Программа развития детского сада
рабочая программа по теме
Программа Развития для малокомплектного сельского детского сада
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
gotovaya_programma_razvitiya.doc | 150 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ
МУНИЦИПАЛЬНОГО ДОШКОЛЬНОГО
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО БЮДЖЕТНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ДЕТСКОГО САДА
№2 «РУЧЕЕК»
С. Железнодорожный
на 2008-2012г.г.
Редакция 2008 года
1. Паспорт программы развития детского сада
Создание данной программы направлено на адаптацию дошкольного образовательного учреждения к изменяющимся внешним условиям, на развитие потенциала ДОУ, повышение качества использования собственных ресурсов, поиск своих преимуществ.
Настоящая программа определяет концепцию развития МДОБУ и основные направления деятельности по ее реализации
Нормативно-правовое обеспечение программы развития МДОУ:
- Конвенция о правах ребенка(05.12.1989г.);
- Конституция РФ, ст.43;
- Закон РФ «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ»№ 124-ФЗ от 27.07.1998г.
- Закон РФ «Об образовании»;
- Концепция модернизации российского образования на 2005-2010гг.;
- Постановление Правительства РФ «Стратегия РФ в области развития образования на период до 2008г.»(декабрь 2004г.);
- Приказ Министерства образования и науки России от 14 июня 2005г. №175 «Об обеспечении выполнения Комплекса мероприятий по реализации приоритетных направлений развития образовательной системы РФ на период до 2010г.»
- Комплексная целевая программа развития образования Белорецкого района на 2006-2010гг.;
- Семейный кодекс РФ;
- Приказ МО РФ от 07.08.1995г.№443 «Об утверждении типового положения о дошкольном образовательном учреждении»;
- Приказ МО РФ от 05.05.2000г. № 1304 «О федеральных компонентах Государственных стандартах дошкольного образования»;
- социальный заказ
Сроки реализации программы:
с сентября 2008года по май 2012года
Управление программой:
Корректировка программы осуществляется педагогическим советом МДОБУ,
управление реализацией администрацией МДОБУ.
2.Информационно-аналитические данные о дошкольном учреждении
2.1Общие сведения о дошкольном учреждении.
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад
№ 2 «Ручеек» с. Железнодорожный расположен по адресу:
453506 Республика Башкортостан, Белорецкий район, село Железнодорожный, ул. Песчаная, д. 10.
Детский сад является юридическим лицом, имеет печать, штамп, получено свидетельство о государственной регистрации № 191 от 15.06.1999г.
Детский сад имеет право на ведение самостоятельной образовательной деятельности (лицензия, серия А№145731 регистрационный №119 от 30.12.05г.
Свидетельство о государственной аккредитации серия АА № 005823 регистрационный № 63 от 06.05.05г.).
Детский сад имеет смету расходов, обособленное имущество, которое принадлежит ему на праве оперативного управления.
Проектная мощность детского сада 55 детей. Режим работы – пятидневный, 12- часовой
В соответствии с Уставом детского сада образовательный процесс организован на основе «Программы воспитания и обучения детей в детском саду» под ред.М.Васильевой.
В работе используется программа воспитания детей раннего возраста «Кроха»Г.Григорьевой.
Рождаемость по участку за последние 3 года остается стабильной. В настоящее время группы детского сада все укомплектованы, существует очередность родителей, желающих оформить ребенка в наше учреждение.
Комплектование МДОБУ детьми.
В настоящее время функционирует три группы с фактической наполняемостью 55 детей.
Группы общеразвивающие -3:
из них для детей с 2 до 3лет- 1 младшая группа,
с 3 до 4 лет-2 младшая группа,
с 5 до 7 лет. - разновозрастная
2.2 Кадровые ресурсы
В детском саду работают квалифицированные педагоги:
1 - имеют высшую квалификационную категорию
1- имеют первую квалификационную категорию
5- имеют вторую квалификационную категорию
2 педагога - имеют высшее образование
4 педагога – средне - специальное образование
2.3 Материально-техническая база
МДОБУ №2 «Ручеек» с. Железнодорожный расположено внутри жилого микрорайона в отдельно стоящем здании, имеет прилегающую территорию, оборудованную участками для прогулок детей каждой возрастной группы, спортивной площадкой.
В МДОБУ созданы необходимые условия для осуществления образовательного процесса с детьми дошкольного возраста.
Вся планировка здания МДОБУ и его оснащение организовано с учетом индивидуальных и возрастных особенностей развития воспитанников. Для возрастных групп имеется все необходимое для полноценного функционирования помещения: раздевальная, игровая, туалетная, умывальная.
Не смотря на трудности экономического характера, в МДОБУ идет активный процесс обогащения предметно-развивающей среды, создаваемой с учетом:
- динамичности, стабильности, гибкого зонирования, индивидуальной комфортности, открытости-закрытости, учета половых и возрастных различий, активности и творчества.
Для каждой возрастной группы предусмотрено наличие:
мягкого и жесткого инвентаря, технического оборудования (аудиоаппаратура), дидактического материала.
Для проведения воспитательно-образовательной работы с детьми в МДОБУ созданы специализированные кабинеты: методический, медицинский, а также все необходимые подсобные и вспомогательные помещения.
Детский сад оснащен сканером, копировальной техникой.
Таким образом, можно сделать вывод, что построение развивающей среды в МДОБУ основывается на принципах, направленных на создание благоприятных условий для реализации личностно-ориентированного взаимодействия взрослого и ребенка, обеспечения личностного развития воспитанников.
2.4. Социальное окружение
Взаимодействие с субъектами социума МДОБУ осуществляется в целях решения проблем, направленных на стабильное функционирование учреждения.
Например, взаимодействие с БИРО осуществляется через консультации, семинары, курсы и пр. с целью повышения уровня квалификации педагогических кадров, оснащение методического кабинета новинками научной и методической литературы.
Установлено взаимодействие со школой №24, учителя начальных классов все больше становятся участниками мероприятий в МДОБУ, появляется необходимость в выработке общих подходов, предполагающих отлаженность взаимных отношений школы и детского сада.
Имеются положительные сдвиги в контактах с учреждениями культуры: библиотекой, мероприятий дворца культуры.
Мониторинг социума
2.5.Социальный заказ
Современный уровень развития общества обуславливает необходимость воспитания здоровой, достаточно компетентной (в меру своих возрастных возможностей), самостоятельной, свободной личности, умеющей управлять своим поведением и деятельностью, способной к активному, творческому освоению и преобразованию культурно-исторического пространства. Становление именно такой личности и является социальным заказом общества ДОУ. Ведущими линиями формирования здоровья ребенка и его полноценного развития является физическое, социальное, познавательное, эстетическое развитие.
По протоколам педагогических советов, документации наработкам учреждения, беседами с педагогами и администрацией выделяются следующие направления по выполнению запросов социума:
-охрана жизни и укрепление здоровья каждого воспитанника,
-выявление способностей детей, создание условий для их развития,
-формирование у воспитанников эмоционально-волевых и общечеловеческих ценностей,
-сопровождение (контроль и помощь) семейного воспитания,
-изыскание возможностей для оздоровления и коррекции имеющихся отклонений в развитии,
-постоянное совершенствование педпроцесса и материально-технической базы.
3.Анализ результатов
образовательного процесса, основных способов их достижений, преимуществ и проблем детского сада
3.1.Результаты образовательного процесса
Учитывая рекомендации педагогической науки и практику учреждений подобного типа, можно говорить о следующих критериях результативности работы, основанных на построении модели выпускника МДОБУ: состояние здоровья, самообслуживание, воспитанность, личностное и социальное самоутверждение ,ответственность, социальная адаптивность, личностное и социальное самоутверждение, саморегуляция, обученность на уровне требований государственных программ.
Состав групп по контингенту детей стабилен, всегда имеются желающие посещать МДОУ №2 «Ручеек», что свидетельствует о положительном имидже детского сада.
Мониторинг результатов исследования детей
2005-2006 уч. г.г.
Умственное математическое речевое
развитие развитие развитие
Мониторинг результатов исследования детей
2006-2007уч. г.г
Умственное математическое речевое
развитие развитие развитие
Мониторинг результатов исследования детей
2007-2008 уч. г.г
Умственное математическое речевое
развитие развитие развитие
2006-2007уч.г.-расширение дополнительных бесплатных услуг, оказываемых ДОУ, формирование системы адаптации ребенка к детскому саду, внедрение системы оздоровления детей средствами природы, расширение связей с социумом, формирование системы приобщения детей к народной культуре.
В 2007-2008уч.г.- детский сад выходит на второй этап реализации программы развития. Целью работы стал переход детского сада в режим непрерывного развития. Потребовался более детальный анализ ситуации.
3.2.Характеристика детей по состоянию здоровья.
В основу анализа состояния здоровья детей положены следующие критерии:
- развитие функциональных систем,
- способность организма к сопротивлению неблагоприятным воздействиям окружающей среды,
- уровень физического развития, его гармоничность.
Для оценки состояния здоровья детей в ДОУ на каждого ребенка составляется индивидуальная карта – паспорт здоровья, куда заносятся данные всех обследований, а также рекомендации специалистов. На основе паспорта составляется сводный «Журнал здоровья». Это схемы, которые позволяют педагогам иметь четкую картину состояния здоровья детей всей группы и каждого ребенка в отдельности, своевременно выявлять причину заболевания и устранять ее, планировать физкультурно-оздоровительную работу с учетом имеющихся отклонений в состоянии здоровья, дифференцировать степень нагрузок.
Физическое развитие.
Анализ развития физической подготовленности показал, что многие дети правильно выполняют большинство физических упражнений, играют в подвижные игры. Плановое систематическое обучение двигательным навыкам на занятиях физкультурой, и совершенствование их через систему индивидуальной работы, через подвижные игры помогли поднять уровень двигательных навыков, повысить интерес к физическим упражнениям.
Это достигается благодаря системе оздоровительной работы с учетом
индивидуальных особенностей детей.
Вся физкультурно-оздоровительная работа с детьми МДОБУ строится с учетом их физической подготовленности. Основой является оценка состояния здоровья и уровня физического развития каждого ребенка.
Детям с нарушениями речи оказывает помощь логопед.
3.3. Анализ результативности освоения программ.
Все программы и технологии, используемые в ДОУ:
- направлены на развитие личности ребенка (свободной, творческой),
- оправдывают желание родителей видеть детей физически крепкими и здоровыми.
- предлагают детям способы действия как инструмент познания окружающего мира.
Педагогический процесс в МДОБУ построен на основе реализации «Программы воспитания и обучения детей» под ред.М.Васильевой;«Кроха» - Г.Григорьевой, Д.Сергеевой, Н. Кочетовой
В качестве расширяющего компонента реализуются современные парциальные программы, методики и технологии.
Степень обученности воспитанников за последние три года стабильно сохраняется на допустимом высоком уровне, составляя по группам от 70 до 80 %. Однако программно-методическое обеспечение требует изменений в плане создания целостной интегрированной системы воспитательно-образовательного процесса.
Развитие игровой деятельности.
Анализ результатов уровня развития игрой деятельности детей показал некоторую динамику в освоении детьми ведущего вида деятельности. Дети охотно участвуют в совместных играх со взрослыми, проявляют творчество в создании игровой обстановки, к играм- экспериментированию с различными материалами.
Однако наблюдения за поведением детей в играх показали, что часть детей не умеют согласовывать свою игровую позицию с позицией партнера по игре, часто оставляют общую игру до ее завершения, затрудняются в объяснении правил игры, ведении диалога между партнерами по игре.
Это обусловлено, на наш взгляд следующими причинами:
-подменой педагогами в режиме дня игры другими видами деятельности;
- авторитарным стилем руководства педагогом играми детей.
Развитие конструктивной деятельности.
Отмечается положительная динамика в овладении детьми конструктивной деятельностью. Дети проявляют интерес к конструктивной деятельности, что подтверждается результатами освоения детьми требований программы по разделу «Конструирование». В этом помогает использование технологий, направленных на развитие познавательной активности и творчества детей (Парамоновой Л.А.,Сафоновой О.А.).Однако часть педагогов испытывает затруднения в реализации принципа индивидуально-дифференцированного подхода в процессе руководства конструктивной деятельностью детей.
Развитие речевой деятельности.
Сравнение уровня овладения речевой деятельностью за два последних года выявило динамику ее развития: дети стали более инициативны, общительны, свободно вступают в разговор с взрослыми и сверстниками, имеют богатый словарный запас.
Полученные результаты были достигнуты за счет: создания условий для речевого развития в группах, учета способностей, особенностей развития детей, проведения индивидуальных занятий с логопедом.
Но все, же есть дети, у которых речевая деятельность недостаточно развита по сравнению с другими видами деятельности. Они испытывают затруднения в произношении отдельных звуков, не регулируют силу голоса, не проявляют инициативу в общении.
Развитие изобразительной деятельности.
Анализ развития изобразительной деятельности детей выявил высокий уровень. Однако если учитывать требования Госстандарта, то не на должном уровне организована работа по приобщению детей к миру искусства, по использованию разнообразных материалов, нетрадиционных техник изображения. Дети слабо проявляют самостоятельность в изобразительной деятельности, плохо разбираются в жанрах изобразительного искусства.
Развитие музыкальной деятельности.
Анализ показателей музыкальной деятельности выявил, что дети стремятся к качественному выполнению заданий, поиску способов их выразительного исполнения. Пение детей выразительно, в процессе движения под музыку дети проявляют творческое отношение к исполнению плясок, игр, хороводов, упражнений.
В процессе музыкальных занятий постоянно решаются задачи нравственного общекультурного воспитания детей. В музыкальном репертуаре сочетаются высокохудожественная народная классическая и современная музыка.
Развитие элементарных математических представлений.
Анализ развития элементарных математических представлений у детей показал, что дошкольники успешно осваивают программу.
Этому способствует применение передовых технологий С.Новиковой, А.А.Смоленцевой. Однако работа с детьми недостаточно индивидуализирована с учетом того, что имеются дети, испытывающие затруднения и дети, опережающие в развитии своих сверстников. Недостаточно используется в практике развивающих игр для самостоятельной деятельности детей.
Развитие экологической культуры,
формирование естественнонаучных представлений.
Изучение этого вопроса показало, что дети свободно классифицируют отряды животных, птиц, растений, устанавливают взаимосвязи роста и жизни живых организмов от среды обитания и особенностей из развития. У детей сформированы основные представления о живой и неживой природе, знаний о роли и значении человека в природе.
На положительные результаты в экологической дельности повлияло внедрение в практику педагогической работы экспериментирования с живыми и неживыми объектами природы, приемы моделирования.
Много внимания педагоги уделяют вопросам оздоровления детей средствами природы.
Недостает педагогам применения информационных технологий для активизации мыслительной деятельности детей
Управление ДОУ строится на принципах единоначалии и самоуправления.
Планирование деятельности ДОУ основано на результатах анализа эффективности образовательного процесса. Используются все виды планирования: перспективное, календарное. Все виды планов взаимосвязаны. К планированию привлекаются все члены педагогического коллектива.
Контроль направлен на реализацию намеченных планов. Основная функция контроля - предупреждение отклонений от намеченных планов и задач.
Используются все виды контроля (фронтальный, тематический, итоговый, предупредительный, оперативный).
Методами контроля являются наблюдение, анализ документации, анкетирование и др.
В условиях демократизации кроме административного контроля применяется самоконтроль, взаимоконтроль, экспертная оценка, существует гласность контроля.
Сбор и анализ информации осуществляется в соответствии с целями и задачами ДОУ. Однако информационное поле требует более четкой, детальной и оперативной обработки, не хватает технических возможностей по формированию сжатой и емкой информации, недостаточно эффективно используется имеющийся ППО, недостаточно используются информационные технологии образовательного процесса, недостаточно широко используются дополнительные услуги для детей, не посещающих детский сад.
Родители хорошо осведомлены о том, какие программы и технологии, развивающие личность ребенка, имеются в ДОУ, какая квалифицированная помощь оказывается, а также, на каких принципах строятся взаимоотношения между педагогами и детьми.
МДОБУ своевременно реагирует на запросы, обеспечивает комплекс основных и дополнительных средств развития ребенка, определенных в Уставе МДОБУ, Родительском договоре.
В работе с родителями сложилась система, позволяющая вовлекать их в процесс воспитания детей согласно задачам учреждения. Здесь применяются различные формы изучения семьи, установления взаимоотношений и разнообразная просветительская деятельность, организуются встречи со специалистами различного профиля, лектории, беседы, выставки, проводятся индивидуальные и групповые консультации по вопросам домашнего воспитания.
Работа с семьей должна учитывать современные подходы к этой проблеме. Главный недостаток: бессистемность мониторинговых исследований взаимодействий.
Концепция развития ДОУ
Обеспечить оптимизацию организации и содержания системы образовательной и оздоровительной деятельности.
Для выполнения миссии и достижения поставленной цели необходимо решить задачи:
- Внедрить в образовательный процесс современные технологии, обеспечивающие освоение воспитанниками требований Госстандарта.
- Продолжить работу по гуманизации и индивидуализации образовательного процесса.
- Разработать и внедрить эффективные формы взаимодействия с семьей с целью обеспечения родителям полноценного участия в образовательном процессе.
- Развивать кадровый потенциал ДОУ, обеспечив постоянный рост профессионального мастерства педагогов, готовность к реализации современных программ и технологий.
- Обеспечить качественное взаимодействие МДОУ с учреждениями социума.
- Модернизировать структуру управления на основе модульной системы взаимодействия специалистов.
- Создать компоненты макро и микросреды, способствующие эмоциональному благополучию детей, их полноценному физическому и личностному развитию.
Дошкольный возраст – важнейший этап в развитии личности, перед начальной социализации ребенка. Приобщение его к миру культуры, общечеловеческих ценностей, время установления начальных отношений с ведущими сферами бытия – миром людей, миром предметов, миром природы и собственным внутренним миром.
Одним из главных критериев личностного развития детей дошкольного возраста является максимально индивидуализированный подход к каждому ребенку в соответствии с периодом его активного самостоятельства.
Приоритетные направления деятельности и развития ДОУ на 5 лет
(приложение)
Ожидаемые результаты
Реализация Программы развития ДОУ на 2008-2012 гг. предполагает следующие результаты:
- достижение повышения качества обучения и воспитания дошкольников;
- реализация современных технологий обучения дошкольников;
- достижение повышенного уровня профессиональной компетентности педагогических работников;
- создание экологически развивающей среды в ДОУ для успешной работы по экологическому направлению;
- физическое совершенствование дошкольников, формирование здорового образа жизни;
- укрепление и развитие материально-технической базы.
- Совершенствованию форм семейного воспитания детей;
- Изучению и обобщению опыта работы педагогов по воспитанию и обучению дошкольников
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Образовательная программа детского сада.
Пример образовательной программы детского сада с перечислением используемых программ, предоставляемых услуг, анализом педагогического состава итд....
Образовательная программа детского сада комбинированной направленности
Программа состоит из двух частей: 1) обязательной части, которая обеспечивает достижение воспитанниками готовности к школе. В группе комбинированной направленности обязательная час...
Основная общеобразовательная программа детского сада
Основная общеобразовательная программа детского сада...
Программа детского сада
Образовательная программа дошкольного образования Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учрежденияДетский сад комбинированного вида № 18 «Петушок» г. Гурьевска...
Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений IV вида (для детей с нарушением зрения). Программы детского сада. Коррекционная работа в детском саду. Под ред. Плаксиной Л.И. – М.: Просвещение, 1997
Одновременно с общеобразовательным процессом осуществляется специальная коррекционная работа, направленная на преодоление отклонений в психофизическом развитии детей с патологией зрения. Конечной цель...
Образовательная программа детского сада
Образовательная программа составлена в соответствии с ФГТ...
Рабочая программа по реализации образовательной программы детского сада в младшей группе
Рабочая программа по реализации образовательной программы детского сада в младшей группе (от 3 до 4 лет) на 2014-2015 учебный год...