Образовательный проект ВОВ глазами детей
проект (старшая группа)
«Какая притягательная сила заключена в том, что нас окружает с детства? Почему, даже уехав из родных мест на долгие годы, человек вспоминает их с теплотой, с гордостью рассказывает о красоте и богатстве своего родного края? Думается – это выражение глубокой привязанности и любви ко всему, что с ранних лет вошло в сердце как самое дорогое. Свою любовь к родным местам, представление о том, чем они знамениты, каким трудом заняты люди, какова природа – все это взрослые передают детям, что чрезвычайно важно для воспитания нравственных и патриотических чувств... » (Р. И. Жуковская)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vov_glazami_detey.docx | 61.25 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение г. Нижневартовск детский сад № 38 «Домовенок»
«Образовательный проект
«Великая Отечественная Война глазами детей»
Воспитатель: Хасанова З. Ю.
Воспитатель: Баданина Н.С.
.
Нижневартовск 2018г.
"Земной поклон, солдат России, за ратный подвиг на земле".
Введение
«Какая притягательная сила заключена в том, что нас окружает с детства? Почему, даже уехав из родных мест на долгие годы, человек вспоминает их с теплотой, с гордостью рассказывает о красоте и богатстве своего родного края? Думается – это выражение глубокой привязанности и любви ко всему, что с ранних лет вошло в сердце как самое дорогое. Свою любовь к родным местам, представление о том, чем они знамениты, каким трудом заняты люди, какова природа – все это взрослые передают детям, что чрезвычайно важно для воспитания нравственных и патриотических чувств... » (Р. И. Жуковская)
Воспитание было и остается важнейшим преобразующим фактором общественного развития. Будущее России во - многом определяется уровнем воспитанности, духовно – нравственного развития, гражданского становления подрастающего поколения.
Р. И Жуковская, Г. М. Лямина, Н. В. Меньшикова, С. А. Козлова, М. И. Богомолова, В. И. Логинова и др. (исследования 80-90гг.) показали, что дети проявляют интерес к социальной действительности, способны усваивать определенные знания о нем, что уже в дошкольном возрасте у ребенка появляется оценочное отношение к событиям, фактам, явлениям.
Психологи - педагоги Л. А. Венгер, В. А. Петровский, И. Я. Михайленко и другие предложили личностно - ориентированную модель воспитания. Это позволило смелее взглянуть на проблему ознакомления детей с социальной действительностью, на проблему их духовно - нравственного воспитания. С другой стороны - появилась необходимость конкретизировать понятие личностной ориентированности применительно к содержанию ознакомления ребенка с окружающим, что привело к выходу на более широкую проблему - социализации личности ребенка, становление гражданственности и патриотизма.
События последнего времени подтвердили, что патриотизм стал кое-где перерождаться в национализм. Это происходит потому, что у подрастающего поколения не формируются такие качества личности, как понимание и принятие своей родной культуры и другого народа; уважение к своеобразным, непохожим на общемировые или родные быту, традициям, обычаям, нормам и правилам. Общественные деятели, педагоги и ученые считают, что кровавые межнациональные конфликты можно предотвратить, если мы будем искать в образовании пути сближения культур разных народов. Они отмечают, что умению вести «диалог культур», овладению «культурой межнационального общения» можно и нужно обучать с детства (Суслова Э. К.).
Есть социальный заказ государства на воспитание человека – современного, образованного, нравственного, готового самостоятельно принимать решения в ситуации выбора, обладающего чувством ответственности за судьбу страны – нашёл отражение в важнейших документах
– Федеральной программе развития образования, Концепции модернизации российского образования, ФГОС.
Актуальность создания проекта
Патриотическое чувство не возникает само по себе. Это результат длительного, целенаправленного воспитательного воздействия на человека, начиная с самого детства. В связи с этим проблема нравственно– патриотического воспитания детей дошкольного возраста становится одной из актуальных.
В результате систематической, целенаправленной воспитательной работы у детей могут быть сформированы элементы гражданственности и патриотизма. Нельзя быть патриотом, не чувствуя личной связи с Родиной, не зная, как любили, берегли и защищали ее наши предки, наши отцы и деды. Не следует также забывать, что война является одним из наиболее важных исторических опытов и практик в формировании, воспроизводстве, воспитании и восприятии настоящего мужчины. Образ воина остается одним из ключевых символов мужественности. Особенно важно это для мальчиков в период взросления. Для нормального развития мальчикам необходимо, чтобы смутный образ настоящего мужчины постепенно становился реальностью, находя свое воплощение в конкретных людях. Причем очень важно, чтобы герои были своими, легко узнаваемыми, близкими. Тогда мальчишкам легче соотнести их с собой, легче на них равняться.
Таким образом, было принято решение разработать и реализовать проект «Детям о Великой Отечественной войне». Проект ориентирован в конечном итоге на решение одной главной проблемы: на формирование у дошкольников первичных представлений, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках культуры.
Проблема: Современные дети не знают, что такое война. Поэтому важно рассказать им о войне 1941-1945 г.
Идея: В преддверии празднования Дня победы познакомить детей с героическим прошлым нашей страны.
Тип проекта: по методу – информационно – исследовательский. По содержанию - «Ребенок - общество»; детско-взрослый; творческий, групповой, долгосрочный.
Цели, задачи, ожидаемые результаты и продукты
Цель проекта: создание условий для обогащения детей знаниями о ВОВ, воспитание патриотизма, чувства гордости за свою семью.
Стратегическая цель: объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества.
Тактические цели:
- Создать образовательную среду по формированию первичных представлений, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках культуры.
- Сформировать первичные представления о малой родине и Отечестве, представления о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках.
- Создать мини-музей «Полочка боевой славы».
Задачи проекта:
- Познакомить с историей Великой Отечественной войны, полной примеров величайшего героизма и мужества людей в борьбе за свободу Родины;
- Подвести к восприятию художественных произведений о войне;
- Уточнить знания о празднике Дне Победы, объяснить, почему он так назван и кого поздравляют в этот день.
- Формировать нравственно-патриотические качества: храбрость, мужество, стремление защищать свою Родину.
- Дать детям представление о том, что народ помнит и чтит память героев в Великой Отечественной войны1941-1945 г.г.: в честь героев слагают стихи и песни, воздвигают памятники.
- Познакомить детей с боевыми наградами, которыми награждали воинов во время Великой Отечественной войны.
- Организовать сотрудничество с родителями, оказывать поддержку и содействие семьям в воспитании у дошкольников патриотических чувств.
- Формировать мнение о недопустимости повторения войны.
Участники проекта: психолог, музыкальные работники, инструктор по ФИЗО, «Музей боевой славы», родители воспитанников, воспитатели, дети.
Целевая группа проекта: Проект адресован средним и старшим дошкольникам.
Продолжительность проекта: Долгосрочный.
Сроки реализации проекта: Сентябрь - май.
Основные формы реализации проекта: Экскурсии, беседы, организация НОД, мини-выставки, составление рассказов, коллекционирование. Знакомство с памятниками, возложение цветов и венков, встречи с ветеранами, физкультурный досуг, консультации для родителей.
Гипотеза: патриотическое воспитание должно носить комплексный характер, пронизывать все виды деятельности дошкольника, осуществляться в повседневной жизни на специальных занятиях по ознакомлению с окружающим миром. Несомненно, является непременным условием полноценного патриотического воспитания, осуществляемого в системе. В противном случае знания останутся путанными, отрывочными, неполными.
Предполагаемый результат проекта:
- Пробуждение в детях интереса и уважения к истории России.
- Привлечение к совместной работе родителей.
- Расширены и систематизированы знания о Великой Отечественной войне.
- Сформировано уважительное отношение к участникам войны,
труженикам тыла; бережное отношение к семейным фотографиям и реликвиям (медали, грамоты и др.).
- Понимание важности праздника – Дня Победы в жизни российского человека.
- Усвоен алгоритм создания проекта: постановка цели, поиск различных средств достижения цели, анализ полученных результатов.
- Оформление выставки детского творчества ко Дню Победы.
- Тематический праздник «День Победы».
Продукты проектной деятельности:
- выставки детских рисунков,
- фотографии занятий,
- макет «Памятник, погибшим в годы ВОВ»,
- конспекты занятий и тематических дней,
- Тематический праздник «День Победы».
- Подборка художественной литературы – рассказов, стихов, пословиц и поговорок о войне, празднике 9 мая, военных, о мире.
Аннотация проекта.
В проектной деятельности происходит формирование субъектной позиции у ребенка, раскрывается его индивидуальность, реализуются интересы и потребности, что в свою очередь способствует личностному развитию детей и открывает возможность формирования собственного жизненного опыта ребенка.
В основу данного проекта положены следующие идеи:
- Дети проявляют интерес к социальной действительности, способны усваивать определенные знания о нем, что уже в дошкольном возрасте у ребенка появляется оценочное отношение к событиям, фактам, явлениям.
- Появилась необходимость конкретизировать понятие личностной ориентированности применительно к содержанию ознакомления ребенка с окружающим, что привело к выходу на более широкую проблему - социализации личности ребенка, становление гражданственности и патриотизма.
В соответствии с ФГОС проект опирается на научные принципы ее построения:
- принцип развивающего образования, целью которого является развитие ребенка. Развивающий характер образования реализуется через деятельность каждого ребенка в зоне его ближайшего развития;
- сочетание принципа научной обоснованности и практической применимости;
- единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста, в процессе реализации которых формируются такие знания, умения и навыки, которые имеют непосредственное отношение к развитию детей дошкольного возраста;
- принцип интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей;
- решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках
непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования;
- построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми. Основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для них является игра.
- принципы гуманизации, дифференциации и индивидуализации, непрерывности и системности образования.
Ряд авторов рассматривают проекты с детьми. В работах Л. Морозовой, Н. Ю. Пахомовой, И.К. Баталиной. М.А. Барсуковой, С. Шишова раскрыт педагогический потенциал проектной деятельности дошкольников. Н. Мансуров охарактеризовал этапы проекта. В исследовании Е. Евдокимовой выделены три этапа в развитии проектной деятельности у детей дошкольного возраста: подражательско - исполнительский (с детьми 3-5 лет), развивающий (с детьми 5-6 лет) и творческий (с детьми 6-7лет). Применительно к детскому саду проектная деятельность активно используется в экологическом и патриотическом воспитании по познавательному развитию.
Пути решения проекта:
- учесть требования и мнения всех участников создаваемого будущего;
- разработать систему реализации идей на основе реальной практики и возможностей ДОУ;
- оценить риски реализации проекта.
Организация деятельности над проектом.
Деятельность педагогов.
- Подготовка методических и дидактических материалов.
- Проведение интересных занятий, организация выставок.
- Отражение данной тематики при создании тематического планирования учебной программы.
- Чтение художественной литературы: С Алексеев «Они защищали Москву», Л. Кассиль «Твои защитники», С. Михалков «День Победы», заучивание стихов к празднику.
- Индивидуальные и коллективные беседа о Великой Отечественной войне.
- Слушание песен военно-патриотической тематики.
- Тематическое содержание книжного уголка.
- Подбор открыток, иллюстраций, фотографий для оформления альбомов
«Наша Армия родная».
- Рассматривание открыток, иллюстраций с изображением родов войск, памятников воинам, обелисков.
- Прослушивание музыкальных произведений: марши - Д. Кабалевский
«Марш», П. Чайковский «Марш деревянных солдатиков», Г.Свиридов
«Военный марш», В.Агапкин «Прощание славянки».
Деятельность детей.
- Участие в конкурсах, праздниках, беседах.
- Самостоятельная художественная деятельность, изготовление поделок на военные темы в подарок папе, дедушке, выставка рисунков детей.
- Заучивание пословиц и поговорок о чести, долге, солдатской службе, дружбе и товариществе, предложенных педагогами; рисование понравившихся сюжетов на военную тему по прочитанным произведениям.
- Исполнение сюжетно-ролевых игр «Пограничники», «Моряки».
Деятельность родителей.
- Участие во всех мероприятиях, организуемых в группе.
- Рисование с детьми сюжетов на военную тему.
- Подборка детьми вместе с родителями исторического материала (фотографий, писем) о своих родственниках, принимавших участие в исторических боевых традициях.
Предметно-развивающая среда:
Оформление уголка «Боевой славы».
Дидактические игры с патриотическим содержанием.
Подборка наглядно – дидактического материала на тему Великой Отечественной Войны и солдатских будней.
Подборка художественной литературы – рассказов, стихов, пословиц и поговорок о войне, празднике 9 мая, военных, о мире.
Подборка песен военных лет.
Подборка различных материалов для продуктивной деятельности детей. Подготовка атрибутов для сюжетно – ролевых игр на военную тематику. План работы:
- этап Подготовительный (сентябрь)
- определение темы проекта,
- формулирование целей и задач проекта,
- подбор необходимого материала.
- этап Основной (реализация проекта) (октябрь-апрель)
НОД, беседы, анкетирование, викторины, выставки рисунков и военной техники, чтение худ. литературы, разучивание стихотворений, просмотр презентаций и мультфильмов на военную тематику, праздники посвященные защитникам отечества и дню победы.
- этап Заключительный (май)
- проведение праздника посвященному дню победы,
- презентация проекта,
- оформление выставки.
Перспективный план по патриотическому воспитанию МАДОУ ДСКВ
№ 88 «Одуванчик» на 2017-2018 уч. год
Месяц | Виды детской деятельности | Работа с родителями |
Подготовительный этап | ||
Сентябрь | Младшая группа | Совместные поиски информации. Сбор документов и фотографий из семейных архивов об участниках войны. |
| ||
Средняя группа | ||
Я. Абидов, «Навек запомни» М. Исаковский 6.Прослушивание музыкальных произведений: марши - Д. Кабалевский «Марш» (детский), П. Чайковский «Марш деревянных солдатиков». | ||
Старшая группа | ||
| ||
Подготовительная группа | ||
| ||
ЗПР группа | ||
|
Основной этап | ||
Октябрь | Младшая группа | Консультация: «Воспитание у детей чувства уважения к своей стране, гордости за Родину и народ через ознакомление с событиями Великой Отечественной войны» |
| ||
Средняя группа | ||
«Пограничники» | ||
Старшая группа | ||
| ||
Подготовительная группа | ||
«Прощание славянки».
| ||
ЗПР группа | ||
| ||
Ноябрь | Младшая группа | Помощь в создание коллекции медалей и орденов |
|
будет солнце». Аппликация «Герб моего города». | ||
Средняя группа | ||
«Победа» П. Кривоногов, «Отдых после боя», «Салют победы» Ю. Непринцева, «Возвращение домой» В. Штраних, В. Костецкий и др.
| ||
Старшая группа | ||
| ||
Подготовительная группа | ||
Соц. - коммуникативное развитие/ 1. познавательное: «Россия – Родина моя»
| ||
ЗПР группа | ||
каната», «Сигнальные флажки» | ||
Декабрь | Младшая группа | Подбор открыток, иллюстраций, |
1. Просмотр мультфильма «Раз, два. Горе – не беда». |
| фотографий для оформления альбомов «Наша Армия родная». | |
Средняя группа | ||
| ||
Старшая группа | ||
| ||
Подготовительная группа | ||
«Брестская крепость».
«О каком городе говорю». | ||
ЗПР группа | ||
| ||
Январь | Младшая группа | Советы родителям, что и как рассказывать детям о войне. |
| ||
Средняя группа | ||
«Могила Неизвестного солдата».
посвященных эпизодам Великой Отечественной |
войны: «Салют победы» Ю. Непринцева
| ||
Старшая группа | ||
| ||
Подготовительная группа | ||
| ||
ЗПР группа | ||
«Разложи и назови правильно»
| ||
Февраль | Младшая группа | Составление индивидуальных рассказов детей совместно с родителями об истории своей семьи в годы ВОВ. |
| ||
Средняя группа | ||
| ||
Старшая группа | ||
|
армии служить» | ||
Подготовительная группа | ||
«Пограничник с собакой».
«Богатыри», разучивание стихотворений.
| ||
ЗПР группа | ||
| ||
Март | Средняя группа | Оформление тематической выставки в книжном уголке. |
1. Экскурсия в «Музей боевой славы» Дом культуры «Нефтяник». 2. Чтение художественной литературы: С Алексеев «Они защищали Москву». 3. Рассказ-беседа «Дети и война» 4. Рассматривание фотографий «Дети - герои Великой Отечественной войны». | ||
Старшая группа | ||
| ||
Подготовительная группа | ||
«Госпиталь». 5. Рассказывание о письмах с фронта, приходящих в годы ВОВ в семьи воспитанников. | ||
ЗПР группа | ||
|
Победы | ||
Апрель | Младшая группа | Конкурс на лучший рисунок, поделку ко Дню Победы. |
| ||
Средняя группа | ||
Победы… | ||
Старшая группа | ||
1.Организация мини-музея «Полочка боевой славы». 2. НОД «Труженики тыла» 3. Участие во Всероссийском конкурсе - квесте «Этот день Победы!» | ||
Подготовительная группа | ||
«Солнечный круг» А. Александрова
«Этот день Победы!» | ||
ЗПР группа | ||
Конкурс макетов «Этих дней не смолкнет слава...» | ||
Заключительный этап | ||
Май | Младшая группа | Содействие в организации экскурсии. |
| ||
Средняя группа |
| ||
Старшая группа | ||
«Дню Победы».
| ||
Подготовительная группа | ||
флагами и цветами», «Праздничный салют» | ||
ЗПР группа | ||
|
Критерии оценивания проекта:
- Удовлетворённость родителей результатом работы ДОУ (созданными условиями, интересом ребёнка к образовательному процессу) .
- Соответствие условий обучения дошкольников нормам СанПиНа.
- Информированность родителей об организации воспитательного и образовательного процесса дошкольника.
Перспективы дальнейшего развития проекта
- Выполнение данного проекта покажет возможности и перспективы работы в решении проблемы по активизации работы с детьми, родителями, педагогами и социумом по патриотическому воспитанию на основе исторических фактов событий Великой Отечественной войны. В результате реализации проекта мы сможем собрать необходимый материал для патриотического воспитания детей.
- Фото, видео материалы, наработки и другой материал будет предлагаться для обмена опытом другим детским садам города.
Пути распространения информации:
Результаты деятельности будут распространены через сайт ДОУ, буклеты для родителей
Риски
- Культурная неустойчивость окружающего мира, смешение культур в совокупности,
- разносностью и иногда противоречивостью предлагаемых разными культурами образцов поведения и образцов отношения к окружающему миру.
Пути преодоления рисков
- Усиление роли взрослого в защите ребенка от негативного воздействия
излишних источников познания. «Истинного гражданина, патриота надо воспитывать. Позиция родителей в жизни, их собственная гражданская активность – первое условие патриотического воспитания и все, что совершается в стране, через вашу душу и вашу мысль должно приходить к детям» - завещал А. С. Макаренко.
- Быстрая изменяемость окружающего мира: понимание ребенком важности и неважности (второстепенности) информации. Необходим отбор содержания дошкольного образования.
- Патриотическое воспитание должно носить комплексный характер, пронизывать все виды деятельности дошкольника, осуществляться в повседневной жизни на специальных занятиях по ознакомлению с окружающим миром.
- Неизменной является традиция чтить память погибших воинов. Каждый год 9 мая мы с детьми идём к мемориалу в парк Победы, минутой молчания чтим память воинов, погибших в годы Великой Отечественной войны.
Обеспечение:
Материально-техническое: автобус для экскурсии, слайды «Великая Отечественная Война», семейные фотографии военных лет, фотоальбом, картон, клей, цветная бумага, проектор, фотоаппарат, магнитофон.
Учебно-методическое:
- Алешина Н.В. Патриотическое воспитание дошкольников [текст]: методические рекомендации/ Н.В. Алешина. – М.: ЦГЛ, 2005. – 205 с.
- Веракса Н.Е. Проектная деятельность дошкольников. [текст]: пособие для педагогов дошкольных учреждений/ Н.Е. Веракса, А.Н. Веракса. – М.: издательство МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2008. - 112 с.
- Еремеева В.Д. Мальчики и девочки. Учить по-разному, любить по- разному [текст]: нейропедагогика - учителям, воспитателям, родителям, школьным психологам / В.Д. Еремеева. – Учебная литература, 2008. – 160 с.
- Кондрыкинская Л.А. Дошкольникам о защитниках Отечества [текст]: методическое пособие по патриотическому воспитанию в ДОУ/. Л.А.Кондрыкинская. – М.: ТЦ Сфера, 2006. - 192 с
- Нечаева В.Г., Макарова Т.А. Нравственное воспитание в детском саду [текст]: для педагогов дошкольных учреждений/ В.Г. Нечаева, Т.А. Макарова – М.: Просвещение, 1984. – 272 с.:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект"Безопасность - глазами детей"
:В России гибнут ежегодно в ДТП около 2000 детей. С помощью нашего проекта сократим травматизм детей дошкольного возраста на дорогах....
Проект "Мир глазами детей"
В силу последних перемен все более заметной стала утрата нашим обществом традиционного российского патриотического сознания. В современном обществе наблюдается нарушение преемственности по...
"Глаза - окно в мир". Мини проект "Здоровье глазами детей".
Цели и задачи проекта: – распространение здорового образа жизни среди подрастающего поколения, привлечение его внимания к проблеме сохранения здоровья с ранних лет;— формирование мотивации у детей ...
ПРОЕКТ «Театр глазами детей » Старшая группа 2015-2016г
В театральной деятельности ребенок раскрепощается, передает свои творческие замыслы, получает удовлетворение от деятельности. Театрализованная деятельнос...
Проект "Семья глазами детей"
Проект по формированию у детей старшего дошкольного возраста образа семьи....
Творческий проект "Театр -глазами детей"
В проекте представлен опыт работы с воспитанниками по созданию условий для самовыражения средствами искусства, приобщение дошкольников к театральному искусству. ...
ПРОЕКТ «Космос глазами детей» для подготовительной группы
Цель: формирование у детей старшего дошкольного возраста представлений о космическом пространстве, Солнечной системе и ее планетах, освоении космоса людьми.Задачи:1. Продолж...