Конспект НОД Художественное творчествона тему: «Платье для Айгуль»
план-конспект занятия (аппликация, лепка, средняя группа) по теме

Смольникова Татьяна Александровна

Конспект НОД разработан с учётом ФГТ, с применением РНК и нетрадиционного рисования

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_nod.docx35.72 КБ

Предварительный просмотр:

ОТДЕЛ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА ЯНАУЛЬСКИЙ РАЙОН РЕСПУБЛИКА БАШКОРТОСТАН


Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение Центр развития ребёнка детский сад № 15 «Дельфин»

Конспект НОД

Художественное творчествона тему:

«Платье для Айгуль»

                                                                                      Выполнила:

Воспитатель МАДОУ  ЦРР  Д/С  № 15      «Дельфин»

Смольникова Татьяна     Александровна

г.Янаул 2012 год

Тема: «Платье для Айгуль».

Возрастная группа: средняя

Программное содержание:

  1. Продолжать учить детей конструировать платье из прямоугольников разных размеров, срезать углы, разрезать деталь на две части.
  2. Продолжать знакомить воспитанников с бытом народов Башкортостана, с творчеством авторов Башкортостана.
  3. Активизировать в речи названия предметов, их частей, материалов из которых они изготовлены (платье, зилян, нагрудник (хакал, селтэр), рукава, оборки, орнамент, воротник).
  4. Обеспечить закрепление навыков аккуратного разрезания и наклеивания, умения использовать в работе несколько техник рисования (рисование концом ворса кисти, ватными палочками - тычком).
  5. Систематизировать  представления воспитанников о профессии – портной.
  6. Обеспечить развитие глазомера.
  7. Способствовать воспитанию любви к родному краю, трудолюбию, доброжелательного отношения к своей работе и работам сверстников.

Интеграция областей:

 «Художественное творчество» - развитие интереса к аппликации, усложнение её содержания и расширение возможностей создания разнообразных изображений. Формирование умения правильно держать ножницы и пользоваться ими. Формирование навыка резания по прямой коротких полос. Развитие умения составлять изображения. Формирование умения преобразовывать готовые формы, разрезая их на части. Поощрение активности и творчества.

Развитие желания использовать в рисовании разнообразных цветов. Привлечение внимания воспитанников к многоцветию окружающего мира. Закрепление умения правильно держать кисть. Формирование умения проводить длинные и короткие линии концом ворса кисти. Закрепление умения часто промывать кисть перед использованием краски другого цвета. Формировать умение создавать декоративные композиции по мотивам башкирских узоров. Использование башкирских изделий для развития эстетического восприятия прекрасного и в качестве образцов для создания узоров. Знакомство воспитанников с башкирскими народными изделиями.

Развитие интереса к изобразительной деятельности; положительного эмоционального отклика на предложение рисовать, вырезать и наклеивать. Развитие эстетического восприятия, художественно-творческих способностей. Обогащение представлений воспитанников о народном искусстве.

 «Познание» - продолжение знакомства с геометрическими фигурами (прямоугольник, овал), цветами (красный, синий, зелёный, жёлтый, чёрный). Развитие способности различать и называть детали одежды (рукава, воротник, нагрудник, оборки), устанавливать пространственное расположение этих частей относительно друг друга. Создание условий для расширения представлений детей об окружающем мире. Формирование элементарных представлений об изменении видов человеческого быта на примере истории одежды.

 «Социализация» - воспитание любви к родному краю. Продолжение работы по формированию доброжелательных взаимоотношений между детьми;

 «Коммуникация» - обсуждение с воспитанниками информации о предметах, выходящих за пределы привычного им ближайшего окружения. Развитие любознательности. Формирование умения выражать свою точку зрения. Формирование умения доброжелательно общаться со сверстниками. Пополнение и активизация словаря на основе углубления знаний воспитанников о ближайшем окружении. Расширение представлений о предметах, не имевших места в собственном опыте воспитанников. Развитие артикуляционного аппарата. Развитие умения рассказывать: описывать предмет, картину.

 «Чтение художественной литературы» - слушание рассказов; запоминание небольших по содержанию стихотворений. Содействие правильному восприятию содержания произведения.

 «Труд» - расширение представлений дошкольников о труде взрослых, о разных профессиях.

«Безопасность» - закрепление умения пользоваться ножницами;

 «Музыка» - развитие у воспитанников интереса к музыке, желания её слушать. Формирование навыков культуры слушания музыки.

«Физическая культура» - формирование правильной осанки; закрепление умения согласовывать движения рук и ног с текстом произведения.

Предварительная работа:

  1. Знакомство с культурой и бытом Башкирского  народа посредством рассматривания картин и иллюстраций.
  2. Чтение произведений авторов Башкортостана:
  1. Легенда о Башкирских праздниках;
  2. Стихотворение Мусы Гали «Сабантуй»;
  3. Рассказ «Красивое платье» Ф. Губайдуллиной;
  4. Стихотворение Р. Даутовой «Башкирский узор»;
  5. Заучивание стихотворения А. Игебаева «Сама сшила»;
  6. Стихотворение А. Игебаева «Какой цвет краше?»;
  1. Слушание мелодий курая.

Методы, формы, приемы обучения:

  1. Рассказывание, чтение стихотворений, показ картин и иллюстраций, показ способов работы, обсуждение, беседа, игра, игровая ситуация.

Демонстрационный, раздаточный материал:

Для воспитателя: мольберт или доска, детали большего размера, чем у детей: прямоугольник большой (1), прямоугольники узкие длинные (2), овал (1), прямоугольники узкие короткие (2), ножницы, клей, кисти для аппликации, салфетки, кисти для рисования, ватные палочки, гуашь красного, жёлтого, зелёного цветов;

На каждого ребёнка: альбомный лист А-4, прямоугольник большой (1), прямоугольники узкие длинные (2), овал (1), прямоугольники узкие короткие (2), ножницы, клей, кисти для аппликации, клеёнки, салфетки, кисти для рисования, ватные палочки, гуашь красного, жёлтого, зелёного цветов.

Ход проведения НОД:

     Дети сидят на ковре полукругом. Входит девочка с куклой в руках:

- Здравствуйте!

Воспитатель: Здравствуй, девочка! Как тебя зовут ?

- Меня зовут Лейсан.

Воспитатель: Лейсан, почему ты грустная такая?

Лейсан: Я решила на лето сшить своей любимой кукле Айгуль платье. Старалась-старалась, но получалось то слишком велико, то узко, то сшитое мне самой не нравится.

Воспитатель: А ты сначала эскиз сделай.

Лейсан: А что такое эскиз?

Воспитатель: Эскиз – это французское слово. Оно обозначает, что, прежде всего, нужно начертить то, что хочешь сшить. Ведь каждый портной, прежде чем раскроить ткань, делает его рисунок. (Слайд 1- эскизы платьев)

Лейсан: Поняла! Значит, я сначала должна нарисовать платье, да?

Воспитатель: Верно! Вот такое платье хочешь сшить для своей Айгуль? (Слайд 2- обычные платья)

Воспитатель: Нравится?

Лейсан: Нет, моей кукле Айгуль нравится платье с оборками, монетками, бусинками…

Воспитатель: Всё ясно. Значит, тебе нужно башкирское национальное платье. Ведь они очень нарядные, красивые и с оборочками, как нравится твоей дочке. (Слайд 3 – девушки в национальных костюмах), (Слайд 4 – национальное платье)

Воспитатель: Любимыми цветами башкир были красный, зелёный, жёлтый и чёрный. Ребята, как вы думаете, почему?

     Ответы детей.

Воспитатель: Правильно! Это краски природы – цветов, зелени, солнца. Поверх платья надевали чёрные жилеты. Они назывались - зиляны? Почему  именно чёрного цвета? Правильно, чёрный – это цвет нашей земли. И цветы, и трава, и деревья – всё растёт на земле. (Слайд 5 – картины природы)

Воспитатель: Я знаю одну легенду. Хотите послушать? Давным-давно, говорят, один батыр лихо скакал на коне (Слайд 6 - батыр), и вдруг на цветущей поляне повстречались ему девушки. (Слайд 7- три девушки)

 «Девушки-красавицы, откуда вы?» - спрашивайте джигит. «А ты внимательнее посмотри на нашу одежду и догадайся сам», - загадочно улыбнулись девушки. «Одна из вас из горных краёв, вторая – из страны озёр, а третья – из степей», - догадался джигит.

Лейсан: А как он узнал?!

Воспитатель: Всё очень просто - он догадался по орнаменту на их одежде.

Воспитатель: А что такое – орнамент?

Воспитатель: Орнамент – это украшение, узор, рисунок.

Лейсан: Да, я видела на одежде рисунок, похожий на волну…

Воспитатель: Да, да, есть такой орнамент. Башкиры, живущие вдоль рек и озёр, украшали свою одежду именно таким рисунком. Он так  и называется «волна», «бегущая волна».

Воспитатель: Ребята, а какие узоры заметили вы?

(Ответы детей).

Воспитатель: Орнамент, напоминавший звёздочку обозначал солнце. Узор, похожий на бараний рог так и называется «бараний рог» и украшали им одежду башкиры, живущие в степной части страны и имеющие много баранов и овец. Самые простые орнаменты башкир представляют собой геометрические фигуры в виде треугольников, крестиков, ёлочек, квадратов. В древности башкиры поклонялись синему небу, красному солнышку, луне, различным птицам – потому-то и очень много рисунков. (Слайд 8, 9, 10 - орнаменты)

Лейсан: Значит, каждый орнамент имеет какой-то смысл?

Воспитатель: Да, было время, когда по орнаменту, украшающего одежду можно было определить, к какому роду принадлежит человек, где живёт и каким делом занимается.

Воспитатель: Но не только орнаментом украшали женское платье. Женщины носили очень красивое нагрудное украшение. Оно имело разную форму. (Слайд 11 - нагрудники). Селтэр – прямоугольный, расширенный к низу, а хакал – лопатообразный. Украшали его монетами, бусинами, кораллами, колечками, полудрагоценными камнями и узорчатыми бляхами, расшивали яркими нитями.

Ляйсан: Я хочу, чтобы у моей куклы было такое же красивое платье! Вы мне поможете?

Воспитатель: Непременно поможем. Мы сделаем тебе много эскизов. А по ним тебе будет проще сшить несколько красивых башкирских платьев. Посмотрите, какое платье сделала я. (Слайд 12 – образец готового платья ) Из каких геометрических фигур я сделала платье? (Ответы детей).

Сейчас я покажу вам, как это сделать.                                                                    Подойдите к мольберту и всё рассмотрим. У меня в розетке есть много различных геометрических фигур. Какие это фигуры? (Слайд 13)                                                                   (Ответы детей). Сначала в середине листа надо вертикально расположить большой прямоугольник – это будет само платье. Из двух коротких прямоугольников мы сделаем рукава, только срежем небольшую часть угла на каждом прямоугольнике, чтобы рукава были направлены вниз. (Слайд 14) Из двух длинных прямоугольников сделаем оборки платья, подрезав два угла на каждой полоске так же, как на рукавах. (Слайд 15) Для нагрудника необходимо разрезать овал пополам. Нам понадобится только одна половина. Вырезаем маленькую полоску – это будет воротник. (Слайд 16) Ну, вот, наш эскиз готов. Теперь ему не хватает только орнамента. Тонкой кистью мы нанесём полоски на оборки платья, воротник и на манжеты рукавов. Полоски на обоих рукавах должны чередоваться одинаково. Нагрудник мы будем украшать ватными палочками – так у нас получатся бусинки и камушки круглой формы. Вот такой эскиз красивого платья можно сделать своими руками. (Слайд 17)

Воспитатель: А сейчас давайте немного поиграем. Становитесь в круг.

Физкультминутка по стихотворению Абдулхака Игебаева

САМА СШИЛА  (Слайд 18 - кукла в лиловом платье)

Кукле маленькой моей

Справила обнову я:

Платьице я сшила ей

Новое, лиловое.

Приметала рукава я,

Воротник приладила…

Может час, а может, два

Это платье гладила.

Кукла платьице надела,

Долго в зеркальце глядела.

Ей обновка нравится:

В ней она красавица.

-Ладонью показать на уровне колена;

- Руки внизу в стороны, ладони раскрыты;

- «Пружинки» вправо, влево;

- Пальцами показать иголочку, движения у плеч правой руки, затем – у левой;

- Двумя руками круговые движения у шеи;

Правой рукой показать один палец вверх, левой показать два пальца;

- Движение «утюжок»;

- Руками движение от головы вниз;

- Ладонью изобразить зеркальце;

- Руки на пояс, «пружинки» вправо, влево.

Ляйсан: Как весело у вас, вы даже стихи о платье знаете!

Воспитатель: Теперь мы сядем за столы и приступим к работе. Но сначала вспомним правила обращения с ножницами (ответы детей):

  1. Ножницы – это опасный инструмент.
  2. После работы ножницы кладут на край стола с сомкнутыми лезвиями.
  3. Нести ножницы нужно, зажав ладонью сомкнутые лезвия, чтобы не нанести травму.

Воспитатель: Ну, а сейчас мы сделаем для Ляйсан и её доченьки Айгуль эскизы платьев.

(Самостоятельная деятельность детей).

Воспитатель: Я вижу, что работы получились у вас красивые, яркие и нет двух одинаковых. Думаю, теперь, Ляйсан, ты сможешь сшить своей кукле много разных платьев по нашим эскизам.

Ляйсан: Конечно, друзья! Мне очень нравятся ваши эскизы и в моей работе они мне пригодятся. А когда сошью платья, я вам обязательно устрою показ моделей. Теперь мне пора. Не терпится приступить к работе!

Воспитатель: Удачи, тебе, Ляйсан! До свидания!

Используемая литература:

  1. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы»;
  2. Р.Л. Агишева - Фольклор и литература Башкортостана;
  3. Р.Л. Агишева – «Я - башкортостанец»;
  4. М.С. Игебаева – книга для малышей;
  5. Интернет-ресурсы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ по образовательной деятельности ОО «Художественно-эстетическое развитие» (рисование) в подготовительной к школе группы общеразвивающей направленности № 7 «Дюймовочка» на тему «Платье для Осени»

Программное содержание: Формировать умения понимать, как композиторы, поэты, художники, используя разные средства выразительности (цвет, композицию, ритм), передают образ осени;Воспитывать у дет...

Конспект НОД по рисованию (область художественно-эстетическое развитие) Группа раннего возраста № 1 « Ладушки» На тему: «Платье для куклы ».

-Учить детей изображать в нетрадиционной технике «горошек». Рисование пальчиком.-Учить пользоваться салфеткой.-Развивать изобразительное творчество детей.-Создать радостное настроение.-Зак...

Конспект Непосредственной Образовательной Деятельности образовательная область «Художественно- эстетическое развитие» рисование по теме: «Платье для Осени» старшая группа

Конспект НепосредственнойОбразовательной Деятельности образовательная область «Художественно- эстетическое развитие» рисование по теме: «Платье для Осени» старшая группаЦель: С...

Конспект непосредственной образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию на тему:"Платье для Золушки"для детей подготовительной группы

Знакомит с профессией  модельера дизанера Учит детей придумывать и создавать необычные платья из бумаги в технике аппликация...

Технологическая карта мероприятия непосредственно-образовательной деятельности с детьми средней группы по художественно-эстетическому развитию на тему «Платье для куклы»

А знаете, есть вид декоративно-прикладного искусства, в котором используются яркие красочные орнаменты-горизонтальные и вертикальные линии, узоры-клетки, большие и маленькие кружочки, солнышки. Этот в...


 

Комментарии

Смольникова Татьяна Александровна

Конспект НОД разработан с учётом ФГТ, с применением РНК и нетрадиционного рисования