Рабочая программа "Цветик-семицветик"
рабочая программа на тему
Рабочая программа "Цветик-семицветик"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
титульный лист программы | 186.35 КБ |
Рабочая программа | 249 КБ |
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Содержание программы
№ п/п | Название разделов | Стр. |
I. | Пояснительная записка | 1 |
II. | Паспорт программы | 2 |
2.1. | Возрастные особенности детей 5-7 лет | 3 |
III. | Содержательный раздел | |
3.1. | Комплексно-тематическое планирование образовательной деятельности по интеллектуальному, эмоциональному, личностному, волевому и познавательному развитию. | 14 |
3.2. | Диагностика познавательного развития | 25 |
IV. | Рекомендуемая литература | 27 |
Программа
Катаргина И.А. педагог-психолог
Авторы программы: Наталья Юрьевна Куражева— руководитель психологической службы НОУ «ОЦ «ДИВО», Надежда Валерьевна Вараева — психолог СРЦН «Надежда», Анна Сергеевна Тузаева— психолог НОУ «ОЦ «ДИВО», Ирина Анатольевна Козлова — психолог НОУ «ОЦ «ДИВО».
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Очевидно, что развитие ребенка необходимо начинать с раннего возраста. Дошкольный период является сенситивным для развития многих психических процессов. Элементарные нравственные представления и чувства, простейшие навыки поведения, приобретенные ребенком в этот период, из «натуральных», по Л. С. Выготскому, должны стать «культурными», то есть превратиться в высшие психологические функции и стать фундаментом для развития новых форм поведения, правил и норм.
На сегодняшний день существует большое количество теоретической и методической литературы, касающейся развития ребенка, но единой психологической программы для детей дошкольного возраста не существует. Издаются тетради на печатной основе для дошкольников, в которых педагогический и психологический материалы не структурированы, нет четкого разделения педагогических и психологических задач. В то же время большинство ДОУ имеют в штатном расписании психолога и психологические занятия с детьми выделены как особая форма работы. В связи с этим возникают противоречия в работе педагогов и психологов, мешающие установлению преемственности. Нами предпринята попытка обобщить и структурировать различные подходы, касающиеся психического развития ребенка дошкольного возраста с учетом возрастных и индивидуальных особенностей. Это позволит прийти к более эффективному взаимодействию между педагогом и психологом.
Новизна данной программы заключается в том, что она предусматривает непрерывное психологическое сопровождение и развитие ребенка на протяжении всего дошкольного возраста, с учетом динамики развития каждого психического процесса и каждой сферы психики по месяцам в течение каждого года. Основная идея нашей работы — в интеграции и систематизации психологического материала, что предполагает объединение различных направлений деятельности психолога ДОУ.
Паспорт программы
Цели и задачи программы «Цветик-семицветик»
Цель: Создание условий для естественного психологического развития ребенка.
Задачи:
- Развитие эмоциональной сферы. Введение ребенка в мир человеческих эмоций.
- Развитие коммуникативных умений, необходимых для успешного развития процесса общения.
- Развитие волевой сферы — произвольности и психических процессов, саморегуляции, необходимых для успешного обучения в школе.
4. Развитие личностной сферы — формирование адекватной самооценки, повышение уверенности в себе.
- Развитие интеллектуальной сферы — развитие мыслительных умений, наглядно-действенного, наглядно-образного, словесно-логического, творческого и критического мышления.
- Формирование позитивной мотивации к обучению.
- Развитие познавательных и психических процессов — восприятия, памяти, внимания, воображения.
Формы работы с детьми в рамках программы «Цветик-семицветик»
Групповые занятия
Комплектация групп и продолжительность занятий зависят от возрастной категории детей.
Возраст | Число детей в группе | Время занятия |
3-4 года | 5-6 человек | 20 минут |
4-5 лет | 6-7 человек | 20 минут |
5-6 лет | 7-8 человек | 25 минут |
6-7 лет | 8-10 человек | 30 минут |
Последовательность предъявления тем и количество часов на каждую тему могут варьироваться в зависимости от интереса детей и результатов наблюдений психолога.
Построение программы для каждого возраста ориентировано на удовлетворение ведущей потребности, свойственной конкретному периоду детства, и основано на развитии ведущего психического процесса или сферы психики.
Задачи психологического курса для детей 5-7 лет
- Создавать условия для формирования элементов произвольности психических процессов у детей во всех видах деятельности.
- Поддерживать и создавать условия для развития творческого потенциала ребенка.
- Побуждать детей к проявлению инициативы и самостоятельности мышлении во всех видах деятельности.
- Способствовать самопознанию ребенка.
5. Развивать саморегуляцию эмоциональных реакций.
6. Совершенствовать коммуникативные навыки дошкольников, развивать совместную
деятельность детей.
7. Организовывать совместную деятельность с целью развития навыков сотрудничества.
Возрастные особенности детей 5-7 лет
Показатели | Нормативы |
Ведущая потребность | Потребность в обшении |
Ведущая функция | Воображение |
Игровая деятельность | Усложнение игровых замыслов, длительные игровые объединения |
Отношения со взрослыми | Внеситуативно-деловое + внеситуативно-личностное: взрослый — источник информации, собеседник |
Отношения со сверстниками | Ситуативно-деловое: углубление интереса как к партнеру по играм, предпочтении в общении |
Эмоции | Преобладание ровного оптимистичного настроения |
Способ познания | Общение со взрослым, сверстником, самостоятельная деятельность, экспериментирование |
Объект познания | Предметы и явления непосредственно не воспринимаемые, нравственные нормы |
Восприятие | Знания о предметах и их свойствах расширяются (восприятие времени, пространства), организуются в систему и используются в различных видах деятельности |
Внимание | Начало формирования произвольного внимания. Удерживает внимание 15-20 мин. Объем внимания 8-10 предметов |
Память | Развитие целенаправленного запоминания. Объем памяти 5-7 предметов из 10, 3-4 действия |
Мышление | Наглядно-образное, начало формирования логического |
Воображение | Развитие творческого воображения |
Показатели | Нормативы |
Условия успешности | Собственный широкий кругозор, хорошо развитая речь |
Новообразования возраста | 1. Планирующая функция речи. 2. Предвосхищение результата деятельности. 3. Начало формирования высших чувств (интеллектуальные, |
Принципы проведения занятий:
- cистемность подачи материала;
- наглядность обучения;
- цикличность построения занятия;
- доступность;
- проблемность;
- развивающий и воспитательный характер учебного материала. Каждое
Занятие содержит в себе следующие этапы:
1. Организационный этап
- Создание эмоционального настроя в группе;
- упражнения и игры с целью привлечения внимания детей.
2. Мотивационный этап
- Сообщение темы занятия, прояснение тематических понятий;
- выяснения исходного уровня знаний детей по данной теме.
3. Практический этап
- Подача новой информации на основе имеющихся данных;
- задания на развитие познавательных процессов (восприятия, памяти, мышления, воображения) и творческих способностей;
- отработка полученных навыков на практике.
4. Рефлексивный этап
- Обобщение полученных знаний;
- подведение итогов занятия.
Индивидуальная работа:
Этот вид работы включает в себя входную (в начале года), промежуточную (в середине учебного года) и итоговую (в конце года) диагностику познавательных процессов; эмоциональной, личностной и волевой сферы. Ее результаты могут быть использованы в индивидуальном подходе к ребенку на занятиях, в составлении коррекционной программы и в консультировании родителей и педагогов.
Работа с родителями детей — участников программы
В рамках этой формы работы родителей ориентируют на создание условий в семье, способствующих наиболее полному усвоению знаний, умений и навыков, полученных детьми на занятиях и реализации их в повседневной жизни. Кроме того, ведется просветительская работа с родителями в форме лекций, семинаров — практикумов и круглых столов.
Концептуальная основа программы «Цветик-семицветик»
Содержание программы строится на идеях развивающего обучения Д. Б. Эльконина — В. В. Давыдова, с учетом возрастных особенностей и зон ближайшего развития (Л. С. Выготский, Д. Б. Эльконин).
Рефлексивно-деятельностный подход позволяет решать задачи развития психических функций через использование различных видов деятельности, свойственных данному возрасту.
В своей работе мы придерживались идеи некритичного гуманного отношения к внутреннему миру каждого ребенка (К. Роджерс).
Принцип личностно-ориентированного подхода (Г. А. Цукерман, Ш. А. Амонашвили) предлагает выбор и построение материала исходя из индивидуальности каждого ребенка, ориентируясь на его потребности и потенциальные возможности.
Повышение эффективности основано на идеях поэтапного формирования действий (П. Я. Гальперин, Н. Ф. Талызина).
Средства обучения
- Аудио-видеотека;
- фонотека и фильмотека;
- настольно-печатные игры;
- предметные игрушки;
- доска;
- цветные мелки;
- пластилин;
- краски, карандаши, фломастеры;
- писчая и цветная бумага;
- строительный материал;
- ковер.
СПОСОБЫ ПРОВЕРКИ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ И НАВЫКОВ
Используемые методики:
- Человек - проективная методика
- Тревожность - тест
- Эмоциональное состояние ребенка - тест Люшера
- Бланки наблюдения 3-4 года:
- лист адаптации к условиям ДОУ
- НПР
- Тестирование по возрастам
-развитие познавательной сферы в 4-5 лет
-готовность к школьному обучению показывает сформированность необходимых качеств к школьному обучению и качество приобретенных знаний, умений, навыков в условиях реализации программы в 5-7 лет.
МОНИТОРИНГ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВОСПИТАННИКОВ
В данной рабочей программе требования к знаниям, умениям и навыкам воспитанников дифференцированы.
Общие показатели развития.
К четырем годам ребенок:
- Уметь выделять общие и отличительные признаки человека и его подобия – куклы.
- Уметь распознавать возникновение основных эмоциональных состояний (радость-грусть), учить определять их по внешним проявлениям.
- Уметь понять причины возникновения страха; способствовать преодолению страхов.
- Уметь разрешать конфликты и понять некоторые причины возникновения ссоры, научиться простым способам выхода из конфликтов.
К пяти годам ребенок:
- Иметь представления о своем внешнем облике, уметь отличать особенности других детей, изменять свою внешность в соответствии с воображаемым образом.
- Иметь представления о том, что вкусы и мнения бывают разными.
- Уметь распознавать основные эмоциональные состояния и их внешние проявления: грусть, радость и спокойствие, печаль, горе, злость, страх
- Иметь представления о том, что такое дружба, элементарные представления о том, какими качествами должен обладать друг.
- Способствовать расширению словарного запаса для выражения дружеских чувств.
- Осознавать необходимость соблюдения некоторых норм и правил поведения.
К семи годам ребенок:
- Иметь представления о том, что важно в дружеских отношениях.
- Уметь осознавать причины, приводящих к конфликту, и возможных путей его разрешения.
- Сформированность умения объясняться, способствующих хорошим отношениям детей с взрослыми и со сверстниками.
- Иметь понимание, что наше собственное настроение и отношение других людей зависит от наших поступков.
- Уметь распознавать различные эмоции по выражению лица, позе.
- Уметь справляться с различными проявлениями негативных эмоций.
- Уметь адекватно оценивать свою внешность, поддерживать свою самооценку, осознавать свои индивидуальные особенности.
Проведение занятий с коррекционной группой детей.
Численность детей, посещающих занятия, составляет 5-8 человек.
Поводом для зачисления ребенка в коррекционную группу служат: диагноз врача, заключение психолога, наблюдения и отзывы воспитателей, пожелания родителей.
Групповые занятия проводятся как в первой, так и во второй половине дня. Продолжительность занятий с детьми старшего дошкольного возраста 25-30 минут,
один раз в неделю.
Каждое из коррекционных занятий включает в себя игры на развитие внимания, контроля за импульсивностью и управление двигательной активностью, психогимнастические и телесно-ориентированные упражнения.
В состав коррекционной группы могут входить гиперактивные, неуверенные, импульсивные и невнимательные и другие дети с проблемами личностного роста.
Работа по адаптации детей к ДОУ:
Согласно плану работы педагога-психолога, проводится наблюдение за вновь поступающими детьми, с целью выявления степени тяжести прохождения адаптации у вновь принимаемых детей к условиям детского учреждения и выявление проблем в развитии, в связи с изменившимися условиями жизни детей.
Подбор диагностического материала:
- подбор методики;
- составление протокола;
- непосредственная диагностика;
- обработка полученных данных;
- консультации педагогов, родителей.
Используемые методики:
№ п/п | Название шкалы | Автор и название теста | Исследуемая функция | Фактор, влияющий на результат |
1. 2. | Методика: «Карта нервно-психического развития»
Анкета для родителей | В.Амен, М.Дорки, Р. Теммл | Умственное развитие дошкольника Оценка психоэмоционального напряжения, состояния тревожности у ребенка в домашних условиях | Способ изображения Понимание инструкций, искренность ответов родителей, педагогов |
Социальная адаптация – это приспособление организма к новым условиям социального существования- поступления в ясли, детский сад. Механизмы социальной адаптации формируются в ходе индивидуального развития ребенка.
Адаптация ребенка к условиям детского сада – важный этап в его жизни. В каком бы возрасте ребенок впервые не пришел в детский сад, для него это сильное стрессовое переживание, которое необходимо смягчить. Ломается привычный стереотип жизни, в котором ребенок себя спокойно и уверенно чувствовал, так как успел к нему приспособиться и уже примерно знал, что за чем в течение дня будет происходить.
Второй фактор, травмирующий ребенка - разлука с матерью и другим близкими взрослыми, которые заботились о нем с рождения. Это порождает ощущение тревоги, неуверенности, незащищенности, к которым примешивается чувство покинутости, брошенности. Дети начинают себя вести недопустимым образом, как бы проверяя «действительно ли мама его бросила», насколько она на него рассердилась. А заодно определить насколько тетя, с которой его оставляют – добрая или злая, любит его или нет.
Иногда родители и педагоги не отдают в полной мере себе отчет в том, насколько ответственен выход ребенка в детский сад. Насколько серьезные последствия для ребенка могут быть, если адаптационный период пройдет тяжело.
Важно в данный период относиться к ребенку очень бережно и внимательно, помочь ему пережить трудный момент в жизни. Не надо упорствовать в своих воспитательских планах, не «бороться с его капризами».
Ребенок должен привыкнуть к воспитателю, и поверить ему, в том, что воспитатель готов взять ответственность и заботу о его благополучии, что на него «можно положиться». Это требует времени и терпения со стороны взрослого. Первые контакты должны быть контактами помощи и заботы для ребенка. Основная задача педагога – заслужить доверие ребенка. Адаптационный период длится 90 дней (три месяца). Воспитатели в период острой адаптации проводили наблюдение за детьми в течение четырех недель. Проводится посещение групп и наблюдение за воспитанниками педагогом-психологом. Совместно с медиком проведен анализ статистики по заболеваемости детей в адаптационный период по группам.
Процедура проведения.
Воспитателям предлагается проводить наблюдение за вновь поступившим ребенком в течение 4-х недель (период острой адаптации) и полученные данные отмечать в адаптационном листе (смотреть - приложение), если ребенок адаптируется трудно, продолжить наблюдение за ребенком, заполненный лист адаптации передается педагогу-психологу, для дальнейшей обработки. Педагог-психолог основываясь на данные медицинских работников по заболеваемости выводит окончательный уровень адаптированности вновь поступившего ребенка к условиям детского сада.
Нормы:
Высокая степень адаптированности – 3,1-4,0 балла.
Средняя степень адаптированности – 2,1-3,0 балла.
Низкая степень адаптированности – 0-2 балла.
Плановое психодиагностическое обследование детей подготовительных к школе групп проводится в середине и в конце учебного года.
- Цель исследования: выявить психологическую готовность детей к обучению в школе.
- План исследования:
- Отбор диагностических методик
- Изготовление диагностического материала
- Проведение тестирования
- Обработка результатов
Название шкалы | Исследуемая функция | Автор теста, название теста | Факторы, влияющие на результат |
Психологическая готовность к школе | Психомоторная зрелость | «Определение школьной зрелости» тест А.Керна- Ирасека | Общее психоэмоциональное состояние ребенка на момент обследования; Понимание инструкций |
Психосоциальная зрелость | Н.И. Гуткина «Беседа по определению «внутренней позиции школьника» | ||
Интеллектуальная готовность к школе | Н.Я. Семаго, М.М. Семаго «Психолого-педагогическая оценка готовности к началу школьного обучения» |
Тематическое планирование психологических занятий
для детей от 4 до 7 лет
СЕНТЯБРЬ | 1 неделя 2 неделя 3 неделя
| Занятие 1. Знакомство. Цель: 1.Познакомить детей друг с другом, сплотить группу. Развивать невербальное и вербальное общение. Снять телесное и эмоциональное напряжение. Занятие 2. Наша группа. Что мы умеем. Цель: Продолжать знакомить детей друг с другом, делать группу сплоченной обогащать знания детей друг о друге. Способствовать осознанию ребенком своих положительных качеств; совершенствовать умение выступать перед группой. Развивать вербальное и невербальное общение. Формировать отношения доверия, умение сотрудничать. Снять телесное и эмоциональное напряжение. Развивать внимание, память, мышление, воображение. Развивать мелкую и общую моторику. Развивать навыки самосознания. |
ОКТЯБРЬ | 5 неделя 6 неделя 7 неделя 8 неделя | Занятие 3. Правила поведения на занятии. Цель: Познакомить детей с правилами поведения в группе. Продолжать формировать навыки вербального и невербального общения, вежливого обращения. Развивать внимание, память, наглядно-образное и словесно-логическое мышление. Занятие 4. Страна «ПСИХОЛОГиЯ» Цель: Познакомить детей друг с другом, сплотить группу. Развивать невербальное и вербальное общение. Снять телесное и эмоциональное напряжение. Занятие 5.Радость, грусть. Цель: Познакомить детей с чувством радости, грусти. Обучение различению эмоционального состояния по его внешнему проявлению и выражению через мимику, пантомимику, интонацию. Формирование навыков адекватного эмоционального реагирования на совершенное действие или поступок. (Ребенок имеет право на любую эмоцию, Которая помогает ему обогатить собственный жизненный опыт.) Учить детей выражать чувство радости в рисунке. Занятие 6. Гнев. Цель: Познакомить детей с чувством гнева. Обучение различению эмоционального состояния по его внешнему проявлению и выражению через мимику, пантомимику, интонацию. Формирование навыков адекватного эмоционального реагирования на совершенное действие или поступок. (Ребенок имеет право на любую эмоцию, которая помогает ему обогатить собственный жизненный опыт.) Учить детей выражать чувство гнева в рисунке. |
НОЯБРЬ | 9 неделя 10 неделя 11 неделя 12 неделя 13 неделя | Занятие 7. Удивление. Цель: Познакомить детей с чувством удивления. Обучить различению эмоционального состояния по его внешнему проявлению и выражению через мимику, пантомимику, интонацию. Формировать навыки адекватного эмоционального реагирования на совершенное действие или поступок. (Ребенок имеет право на любую эмоцию, которая помогает ему обогатить собственный жизненный опыт.) Учить детей выражать чувство удивления в рисунке. Занятие 8. Испуг. Цель: Познакомить детей с эмоцией испуг. Учить детей узнавать эмоцию испуг по его проявлениям. Развивать умение справляться с чувством страха. Учить детей выражать чувство страха в рисунке. Занятие 9. Спокойствие. Цель: Познакомить детей с чувством спокойствия. Обучение различению эмоционального состояния по его внешнему проявлению и выражению через мимику, пантомимику, интонацию. Формирование навыков адекватного эмоционального реагирования на совершенное действие или поступок. (Ребенок имеет право на любую эмоцию, которая помогает ему обогатить собственный жизненный опыт.) Снятие эмоционального напряжения. Занятие 10. Словарик эмоций. Цель: Закрепление и обобщение знаний о чувствах радости, грусти, гнева, удивления, испуга, спокойствия. Развитие способности понимать и выражать эмоциональное состояние другого человека. Обогащение и активизация словаря детей за счет слов, обозначающих различные эмоции, чувства, настроение, их оттенки. Занятие 11.Праздник Осени (по плану ДОУ) |
ДЕКАБРЬ | 14 неделя 15 неделя 16 неделя 7 неделя | Занятие 12. Страна Вообразилия. Цель: Развивать фантазию и воображение при сравнительном восприятии музыкальных и поэтических произведений. Развивать невербальное и вербальное общение. Формировать интерес к творческим играм. Занятие 13. В гостях у сказки. Цель: Развивать воображение, память, пантомимическую и речевую выразительность. Закрепить знание содержания сказок. Развивать творческое мышление. Занятие 14. Диагностика. Цель: Диагностировать и развивать зрительную память. Диагностировать мыслительные операции «анализ» и «сравнение»; распределение внимания. Развивать коммуникацию, тонкую моторику руки и общую моторику. Занятие 15. Диагностика. Цель: Диагностировать и развивать слуховое и зрительное внимание (устойчивость). Изучить состояние операции мышления исключение, зрительного синтеза. Развивать коммуникацию, тонкую моторику руки и общую моторику. |
ЯНВАРЬ | 18 неделя-праздники 19 неделя 20 неделя 21 неделя | Занятие 17. Этикет. Внешний вид. Цель: Познакомить детей с правилами личной гигиены. Сформировать представления о внешнем виде культурного и опрятного человека и желание выполнять правила личной гигиены. Продолжать формировать навыки вербального и невербального общения, вежливого обращения. Развивать логические операции посредствам речевого общения: умение делать обобщение, умозаключение, внимание (концентрацию, переключение), память. Воспитывать у детей нравственные качества и чувства. Занятие 18. Этикет. Правила поведения в общественных местах. Цель: Познакомить детей с общественным этикетом (правилами поведения в магазине, кино, театре, поликлинике, транспорте, на улице). Продолжать формировать навыки вербального и невербального общения, вежливого обращения. Развивать слуховое и зрительное внимание (устойчивость, распределение), слуховую память, мышление, тонкую и общую моторику. Воспитывать у детей нравственные качества и чувства. Формировать навыки культурного, этически грамотного поведения. Развитие самосознания и навыков саморегуляции. Занятие 19. Столовый этикет. Цель: Познакомить детей со столовым этикетом. Сформировать представления о культуре поведения за столом и желание следовать столовому этикету. Продолжать формировать навыки вербального и невербального общения, вежливого обращения. Развивать логические операции посредствам речевого общения: умение делать обобщение, умозаключение. Развивать внимание (концентрацию, переключение), память. Воспитывать у детей нравственные качества и чувства. Формировать навыки культурного, этически грамотного поведения. |
ФЕВРАЛЬ | 22 неделя 23 неделя 24 неделя 25 неделя | Занятие 20. Подарочный этикет. Цель: Познакомить детей с подарочным этикетом. Продолжать формировать навыки вербального и невербального общения, вежливого обращения. Развивать слуховое и зрительное внимание (устойчивость), зрительную память, мышление (умозаключения, обобщения), воображение, тонкую и общую моторику. Воспитывать у детей нравственные качества и чувства. Формировать навыки культурного, этически грамотного поведения. Развивать навыки самосознания и саморегуляции. Занятие 21. Гостевой этикет. Цель: Познакомить детей с гостевым этикетом. Закрепить представления о культуре внешнего вида и навыки правильного поведения за столом. Продолжать формировать навыки вербального и невербального общения, вежливого обращения. Развивать слуховое и зрительное внимание (устойчивость), слуховую память, мышление, тонкую и общую моторику. Воспитывать у детей нравственные качества и чувства. Формировать навыки культурного, этически грамотного поведения. Развивать навыки самосознания и саморегуляции. Занятие 22. Волшебные средства понимания. Цель: Сплотить группу. Развивать вербальное и невербальное общение. Формировать отношения доверия, умение сотрудничать. Занятие 23. Защитники отечества Цель: Воспитывать любовь и уважение к отцу, дедушке, дяде. Продолжать знакомить детей с праздником 23 февраля. Расширить и уточнить словарь детей по теме «Мужские профессии». |
МАРТ | 26 неделя 27 неделя 28 неделя 29 неделя | Занятие 24. Мамины помощники Цель: Воспитывать любовь и уважение к маме, бабушке, тете. Расширить и уточнить словарь детей по теме «Женские профессии». Занятие 25. Я и моя семья Цель: Воспитывать любовь и уважение к семье. Расширить представление детей о семье, об обязанностях членов семьи. Занятие 26. Я и мои друзья Цель: Расширить и углубить представления детей о доброжелательном отношении к окружающим его людям. Раскрыть значимость моральной поддержки друзей. Воспитывать доброе отношение детей друг к другу. Занятие 27. Я и мое имя Цель: Идентификация ребенка со своим именем. Формирование позитивного отношения ребенка к своему Я. Стимулирование творческого самовыражения. |
АПРЕЛЬ | 30 неделя 31 неделя 32 неделя 33 неделя | Занятие 28. Страна «Я». Черты характера Цель: Формирование умения различать индивидуальные особенности Развитие представления о себе, качествах своего характера. Занятие 29. Я особенный Цель: Учить детей понимать себя, свои желания, чувства, положительные качества. Развивать самосознание. Развивать вербальное и невербальное общение. Формировать отношения доверия, умение сотрудничать. Снять телесное и эмоциональное напряжение. Занятие 30. Как помириться Цель: Учить простым способам выхода из конфликтов. Занятие 31. Как можно все объяснить взрослым Цель: Способствовать хорошим отношениям детей к взрослым путем формирования умения объясняться. |
МАЙ | 34 неделя 35 неделя 36 неделя | Занятие 32. Дразнить, обижать Цель: Развивать добрые и теплые отношения между детьми. Занятие 33. Итоговая диагностика-1 Цель: Диагностика коммуникативной и эмоциональной сферы. Диагностика зрительной памяти. Диагностика мышления (обобщение, зрительный синтез, исключение, конкретизация. Диагностика внимания (концентрация, слуховое, зрительное, переключение).Диагностика воображения Занятие 34. Итоговая диагностика-2 Цель: Диагностика коммуникативной и эмоциональной сферы. Диагностика слуховой памяти. Диагностика внимания (слуховое, устойчивость, переключение). |
Приложение 1
МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ
Карта психологического развития ребенка
Фамилия, имя ребенка______________________________________________________________________________________
Дата рождения « » г., лет
Имя и отчество родителей____________________________________________________________________________________
Телефон___________________________________________________________________________________________________
В — высокий уровень, CP (+) — выше среднего, CP — средний уровень, CP(-) — ниже среднего, Н — низкий уровень
Дата | Восприятие | ||||||
Цвет | Форма | Величина | Пространство | Время | Свойства предметов | Особенности | |
Дата | Память | |||
Слуховая | Зрительная | Тактильная | Особенности | |
Дата | Внимание | |||||||||
Объем | Концентрация | Устойчивость | Распределение | Переключение | Особенности | |||||
Дата* | Воображение | |||||||||
Репродуктивное | С элементами творческого | Творческое | Особенности | |||||||
Мышление | |||||||||
Дата | Конкретизация | Исключение | Классификация | сериация | Рассуждение | ||||
Анализ | Синтез | Сравнение | Обобщение | ||||||
Дата | Эмоциональная сфера | |||||||
Узнавание | Называние | Общий фон настроения | Стабильность | Особенности | ||||
Дата | Коммуникативная сфера | |||||||
Со сверстниками | Со взрослыми | С родителями | Особенности | |||||
Дата | Личностная сфера | ||||||||||
Реакция на критику или неуспех в деятельности | Самооценка | Страхи | Тревожность | Уровень притязаний | Темп деятельности | ||||||
Адекватность | Уверенность в себе | ||||||||||
Дата | Волевая сфера | ||||||||||
Принятие инструкции | Удержание инструкции | Самоконтроль | Работоспособность | Особенности | |||||||
Дата | Психофизиологическая сфера | |||||
Ведущая рука | Развитие мелкой мускулатуры руки | Развитие крупной моторики | Мимическая выразительность | Интонациональная выразительность | Неврологический фон | |
Заключение__________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Психолог____________________________________________________________________
Подпись родителя_____________________________
Приложение 2
Анкета для родителей
Будем признательны Вам, если Вы ответите на наши вопросы. Информация конфиденциальна
- Фамилия, имя ребенка.
- Дата рождения_________________________________________________________
- Количество детей в семье , который по счету ребенок_______________
- Были ли осложнения во время беременности и родов _________________________
5. Какие инфекционные заболевания и травмы перенес до 3 лет ________________________________________________________
6. Когда ребенок заговорил (отдельные слова)_________________
- Обращались ли к невропатологу?_--------------------------------------------------------------------___________
Повод:___------------------------------------------------------------------------------------------------------______________
- Какие заболевания есть у Вашего ребенка в настоящее время( Вы сообщаете эти данные в целях сохранности здоровья вашего ребенка):
- Слуха________________________________________________________
- Желудочно-кишечного тракта____________________________________
- Зрения________________________________________________________
- Центральной нервной системы_____________________________________
- Опорно-двигательного аппарата____________________________________
- Дыхательной системы_____________________________________________
- Сердечно-сосудистой системы______________________________________
- Эндокринной системы_____________________________________________
- Другое(вписать)__________________________________________________
9.Охотно ли ребенок посещает ДОУ?
Если да: что ему особенно нравится?_______________________________________
Если нет: что ему не нравится?____________________________________________
10.Какие любимые игры и занятия есть у Вашего ребенка?_____________________
_______________________________________________________________________
11. Какие черты присущи Вашему ребенку? (нужное подчеркнуть)
- добрый;
- ласковый — внимательный ; заботливый; аккуратный; любознательный ; спокойный;
- покладистый;
- самостоятельный ;
- послушный;
- жизнерадостный;
- общительный;
- невнимателен, не собран:
- часто вял, пассивен;
- кричит, топает ногами;
- бросает предметы на пол;
- бьет сверстников;
- упрямится;
- не выполняет просьбы взрослых;
- не уверен в себе;
- командует детьми, взрослы;
- часто раздражителен и возбужден;
- не в меру плаксив;
- тревожный, боязливый;
- что-то другое (впишите)_______________________________________________
12. Ваш ребенок предпочитает чаще играть (подчеркнуть):
- со взрослыми;
- с детьми;
- в одиночестве.
Особенности общения ребенка с окружающими людьми____________________________
____________________________________________________________________________
13. С кем ребенок чаще проводит свободное время?__________________________________________________
14. К кому из взрослых чаще обращается со своими личными вопросами?_______________________________
_____________________________________________________________________________
15. Всегда ли между членами семьи наблюдается единство в вопросах воспитания?_______________________
_______________________________________________________________________________________________
Если нет: в чем расхождение?______________________________________________________________
16. Отношение ребенка к критике (замечаниям взрослых) и неуспеху в деятельности:
- агрессивное;
- безразличное;
- легко выходит из себя из-за неудач и замечаний;
- обидчивое.
17. Как ребенок засыпает и просыпается:
- с трудом;
- легко и быстро;
- рано;
- поздно;
- самостоятельно;
- с помощью взрослого
18. Ведущая рука ребенка (правая/левая)-------------------------------------------------------------------
Есть ли в семье левши среди близких и или дальних родственников?--------------------------------
Ф.И.О. родителя, заполнившего анкету_______________________________________________
__________ «_____»_____20….г.
Приложение 3
Входная диагностическая таблица ____________ уч.год
Психологическая карта развития детей группы______________
Психолог______________________________________________
№ | Ф.И.ребенка | Темп развития | Работоспособ-ность | Активность | Темп деятельности | Уверенность, самооцен-ка | Коммуникативная сфера | Волевая сфера | Особенности | |
Зритель-ная ирииииииинструкция | Слуховая инструкция | |||||||||
1 | ||||||||||
2 | ||||||||||
3 | ||||||||||
4 | ||||||||||
5 | ||||||||||
6 | ||||||||||
7 |
№ | Ф.И. ребенка | Восприя-тие | Воображение | Память | Интеллектуальная сфера | Внимание | ||||||||||||||
зрительная | слуховая | Общий уровень | Обобще-ние | Конкрети-зация | сравнение | Исключе-ние | анализ | Рассужде-ния | Классифи-кация | синтез | Общий уровень | Объем | устойчивость | Распределение | Переключение | концентрация | ||||
1 | ||||||||||||||||||||
2 | ||||||||||||||||||||
3 | ||||||||||||||||||||
4 | ||||||||||||||||||||
5 | ||||||||||||||||||||
6 |
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Барднер Г., Ромазак И., Чередникова Т. Я хочу/ Психологическое сопровождение естественного развития ребенка. – СПб.: «Дорваль», 1993
2. Барднер Г.Я. Я хочу.– СПб.: «Стройлеспечать», 1996.
3. Богуславская Э., Смирнова Е. Развивающие игры детей младшего дошкольного возраста. – М.: «Просвещение», 1991.
4. Бютнер К. Жить с агрессивными детьми. М.: «Педагогика», 1991.
5. Заваденко Н.Н. Как понять ребенка: дети с гиперактивностью и дефицитом внимания.- М. «Школа-Пресс»,2001.
6. Казанский А. Игры в самих себя. – М.: «Роспедагенство», 1995.
7. Клюева Н., Касаткина Ю. Учим детей общению. – Ярославль: «Академия развития», 1996.
8. Кононко Е. Чтобы личность состоялась. – Киев: 1991.
9. Кошелева А. Эмоциональное развитие дошкольника. – М.: «Просвещение», 1985.
10. Куражева Н.Ю.,Вараева Н.В.,Тузаева А.С. «Цветик-семицветик». Программа интеллектуального, эмоционального и волевого развития детей. - СПб.:2014.
11. Леви В. Нестандартный ребенок. СПб.:1993.
12. Никамин А., Страунинг А. Системный подход к ознакомлению с окружающим миром и развитие фантазии. Ростов - на - Дону: «Аспект-ТРИЗ», 1992.
13. Петровский В. Учимся общаться с ребенком. – М.: «Просвещение», 1993
14. Пикулева Н. Слово на ладошке. – М.: «Новая школа», 1994.
15. Помечтаем поиграем/ Под ред. Группы американских психологов. – М.: «Эйдос», 1994.
16. Развитие социальных эмоций у детей дошкольного возраста. Психологические исследования/ Под ред. А. Запорожца и Я. Неверовича. – М.: «Педагогика», 1986.
17. Социальное развитие ребенка./ под ред. О. Зверевой. – М.: «Профессиональное образование», 1994.
18. Столяренко Л. Основы психологии. – М. «Логос», 1995.
19. Суслова Э. Воспитание у детей этики межнационального общения. – М.: «Профессиональное образование», 1994.
20. Урунтаева Г., Афонькина Ю. Практикум по детской психологии. – М.: «Просвещение», 1995.
21. Чистякова М. Психогимнастика. М.: «Просвещение», 1990
22. Эмоциональное развитие дошкольника/ Под ред. А. Запорожца. – М.: «Просвещение», 1985.
23. Эмоциональное развитие дошкольника/ Под ред. А. Кошелевой. – М.: «Просвещение», 1985.
24. Хямяляйнен Ю. Воспитание родителей. М.: «Просвещение», 1993.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа речевое развитие (1 младшая группа) по теме: Рабочая программа педагога ДОУ с учётом ФГОС дошкольного образования по образовательной области «Речевое развитие»
Рабочая программа составлена с учётом интеграции образовательных областей, содержание детской деятельности распределено по месяцам и неделям и представляет систему, рассчитанную на один учебный год.Ра...
Рабочая программа речевое развитие (1 младшая группа) по теме: Рабочая программа педагога ДОУ с учётом ФГОС дошкольного образования по образовательной области «Речевое развитие»
Рабочая программа составлена с учётом интеграции образовательных областей, содержание детской деятельности распределено по месяцам и неделям и представляет систему, рассчитанную на один учебный год.Ра...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционно-развивающей работы в средней логопедической группе для детей с ОНР РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционно-развивающей работы в средней логопедической группе для детей с ОНР
Программа предназначена для детей 4-5летнего возрастаСрок освоения программы – 2 годаРазработана на основе следующих программ и методических пособий:Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. «Программа ...
Циклограмма распределения рабочего времени учителя-логопеда в течение рабочей недели
Циклограмму распределения рабочего времени учителя-логопеда необходимо поместить в рабочую программу....
Рабочая программа педагога и рабочая программа для детей ОРН 3-4 лет
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Приказ Минобрнауки России №1155 от 17.10.2013) включает в себя требования к структуре основной образовательной програ...
Рабочая программа педагога и рабочая программа для детей ОРН 5-6 лет
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Приказ Минобрнауки России №1155 от 17.10.2013) включает в себя требования к структуре основной образовательной програ...
Рабочая программа по образовательной области "Познавательное развитие" для 1 младшей группы (рабочая программа воспитателя)
рабочая программа воспитателя с учетом комплексной программы "Мир открытий" Л.Г.Петерсон...