Свойства песка и глины
методическая разработка по аппликации, лепке (младшая группа) по теме

Пискунова Александа Григорьевна

 

Государственное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 17 комбинированного вида

Кировского района Санкт-Петербурга

 

Творческая группа

«Маленький исследователь»

 

 

Конспект занятия

по детскому экспериментированию

«Свойства песка и глины»

(средняя группа)

 

 

                                Составила 

                                воспитатель высшей квалификационной категории                                                                             

                                Пискунова Александра Григорьевна                                                       

                                                                              

            

                                                           

 

 

 

Санкт-Петербург

2009 год

 

Задачи:  

  1. Образовательные:
  • Развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования.
  • Развивать умения выдвигать гипотезы, сравнивать и делать выводы.
  • Способствовать расширению знаний детей о свойствах сухого и мокрого песка.
  • Выделить свойства песка и глины: сыпучесть, рыхлость.
  • Выявить изменение песка и глины при взаимодействии с водой, какие свойства приобретают песок и глина при смачивании.
  •  
  1. Речевые:
  • Обогащать словарь детей за счёт слов: рыхлый,  сыпучий, прозрачный, полупрозрачный, сухой, липкий; лупа, сито.
  1. Воспитательные:
  • Воспитывать умение слушать друг друга и взрослых.

 

Оборудование:

  • По 2 стаканчика на каждого ребёнка.
  • Доски с глиной.
  • Формочки.
  • Вода в лейке.
  • 7 мисочек.
  • Салфетки (для рук).
  • Стаканчик с сухой глиной.
  • Лупы.
  • Сито.
  • Фотографии ледяных скульптур.
  • Медали.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon svoystva_peska_i_gliny.doc49.5 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 17 комбинированного вида

Кировского района Санкт-Петербурга

Творческая группа

«Маленький исследователь»

Конспект занятия

по детскому экспериментированию

«Свойства песка и глины»

(средняя группа)

                                Составила  

                                воспитатель высшей квалификационной категории                                                                            

                                Пискунова Александра Григорьевна                                                        

                                                                               

             

                                                          

Санкт-Петербург

2009 год

Задачи:  

Образовательные:

Развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования.

Развивать умения выдвигать гипотезы, сравнивать и делать выводы.

Способствовать расширению знаний детей о свойствах сухого и мокрого песка.

Выделить свойства песка и глины: сыпучесть, рыхлость.

Выявить изменение песка и глины при взаимодействии с водой, какие свойства приобретают песок и глина при смачивании.

Речевые:

Обогащать словарь детей за счёт слов: рыхлый,  сыпучий, прозрачный, полупрозрачный, сухой, липкий; лупа, сито.

Воспитательные:

Воспитывать умение слушать друг друга и взрослых.

Оборудование:

По 2 стаканчика на каждого ребёнка.

Доски с глиной.

Формочки.

Вода в лейке.

7 мисочек.

Салфетки (для рук).

Стаканчик с сухой глиной.

Лупы.

Сито.

Фотографии ледяных скульптур.

Медали.

Ход занятия

В группу входит Незнайка с ведром песка.

Незнайка: Ребята, я к вам пришёл за помощью: помогите мне сделать выставку фигурок. Зимой ходил на выставку ледяных скульптур. Мне очень

понравилось, и я захотел сделать весной свою выставку. Но не знаю из чего лучше сделать, ведь весной льда нет.

Воспитатель: Вы ребята, как думаете? Из чего можно сделать разные фигурки? (Предложение детей).

Незнайка: Я принёс с собой песок.

Воспитатель: А у нас есть глина. Ребята, как узнать, из чего лучше сделать скульптуру из глины или песка?

(Дети: провести опыт)

Опыт№1

Воспитатель: Давайте, сравним песок и глину. Вот у меня на столе стаканчик с глиной, мы с зайкой попробуем его высыпать (сыпется, но плохо). Почему? (кусочки глины все разной формы, размера).

Теперь подойдите к своим столам. У вас стоят стаканчики с песком. Давайте

попробуем пересыпать песок в другой стаканчик. Что мы с вами делали?

(Пересыпали). Как еще можно сказать? (Сыпали, высыпали). Что сыпется

лучше: песок или глина?

Вывод: песок сыпется лучше, чем глина.

Игра: « Узнай по звуку» (определение, где глина, а где песок).

Воспитатель: Незнайка, теперь мы тебе покажем, из чего состоит песок. Ребята, как показать Незнайке, из чего состоит песок?

(Дети: нужно его просеять).

Воспитатель: Через что можно просеять песок? (Дети: через сито).

Опыт №2

Просеивания песка

(Дети рассматривают, что осталось в сите, это камешки).

Незнайка: А я попробую просеять глину. Ой, у меня не получается.

Воспитатель: Ребята, почему у Незнайки не получается. (Дети с помощью лупы рассматривают, что осталось в сите). Сравните частички песка и частички глины. Какой вывод можно сделать?

Вывод: значит, песок лучше просевается, чем глина, потому что песчинки маленькие, полупрозрачные, круглые, не прилипают друг другу; частички глины мелкие, очень тесно прижаты друг другу.

Воспитатель: Теперь давайте посмотрим из чего лучше слепить? Вот сейчас Незнайка и проверит. (Берет сухой песок, пытается из него лепить). Что нужно сделать, чтобы из песка можно было что-то слепить?

(Дети: нужно добавить воды).

Незнайка (добавляет воды): Ой, как хорошо песок впитывает воду!

Воспитатель: Теперь Незнайка давай попробуем слепить из сухой глины.

Не лепится, почему? Что нужно сделать? (Добавить воды). Что произошло?

Вывод:  вода стоит на поверхности глины лужицей. Так как, частички глины ближе друг другу, чем у песка, не пропускают воду внутрь.

Воспитатель: Теперь попробуем размешать мокрый песок и мокрую глину.

Что получилось? Однородная липкая масса. Из неё можно уже лепить.

Незнайка: Можно я слеплю из песка. (Лепит шарик). (Воспитатель лепит из

глины). Шарики получились. Таня проверь. Какой самый прочный. Из песка

рассыпался, а из глины нет.

Вывод: значит, лучше всего лепить из глины, она мягкая, пластичная, хорошо держит форму.

Воспитатель предлагает поиграть в игру «Море волнуется раз… (фигура

животного на месте замри)»

После игры предлагает вылепить разные фигурки для выставки Незнайки

Незнайка: Мне очень у вас понравилось, я теперь знаю, чем отличается глина от песка. А вы, ребята, знаете? (Глина - мягкая пластичная, плохо сыпется, плохо впитывает воду, песок - хорошо сыпется, просевается, хорошо

впитывает воду, но плохо сохраняет форму).

Незнайка прощается и уходит.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опытно – экспериментальная деятельность на прогулке с детьми средней группы «Свойства песка и глины»

Цель:1. Познакомить с такими свойствами песка и глины, как рыхлость и впитываемость;2. Развивать трудовые навыки;3. Воспитывать умение соблюдать элементарные правила, согласовывать движения, ориентиро...

Знакомство со свойствами песка и глины

Это занятие позволяет детям на основе наблюдения, эксперимента, опыта прийти самостоятельно к выводу и закрепить знания о свойствах песка и глины....

Материал на тему "Знакомство со свойствами песка и глины"

Используют материал для экспереминтированию....

Конспект занятия по формированию целостной картины мира «Знакомство со свойствами песка и глины»

Познакомить детей со свойствами песка и глины (сыпучесть, липкость, способность пропускать воду), сравнить, чем они отличаются, показать детям, что песок стоит из очень мелких частиц - зернышек - песч...

Проектная деятельность Конспект НОД по познавательному развитию в первой младшей группе. Опытно-экспериментальная деятельность. Тема. «Песок и глина. Свойства песка и глины»

Тема: ПЕСОК И ГЛИНА. СВОЙСТВА ПЕСКА И ГЛИНЫЦель: познакомить со свойствами песка и глины.Материал: песок, глина, вода.Оборудование: стакан, ёмкость, палочка....

«Знакомство со свойствами песка и глины» (подготовительная группа)

Почва, как и любая другая среда обитания, является важным условием существования жизни. Живые организмы, находящиеся в почве, как и сама почва, нуждаются в заботе и охране. Необходимо беречь почву от ...