Комплексное занятие в средней группе "Путешествие в осенний лес"
план-конспект занятия по аппликации, лепке (средняя группа) по теме

Черепнева Вера Евгеньевна

Открытое комплексное занятие в средней группе

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon osen.doc54 КБ

Предварительный просмотр:

Цель:

- Уточнить знания детей о признаках осени.

-Развитие воображения, наблюдательности, умения решать логические задачи, составлять узор путём комбинирования цвета и формы.

- Учить внимательно слушать художественное произведение, понимать содержание рассказа, отвечать на вопросы, развивать речь.

- Учить детей доброте. Вызвать активное сочувствие к зайчику, желание помочь, радоваться и получать удовольствие от возможности оказать посильную помощь тому, кто в ней нуждается.

- Учить детей дополнять поделку из пластилина природным материалом, показывать возможности его применения, Продолжать учить детей убирать за собой рабочие места, аккуратно обращаться с природным материалом.

- Учить согласовывать движения с текстом физкультминутки.

Материал:

Пластилин, семена клёна («носики»), Образец поделки «Заяц», игрушка – «Зайчик», макеты деревьев и засушенные листочки от деревьев; аудиозапись «Времена года» П.И. Чайковского, шума леса и дождя;

Игра «Сложи узор» на каждого ребёнка; рассказ И. Соколова-Микитова «Беляк»; макет лесной поляны; обручи и эмблемы с изображением зверей и птиц.

 

Предварительная работа:

 Заучивание стихотворений про зайцев, прогулки и игры на участке, сбор природного материала.

- Дети, посмотрите, сколько у нас сегодня гостей. Поздоровайтесь с ними.

Давайте отправимся с вами в удивительное путешествие в лес. Пойдём в лес погулять, на лужайке поиграть. Пойдем по узенькой тропинке, чтобы травку не помять, кустики не поломать. (Дети берутся за руки, идут по группе, звучит запись птичьих голосов, шума леса).

По извилистой тропинке мы пришли сегодня в лес.

Посмотрите, посмотрите, сколько же вокруг чудес!

Мы с вами пришли в лес. Проходите на полянку. (Стоят макеты деревьев, пенёк, на полу рассыпаны листья). Посмотрите, как здесь красиво! Давайте вспомним, какое сейчас время года?

            Если на деревьях листья пожелтели,

            Если в край далекий птицы улетели,

            Если небо хмурится, если дождик льётся,

            Это время года…

            Как, ребята зовётся? (Осень).

Как об этом можно узнать? Возможные ответы детей: (Похолодало, часто идут дожди, птицы улетают в теплые края, деревья разного цвета, много листьев на земле).

 Представьте себя в осеннем лесу в теплый солнечный день золотой осени, полюбуйтесь природой. Какие деревья? Яркая жёлтая листва деревьев. Всё радует глаз и веселит. Закройте глаза. Какие звуки можно услышать в осеннем лесу? (Шепот листвы, треск сучьев, крики птиц и т.д.). Звучит магнитофонная запись.

Послушайте, как тихо в лесу.

- Как шумит ветер в лесу? (У -  у – у…)

 - Летят по ветру листья ш -  ш – ш … и падают на землю

 - Шу – шу – шу… Что это шуршит у нас под ногами. (Листья)

Да, дети, осенью листья опадают. Это явление называется листопад.

Читая стихотворение, разбрасываю по полу осенние листья:

           Облетели листья клена.

           Клён от холода дрожит.

           На дорожках, у деревьев

           Золотой ковёр лежит.

Догадались ли вы, что это за «золотой ковёр»?

Почему его так называют? Какого цвета листья? Как много листьев у нас под ногами.

Кажется, что на полянке разноцветные узоры. А из чего еще можно сделать такие узоры. (Подвести к мысли о том, что можно использовать кубики игры «Сложи узор»).

Проходите за столы, попробуем с вами сложить узоры («Дорожка» жёлтая, так как покрыта листьями; «Ёлка» - Все деревья облетели, зеленеют только ели; «Фонарик» - если в лесу станет темно, нам может пригодиться фонарик, домик – если пойдёт дождь, будет где спрятаться). См. рис 1, 2, 3,4.

Выходите на полянку. Тихо на лесной поляне. Никого нет. Ой, кто-то зашевелился под деревом. Догадайтесь кто это?

         Что за зверь лесной?

         Встал как столбик под сосной.

         И стоит среди травы

         Уши выше головы. (Заяц).

 - Здравствуй, зайчик. Рассмотреть зайца.

 - Какой он? (Маленький, серенький, пушистый, хороший, добрый).

 - Какого цвета у него шерсть?

Цвет шерсти на спине рыжевато - серый с чёрной рябью, бока более светлые, а брюшко – белое. Так как зайчик такого цвета, поэтому мало заметен среди травы  и листьев. Поздней осенью заяц меняет летнюю одежду на белоснежную шубу. Его поэтому и называют – заяц-беляк.

 - Какие у него уши? (Длинные)

 - Какой у него хвост? (Короткий)

  - Как его называют ласково? (Зайчик, заинька, зайка)

 - Как зайчик бегает?

 - Понравился вам зайчик?

Хотите услышать историю про зайца?

Усаживайтесь поудобнее на нашей полянке. И ты, зайчик, садись на пенёк и послушай вместе с нами. Сейчас я прочитаю вам рассказ И. Соколова-Микитова, который так и называется «Беляк».

Читаю рассказ. 

 И.Соколов-Микитов «Беляк».

    По лесу прошли лоси, нашумели, испугали зайчишку-беляка.

     Выскочил из своего логова трусливый зайчишка. Сел, слушает. Страшно робкому зайчишке-беляку. Много у него в лесу врагов.

     Вдруг подкрадется хитрая лисица, или схватит голодный волк, или спрыгнет с дерева и загрызёт быстрая рысь…

     Всякого шума боится беляк. Заскрипит дерево – кажется беляку, что идут злые волки. Прыгнет из-под ног лягушонок – тоже страшно зайчонку.

     Гугукнет ночью сова – у беляка душа в пятки.

     Почти весь год в страхе живёт зайчишка-беляк. А всего страшнее ему в осенние прозрачные дни. Где ни ляжет, ни спрячется, его видно издалека: кругом всё жёлтое, золотое, а порточки у бедняги уже побелели.

     Ни ночью, ни днём не спит робкий беляк.

     Ждёт не дождётся, когда придёт зима, выпадет глубокий снег. Зимою беляк весь белый, только кончики ушей чёрные.

Зароется он в снежный сугроб – никто его не видит: ни хитрая лисица, ни волк, ни быстрая рысь.

 - О ком я прочитала рассказ?

 - Какой зайчик в рассказе?

 - Кого боится зайчик?

 - Когда ему страшнее всего?

 - Почему зайчик боится именно в осенние прозрачные дни?

 - Чего ждёт зайчик?

 - Каким зайчик становится зимой?

 - Понравился вам рассказ?

А сейчас выходите на нашу полянку, немного отдохнём.

Проводится физкультминутка «Зайцы»:

Я превращаю вас в зайчат. Дети выполняют движения в соответствии с текстом.

       Скачут, скачут во лесочке

       Зайцы – серые клубочки.

       Прыг-скок, прыг-скок

       Встал зайчонок на пенёк.

       Ветер травушку качает,

       Вправо, влево наклоняет.

       Вы не бойтесь ветра зайки,

       Веселитесь на лужайке.

       Прыг-скок, прыг-скок, прыг-скок.

       Раз! Шагают все на месте,

       Два! Руками машут вместе.

       Три! Присели, дружно встали,

       Все за ушком почесали.

       А потом все потянулись,

       А теперь нагнулись.

       Головкой покачали,

       А потом все весело в домик поскакали:

       Скок-скок-скок.

Что-то наш зайчик загрустил. Что случилось?

 - Есть у меня друг – маленький зайчонок. Он живёт в лесу на красивой маленькой полянке. (Показываю макет поляны). Скучно ему одному там жить. Скоро зима. Становится холодно и голодно. Он просил меня: «Приведи мне, пожалуйста, ещё много таких же зайчат, как я. Вместе мы будем весело и дружно жить на поляне.  Ведь с хорошим другом и мороз, и холод не страшны». А где же  мне взять столько зайчат?

 - Ребята, а что, если нам с вами сделать таких же зайчат? Зайчик, прыгни на пенёк, чтобы дети хорошенько смогли рассмотреть тебя, узнать, какой формы у тебя туловище, голова, из каких материалов ты сделан. Посмотрите, зайчик – беленький, успел поменять свою шубку на белую, подготовился к зиме. Туловище и голова – из пластилина, ушки – из семян клёна, очень похожи на настоящие заячьи ушки, лапки – из толстых веточек, хвостик – из шишечки туи.

Садитесь за столы.

Напоминаю последовательность:

От большого куска пластилина отщипнуть небольшой кусочек для головы зайца. Какой формы голова и туловище. На что они похожи? (На яичко)

Как же такую форму вылепить? Сначала скатать маленький шарик, потом слегка раскатать его между ладонями и отложить. Потом скатать большой шарик – туловище, немного раскатать его между ладонями, поставить на подставку, примазать головку. У меня уже вылеплены для зайчика туловище и голова, похожие на большое и маленькое яичко (показываю). Теперь нужно соединить туловище и голову, чтобы они крепко держались. Примажем головку и сделаем стекой глаза и ротик (или использовать семена липы). Теперь взять семена клёна и воткнуть их острыми концами в то место, где должны быть уши, вставить палочки туда, где должны быть ножки. Шишечка – туда, где хвостик.

Вот тебе, зайчик, и первый товарищ.

Приступайте к выполнению задания. Во время работы звучит музыка П.И.Чайковского «Времена года. Октябрь».

В процессе работы оказываю им индивидуальную помощь.

Во время лепки говорю:

      Кусочки пластилина                                       Если Катя в лес пойдёт,

      Катает наша Зина                                            Разных шишек наберёт,

      Шарики, колбаски                                          А потом полдня сидит,    

      И оживают сказки.                                         Терпеливо мастерит

      Пальчики стараются,                                      Зайчиков и мишек

      Лепят, развиваются.                                        Всё из разных шишек

Следить за способами лепки. Следить, чтобы дети делили пластилин на части, разные по величине, спрашивать ребенка, из какого комка он вылепит тело, а из какого голову. Путем вопросов уточнять названия частей, спрашивать о положении ушей у зайчиков и связывать это с состоянием зайцев (спокойно отдыхает, насторожился, прислушался). Поощрять тех, кто внёс в свои работы дополнительные элементы (придал зайцу другую позу). После изготовления предложить поместить зайцев на лесной полянке (У дерева, под кустом, отдельно или вместе с другими зайцами).

Ах, какой зайчишка-шалунишка! Так и норовит прыгнуть на полянку первый.

Предлагаю посадить зайца на поляну и направляюсь к следующему ребёнку, вновь отмечаю своеобразие выполненной работы, называю зайчат ласковыми именами, предлагаю посадить своего зайца на поляну.

 - Доволен ли ты, зайчик, что теперь у тебя так много друзей. Ответы надо строить так, чтобы в них включалась оценка персонажей (форма частей тела, их пропорциональность, положение и т.д.)

Зайчик хвалит детей: «Молодцы. Помогли зайчику приобрести новых друзей».

Зайчик, ты такой добрый, беспокоишься о своих друзьях. Дети прочитают для тебя стихи.

Дети читают выученные заранее стихи про зайцев:

       1.Мы ходили по грибы

          Зайца испугались

          Схоронились за дубы

          Растеряли все грибы

          А потом смеялись

          Зайца испугались. ( П.Воронько)

       2.Прокатился шум лесной

          Под кустом притих косой

          Уши длинные прижал

          Долго эхо  провожал. (В.Степанов)

Игра.

Выходите на нашу полянку поиграть.

Ребята, на улице холодно. Заканчивается осень. Все звери попрятались в своих домах. Кто до весны уснул, кто заготовил припасы на зиму. У всех есть дом.

Дети делятся на 3-4 группы  по 3-5 игроков. Каждой группе даю названия: белки, зайцы, птички и т.д.

На полу раскладываю обручи – это домики зверушек, каждая команда занимает один из них. (В домах раскладываю круги разного цвета, детям раздаю эмблемы с изображением животных, тоже разного цвета. Цвета эмблем соответствуют цветам домиков). У каждой зверюшки будет домик своего цвета. Звучит музыка. Звери резвятся, птички летают. Слышатся удары грома, барабанит дождь. Все прячутся в домиках.  Игра проводится 2-3 раза.

Молодцы!

А теперь настала пора прощаться с нашим гостем. Он хочет вам что-то сказать:

«Мне очень понравилось у вас в гостях. Я очень рад был с вами познакомиться. Спасибо вам за стихи, за интересную игру, и за вашу помощь моему другу – зайчику. Помогли приобрести ему много друзей».

 - Приходи к нам, зайчик, ещё в гости и друзей своих приводи.

Зайчик уходит.

 - Вот и подошло к концу наше удивительное путешествие.

  Сегодня мы с вами побывали в лесу на красивой полянке. Лес – это замечательное природное богатство.

В лес ходят наслаждаться тишиной, прохладой, пением птиц, лесными шорохами. Только тому, кто умеет слушать и наблюдать, лес открывает свои тайны.

 Познакомились с новым рассказом И. Соколова-Микитова  «Беляк», с зайчиком, помогли ему приобрести друзей – зайчат.

       А теперь пора прощаться

      Скажем громко:

      Полон лес

      И загадок и чудес!

И.Соколов-Микитов «Беляк».

    По лесу прошли лоси, нашумели, испугали зайчишку-беляка.

     Выскочил из своего логова трусливый зайчишка. Сел, слушает. Страшно робкому зайчишке-беляку. Много у него в лесу врагов.

     Вдруг подкрадется хитрая лисица, или схватит голодный волк, или спрыгнет с дерева и загрызёт быстрая рысь…

     Всякого шума боится беляк. Заскрипит дерево – кажется беляку, что идут злые волки. Прыгнет из-под ног лягушонок – тоже страшно зайчонку.

     Гугукнет ночью сова – у беляка душа в пятки.

     Почти весь год в страхе живёт зайчишка-беляк. А всего страшнее ему в осенние прозрачные дни. Где ни ляжет, ни спрячется, его видно издалека: кругом всё жёлтое, золотое, а порточки у бедняги уже побелели.

     Ни ночью, ни днём не спит робкий беляк.

     Ждёт не дождётся, когда придёт зима, выпадет глубокий снег. Зимою беляк весь белый, только кончики ушей чёрные.

Зароется он в снежный сугроб – никто его не видит: ни хитрая лисица, ни волк, ни быстрая рысь.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Комплексное занятие в средней группе" Осенние деревья"

Коплексное занятие вклющающее различные виды деятельности и приемы работы с детьми по ознакомлению с осенними деревьями...

Конспект комплексного занятия в средней группы « Золотая осень »

Закрепить и уточнять знания детей о характерных признаках осени и осенних явлениях. Формировать у детей представления об осени, как о красивейшем времени года, используя средства художестве...

Конспект комплексного занятия в средней группе "Осенний листопад"

Цель: Учить детей видеть красоту природы. Познакомить с картиной известного художника, средствами изображения. Учить детей рассказывать по картине. Развивать знания детей об окружающем. Закреплят...

Конспект итогового комплексного занятия в средней группе «Осень»

Цель: Обобщить и закрепить знания детей по теме «Осень»....

Конспект итогового комплексного занятия в средней группе «Осень золотая»

Цель: Обобщить и закрепить знания детей по теме «Осень».Программное содержание:1.Систематизировать накопленные представления детей об осени. Закреплять с детьми названий овощей, знания детей о живой и...


 

Комментарии

Андреева Елена Викторовна

Занятие интересное,насыщенное,но мне кажется,что рассказ сложный для восприятия четырехлетних детей.