Занятие по изодеятельности: "Путешествие по былине "Садко".
план-конспект занятия (аппликация, лепка, подготовительная группа) по теме
Сегодня большое внимание уделяется духовно - нравственному воспитанию детей. Знакомя ребенка с историческими событиями, традициями, культурой нашей страны, мы помогаем ему жить в согласие с миром людей, с миром природы, с самим собой. Русская история богата яркими событиями, богатырскими подвигами, она пронизана силой духа. Она воспета в былинах, поэзии, живописи. Все это является огромным примером мужества, нравственности. Это помогает раскрывать творческие способности детей, развивать воображение и самое главное, изображая в рисунках былинный эпос, дети сами проникаются нравственностью, справедливостью и добротой.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
puteshestvie_po_bylinam_sadko.docx | 234.7 КБ |
Предварительный просмотр:
Сегодня большое внимание уделяется формированию духовно-нравственных ценностей, сохранению опыта прошлых поколений. Древние мыслители, размышляя о значении культуры для духовно-нравственного развития детей, отмечали, что только через освоение культуры своего народа лежит путь к нравственности. Знакомя ребенка с историческими событиями, традициями, культурой нашей страны, мы помогаем ему жить в согласии с миром людей, миром природы и с самим собой. Русская история богата яркими событиями, пронизана огромной силой духа, богатырскими подвигами. Она воспета в былинах, поэзии, живописи. Все это является огромным примером мужества, нравственности, духовности.
В течение шести лет я веду занятия в кружке «Русские былины» по изодеятельности с детьми подготовительной группы.
Дети знакомятся с разными событиями истории Руси через былинный эпос. Полученные знания и впечатления отражаются детьми в рисунке,
Детям все кажется чудом. Я считаю, очень важно уметь разделить это удивление и радость познания. Выполняя совместную творческую деятельность с детьми (рисование, лепку, аппликацию), я вижу искреннюю заинтересованность детей. Например, при рисовании портретов богатырей, дети не копируют мои образцы, а отражают в работе свое видение героя ( веселый, задумчивый, усталый после боя и т.д.). А когда дети лепили средства защиты для богатыря (мечи, щиты, копья), то каждый на свою работу нанес символ защиты – оберег. У одних это солнце, у других это символы земли (ромбы, квадраты) или символы воды (линии). Однозначно, в рисунках, поделках они отражают свои впечатления, воплощают в работе свои замыслы, свое видение того, с чем познакомились. Дети самостоятельно выбирают художественные средства и материалы. Я только помогаю и направляю, если это необходимо. Но самое главное в глазах ребят отражается чувство глубокого удовлетворения от выполненной работы.
Для того, чтобы пробудить у детей интерес необходимо создать благоприятный эмоциональный фон. Мы устраиваем тематические посиделки, играем в народные игры, разучиваем поговорки, пословицы, заклички, песенки.
По результатам работы можно сказать, что дети имеют первоначальное представление:
- о предках славянах;
- их внешнем виде, храбрости, силе духа;
- окружающей природе;
- богатырской славе;
- особенностях характера и быта наших предков.
Тема: Путешествие по былине «Садко»
Цель: продолжать формировать представления детей о некоторых аспектах жизни древних славян на основе былины «Садко». Закрепить в речи детей слова и выражения: гусли, гусляр, торжище, невод, палаты белокаменные, Ильмень-озеро. Упражнять в создании выразительных образов морских обитателей с помощью мимики, жестов. Развивать творческую фантазию. Воспитывать интерес к малым фольклорным жанрам.
Предварительная работа: знакомство с былиной «Садко»; используя средства выразительного чтения передать напевность, колорит, своеобразие слога былины. Рассматривание иллюстраций. Прослушивание на музыкальном занятии аудиозаписи оперы Римского-Корсакова «Садко»
Материал: аудиозапись оперы Римского-Корсакова «Садко», иллюстрации, репродукции с изображением морского дна, ватман, цветная бумага, ножницы, клей, восковые мелки, краски.
Ход: педагог предлагает детям продолжить путешествие по былинам. Детям предлагается закрыть глаза и прослушать музыкальный отрывок из аудиозаписи.
- Как называется это произведение?
- Ответы детей.
- Молодцы! Вы правильно отгадали название оперы. А с чего же начинается сказ в этой былине?
- Рассказы детей: «В Великом Новгороде жил гусляр Садко. Он ходил по пирам, веселил купцов да бояр. Однажды его перестали приглашать на пиры. Загрустил Садко и пошел к Ильмень-озеру, сел и стал играть на гуслях».
- Что же случилось дальше, давайте прослушаем следующий музыкальный отрывок.
- О чем поведала нам музыка?
- Рассказы детей: «Как стал Садко играть, взволновалось озеро и пошли волны. Из пены вышел царь Озерный и, восхищаясь игрой Садко, решил отблагодарить его за прекрасную игру на гуслях. Он рассказал Садко, как тому следует поступить. Садко купил невод, бросил в озеро и вытащил три рыбины-золоты перья. Затем продал их купцам новгородским, и сам стал купцом богатым. Скупил Садко все товары новгородские и захотел скупить их по всему свету. Построил корабль, набрал дружину и отправился в путь».
- Педагог предлагает: «Ребята, давайте представим, что мы с вами находимся на торжищах. Кругом звучат разные заклички, шутки, потому что каждый купец хочет продать свой товар поскорей. Вот и зазывает покупателей».
- Дети кричат заклички:
Эй, народ не зевай, поскорей налетай,
Весь товар раскупай! Стою, продаю, товар хвалю:
Ложка за трешку, горшок за пятак,
Свистулька за рубль, щелбан за так!
- Педагог объясняет: «На торжищах ряженные и скоморохи веселили народ: загадывали загадки, устраивали конкурсы». Детям предлагается поучаствовать в конкурсе чистоговорок:
От топота копыт пыль по полю летит.
Летят три пичужки через три пусты избушки.
Рыла свинья, вырыла полрыла.
«Молодцы, ребята! А сейчас давайте вернемся к нашей былине: Садко отправился со своей дружиной в путь по морю. В пути их поджидала встреча с морскими обитателями».
- П/игра «Море волнуется» - дети создают образы морских обитателей.
- Прослушивание детьми следующего музыкального отрывка. «Что же рассказала нам музыка»?
- «На море разыгралась буря, Садко понял, что морской царь просит дань. Попрощался он с дружиною, поплыл по морю на доске и оказался на дне моря-океана, у царя морского в палатах. Морской царь приказал играть ему на гуслях. Начал Садко играть, а царь морской плясать, море стало колыхаться и топить корабли. Опечалился Садко и порвал струны. Морской царь предлагал ему в награду в жены любую из своих дочерей. Садко отказался, потому что в Новгороде ждала его невеста Любавушка. Попросил он царя отпустить его с миром. Пожалел его царь морской – уснул Садко на дне морском, а проснулся в Новгороде в своих палатах. Стал опять Садко по пирам ходить, на гуслях играть».
- Педагог продолжает: «То-то радости было, начался пир да веселье, все стали хороводы водить, песни петь».
- Дети водят хоровод: «На горе – то калина»
- По окончании хоровода педагог предлагает выполнить коллективную аппликацию по теме «На дне морском».
1.Изображаем море: на ватман наклеиваем волны, заранее вырезанные из бумаги; оформляем морское дно, изображая песок, камушки, водоросли.
2.Изображаем Морского царя, русалок: наклеиваем, вырезанные из бумаги рыбьи хвосты и подрисовываем к ним туловище и голову.
3.Рисуем плавающих рыб.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по изодеятельности «Путешествие в красную книгу»
Цели.1. Формировать устойчивое желание участвовать в коллективном развлечении, положительные эмоции.2. Развивать умение использовать цвет как средство выразительности при создании художественног...
Развлечение по изодеятельности "Путешествие в страну ИЗО"
Развлечение по изодеятельности для детей старшего дошкольного возраста "Путешествие в страну ИЗО"...
Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром с элементами изодеятельности «Путешествие Снеговика» (старшая группа)
Закреплять знания детей о зимних развлечениях, вызвать положительные эмоции...
Конспект ОД по изодеятельности "Путешествие на дно морское"
Знакомство детей с обитателями моря и изображения их в рисунках нетрадиционном способом рисования (солью)....
Тематическое занятие по изодеятельности "Путешествие в город веселых человечков"
Тематическое занятие по изодеятельностив подготовительной группеТема: «ПУТЕШЕСТВИЕ В ГОРОД ВЕСЕЛЫХ ЧЕЛОВЕЧКОВ»...
Тематическое занятие по изодеятельности "Путешествие с Гердой"
Тематическое занятие по изодеятельности....
Сценарий развлечения по ИЗОдеятельности "Путешествие в страну красок"
Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Сегодня я приглашаю вас в волшебную Страну Красок. (Воспитатель в одежде кисточки). Я –принцесса Кисточка. Я самая главная в стране красок. Вы знаете, для чего...