Систематизация работы по адаптации детей раннего возраста к ДОУ
методическая разработка по аппликации, лепке (младшая группа) по теме
Психологам и воспитателям предллагается практический материал для наблюдения за адаптацией детей раннего возраста к ДОУ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kons_dlya_psihologov_i_pedagogov_.docx | 35.85 КБ |
Предварительный просмотр:
Систематизация работы по адаптации детей раннего возраста к ДОУ
Для психологов и педагогов ДОУ
Н.Г. Кашина,
педагог – психолог МКОУ Центр «ЛОГОС»,
педагог – психолог МАДОУ Д/Сад № 5
г. Межгорье, РБ
Общаясь с коллегами, сделала вывод о том, что психологи дошкольных учреждений большую часть рабочего времени уделяют развитию когнитивной сферы старших дошкольников. Работа, несомненно, нужная. Но часто вне поля деятельности остается еще один важный момент – адаптация детей раннего возраста к дошкольному учреждению.
Причин здесь несколько и одна из них – неудобство в оформлении наблюдения. Так, иногда психолог тратит больше времени на описание наблюдения за адаптацией ребенка, чем на само наблюдение.
В литературе нашла диагностику уровня адаптированности ребенка к ДОУ. (Приложение 1). Диагностика не плохая, результат виден сразу, т.к. подсчитывается общая сумма баллов, по которой и выявляется динамика адаптации. Но, по моему мнению, данная диагностика не достаточно полная. Специалисты дошкольных учреждений не редко сталкиваются с так называемой, «Скрытой дезадаптацией», которая проявляется достаточно своеобразно у каждого ребенка.
Карта наблюдения за эмоциональным состоянием и характером деятельности ребенка в период адаптации (Приложение 2), - дает неплохую картину эмоционального состояния ребенка. Недостаток данного вида наблюдения бестактен и банален – требует много бумаги, т.к. наблюдение проводится несколько раз (минимум 2 раза в месяц, а лучше 1 раз в неделю).
Проанализировав научную и практическую литературу по данной теме, мне удалось разработать свою форму бланка наблюдения за адаптацией детей к ДОУ. Повторюсь, бланк разрабатывала для себя, учитывая специфичность учреждения, в котором работаю (думаю, что в подобной ситуации (ситуации «снега зимой не выпросишь», не только бумаги) оказываются не мало коллег). Итак:
Бланк 1 (Приложение 3) - групповое наблюдение – провожу 1 раз в неделю. И уже из него переписываю результаты в такой же, индивидуальный бланк (Бланк 2. Приложение 4).
В своей работе использую все эти 4 вида протоколов: протоколы приложения 1-2 – на начало и конец периода адаптации, протоколы приложения 3 – 4 – еженедельно и в кризисные моменты.
Мои коллеги пользуются такой формой ведения протокола наблюдения.
Приложение 1
МАДОУ д/сад № 5
Диагностика уровня адаптации ребенка к ДОУ
ФИ ребенка | Психологические критерии адаптированности ребенка к ДОУ | Сумма баллов | Заключение | ||||||||||||||
Общий эмоциональ-ный фон поведения | Наблюдение за ребенком | Реакция на изменение привычной ситуации | |||||||||||||||
Познавательная и игровая деятельность | Взаимоотноше-ния со взрослыми | Взаимоот-ношения с детьми | |||||||||||||||
Положительный | Неустойчивый | Отрицательный | Активен | Активен при поддержке взрослого | Пассивен, реакция протеста | Инициативен | Принимает инициативу взрослого | Уход от взаимоотношения, реакция протеста | Инициативен | Вступает в контакт при поддержке взрослого | Пассивен, реакция протеста | Принятие | Тревожность | Непринятие | |||
Баллы | 3 | 2 | 1 | 3 | 2 | 1 | 3 | 2 | 1 | 3 | 2 | 1 | 3 | 2 | 1 | ||
Ф.И ребенка | |||||||||||||||||
Приложение 2
МАДОУ д/сад № 5
Карта наблюдения
за эмоциональным состоянием и характером деятельности ребенка
в период адаптации
Ф.И. ребенка __________________________Возраст:«___» ____20___г. Дата набл-я:«___»___ 20__г.
- Эмоциональный фон:нормальный; повышен/снижен; эйфоричный; депрессивный; контрастирующий.
- Уровень общительности: легкий / быстрый контакт, поверхностный, контакт устанавливается с трудом, уходит от контакта, протестная реакция.
- Реакция на незнакомого взрослого: адекватная / неадекватная.
- Особенность активности: нормальная, гипер или гипоактивность.
- Внимание: взгляд фиксирует / не фиксирует, внимание устойчивое/неустойчивое, с хорошей переключа-емостью с одного предмета на другой или вида деятельности.
- Эмоциональное состояние в течении дня: выражение положительных и отрицательных эмоций через внешние проявления (слезы, улыбка); неуравновешенное состояние, т.е. спокойствие сменяется слезами и наоборот.
- Умение войти в контакт со взрослыми и сверстниками: _____________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
8. Характер деятельности: отсутствие деятельности, наблюдаете за происходящем в группе, подражает, самостоятельные или игровые действия.
- Отношение к окружающим и сверстникам: негативное, положительное или вообще отсутствует.
- Проявление активных действий в ходе развивающих занятий: ________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- Длительность сосредоточения внимания: ___________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
наличие или отсутствие двигательной расторможенности _____________________
- Реакция на поощрение____________________________________________________
и порицание__________________________________________________________________
- Высказывание или воспоминания ребёнка о неприятных событиях, расставаниях или болезнях;____________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- Высказывания о желаемом. __________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Заключение: __________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Рекомендации: ________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Педагог – психолог ___________________________ / Н.Г. Кашина
Приложение 3
МАДОУ Д/Сад № 5
Протокол группового наблюдения за уровнем адаптации
Группа: _____________________; Дата наблюдения: «__» ______ 200__г. Педагог: _____________________________. Время: ________
Ф.И. ребенка | |||||||||||||||||
Расставание с родителями: | Спокойное | ||||||||||||||||
Эмоциональное | |||||||||||||||||
Эмоц состояние | + | ||||||||||||||||
- | |||||||||||||||||
амб | |||||||||||||||||
Общение | С детьми | ||||||||||||||||
Со взросл | |||||||||||||||||
Проявляет инициативу | |||||||||||||||||
По приглашению | |||||||||||||||||
Активность на занятии | Проявляет/не проявляет | ||||||||||||||||
Работает/не работает | |||||||||||||||||
Аппетит Питание | Изменен | ||||||||||||||||
Не изменен | |||||||||||||||||
Отказ от еды | |||||||||||||||||
Докармливание | |||||||||||||||||
Ест самостоятельно | |||||||||||||||||
Режимные моменты | Выполняет охотно | ||||||||||||||||
Выполняет по требованию | |||||||||||||||||
Отказ от выполнения | |||||||||||||||||
Прогулка | Гуляет охотно | ||||||||||||||||
Отказ от прогулок | |||||||||||||||||
Засыпание | Быстрое /Длительное | ||||||||||||||||
Сон | Короткий / Продолжительный | ||||||||||||||||
Поверхностный / Глубокий | |||||||||||||||||
Пространственное нахождение | Рядом с педагогом | ||||||||||||||||
Обособленно | |||||||||||||||||
Осваивает/ освоил | |||||||||||||||||
Проявление упрямства | Проявляет/ не проявляет | ||||||||||||||||
Проявление тревожности | Проявляет/ не проявляет | ||||||||||||||||
Проявление агрессии | Проявляет/ не проявляет |
Приложение 4
МАДОУ Д/Сад № 5
Протокол индивидуального наблюдения за адаптацией к ДОУ
Группа: _____________________;
Дата наблюдения | «___» ____ 20___г | «___» ____ 20___г | «___» ____ 20___г | «___» ____ 20___г | «___» ____ 20___г | «___» ____ 20___г | «___» ____ 20___г | «___» ____ 20___г | «___» ____ 20___г | «___» ____ 20___г | |||
Расставание с родителями: | Спокойное | ||||||||||||
Эмоциональное | |||||||||||||
Эмоц состояние | + | ||||||||||||
- | |||||||||||||
амб | |||||||||||||
Общение | С детьми | ||||||||||||
Со взросл | |||||||||||||
Проявляет инициативу | |||||||||||||
По приглашению | |||||||||||||
Активность на занятии | Проявляет/не проявляет | ||||||||||||
Работает/не работает | |||||||||||||
Аппетит Питание | Изменен | ||||||||||||
Не изменен | |||||||||||||
Отказ от еды | |||||||||||||
Докармливание | |||||||||||||
Ест самостоятельно | |||||||||||||
Режимные моменты | Выполняет охотно | ||||||||||||
Выполняет по требованию | |||||||||||||
Отказ от выполнения | |||||||||||||
Прогулка | Гуляет охотно | ||||||||||||
Отказ от прогулок | |||||||||||||
Засыпание | Быстрое /Длительное | ||||||||||||
Сон | Короткий / Продолжительный | ||||||||||||
Поверхностный / Глубокий | |||||||||||||
Пространственное нахождение | Рядом с педагогом | ||||||||||||
Обособленно | |||||||||||||
Осваивает/ освоил | |||||||||||||
Проявление упрямства | Проявляет/ не проявляет | ||||||||||||
Проявление тревожн. | Проявляет/ не проявляет | ||||||||||||
Проявл-е агрессии | Проявляет/ не проявляет | ||||||||||||
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
план работы по адаптации детей раннего возраста
План работы по адаптации детей (для воспитателей первой, второй, третий групп раннего возраста) в таблицах...
Система работы с детьми раннего возраста в период адаптации "Песочная терапия как средство адаптации детей раннего возраста"
Адаптивные возможности ребенка раннего возраста ограничены, поэтому резкий переход малыша в новую социальную ситуацию и длительное пребывание в стрессовом состоянии могут привести к эмоциональным на...
Справка Работа по адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ
СправкаРабота по адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ...
Опыт работы по адаптации детей раннего возраста
ИННОВАЦИОННЫЙ ОПЫТ ПЕДАГОГА Адаптация детей раннего возраста в детском саду Куковина Светлана Викторовна – воспитатель МБДОУ «Серковский детский сад», Городецкий р-н, Нижегородская обл....
Опыт работы по адаптации детей раннего возраста
Опыт работы по адаптации детей раннего возраста...
Консультация Тема «Практические рекомендации для воспитателей в организации работы по адаптации детей раннего возраста к ДОУ».
Ряд рекомендаций для воспитателей и родителей в организации работы по адаптации детей раннего возраста к детскому саду....
Особенности работы по адаптации детей раннего возраста к условиям детского сада
Особенности работы по адаптации детей раннего возраста к условиям детского садаРанний возраст – период интенсивного физического и психического развития детей. Очень часто в этом возрасте дети на...