Систематизация работы по адаптации детей раннего возраста к ДОУ
методическая разработка по аппликации, лепке (младшая группа) по теме

Кашина Наталья Геннадьевна

Психологам и воспитателям предллагается практический материал для наблюдения за адаптацией детей раннего возраста к ДОУ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kons_dlya_psihologov_i_pedagogov_.docx35.85 КБ

Предварительный просмотр:

Систематизация работы по адаптации детей раннего возраста к ДОУ

Для психологов и педагогов ДОУ

Н.Г. Кашина,

педагог – психолог МКОУ Центр «ЛОГОС»,

педагог – психолог МАДОУ Д/Сад № 5

г. Межгорье, РБ

Общаясь с коллегами, сделала вывод о том, что психологи дошкольных учреждений большую часть рабочего времени уделяют развитию когнитивной сферы старших дошкольников. Работа, несомненно, нужная. Но часто вне поля деятельности остается еще один важный момент – адаптация детей раннего возраста к дошкольному учреждению.

Причин здесь несколько и одна из них – неудобство в оформлении наблюдения. Так, иногда психолог тратит больше времени на описание наблюдения за адаптацией ребенка, чем на само наблюдение.  

В литературе нашла диагностику уровня адаптированности  ребенка к ДОУ.  (Приложение 1).  Диагностика не плохая, результат  виден сразу, т.к. подсчитывается общая сумма баллов, по которой и выявляется динамика адаптации. Но, по моему мнению, данная диагностика не достаточно полная. Специалисты дошкольных учреждений не редко сталкиваются с так называемой, «Скрытой дезадаптацией», которая проявляется достаточно своеобразно у каждого ребенка.

Карта наблюдения за эмоциональным состоянием и характером деятельности ребенка в период адаптации (Приложение 2), - дает неплохую картину эмоционального состояния ребенка. Недостаток данного вида наблюдения бестактен и банален – требует много бумаги, т.к. наблюдение проводится несколько раз (минимум 2 раза в месяц, а лучше 1 раз в неделю).

Проанализировав научную и практическую литературу по данной теме, мне удалось разработать свою форму бланка наблюдения за адаптацией детей к ДОУ. Повторюсь, бланк разрабатывала для себя, учитывая специфичность учреждения, в котором работаю (думаю, что в подобной ситуации (ситуации «снега зимой не выпросишь», не только бумаги) оказываются не мало коллег).  Итак:

Бланк 1 (Приложение 3) - групповое наблюдение – провожу 1 раз в неделю. И уже из него переписываю результаты в такой же, индивидуальный бланк (Бланк 2. Приложение 4).

В своей работе использую все эти 4 вида протоколов: протоколы приложения 1-2 – на начало и конец периода адаптации, протоколы приложения 3 – 4 – еженедельно и в кризисные моменты.

Мои коллеги пользуются такой формой ведения протокола наблюдения.


Приложение 1

МАДОУ д/сад № 5

Диагностика уровня адаптации  ребенка к ДОУ

ФИ ребенка

Психологические критерии адаптированности ребенка к ДОУ

Сумма баллов

Заключение

Общий эмоциональ-ный фон поведения

Наблюдение за ребенком

Реакция на изменение привычной ситуации

Познавательная и игровая деятельность

Взаимоотноше-ния со взрослыми

Взаимоот-ношения с детьми

Положительный

Неустойчивый

Отрицательный

Активен

Активен при поддержке взрослого

Пассивен, реакция протеста

Инициативен

Принимает инициативу взрослого

Уход от взаимоотношения, реакция протеста

Инициативен

Вступает в контакт при поддержке взрослого

Пассивен, реакция протеста

Принятие

Тревожность

Непринятие

Баллы

3

2

1

3

2

1

3

2

1

3

2

1

3

2

1

Ф.И ребенка


Приложение 2

МАДОУ д/сад № 5

Карта наблюдения

за эмоциональным состоянием и характером деятельности ребенка

в период адаптации

Ф.И. ребенка __________________________Возраст:«___» ____20___г. Дата набл-я:«___»___ 20__г.

  1. Эмоциональный фон:нормальный; повышен/снижен; эйфоричный; депрессивный; контрастирующий.
  2. Уровень общительности: легкий / быстрый контакт, поверхностный, контакт устанавливается с трудом, уходит от контакта, протестная реакция.
  3. Реакция на незнакомого взрослого: адекватная / неадекватная.
  4. Особенность активности: нормальная, гипер или гипоактивность.
  5. Внимание: взгляд фиксирует / не фиксирует, внимание устойчивое/неустойчивое, с хорошей переключа-емостью с одного предмета на другой или вида деятельности.
  6. Эмоциональное состояние в течении дня: выражение положительных и отрицательных эмоций через внешние проявления (слезы, улыбка);  неуравновешенное состояние, т.е. спокойствие сменяется слезами и наоборот.
  7. Умение войти в контакт со взрослыми и сверстниками: _____________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

8. Характер деятельности: отсутствие деятельности, наблюдаете за происходящем в группе, подражает, самостоятельные или игровые действия.

  1. Отношение к окружающим и сверстникам:   негативное, положительное или вообще отсутствует.
  2. Проявление активных действий в ходе развивающих занятий: ________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Длительность сосредоточения внимания: ___________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

наличие или отсутствие двигательной расторможенности _____________________

  1. Реакция на поощрение____________________________________________________

 и порицание__________________________________________________________________

  1. Высказывание или воспоминания ребёнка о неприятных событиях,  расставаниях или болезнях;____________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Высказывания о желаемом. __________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Заключение: __________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Рекомендации: ________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Педагог – психолог ___________________________ / Н.Г. Кашина


Приложение 3

МАДОУ Д/Сад № 5

Протокол группового наблюдения за уровнем адаптации

Группа: _____________________;  Дата наблюдения: «__» ______ 200__г.  Педагог: _____________________________. Время: ________

Ф.И. ребенка

Расставание

с

родителями:

Спокойное

Эмоциональное

Эмоц состояние

+

-

амб

Общение

С детьми

Со взросл

Проявляет инициативу

По приглашению

Активность на занятии

Проявляет/не проявляет

Работает/не работает

Аппетит

Питание

Изменен

Не изменен

Отказ от еды

Докармливание

Ест самостоятельно  

 Режимные  моменты

Выполняет охотно

Выполняет по требованию

Отказ от выполнения

Прогулка

Гуляет охотно

Отказ от прогулок

Засыпание

Быстрое /Длительное

Сон

Короткий / Продолжительный

Поверхностный / Глубокий

Пространственное нахождение

Рядом с педагогом

Обособленно

Осваивает/ освоил

Проявление упрямства

Проявляет/ не проявляет

Проявление тревожности

Проявляет/ не проявляет

Проявление агрессии

Проявляет/ не проявляет


Приложение 4

МАДОУ Д/Сад № 5

Протокол индивидуального наблюдения за адаптацией к ДОУ

Группа: _____________________;  

Дата наблюдения

«___» ____ 20___г

«___» ____ 20___г

«___» ____ 20___г

«___» ____ 20___г

«___» ____ 20___г

«___» ____ 20___г

«___» ____ 20___г

«___» ____ 20___г

«___» ____ 20___г

«___» ____ 20___г

Расставание

с

родителями:

Спокойное

Эмоциональное

Эмоц состояние

+

-

амб

Общение

С детьми

Со взросл

Проявляет инициативу

По приглашению

Активность на занятии

Проявляет/не проявляет

Работает/не работает

Аппетит

Питание

Изменен

Не изменен

Отказ от еды

Докармливание

Ест самостоятельно  

 Режимные  моменты

Выполняет охотно

Выполняет по требованию

Отказ от выполнения

Прогулка

Гуляет охотно

Отказ от прогулок

Засыпание

Быстрое /Длительное

Сон

Короткий / Продолжительный

Поверхностный / Глубокий

Пространственное нахождение

Рядом с педагогом

Обособленно

Осваивает/ освоил

Проявление упрямства

Проявляет/ не проявляет

Проявление тревожн.

Проявляет/

не проявляет

Проявл-е агрессии

Проявляет/

не проявляет

Вес (взвешивание проводит мед. сестра)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

план работы по адаптации детей раннего возраста

План работы по адаптации детей (для воспитателей первой, второй, третий групп раннего возраста) в таблицах...

Система работы с детьми раннего возраста в период адаптации "Песочная терапия как средство адаптации детей раннего возраста"

Адаптивные возможности ребенка раннего возраста ограничены, поэтому резкий переход малыша в новую социальную ситуацию и длительное пребы­вание в стрессовом состоянии могут привести к эмоциональ­ным на...

Справка Работа по адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ

СправкаРабота по адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ...

Опыт работы по адаптации детей раннего возраста

ИННОВАЦИОННЫЙ ОПЫТ ПЕДАГОГА Адаптация детей раннего возраста в детском саду Куковина Светлана Викторовна – воспитатель МБДОУ «Серковский детский сад», Городецкий р-н, Нижегородская обл....

Опыт работы по адаптации детей раннего возраста

Опыт работы по адаптации детей раннего возраста...

Консультация Тема «Практические рекомендации для воспитателей в организации работы по адаптации детей раннего возраста к ДОУ».

Ряд рекомендаций для воспитателей и родителей в организации работы по адаптации детей раннего возраста к детскому саду....

Особенности работы по адаптации детей раннего возраста к условиям детского сада

Особенности работы по адаптации детей раннего возраста к условиям детского садаРанний возраст – период интенсивного физического и психического развития детей. Очень часто в этом возрасте дети на...