Проект «Есть у нас огород, там зелёный лук растёт»
проект (младшая группа)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pasport.docx | 30.33 КБ |
Предварительный просмотр:
Паспорт проекта
Вид проекта : познавательно – исследовательский
Сроки реализации: долгосрочный - 3 года (январь - февраль, (май – июнь)
Участники проекта : дети первой младшей группы, второй младшей группы, средней группы, родители воспитанников, воспитатель группы.
Образовательные области: познавательное развитие, художественно – эстетическое развитие, речевое развитие.
Предмет исследования: лук
Актуальность темы:
Что за зелень у окна.
Ведь за окном у нас зима.
Поговаривают что лук,
Полезен от семи недуг.
Малыши лучок сажали.
Урожаем угощали,
Витаминов целый клад
Приходите все к нам в сад. "
Проект возник по инициативе самих детей группы. В ходе беседы с детьми выяснилось, что все знают: лук полезен,его надо есть, чтобы не болеть. А что в нем полезного и как его надо выращивать практически ни кто не знал. Всем нам хорошо известно, что явления и объекты природы привлекают внимание детей своей красотой, яркостью красок, разнообразием. Наблюдая за ними, ребёнок обогащает свой чувственный опыт, на котором и основывается его дальнейшее творчество. Чем глубже ребёнок познаёт таинства окружающего мира, тем больше у него возникает вопросов. Основная задача взрослого состоит в том, чтобы помочь найти ответы на эти вопросы ребёнку самостоятельно. Мир растений удивительный и многообразный. Каждый ребёнок - внимательный наблюдатель и вдумчивый исследователь, может открыть в нём для себя что-то новое. Дети ежегодно видят, как родители сажают лук, осенью убирают, используют в различных целях. Но ни разу не задумывались: как растет лук, какие условия необходимы для его роста? И чем же он полезен?
Постановка проблемы:
Что мы знаем?
Лук - это овощ.
Лук растёт в огороде.
Что хотим узнать?
Как растёт лук?
Для чего нужен лук?
Можно ли вырастить лук на окошке?
Можно ли вырастить лук из семечка?
Какой бывает лук?
Как это сделать?
Почитаем книги.
Побеседуем с родителями.
Посмотрим интересные телепередачи о луке.
Посадим сами лук на окошке.
Будем наблюдать за ростом лука.
Нарисуем как наш лук растёт.
Оформим фото материал роста лука.
Цель проекта : Формировать у детей познавательный интерес к луку через проектно – исследовательскую деятельность и организацию художественно-продуктивной творческой деятельности. Расширить знания детей о том, как создать грядку на подоконнике и ухаживать за луковицами; активизировать у ребенка инициативу, внимание и память, обогащение словарного запаса ребенка, привлечь к работе проекта детей, воспитателя, родителей.
Задачи проекта :
- Учить детей ежедневно ухаживать за луком зимой в комнатных условиях.
- Формировать представление детей о необходимости света, тепла, влаги почвы для роста луковиц.
- Фиксировать представление детей об изменениях роста луковиц в контейнере с почвой.
- Учить бережно относиться к природе.
- Учить выполнять индивидуальные и коллективные поручения,
- Научить детей видеть результат своего труда.
- Формировать представления о жизни овоща как живого существа (он растет, может быть здоровым, больным) ;
- Вызвать у детей интерес к конкретному объекту – луку через стихи, загадки.
- Закреплять знания детей о строении луковицы и его развитии;
Предполагаемые результаты: Из луковицы можно вырастить растение. Создав огород на окне, мы вырастим лук разными способами (в земле и в воде, из разных сортов лука, декоративно украшенным. У детей появится интерес к растениям. Они смогут различать некоторые виды растений, узнают их особенности, научаться правильно ухаживать за ними. Дети научаться вести наблюдения и делать первые выводы.
Продукты проектной деятельности : детские работы, выставки, дидактические игры, папки с разной информацией.
1 младшая группа
Работа над проектом с родителями :
- привлечь родителей к организации и реализации проекта.
- обсуждение темы проекта;
- рекомендации по созданию мини-огорода в домашних условиях.
Работа над проектом с детьми :
- рассматривание луковиц (понятия большой - маленький; один - много) ;
- подготавливание посуды для посадки лука.
- посадка, наблюдение за первыми всходами и за ростом лука;
- чтение стихов про лук и другие овощи;
- игровая деятельность;
Практическая часть:
- оформление "огорода на окне";
- создание проекта;
- оформление папок об овощах и фруктах;
- подбор стихов и загадок про лук;
- подбор иллюстративного материала;
- подбор литературы;
- изготовление дидактических игр;
- оформление фотоальбома "Наш лучок"
Беседовали, рассматривали лук. Провели опыты, где дети наблюдали за ростом лука. Устанавливали связи: растения – земля, растения – вода, растения – человек. Результаты экспериментов фиксировали в рисунках. Сформировали представления об основных потребностях лука, условиях, которые необходимы для его роста (вода, земля, свет, тепло). Выработали навыки посадки лука на землю и в стакан с водой
Также занимались художественным творчеством. Дети лепили, рисовали лучок. Закрепляли умение работать с пластилином, с красками.
Привлекли к проектной работе родителей. Родители изготовили сказку «Луковая семья», история про «Зеленый лучок».
В результате реализации проекта :
- дети получили знания, что растения живые, их поливают, сажают, выращивают из семян и луковичек;
- дети получили представления о труде взрослых, научились правильно называть действия;
- дети научились сажать и ухаживать за луком, познакомились с условиями роста лука, научились подмечать пользу и красоту зеленого лука зимой, у детей сформировались знания и представления о росте зеленого лука в комнатных условиях, как в контейнере с почвой, так и в стакане с водой. Процесс и результат проекта принес детям удовлетворение, радость переживания успеха, осознание собственных умений, компетенции. Дети готовы и хотят выполнять коллективно следующий проект.
- проводимая работа позволила воспитывать трудолюбие, бережное отношение к растениям; оформлены: "огород на окне", фотоальбом "Есть у нас огород";
2 младшая группа
Цель: Расширение знания детей о том, как создать грядку на подоконнике и ухаживать за луковицами; активизировать у ребенка инициативу, внимание и память, обогащение словарного запаса ребенка, привлечь к работе проекта детей, воспитателей, и родителей.
Задачи:
1. Учить детей ежедневно ухаживать за луком зимой в комнатных условиях.
2. Формировать представление детей о необходимости света, тепла, влаги почвы для роста луковиц, делать выводы.
3. Фиксировать представление детей об изменениях роста луковиц в стакане воды и в контейнере с почвой, сравнивать, анализировать.
4. Повторение правильного и бережного отношения к природе.
5. Учить выполнять индивидуальные и коллективные поручения, научить детей видеть результат своего труда, рассказывать о своей деятельности
Работа над проектом с родителями :
- привлечь родителей к продолжению организации и реализации проекта.
- обсуждение дальнейшего этапа проекта;
Работа над проектом с детьми :
- лепка «Лук – наш друг»;
- раскрашивание лука «Лук от семи недуг»;
В результате реализации проекта :
Дети научатся сажать и ухаживать за луком и познакомятся с условиями их содержания, будут учиться подмечать пользу и красоту зеленого лука зимой. У детей сформируются знания и представления о росте зеленого лука в комнатных условиях как в контейнере с почвой, так и в стакане с водой, о сортах лука.
Актуальность :
Не секрет, что дети дошкольного возраста по природе своей исследователи. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения.
Тема разработанного проекта выбрана с учетом возрастных особенностей детей среднего возраста и объема информации, которая может быть ими воспринята. Это детский исследовательский проект ориентирован на приобретение детьми опыта собственной опытно - исследовательской деятельности, осознание детьми своих интересов, формирование умений их реализовывать, приобретение и применение детьми новых знаний в жизни.
Проектная идея. Создать в группе детского сада огород на подоконнике.
Участники проекта :группа детей 2 младшей группы, родители и воспитатели группы.
Длительность:6 недель
План реализации проекта.
Подготовительный этап(1-2 неделя)
Сбор художественной литературы: стихи, загадки, пословицы, поговорки, рассказы, сказки про овощи, экологические сказки. Чтение отрывков из книги Д. Родари «Приключения Чипполино», чтение книги «Приключение Лунтика. Лук», «Купите лук» И. Токмаковой.
Беседы «Лук от семи недуг», «Как нам овощ помогает».
Дидактические игры:«Где растет?», «Что лишнее?», «Узнай на ощупь», «Узнай на вкус», «От какого овоща эта часть?», «Собери картинку».
Беседы с родителями:«Участвуем в проекте «Зеленый лучок на подоконнике». Предложить родителям приобрести для проведения проекта – контейнеры, землю, луковицы для посадки.
Домашнее задание – просмотр и обсуждение мультфильма «Лунтик. Лук», с детьми вырастить зеленый лук у себя дома на подоконнике, составить рассказ о том, как ухаживали за луком в домашних условиях, расширить представление у детей о применении зеленого лука в пищу.
Разбивка грядок на подоконнике.
Изготовление табличек - указателей с названиями лука.
Исследовательский этап (период роста лука ~4 недели)
«Растительный мир», «Посадка лука», «Витамины для детей»,
«Строение лука», «Условия, необходимые для роста лука», «Размножение, рост, развитие зеленого лука».
Чтение и разучивание с детьми стихов, загадок, поговорок о луке.
Составление рассказов и сказок о луке «Как лучок появился на грядке», «Зелёный доктор».
Беседы «Полезная пища».
Игровые упражнения «Кто быстрей посадит лук?», «Собираем урожай».
Заключительный этап (6 неделя).
Подведение итогов реализации проекта :
Оформление буклета для родителей «Лук от семи недуг»
Презентация «Зелёный лучок на подоконник
Средняя группа
Проект предусматривает целенаправленную работу по закреплению знаний об овощах и формированию представлений о ценности лука.
Срок проекта – 2 месяца.
Проект разработан с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей, предметной среды ДОУ. Проект превышает стандартный образовательный уровень дошкольников. В ДОУ созданы условия для развития проекта «Зимний сад», наглядный материал в методкабинете, ИКТ, участок земли на территории детского сада для выращивания овощей, природный уголок в групповых комнатах, «грядки на подоконниках».
Введение
История репчатого лука теряется в глубине веков. Считается, что лук был «окультурен» человеком по крайней мере 4 тысячи лет тому назад. Случилось это где-то в Азии, скорее всего на территории современного Ирана или Афганистана. Изображения лука найдены на стенах пирамид древнеегипетских фараонов. Это растение упоминается в клинописи древних шумеров и в Библии. В Древнем Риме его выращивали для нужд армии на специальных участках специально обученные люди. Уже в то время человечество было хорошо осведомлено о лечебных свойствах лука. Он считался универсальным лечебным средством, и современная медицина это не опровергает. Употребление в пищу лука очень полезно при атеросклерозе и болезнях сердца, особенно если основу питания составляют продукты с высоким содержанием жира. Вещества, содержащиеся в этом растении, подавляют синтез холестерина и тем самым уменьшают риск развития сердечно-сосудистых заболеваний. Регулярное употребление лука препятствует повышению содержания сахара в крови. Кроме того, лук насыщает наш организм витаминами, подавляет вредные микробы и является отличным профилактическим средством против гриппа, насморка и простуды. Помогает он и при кашле: для этого рекомендуют съесть луковицу, отваренную в молоке.
Так что совсем недаром на Руси когда-то говорили: «Лук помогает от семи недуг». Впрочем, особенно увлекаться луком не стоит. Все хорошо, но в меру. Специалисты московского Института питания Академии медицинских наук считают оптимальным потребление каждым человеком 7-10 килограммов лука ежегодно. Злоупотреблять им не стоит тем, у кого имеются тяжелые заболевания почек, печени и желудка, например, язва желудка и двенадцатиперстной кишки. В этом случае лук просто противопоказан.
Так же лук ценился как приправа к блюдам, поэтому немаловажное значение лук имеет в жизни человека.
Анализ внешней среды
Не секрет, что дети дошкольного возраста с самого рождения по природе своей исследователи, первооткрыватели того мира, который их окружает. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения.
Всем известно, что детей пяти лет называют «почемучками». Ребенок самостоятельно не может найти подробный ответ на интересующие его вопросы. Ему в этом готовы помочь всегда педагоги дошкольного звена. Исследовательская, поисковая активность – естественное состояние ребенка, он настроен на познание мира. Исследовать, открывать, изучать – значит сделать шаг в неизведанное и непознанное.
Лук, хоть репчатый, хоть зеленый, издавна ценился и почитался людьми.
Лук применялся как лечебное средство, как дополнение к пище. Нередко дети боятся и не любят этот горький овощ. И задача педагогов: расширить знания детей о луке, привить к нему уважение и интерес.
Тема разработанного проекта выбрана с учетом возрастных особенностей детей среднего возраста и объема информации, которая может быть ими воспринята. Это детский исследовательский проект ориентирован на приобретение детьми опыта собственной опытно - исследовательской деятельности, осознание детьми своих интересов, формирование умений их реализовывать, приобретение и применение детьми новых знаний в жизни.
Анализ внутренней среды
Наблюдая за детьми во время еды, я обратила внимание, что дети не любят лук; замечая лук в пище, не хотят есть то или иное блюдо, или едят без аппетита.
Возникла проблема, которую нужно решать.
Конечно, не лук главное в еде, но и не последе. А чтобы полюбить его, нужно узнать, как он появился, как его люди стали применять в пищу; как его выращивать и понять, сколько сил, труда и терпения нужно приложить, чтобы у нас на столе был лук.
В различных программах, реализуемых в процессе образовательной деятельности дошкольных учреждений, этой проблеме уделяется недостаточно внимания. Наш детский сад «Сказка» располагает большим участком земли, отведенной под выращивание овощей. В магазинах есть отделы реализации овощей, рынок. Дети часто видят, как их родители покупают лук; люди, живущие в частном секторе, выращивают лук на приусадебных участках. Поэтому, хотелось бы привить детям знания о выращивании лука, о его пользе.
В средней группе, чтобы систематизировать работу по проекту, провела первичную диагностику по образовательной области «Познание». Что выявило поверхностные знания детей о луке, его ценности. Поэтому, в мае месяце совместно дети с родителями под руководством воспитателя решили разбить на приусадебном участке детского сада грядки для выращивания лука.
Цель проекта :
Расширение знания детей о том, как создать грядку на подоконнике и ухаживать за луковицами; активизировать у ребенка инициативу, внимание и память, обогащение словарного запаса ребенка, привлечь к работе проекта детей, воспитателей, и родителей.
Задачи проекта :
1. Учить детей ежедневно ухаживать за луком.
2. Формировать представление детей о необходимости света, тепла, влаги почвы для роста луковиц, делать выводы.
3. Фиксировать представление детей об изменениях роста луковиц в почве, стакане воды и в контейнере с почвой, сравнивать, анализировать.
4. Повторение правильного и бережного отношения к природе.
5. Учить выполнять индивидуальные и коллективные поручения, научить детей видеть результат своего труда, рассказывать о своей деятельности
6. Учить выделять полезные свойства лука.
Объекты исследований:
Строение, функции и значение частей растения (корень, луковица, перья)
Фактор неживой природы (вода, свет, тепло, почва) и их влияние на рост и развитие растения.
Применение человеком (в приготовление пищи, консервирование, в лечебных целях).
Ожидаемый результат:
Умение устанавливать причинно-следственные связи между состоянием окружающей среды и жизнью живых организмов.
Иметь представление о значении лука в жизни человека.
Этапы осуществления проекта :
Подготовительный этап:
Создание технической базы для детского экспериментирования (оборудование, природный материал-лук).
Диагностика.
Отражение цели и задач.
Реализация проекта :
Теоретическая часть: составление перспективного плана, разработка конспектов и сценариев мероприятий.
Практическая часть:
Беседа
Чтение литературы
Наблюдения
Игровая деятельность
Продуктивная деятельность
Позавательно-исследовательская деятельность (опыты)
Просмотр детских презентаций
Практическая деятельность в огороде
Заключительный этап:
Обобщение результатов работы, анализ, закрепление, диагностика (результативно-сравнительный анализ)
Формы работы над проектом «Зеленый лучок»
Беседа
Работа с моделями
Рассматривание иллюстраций
Просмотр презентаций
Наблюдение
Чтение литературы
Развлечение
Продуктивная деятельность
План мероприятий:
- - «Сказочный лучок» - «огород на подоконнике в декоративных стаканчиках» январь
Родительское собрание «Участвуем в проекте «Зеленый лучок» (социализация)май
Познание «Знакомство с луком»май
Практическая деятельность: разбивка грядок вместе с родителями, совместная воспитателя с детьми посадка лука. май
Чтение и разучивание с детьми стихов, загадок, поговорок о луке (чтение художественной литературы)Май-июнь
Составление рассказов и сказок о луке «Как лучок появился на грядке», «Зелёный доктор» (коммуникация)Май июнь
Уход за луком: поливка, прополка, рыхление. В течение реализации проекта
Дидактические игры «Где растет?», «Что лишнее?», «Узнай на ощупь», «Узнай на вкус», «От какого овоща эта часть?», «Собери картинку» (социализация - дидактические игры)В течение реализации проекта
Беседы «Полезная пища» (здоровье)июнь
Оформление стенгазеты для родителей «Лук от семи недуг»июнь
Оформление выставки детей «Зеленый лучок из природного материала» июль
Оформление выставки совместной деятельности детей и родителей «Лучок – золотой бочок»июль
Практическая деятельность: сбор урожая, приготовление витаминного салата. середина июля
Заключение
Учитывая особенности детского мышления, я работу строила, опираясь на наглядность и доступность излагаемого материала. В группе организовала выставку книг о луке, муляжей, картин и другого иллюстрированного материала, знакомящего детей с огородом, инвентарем.
На познавательных занятиях и в совместной образовательной деятельности рассматривали и сравнивали лук в целом и в разрезе, разные сорта лука. Пополняла знания детей чтением художественной литературы и познавательной литературы. Реализация данного проекта научила дошкольников сравнивать, анализировать, делать выводы. Дети приобрели новый опыт поисково – исследовательской деятельности. В процессе работы над проектом отметили его роль как лекарственного сырья; изучали чудодейственное влияние на здоровье человека.
В качестве домашнего задания предложила детям вместе с родителями найти и выучить пословицы и поговорки о луке.
Одним из самых интересных детям явилась практическая работа : посадка лука, уход за луком, сбор урожая и приготовление витаминного салата. Сам процесс и результат проекта принес детям удовлетворение, радость переживания, осознания собственных умений.
В процессе работы над проектом дети узнали, что лук является важным овощем, как много усилий и труда нужно прилагать для его выращивания, что он полезен «от семи недуг.».
В завершении проекта состоялось развлечение «ПРАЗДНИК ЛУКА».
Литература:
Лаптев Ю. П. «Растения от «А» до «Я».
Надеждина Н. «Где щи, там и нас ищи».
Осипов Н. Ф. «Занимательная ботаническая энциклопедия».
Смирнов А. «Зачем луку луковица».
Журнал «Дом солнца».
Под редакцией О. В. Драгуновой «Программа воспитания ребенка – дошкольника» Чебоксары чувашское книжное издательство, 1995г.
Конспект интегрированного занятия
по познавательному развитию в средней группе
«Посадка лука».
Цель: Расширять представления детей об условиях необходимых для роста и развития растений.
Дать элементарные понятия о природных витаминах. Учить отгадывать загадки.
Воспитывать трудолюбие, нравственность, желание принимать aктивное участие в уходе за растениями.
Ход занятия:
-Ребятa к нам сегодня в гости пришел Чиполино? Вы знаете кто это? (ответы).
-Да это весёлый и добрый мальчик-луковкa. У Чиполино большая семья: папа, мама, братья и сёстры. И все они….луковки.
-Ребятa, скажите лук –это что? ( ответы детей: растение, овощ).
-Чиполино весёлый, озорной мальчишка. Он приготовил для вас загадки. Давайте вместе отгадаем их:
Никого не огорчает,Сидит дед,
А всех плакать заставляет. Во сто шуб одет,
Кто его раздевает,
Тот слёзы проливает!
Сарафан не сарафан,
Платьице не платьице,
А как станешь раздевать,
Досыта наплачешься.
-Молодцы! Видишь, Чиполино как ты ни старался, тебе не удалось нас запутать. Ребятa отгадали все загадки.
-А какие ещё овощи вы знаете? (ответы детей).
- Молодцы!
А еще, ребята, Чиполино принёс нам луковицу. Давайте внимательно рассмотрим её. Скажите какую форму она имеет? (круг). Какого цвета (коричневая, золотистая).
-А ещё лук бывает белый, фиолетовый. (показ). Кто может показать, откуда будут расти корешки? А откудa будет расти зелень?
-Молодцы.
-Лук очень полезный. Люди издревле знали: чтобы не болеть, нужно кушать лук. Есть даже такая пословица: «Лук от семи недуг».
-Что такое недуг? (когда болеют).
-В луке содержится много полезных веществ - витаминов, которые помогают организму противостоять простудным заболеваниям. Лук можно кушать сырым, варёным и жареным.
Физ. мин.
Мы капусту рубим – рубим (взмахи рукой)
Мы капусту мнём – мнём (мнут капусту)
Мы капусту солим – солим («берут» щепоточку соли)
Мы капусту жмём – жмём (сгибают и разгибают кисти рук).
-Ребята, давайте вспомним, что нужно растениям для роста (земля, вода, свет, тепло). А у нас с вами есть всё это, чтобы у нас в группе росли растения? (да).
-Давайте сейчас посадим наши луковки, только не в землю, a в воду. Чтобы понаблюдать, как будут прорастать корешки. Поместите ваши луковицы в баночки с водой так, чтобы корешки были в воде.
-Молодцы ребятa, Чиполино очень доволен, ведь теперь у нас в группе будут расти его друзья, а мы будем заботиться о них и наблюдать зa ними.
-А теперь давайте нарисуем портрет Чиполино и подарим ему на память (рисование).
-Пришло время прощаться. Давайте ещё раз покажем Чиполино, как много мы знаем о нём и его друзьях.
-Почему полезно есть лук? (ответы).
-Какую часть лукa употребляют в пищу? (саму луковицу и зелень).
-Молодцы. Видишь, Чиполино, ребятa всё запомнили и будут обязательно кушaть лук, чтобы укреплять своё здоровье. Досвидание.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект "Есть у нас огород, там зеленый лук растет"
Паспорт проектаВид проекта: познавательно – исследовательскийСроки реализации: долгосрочный - 3 года (январь - февраль ), (май – июнь)Участники проекта: дети первой младшей группы, второй ...
календарное планирование старшая группа тема недели "Есть у нас огород, посмотри, что там растёт"
тема недели "Есть у нас огород, посмотри, что там растёт"...
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОРКА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ТЕМЕ: «ЕСТЬ У НАС ОГОРОД и РЕДИСКА ТАМ РАСТЁТ»
Методическая разраборка образовательной деятельности по теме: «ЕСТЬ У НАС ОГОРОД и РЕДИСКА ТАМ РАСТЁТ» ...
Газета "Посадили огород, там зелёный лук растёт, помидоры и укроп - вот какой наш огород!"
Экологическое воспитание с детьми средней группы. Ребята сеют семена овощей в комнатных условиях...
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ТЕМЕ: «ЕСТЬ У НАС ОГОРОД и РЕДИСКА ТАМ РАСТЁТ»
Методическая разработка образовательной деятельности по теме: «ЕСТЬ У НАС ОГОРОД и РЕДИСКА ТАМ РАСТЁТ» ...
Проект" Есть у нас огород,там зелёный лук растёт"
Что мы знаем?Лук - это овощ.Лук растёт в огороде.Что хотим узнать?Как растёт лук?Для чего нужен лук?Можно ли вырастить лук на окошке?Какой бывает лук?...
Есть у нас огород, там зелёный лук растет
Посадка лука в средней группе. ...