Творческий центр Сфера», 2005 г.5.И.А.Лыкова «Изобразительная деятельность в детском саду», Москва, изд-во «Карапуз-Дидатика», 2007 г.

Осенняя сказка

1

Рисование ладошками, пальчиками, акварелью, тампонирование

Учить детей самостоятельно выбирать изобразительные средства. Учить видеть красоту родной природы.

бумага, кисти, гуашь либо акварель, влажная губка

Корзиночка с цветами

1

Аппликация приемом «мятая бумага»

Научить приему    « мятая бумага»

мягкая бумага, кисти, гуашь либо акварель, влажная губка

Наряд  для Зимушки - зимы.

1

Восковые мелки, акварель

 Обратить внимание детей на цвет и символы наряда Зимы. Воспитывать аккуратность.

восковые мелки, плотная белая бумага, акварель, кисти

      декабрь

Гжельская сказка

1

Рисование акварелью, печатками

Сравнить характерные особенности народного промысла. Упражнять в рисовании гжельских цветов. Воспитывать аккуратность.

бумага, кисти, акварель, мягкая тряпочка

1. Г. И. Давыдова «Нетрадиционные техники рисования в детском саду», Москва «Издательство Скрипторий 2003», 2008 г.2.И.В.Тюфанова «Мастерская юных художников. Развитие изобразительных способностей старших дошкольников», Санкт-Петербург, изд-во «Детсво-Пресс», 2004 г.3.А.А.Фатеева «Рисуем без кисточки», Ярославль, изд-во «Академия развития-Академия холдинг», 2004 г.4.«Рисование с детьми дошкольного возраста. Нетрадиционные техники» под редакцией Р. Г. Казаковой, Москва, изд-во «Творческий центр Сфера», 2005 г.5.И.А.Лыкова «Изобразительная деятельность в детском саду», Москва, изд-во «Карапуз-Дидатика», 2007 г.

Дворец из огня и льда

1

Монотипия Знакомство с новой техникой изображения.

Учить различать теплые и холодные оттенки. Развивать чувство композиции.

бумага, кисти, гуашь либо акварель, влажная губка

Дед Мороз идет по лесу

1

Работа с ватой, блестками.  Совершенствовать изученные приемы и техники

Учить передавать в своем рисунке настроение праздника.

вата, блестки, бумага, кисти, гуашь либо акварель

Кедровая шишка

1

Объемная аппликация. Познакомить с техникой аппликации из кулечка

Учить правильно прикладывать детали, плотно прижимая друг к другу

мягкая бумага

январь

Зимняя ночь

1

Черно-белый граттаж  Познакомить с техникой черно-белого граттажа.

Учить передавать настроение тихой зимней ночи с помощью графики. Упражнять в использовании таких выразительных средств, как линия, штрих.

плотная бумага белого цвета, свеча, широкая кисть, чёрная тушь, жидкое мыло (примерно одна капля на столовую ложку туши) или зубной порошок, мисочки для туши, палочка с заточенными концами.

1. Г. И. Давыдова «Нетрадиционные техники рисования в детском саду», Москва «Издательство Скрипторий 2003», 2008 г.2.И.В.Тюфанова «Мастерская юных художников. Развитие изобразительных способностей старших дошкольников», Санкт-Петербург, изд-во «Детсво-Пресс», 2004 г.3.А.А.Фатеева «Рисуем без кисточки», Ярославль, изд-во «Академия развития-Академия холдинг», 2004 г.4.«Рисование с детьми дошкольного возраста. Нетрадиционные техники» под редакцией Р. Г. Казаковой, Москва, изд-во «Творческий центр Сфера», 2005 г.5.И.А.Лыкова «Изобразительная деятельность в детском саду», Москва, изд-во «Карапуз-Дидатика», 2007 г.

Мои любимые снежинки

1

Монотипия. Рисование пальчиками

Учить украшать тарелочки узором из снежинок различной формы и размера. Упражнять в рисовании концом кисти. Закрепить умение смешивать краски.

бумага, кисти, гуашь либо акварель, влажная губка,

Я люблю пушистое, я люблю колючее

1

Тычок жесткой кистью, оттиск скомканной бумагой, поролоном Совершенствовать умение детей в различных изобразительных техниках

Учить изображать в рисунке облик животного. Развивать чувство композиции

жесткая кисть, бумага, гуашь либо акварель 

Льдинки - Вспышки

1

Аппликация из цветных журналов.

Учить различать оттенки холодных и теплых тонов.

глянцевая бумага (старые журналы), бумага, кисти, гуашь либо акварель

февраль

Море

1

Рисование акварелью, цветной граттаж

Учить детей составлять композицию, обращая внимание на такие детали, как корабль, солнце, луна, песок, ракушки. Воспитывать творческую фантазию детей

цветной картон или плотная бумага, предварительно раскрашенные акварелью либо фломастерами, свеча, широкая кисть, мисочки для гуаши, палочка с заточенными концами.

1. Г. И. Давыдова «Нетрадиционные техники рисования в детском саду», Москва «Издательство Скрипторий 2003», 2008 г.2.И.В.Тюфанова «Мастерская юных художников. Развитие изобразительных способностей старших дошкольников», Санкт-Петербург, изд-во «Детсво-Пресс», 2004 г.3.А.А.Фатеева «Рисуем без кисточки», Ярославль, изд-во «Академия развития-Академия холдинг», 2004 г.4.«Рисование с детьми дошкольного возраста. Нетрадиционные техники» под редакцией Р. Г. Казаковой, Москва, изд-во «Творческий центр Сфера», 2005 г.5.И.А.Лыкова «Изобразительная деятельность в детском саду», Москва, изд-во «Карапуз-Дидатика», 2007 г.

Нам не страшно в ночном лесу

1

Восковые мелки, акварель

Научить детей составлять черный цвет из трех красок. Развивать чувство композиции.

восковые мелки, плотная белая бумага, акварель, кисти

Летят самолеты

1

Акварель, рисование по трафарету, пальчиками

Учить планировать сюжет рисунка, анализировать составные части. Развивать художественный вкус, воображение

бумага, кисти, гуашь либо акварель,

Пингвины на льдине.

1

Монотипия

Учить изображать снег, лед и полярную ночь используя гуашь различных цветов смешивая её прямо на бумаге. Закрепить понятие о холодных цветах. Упражнять в аккуратном закрашивании всей поверхности

бумага, кисти, гуашь либо акварель,

март

Семеновские матрешки

1

Рисование пальчиками

Упражнять в рисунке несложной композиции на фартуках ранее нарисованных матрешек

бумага, кисти, гуашь либо акварель,

1. Г. И. Давыдова «Нетрадиционные техники рисования в детском саду», Москва «Издательство Скрипторий 2003», 2008 г.2.И.В.Тюфанова «Мастерская юных художников. Развитие изобразительных способностей старших дошкольников», Санкт-Петербург, изд-во «Детсво-Пресс», 2004 г.3.А.А.Фатеева «Рисуем без кисточки», Ярославль, изд-во «Академия развития-Академия холдинг», 2004 г.4.«Рисование с детьми дошкольного возраста. Нетрадиционные техники» под редакцией Р. Г. Казаковой, Москва, изд-во «Творческий центр Сфера», 2005 г.5.И.А.Лыкова «Изобразительная деятельность в детском саду», Москва, изд-во «Карапуз-Дидатика», 2007 г.

Моя мама

1

Продолжать знакомить детей с жанром портрета.

Закрепить умение изображать лицо человека, пользуясь различными приемами рисования ( линия, штрих).

 

простой карандаш, бумага, кисти, гуашь либо акварель,

Верба

1

Рисование манной крупой Познакомить детей с новой техникой рисования

Учить прорисовывать ветку. Воспитывать аккуратность в работе.

крупа манная, бумага, кисти, гуашь либо акварель,

Подснежник для моей мамы

1

Акварель, восковой мелок

Учить рисовать подснежник восковым мелком, обращая внимание на склоненную головку цветов.

восковые мелки, плотная белая бумага, акварель, кисти

апрель

Грачи прилетели

1

Рисование жесткой полусухой кистью

Учить детей рассматривать картины   художников. Обобщать, анализировать. Развивать чувство композиции. Воспитывать аккуратность.

сухая или полусухая кисть, бумага, гуашь либо акварель

1. Г. И. Давыдова «Нетрадиционные техники рисования в детском саду», Москва «Издательство Скрипторий 2003», 2008 г.2.И.В.Тюфанова «Мастерская юных художников. Развитие изобразительных способностей старших дошкольников», Санкт-Петербург, изд-во «Детсво-Пресс», 2004 г.3.А.А.Фатеева «Рисуем без кисточки», Ярославль, изд-во «Академия развития-Академия холдинг», 2004 г.4.«Рисование с детьми дошкольного возраста. Нетрадиционные техники» под редакцией Р. Г. Казаковой, Москва, изд-во «Творческий центр Сфера», 2005 г.5.И.А.Лыкова «Изобразительная деятельность в детском саду», Москва, изд-во «Карапуз-Дидатика», 2007 г.

Звездное небо

1

Набрызг

Учить создавать образ звездного неба, используя смешение красок, набрызг и печать по трафарету. Развивать световосприятие

сухая кисть, бумага, гуашь либо акварель,

Одуванчики

1

Восковые мелки –акварель, рисование ладошками, пальчиками Совершенствовать умения детей в данных техниках.

Учить изображать облик одуванчиков наиболее выразительно. Воспитывать аккуратность.

восковые мелки, плотная белая бумага, акварель, кисти

Березовая роща

1

Рисование свечой  Закрепить умение рисовать свечой и акварелью

Учить создавать выразительный образ березовой рощи.

восковые мелки, плотная белая бумага, акварель, кисти

май

Красивые тюльпаны

1

Рисование с элементами аппликации

Учить комбинировать разные техники рисования.

 бумага, кисти, гуашь либо акварель

1. Г. И. Давыдова «Нетрадиционные техники рисования в детском саду», Москва «Издательство Скрипторий 2003», 2008 г.2.И.В.Тюфанова «Мастерская юных художников. Развитие изобразительных способностей старших дошкольников», Санкт-Петербург, изд-во «Детсво-Пресс», 2004 г.3.А.А.Фатеева «Рисуем без кисточки», Ярославль, изд-во «Академия развития-Академия холдинг», 2004 г.4.«Рисование с детьми дошкольного возраста. Нетрадиционные техники» под редакцией Р. Г. Казаковой, Москва, изд-во «Творческий центр Сфера», 2005 г.5.И.А.Лыкова «Изобразительная деятельность в детском саду», Москва, изд-во «Карапуз-Дидатика», 2007 г.

Рисование узоров по мотивам дымковских игрушек

1

Рисование по трафарету

Закрепить умение передавать колорит дымковских игрушек

бумага, кисти, гуашь либо акварель

Лужайка

1

Акварель, рисование ладошками, пальчиками

Закрепить с детьми изученные техники рисования. Развивать творческую активность, фантазию.

бумага, кисти, гуашь либо акварель

По замыслу

1

Различные

Закрепить с детьми все изученные техники работы

бумага, кисти, гуашь либо акварель

Педагогическая диагностика.

Для выявления степени овладения ребенком навыки изобразительной деятельностью можно определить воспользовавшись диагностированием (разработанной доктором педагогических наук Т.С. Комаровой «Критерии оценки овладения детьми изобразительной деятельностью и развития их творчества»).

По всем критериям, имеющим одну или две и три группы показателей, оценка дается по трехбалльной системе :

1-й – 3 балла

2-й – 2 балла

3-й – 1 балл

Все оценки показателей по каждому критерию и по каждому ребенку суммируются. Наивысшее число баллов, которое может получить ребенок. — 45, низшее — 15 баллов. На основе набранной суммы можно дифференцировать детей по уровню овладения навыками изобразительной деятельности.

Анализ продукта деятельности:

1.Содержание изображения (анализ детских работ представляет собой краткое описание созданного каждым ребенком изображения)

2.Передача формы:

форма переда точно;

• есть незначительные искажения;

• искажения значительные, форма не удалась.

3. Строение предмета:

• части расположены верно;

• есть незначительные искажения;

• части предмета расположены неверно.

4. Композиция (для более полной и точной характеристики овладения детьми композицией выделены две группы показателей):

а)  расположение изображений на листе:

• по всему листу;

• на полосе листа;

• не продумана, носит случайный характер;

б)  соотношение по величине разных изображений, составляющих картину:

•  соблюдается пропорциональность в изображении разных предметов;

• есть незначительные искажения;

•  пропорциональность разных предметов передана неверно.

5. Цвет (в этом критерии также выделены две группы показателей: первая характеризую передачу реального цвета предметов и образцов декоративного искусства, вторая — творческое отношение ребенка к цвету, свободное обращение с цветом;:

а) цветовое решение изображения:

•  передан реальный цвет предметов;

• есть отступления от реальной окраски:

• цвет предметов передан неверно:

б) разнообразие цветовой гаммы изображения, соответствующей замыслу и выразительности изображения:

•  многоцветная или ограниченная гамма — цветовое решение соответствует замыслу и характеристике изображаемого;

•  преобладание нескольких цветов или оттенков в большей степени случайно;

•  безразличие к цвету, изображение выполнено в одном цвете (или случайно взятыми цветами).

Анализ процесса деятельности

1. Характер линии (в соответствии с проведенным исследованием по формированию у детей ручной умелости этот критерий включает четыре группы показателей):

а) характер линии:

• слитная;

• линия прерывистая;

• дрожащая (жесткая, грубая);

б)  нажим:

• средний;

•   сильный, энергичный (иногда продавливающий бумагу);

• слабый (иногда еле видный);

в) раскрашивание (размах):

•  мелкими штрихами, не выходящими за пределы контура;

• крупными размашистыми движениями, иногда выходящими за пределы контура;

•  беспорядочными линиями (мазками), не умещающимися в пределах контура; г) регуляция силы нажима:

•  ребенок регулирует силу нажима, раскрашивает в пределах контура:

• ребенок не всегда регулирует силу нажима и размах;

• ребенок не регулирует силу нажима, выходит за пределы контура.

2. Регуляция деятельности этом критерии выделены три группы показателей для более детальной характеристики отношения детей к деятельности):

а)  отношение к оценке взрослого:

•   адекватно реагирует на замечания взрослого, стремится исправить ошибки, неточности;

• эмоционально реагирует на оценку взрослого (при похвале — радуется, темп работы увеличивается, при критике — сникает, деятельность замедляется или вовсе прекращается);

•  безразличен к оценке взрослого (деятельность не изменяется);

б)  оценка ребенком созданного им изображения:

•  адекватна;

•  неадекватна (завышенная, заниженная):

•  отсутствует:

в) эмоциональное отношение к деятельности: насколько ярко (сильно, средне, безразлично) ребенок относится:

•  к предложенному заданию:

•  к процессу деятельности;

•  к продукту собственной деятельности.

3.  Уровень самостоятельности:

•  выполняет задание самостоятельно, без помощи педагога, в случае необходимости обращается с вопросами;

•  требуется незначительная помощь, с вопросами к взрослому обращается редко;

•  необходима поддержка и стимуляция деятельности со стороны взрослого, сам с вопросами к взрослому не обращается.

4.  Творчество:

а)  самостоятельность замысла:

б)  оригинальность изображения;

в)  стремление к наиболее полному раскрытию замысла.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа "Цветик-семицветик"

Рабочая программа "Цветик-семицветик"...

Презентация к сказке Подсказка по программе Н.Ю, Куражевой по программе "Цветик -семицветик" Приключения будущих первоклассников. 6-7 лет.

Пособие способствует усвоению содержания сказки через зрительный и слуховой  гнозис. Дети дошкольного возраста ,с  нарушением активности внимания, с помощью днного пособия, авктивно усваиваю...

Дорожная карта реализации парциальной программы «Цветик-семицветик»

Дорожная карта реализации парциальной программы «Цветик-семицветик»...

Рабочая программа "Цветик-семицветик", автор Куражева Н.Ю.

Рабочая программа определяет содержание и структуру деятельности педагога-психолога в ДОУ по всем направлениям и участниками образовательного процесса....

70 развивающих заданий для дошкольников 4-5 лет" (Н.Ю.Куражева Рабочая тетрадь программы "Цветик семицветик")

Игровые задания для детей 4-5 лет, направленные на комплексное развитие мышления, памяти, внимания, воображения, восприятия....

Тематическое планирование коррекционно-развивающих занятий по программе «Цветик-семицветик»

Пояснительная записка  Очевидно, что развитие ребенка необходимо начинать с раннего возраста. Дошкольный период является сенситивным для развития многих психических процессов. Элементарные н...

Итоговое занятие в подготовительной группе по программе "Цветик-семицветик"

Итоговое занятие педагога-психолога по программе «Цветик-семицветик. Приключения будущих первоклассников» в подготовительной к школе группе.Цель: Создание условий для оценки уровня сформир...