Интеграция разных образовательных областей в лепке русской глиняной игрушки
методическая разработка по аппликации, лепке (средняя группа) по теме

НАДАРЯН МАРИАМ ПЕТИКОВНА

 

Интеграция разных образовательных областей

в лепке русской глиняной игрушки

Развитие личности ребёнка на основе соприкосновения с народной глиняной  игрушкой

 

 

   1. Декоративно - прикладное искусство является одним из факторов гармонического развития личности. Посредством общения с народным искусством происходит обогащение души ребенка, прививается любовь к своему краю. Народное искусство хранит и передает новым поколениям национальные традиции и выработанные народом формы эстетического отношения к миру. Искусство народных мастеров помогает раскрыть детям мир прекрасного, развивать у них художественный вкус. Соприкосновение с народным декоративно-прикладным искусством обогащает ребенка, воспитывает гордость за свой народ, поддерживает интерес к его истории и культуре. 2. Познавая красоту народного творчества, ребенок испытывает положительные эмоции, на основе которых возникают более глубокие чувства: радости, восхищения, восторга. Образуются образные представления, мышления, воображения. Особую роль в развитии  детей  восприятия играет знакомство с книжной иллюстрацией, где во многих рисунках находят отражение национальные традиции, местный колорит. Художники одевают героев сказок в народные  костюмы, изображают знакомую природу .В  Рассматривании иллюстраций интегрируется образовательные области коммуникация, художественное творчество, музыка. 

 

Все это вызывает у детей стремление передать воспринятую красоту, запечатлеть те предметы народно - прикладного искусства, которые им понравились, у них пробуждается и развивается созидательная активность, формируются эстетические чувства и художественный вкус, эстетическая оценка к предметам.

В целях эмоционального воспитания рассматривание предметов декоративно-прикладного искусства желательно сопровождать художественным словом, прибаутками, потешками, образными словами, которые используют народные мастера, звучанием народной музыки, частушек, песен. 

 

Сказки, загадки, поговорки, пословицы- устное народное творчество представляют настоящую сокровищницу народной мудрости, образцы языка народа.

Песня, музыка, пляска передают гармония звуков, мелодию, ритм движений, в которых выражены черты характера народа.

Лепка и другие виды изобразительного искусства передают вкус , чувства формы, цвета, образа, которыми владеет  народ.

Но самое  главное, что должно присутствовать в работе педагога с детьми- это умение самому  удивляться. Ведь именно эмоциональный отклик взрослого выводит сознание ребёнка за пределы обыденности и включает в эстетическое  отношение.

Сам процесс работы над поделкой доставляет детям большое удовольствие. Изучая народно-прикладное творчество, дети многое узнают об орнаменте и его символичном значении. 

Рассматривая узоры, дети учатся образному восприятию: на хохломских чашках травка огнем горит, узор гжели похож на ледяные узоры в тереме Деда Мороза, дымковские глиняные игрушки - на персонажей из сказки. Описывая изделия мастеров, дети рассказывают об их назначении, форме, истории создания, что способствует развитию грамотной связной речи. Многие элементы орнамента рисуют красками, полученными с помощью смешивания и наложения. Дети экспериментируют и путем поиска решают, как получить новые оттенки. 

Именно лепка глиняной народной игрушки рождает детскую фантазию, а вместе с нею и детскую игру.

 

Знакомство с мастерством народных умельцев и с фольклором позволит нашим детям почувствовать себя частью народа, ощутить гордость за свою страну, богатую славными традициями.

 

 

Главными для осуществления данного знакомства являются

задачи:

1.Формирование у детей эмоциональной отзывчивости и

интереса к образцам народного декоративно-прикладного

искусства, воспитание у детей желания заниматься подобной    деятельностью.

2. Формирование обобщённых знаний и умений:

- умение различать стили наиболее известных видов декоративной живописи: хохломской, городецкой, дымковской, жостовской и др.;

- освоение детьми характерных элементов, колорита, композиции.

3 .Умение создавать выразительные узоры на бумаге и лепке народных игрушек; воспитание при этом чувства формы, ритма, симметрии.

4.Развивать восприятие, эмоционально- мотивационную сферу; воспитывать созидание.

        Желаемые  приобретенные интегративные  качества по направлениям

  1. Познавательно-интеллектуальное

2.Художественно-эстетическое

3.Духовно- нравственное

4. Социально-личностное

5,Здоровье

6.Физическое развитии

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интеграция знаний из разных образовательных областей-важный аспект подготовки ребенка к школе

Школа и детский сад – два смежных звена в системе образования. Если ребенок оказывается неподготовленным к школьным занятиям, в классе он испытывает дискомфорт, труднее и продолжительнее проходит пери...

Конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе на тему: «Русская глиняная игрушка»

Приобщение детей к исконно русскому промыслу – изготовлению глиняных игрушек. В процессе лепки формируется умение передавать выразительные особенности игрушки, плотно скреплять части, передавать...

Ознакомление дошкольников с русской глиняной игрушкой на примере филимоновской игрушки

В работе раскрыта теоретическая часть для работы с детьми по ознакомлению их с филимоновской игрушкой....

Интеграция темы "Насекомые" в разных образовательных областях.

методическая разработка по использованию лексической темы в разных видах образовательной деятельности....

Конспект Непосредственно-образовательной деятельности по образовательной области «Художественно - эстетическое развитие» (музыка) с интеграцией образовательных областей. На тему: «Русский сарафан в музыке и живописи" (старшая группа)

«Давайте детям больше и больше содержания общего,человеческого, мирового, но преимущественно старайтесьзнакомить их с этим через родные и национальные явления».В. Г.БелинскийСейчас очень актуальна про...