Рисуем, учимся, играем
рабочая программа по аппликации, лепке (старшая группа) по теме
Программа воспитания, образования и развития детей с проявлением раннего детского аутизма (РДА)
и синдромом Дауна.
Содержание программы о нетрадиционной изобразитетельной деятельности, способствующей развитию аутичных детей,
обучению навыкам общения, формированию элементарных навыков самообслуживания, адаптации к социальной жизни, приобретению
навыков коммуникации
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
risuem_uchimsya_igraem.docx | 74.06 КБ |
Предварительный просмотр:
Каркавина Л.Д.
Рисуем, учимся, играем
программа воспитания, образования и развития детей с
проявлением РДА и синдромом Дауна
Полысаево 2012
Автор – составитель Каркавина Людмила Дмитриевна, старший воспитатель
Содержание программы является составной частью единой технологии по оказанию коррекционно – педагогической помощи детям с проблемами в развитии, знакомит с нетрадиционной изобразительной деятельностью. Программа, как изотерапия, способствует развитию аутичных детей, учит общению, способствует адаптации неконтактных детей к социальной жизни, приобретению навыков коммуникации. Пособие адресовано воспитателям, старшим воспитателям образовательных учреждений.
© Каркавина, 2012
Содержание
Пояснительная записка …………………………………………………………3
Особенности коррекционно – воспитательной работы с аутичными детьми и детьми с синдромом Дауна …………………………………………………….6
Использование нетрадиционной методики изодеятельности в коррекционно – воспитательной работе ………………………………………………………….8
Организация дополнительных индивидуальных занятий по изодеятельности …………………………………………………………………9
Цель и задачи курса нетрадиционной изодеятельности в коррекционно воспитательной работе …………………………………………………………10
Основные мотивы и методы работы ………………………………………….11
Учебно – тематическое планирование ……………………………………….12
Работа с родителями …………………………………………………………..15
Список литературы …………………………………………………………….19
Примерные занятия ……………………………………………………………
Пояснительная записка
Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с проблемами в развитии является весьма острой и актуальной темой на данном этапе. Нужно отметить, что на сегодняшний день еще не создана система педагогической коррекции проблемных детей средствами дошкольного воспитания, отсутствует программное обеспечение для работы с детьми данной категории. Делаются первые шаги по организации коррекционно- воспитательной работы в условиях ДОУ. Это трудоемкий процесс становления, поиск и отработка содержания коррекционной работы. При создании коррекционно – воспитательной работы с детьми используем исследования ведущих ученых в этой области – Л.С. Выготского, М.Монтессори, Е.А. Екжановой, К.С. Лебединской, О.С. Никольской, А.И. Копытина, Е.А. Стребелевой, и др. Л.С. Выготский писал, что ребенок, развитие которого осложнено дефектом, «не есть просто менее развитой, чем его нормальные сверстники, он иначе развитой». Такие дети могут достигнуть в своем развитии того же, что и нормальный, но иным способом и иными средствами. Необходимо понимать и хорошо знать своеобразие пути, по которому следует вести такого ребенка, что его воспитание принципиально ничем не отличается от воспитания нормальных детей. Отечественный педагог П.Я. Трошин предостерегал против воззрения на детей с отклонениями только как на больных. По его мнению, «те и другие – люди, те и другие – дети, у тех и у других развитие идет по одним законам. Разница заключается лишь в способе развития». Развивая эту мысль П.Я. Трошина, Л.С. Выготский рассматривал социальную полноценность в качестве конечной цели воспитания. В этой связи думать надо не о том, чтобы как можно раньше изолировать и выделить детей с отклонениями в развитии из жизни, наоборот, о том, как раньше вводить их в жизнь. На основе этого можно сделать вывод, что коррекционную работу необходимо начинать с раннего и дошкольного возраста. Рассматривая дошкольный возраст, как стартовую площадку всей коррекционной работы, необходимо выделить одно из основных направлений – это развитие сенсорно – моторной зоны. Коррекционно – воспитательная работа усложняется из – за недостаточно развитой моторики рук, неустойчивого внимания, быстрой утомляемости, грубой задержки речевого развития. И еще множество причин заставляют искать новые приемы и средства. Курс занятий разработан для детей с проявлением раннего детского аутизма (РДА) и синдромом Дауна. Данный курс построен в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта коррекционно – воспитательной работы с детьми – инвалидами. Курс рассчитан на обучение детей дошкольного возраста, индивидуально, продолжительностью до 15 минут 1 – 2 раза в неделю. В результате обучения по данному курсу нужно выделить основные задачи:
- освоить технологию нетрадиционной изодеятельности (рисование пальчиком, кистью руки, выкладывание узоров из крупы, ягод, листьев, лепка из соленого теста, печатание поролоном, ватой, рисование парафином и т.д.);
- активизировать моторно – двигательную активность;
- уметь различать 4 основных цвета;
- формировать умение координировать свои движения;
- уметь ориентироваться в пространстве и на листе бумаги;
- формировать навыки совместной деятельности ребенка и взрослого.
Особенности коррекционно – воспитательной работы с аутичными детьми и детьми с синдромом Дауна
Термин «аутизм» (от греч. autos – сам) был введен Е. Блейлером (1857- 1939) для обозначения особого вида мышления, характеризующего «оторванностью ассоциации от данного опыта, игнорирование действительных отношений». Определяя аутичный тип мышления, Е.Блейлер подчеркивал независимость его от реальной действительности, свободу логических законов, захваченность собственными переживаниями. Ранний детский аутизм (РДА) в 1943 г. был выделен как отдельный клинический синдром Л. Каннером. На сегодняшний день РДА рассматривается как искажение психического развития, обусловленное биологической дефицитарностью центральной нервной системы (ЦНС) ребенка. Установлено, что РДА выражается в снижении контактов со взрослыми и сверстниками, и проявляется в его «погружении» в свой собственный мир. Интеллектуальное развитие детей протекает по – разному. Так IQ (коэффициент интеллекта) по тесту Д. Векслера, может быть у аутичного ребенка как слишком низким (при олигофрении), так и достаточно высоким (при психопатии). Основными клиническими признаками РДА являются:
- трудности коммуникации;
- побочные реакции на сенсорные раздражители;
- грубое нарушение развития речи;
- стереотипность поведения (Лебединский В.В., 1989 г., Никольская О.С., 1995г. и др.) Синдром Дауна – самая распространенная генетическая аномалия. По статистике, один младенец из 700 появляется на свет с признаками этого страдания. Частота появления детей с синдромом Дауна практически одинакова в разных странах, климатических зонах, социальных слоях . Дети с синдромом Дауна помимо характерных внешних отличительных признаков страдают разными заболеваниями и патологическими состояниями. И они нуждаются в ранней, педагогической помощи. Выбирая стратегию и тактику обучения детей с синдромом Дауна, следует учесть, что они успешнее всего обучаются, если удается использовать все их сенсорные системы. Процесс коррекционно – педагогической реабилитации детей с проблемами в развитии, должен быть направлен на развитие у них любознательности, интереса к окружающему миру, одновременно обучая их действовать с предметами, играть, рисовать и т.д.
Использование нетрадиционной методики изодеятельности в коррекционно – воспитательной работе
В связи с особенностями развития данная группа детей особенно нуждается в целенаправленном воспитании и обучении. Они не могут усвоить общественный опыт спонтанно как здоровые дети. Чаще всего у таких детей искаженное восприятие окружающей действительности, чувство тревожности, страха, трудности в общении нежелание вступать в контакт с окружающими и множество других проблем, заставляют искать новые способы воздействия на активизацию познавательной деятельности. Одно из значительных мест занимают дидактические игры и коррекционные упражнения. Отсутствие вербальных способов общения, побуждают активизировать сенсорно – моторную зону для развития мелкой моторики рук. Спецификой данной работы является то, что предполагается активное участие ребенка в коррекционно – воспитательном процессе на основе нетрадиционной изодеятельности и дидактической игры. Программа предусматривает следующее:
- развитие кинестических ощущений;
- преодоление брезгливости к изобразительным материалам (краски, пластилин);
- развитие творческих способностей;
- развитие интереса к окружающему;
- приобретение объема знаний, умений и навыков, позволяющих положительно относиться к обучающему процессу. Программа соответствует гуманистической направленности государственной политики в области коррекционно – воспитательной работы с детьми – инвалидами.
Организация дополнительных индивидуальных занятий по изодеятельности
- Создание зоны психологического комфорта;
- формирование по мере возможности творческих и интеллектуальных способностей ребенка;
- осуществление дифференцированного подхода с учетом психического, умственного развития и степени заболевания;
- доступность технологического процесса;
- подбор изобразительных средств хорошо знакомых детям;
- смена различных видов деятельности позволяющих удерживать интерес и внимание до 10 – 15 минут.
Цель и задачи курса нетрадиционной изодеятельности в коррекционно воспитательной работе
В группе детей с проявлением РДА и синдромом Дауна было выявлено, что страх, отвращение, гнев были основными эмоциями у детей. Отсутствие таких эмоций как интерес, радость, удивление, ставило в тупик всю коррекционно – воспитательную работу. Самая главная эмоция в человеке – это интерес, так как именно эта эмоция обеспечивает работоспособность. Эмоция интереса является главной мотивационной составляющей процессов восприятия, внимания, познания. Поэтому целью данного курса является: раскрыть внутренний потенциал ребенка в открытии собственных резервов для преодоления страхов, замкнутости, отрешенности от окружающего.
Задачи:
- способствовать формированию эмоционально – волевых качеств в процессе творческой деятельности;
- способствовать формированию интереса к изодеятельности через овладение способами и приемами в наиболее доступной форме;
- формировать умение ребенка вовлекать себя в игровую и изобразительную деятельность;
- способствовать формированию начальных качеств самостоятельности.
Основные мотивы и методы работы
- Прежде чем начать занятие, ребенку необходимо снять внутреннее напряжение, ощутить психологическую и физическую раскованность;
- изображать то, что обусловлено программными задачами занятия;
- изображать предмет после тщательного обследования – зрительного, слухового, тактильного и в нужных ситуациях на вкус;
- изображать предметы с участием пальцев кисти руки, дополнительных технических средств – кисточка, трубочка, губка, вата и т.п.;
- изображать предметы путем примакивания, прикладывания, разбрызгивания, печатания, и т.д. ;
- использовать дополнительные средства изображения – цветное соленое тесто, цветной клейстер, бумажные салфетки, крупы, фасоль, горох, макаронные изделия, сухофрукты, спички и т.д.
Главные принципы данной программы – доступность, легкость изображения, хорошо знакомые ребенку изобразительные средства и материалы. Сенсорные способности, изобразительные навыки развивать на основе пальчиковых игр и упражнений, дидактических игр по методике М.Монтессори, традиционной дидактики – Е.А. Стребелевой, Е.А. Екжановой и др.
Учебно – тематическое планирование
Неделя | Тема | Основные направления работы | Вид и содержание работы | |
Сентябрь | I | Обследование Диагностика | ||
II | ||||
III | Экскурсия в природу | «Осень», «Листопад» | ||
IV | Наблюдения за явлениями природы | «Дождь», «Облака» | ||
Октябрь | I | Основные цвета | Различение 3-4 основных цветов | Дидактическая игра «Дерево» |
II | Составление целого из частей | «Яблоня», лепка, коллаж, наклеивание соленого теста, пуговиц | ||
III | Развитие мелкой моторики | «Веточка вишни», аппликация из засушенных листьев, цветные отпечатки пальцев | ||
IV | Формирование понятий верх – низ | «Дерево», рисование, печатание ладонью; «Падают, падают листья», печатание поролоновой губкой. | ||
Ноябрь | I | Природные явления | Развитие мелкой моторики рук | Д/и «Дождь идет», рисование цветной клейстер по бумаге |
II | Различение синего цвета | «Тучи по небу гуляют», лепка, налеп на готовое изображение | ||
III | Формирование представлений о растительном мире | «Гриб», аппликация, наклеивание по контуру фасоли, гороха | ||
IV | Домашние животные | Формирование представлений о домашних животных | Д/и «Мой друг, цыпленок», рисование зернышек на ладони ребенка; «Найди маме деток», лепка из цветного соленого теста | |
I | Развитие дифференциров. движений пальцев рук | Д/и «Построим домик», лепка, налепы на мелкие детали домика | ||
Декабрь | II | Сезонные изменения в природе | «Дом в снегу», аппликация, наклеивание кусочков ваты и крупы | |
III | Формирование представлений о сезонных изменениях в природе | «Снег, снег идет…» рисование, набрызг зубной щеткой и белой гуашью | ||
IV | ||||
Январь | I | Декоративно – прикладное искусство | Формирование умений ориентироваться на плоскости листа бумаги | «Разноцветный мир», восприятие цвета, действие по подражанию |
II | Формирование зрительно – двигательной координации | «Красивый шарик», аппликация, наклеивание готовых форм на воздушный шарик | ||
III | «Змейка», коллаж из крупы, фасоли | |||
IV | «Поднос для куклы», выкладывание узора из макаронных изделий | |||
Февраль | I | Геометрические формы | Классификация предметов по признакам | Д/и «Мухомор», барельефное изображение из соленого теста, лепка |
II | Развитие образного восприятия | «На что это похоже?», «Чудо геометрия», выделение формы, рисование конторским клеем | ||
III | Ознакомление с видами транспорта | «Помощники человека», составление из геометрических форм виды транспорта | ||
IV | Ознакомление с видами связи | Д/и «Почтовый ящик», «Красивый узор», рисование на цветном картоне зубной пастой | ||
I | Украшения | Формировать умение обращать внимание на пространственное расположение деталей, на их соотношение с другими частями в целом рисунке | Д/и «Бабочка», лепка, барельефное изображение из соленого теста |
Март | II | Эстетическое воспитание | «Ваза с цветами», аппликация, наклеивание готовых форм и мятой бумажной салфетки | |
III | Домашние животные и подводный мир | Ознакомление с домашними животными | Д/и «Корзина с котятами»; аппликация «Угощение для котят», наклеивание готовых форм и мятой бумажной салфетки | |
IV | Ознакомление с подводным миром | Д/и «Аквариум»; рисование по цветному клейстеру песком, поваренной солью, печатание сырыми овощами, ладонью | ||
Апрель | I | Искусство предметного мира | Формирование целостного образа предмета | Д/и «Солнышко», барельефное изображение из соленого теста и спичек |
II | Ознакомление с предметами окружающего мира в природе | Д/и «Ежик», коллаж из соленого теста, крупы, гороха | ||
III | Предметы домашнего обихода | Ознакомление с предметами быта | «Сделай красивое блюдо», аппликация, наклеивание готовых форм и самоклеящихся обоев | |
IV | Ознакомление с кулинарными изделиями | Д/и «Покормите человечков», рисование по слою муки сухофруктами | ||
I | Волшебные картинки | Развитие речевого дыхания | Д/и «Веселое рисование», «Кап – кап – капельки», рисование по слою манки цветной краской из пипетки | |
II | Развитие мелкой моторики рук | «Веселые пузырьки», рисование, отпечатки цветных пузырьков, дорисовывание пальчиком | ||
III | Обследование | |||
IV | Диагностика |
Работа с родителями
Важнейшим условием положительной коррекционно- воспитательной работы с дошкольниками с ранним детским аутизмом (РДА) и синдромом Дауна является комплексное внимание педагогов, психологов и родителей. Родительское отношение к детям с проблемами в развитии зависит от того, как родитель воспринимает и понимает ребенка и его поведение. Характер родительского отношения к ребенку определяется многими факторами, в том числе особенностями психического развития ребенка. Семья, в которой родился ребенок с тяжелыми нарушениями в развитии, находится в условиях острой психотравматической ситуации. Со временем родительский стресс не уменьшается, а может даже увеличиваться, что связано с увеличением забот о ребенке и родительским пессимизмом относительно его будущего. Недостатки познавательной деятельности, начиная с раннего детства, препятствуют установлению нормальных взаимоотношений, что затрудняет усвоение социального опыта, формирование способов межличностного общения, тормозит эмоциональное развитие. Учитывая все это, необходимо уделить особое внимание взаимодействию педагогического коллектива с семьей. Семья, воспитывающая ребенка с РДА или с – м Дауна, в большей степени нуждается в квалифицированной помощи. В результате совместной деятельности педагогического коллектива и родителей определили первоочередные мероприятия по развитию сенсорно – моторной зоны у детей.
Работа с родителями по сенсорно-моторному развитию детей и развитию у творческих способностей
Направление деятельности | Ожидаемый результат |
Совместно с специалистами (дефектолог, педагог – психолог, педагог) провести анализ сенсорно – моторного развития ребенка | Предоставить показатели, на основании которых, будет разработана коррекционно – воспитательная работа в условиях ДОУ и семьи |
Сосредоточить основное содержание работы по коррекции когнитивной сферы ребенка | Формирование способности познания окружающей действительности в процессе продуктивной деятельности (рисование, лепка, аппликация) |
Организовать консультативный пункт для родителей по коррекционно – воспитательной работе в области сенсорного развития | Коррекция мелкой моторики рук детей с участием родителей |
Провести семинар – практикум для родителей: «Развитие сенсорно – моторной зоны в процессе продуктивной деятельности – рисование, лепка, аппликация» | Формирование у родителей необходимых знаний и интереса к совместной деятельности с ребенком |
Напечатать и распространить среди родителей дидактический материал на темы: «Пальчиковые игры и гимнастика»; «Монтессори – игра, Монтессори – терапия»; «Технология нетрадиционной деятельности» | Пропаганда методов и приемов коррекционно – воспитательной работы по развитию у детей мелкой моторики рук |
Обучить родителей методам и приемам обучения детей нетрадиционной продуктивной деятельности | Взаимодействие педагогического коллектива с семьей |
Изучение опыта семейного воспитания детей с РДА и с – м Дауна на развитие сенсорно – моторной зоны | Пропаганда передового опыта семейного воспитания детей, сотрудничество ДОУ и семьи. По результатам провести научно – практическую конференцию |
Алгоритм совместной деятельности педагогического коллектива группы «Особый ребенок» с семьей
- анкетирование родителей с целью выявления знаний и умений по организации изобразительной деятельности с детьми;
- совместное изучение, диагностика и анализ сенсорно – моторного развития детей;
- диагностика и анализ навыков и умений, творческих способностей у детей;
- посещение детей на дому с целью анализа условий для развития сенсорно – моторной зоны;
- участие родителей в составлении индивидуальных программ развития детей;
- ознакомление родителей с содержанием коррекционно- воспитательной работы по развитию сенсорно – моторной зоны;
- совместная работа по созданию материально – технической базы для организации коррекционно – воспитательного процесса (приобретение и изготовление дидактических игр, пособий, оборудование игровых и учебных зон);
- организация и проведение мероприятий по обмену опытом среди родителей: конкурсы – выставки на лучшие рисунки, аппликации, лепные работы, как детей, так и родителей, проведение фотовыставок, викторин;
- освещение передового опыта семейного воспитания по развитию у детей творческих способностей в средствах массовой информации.
Список литературы
- Башина, В.М. Ранний детский аутизм. [Текст]: методическое пособие / В.М. Башина. – М., Альманах «Исцеление», 2003. – 153 с.
- Выготский, Л.С. Антология гуманной педагогики. [Текст]: специальная педагогика / Л.С. Выготский. – М., Издательский дом Ш. Амонашвили, 2004. – 210 с.
- Копытин, А.И. Практикум по арт – терапии. [Текст]: методическое пособие / А.И. Копытин. – Питер, 2004. – 198 с.
- Морозов, С.А. Аутичный ребенок, проблемы в быту. [Текст]: методическое пособие / С.А. Морозов. – М., 2004. – 267 с.
- Никольская, О.С. Аутичный ребенок. Пути помощи. [Текст]: методическое пособие / О.С. Никольская. – М., 2005. – 213 с.
- Топалова, Е.П. Как развить художественные способности у детей. [Текст]: методическое пособие / Е.П. Топалова. – М., Айрис-пресс, 2004. – 128 с.
Примерные конспекты занятий
Дерево
рисование – печатание кистью руки
Цель:
- развивать мелкую мускулатуру кисти руки;
- учить различать зеленый цвет;
- формировать положительное отношение к процессу рисования, умение преодолевать брезгливость (к краскам)
Оборудование: рамка с пуговицами «Дерево»; листы бумаги 50х70 см с изображением дерева с листьями и без листьев; гуашь и клейстер зеленого цвета; таз с водой, салфетки.
Ход занятия.
Педагог предлагает ребенку на рамку «Дерево» пристегнуть крону дерева на пуговицы. Обращает внимание ребенка на рисунки с изображением дерева. Объясняет, что на этом дереве нет листьев, их нужно нарисовать. Акцентирует внимание ребенка на том, что листочки зеленого цвета. Показывает, что нужно опустить ладонь в краску, а затем приложить ее к поверхности листа, чтобы получился отпечаток. Затем вместе с ребенком делают отпечатки ладони. Педагог читает стихотворение И. Пивоваровой «Дуб». После этого ребенок моет руки. Вытирает салфеткой. Педагог предлагает ребенку вырезанный рисунок – гнездо с птичкой, ребенок может поместить гнездо на крону нарисованного дерева. Педагог поощряет ребенка для игровых действий с деревом, гнездом и птичкой.
Варианты:
- «Падают, падают листья» - (осеннее дерево) – печатание поролоновой губкой – использование зеленого, красного и желтого цвета;
- «На дереве распустились листочки (весеннее дерево), рисование – печатание ватными тампонами – зеленый цвет.
Яблоня
лепка – коллаж
Цель:
- развивать мелкие движения рук;
- развивать целенаправленные действия с предметами;
- формировать целостный образ предмета, составляя целое из частей;
- различать желтый и красный цвет;
- формировать эмоциональное отношение к совместной деятельности.
Оборудование: рамка с пуговицами «Дерево»; лист бумаги 20х30 см; вырезанные готовые формы из бумаги – крона дерева, ствол; соленое тесто, пуговицы красного, желтого цвета, влажная салфетка, клейстер, кисти.
Ход занятия.
Педагог предлагает ребенку на рамку «Дерево» пристегнуть крону дерева на пуговицы. Объясняет, что дерево можно сделать другим способом, приклеить крону и ствол к листу бумаги. Намазывает клейстером часть дерева, если ребенок желает, то можно предложить и ему кисть (участие должно быть добровольным), и выполнить наклеивание вместе с ним. Педагог объясняет, что это яблоня и на ней уже созрели яблоки, так как сейчас осень, все фрукты и овощи созрели. Затем педагог отщипывает от целого куска соленого теста маленький кусочек, раскатывает его указательным и большим пальцами в круглый шарик и прикрепляет к кроне дерева, а сверху прикрепляет пуговицу желтого или красного цвета. Предлагает ребенку прикрепить яблочки на крону. В ходе работы педагог называет, какого цвета пуговица, в таких вариантах: «Вот какое красивое красное яблоко!» В конце занятия ребенок вытирает руки влажной салфеткой. Педагог благодарит ребенка. Можно попросить ребенка, если он не устал показать желтые или красные яблоки.
Веточка вишни
аппликация – наклеивание засушенных листьев дерева
Цель:
- формировать целостный образ предмета, составляя целое из частей;
- учить намазывать клейстер на засушенные листья;
- развивать мелкие движения кисти рук
- воспитывать усидчивость в работе и вырабатывать целенаправленность деятельности
Оборудование: лист бумаги 20х30 см с рисунком голой ветки; засушенные листья; клейстер, кисти, салфетка, гуашь красного цвета.
Ход занятия.
Педагог предлагает ребенку на рамку «Дерево» пристегнуть кроны дерева на пуговицы. Потом говорит. Что у каждого дерева есть ствол. От ствола растут ветки, а на ветках листья. Обращает внимание ребенка на нарисованную ветку и засушенные листья. Затем прикладывает листья к ветке. Предлагает ребенку приклеить листочки. Намазывая их клейстером. Показывает технику намазывания и приклеивания. Ребенок самостоятельно выполняет задание. После этого педагог предлагает нарисовать у ветки ягоды вишни. Обмакивает пальчик ребенка в красную гуашь и прикладывает к листу бумаги. Остальные ягоды ребенок рисует самостоятельно. В конце работы педагог просит ребенка показать листочки ягоды, сопровождая действия ребенка словом.
Тучи по небу гуляют…
лепка – налепы на готовое изображение
Цель:
- Развивать творческое воображение
- Развивать мелкие движения рук
- Формировать целостный образ, активизировать представления о предметах
- Формировать умение сотрудничать со взрослым
Оборудование: рамка – шуровка; соленое тесто синего цвета; лист бумаги 20х30 см с изображением пейзажа; влажная салфетка
Ход занятия.
Педагог предлагает ребенку на рамку – шнуровку «Дождь идет» протянуть тесьму в отверстие. Чтобы получился дождик. Педагог показывает нарисованную картинку и предлагает ребенку сделать тучи облака из соленого теста. Показывает, что нужно отщипнуть кусочек от целого куска, раскатать круговыми движениями рук. А затем сплюснуть тесто и наклеить на картинку. ребенок выполняет задание. А педагог комментирует все его действия вслух. В конце можно предложить мелкие игрушки – зайки гуляют на поляне.
Гриб
аппликация – наклеивание по контуру фасоль, горох
Цель.
- Развивать мелкие движения, целенаправленность действий
- Формировать навык работы с кистью и клейстером
- Создавать эмоционально положительное отношение к данному занятию
Оборудование: рамка – шнуровка; лист бумаги 20х30 см, с изображением контура гриба; кисть; клейстер; фасоль; горох; салфетка.
Ход занятия.
Педагог предлагает ребенку на рамку – шнуровку «Дождь идет» протянуть тесьму в отверстия, чтобы получился дождь. Педагог обращается к ребенку, что прошел дождь и из земли стали расти грибы. Показывает картинку с контурным изображением гриба. Показывает, что грибы бывают разные, по форме, цвету, размеру и т.д. затем объясняет, что нужно из фасоли сделать шляпку, а из гороха ножку. Обращает внимание ребенка на то. Что за контур выходить нельзя. Перед выкладыванием зерен нужно гриб хорошо намазать клейстером, а затем сверху, внутри контура из зерен фасоли и гороха выложить гриб. Ребенок выполняет работу самостоятельно, педагог комментирует все его действия. В конце занятия предложить ребенку мелкие игрушки зверей – они любуются красивым грибом.
Дождь идет
рисование цветным клейстером
Цель:
- Развивать мелкие движения, целенаправленность действий
- Формировать понятие «сверху – вниз»
- Соблюдать направление кисти руки
- Создавать эмоционально положительное отношение к совместной деятельности.
Оборудование: рамка – шнуровка; лист бумаги 20х30 см с изображением пейзажа; клейстер синего цвета; «расческа»; влажная салфетка.
Ход занятия:
Педагог предлагает ребенку на рамку – шнуровку «Дождь идет» протянуть тесьму в отверстия, чтобы получился дождик. Затем педагог показывает картинку пейзаж и предлагает нарисовать дождик. Педагог наливает немного клейстера синего цвета в верхней части листа бумаги, берет «расческу», вырезанную из плотного картона и проводит движение сверху – вниз, размазывая клейстер по листу бумаги. Затем предлагает выполнить задание самостоятельно. Педагог следит. Чтобы ребенок соблюдал направление движения расчески сверху – вниз. В конце можно предложить ребенку вырезанные изображения грибов, ребенок выкладывает их в нижней части листа бумаги. Педагог хвалит ребенка, говорит, что от такого хорошего дождика выросло много грибов.
Мой друг, цыпленок
рисование, лепка
Цель:
- Развивать кинестические ощущения
- Развивать умение сотрудничать со взрослым, вступать с ним в контакт
- Учить детей преодолевать брезгливость (к краскам)
Оборудование: гуашь желтого цвета; игрушечные цыплята; соленое тесто.
Ход занятия.
Педагог, показывая детям цыплят, говорит, что они пришли в гости и хотят, чтобы их угостили зернышками. Так как цыплята очень маленькие, они привыкли клевать зернышки с ладони, поэтому педагог предлагает нарисовать на ладони зернышки и накормить цыплят. Ребенок макает кончиком пальца в желтую гуашь, а затем прикладывает к ладони, делая отпечаток. Педагог показывает, что цыпленка нужно брать нежно в руку, он маленький, и клювом прикладывать к «зернышкам». Далее, педагог просит ребенка слепить из соленого теста зернышки, положить их в коробочку для цыпленка. Ребенок отщипывает мелкие кусочки теста и раскатывает его указательным и большим пальцами, придавая округлую форму. Воспитатель поощряет действия ребенка, говорит, что когда дети уйдут из садика домой, цыпленок будет клевать зернышки и будет сытым. В конце дети играют с цыплятами, кормят их зернышками.
Красивый забор
рисование кусочками свеклы и моркови
Цель:
- Учить брать предметы щепотью
- Развивать хватание и ручную моторику
- Учить опознавать животных по рассказу педагога
- Формировать понятие «сверху – вниз»
- Формировать эмоциональное отношение к совместной деятельности.
Оборудование: картинки с изображением домашних животных и их детенышей; листы бумаги 20х30 см; кусочки свеклы и моркови; влажная салфетка.
Ход занятия.
Педагог предлагает ребенку подобрать к каждому животному детеныша – найти маме деток. Потом педагог говорит, что все детки разбежались от мам, так как нет хорошего забора. Предлагает ребенку нарисовать красивый забор. Педагог показывает лист бумаги. Берет кусочек свеклы. Проводит линию на листе бумаги сверху – вниз, затем рисует линию морковью. Таким образом. Чередуя кусочки овощей нужно дорисовать забор. Ребенок выполняет задание, а педагог помогает словесными указаниями. В конце занятия предлагает поставить всех животных за красивый забор. Ребенок выполняет игровые действия.
Построим домик
налепы на мелкие детали домика
Цель:
- Учить видеть целостный образ предмета
- Развивать творческое воображение
- Развивать мелкие движения кисти рук
- Формировать положительное отношение к продуктивной деятельности.
Оборудование: пластмассовая доска с прорезями в форме домиков; фигурки к прорезям; лист бумаги с изображением домика; цветное соленое тесто 2-3 цветов; влажная салфетка.
Ход занятия.
Педагог предлагает ребенку собрать домик на пластмассовой доске, заполнить прорези вкладышами. После этого показывает ребенку нарисованный домик, но без окон и двери. Предлагает ребенку, показать где находятся окна и дверь. Показывает, что из тонких жгутиков раскатанного теста можно налепить окна и дверь. Педагог показывает, что нужно отщипнуть кусочек теста, раскатать его между ладонями, в тонкие жгутики, которые можно налепить на рисунок домика, на то место, где должны быть окна и дверь. Ребенок выполняет задание под словесные указания педагога. В конце обыграть игровую ситуацию – заселение жильцов в домик – мелкие игрушки животных.
Снег, снег, снег идет…
рисование – набрызг с помощью зубной щетки
Цель:
- Развивать координационные действия обеих рук
- Формировать целенаправленность деятельности
- Развитие мелкой моторики рук и пальцев
- Формировать желание для совместной деятельности.
Оборудование: пластмассовая доска с прорезями в форме домика; фигурки к прорезям; лист бумаги 20х30 см с изображением домика на голубом фоне; зубная щетка; белая гуашь (жидкая); палочка; влажная салфетка.
Ход занятия.
Педагог предлагает ребенку собрать домик на пластмассовой доске, заполнить прорези вкладышами. Затем предлагает рассмотреть изображение домика на голубом фоне. Педагог обмакивает зубную щетку в белую гуашь, затем движением палочки вперед по ворсу щетины направляет движение брызг гуаши на лист бумаги. Затем педагог предлагает ребенку выполнить задание самостоятельно, комментируя действия ребенка словом. В конце педагог предлагает ребенку маленькие картинки с изображением снеговика, деревьев, детей – для создания игровой ситуации.
Ваза с цветами
аппликация – наклеивание готовых форм
Цель:
- Формировать целостный образ предмета и активизировать представление о предметах
- Развивать мелкую моторику пальцев рук, сгибательные и разгибательные движения кистей рук
- Развивать внимание и воображение.
Оборудование: сюжетная картина «Подоконник» с вкладками; листы бумаги 20х30 см; вырезанные готовые формы; бумажные салфетки; кисти, клейстер, салфетки.
Ход занятия.
Педагог предлагает ребенку рассмотреть сюжетную картинку «Подоконник» с вкладками. Затем убирает вкладки и просит ребенка положить вкладки на место, обращая внимание ребенка на красоту бутонов – вкладок. Затем педагог предлагает ребенку посмотреть на лист бумаги с изображением зеленой ветки в центре листа и вырезанные готовые формы – листья, ваза. Педагог предлагает наложить на поверхность листа вырезанные формы, давая словесные инструкции: «Вот здесь давай поставим вазу. В вазу можно поставить ветки. На ветках растут листочки, где ты их расположишь? Давай салфетку вот так руками сомнем – это у нас будет цветок. Получилась красивая картинка, «Ваза с цветами», теперь можно ее приклеить, намазывай клеем и приклеивай». Ребенок выполняет работу самостоятельно, при затруднении педагог помогает ребенку. В конце занятия вместе рассматривают картинку, педагог просит показать – где расположена ваза, где листочки, а где бутоны цветов.
Угощение для котят
аппликация – наклеивание готовых форм
Цель:
- Учить обращать внимание на пространственное расположение деталей и на их соотношение с другими частями целого
- Развивать сгибательные и разгибательные движения кисти рук
- Развивать внимание и воображение
Оборудование: сюжетная картинка «Котята в корзине» с вкладками; листы бумаги 20х30 см; вырезанные готовые формы; кисти, клейстер, бумажные салфетки, влажная салфетка.
Ход занятия.
Педагог показывает ребенку сюжетную картинку «Котята в корзине». Убирает вкладки и просит ребенка наложить вкладки на место. После этого предлагает ребенку приготовить угощение для котят – миску со сметаной. Просит ребенка наложить на чистый лист бумаги, вырезанные 2 миски, по количеству котят. Педагог показывает и поясняет ребенку, что «сметану» можно сделать из бумажной салфетки, предварительно смяв ее в руках. Ребенок видит конечный результат, а затем приступает к наклеиванию всех деталей. В конце педагог предлагает показать, как он будет угощать котят.
Красивый узор
рисование зубной пастой
Цель:
- Развивать мелкую моторику
- Развивать силовое усилие кисти руки
- Развивать творческое воображение
- Учить видеть форму в предмете
- Формировать положительное эмоциональное отношение в совместной деятельности.
Оборудование: почтовый ящик – коробка с разным количеством прорезей различной конфигурации; объемные фигурки, соответствующие прорези в коробке; лист цветного картона 20х30 см.; тюбик зубной пасты; влажная салфетка.
Ход занятия.
Педагог ставит перед ребенком коробку, обращая его внимание на прорези, а рядом выкладывает объемные фигурки, так чтобы основание каждой фигуры, соответствующее форме прорези, оказалось вверху. Педагог предлагает опустить все «посылки» в почтовый ящик, то есть определить к какой прорези подходит та или иная форма. В случае затруднения педагог просит ребенка примерить фигуру к прорези, поворачивая нужной стороной. Затем педагог обращает внимание ребенка на лист картона и тюбик пасты. Обращается к ребенку с просьбой написать письмо, говорит, что в почтовый ящик можно класть письма для отправки в другие города. Затем показывает, как можно «написать» письмо. Дает картон, тюбик пасты и ребенок самостоятельно выполняет задание. После этого педагог говорит, что когда письмо высохнет, его отправят в почтовый ящик. В конце, если у ребенка будет желание можно предложить открытки и фломастеры, чтобы ребенок мог «написать» всем, кому захочет.
Бабочка
барельефное изображение
Цель:
- Развивать мелкие движения рук
- Учить выполнять направленные движения указательным и большим пальцем
- Учить различать цвета, ориентироваться на цвет, как на значимый признак
- Формировать целостный образ предмета, составляя целое из частей.
Оборудование: бабочка, сшитая из ткани, состоящая из частей, которые скрепляются пуговицами; соленое тесто красного, желтого, зеленого и синего цвета; лист картона с наклеенным силуэтом бабочки; влажная салфетка.
Ход занятия.
Педагог показывает ребенку бабочку, и предлагает скрепить ее части, застегнув пуговицы. После этого показывает лист картона с силуэтом бабочки и соленое тесто. Объясняет, что если отщипнуть и скатать большим и указательным пальцем шарик или маленький жгутик, то ими можно украсить силуэт бабочки. Предлагает ребенку выполнить задание, в ходе работы, фиксирует действия ребенка словом, советует, где лучше расположить элемент узора. В конце педагог читает стихотворение о бабочке.
Солнышко
барельефное изображение
Цель:
- Развивать мелкие движения рук, умение выполнять круговые движения кистями рук
- Развивать сгибательные и разгибательные движения указательного и большого пальца
- Создавать эмоциональное положительное отношение к выполнению задания и результату своих действий.
Оборудование: макет солнца с прищепками; соленое тесто желтого цвета; фасоль; спички, окрашенные в желтый цвет; влажная салфетка.
Ход занятия.
Педагог показывает ребенку макет солнца с прищепками – это лучики. Если их снять, то солнышко не будет светить, будет отдыхать, когда прикрепим лучики, оно снова будет освещать все вокруг. Ребенок снимает , а затем прикрепляет прищепки. Педагог предлагает сделать солнышко. Берет комочек теста, раскатывает между ладонями круговыми движениями. затем сплющивает, кладет на дощечку. Просит ребенка сделать такое же солнышко. Когда ребенок выполнит задание. Педагог говорит, что из фасолин можно сделать глаза и рот, ребенок самостоятельно должен прикрепить фасолину туда, где он считает, находятся глаза и рот. После этого педагог показывает, как сделать лучики – воткнуть спичку в кромку круга. Ребенок выполняет это задание. В конце педагог читает русские народные потешки о солнце.
Поднос для куклы
выкладывание узора из макаронных изделий
Цель:
- Развивать мелкую моторику
- Отрабатывать практические действия с предметами
- Учить соотносить предметы в зависимости от их правильного местоположения
- Учить оценивать свои действия. Радоваться положительному результату.
Оборудование: кукла, сделанная из пластиковой бутылки; «гардероб» куклы: юбка из ленточек, прикрепляемых к поясу липучками и кнопками, заколки, завязки, резинки; лист картона круглой или овальной формы; отваренные макароны; влажная салфетка.
Ход занятия.
Педагог ставит на стол куклу и говорит, что кукла собирается в гости на праздник и просит ее нарядить – завязать резиночки, «сшить» красивую юбку, приколоть заколки. Педагог показывает, как все это можно сделать. Ребенок выполняет задание. После этого педагог говорит ребенку, что в честь праздника надо кукле сделать и подарить подарок. Показывает листы картона и отваренные макароны. Предлагает ребенку сделать узор на подносе – форму подноса ребенок выбирает сам. Педагог на оставшуюся форму начинает выкладывать узор из макарон, фиксируя свои действия словом, и ребенку предлагает составить свой узор. В конце педагог вместе с ребенком показывает поднос кукле, дарят его в подарок.
Змейка
лепка – коллаж
Цель:
- Учить понимать результат словом «такой», «не такой»
- Учить действовать по подражанию
- Развивать мелкую моторику
- Формировать положительное отношение к игре. Творческое воображение.
Оборудование: листы картона с орнаментами, состоящие из кругов различного цвета; цветные пластмассовые крышки; соленое цветное тесто; фасоль, цветные ленточки, влажная салфетка.
Ход занятия.
Педагог расставляет перед собой и ребенком один из орнаментов и набор цветных крышек, обращая внимание на их не одинаковость по цвету. Затем объясняет, как можно собрать орнамент, чтобы он получился красивым рисунком. В ходе работы педагог фиксирует действия ребенка «взял такой», или «взял не такой». Затем педагог обращает внимание ребенка на то, что из кусочка соленого теста можно сделать змейку и украсить ее красивым орнаментом из фасоли и обрывков бумаги. Показывает, как нужно раскатать тесто и как украсить змейку. После этого педагог предлагает ребенку самостоятельно выполнить задание. Все действия ребенка педагог фиксирует словами и дает указание для следующего этапа работы. В конце педагог читает стихотворение о змейке.
Мухомор
барельеф из соленого теста
Цель:
- Продолжать знакомство с основными геометрическими фигурами
- Учить составлять целое из разных геометрических форм и их частей
- Учить видеть форму в предмете
- Развивать мелкую моторику
- Развивать творческое воображение и фантазию.
Оборудование: рамка – вкладыш с прорезями геометрических фигур; соленое тесто красного и белого цвета; картон 10х15 см.; влажная салфетка.
Ход занятия.
Педагог перед ребенком выкладывает рамку – вкладыш и показывает геометрические фигуры, обращает внимание на цвет, форму и различные комбинации этих геометрических фигур. Затем педагог из половинки круга и тонкого прямоугольника складывает гриб. Предлагает ребенку сделать из красного теста шляпку гриба и ножку из белого теста, украсить шляпку белыми горошинами из белого теста. Педагог показывает и фиксирует свои действия словом, объяснением. Потом ребенок по образцу выполняет задание. Педагог помогает, направляет его действия. В конце предлагает из геометрических фигур сделать еще один гриб.
Помощники человека
аппликация из готовых геометрических форм
Цель:
- Знакомить детей с основными геометрическими фигурами
- Учить составлять целое из разных геометрических фигур и их частей
- Учить видеть форму в предмете
- Развивать фантазию и воображение.
Оборудование: рамка – вкладыш с прорезями геометрических фигур; листы картона 20х30 см; готовые геометрические фигуры из цветного картона; кисти, клейстер, салфетки.
Ход занятия.
Педагог перед ребенком выкладывает рамку – вкладыш и показывает геометрические фигуры, обращает внимание на цвет, форму и различные комбинации этих геометрических фигур. Побуждает ребенка выполнить понравившиеся комбинации. Обращает внимание на то, что есть вырезанные из картона фигуры и из них можно сделать интересные предметы. Педагог просит ребенка по ее указанию брать и класть на лист картона названную фигуру. Так собирается машина – квадрат, прямоугольник, два круга. Из прямоугольника, квадрата, овала – трактор, и т.д. после того, как ребенок увидит конечный результат, педагог предлагает наклеить все детали на лист картона. В конце педагог предлагает ребенку маленькие игрушки для игры: «Покатай мишку на машинке».
На что это похоже?
рисование конторским клеем
Цель:
- Развивать силовое усилие кисти руки
- Учить видеть форму в предмете
- Развивать творческое воображение. Фантазию
- Формировать эмоционально положительное отношение к совместной деятельности.
Оборудование: рамка – вкладыш с прорезями геометрических фигур; листы картона 20х30 см; бутылочка (обязательно из пластмассы) с конторским клеем – в пробке которого сделана маленькая дырочка; гуашевые краски, кисть, баночка с водой, салфетка.
Ход занятия.
Педагог предлагает ребенку поиграть с бутылочкой клея. Объясняет, что игра необычная. Надо повернуть бутылочку клея вниз пробкой и надавить на бока бутылочки. Из дырочки польется клей, надо эту струйку нанести на лист картона (произвольно). Педагог показывает весь процесс работы, затем предлагает ребенку выполнить подобное задание самостоятельно. После того, как ребенок выполнит задание, педагог говорит, что нужно подождать пока клей высохнет, а затем покрасить красками. Пока клей сохнет, педагог предлагает ребенку рамку – вкладыш с прорезями геометрических фигур. Ребенок по цвету и форме создает различные комбинации геометрических фигур. После этого предлагает ребенку взять кисточку и покрыть весь лист картона красками, какие ребенку нравятся. Когда ребенок выполнит задание, педагог показывает, какие фигуры или предметы получились – (места, где был клей, не закрашиваются). Педагог сам называет, что получилось и показывает ребенку.
Сделай красивое блюдо
аппликация – наклеивание готовых форм
Цель:
- Развивать мелкие движения рук и целенаправленность действий
- Учить различать предметы по цвету, форме, назначению
- Создать эмоционально положительное отношение к выполнению задания и результату своей работы.
Оборудование: коробка с большим количеством гороха и фасоли; баночки, на которых нарисованы лица человечков, у которых вместо рта прорези; цветной картон овальной формы; готовые геометрические формы, вырезанные из самоклеящихся обоев.
Ход занятия.
Педагог обыгрывает приход веселых человечков в гости к ребенку и предлагает накормить гостей. Показывает, как правильно нужно кормить гостей. В ходе игровых действий педагог фиксирует в речи способ действия: «Кушай, мальчик, фасоль», «Кушай, девочка, горох». Затем педагог предлагает ребенку сделать красивое блюдо для гостей. Показывает лист картона овальной формы и готовые цветные формы – круги, квадраты, прямоугольники, полоски, треугольники. Просит ребенка наложить на овал формы так, как ему хочется. После этого показывает, что нужно снять защитную пленку с формы и приклеить к овалу. Ребенок выполняет работу самостоятельно. В конце можно положить горсть фасоли и гороха на готовое блюдо и еще раз покормить человечков.
Угощение ежику
лепка – коллаж
Цель:
- Развивать мелкие движения рук и целенаправленность действий
- Формировать зрительно – двигательную координацию и ориентацию в пространстве
- Формировать устойчивость внимания
Оборудование: макет ежика с прищепками; соленое тесто разного цвета; фасоль, горох, пуговицы, кусочки ткани, клейстер, цветной картон, влажная салфетка.
Ход занятия.
Педагог обращает внимание ребенка на то, что ежик стоит без «иголок», (прищепки лежат на подносе рядом). Педагог говорит. Что ежик заболел и «иголки» опали, просит ребенка прикрепить ежику «иголки», и ежик выздоровеет. Затем обращает внимание ребенка на разложенный материал и предлагает ему сделать угощение для ежика. Педагог говорит ребенку о том, что каждый будет делать свою работу. Показывает материал из чего можно сделать угощение. Педагог конкретно показывает, что нужно сделать, просто рассуждает вслух: «Я возьму красное тесто и сделаю красное яблоко, прикрепив к нему зеленую тряпочку, это будет листок». Или другой вариант: «На картонку наклею фасоль и горох в форме гриба, и угощу ежика». Педагог просит ребенка сделать то, что ему нравится. Если ребенок повторяет за педагогом, то педагог помогает ребенку советом или подсказкой внести дополнение или небольшое изменение, чтобы у ребенка появилось чувство удовлетворения, что у него не совсем такое угощение, как у педагога. В конце ребенок и педагог угощают ежика.
Морское дно
рисование – печатание сырыми овощами
Цель:
- Формировать целостный образ предмета и активизировать представления о предметах
- Развивать сгибательные и разгибательные движения кистей рук
- Учить различать четыре основных цвета
- Развивать внимание и воображение.
Оборудование: сюжетная картинка «Аквариум» с вкладками; листы бумаги 20х30 см – фон морского дна; срезы сырых овощей – лук, морковь, картофель, гуашь – желтого, красного, зеленого, синего цвета; таз с водой, салфетки.
Ход занятия:
Педагог предлагает ребенку рассмотреть сюжетную картинку «Аквариум», убирает вкладки и просит наложить вкладки на место, затем показывает лист с фоном морского дна, срезы овощей, рассказывает, что в море живут красивые морские обитатели – рыбы, осьминоги, медузы, крабы, красивые растения. Свой рассказ педагог подтверждает действиями – отпечаток всей ладони с растопыренными пальцами – это осьминог, отпечаток среза моркови – рыбка, отпечаток среза лука – медуза, а отпечатки среза картофеля – это камешки на морском дне. Педагог предлагает повторить все действия самостоятельно. Если ребенок затрудняется, помочь ему советом, показом. В конце похвалить ребенка и повесить картинку на стену.
Морской берег
рисование по слою цветного клейстера
Цель:
- Развивать у детей сгибательные и разгибательные движения кистей рук
- Учить брать щепотью, выполнять двигательные движения щепотью
- Создавать эмоционально положительное отношение к выполнению задания и результату своих действий
Оборудование: сюжетная картинка «Морской берег» с вкладками; листы бумаги 20х30 см – фон берега моря; клейстер, кисть, сухой песок, поваренная соль, влажная салфетка.
Ход занятия.
Педагог предлагает ребенку рассмотреть сюжетную картинку, убирает вкладки и просит наложить вкладки на место. После этого педагог показывает ребенку лист бумаги с фоном морского берега. Обращает внимание ребенка на то, что есть море, по морю плывет лодка, над морем летают птицы, а песка на берегу нет. Предлагает ребенку сделать песочный берег. Объясняет, что на чистом месте, где не закрашено краской, надо намазать, толстым слоем клейстера. Ребенок выполняет это задание. После того, как ребенок закончит, педагог показывает, что нужно взять щепотью соль и посыпать сверху клейстера, а затем сверху песком. Педагог помогает ребенку посыпать поверхность листа бумаги. В конце педагог хвалит ребенка и говорит, что когда клейстер высохнет, и песок с солью прилипнут, они посадят на песочный берег игрушечных зверушек для игры.
Торт для человечков
рисование – по слою муки, узор из сухофруктов
Цель:
- Развивать мелкие движения рук
- Учить хватать щепотью, познакомить с указательным типом хватания
- Создать эмоционально положительное отношение к совместной деятельности
Оборудование: коробка с большим количеством гороха и фасоли; баночки, на которых нарисованы лица человечков, у которых вместо рта прорези; миска с мукой; горсть сухофруктов; влажная салфетка.
Ход занятия.
Педагог обыгрывает приход веселых человечков в гости к ребенку и предлагает покормить гостей, и что мальчик любит фасоль, а девочка – горох. Показывает, как правильно нужно кормить гостей. В ходе игровых действий педагог фиксирует в речи способ действия: «Покормим мальчика фасолью», «Покормим девочку горохом». Затем педагог предлагает ребенку еще приготовить угощение, сделать для человечков торт. Показывает на листе бумаги круглой формы как можно класть сухофрукты, чтобы получился красивый торт. После это просит ребенка по слою муки выложить сухофрукты, каким узором он желает. В конце педагог с ребенком обыгрывают угощение человечков.
Кап – кап – капельки…
рисование – по слою манки капли краски
Цель:
- Развивать мелкую моторику рук
- Формировать умение набирать в пипетку краску и капать капли
- Узнавать и различать предмет круглой формы
- Формировать эмоционально положительное отношение к выполнению задания
Оборудование: плотная коробка с темным фоном на дне; манка, покрывающая дно коробки тонким слоем; краска, пипетка, миска с манкой, влажная салфетка.
Ход занятия.
Педагог показывает ребенку коробку с манкой и объясняет, что кроме карандашей, красок, фломастеров, можно рисовать пальчиком различные фигурки, предметы и изображения. Педагог показывает, как можно рисовать и как при этом легко можно стереть рисунок. Ребенок рисует по своему желанию. Затем педагог обращает внимание ребенка на стоящую миску с манкой, флакон с красками и пипетку. Педагог объясняет еще один способ рисования, из капелек краски. Показывает, как набирать краску в пипетку – двумя пальчиками сжимается резиновый колпачок, затем резко разжимается и краска набралась, а чтобы вылить краску, надо опять сжать колпачок. Капая капельки можно получить красивый узор.
Веселые пузырьки
рисование – отпечатки цветных пузырьков
Цель:
- Развивать дифференцированные движения пальцев рук
- Развивать творческое воображение
- Воспитывать усидчивость в работе и вырабатывать целенаправленность деятельности.
Оборудование: плотная коробка с темным фоном на дне, манка, покрывающая дно коробки тонким слоем; баночки с мыльным раствором разного цвета; трубочки для коктейля; картон 20х30 см; акварельные краски; влажная салфетка.
Ход занятия.
Педагог показывает ребенку коробку с манкой и объясняет, что кроме карандашей, красок, фломастеров, можно рисовать пальчиком различные фигурки, предметы и изображения. Педагог показывает, как можно рисовать и как при этом легко можно стереть рисунок. Ребенок рисует по своему желанию. Затем педагог обращает внимание ребенка на стоящие на столе баночки с водой (цветной) и трубочками, предлагает ребенку подуть в трубочку. Когда над банкой появляется обильная пена, педагог просит убрать трубочку, и накрывает пузырьки листом картона. На картоне остаются отпечатки пузырьков. Педагог предлагает ребенку дорисовать пальчиком глазки, рот – вот так получилась веселая мордашка из пузырьков. Ребенок выполняет задание самостоятельно.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Детско-родительский долгосрочный проект "Играя, учить, и учиться, играя"
Нынешние молодые родители в силу отсутствия игрового опыта с трудом сознают роль игры в развитии их детей. Уделяя внимание ребенку, родители в основном стараются "заниматься" с ребенком, а вот играть,...
«Учимся играть и рисовать дружно»
Конспект организованной образовательной деятельностипо художественно-эстетическому развитию во второй младшей группе.Тема: «Учимся играть и рисовать дружно»(нетрадиционная техника рисовани...
Консультация для педагогов «Развиваемся и учимся играя»Консультация для педагогов «Развиваемся и учимся играя»
Мы не однократно слышали о эффективной системе развивающих игр для детей созданной известными педагогами Никитиными, родителями семерых детей, создателями принципиально новой системы воспитания и оздо...
Играя учусь, чтобы учится, играя!! (интеллектуальное развитие детей через логико-математические игры)
laquo;За один день вы можете преподать ученику урок, но если вы воспитаете в нем любознательность и любопытство, то он будет продолжать учиться всю свою жизнь»(Клэй П Бодфорд)Дошкольное детство...
консультация "Учить? Играть? Учить играя!
консультация...
Консультация – практикум для родителей «Учимся, играя – играя, учимся!»
Расширение психолого-педагогической компетентности родителей в вопросах воспитания и развития детей (значение игрушки в жизни ребёнка)....
Родительское собрание во второй младшей группе « Учимся – играя, играя - учимся»
Одной из форм взаимодействия семьи и детского сада является родительское собрание.Родительское собрания для меня это «повернуться» лицом к семье, оказать ей педагогическую помощь, привлечь...