Дополнительная программа по формированию элементарных математических представлений «Всезнайка» для детей младшего дошкольного возраста
рабочая программа (младшая группа)

Тагирова Эльвира Закидиновна

 

Дополнительная программа

по формированию

элементарных математических представлений

«Всезнайка»

для детей младшего дошкольного возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dop_programma_vseznayka.docx61.19 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение города Нижневартовска детский сад № 37 "Дружная семейка"

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

ПО ФОРМИРОВАНИЮ

ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ

«ВСЕЗНАЙКА»

ДЛЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

 Автор-составитель:

                                                                                                             Тагирова Эльвира Закидиновна

г.Нижневартовск

2022 г.

№ п/п

Содержание

Страница

1

Пояснительная записка

3

1.1.

Направленность и актуальность программы

3

1.2.

Цель и задачи программы кружка по информатике «Всезнайка»

4

1.3.

Адресат программы

4

1.4.

Объем и срок освоения программы кружка

7

1.5.

Планируемые результаты освоения воспитанниками программы кружка по математике «Всезнайка»

8

1.6.

Материально – техническое и информационное обеспечение

8

2

Перспективно – календарный план

9

3

Содержание программы

19

4

Методическое обеспечение

19

5

Список литературных источников

20

  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

   1.1. Направленность и актуальность программы

 Дошкольное образование – это первая ступень в системе образования, поэтому основная задача педагогов, работающих с дошкольниками – заложить «прочный фундамент» знаний и умений, с которыми выпускники ДОУ переступят порог школы и которые помогут им в успешном усвоении школьной программы. Необходимо вырастить детей людьми, умеющими думать, хорошо ориентироваться в окружающем мире, правильно оценивать различные ситуации, с которыми они сталкиваюися в жизни, принимать самостоятельные решения.

      У младших дошкольников развито автоматическое запоминание. Поэтому развитие памяти детей необходимо начинать как можно раньше и продолжать постоянно.  Дошкольники могут эффективно использовать некоторые из мыслительных действий для запоминания. Развитие речи дошкольника во многом завит от развития его памяти.

        Память является одним из основных психических процессов и свойств личности. Это одно из условий для развития интеллектуальных способностей. В зависимости от длительности сохранения информации память может быть кратковременной и долговременной. Кроме того, память бывает зрительная и слуховая. Память – это способность принимать новую информацию и сохранять ее.

Мы, взрослые, иногда записываем на бумаге то, что нам надо запомнить. А как поступает ребенок 3-4 лет? Его память непроизвольная, т. е. он помнит то, что ему интересно. Ребенок часто размышляет вслух, так он сам помогает себе вспомнить. И только к концу дошкольного возраста происходит переход к мыслительному запоминанию.

       В этом возрасте ребенок мыслит образами, поэтому, чтобы лучше запомнить, ему надо все потрогать, обследовать. Чем больше видов памяти задействовано при запоминании, тем легче ребенку запомнить информацию. Другими словами, чтобы ребенок запомнил сказку, ее надо послушать, посмотреть, нарисовать, проиграть. Чтобы сформировать у ребенка произвольную память, нужно учитывать, что для запоминания чего-либо ребенку необходимо опираться на свой чувственный опыт – он должен прожить, прочувствовать ситуацию. Ему будет трудно запомнить то, что неинтересно. А интерес у него возникает в игре.

Эта задача решается педагогами на протяжении всего дошкольного детства ребенка. На современном этапе развития дошкольного образования идет активный поиск и внедрение в практическую работу с дошкольниками новых методов и приемов обучающей игры, повышающей эффективность воспитательного – образовательного процесса. Одной из таких методических разработок является наша программа дополнительного образования «Всезнайка».

   Реализуемая рабочая программа строится на принципе личностно-развивающего и гуманистического характера взаимодействия взрослого с детьми.

Психолого-педагогические условия, обеспечивающие умственное развитие ребёнка.

Программа предполагает создание следующих психолого-педагогических условий, обеспечивающих умственное развитие ребенка в соответствии с его возрастными и индивидуальными возможностями и интересами.

1. Личностно-порождающее взаимодействие взрослых с детьми, предполагающее создание таких ситуаций, в которых каждому ребенку предоставляется возможность выбора деятельности, средств и пр.; обеспечивается опора на его личный опыт при освоении новых знаний и жизненных навыков.

2. Ориентированность педагогической оценки на относительные показатели детской успешности, то есть сравнение нынешних и предыдущих достижений ребенка, стимулирование самооценки.

3. Создание развивающей образовательной среды, способствующей физическому, социально-коммуникативному, познавательному, речевому, художественно-эстетическому развитию ребенка и сохранению его индивидуальности.

4. Сбалансированность репродуктивной (воспроизводящей готовый образец) и продуктивной (производящей субъективно новый продукт) деятельности, то есть деятельности по освоению культурных форм и образцов и детской исследовательской, творческой деятельности.

     5. Профессиональное развитие педагогов, направленное на развитие профессиональных компетентностей, в том числе коммуникативной компетентности.  

   1.2. Цель и задачи программы кружка «Всезнайка»

Цель.  

Развитие памяти, внимания, мышления в процессе освоения разнообразных способов действий в условиях предметно-действенного и наглядно-образного и игрового сотрудничества.

 Задачи.

  • Развитие детской самостоятельности и инициативы, воспитание у каждого ребенка чувства собственного достоинства, самоуважения, стремления к активной деятельности и творчеству.
  • Развитие познавательной активности, познавательной мотивации, интеллектуальных способностей детей.
  • Обогащение опыта самопознания дошкольников.
  • Формирование интереса к дальнейшему обучению (средней группе).

   1.3. Адресат программы

        Особенности развития детей 3 – 4 лет 

 На четвёртом году жизни начинается качественно новый этап в развитии ребёнка. Он обусловлен кризисом 3 лет «Я - сам!», который запускает бурное развитие самостоятельности, отделение себя от взрослого, осознание своего «Я», меняет отношение ребёнка ко всему, что его окружает. Если раньше малыш интересовался миром предметов, то в этом возрасте всё его сознание направлено на познание мира людей. Теперь мир социальных отношений, мир взрослых становится центральной точкой, вокруг которой вращается вся жизнь малыша. Взрослый особо привлекает ребёнка как носитель общественных функций, правил поведения и интересующей ребёнка информации. На смену ситуативно-деловому общению приходит познавательная форма общения независимо от ситуации. Ребёнок стремится узнавать всё больше нового, он задаёт всё более сложные вопросы. Но пока найти ответы на них самостоятельно он не в силах. Только во взаимодействии со взрослым возможно его продвижение вперёд. Основной мотив общения со старшим — познавательный.

      Желание стать взрослым, делать всё, как взрослые, говорить, как взрослые, становится движущей силой его развития. Но здесь возникает противоречие между желанием и реальными возможностями, оно и порождает новую систему взаимодействия ребёнка с взрослым. Теперь оно строится на основе предметно-действенного сотрудничества.

Игровая деятельность является ведущим типом деятельности в дошкольном детстве, а это значит, что всё познание и освоение норм, правил, ролей и развитие способностей происходит через неё и с её помощью. В 3—4 года сюжет для игры подсказывает игрушка или предмет, привлекший внимание. Основным партнёром для игры становится кукла, у которой нет своей игровой программы. То есть одна и та же игрушка может быть пациентом у доктора, послушным или шаловливым ребёнком, поваром, мамой и т.д. Разница в игре между трёх и четырёхлетними детьми довольно заметна. Смыслом игры трехлетнего ребёнка являются предметные действия с игрушкой (одевать куклу, кормить, укладывать спать и т.д.). Смыслом игры четырёхлетнего становится взятие на себя роли (например, заботливой мамы, которая воспитывает своего ребёнка, а не куклу). Стремление играть «за двоих», то есть проигрывать и проговаривать свою и «кукольную» роль (режиссёрская игра), является хорошим показателем развития в этом возрасте. Одновременно с этим развиваются совместные игры со сверстником, формируется игровое партнёрство. Но пока это взаимодействие ещё непродолжительно и возникает стихийно. Дети только учатся согласовывать свои действия с товарищами, объясняя в процессе игры свои действия и намерения.

Именно в процессе предметно-игровых действий впервые проявляется способность договариваться о распределении ролей, предметов, действий. В начальных формах игрового партнёрства создаются особые условия для овладения коммуникативной функцией речи, развития диалога, складываются первые формы словесной регуляции деятельности и произвольности, развивается воображение. Ребёнок использует много вопросов, сообщений, просьб и т.д. Словарный запас активно пополняется глаголами, идёт усвоение суффиксов. Это период активного словотворчества. Ребёнок придумывает различные формы уже имеющихся в его словаре слов. Слово у ребёнка объединяет несколько групп однородных предметов. Например, мебель, животные, овощи. Начинает формироваться словесная регуляция деятельности, то есть ребёнок старается с помощью речи контролировать своё поведение, деятельность. Например, подойдя к плите, говорит: «Нельзя, горячо!».

Предложение воспринимается как одна смысловая единица, ребёнок ещё не может разделить его на отдельные слова. Развитие познавательных функций, осознание собственного опыта даёт возможность ребёнку составлять маленькие сообщения «из личного опыта» (например, впечатления от прогулки, праздника, бытовых ситуаций и пр.)

На этом этапе продолжает развиваться наглядно-действенное мышление, но активно формируется наглядно - образное, основу которого составляют не реальные объекты, а представления о них. То есть складываются представления о тех или иных явлениях окружающего мира. Ребёнку становится доступным решение задач «в уме». Не беря в руки предмет и не испытывая его свойств, он может сказать, какой предмет покатится: кубик, мяч или кукла. Главным вопросом для ребёнка 3 лет становится «зачем это?» Причём он может задавать один и тот же вопрос   много раз, поскольку ребёнку нужно убеждаться в стабильности этого мира. Кроме того, ответы взрослого могут быстро забываться, поскольку произвольная память ещё не развита. В этом возрасте преобладает непроизвольная память. Глубина понимания образа зависит от его новизны, сопровождающего эмоционального фона. Запоминание происходит попутно с какой-либо деятельностью.

Для воображения большинства детей этого возраста характерно отсутствие первоначального замысла и его рождение после действия: ребёнок рисует каракули, а потом даёт им имя. Пока он фантазирует не ради результата, а ради самого процесса. Малыш ещё не может переименовать предмет, не действуя с ним. Сам предмет должен ему навевать идею нового образа. Игра может длиться 5—15 минут, за это время в сюжете могут появиться дополнительные линии и замысел может потеряться. В процессе игры предметы теряют своё переименование и могут использоваться по своему прямому назначению. В восприятии сказок дети часто не замечают вымысел. Большинство из них считают, что происходящее в сказке было на самом деле. В рисунке фантазия детей проявляется в том, что они специально меняют цвет предмета.

Как и в раннем возрасте, ребёнку по-прежнему интересны новые, более яркие предметы. Но теперь внимание становится более устойчивым, малыш уже способен переключиться с одного действия на другое и потом снова вернуться к первому. Правда, в этом возрасте он нуждается во внешней поддержке взрослого в виде инструкций и просьб. В противном случае другой предмет может отвлечь внимание. На этом этапе дети с удовольствием обследуют различные предметы.         Ребёнок устанавливает их функции и свойства для того, чтобы правильно использовать их в игре. Схема обследования предмета или картинки ещё не сформировалась, поэтому взор хаотично скользит по объекту. Восприятием в этом возрасте управляет и руководит взрослый. В развитии восприятия важнейшая роль принадлежит продуктивным видам деятельности. Так, в конструировании ребёнок получает представление о форме и величине. К концу 4-го года он хорошо ориентируется в названиях предметов, выделяет их основные части, указывает некоторые детали.

При рисовании и восприятии картинки малыш радуется любимым цветам или объектам. Ребёнок научается называть то, что он нарисовал, устанавливает связь между предметом и картинкой. Он понимает, что картинка является своеобразным заместителем реального предмета. Малыш стремится к тому, чтобы нарисованный предмет становился узнаваемым для другого человека. Замысел еще неустойчив, и в процессе рисования ребёнок от него легко отказывается. Это связано с тем, что волевые качества только закладываются, так как дети ставят цели, исходя из сиюминутных желаний. Мотивы поощрения и взыскания, которые связаны со стремлением быть хорошим во взаимоотношениях с взрослым, наиболее действенны в этом возрасте.

Успехи и неудачи еще слабо влияют на настойчивость. То есть ребёнок будет стремиться делать хорошо только ради поощрения взрослым. Сам себя он оценивает, прислушиваясь к высказываниям старших. Некритичен к словам взрослого, воспринимает все его слова как догму. Поэтому в данном возрасте очень важно положительное внимание взрослого. Это способствует не только формированию у малыша образа «я хороший», но и помогает сформироваться чувству собственного достоинства. В то же время оценки сверстника не играют значимой роли в самооценке ребёнка.

В случае конфликта детей ребёнок просит взрослого оценить ситуацию, ожидает поддержки от него. Оценивает свои возможности и достижения завышено, смешивая понятие «хорошо сделал» с понятием «я хороший».

В начале дошкольного детства происходит освоение норм, связанных с правилами поведения в бытовой деятельности. Становится понятным, что и когда необходимо делать: мыть руки перед едой, чистить зубы перед сном, убирать игрушки после игры, вытирать пролитое. Дети постепенно осваивают культурные нормы поведения в повседневной жизни. Вслед за ранним детством происходит дальнейшее развитие и совершенствование культурно-гигиенических навыков и режима дня. Малыш осознаёт необходимость выполнения гигиенических процедур для совершения последующей деятельности.

Особенность трудовой деятельности в этом возрасте - её связь с игрой. Ребёнок примеряет на себя роль всемогущего взрослого. Именно здесь устанавливается более непосредственная связь с жизнью взрослых. Главное в труде — это интерес ребёнка к процессу (подметать ради подметания) или оборудованию (нож, компьютер). В этом возрасте для выполнения задания ребёнку важно понимать, как это можно сделать: не просто убрать игрушки (слишком общо), а сложить кубики в коробку, куклу же посадить на стульчик. Малыши ещё не способны замечать ошибки при выполнении задания. Именно поэтому наиболее доступный труд — вместе со взрослым.

Таким образом, к концу 4-го года жизни наблюдается активное формирование предметно-игровой ситуации развития, внутри которой происходит становление новых типов деятельности, специфичных для этого возраста.

Ребёнок становится более инициативным. Он лучше осознаёт и отстаивает свои желания, учится контролировать себя. Но для его гармоничного развития очень важна позиция взрослого, способ их взаимодействия и доброжелательность. 

1.4. Объем и срок освоения программы

 Общее количество учебных часов по Программе – 68 часов (с октября по май).

Форма обучения: очная

  1. Планируемые результаты освоения воспитанниками программы кружка «Всезнайка»

          К концу обучения у детей сформировано:

  • умение анализировать предметы, используя зрительное, тактильное и слуховое восприятие
  • умение сосредоточивать внимание на предметах и явлениях (внимание),
  • развитие различных видов памяти (слуховой, зрительной, двигательной),
  • интерес к окружающей действительности, образ «положительного я».

 Дети умеют:

  • выделять самое существенное в предметах;
  • видеть соотношение их друг с другом и соотношение их частей;
  • рассуждать, делать простейшие умозаключения.

1.6. Материально – техническое обеспечение

   Занятия кружка «Всезнайка» проводятся в групповом помещении.

   Дидактико – методическое оснащение:

  • Дидактические и настольные игры,
  • Подборка литературы со стихами, загадками, сказками;
  •  Наборы игрушек как демонстрационного и раздаточного материала (куклы, машинки, кубики, различные виды конструкторов, кукольной посуды, мебели и др.)

 Информационное обеспечение: - аудио-, видео-, фото-  интернет источники.

  1. ПЕРСПЕКТИВНО-КАЛЕНДАРНЫЙ ПЛАН

Месяц

Неделя

Тема игры

Октябрь

1-я

  1. «Супермаркет»  
  2. «Сравним дорожки»

2-я

  1. «Каждой вещи свое место»,
  2.  «Магазин игрушек»

3-я

  1. «Пряталки»
  2. «Покажи и прокати»

4-я

  1. «Соберем куклу на праздник»
  2. «Найди свой домик» 

Ноябрь

1-я

  1. «Найдем потерявшуюся варежку»
  2. «Найди свой цветочек»

2-я

  1. «Повторяй-ка»
  2. «Найди такую же».

3-я

  1. «Узор из пуговиц»
  2. «Построим домики»

4-я

  1. «Хлоп»
  2. «Найди такую же фигуру»

5-я

  1. «Соберем шишки для мишки»

Декабрь

1-я

  1. «Съедобное, несъедобное»
  2. «Поможем героям сказок»

2-я

  1. «Игрушки для елочки»
  2. «Построим заборчик

вокруг елочки»

3-я

  1. «Помнишь ли ты?»
  2. «Один» и «Много»

4-я

  1. «Много», «один», «ни одного». Круг.
  2. Сравнение предметов способами наложения

5-я

  1. «Игра с обручем».

Январь

2-я

  1. «Запомни и расскажи»
  2. «Кто внимательный?»

3-я

  1. «Веселые матрешки».
  2. «Длинное - короткое»

4-я

  1. «Какие бывают фигуры?»
  2. «Подбери фигуру»

5-я

  1. «Кто внимательный?».

Февраль

1-я

  1. «Посмотри и сделай также»

2-я

  1. «Мишка спрятался»
  2. «Составь предмет»

3-я

  1. «Какой игрушки не хватает»
  2. «Какие бывают фигуры»

4-я

  1. «Кому какая форма?»
  2. «Больше - меньше»

5-я

  1. «Три квадрата»
  2. «Широкое - узкое»

Март

1-я

  1. «Возьми столько же»

2-я

  1. «Круг, треугольник, квадрат»
  2. «Наш день»

3-я

  1. «Три медведя»
  2. «Спрячем и найдем»

4-я

  1. «Запомни слова»
  2. «Геометрическое лото»

5-я

  1. «Прогулка в картинках»
  2.  «Спрячем и найдем».

Апрель

1-я

  1.  «Клоуны»
  2. «Что под платочком»

2-я

  1. «Что ты видел на картинке»
  2. «Веселые стихи»

3-я

  1. «Все по местам»
  2. «Шаловливый зайчик»

4-я

  1. «Стаканчики»
  2. «Магазин»

Май

1-я

  1. «Ищи и находи» 
  2. «Что? Где? Когда?»

2-я

«Наз«        1. «Назови правильно»

2.«Чудесный мешочек»

3-я

1. «Какого цветка не стало»

«П             2. «Справа как слева»

4-я

1. «Подбери фигуру»

2. «Какие бывают фигуры»

5-я

1. «Соберем бусы»

Итого:                                            68 занятий.

3. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

«Супермаркет»

Цель: развитие слуховой краткосрочной памяти, внимания, наблюдательности.

Взрослый предлагает поиграть в магазин. Он отправляет ребенка за покупками и просит его запомнить все, что нужно купить. Начинать можно с двух предметов, увеличивая их количество до 4-5.

«Сравним дорожки»

Сравнение два предмета по длине обозначать результат сравнения

словами «длинный-короткий, длиннее-короче»

«Каждой вещи - своё место»

Цель: развитие долгосрочной памяти.

«Магазин игрушек»

Цель: Находить один и много предметов в специально созданной обстановке, отвечать на вопрос «Сколько?», используя слова «один», «много». Сравнивать два предмета по длине способами наложения и приложения.

«Пряталки»

 Цель: развитие зрительной памяти, произвольного внимания.

Материал: 4-6 пластиковых стаканчиков из-под йогурта, сметаны.

Как играем: на глазах у ребенка положите под один из перевернутых стаканчиков любую мелкую игрушку или фасоль, пуговичку и т. п. Секунд через 15 попросите ребенка найти стаканчик с игрушкой.

Сначала он будет поднимать все стаканчики подряд, через некоторое время он будет находить игрушку, сделав только две попытки. А затем он обязательно сразу поднимет тот стаканчик, под которым лежит игрушка. Не спешите, у него все получится.

Закрепляем: на прогулке можно положить камешки 1-2 штуки под перевернутые формочки.

Усложняем: увеличьте количество стаканчиков и спрятанных игрушек. Можно поменяться ролями, пусть ребенок прячет игрушки, вы ищите их. А если вы их не найдете, то ребенок с удовольствием вам поможет.

«Покажи и прокати»

Цель: Познакомить с квадратом. Различать круг и квадрат, указывать по просьбе воспитателя эти фигуры на картинках, выставлять их изображение в той очередности, которую предлагает педагог.

«Соберем куклу на праздник»

Цель: Закреплять сравнение предметов по длине, используя наложения. Активизировать употребление в речи выражений «помногу», «поровну», «столько-сколько»

«Найди свой домик»

Цель: Закреплять умение различать и называть круг и квадрат, сравнивать два предмета по длине. Находить один и много предметов в окружающей обстановке.

«Найдем потерявшуюся варежку»

Цель: Сравнивать две разные группы предметов способом наложения, понимать выражения «помногу», «поровну»

«Найди свой цветочек»

Продолжать сравнивать два предмета по ширине способами наложения и приложения, определять результаты сравнения.

«Повторяй-ка»

Цель: развитие зрительной памяти, мелкой моторики.

Материал: карандаш, бумага.

Как играем: нарисуйте простой узор, например, волнистая линия, ломаная линия, волнистая, ломаная и т. д. Ребенок должен рассматривать узор в течение 1-2 минут, затем вы прячете картинку, а ребенок по памяти рисует точно такой же.

Закрепляем: меняйте узоры. Например, две волнистые линии, одна ломаная, две волнистые, одна ломаная и т. д.

Усложняем: постройте дом из кубиков: основание - куб, стены - кубики разного цвета, призма - крыша. Прикройте свой дом чем-нибудь, например, газетой, а ребенок по памяти построит такой же.

«Найди такую же»

Познакомить с треугольником, учить различать и называть фигуры.

«Узор из пуговиц»

Цель: развитие зрительной памяти, произвольного внимания.

Материал: пуговицы, счетные палочки.

Как играем: выложите из пуговиц несложный узор. Дайте ребенку время рассмотреть его, затем накройте изображение листом бумаги. Предложите ребенку выложить такой же узор. Если он затрудняется, то помогите ему.

Откройте свой узор и сравните оба изображения. Не забывайте хвалить ребенка.

Закрепляем: выкладывать можно также узоры из счетных палочек на столе, на полу, обращая внимание на то, как они чередуются по цвету. Например, одна красная, одна синяя и т. д.

«Построим домики»

Цель: Упражнять в сравнении двух предметов по высоте, двух равных групп предметов способами наложения и приложения.

«Хлоп»

Цель: развитие внимания.

Взрослый перечисляет предметы, а ребенок должен хлопнуть в ладоши, если назовет животное, или топнуть ногой, если услышит слово «дом». Более сложный вариант: ребенок должен проделать какое-либо действие (на усмотрение взрослого), если взрослый назвал предмет, который может быть красного цвета (тонет в воде, не намокает и т. п.).

«Найди такую же фигуру» Сравнивать две неравные группы предметов способом наложения и приложения, обозначать результаты сравнения словами «больше-меньше, столько-сколько» 

Цель: Находить «один» и «много» предметов в окружающей обстановке.

«Съедобное - несъедобное»

Цель: развитие внимания, памяти, координации движений.

Материал: мяч.

Ребенок ловит мяч, если взрослый, кидая его, называет съедобный предмет. Если же назван предмет, который съесть нельзя, мяч не ловится. Также можно играть, используя тематические группы: птица - животное, живое - неживое, тихое - громкое и т. п.

«Поможем героям сказок»

Цель: Закреплять способы сравнения двух предметов по длине и ширине. Формировать умение различать количество звуков на слух (много и один), упражнять в различии и назывании геометрических фигур.

«Игрушки для елочки»

Цель: Закреплять сравнение двух равных групп предметов способом приложения, обозначать результаты сравнения словами «помногу», «поровну», «столько-сколько»

«Построим заборчик вокруг елочки»

Цель: Знакомство с приемами сравнения двух предметов по высоте

«Помнишь ли ты?»

Цель: развитие памяти, внимания, наблюдательности.

Предложить ребенку перечислить мебель, которая стоит у бабушки в гостиной. Или вспомнить, что находится во дворе детского сада. Для описания можно использовать любые объекты или действия, например, «Помнишь ли ты, что делал клоун в цирке (дедушка на даче и т. п.)», «Можешь ли ты сказать мне, чем наш дом отличается от соседнего?»

«Один» и «Много»

Цель: Различать одно и много движений, обозначать их количество словами «один и много». Различать пространственные направления. Совершенствовать умение составлять группу предметов из отдельных предметов.

«Много», «один», «ни одного». Круг.

Цель: Совершенствовать умение составлять группу из отдельных предметов и выделять один предмет из группы, обозначать совокупности словами один, много, ни одного. Продолжать учить различать и называть круг, обследовать его осязательно-двигательным путем и сравнивать круги по величине: большой, маленький.

Сравнение предметов способами наложения

Цель: Учить сравнивать две равные группы предметов способом наложения, понимать значение слов по много, поровну. Упражнять в ориентировании на собственном теле, различать правую и левую руки.

«Игра с обручем»

Цель: Различение и нахождение геометрических фигур.

«Запомни и расскажи»

Цель: развитие внимания, памяти.

Рассмотреть с ребенком картинку с простым сюжетом, например, изображение нескольких цветов или деревьев. Убрать картинку и попросить ребенка рассказать то, что он запомнил: сколько было цветов, какого они цвета, где они росли, чем они отличаются друг от друга. По мере адаптации ребенка к игре задать вопросы, побуждающие к большей детализации рассказа, подбирать картинки с большим количеством элементов.

«Кто внимательный?»

Цель: формировать восприятие пространственных отношений и умение воспроизводить по подражанию действиям взрослого и по образцу

«Веселые матрешки»

Цель: учить детей различать и сравнивать предметы по разным качествам величины.

«Длинное - короткое»

 Цель: формировать у детей четкое дифференцированное восприятие новых качеств величины.

«Какие бывают фигуры?

Цель: закрепить представление о двух формах: круг, квадрат. учить детей обследовать геометрические формы.

«Подбери фигуру»

Цель: Закреплять представление детей о геометрических фигурах; упражнять детей в их назывании; учить детей подбирать геометрические фигуры по образцу; закрепить навык обследования геометрических фигур приемами обведения и накладывания.

«Кто внимательный?»

Цель: формировать восприятие пространственных отношений и умение воспроизводить по подражанию действиям взрослого и по образцу

«Посмотри и сделай так же»

Цель: развитие внимания.

Взять любую раскраску, выбрать крупный одиночный предмет и закрасить одну его половину. Предложить ребенку раскрасить вторую часть точно так же, как раскрашена первая.

«Три квадрата»

Цель: учить детей соотносить по величине три предмета и обозначать их отношения словами: «большой», «маленький», «средний», «меньше», «больше» и т. д.

«Широкое - узкое»

Цель: формировать представление «широкое - узкое».

«Мишка спрятался»

Цель: развивать зрительное восприятие, учить детей последовательно осматривать пространство, ориентируясь на определенные предметы.

«Составь предмет»

Цель: упражнять детей в составлении силуэта предмета из отдельных геометрических фигур.

«Какой игрушки не хватает?»

Цель: развитие памяти и внимания.

Материал: игрушки: зайчик, попугай, медведь, крокодил, собачка.

Поставить перед ребенком на 1 минуту 4—6 игрушек, затем попросить ребенка отвернуться и убрать одну игрушку. Вопрос к ребенку: «Какой игрушки не хватает?»

Игру можно усложнить, увеличив количество игрушек или ничего не убирать, а только менять игрушки местами.

Игра может восприниматься ребенком, как новая, если взять другие игрушки.

«Какие бывают фигуры»

Цель: познакомить детей с новыми фигурами: овал, треугольник.

«Кому какая форма?»

Цель: учить детей группировать геометрические фигуры по форме, отвлекаясь от цвета и величины.

«Больше - меньше»

Цель: упражнять детей в различии и сравнении величины предметов (больше, меньше, равно); воспитывать внимание, быстроту реакции на воспитателя.

«Возьми столько же» 

Цель: упражнять детей в составлении двух равных групп предметов, активизировать словарь: «столько же», «поровну».

«Прогулка в картинках»

Цель: развивать зрительную и слуховую память и внимание.

Во время прогулки на улице нужно обращать внимание ребенка на дорожные знаки, рекламные щиты, можно беседовать с ребенком о том, зачем все это нужно.

По возвращении домой (в детский сад) попросите ребенка нарисовать те знаки, которые он запомнил.

«Спрячем и найдем»

Цель: продолжать учить детей ориентироваться в пространстве помещения, развивать внимание, память.

«Круг, треугольник и квадрат»

Цель: развитие осязательной памяти.

Материал: геометрические фигуры круг, треугольник и квадрат, вырезанные из твердой бумаги или картона и разделенные на несколько частей.

Задания:

Ребенок собирает из частей круг, треугольник и квадрат. Если задача решена, то можно двигаться дальше. Разрезать фигуры можно на 2-4 части.

«Закрой глаза и собери из частей сначала круг, затем - треугольник и квадрат».

Расскажи, какую фигуру тебе было легче собирать. Как ты думаешь, почему ты быстрее собрал круг, нежели квадрат? Ты старался как-нибудь запомнить те части, из которых ты собирал фигуры? Расскажи, как ты запоминал эти части?

«Наш день»

 Цель: формировать представление о частях суток; учить детей правильно употреблять слова: «утро», «день», «вечер», «ночь»

«Угадай-ка!»

Цель: развитие логической памяти.

Взрослый дает словесное описание какого-то знакомого детям предмета и просит отгадать. Например, «Маленький пушистый зверек прыгает с дерева на дерево и очень любит орешки».

«Три медведя»

Цель: упражнять детей в сравнении и упорядочении предметов по величине.

«Спрячем и найдем»

Цель: продолжать учить детей ориентироваться в пространстве помещения, развивать внимание, память.

«Запомни слова»
Для начала предложите малышу запомнить 3 слова. Это могут быть предметы, находящиеся в комнате. При этом на этапе обучения игре учите ребёнка применять ассоциации при запоминании. Говоря слово дверь поверните голову и посмотрите на дверь, чашка – найдите глазами чашку, ребёнок проследит за вашими действиями. Таким образом процесс запоминания станет легче, ведь ребёнок будет задействовать зрительные образы. Постепенно увеличивайте количество слов и называйте слова и предметы, которые в данный момент ребёнку не доступны для ассоциации. Теперь ему просто придётся вспомнить образ предмета. А это большой шаг на пути развития памяти.

«Запомни картинки»
Перед ребёнком положите 3-5 картинок (можно использовать развивающие карточки) и предложите их запомнить. Дети могут называть картинки, перекладывать их в удобном порядке, запоминать столько, сколько понадобится. Но не пропустите, когда запоминание перейдет в игру. После того, как на ваш вопрос: “Ты запомнил?” ребёнок ответит положительно, уберите картинки и спросите, какие картинки были. Если ребёнок затрудняется вспомнить какую-то картинку, можно задавать вопросы–подсказки, использовать ассоциации. Пригласите белочку или зайчика поиграть с вами. Отлично, если со временем малыш станет выступать в роли ведущего и эта игра станет весёлым семейным развлечением.

«Геометрическое лото»

Цель: учить детей сравнивать форму изображенного предмета с геометрической фигурой и подбирать предмету по геометрическому образцу.

«Клоуны»

Цель: обратить внимание на взаимное расположение объектов, находящихся «за» и «перед» каким-либо предметом.

«Что под платочком»
С карточками, а так же любыми предметами, игрушками можно тренировать память и так: положите перед малышом 3-5 игрушек, предложите запомнить. После того, как ребёнок запомнит, отвернётся, спрячьте одну игрушку под платочек. Задача ребёнка вспомнить, какие игрушки были и сказать, какая спряталась под платочек.
Можно играть в развивающие игры онлайн с аналогичными заданиями.

«Что ты видел на картинке»
После рассматривания яркой картинки обязательно спросите малыша, что на ней нарисовано. Задавайте такие вопросы, чтобы ребёнку необходимо было вспоминать детали, отдельные элементы рисунка. Можно спрашивать и так: “На картинке была нарисована бабочка?” Спрашивать надо не только о тех предметах, которые нарисованы, но и о тех, которых там точно нет. Если ребёнок затрудняется, вместе рассмотрите картинку ещё раз.

«Весёлые стихи»
Огромное количество коротких стихов вызывают не только радость у ребёнка, но и способствуют развитию памяти. Не обязательно специально заставлять ребёнка заучивать стихотворение. Просто сами, играя с малышом, рассказывайте ему стихи, повторяйте их и
чаще радуйтесь вместе с ним новым открытиям. Для заучивания отлично подойдут стихи на закрепление правильного звукопроизношения.

«Всё по местам»
Конечно, ваш малыш любит вам помогать. Вы вместе организуете уборку в доме, комнате. Не упустите этот момент и простимулируйте память ребёнка. Попросите его вспомнить, где должно висеть полотенце, где лежат книги, куда положить папин портфель и т.д. Естественно, это произойдёт, если у каждой вещи есть своё место и взрослые обращают на это внимание.

«Шаловливый зайчик»
Перед ребёнком расставьте 3-5 игрушек и попросите запомнить их расположение. После того, как ребёнок закроет глаза, поменяйте местами некоторые из них. Оказывается, это зайчик пошалил и игрушки перепутал. Предложите малышу поставить всё в правильной последовательности.

«Стаканчики»
Возьмите 3-4 пластиковых стаканчика и при малыше под один из них спрячьте конфетку или маленькую игрушку. Через 1-2 минуты попросите ребёнка её найти. Развлекайтесь!

«Магазин»

Цель: развивать умение группировать предметы по признаку цветаформы, правильно называть геометрические фигуры и цвета

«Ищи и находи» 

Цель: закрепить умение находить в комнате предметы разной формы по слову-названию; развивать внимание и запоминание.

«Что? Где? Когда?»

Цель: Формирование умения различать предметы по форме и называть их: кубик, шарик. Развитие умения различать количество предметов: много-много.

«Назови правильно»

Цель: уточнить знания детей об овощах и фруктах, их качества (цвет, форма, вкус, запах), закреплять умение узнавать их по картинке и давать краткое описание.

Чудесный мешочек

Цель: уточнить названия фруктов, овощей, формировать умения определять их на ощупь, называть и описывать.

Какого цветка не стало.

Цель: учить детей называть цветы «уголка природы» (традесканция, фиалка, амазонская лилия, бегония) развивать зрительную память, воспитывать желание заботиться о растениях.

Игра «Справа как слева»

Цель: освоение умений ориентироваться на листе бумаги.

«Подбери фигуру»

Цель: закрепить представления детей о геометрических формах, упражнять в их назывании.

«Какие бывают фигуры»

Цель: познакомить детей с новыми формами: овалом, прямоугольником, треугольником давая их в паре  уже знакомыми: квадрат-треугольник, квадрат-прямоугольник, круг-овал.

«Соберем бусы»

Цель: формировать умение группировать геометрические фигуры по двум свойствам (цвету и форме, величине и цвету, форме и величине), видеть простейшие закономерности в чередовании фигур.

  1. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
  1.  Методы обучения

     Для реализации программы в зависимости от поставленных задач на занятиях используются различные методы обучения (словесные, наглядные, практические, игровые), чаще всего работа основывается на сочетании этих методов. 
1.Словесные: 

-беседа;
-рассказ; 
-диалог; 
-объяснение; 
- чтение художественной литературы, художественное слово; 
- образное слово (стихи, загадки, пословицы). 
2. Наглядные: 
- использование в работе картинок, иллюстраций, пособий.

3. Практические:

- деятельность с раздаточным материалом.

4. Игровые:

- подвижные игры,

- дидактические игры и упражнения.

  Методы воспитания: поощрение, объяснение, мотивация, совместное обсуждение результатов деятельности.

  1. В работе кружка «Всезнайка» используется групповая форма организации образовательного процесса.

   Занятия проводятся два раза в неделю. Продолжительность – 30 минут с детьми младшего дошкольного возраста. (Всего 68 занятий).  

  1. СПИСОК ЛИТЕРАТУРНЫХ ИСТОЧНИКОВ

   1.Программа воспитания и обучения в детском саду / Под ред. М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой. — 5-е изд., испр. и доп. — М.: Мозаика-Синтез, 2007 г. - 2008 с.

Н.Е. Веракса, Т.С. Комарова, М.А. Васильева.

    2. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы». - М.: Мозаика-Синтез, 2010 г. - 224 с.        

   3. Е.В. Колесникова «Я решаю логические задачи» – Сфера, 2010.

   4.Е.Н. Панова «Дидактические игры и занятия в детском саду», - Воронеж, 2007 г

    5.Л.Ф. Тихомирова «Логика для дошкольников». - Ярославль: Академия развития, 1999. – 256 с.: ил. – (Серия: Развивающее обучение)

   6. И.В. Стародубцева «Игровые занятия по развитию памяти, внимания, мышления у дошкольников

   7.С.Д. Забрамная, О.В. Боровик «Практический материал для проведения психолого-педагогического обследования детей.»  М., Владос  2003г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Акварелька», программа дополнительной образовательной услуги художественно-эстетической направленности для детей младшего дошкольного возраста

Программа включает в себя 72 занятия, направленных на формирование творческих способностей детей через нетрадиционные техники рисования. Занятия проводятся в игровой  занимательной форме, с испол...

Дополнительная общеобразовательная программа художественно-эстетической направленности для детей младшего дошкольного возраста от 3-4 лет "Волшебная радуга"

Рисование нетрадиционными техниками открывают широкий простор для детской фантазии, дает ребенку возможность увлечься творчеством, развить воображение, проявить самостоятельность и инициативу, выразит...

Дополнительная образовательная программа социально-коммуникативной направленности для детей младшего дошкольного возраста от 3 до 4 лет "Зеленый светофор Здоровья"

Работа воспитателя по оздоровлению детей не подменяет систему лечебных мероприятий, назначенных врачом, а являются  системой  и комплексом тех мероприятий, которые должны выполняться в систе...

Рабочая программа дополнительного образования по развитию мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста

Мелкая моторика - это умение координировать движения кистей и пальцев рук, присущее исключительно человеку. Эту уникальную способность необходимо целенаправленно тренировать с самого раннего возраста....

✅ Рабочая программа по дополнительному образованию «Формирование основ безопасности жизнедеятельности у детей младшего дошкольного возраста» (3 - 4 года)

Безопасность – это не просто сумма усвоенных знаний, а стиль жизни, адекватное поведение в различных ситуациях. Кроме того, дети могут оказаться в неожиданной ситуации на улице и дома, поэтому г...

ДОПОЛНИТЕЛЬНая общеразвивающая программа ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ДЛЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА М.Б. Зацепиной Т.С. Комаровой А.В. Антоновой «КЛЯКСОЧКА»

Программа разработана на основе программы Т.С. Комаровой, А.В. Антоновой, М.Б. Зацепиной «Красота, радость, творчество» и технологии Г.С. Швайко «Занятия по изобразительной деятельно...

Рабочая программа дополнительного образования по развитию мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста посредством сенсорной интеграции «Умелочка»

Рабочая программа дополнительного образования по развитию мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста посредством сенсорной интеграции " Умелочка"...