Рабочая программа по Лепке Художественное творчество.
рабочая программа по аппликации, лепке (подготовительная группа) по теме
В подготовительной к школе группе лепка проводиться в чередовании с рисованием, один раз в неделю.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Пояснительная записка | 177.5 КБ |
Литература | 16.17 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа
по лепке
для детей подготовительной к школе группы
направление - «Художественно-эстетическое»
образовательная область - «Художественное творчество»
Составитель: воспитатель
Канзафарова Ж. П.
2012 – 2013 учебный год
Рабочая программа по разделу «Лепка» составлена на основе обязательного минимума содержания по образовательной области «Художественное творчество» для детей дошкольного возраста (подготовительной группы), с учетом основной общеобразовательной программы дошкольного образования «Лучик», с учетом приоритетного направления работы ДОУ – социально-личностного развития детей. Наряду с федеральным компонентом программы реализуется региональный компонент, который способствует расширению представлений детей о природе родного края и формированию у них эстетического отношения к окружающему миру и представлен следующими темами: «Северный олень», «Ненецкий чум»,
Рабочая программа ориентирована на использование учебно-методического комплекса: Основная общеобразовательная программа дошкольного образования «Лучик», Т.Н. Доронова «Комплексная образовательная программа «Радуга»; М Просвещение 2007, Доронова Т.Н. «Планирование работы с детьми 6-7 лет» (М. «Воспитание дошкольника» 2008), Доронова Т.Н. «Воспитание, образование и развитие детей 6-7 лет в детском саду» (М.«Просвещение»2006 г.);
Программой предусмотрено проведение непосредственно-образовательной деятельности (далее НОД) в количестве 18 НОД в год, (1 НОД в неделю в чередовании с рисованием), длительность одной НОД - 30 минут.
Программой предусмотрено проведение:
- типовых (обучающих) – 9
- коллективных – 3
- сюжетных -4
- итоговых – 2
Программой предусмотрено: работа с гуашью, цветными карандашами, фломастером, восковыми мелками, гелевыми ручками.
Данная рабочая программа имеет цель: формировать у детей умения и навыки в рисовании; развивать художественные творческие способности.
Рабочая программа способствует решению следующих задач:
Общие: продолжать обращать внимание детей на красоту природы и любоваться вместе с детьми совершенством формы, цвета, строения, деревьев, кустарников и других представителей растительного и животного мира;
продолжать формировать интерес к изобразительной деятельности;
проявлять уважение к художественным интересам и работам ребенка, бережно относиться к результатам его творческой деятельности;
закреплять умение сохранять правильную позу при работе за столом, мольбертом, быть аккуратными;
систематически информировать родителей о том, как протекает художественно-эстетическое развитие их ребенка и консультировать относительно того, как организовать изобразительную деятельность в домашних условиях;
По развитию продуктивной деятельности:
понятие «продуктивная деятельность детей» позволяет интегрировать изобразительную деятельность, лепку, аппликацию и художественное конструирование в рамках одной образовательной области в качестве альтернативы «предметного» принципа построения раздела Программы «Художественно-эстетическое развитие»;
продуктивная деятельность – деятельность, в результате которой создается некий продукт – может быть не только репродуктивной (например, рисование предмета так, как научили), но и творческой (например, рисование по собственному замыслу), что позволяет в рамках данной области наиболее эффективно решать одну из основных задач образовательной работы с детьми дошкольного возраста – развитие детского творчества;
понятие «продуктивная (творческая) деятельность детей» позволяет интегрировать содержание области «Художественное творчество» с другими областями. Программы по особому основанию – возможностью развития воображения и творческих способностей ребенка (например, с «Познанием» в части конструирования, «Чтением детям художественной литературы» и «Коммуникацией» в части элементарного словесного творчества);
общеразвивающая направленность содержания области (развитие высших психических функций, мелкой моторики руки, воображения) является первичной по отношению к формированию специальных способностей детей.
Общие:
формировать устойчивый интерес и желание участвовать в партнерской деятельности с взрослым и сверстником, побуждать согласовывать содержание совместной работы со сверстником, договариваться с ним о том, что будет изображено каждым из детей на общей картинке, в сюжетной лепке, аппликации, конструировании и действовать в соответствии с намеченным планом;
содействовать закреплению способности управлять своим поведением, поощрять соблюдение детьми общепринятых норм и правил поведения: приходить на помощь взрослым и сверстникам, если они в ней нуждаются; доброжелательно и конструктивно анализировать и оценивать продукты деятельности других; бережно и экономно использовать и правильно хранить материалы и оборудование для изобразительной деятельности;
развивать способность в процессе создания изображения целенаправленно следовать к цели, преодолевая препятствия и не отказываясь от своего замысла, который теперь становится опережающим, до получения результата; умение слушать взрослого, выполнять его инструкцию и работать по правилу и образцу; под руководством взрослого и самостоятельно оценивать результат собственной деятельности, определять причины допущенных ошибок, намечать пути их исправления и добиваться результата;
испытывать удовлетворение от своей хорошо выполненной работы и работы товарищей; формировать потребность создавать прекрасное и украшать им дом, детский сад, дарить близким, вносить его в игры и др.;
формировать бережное отношение к природе (собирать высохшие ветки, листья, коряги; не ломать деревья, не рвать траву и т.п.);
закреплять умение сохранять правильную позу при работе за столом, мольбертом, быть аккуратными;
систематически информировать родителей и сотрудничать с ними в области художественно-эстетического развития детей;
По развитию продуктивной деятельности:
поощрять активное использование детьми разнообразных изобразительных материалов для реализации собственных и поставленных другими целей;
в рисовании учить понятно для окружающих изображать все то, что вызывает интерес (отдельные предметы, сюжетные картинки, иллюстрации к книгам, событиям), передавая характерные признаки предмета: очертания формы, пропорции, цвет (Социализация, Чтение, Музыка, Познание);
совершенствовать практические навыки работы с цветом: путем смешивания, разбавления водой или разбеливания, добавления черного тона в другой цветовой тон создавать новые цветовые тона и оттенки; использовать способы различного наложения цветового пятна и цвет, как средство передачи настроения, состояния, отношения к изображаемому или выделения в рисунке главного; развивать представление о разнообразии цветов и оттенков, опираясь на реальную окраску предметов, декоративную роспись, сказочные сюжеты; постепенно подводить детей к обозначению цветов, включающих два оттенка (желто-зеленый, серо-голубой) или уподобленных природным (малиновый, персиковый и т. п.); обращать внимание на изменчивость цвета предметов (например, в процессе роста помидоры зеленые, а созревшие — красные, небо голубое в солнечный день и серое в пасмурный); познакомить с теплой, холодной, контрастной или сближенной гаммой цветов; показать красоту ярких, насыщенных и мягких, приглушенных тонов, прозрачность и плотность цветового тона и побуждать использовать полученные представления в процессе создания изображения (Познание);
развивать композиционные умения: размещать объекты в соответствии с особенностями их формы, величины, протяженности; создавать композицию в зависимости от сюжета – располагать объекты на узком или широком пространстве земли (неба), обозначив линию горизонта; изменять форму и взаимное размещение объектов в соответствии с их сюжетными действиями; изображать более близкие и далекие предметы; выделять в композиции главное – действующие лица, предметы, окружающую обстановку; познакомить с таким способом планирования сложного сюжета или узора, как предварительный эскиз, набросок, композиционная схема (Познание);
обращать внимание на соотношение по величине разных предметов, объектов в сюжете (дома большие, деревья высокие и низкие; люди меньше домов, но больше растущих на лугу цветов); учить располагать на рисунке предметы, загораживающие друг друга (стоящий впереди предмет, частично загораживает предмет, стоящий сзади) (Познание);
организовывать участие детей в создании тематических композиций к праздникам (фризы, панно, коллажи, панорамы, диарамы) с использованием коллективных работ и специального оборудования (лекала, трафареты, степлеры и др.) и разных материалов (Социализация, Чтение, Познание);
развивать умение лепить с натуры и по представлению знакомые предметы, персонажей литературных произведений, фигуры человека и животных в движении, объединяя небольшие группы предметов в несложные сюжеты; передавать их характерные особенности, пропорции частей и различия в величине деталей, выразительность образа (Социализация, Чтение, Познание);
совершенствовать практические навыки при использовании пластического, конструктивного, комбинированного способов лепки; побуждать моделировать форму кончиками пальцев, сглаживать места соединений, оттягивать детали пальцами от основной формы, украшать созданные изображения с помощью рельефных налепов, прорезания или процарапывании поверхности вылепленных изделий стекой; использовать дополнительные материалы (косточки, зерна, бусинки и т.д.) и кистевую роспись в качестве декора вылепленных изделий (Познание, Физическая культура);
в аппликации упражнять в наклеивании заготовок; совершенствовать навыки работы с ножницами (правильно держать, свободно пользоваться, резать поперек узкие, а затем и более широкие полосы; разрезать квадрат по диагонали, делать косые срезы, получать формы треугольника, трапеции; вырезать из прямоугольников предметы круглой и овальной формы путем закругления углов) (Познание, Физическая культура);
формировать устойчивые практические навыки: при использовании техники обрывной аппликации; при вырезании одинаковых фигур или деталей из бумаги сложенной пополам, гармошкой; при выкладывании по частям и наклеивании схематических изображений предметов, состоящих из 2-3 готовых форм с простыми деталями; при составлении и наклеивании узоров из растительных и геометрических форм на полосе, круге, квадрате, прямоугольнике; при отрывании от листа бумаги небольших кусочков бумаги и наклеивании их (Познание, Физическая культура);
в конструировании формировать устойчивые практические умения и навыки: различать и правильно называть основные детали строительного материала (кубик, кирпичик, пластина, призма); отбирать нужные детали для выполнения той или другой постройки; использовать детали с учетом их конструктивных свойств (устойчивость, форма, величина); соединять несколько небольших плоскостей в одну большую; делать постройки прочными, связывать между собой редко поставленные кирпичи, бруски, подготавливая основу для перекрытий; варьировать использование деталей в зависимости от имеющегося материала; использовать архитектурные украшения: колонны, портики, шпили, решетки и др. (Познание, Физическая культура);
создавать различные конструкции одного и того же объекта с учетом определенных условий, передавая не только схематическую форму объекта, но и характерные особенности, детали; создавать сооружения по схемам, моделям, фотографиям, заданным условиям; преобразовывать постройки в соответствии с заданными условиями (машины для разных грузов; гаражи для разных машин; горки разной высоты с одним скатом и двумя, и т.п.) (Познание);
познакомить с некоторыми закономерностями создания прочного, высокого сооружения (устойчивость форм в фундаменте, точность их установки, легкость и устойчивость перекрытий и др.); углублять понимание зависимости структуры конструкции от ее практического использования (Познание);
побуждать детей использовать свои конструкции в игре (Социализация);
продолжать работу, направленную на овладение обобщенными способами формообразования — закручивание прямоугольника в цилиндр, закручивание круга в тупой конус; учить создавать выразительные поделки на основе каждого из них, а также использовать уже знакомые способы (разрывание, скручивание, сминание и др.) (Познание, Физическая культура);
продолжать учить создавать игрушки для игр с водой, ветром, оформления помещений в праздники, игр-драматизаций, спортивных соревнований, театральных постановок и др. (Познание, Социализация, Чтение);
познакомить с приемами конструирования по типу оригами — сгибать лист бумаги определенной формы (прямоугольник, квадрат, треугольник) пополам, совмещая углы и противоположные стороны: квадрат — по диагонали, в треугольной форме — отгибая углы к середине противоположной стороны; побуждать создавать с использованием освоенных способов разнообразные игрушки (Познание, Физическая культура);
помогать в освоении способов работы различными инструментами: ножницами, иголками, шилом, линейкой и др.; содействовать освоению детьми способов конструирования из различных бросовых материалов: спичечных коробков, катушек, пластмассовых банок, клубков ниток и т.д.; формировать представление о возможностях различных материалов при использовании в художественном конструировании (Познание, Физическая культура);
помогать овладевать анализом природного материала как основы для получения разных выразительных образов (Познание);
совершенствовать способы изготовления предметов путем переплетения полосок из различных материалов, а также в технике папье-маше (Познание, Физическая культура);
поддерживать желания детей рассказывать о своей поделке (Коммуникация, Социализация);
По развитию детского творчества:
развивать воображение детей: побуждать следовать определенному замыслу, внося в него некоторые коррективы; стремиться к созданию оригинального изображения, придумывать варианты одной и той же темы (Познание);
развивать декоративное творчество детей: создавать узоры по мотивам 2-3 произведений народного или декоративно-прикладного искусства (Социализация);
помогать создавать на основе самостоятельного экспериментирования с деталями конструктора простые конструкции по собственному замыслу (Познание);
поощрять творческие проявления детей, их инициативы в поиске сочетаний цвета, бумаги с другими материалами, использования своей поделки в общей композиции (Социализация);
при конструировании из природного материала развивать воображение детей, учить их внимательно вглядываться в окружающий мир, видеть в плодах, семенах, кореньях интересные образы, которые можно совершенствовать путем составления, соединения различных частей, при этом используются разнообразные соединительные материалы (проволоку, пластилин, клей, нитки и т.д.) (Познание);
По приобщению к изобразительному искусству:
продолжать работу по знакомству детей с 2-3 видами произведений народного, декоративно-прикладного и изобразительного искусства, развитию устойчивого интереса к народному и декоративному искусству; формировать представление о средствах его выразительности (элементы узора, их цвет, расположение на форме, ритм элементов и др.); продолжать знакомить детей с историей народных промыслов, материалом из которого они изготовлены (Социализация);
развивать способность эмоционально откликаться на произведения изобразительного искусства и «прочитывать» настроение героев, состояние природы (Социализация);
воспитывать чувство гордости за свой народ, уважение к труду народных мастеров и вызывать желание самим создавать работы для оформления дошкольного образовательного учреждения (Социализация).
НОД предполагает различные формы объединения детей: в пары, мини-группы, всей группой в зависимости от целей учебно-познавательной деятельности.
Новизна рабочей программы заключается в том, что в основу ее построения частично положен комплексно-тематический принцип, реализующий примерный календарь праздников; в использовании на занятиях по рисованию компонента ДОУ в соответствии с приоритетным направлением в его деятельности: социально-личностным развитием детей и национально-регионального компонента.
Принципы отбора содержания программы связан с преемственностью целей образования при переходе от одной группы к другой, а также с возрастными особенностями развития воспитанников. Вся НОД предусматривает интеграцию образовательных областей.
Примерные виды интеграции образовательной области «Художественное творчество» |
По задачам и содержанию психолого-педагогической работы | По средствам организации и оптимизации образовательного процесса |
- «Коммуникация» - развитие свободного общения со взрослыми и детьми по поводу процесса и результатов продуктивной деятельности - «Познание» - формирование целостной картины мира, расширение кругозора в части изобразительного искусства, творчества - «Безопасность» - формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности в различных видах продуктивной деятельности - «Труд» - формирование трудовых умений и навыков, адекватных возрасту воспитанников, трудолюбия в различных видах продуктивной деятельности - «Музыка», «Чтение художественной литературы», «Физическая культура»- развитие детского творчества, приобщение к различным видам искусства | Содержание и результаты всех областей Программы могут быть обогащены и закреплены с использованием средств продуктивной деятельности детей. - «Музыка», «Чтение художественной литературы» - использование музыкальных и художественных произведений для обогащения содержания области «Художественное творчество» |
Формы работы с детьми 6 – 7лет
(образовательная область «Художественное творчество»)
Задачи и содержание работы | Формы работы | Формы организации детей | Примерный объем (в неделю) |
Непосредственно образовательная деятельность |
Развитие продуктивной деятельности детей, детского творчества и приобщение к искусству в изобразительной деятельности (рисовании) | Изготовление украшений для группового помещения к праздникам, предметов для игры, сувениров, предметов для познавательно-исследовательской деятельности Создание макетов, коллекций и их оформление Украшение предметов для личного пользования Рассматривание эстетически привлекательных предметов (овощей, фруктов, деревьев, цветов и др.), узоров в работах народных мастеров и произведениях декоративно-прикладного искусства, произведений книжной графики, иллюстраций, произведений искусства, репродукций с произведений живописи и книжной графики Игры Организация выставок работ народных мастеров и произведений декоративно-прикладного искусства, книг с иллюстрациями художников (тематических и персональных), репродукций произведений живописи и книжной графики, тематических выставок (по временам года, настроению и др.) Обсуждение (произведений искусства, средств выразительности и др.) | Групповая Подгрупповая Индивидуальная | 50 мин. |
Развитие продуктивной деятельности детей, детского творчества и приобщение к искусству в лепке | 50 мин. |
Развитие продуктивной деятельности детей, детского творчества в аппликации | 20 мин. |
Развитие продуктивной деятельности детей, детского творчества в художественном конструировании | 20 мин. |
Возрастные особенности детей от 6 до 7 лет
В целом ребенок 6-7 лет осознает себя как личность, как самостоятельный субъект деятельности и поведения.
Дети способны давать определения некоторым моральным понятиям («добрый человек – это такой, который, всем помогает и хорошо относится, защищает слабых») и достаточно тонко их различать, например, очень хорошо различают положительную окрашенность слова «экономный» и отрицательную - слова «жадный». Они могут совершать позитивный нравственный выбор не только в воображаемом плане, но и в реальных ситуациях (например, могут самостоятельно, без внешнего принуждения, отказаться от чего-то приятного в пользу близкого человека). Социально-нравственные чувства и эмоции достаточно устойчивы. К 6-7 годам ребенок уверенно владеет культурой самообслуживания: может самостоятельно обслужить себя, обладает полезными привычками, элементарными навыками личной гигиены; определяет состояние своего здоровья (здоров он или болен), а также состояние здоровья окружающих; может назвать и показать, что именно у него болит, какая часть тела, какой орган; владеет культурой приема пищи; одевается в соответствие с погодой, не переохлаждаясь и не утепляясь чрезмерно. Старший дошкольник уже может объяснить ребенку или взрослому, что нужно сделать в случае травмы (алгоритм действий) и готов оказать элементарную помощь самому себе и другому (промыть глаза, промыть ранку, обработать ее, обратиться к взрослому за помощью) в подобных ситуациях. В основе произвольной регуляции поведения лежат не только усвоенные (или заданные извне) правила и нормы. Расширяется мотивационная сфера дошкольников 6-7 лет за счет развития таких социальных по происхождению мотивов, как познавательные, просоциальные (побуждающие делать добро), а также мотивов самореализации. Поведение ребенка начинает регулироваться также его представлениями о том, «что такое хорошо и что такое плохо». С развитием морально-нравственных представлений напрямую связана и возможность эмоционально оценивать свои поступки. Ребенок испытывает чувство удовлетворения, радости, когда поступает правильно, «хорошо», и смущение, неловкость, когда нарушает правила, поступает «плохо». Общая самооценка детей представляет собой глобальное, положительное недифференцированное отношение к себе, которое формируется под влиянием эмоционального отношения со стороны взрослых.
К концу дошкольного возраста происходят существенные изменения в эмоциональной сфере. С одной стороны у детей этого возраста более богатая эмоциональная жизнь, их эмоции глубоки и разнообразны по содержанию. С другой стороны, они более сдержаны и избирательны в эмоциональных проявлениях. Продолжает развиваться способность детей понимать эмоциональное состояние другого человека - сочувствие - даже тогда, когда они непосредственно не наблюдают его эмоциональных переживаний. К концу дошкольного возраста у них формируются обобщенные эмоциональные представления, что позволяет им предвосхищать последствия своих действий. Это существенно влияет на эффективность произвольной регуляции поведения – ребенок не только может отказаться от нежелательных действий или вести себя «хорошо», но и выполнять неинтересное задание, если будет понимать, что полученные результаты принесут кому-то пользу, радость и т.п. Благодаря таким изменениям в эмоциональной сфере поведение дошкольника становится менее ситуативным и чаще выстраивается с учетом интересов и потребностей других людей.
Сложнее и богаче по содержанию становится общение ребенка со взрослым. По-прежнему нуждаясь в доброжелательном внимании, уважении и сотрудничестве взрослого, ребенок при этом стремится как можно больше узнать о нем, причем круг его интересов выходит за рамки конкретного повседневного взаимодействия. Так, дошкольник внимательно слушает рассказы родителей о том, что у них произошло на работе, живо интересуется тем, как они познакомились, при встрече с незнакомыми людьми часто спрашивает, где они живут, есть ли у них дети, кем они работают и т.п. Развитие общения детей со взрослыми к концу 7-го года жизни создает отчасти парадоксальную ситуацию. С одной стороны, ребенок становится более инициативным и свободным в общении и взаимодействии со взрослым, с другой, очень зависим от его авторитета. Для него чрезвычайно важно делать все правильно и быть хорошим в глазах взрослого.
Большую значимость для детей 6-7 лет приобретает общение между собой. Их избирательные отношения становятся устойчивыми, именно в этот период зарождается детская дружба. Дети охотно делятся своими впечатлениями, высказывают суждения о событиях и людях, расспрашивают о том, где были, что видели и т.п., то есть участвуют в ситуациях «чистого общения», не связанных с осуществлением других видов деятельности. При этом они могут внимательно слушать друг друга, эмоционально сопереживать рассказам друзей. Дети продолжают активно сотрудничать, вместе с тем, у них наблюдаются и конкурентные отношения – в общении и взаимодействии стремятся, в первую очередь, проявить себя, привлечь внимание других к себе. Однако у них есть все возможности придать такому соперничеству продуктивный и конструктивный характер, и избегать негативных форм поведения.
В этом возрасте дети владеют обобщенными представлениям (понятиями) о своей гендерной принадлежности, устанавливают взаимосвязи между своей гендерной ролью и различными проявлениями мужских и женских свойств (одежда, прическа, эмоциональные реакции, правила поведения, проявление собственного достоинства). К семи годам испытывают чувство удовлетворения, собственного достоинства в отношении своей гендерной принадлежности, аргументировано обосновывают ее преимущества. Начинают осознанно выполнять правила поведения, соответствующие гендерной роли в быту, общественных местах, в общении и т.д., владеют различными способами действий и видами деятельности, доминирующими у людей разного пола, ориентируясь на типичные для определенной культуры особенности поведения мужчин и женщин. Осознают относительность мужских и женских проявлений (мальчик может плакать от обиды, девочка стойки переносить неприятности и т.д.); нравственную ценность поступков мужчин и женщин по отношению друг к другу. К 7 годам дети определяют перспективы взросления в соответствии с гендерной ролью, проявляют стремление к усвоению определенных способов поведения, ориентированных на выполнение будущих социальных ролей. Мальчики хотят пойти в школу и стать учениками: их привлекает новый социальный статус практически взрослого человека. Девочки хотят идти в школу с одобрения семьи и взрослых и появляются желание продемонстрировать свои достижения.
В играх дети 6-7 лет способны отражать достаточно сложные социальные события - рождение ребенка, свадьба, праздник, война и др. В игре может быть несколько центров, в каждом из которых отражается та или иная сюжетная линия. Дети этого возраста могут по ходу игры брать на себя две роли, переходя от исполнения одной, к другой. Могут вступать во взаимодействия с несколькими партнерами по игре, исполняя как главную, так и подчиненную роли (например, медсестра выполняет распоряжения врача, но пациенты, в свою очередь выполняют ее указания).
Продолжается дальнейшее развитие моторики ребенка, наращивание и самостоятельное использование двигательного опыта. Расширяются представления о самом себе, своих физических возможностях, физическом облике. Совершенствуются ходьба, бег, шаги становятся равномерными, увеличивается их длина, появляется гармония в движениях рук и ног. Ребенок способен быстро перемещаться, ходить и бегать, держать правильную осанку. По собственной инициативе дети могут организовывать подвижные игры и простейшие соревнования со сверстниками. В этом возрасте дети овладевают прыжками на одной и двух ногах, способны прыгать в высоту и в длину с места и с разбега при скоординированности движений рук и ног (зрительно-моторная координация девочек более совершенна). Могут выполнять разнообразные сложные упражнения на равновесие на месте и в движении, способны четко метать различные предметы в цель. В силу накопленного двигательного опыта и достаточно развитых физических качеств дошкольник этого возраста часто переоценивает свои возможности, совершает необдуманные физические действия.
В этом возрасте происходит расширение и углубление представлений детей о форме, цвете, величине предметов. Дошкольник 6-7 лет не только может различать основные цвета спектра, но и их оттенки как по светлоте (например, красный и темно-красный), так и по цветовому тону (например, зеленый и бирюзовый). То же происходит и с восприятием формы – ребенок успешно различает как основные геометрические формы (квадрат, треугольник, круг и т.п.), так и их разновидности, например, овал от круга, пятиугольник от шестиугольника, не считая при этом углы и т.п. При сравнении предметов по величине старший дошкольник достаточно точно воспринимает даже не очень выраженные различия. Ребенок уже целенаправленно, последовательно обследует внешние особенности предметов. При этом он ориентируется не на единичные признаки, а на весь комплекс (цвет, форму, величину и др.).
К концу дошкольного возраста существенно увеличивается устойчивость непроизвольного внимания, что приводит к меньшей отвлекаемости детей. Вместе с тем возможности детей сознательно управлять своим вниманием весьма ограничены. Сосредоточенность и длительность деятельности ребенка зависит от ее привлекательности для него. Внимание мальчиков менее устойчиво.
В 6-7 лет у детей увеличивается объем памяти, что позволяет им непроизвольно (т.е. без специальной цели) запомнить достаточно большой объем информации. Дети также могут самостоятельно ставить перед собой задачу что-либо запомнить, используя при этом простейший механический способ запоминания – повторение. Однако, в отличие от малышей, они делают это либо шепотом, либо про себя. Если задачу на запоминание ставит взрослый, ребенок может использовать более сложный способ – логическое упорядочивание: разложить запоминаемые картинки по группам, выделить основные события рассказа. Ребенок начинает относительно успешно использовать новое средство ─ слово (в отличие от детей старшего возраста, которые эффективно могут использовать только наглядно-образные средства – картинки, рисунки). С его помощью он анализирует запоминаемый материал, группирует его, относя к определенной категории предметов или явлений, устанавливает логические связи. Но, несмотря на возросшие возможности детей 6-7 лет целенаправленно запоминать информацию с использованием различных средств и способов, непроизвольное запоминание остается наиболее продуктивным до конца дошкольного детства. Девочек отличает больший объем и устойчивость памяти.
В 6-7 лет продолжается развитие наглядно-образного мышления, которое позволяет решать ребенку более сложные задачи, с использованием обобщенных наглядных средств (схем, чертежей и пр.) и обобщенных представлений о свойствах различных предметов и явлений. Действия наглядно-образного мышления (например, при нахождении выхода из нарисованного лабиринта) ребенок этого возраста, как правило, совершает уже в уме, не прибегая к практическим предметным действиям даже в случаях затруднений. Упорядочивание предметов (сериацию) дети могут осуществлять уже не только по убыванию или возрастанию наглядного признака предмета или явления (например, цвета или величины), но и какого-либо скрытого, непосредственно не наблюдаемого признака. Например, упорядочивание изображений видов транспорта, в зависимости от скорости их передвижения. Классифицируют изображения предметов также по существенным, непосредственно не наблюдаемым признакам. Например, по родо-видовой принадлежности («мебель», «посуда», «Дикие животные»). Возможность успешно совершать действия сериации и классификации во многом связана с тем, что на 7 году жизни в процесс мышления все более активно включается речь. Использование ребенком (вслед за взрослым) слова для обозначения существенных признаков предметов и явлений приводит к появлению первых понятий. Конечно же, понятия дошкольника не являются отвлеченными, теоретическими, они сохраняют еще тесную связь с его непосредственным опытом. Часто первые свои понятийные обобщения ребенок делает, исходя из функционального назначения предметов или действий, которые с ними можно совершать. Так, они могут объединить рисунок кошки с группой «дикие животные», «потому что она тоже может жить в лесу», а изображения девочки и платья будет объединены, «потому что она его носит».
Мышление девочек имеет более развитый вербальный компонент интеллекта, однако оно более детальное и конкретное, чем у мальчиков. Мальчики нацелены на поисковую деятельность, нестандартное решение задач, девочки ориентированы на результат, предпочитают типовые и шаблонные задания, отличаются тщательностью их исполнения.
Речевые умения детей позволяют полноценно общаться с разным контингентом людей (взрослыми и сверстниками, знакомыми и незнакомыми). Дети не только правильно произносят, но и хорошо различают фонемы (звуки) и слова. Овладение морфологической системой языка позволяет им успешно образовывать достаточно сложные грамматические формы существительных, прилагательных, глаголов. Более того, в этом возрасте дети чутко реагируют на различные грамматические ошибки как свои, так и других людей, у них наблюдаются первые попытки осознать грамматические особенности языка. В своей речи старший дошкольник все чаще использует сложные предложения (с сочинительными и подчинительными связями). В 6-7 лет увеличивается словарный запас. Дети точно используют слова для передачи своих мыслей, представлений, впечатлений, эмоций, при описании предметов, пересказе и т.п. Наряду с этим существенно повышаются и возможности детей понимать значения слов. Они уже могут объяснить малоизвестные или неизвестные слова, близкие или противоположные по смыслу, а также переносный смысл слов (в поговорках и пословицах). Причем детское понимание их значений часто весьма схоже с общепринятым.
В процессе диалога ребенок старается исчерпывающе ответить на вопросы, сам задает вопросы, понятные собеседнику, согласует свои реплики с репликами других. Активно развивается и другая форма речи – монологическая. Дети могут последовательно и связно пересказывать или рассказывать. В этом возрасте высказывания детей все больше теряют черты ситуативной речи. С тем, чтобы его речь была более понятна собеседнику, старший дошкольник активно использует различные экспрессивные средства: интонацию, мимику, жесты. К 7 годам появляется речь-рассуждение. Важнейшим итогом развития речи на протяжении всего дошкольного детства является то, что к концу этого периода она становится подлинным средством, как общения, так и познавательной деятельности, а также планирования и регуляции поведения.
К концу дошкольного детства ребенок формируется как будущий самостоятельный читатель. Его интерес к процессу чтения становится все более устойчивым. В возрасте 6-7 лет он воспринимает книгу в качестве основного источника получения информации о человеке и окружающем мире. В условиях общения и взаимодействия со взрослым он активно участвует в многостороннем анализе произведения (содержание, герои, тематика, проблемы). Ребенок знаком и ориентируется в разных родах и жанрах фольклора и художественной литературы. Многие дошкольники в этом возрасте уже способны самостоятельно выбирать книгу по вкусу из числа предложенных. Достаточно просто узнают и пересказывают прочитанный текст с использованием иллюстраций. Дети проявляют творческую активность: придумывают концовку, новые сюжетные повороты, сочиняют небольшие стихи, загадки, дразнилки. Под руководством взрослого инсценируют отрывки из прочитанных и понравившихся произведений, примеряют на себя различные роли, обсуждают со сверстниками поведение персонажей. Знают наизусть много произведений, читают их выразительно, стараясь подражать интонации взрослого или следовать его советам по прочтению. Дети способны сознательно ставить цель заучить стихотворение или роль в спектакле, а для этого неоднократно повторять необходимый текст. Они сравнивают себя с положительными героями произведений, отдавая предпочтение добрым, умным, сильным, смелым. Играя в любимых персонажей, дети могут переносить отдельные элементы их поведения в свои отношения со сверстниками.
К концу дошкольного детства ребенок накапливает достаточный читательский опыт. Тяга к книге, ее содержательной, эстетической и формальной сторонам – важнейший итог развития дошкольника-читателя. Место и значение книги в его жизни – главный показатель общекультурного состояния и роста ребенка 7 лет.
Музыкально-художественная деятельность характеризуется большой самостоятельностью в определении замысла работы, сознательным выбором средств выразительности, достаточно развитыми эмоционально-выразительными и техническими умениями.Развитие познавательных интересов приводит к стремлению получения знаний о видах и жанрах искусства (история создания музыкальных шедевров, жизнь и творчество композиторов и исполнителей).
Художественно-эстетический опыт позволяет дошкольникам понимать художественный образ, представленный в произведении, пояснять использование средств выразительности, эстетически оценивать результат музыкально-художественной деятельности. Дошкольники начинают проявлять интерес к посещению театров, понимать ценность произведений музыкального искусства. В продуктивной деятельности дети знают, что они хотят изобразить и могут целенаправленно следовать к своей цели, преодолевая препятствия и не отказываясь от своего замысла, который теперь становится опережающим. Способны изображать все, что вызывает у них интерес. Созданные изображения становятся похожи на реальный предмет, узнаваемы и включают множество деталей. Это не только изображение отдельных предметов и сюжетные картинки, но и иллюстрации к сказкам, событиям. Совершенствуется и усложняется техника рисования. Дети могут передавать характерные признаки предмета: очертания формы, пропорции, цвет. В рисовании дети могут создавать цветовые тона и оттенки, осваивать новые способы работы гуашью (по «сырому» и «сухому»), использовать способы различного наложения цветового пятна, а цвет как средство передачи настроения, состояния, отношения к изображаемому или выделения в рисунке главного. Становятся доступны приемы декоративного украшения.
В лепке дети могут создавать изображения с натуры и по представлению, также передавая характерные особенности знакомых предметов и используя разные способы лепки (пластический, конструктивный, комбинированный).
В аппликации осваивают приемы вырезания одинаковых фигур или деталей из бумаги сложенной пополам, гармошкой. У них проявляется чувство цвета при выборе бумаги разных оттенков. Дети способны конструировать по схеме, фотографиям, заданным условиям, собственному замыслу постройки из разнообразного строительного материала, дополняя их архитектурными деталями. Путем складывания бумаги в разных направлениях делать игрушки. Из природного материала создавать фигурки людей, животных, героев литературных произведений.
Наиболее важным достижением детей в данной образовательной области является овладение композицией (фризовой, линейной, центральной) с учетом пространственных отношений, в соответствии с сюжетом и собственным замыслом. Дети могут создавать многофигурные сюжетные композиции, располагая предметы ближе, дальше. Проявляют интерес к коллективным работам и могут договариваться между собой, хотя помощь воспитателя им все еще нужна.
Определение результатов освоения Программы в конкретном возрастном периоде невозможно без знания особенностей развития детей соответствующей возрастной группы, а также планируемых результатов освоения Программы в предыдущих возрастных периодах дошкольного детства.
6 лет
Интегративные качества | Динамика формирования интегративных качеств |
1. Физически развитый, овладевший Основными культурно- гигиеническими навыками | Общается по поводу необходимости и последовательности выполнения разнообразных культурно-гигиенических навыков; объясняет причины необходимости их выполнения: для чего надо чистить зубы, почему следует убирать постель и менять бельё, почему нельзя пользоваться чужой расчёской, чужим полотенцем. Рассказывает о процедурах закаливания и их пользе для организма, об основных правилах здорового образа жизни, необходимости их выполнения. Может объяснить, как выполнить физическое упражнение. |
2. Любознательный, активный | Проявляет познавательный интерес в процессе общения со взрослыми и сверстниками: задаёт вопросы поискового характера (почему? зачем? для чего?). В процессе совместной исследовательской деятельности активно познаёт и называет свойства и качества предметов (цвет, размер, форма, характер поверхности, материал, из которого сделан предмет, способы его использования и т. д.), обследовательские действия (погладить, сжать, смять, намочить, разрезать, насыпать и т. д.). Способен к объединению предметов в видовые категории с указанием характерных признаков и различению предметов близких видов (чашки и стаканы, платья и юбки, стулья и кресла), а также в родовые категории (одежда, мебель, посуда). Отгадывает и сочиняет описательные загадки о предметах и объектах природы. |
3. Эмоционально отзывчивый | Испытывает удовольствие от процесса чтения книги. Описывает состояние героя, его настроение, своё отношение к событию в описательном и повествовательном монологе. Использует в своей речи средства интонационной выразительности: может читать стихи грустно, весело или торжественно. Способен регулировать громкость голоса и темп речи в зависимости от ситуации (громко читать стихи на празднике или тихо делиться своими секретами и т. п.). Использует в речи слова, передающие эмоциональные состояния литературных героев, сверстников, взрослых. Передаёт в речи причины эмоционального состояния человека: плачет, потому что сказали обидные слова; грустит, потому что соскучился по маме; огорчилась, потому что не взяли в игру. Эмоционально сопереживает рассказам друзей. |
4. Овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками | Стремится к общению со сверстниками, к уважению и положительной оценке со стороны партнёра по общению. Выбирает более сложные способы взаимодействия в познавательной деятельности. Контролирует и исправляет собственную деятельность и действия партнёра. Проявляет избирательность в общении со сверстниками, ориентируясь на успешность ребёнка в деятельности, а также на привлекательность во внешности, отражающей черты мужественности и женственности. Умеет строить деловой диалог при совместном выполнении поручения, в совместном обсуждении правил игры, в случаях возникновения конфликтов .Адекватно использует разнообразные невербальные средства общения: мимику, жесты, действия. Следует правилам речевого этикета в общении со взрослыми. |
5. Способный управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдающий элементарные общепринятые нормы и правила поведения | Проявляет интерес к взаимоотношениям людей, познанию их характеров, оценке поступков. В процессе общения отражает в речи общепринятые нормы и правила поведения и объясняет необходимость их выполнения. Учитывает идеалы мужественности, женственности в общении. Доброжелательно общается со взрослыми, проявляет инициативу сотрудничества со взрослыми, старается добиться взаимопонимания, уважения и сопереживания со стороны взрослого. Оценивает литературного героя с точки зрения соответствия его поступка общепринятым моральным нормам. Активно использует в речи слова и выражения, отражающие представления ребёнка о нравственных качествах людей: честный, смелый, трудолюбивый, заботливый и т. д. |
6. Способный Решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы), адекватные возрасту мира природы поведения. | Отражает в речи представления о разнообразных свойствах и качествах предметов: форме, цвете (оттенки цвета), размере, пространственном расположении, способах использования, способах изменения предмета. Умеет рассказывать об участии в экспериментировании, комментирует свои действия в процессе деятельности, даёт им оценку («Помогал наливать воду, ничего не пролил», «Самый первый догадался, что кубик не утонет»). Активно обсуждает поведение сверстника в процессе конфликта, оценивает, осуждает, объясняет. Пытается решить личностные проблемы совместно со взрослым посредством рассуждения: хорошо ли поступил? Почему? Как надо было поступить? |
7. Имеющий первичные представления о себе, семье, обществе (ближайшем социуме), государстве (стране), мире и природе | Способен по вопросам взрослого рассказать о своей внешности, своих положительных качествах, умениях. Рассуждает о перспективе развития своей социальной роли: будущей профессии, взрослой жизни; рассказывает о членах своей семьи, их профессиях, взаимоотношениях в семье. В процессе общения использует в речи название профессий, социальных учреждений (библиотека, почта, универсам, спортивный клуб и т. д.), название трудовых действий людей разных профессий, определяет качество действий, отношение людей к профессиональной деятельности. Имеет представление о названии своей страны, города, населенного пункта, о главных символах государства (герб, флаг). Проявляет интерес к социальным событиям, отражающимся в средствах массовой информации, разговаривает о них со взрослыми и сверстниками. |
8. Овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности. | Способен удерживать в памяти правило, высказанное взрослым, и действовать по нему без напоминания. |
7 лет
Интегративные качества | Динамика формирования интегративных качеств |
1. Физически развитый, овладевший основными культурно- гигиеническими навыками | Может объяснить способы выполнения основных гигиенических процедур сверстнику или более младшему ребёнку. Имеет представления о правилах здорового образа жизни и может рассказать о них. Может убедить собеседника в необходимости соблюдения элементарных правил здорового образа жизни, используя форму речи-доказательства. |
2. Любознательный, активный | Задаёт вопросы взрослому, используя разнообразные формулировки. Проявляет инициативу и обращается к взрослому и сверстнику с предложениями по экспериментированию, используя адекватные речевые формы: «Давайте попробуем узнать…», «Предлагаю провести опыт». В процессе совместного экспериментирования высказывает предположения, даёт советы. В случаях затруднений обращается за помощью к взрослому, используя вежливые формы обращения, соблюдая правила речевого этикета. Принимает заинтересованное участие в образовательном процессе, высказывая предложения к организации развивающей среды, обсуждая текущие вопросы. |
3. Эмоционально отзывчивый | Понимает эмоциональное состояние партнёра по общению. Узнаёт и описывает настроение и эмоции персонажа картины, литературного героя. Использует в процессе речевого общения слова, передающие эмоции, настроение и состояние человека (грустит, переживает, расстроен, радуется, удивляется, испуган, боится и т. д.). Передаёт в рассказе состояние растения, животного, устанавливая связи («У растения бледные пожелтевшие листья, слабый стебель — растению плохо, ему не хватает света и влаги»). Эмоционально реагирует на произведения искусства, отражает свои эмоции в речи («Музыка грустная, задумчивая, плавная», «Картина радостная, яркая, солнечная» и т. д.). |
4. Овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками | Способен общаться с людьми разных категорий (сверстниками и взрослыми, с более старшими и младшими детьми, со знакомыми и незнакомыми людьми). Владеет диалогической речью: умеет задавать вопросы, отвечать на них, используя грамматическую форму, соответствующую типу вопроса. В разговоре свободно использует прямую и косвенную речь. Использует разнообразные конструктивные способы взаимодействия с детьми и взрослыми: договаривается, обменивается предметами, распределяет действия при сотрудничестве. Может изменять стиль общения со взрослым или сверстником в зависимости от ситуации. Адекватно и осознанно использует разнообразные невербальные средства общения: мимику, жесты, действия. |
5. Способный управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдающий элементарные общепринятые нормы и правила поведения | Владеет вежливыми формами речи, активно следует правилам речевого этикета. Различает и адекватно использует формы общения со сверстниками и взрослыми. Оценивает своё поведение с позиций нравственных норм и выражает оценку в речи: поступил честно (нечестно), смело (испугался), разговаривал вежливо (грубо), оказал помощь (не помог) и т. д. Выражает в речи оценку поведения сверстников, устанавливая связь между поступком и нравственным правилом: отобрал книжку — обидел, не выполнял правила — играл нечестно, не признался в содеянном — струсил и обманул и т. д. Участвует в обсуждении литературных произведений нравственного содержания, не только оценивая героя по его поступкам, но и учитывая мотивы поступка, его переживания. Адекватно использует в речи название нравственных качеств человека. Может рассказать о правилах поведения в общественных местах (транспорте, магазине, поликлинике, театре и т. д.), ориентируясь на собственный опыт или воображение. |
6. Способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы), адекватные возрасту мира природы поведения. | Решает интеллектуальные и личностные проблемы посредством использования освоенных речевых форм. Рассказывает о собственном замысле, используя описательный рассказ о предполагаемом результате деятельности («Я хочу нарисовать корабль, на котором будут две высокие мачты с разноцветными флагами, большая палуба с бассейном»), о собственном способе решения проблемы, используя форму повествовательного рассказа о последовательности выполнения действия. Владеет элементарными формами речи-рассуждения и использует их для планирования деятельности, доказательства, объяснения. Отгадывает описательные и метафорические загадки, доказывая правильность отгадки («Эта загадка о зайце, потому что…»). Планирует игровую деятельность, рассуждая о последовательности развёртывания сюжета и организации игровой обстановки. Объясняет сверстникам правила новой настольно-печатной игры. |
7. Имеющий первичные представления о себе, семье, обществе (ближайшем социуме), государстве (стране), мире и природе | Активно участвует в беседах о себе, семье, обществе, государстве, мире и природе, высказывая собственные суждения, мнения, предположения. Составляет словесный автопортрет, отражая особенности своего внешнего вида, половую принадлежность, личностные качества, собственные умения и достижения. Составляет словесные портреты знакомых людей, отражая особенности внешности и значимые для ребёнка качества. Рассказывает о своей семье (составе семьи, родственных отношениях и взаимосвязях, распределении семейных обязанностей, семейных традициях), ориентируясь на наглядность и по представлению. Свободно и адекватно использует в речи слова, обозначающие названия стран и континентов, символы своей страны, своего города, населённого пункта. Использует в речи слова, обозначающие название объектов природы, профессии и социальные явления. |
8. Овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности. | Умеет действовать по указанию взрослого: выполнять инструкции, данные словесно, точно воспроизводить словесный образец при пересказе литературного произведения близко к тексту. Выполняет графические диктанты. Успешен в словесных играх с правилами («Да и нет не говорить..., Слова на последний звук и т. д.). |
9. Овладевший необходимыми умениями и навыками | Использует формы описательных и повествовательных рассказов, рассказов по воображению в процессе общения. Проявляет творчество в процессе сочинения загадок, сказок, небылиц. |
Педагогический анализ знаний и умений детей (диагностика) проводится в форме наблюдений при проведении фронтальных и индивидуальных НОД два раза в год:
Вводный – октябрь;
Итоговый – май.
Тематический план
№ | Тема (раздел) «Лепка» | Количество НОД | В том числе: практической НОД |
1. | Предметное | 9 | 9 |
2. | Сюжетное | 4 | 4 |
3. | Декоративно-прикладное | 2 | 2 |
4 | Коллективное | 3 | 3 |
Всего: 4 разделов | 18* 30 мин.= 9 часов | 18* 30 мин.= 9 часов |
В течение года работа по Художественному творчеству (разделу «Рисование») проводится по 4 разделам, что соответствует 18 периодам НОД. Продолжительность 1 НОД 30 мин, что соответствует 9 часам.
Содержание работы
по освоению раздела «Лепка»
образовательной области «Художественное творчество»
№ п/п | Тема | Планируемое время проведения | Фактическое время проведения |
1 | «Декоративные тарелки для украшения группы» Типовая форма Доронова 117 | 2 неделя сентября |
2 | «Вазочки для сухоцветов цветов» Типовая форма Доронова 117 | 4 неделя сентября |
3 | «О чем можно рассказать в лепке» Типовая форма Доронова 121 | 2 неделя октября |
4 | «Фрукты» Типовая форма Доронова 121 | 4 неделя октября |
5 | «Мы любим спорт» Коллективная форма работы Казакова 116 | 1 неделя ноября |
6 | «Северный олень» Сюжетное Казакова | 3 неделя ноября |
7 | «Овощи для игры в магазин» Коллективная работа(в парах) Доронова 126 | 1 неделя декабря |
8 | «Дед Мороз и Снегурочка» Сюжетное Казакова 138 | 3 неделя декабря |
9 | «Зверюшки на новогоднем празднике» Коллективная работа Казакова 140 | 2 неделя января |
10 | «Чудесный мешочек» Доронова 154 | 4 неделя января |
11 | « Утица-крылатка» Типовая форма Доронова 127 | 2 неделя февраля |
12 | «Чашки кружки» Типовая форма Доронова 132 | 4 неделя февраля |
13 | «Ненецкий чум» Сюжетное | 2 неделя марта |
14 | «Сказочная рыбка» Типовая форма Доронова128 | 4 неделя марта |
15 | «Учимся лепить птиц» Типовая форма Доронова136 | 2 неделя апреля |
16 | « Три медведя» (по сказке Л. Н. Толстого) Сюжетное Доронова145 | 4 неделя апреля |
17 | «Ваза для весенних цветов» Типовая форма Доронова148 | 1 неделя мая |
18 | «Что мы умеем и любим лепить» Доронова152 | 3 неделя мая |
Предварительный просмотр:
Программно-методическое обеспечение
образовательной области «Художественное творчество»
Раздел «Лепка»
Основная: Основная общеобразовательная программа дошкольного образования «Лучик»
Методическая: Программно-методическое обеспечение образовательной области «Художественное творчество»
Природа, искусство и изобразительная деятельность Т.Н. Доронова,М., Просвещение 2006 Художественный и ручной труд в детском саду В.В. Кошелев М., Просвещении 2001т Развитие детей от 3 до 5 лет в изобразительной деятельности (учебно-методическое пособие для воспитателей детских садов)/ Т.Н. Доронова.- СПб «Детство-пресс» 2002 ИЗО и эстетическое развитие от 5 до 6 лет. /Т.Н. Доронова - М.: Просвещение, 1997. (Библиотека программы «Из детства в отрочество») ИЗО и эстетическое развитие от 6 до 7 лет. /Т.Н. Доронова - М.: Просвещение, 1997. Детям о народном искусстве Грибовская М., Просвещение 1999 Рисуем натюрморт (5-8 лет), Цветные пейзажи (3-8 лет) Т.Г. Казакова Знакомим с натюрмортом; Детям о книжной графике; Знакомство с пейзажной живописью. Н.А. Курочкина– СПб.: Детство-Пресс, 2003. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду (средняя, старшая группы). Г.С. Швайко – М.: Владос, 2001. Обучаем детей изобразительной деятельности. / Т.Н. Доронова, - М.; Школьная Пресса, 2005 Обучаем детей приемам рисования. / О.Г. Кузнецова, - М.; 2007 Аппликация в детском саду (в 2-х частях). Грибовская А.А. Дошкольникам о графике, живописи, архитектуре и скульптуре. Грибовская А.А. – М. МИПКРО, 2001 Изобразительная деятельность дошкольников . /Григорьева Г.Г. – М.: Академия, 1997. Дошкольникам об искусстве. /Доронова Т.Н. – М., 2002. Занятие с дошкольниками по изобразительной деятельности: Кн. для воспитателей дет. сада и родителей. Казакова Т.Г. – 2-е изд., дораб. – М.: Просвещение, 1996. Развивайте у дошкольников творчество (Конспекты занятий рисованием, лепкой, аппликацией): Пособие для воспитателей дет. Сада./ Казакова Т.Г.- М.: Просвещение, 1985. Занятие по изобразительной деятельности в детском саду: Кн. для воспитателя дет.сада Комарова Т.С..- 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Просвещение, 1991. Мы лепили, мы играли./ И.А. Лыкова, - М.; Карапуз-Дидактика, 2005 |
Дополнительная литература для педагогов:
Т.Н.Доронова «Комплексная образовательная программа «Радуга»; М Просвещение 2007;
Л.А.Парамонова, О.С.Ушакова «Воспитание и обучение детей шестого года жизни» М Просвещение 1987 ;
Т.Н.Доронова «Природа, искусство и изобразительная деятельность детей» М Просвещение 1999;
Т.Г.Казакова «Занятия с дошкольниками по изобразительной деятельности» М Просвещение учебная литература 1996 ;
А.А.Грибовская «Народное искусство и детское творчество» М. Просвещение 2004;
А.А.Грибовская «Ознакомление дошкольников со скульптурой» М Педагогическое общество России 2004;
О.М.Дьяченко «Чего на свете не бывает?» М Просвещение 1991;
Д.Майлс «Большая энциклопедия для дошкольника» Олма – Пресс 1999;
Н.П.Ильчук, В.В.Гербова «Хрестоматия для дошкольников 5-7 лет» М. «Аст» 1997
Дополнительная литература для воспитанников:
Художественная: Малые жанры фольклора. Загадки: светофор, ветер, зима, явления в природе зимой, лесные животные, северный олень.
2. Наглядные пособия и оборудование (для лепки): предметные сюжетные картинки, предметы народно-прикладного искусства(тарелки, дымковские и филимоновские игрушки), альбом «Быт народов Севера», альбомы по народно-прикладному искусству, репродукции натюрмортов, иллюстрации, глина, кисти и баночки с ангобом, пластилин, доски для лепки, стеки, мокрые тряпочки, картон для каждого ребенка.
3. Атрибуты (по лепке):
Кукла в костюме Федоры, овощи, фрукты (муляж), разная посуда, игрушки мышей разных размеров и цветов.
4.Упражнения для развития мелкой моторики
Д/игра «Чудесный мешочек»,
«Пальчиковая гимнастика со словами»
Упражнения в играх типа « Мозаика», « Конструктор»
Игры познавательно - развивающие, дидактические
«Формы», «Народные промыслы», «Русские узоры», «Народное творчество», «Найди похожую фигуру», «Что растет в саду и огороде?», «Узнай по описанию фрукт, овощ», «Кто где живет», «Узнай по описанию», «Найди одинаковую посуду», «Чего в магазине много», «Чудесный мешочек», «Найди свой домик», «Укрась ненецкую одежду орнаментом», «Развивающее лото», «Моя посуда», «Подбери картинку»
Электронные ресурсы
http://nsportal.ru/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа образовательной области «Художественное творчество» в группе кратковременного пребывания
Программа образовательной области «Художественное творчество» разработана в соответствии с основной образовательной программой дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. В...
Рабочая программа образовательной области "Художественное творчество" по разделу "Аппликация" (2 младшая группа)
Аппликация является одним из средств реализации программы художественно – эстетического воспитания. Занятия аппликацией способствуют развитию восприятия (формы, цвета, величины), воображен...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КРУЖКА ПО ХУДОЖЕСТВЕННОМУ ТВОРЧЕСТВУ «НЕТРАДИЦИОННОЕ РИСОВАНИЕ»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММАКРУЖКА ПО ХУДОЖЕСТВЕННОМУ ТВОРЧЕСТВУ «НЕТРАДИЦИОННОЕ РИСОВАНИЕ»Срок реализации 4 годаВозраст от 3 до 7 лет Содержание ВведениеАктуальностьНовизна и отличительные особе...
Рабочая программа образовательной области "Художественное творчество" по разделу "Аппликация" (средняя группа)
Рабочая программа составлена на основании Программы «От рождения до школы» под редакцией Вераксы Н.Е., Васильевой М.А., Комаровой Т.С. Программа отражает содержание образовательной области...
Рабочая программа образовательной области "Художественное творчество" по разделу «Аппликация» (Старшая группа)
Программа сформирована в соответствии с принципами и подходами, определёнными Федеральным государственным стандартом. На первый план выдвигается развивающая функция образования, обеспечивающая ...
Рабочая программа образовательной области «Художественное творчество»
Пояснительная запискаПрограмма образовательной области «Художественное творчество» разработана в соответствии с основной образовательной программой дошкольного образования «От ...
Рабочая программа образовательной области "Художественное творчество" по разделу «Рисование» (Подготовительная группа)
Рабочая программа определяет содержание и организацию воспитательно-образовательного процесса для детей подготовительной к школе группы (возраст от 6 до 7 лет) по разделу «Рисование»...