Особенности работы по адаптации детей раннего возраста к условиям детского сада
статья (младшая группа)
Особенности работы по адаптации детей раннего возраста к условиям детского сада
Ранний возраст – период интенсивного физического и психического развития детей. Очень часто в этом возрасте дети начинают посещать детский сад. Это трепетный момент для многих родителей. Родители желаю видеть своих детей счастливыми, радостными, занятыми интересными играми с воспитателем и сверстниками.
На, как известно, что изменение социальной среды, смена домашней обстановки на новую, неизвестную для ребенка сказывается на психическом и на физическом здоровье детей. Это проявляется в том, что ребенок не хочет идти в детский сад, не готов расстаться с мамой.
Это проявление нежелания и страха связано с потерей привычной и безопасной обстановки, разрывом с родителями и неизвестностью нового места и людей. Ребенок может испытывать тревогу, беспокойство, истерики, физические симптомы, такие как боли в животе или головной боли. Родители могут обеспокоиться и переживать за своего ребенка, но важно знать, что эти проблемы обычно временны и ребенок со временем привыкнет к новой среде и начнет наслаждаться пребыванием в детском саду.
Для помощи ребенку приспособиться к новой среде следует предпринять несколько шагов. Во-первых, родители должны создать позитивное отношение к детскому саду и передать свою уверенность и уверенность в том, что ребенок будет хорошо себя чувствовать там. Во-вторых, постепенно вводите ребенка в новую среду, начиная с краткого присутствия, а затем увеличивая время. Важно проводить время со своим ребенком в детском саду, участвуя в играх и активностях, чтобы ребенок видел, что мама или папа находятся рядом и поддерживают его. Также полезно будет поговорить с воспитателями и организовать встречу с другими детьми, чтобы ребенок начал строить отношения с другими сверстниками.
Некоторые дети могут испытывать длительную адаптацию и требовать дополнительной поддержки. В таком случае, родители могут обратиться за помощью к педагогам или психологам детского сада. Вместе с ними можно разработать индивидуальный план адаптации, который поможет ребенку преодолеть эмоциональные и физические преграды и наслаждаться общением и играми в детском саду.
Важно помнить, что переход в детский сад – это естественный этап в развитии ребенка, и со временем он сможет адаптироваться и наслаждаться новыми возможностями и опытом, которые предлагает детский сад. Родители и педагоги должны быть поддерживающими и внимательными в этом периоде, чтобы помочь ребенку преодолеть страх и развиваться в новой среде.
Работая с детьми раннего возраста, мы обратили внимание на тот факт, что среди них часто встречаются эмоционально неустойчивые. Когда малыши приходят в детский сад они часто проявляют враждебность, агрессивность, тревожность, что приводит к трудностям во взаимоотношениях с окружающими. Поэтому мы использовали куклотерапию, сказкотерапию, театрализованную игру.
На мой взгляд, задача взрослых сделать процесс адаптации радостным, увлечь ребенка интересной сказкой, куклой, игрой.
Игра – основной и самый любимый вид деятельности ребенка. Театрализованная игра прочно входит в мир ребенка уже с 2-х летнего возраста. Маленьких детей привлекают яркие игрушки, красивые костюмы, музыкальные инструменты для сопровождения постановки. Малыши непосредственны, они легко вступают в контакт с героями простейших театральных постановок: с зайчонком, медвежонком, петрушкой [1, С.23].
Дети с удовольствием наблюдают за событиями спектакля, отвечают на вопросы действующих лиц, выполняют их просьбы, предостерегают их об опасности. Малыши с интересом смотрят постановки по русским народным сказкам, таким, как «Колобок», «Теремок», «Репка», «Заюшкина избушка».
Сказотерапия и куклотерапия имеет большое воспитательное и образовательное значение для развития эмоциональной сферы детей раннего возраста и облегчения их вхождения в детский сад.
Нами был разработан адаптационный проект «С радостью в детский сад», который предназначен для детей раннего возраста и их родителей. Проект учитывает психологические, физиологические и социальные особенности детей этого возраста. Одно из главных направлений проекта, помощь детям в прохождении довольно сложного периода жизни по приспособлению к новым условиям.
Цель проектной работы – создание благоприятных условий социальной адаптации ребенка и их родителей к условиям детского сада посредством театрализованной деятельности, сказотерапии и куклотерапии.
Задачи:
- преодоление стрессовых состояний у детей раннего возраста в период адаптации к детскому саду;
- развитие навыков взаимодействия детей друг с другом с учетом возрастных и индивидуальных особенностей каждого ребёнка;
- развитие игровых навыков;
- осуществить организацию взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников по формированию эмоционально-чувственной сферы воспитанников раннего возраста;
Принципы работы по адаптации детей к ДОУ:
- предварительное ознакомление родителей с условиями работы ДОУ;
- постепенное заполнение группы;
- гибкий режим пребывания детей в начальный период адаптации с учетом индивидуальных особенностей детей;
- информирование родителей об особенностях адаптации каждого ребенка на основе наблюдений;
- наблюдение за состоянием здоровья (самочувствие, аппетит, сон, физическое здоровье);
- использование сказотерапии и куклотерапии для облегчения процесса адаптации.
В нашей группе была создана благоприятная среда, благодаря которой дети и родители могут пройти мягкую адаптацию и привыкнуть к режиму и требованиям детского сада.
Успех в деле адаптации детей зависит от взаимных усилий родителей и воспитателей.
Многие вновь поступающие дети очень тяжело переживали отрыв от семьи, от мамы. Когда слова, убеждения взрослого бессильны, на помощь мне приходила игрушка. В адаптационный период мне помогал сгладить переживания детей кукольный театр. А именно куклы из театра бибабо (Лисичка, Зайчик, Волк). Большой популярностью у детей пользовалась Лисичка. Лисичка помогала установить контакт с ребенком, особенно, если он закрепощен, эмоционально «зажат», боится незнакомых людей. Лисичка вызывала у детей радостные эмоции, с ней малыш быстрее шел на контакт, чем со взрослыми. Когда Лисичка разговаривала с детьми, они сразу затихали, слушали ее внимательно. Дети, которые избегали прикосновений скорее соглашались дать руку и поздороваться с Лисичкой. Затем Лисичка предлагала детям поиграть. Дети с удовольствием с ней играли, забывают о своих комплексах.
Во время непосредственно образовательной и самостоятельной деятельности детей мы использовали настольный театр. Он дает ребенку уникальную возможность быть одновременно сценаристом, режиссером-постановщиком и актером. Например, нами были организованы такие игры с настольным театром, как «Репка», «Теремок», «Колобок».
Анализируя проделанную работу можно сделать следующие выводы. Тема проекта была выбрана с учетом возрастных особенностей детей раннего возраста. Использование различных сказок, тетарализованной деятельности, куклотерапии положительно повлияло на адаптационный период и различные виды деятельности.
В развитии эмоционально-чувственной сферы детей нам помогал театр, театрализованная деятельность, театрализованные игры. Они способствовали развитию внимания, пространственного и образного мышления, вызывали яркие эмоции, незабываемые впечатления, помогали преодолевать робость, неуверенность в себе, застенчивость, формировали связную речь.
В ходе реализации проекта малыши стали меньше плакать, с удовольствием приходят в группу, берут игрушки и самостоятельно играют в сказку, порой даже с помощью имеющихся кукол – героев одной сказки, придумывают «свою» сказку и с интересом играют в неё, пополняя свой словарный запас.
Проводя анализ результатов, можно заключить, что работа прошла успешно, так как наблюдается значительное улучшение показателей эмоционального благополучия детей.
Список литературы
- Артемова Л. В. Театрализованные игры дошкольников / Л. В. Артемова. – Москва: Просвещение, 2011. – 192 с.
- Белкина Л. В. Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ. Воронеж, 2004
- Ветрова В. В. Во что играть с ребенком до 3 лет.- М.: Сфера, 2008
- Давыдова О. И., Майер А. А Адаптационные группы в ДОУ. Методическое пособие. М, 2005.
- Доронова Н., Ерофеева Т. И. Развитие детей раннего возраста в условиях вариативного дошкольного образования. М.: Владос, 2010
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
adaptats_stat.docx | 19.13 КБ |
Предварительный просмотр:
Особенности работы по адаптации детей раннего возраста к условиям детского сада
Ранний возраст – период интенсивного физического и психического развития детей. Очень часто в этом возрасте дети начинают посещать детский сад. Это трепетный момент для многих родителей. Родители желаю видеть своих детей счастливыми, радостными, занятыми интересными играми с воспитателем и сверстниками.
На, как известно, что изменение социальной среды, смена домашней обстановки на новую, неизвестную для ребенка сказывается на психическом и на физическом здоровье детей. Это проявляется в том, что ребенок не хочет идти в детский сад, не готов расстаться с мамой.
Это проявление нежелания и страха связано с потерей привычной и безопасной обстановки, разрывом с родителями и неизвестностью нового места и людей. Ребенок может испытывать тревогу, беспокойство, истерики, физические симптомы, такие как боли в животе или головной боли. Родители могут обеспокоиться и переживать за своего ребенка, но важно знать, что эти проблемы обычно временны и ребенок со временем привыкнет к новой среде и начнет наслаждаться пребыванием в детском саду.
Для помощи ребенку приспособиться к новой среде следует предпринять несколько шагов. Во-первых, родители должны создать позитивное отношение к детскому саду и передать свою уверенность и уверенность в том, что ребенок будет хорошо себя чувствовать там. Во-вторых, постепенно вводите ребенка в новую среду, начиная с краткого присутствия, а затем увеличивая время. Важно проводить время со своим ребенком в детском саду, участвуя в играх и активностях, чтобы ребенок видел, что мама или папа находятся рядом и поддерживают его. Также полезно будет поговорить с воспитателями и организовать встречу с другими детьми, чтобы ребенок начал строить отношения с другими сверстниками.
Некоторые дети могут испытывать длительную адаптацию и требовать дополнительной поддержки. В таком случае, родители могут обратиться за помощью к педагогам или психологам детского сада. Вместе с ними можно разработать индивидуальный план адаптации, который поможет ребенку преодолеть эмоциональные и физические преграды и наслаждаться общением и играми в детском саду.
Важно помнить, что переход в детский сад – это естественный этап в развитии ребенка, и со временем он сможет адаптироваться и наслаждаться новыми возможностями и опытом, которые предлагает детский сад. Родители и педагоги должны быть поддерживающими и внимательными в этом периоде, чтобы помочь ребенку преодолеть страх и развиваться в новой среде.
Работая с детьми раннего возраста, мы обратили внимание на тот факт, что среди них часто встречаются эмоционально неустойчивые. Когда малыши приходят в детский сад они часто проявляют враждебность, агрессивность, тревожность, что приводит к трудностям во взаимоотношениях с окружающими. Поэтому мы использовали куклотерапию, сказкотерапию, театрализованную игру.
На мой взгляд, задача взрослых сделать процесс адаптации радостным, увлечь ребенка интересной сказкой, куклой, игрой.
Игра – основной и самый любимый вид деятельности ребенка. Театрализованная игра прочно входит в мир ребенка уже с 2-х летнего возраста. Маленьких детей привлекают яркие игрушки, красивые костюмы, музыкальные инструменты для сопровождения постановки. Малыши непосредственны, они легко вступают в контакт с героями простейших театральных постановок: с зайчонком, медвежонком, петрушкой [1, С.23].
Дети с удовольствием наблюдают за событиями спектакля, отвечают на вопросы действующих лиц, выполняют их просьбы, предостерегают их об опасности. Малыши с интересом смотрят постановки по русским народным сказкам, таким, как «Колобок», «Теремок», «Репка», «Заюшкина избушка».
Сказотерапия и куклотерапия имеет большое воспитательное и образовательное значение для развития эмоциональной сферы детей раннего возраста и облегчения их вхождения в детский сад.
Нами был разработан адаптационный проект «С радостью в детский сад», который предназначен для детей раннего возраста и их родителей. Проект учитывает психологические, физиологические и социальные особенности детей этого возраста. Одно из главных направлений проекта, помощь детям в прохождении довольно сложного периода жизни по приспособлению к новым условиям.
Цель проектной работы – создание благоприятных условий социальной адаптации ребенка и их родителей к условиям детского сада посредством театрализованной деятельности, сказотерапии и куклотерапии.
Задачи:
- преодоление стрессовых состояний у детей раннего возраста в период адаптации к детскому саду;
- развитие навыков взаимодействия детей друг с другом с учетом возрастных и индивидуальных особенностей каждого ребёнка;
- развитие игровых навыков;
- осуществить организацию взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников по формированию эмоционально-чувственной сферы воспитанников раннего возраста;
Принципы работы по адаптации детей к ДОУ:
- предварительное ознакомление родителей с условиями работы ДОУ;
- постепенное заполнение группы;
- гибкий режим пребывания детей в начальный период адаптации с учетом индивидуальных особенностей детей;
- информирование родителей об особенностях адаптации каждого ребенка на основе наблюдений;
- наблюдение за состоянием здоровья (самочувствие, аппетит, сон, физическое здоровье);
- использование сказотерапии и куклотерапии для облегчения процесса адаптации.
В нашей группе была создана благоприятная среда, благодаря которой дети и родители могут пройти мягкую адаптацию и привыкнуть к режиму и требованиям детского сада.
Успех в деле адаптации детей зависит от взаимных усилий родителей и воспитателей.
Многие вновь поступающие дети очень тяжело переживали отрыв от семьи, от мамы. Когда слова, убеждения взрослого бессильны, на помощь мне приходила игрушка. В адаптационный период мне помогал сгладить переживания детей кукольный театр. А именно куклы из театра бибабо (Лисичка, Зайчик, Волк). Большой популярностью у детей пользовалась Лисичка. Лисичка помогала установить контакт с ребенком, особенно, если он закрепощен, эмоционально «зажат», боится незнакомых людей. Лисичка вызывала у детей радостные эмоции, с ней малыш быстрее шел на контакт, чем со взрослыми. Когда Лисичка разговаривала с детьми, они сразу затихали, слушали ее внимательно. Дети, которые избегали прикосновений скорее соглашались дать руку и поздороваться с Лисичкой. Затем Лисичка предлагала детям поиграть. Дети с удовольствием с ней играли, забывают о своих комплексах.
Во время непосредственно образовательной и самостоятельной деятельности детей мы использовали настольный театр. Он дает ребенку уникальную возможность быть одновременно сценаристом, режиссером-постановщиком и актером. Например, нами были организованы такие игры с настольным театром, как «Репка», «Теремок», «Колобок».
Анализируя проделанную работу можно сделать следующие выводы. Тема проекта была выбрана с учетом возрастных особенностей детей раннего возраста. Использование различных сказок, тетарализованной деятельности, куклотерапии положительно повлияло на адаптационный период и различные виды деятельности.
В развитии эмоционально-чувственной сферы детей нам помогал театр, театрализованная деятельность, театрализованные игры. Они способствовали развитию внимания, пространственного и образного мышления, вызывали яркие эмоции, незабываемые впечатления, помогали преодолевать робость, неуверенность в себе, застенчивость, формировали связную речь.
В ходе реализации проекта малыши стали меньше плакать, с удовольствием приходят в группу, берут игрушки и самостоятельно играют в сказку, порой даже с помощью имеющихся кукол – героев одной сказки, придумывают «свою» сказку и с интересом играют в неё, пополняя свой словарный запас.
Проводя анализ результатов, можно заключить, что работа прошла успешно, так как наблюдается значительное улучшение показателей эмоционального благополучия детей.
Список литературы
- Артемова Л. В. Театрализованные игры дошкольников / Л. В. Артемова. – Москва: Просвещение, 2011. – 192 с.
- Белкина Л. В. Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ. Воронеж, 2004
- Ветрова В. В. Во что играть с ребенком до 3 лет.- М.: Сфера, 2008
- Давыдова О. И., Майер А. А Адаптационные группы в ДОУ. Методическое пособие. М, 2005.
- Доронова Н., Ерофеева Т. И. Развитие детей раннего возраста в условиях вариативного дошкольного образования. М.: Владос, 2010
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Особенности адаптации детей раннего возраста к условиям детского сада
При поступлении в детский сад многие дети переживают эмоциональный стресс со всеми его негативными последствиями, в то время как для родителей – это радостное и волнительное событие. Так же для детей ...
Работа с родителями по адаптации детей раннего возраста к условиям детского сада
Презентация. Адаптация. Консультация для педагогов...
Опыт работы "Адаптация детей раннего возраста к условиям детского сада"
Адаптация. Статья....
Особенности адаптации детей раннего возраста к условиям детского сада
В первой младшей группе детского сада ребёнок познаёт мир общественных отношений, в котором он растёт. У малыша закладываются нормы и основы коммуникабельности, бурными темпами развивается речь. Проис...
Особенности адаптации детей раннего возраста к условиям детского сада (на примере группы «Муравьишки»)
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"26142575","attributes":{"alt":"","class":"media-image"}}]][[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"26142576","attributes":{"alt":"","class"...
Особенности адаптации детей раннего возраста к условиям детского сада.
Детский сад — это новая ступень в жизни ребенка, первый опыт коллективного общения. Новая обстановка, незнакомые люди, определенные правила — все это вызывает у ребенка определенные реакци...