ДОПОЛНИТЕЛЬНая общеразвивающая программа ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ДЛЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА М.Б. Зацепиной Т.С. Комаровой А.В. Антоновой «КЛЯКСОЧКА»
рабочая программа по рисованию (младшая группа)

Ирина Петрунина

Программа разработана на основе программы Т.С. Комаровой, А.В. Антоновой, М.Б. Зацепиной «Красота, радость, творчество» и технологии Г.С. Швайко «Занятия по изобразительной деятельности в детском саду».

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dopolnitel_no-obrazovatel_naya_programma.docx51.72 КБ

Предварительный просмотр:

 

ДОПОЛНИТЕЛЬНая общеразвивающая программа

ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ

ДЛЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

М.Б. Зацепиной Т.С. Комаровой А.В. Антоновой

«КЛЯКСОЧКА»

     Автор программы: Петрунина И.Г

     Возраст обучающихся: 2 – 3 года

     Срок реализации программы: 1 год

                                                                                 

                                                         

                                  Руководитель: воспитатель Петрунина И.Г.

Великий Новгород

2021

                                    ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

«… Это правда! Ну чего же тут скрывать?

Дети любят, очень любят рисовать!

На бумаге, на асфальте, на стене.

И в трамвае на окне….»

Э. Успенский

Дошкольное детство – очень важный период в жизни детей. Именно в этом возрасте каждый ребенок представляет собой маленького исследователя, с радостью и удивлением открывающего для себя незнакомый и удивительный окружающий мир. Чем разнообразнее детская деятельность, тем успешнее идет разностороннее развитие ребенка, реализуются его потенциальные возможности и первые проявления творчества. Вот почему одним из наиболее близких и доступных видов работы с детьми в детском саду является изобразительная, художественно – продуктивная деятельность, создающая условия для вовлечения ребенка в собственное творчество, в процессе которого создается что–то красивое, необычное.

  Задача педагога – научить детей манипулировать с разнообразными по качеству, свойствам материалами, использовать нетрадиционные способы изображения.  

Рисуя, ребенок развивает определенные способности: зрительную оценку формы, ориентирование в пространстве, чувство цвета. Развиваются также определенные умения и навыки: координация глаза и руки, владение кистью руки.

Программа разработана на основе программы Т.С. Комаровой, А.В. Антоновой, М.Б. Зацепиной «Красота, радость, творчество» и технологии Г.С. Швайко «Занятия по изобразительной деятельности в детском саду».

      Новизной программы 

«Кляксочка» по нетрадиционным техникам рисования является то, что она имеет инновационный характер. В системе работы используются нетрадиционные методы и способы развития детского художественного творчества. Используются самодельные инструменты, природные и бросовые для нетрадиционного рисования. Нетрадиционное рисование доставляет детям множество положительных эмоций, раскрывает возможность использования хорошо знакомых им бытовых предметов в качестве оригинальных художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью.

       Актуальность программы

Не секрет, что маленькие дети исследователи по своей природе, их внимание привлекает все удивительное и необычное. Желание узнавать что-то новое необходимо маленькому человеку, как воздух. Это его главная цель впервые годы жизни. Существует множество приемов, пользуясь которыми можно создать оригинальные работы, не имея при этом особых художественных навыков. От таких занятий ребенок получает не только огромное удовольствие, но и пользу. Использование нетрадиционного рисования в образовательном процессе в первую очередь связано с возможностью использования его как средства развития мелкой моторики рук. Использование пальчикового рисования обеспечивает хорошую тренировку пальцев, способствует выработке движений кисти, развивает точность, координацию мелких движений пальцев. Как известно, всё это стимулирует развитие речи у детей.

       Цель учебной программы – формирование творческих способностей детей через нетрадиционные техники рисования.

       Задачи программы

Развивающие

  • развивать художественный вкус, пространственное воображение, творчество и фантазию, наблюдательность и воображение.
  • развивать желание экспериментировать, проявляя яркие познавательные чувства: удивление, сомнение, радость от узнавания нового.

Воспитательные

  • воспитывать аккуратность, трудолюбие и желание добиваться успеха собственным трудом.
  • формировать эстетическое отношение к окружающей действительности

Образовательные:

  • Обучать приемам нетрадиционной техники рисования и способам изображения с использованием различных материалов.
  • Знакомить детей с изобразительным искусством разных видов.
  • Учить детей видеть и понимать прекрасное в жизни и искусстве, радоваться красоте природы, произведений классического искусства,
  • Формировать умение оценивать созданные изображения.
  • Развивать эмоциональную отзывчивость при восприятии картинок, иллюстраций. Обращать внимание детей на выразительные средства, учить замечать сочетание цветов.
  • Развивать творческие способности детей.
  • Воспитывать у детей интерес к изобразительной деятельности.
  • Воспитывать культуру деятельности, формировать навыки сотрудничества.

Значимые характеристики для разработки и реализации Программы

      Психологические особенности детей 2-3 лет.

Ребенок 2-3 лет очень эмоционален, однако его эмоции непостоянны, его легко отвлечь и переключить с одного эмоционального состояния на другое. Восстановлению эмоционального равновесия способствует так называемая ритмическая стимуляция – игры со взрослым. Маленький ребенок обучается только тому, что его заинтересовало, и только от того человека, которому он доверяет.

В качестве важных психологических особенностей данного возраста важно отметить:

  • наглядно-действенное мышление, интеллектуальное развитие ребенка зависит от того, насколько богата окружающая его развивающая среда, позволяет ли она разнообразно и содержательно исследовать окружающий мир, манипулируя различными предметами;
  • речь находится в стадии формирования;
  • обучение эффективно только на фоне психоэмоционального комфортного состояния ребенка;
  • внимание, мышление, память непроизвольны.

Восприятие детей 2-3 лет

Рассматривает картинки. Разбирает и складывает пирамиду без учета величины колец. Выделяет парную картинку по образцу. Рисует черточки, воспроизводит простые формы. Играет самостоятельно, проявляет фантазию. Любит нравиться другим; подражает сверстникам. Играет в простые групповые игры. Ребенок в возрасте 2-3 лет способен различать 5 форм (круг, квадрат, прямоугольник, треугольник, овал). 8 цветов – красный, синий, желтый, зеленый, черный, белый, оранжевый, фиолетовый.

Внимание детей 2-3 лет

Внимание ребёнка вызывается внешне привлекательными предметами, событиями и людьми и остаётся сосредоточенным до тех пор, пока у него сохраняется непосредственный интерес. В этом возрасте, как правило, внимание редко возникает под влиянием поставленной задачи или размышления, т. е. фактически не является произвольным.

Память детей 2-3 лет

Память у детей 2-3 лет непроизвольная, т.е. ребенок не может специально выучить, запомнить какую-либо информацию. Только при многократном повторении у него формируется память.

Мышление детей 2-3 лет

Основной формой мышления становится наглядно-действенная: возникающие в жизни ребенка проблемные ситуации разрешаются путем реального действия с предметами. Для детей этого возраста характерна неосознанность мотивов, импульсивность и зависимость чувств и желаний от ситуации.

Воображения детей 2-3 лет.

Ребенок начинает все чаще включать в игру предметы-заместители. Появление символических замещений расширяет возможности игры, дает простор фантазии. Игра приобретает творческий характер. На протяжении раннего возраста происходит постепенная подготовка ребенка к принятию на себя той или иной роли. Во второй половине третьего года жизни у детей постепенно начинает формироваться ролевое поведение. В игре появляются диалоги с персонажами. К концу раннего возраста подготавливаются основные предпосылки для перехода к ролевой игре – ведущей деятельности дошкольного возраста.

Речевое развитие детей 2-3 лет

Интенсивно развивается активная речь детей. Пытаются строить простые   предложения, в разговоре со взрослым используют практически все части речи.

К 3 годам дети воспринимают все звуки родного языка, но произносят их с большими искажениями. Активный словарь достигает примерно 1500-2500 слов.

Отличительная особенность программы.

Программа адаптирована к условиям образовательного процесса МАДОУ «Детский сад № 73 «Ладушки». Содержание программы ориентировано на добровольные одновозрастные группы детей наполняемостью до 6 человек, что позволяет продуктивно вести как групповую, так и индивидуальную работу с детьми. 

Дети в возрасте 2– 3 года, посещающие детский сад. В состав группы входит не более шести человек. Набор детей носит свободный характер и обусловлен интересами воспитанников и их родителей.

Программа составлена для младшей группы и рассчитана на один год.  

Периодичность занятий – два раза в неделю во вторую половину дня. Длительность: младшая группа - 10 минут. Начинаются с октября и заканчиваются в мае.

Форма организации детей на встречах: групповая.

Форма проведения встреч: комбинированная (индивидуальная и групповая работа, самостоятельная и практическая работа).

Ожидаемый результат:

Проявлять интерес к эстетически привлекательным образам.

Хорошо владеть такими техниками нетрадиционного рисования, как рисование пальчиками, ладонью, рисование тычком, салфеткой, поролоном.

Украшать силуэты элементами росписи, используя оттиск.

Подбирать цвета в соответствии с цветом предметов или по собственному желанию.

Делать фон для своей будущей работы.

Формы подведение итогов: рисунки, выполненные детьми, служат отчётным материалом работы; они могут быть выставлены на выставке в конце занятия, отчётного периода, по итогам учебного года; могут участвовать в конкурсах.

Механизм отслеживания качества дополнительной общеразвивающей  

                                                          программы

В программе «Кляксочка» разработан механизм диагностики качества образовательного процесса.

Цель проведения диагностики:

Выявить уровень художественного развития детей.

Выявить возможности свободного выбора ребёнком вида и характера деятельности, материалов, замысла, способов изображения.

Уровни развития художественных способностей детей дошкольного возраста

Высокий уровень – ребёнок проявляет интерес   нетрадиционной технике рисования, с удовольствием вступает в игру. Знает характерные особенности нетрадиционной техники рисования. Аргументирует выбор той или иной техники   и правильно называет её. Соблюдает пропорциональность в изображении разных предметов; располагает изображение по всему листу; цветовое решение соответствует полному раскрытию замысла и характеристики изображаемого. При восприятии рисунка может дать эстетическую оценку. Выполняет задание самостоятельно, без помощи взрослого.

Средний уровень- ребёнок проявляет интерес к нетрадиционной технике рисования, с удовольствием вступает в данный вид деятельности. Не всегда правильно выделяет характерные особенности той или иной техники. Соблюдает пропорциональность в изображении разных предметов; цветовое решение соответствует полному раскрытию замысла и характеристики изображаемого; не всегда располагает изображение по всему листу; при восприятии рисунка может дать незначительную оценку деятельности.   При восприятии рисунка может дать эстетическую оценку.

Уровень ниже среднего - ребёнок проявляет слабый интерес к нетрадиционной технике рисования, неохотно вступает в данный вид деятельности. Ребёнок путает и не всегда правильно выделяет характерные особенности той или иной техники. Затрудняется аргументировать свой выбор техники.  Не всегда соблюдает пропорциональность в изображении разных предметов; цветовое решение не соответствует полному раскрытию замысла и характеристики изображаемого; не всегда располагает изображение по всему листу; при восприятии рисунка затрудняется дать эстетическую оценку.

Диагностика проводится два раза в год: в начале учебного года (первичная – октябрь) и в конце учебного года (итоговая – май). Результаты обследования заносятся в разработанную таблицу-матрицу.

Диагностическая карта развития художественных способностей детей в нетрадиционной технике (3 балла – высокий уровень, 2 – средний, 1 – ниже среднего)

П/ п

Ф.И.

ребенка

Знания         о нетрадиционно й техники

Знания характерных особенностей нетрадиционно й техники

Передача формы

Пропорции

Композиция

Пере дача дви жени

й

Цвет

Баллы

Расположени

е

изображений на листе

Отно шение  по вели чине  разных изобра жений состав ляющих картин

у

Цветовое решение

Разнооб разие цветовой гаммы

Сводная таблица

 

    Д 1-

начало года

Динамика развития Д1

Д2-конец года

Динамика развития Д2

Итого

Высокий  уровень

%

 %  

   %

Средний  уровень

       

%

       %

    %

Ниже

среднего  уровень

         

%

 

%  

    %

Итого:

       %

 

       %

    %

На основе полученных данных делаются выводы, строится стратегия работы, выявляются сильные и слабые стороны, разрабатываются технология достижения ожидаемого результата, формы и способы устранения недостатков.

Учебно-тематический план

Схема и методика проведения дополнительной общеразвивающей программы по нетрадиционной технике рисования «Кляксочка»

 

 

Методы и приёмы

Вводная часть

Игровая мотивация о нетрадиционной технике рисования или нетрадиционным материалом, с которым предстоит работать.

      Последовательный показ приёма выполнения работы в нетрадиционной технике с комментариями воспитателя.

 Игровая мотивация.

Основная  часть

      Самостоятельная творческая деятельность детей.

      В процессе работы педагог напоминает детям последовательность выполнения техники рисования, осуществляет контроль за её выполнением.  

      Педагог помогает детям в осуществлении их замысла.

Заключительная часть

      Анализ проделанной работы, закрепление последовательности выполнения техники рисования.

      Уборка рабочего стола.

Схема и методика по замыслу.  

 

 

Методы и приёмы.

Вводная часть.

      Создание условий для развития детьми замысла рисунка (игровая ситуация, художественное слово, рассматривание иллюстраций).

      Уточнение, напоминание последовательности выполнения работы в нетрадиционной технике.

Основная часть.

       Самостоятельный выбор изобразительного материала для осуществления замысла.

      Самостоятельная творческая деятельность детей.

      Индивидуальная работа со стороны педагога за выполнением техники рисования, раскрытию замысла.

Заключительная часть.

Положительная оценка детских работ с учетом индивидуальных возможностей детей.

      Уборка рабочего стола.

                                            Учебно-тематический план

№ п/п

Тема занятия

Количество занятий

1.

Рисование пальчиком

8

2.

Рисование ладошкой

7

3.

Оттиск поролоном

6

4.

Оттиск мятой бумагой

4

5.

Тычкование жесткой кистью, ватной палочкой

4

6.

Восковой мелок + акварель

6

7.

Смешанные техники

20

8.

Кляксография

2

9.

Рисование по- сырому

1

10.

Печать листьями

2

11.

Мониторинг

2

Итого:

62

                                         

Содержание дополнительной общеразвивающей программы по нетрадиционной технике рисования «Кляксочка»

Месяц /

№ недели

занятия/ тема

Программное содержание

Методические приемы

Оборудование

Октябрь / 1 неделя

«Осень на опушке краски разводила»

(Рисование пальчиком)

Учить с детьми технику рисования пальчиком, учить рисовать деревья с осенними листьями, воспитывать наблюдательность и интерес к рисованию.

Цели и задачи: Развивать мелкую моторику, зрительное восприятие, цветовосприятие, ориентировку на листе бумаги.

  • игровой момент
  •  худ.слово
  • д/и «Найди такой же листик»
  • показ и объяснение
  • практическая деятельность
  • пальчиковая гимнастика
  • итог занятия

Листы бумаги, гуашь, стихи об осени, салфетки.

 «Осенние деревья»

(Печать листьями)

Познакомить детей с техникой печати   листьями, закрепить знание основных цветов, развивать внимание, воспитывать интерес к рисованию нетрадиционными способами.

Цели и задачи: Развивать мелкую моторику, зрительное восприятие, цветовосприятие, ориентировку на листе бумаги.

  • игровой момент
  • худ. слово
  • д/и «Собери бусы»
  • показ и объяснение
  • практическая деятельность
  • пальчиковая гимнастика
  • итог занятия

               

Лист бумаги, гуашь, засушенные листья различных деревьев, салфетки.

Октябрь / 2 неделя

 «Ягоды и яблочки»

(  Рисование пальчиком, оттиск поролоном)

Продолжать работу в технике рисования пальчиками и оттисками из поролона, развивать воображение, фантазию, воспитывать интерес к нетрадиционным способам рисования.

Цели и задачи: Развивать мелкую моторику, зрительное восприятие, цветовосприятие, ориентировку на листе бумаги.

  • игровой момент
  • рассматривание иллюстраций
  • д/и «Назови все красное»
  • показ и объяснение
  •  практическая деятельность
  • пальчиковая гимнастика
  • итог занятия

Иллюстрации яблок, ягод, гуашь, поролоновые печатки, мисочки для печати, салфетки.

 «Моя любимая чашка»

(Рисование пальчиком, оттиск поролоном)

Закрепить умение работать в технике рисования пальчиками и оттисками из поролона, развивать воображение, фантазию, воспитывать интерес к нетрадиционным способам рисования

Цели и задачи: Развивать мелкую моторику, зрительное восприятие, цветовосприятие, ориентировку на предложенной форме.

  • игровой момент
  • рассматривание иллюстраций
  • д/и «Подбери пару»
  • показ и объяснение
  •  практическая деятельность
  • пальчиковая гимнастика
  • итог занятия

Иллюстрации с изображением различных чашек, гуашь, поролоновые печатки, мисочки для печати, салфетки.

Октябрь / 3 неделя

 «Рябинка»

(Рисование пальчиками)

Продолжать учить детей рисовать знакомые предметы при помощи пальчиков, расширять знания детей об окружающем мире, воспитывать интерес к рисованию в нетрадиционных формах.

Цели и задачи: Развивать мелкую моторику, зрительное восприятие, цветовосприятие, ориентировку на листе бумаги.

  • игровой момент
  • рассматривание иллюстраций
  • д/и «Что пропало?»
  • показ и объяснение
  •  практическая деятельность
  • пальчиковая гимнастика
  • итог занятия

Альбомный лист, гуашь, салфетки, иллюстрации с изображением рябины.

 «Воздушные шарики»

(  Рисование пальчиком, оттиск поролоном)

Продолжать учить детей комбинировать разнообразные техники, развивать чувство композиции, воспитывать эстетическое отношение к своей работе.

Цели и задачи: Развивать мелкую моторику, зрительное восприятие, цветовосприятие, ориентировку на листе бумаги.

  • игровой момент
  • рассматривание иллюстраций
  • д/и «Воздушные шары»
  • показ и объяснение
  •  практическая деятельность
  • пальчиковая гимнастика
  • итог занятия

Иллюстрации с изображением воздушных шариков, гуашь, поролоновые печатки, мисочки для печати, салфетки.

Октябрь / 4 неделя

 «Мои игрушки»

(Рисование  пальчиком, оттиски поролоном)

Учить детей рисовать нетрадиционными способами. Учить передавать композицию в сюжетном рисунке, развивать воображение, фантазию, воспитывать у детей стремление к достижению результата.

Цели и задачи: Развивать мелкую моторику, зрительное восприятие, цветовосприятие, ориентировку на листе бумаги.

  • игровой момент
  • рассматривание иллюстраций
  • д/и «Назови игрушку»
  • показ и объяснение
  •  практическая деятельность
  • пальчиковая гимнастика
  • итог занятия

Иллюстрации с изображением игрушек, гуашь, поролоновые печатки, мисочки для печати, салфетки

 «Платье для куклы»

(Рисование пальчиками)

Закрепить технику рисования пальчиками; развивать инициативу, закрепить знания цветов, учить составлять композицию, развивать воображение, фантазию, интерес к нетрадиционным способам рисования.

Цели и задачи: Развивать мелкую моторику, зрительное восприятие, цветовосприятие, ориентировку  на предложенной форме.

  • игровой момент
  • рассматривание иллюстраций
  • д/и  «Что лишнее?»
  • показ и объяснение
  •  практическая деятельность
  • пальчиковая гимнастика
  • итог занятия

Силуэты платья, иллюстрации платьев, гуашь, салфетки.

Октябрь / 5 неделя

 «Орешки для белочки»

(Оттиск поролоном)

Закреплять у детей умение рисовать при помощи оттисков из поролона, развивать представления об окружающем мире, воспитывать интерес к рисованию.

Цели и задачи: Развивать мелкую моторику, зрительное восприятие, цветовосприятие, ориентировку на листе бумаги.

  • игровой момент
  • рассматривание иллюстраций
  • д/и«Большие-маленькие»
  • показ и объяснение
  •  практическая деятельность
  • пальчиковая гимнастика
  • итог занятия

Иллюстрации с изображением белки, гуашь, поролоновые печатки, мисочки для печати, салфетки.

 «Бусы»

(Рисование пальчиком)

Продолжать учить детей рисовать знакомые предметы при помощи пальчиков, расширять знания детей об окружающем мире, воспитывать интерес к рисованию в нетрадиционных формах

Цели и задачи: Развивать мелкую моторику, зрительное восприятие, цветовосприятие, ориентировку на листе бумаги.

  • игровой момент
  • рассматривание иллюстраций
  • д/и «Собери бусы»
  • показ и объяснение
  •  практическая деятельность
  • пальчиковая гимнастика
  • итог занятия

Лист бумаги с нарисованной нитью для бус, гуашь, салфетки.

Ноябрь / 6 неделя

 «Птичий двор»

Первое занятие

(Рисование пальчиком)

Продолжать знакомить детей с техникой рисования пальчиком, закрепить знания основных цветов, воспитывать самостоятель-ность ,  эстетический вкус.

Цели и задачи: Развивать мелкую моторику, зрительное восприятие, цветовосприятие, ориентировку на листе бумаги.

  • игровой момент
  • рассматривание иллюстраций
  • д/и «Что это такое?»
  • показ и объяснение
  •  практическая деятельность
  • пальчиковая гимнастика
  • итог занятия

Лист бумаги с нарисованным силуэтом курицы, гуашь, салфетки.

 «Птичий двор»

Второе занятие

(Рисование пальчиком, оттиск мятой бумагой)

Познакомить детей с новой техникой рисования при помощи смятой в комочек бумаги, учить их рисовать в этой технике, воспитывать аккуратность.

Цели и задачи: Развивать мелкую моторику, зрительное восприятие, цветовосприятие, ориентировку на листе бумаги.

  • игровой момент
  • рассматривание иллюстраций
  • д/и «Дети на прогулке»
  • показ и объяснение
  •  практическая деятельность
  • пальчиковая гимнастика
  • итог занятия

Иллюстрации Ю. Васнецова, Е. Рачева, В. Сутеева и Е. Чару-шина с изображением домашних птиц, листы бумаги с нарисованным силуэтом утенка, гуашь, смятая в комочки бумага, салфетки.

Ноябрь / 7 неделя

 «Зайчик»

(Рисование пальчиком, оттиск мятой бумагой)

Продолжать знакомить с техникой рисования мятой бумагой, дать представления о фактурах, которых можно передать, используя эту технику, воспитывать интерес к рисованию.

Цели и задачи: Развивать мелкую моторику, зрительное восприятие, цветовосприятие, ориентировку на листе бумаги.

  • игровой момент
  •  худ. слово
  • д/и  «Какая игрушка?»
  • показ и объяснение
  • практическая деятельность;
  • пальчиковая гимнастика
  • итог занятия

Лист бумаги с нарисованным силуэтом зайчика, гуашь, смятая в  комочки бумага, салфетки.

 «Угостим ежика яблоками»

(Оттиск поролоном)

Закрепить умение работать в технике рисования оттисками из поролона, развивать воображение, воспитывать интерес к нетрадиционным способам рисования

Цели и задачи: Развивать мелкую моторику, зрительное восприятие, цветовосприятие, ориентировку на листе бумаги.

  • игровой момент
  • рассматривание иллюстраций
  • д/и «Что бывает круглое?»
  • показ и объяснение
  •  практическая деятельность
  • пальчиковая гимнастика
  • итог занятия

Лист бумаги с силуэтом ежика, гуашь, мисочки для печати, салфетки.

Ноябрь / 8  неделя

 «Укрась чайник»

(Оттиск поролоном, рисование пальчиком)

Продолжать учить детей комбинировать разнообразные техники, развивать чувство композиции, воспитывать эстетическое отношение к своей работе.

Цели и задачи: Развивать мелкую моторику, зрительное восприятие, цветовосприятие, ориентировку на предложенной форме.

  • игровой момент
  • рассматривание иллюстраций
  • д/и «Цвет и форма»
  • показ и объяснение
  •  практическая деятельность
  • пальчиковая гимнастика
  • итог занятия

Силуэт чайника, гуашь, салфетки, иллюстрации различных чайников.

«Белый снег пушистый»

(Рисование пальчиком, оттиск мятой бумагой, поролоном)

Учить детей комбинировать в рисунке различные техники изображения, передавать в рисунке характерные признаки изображаемого предмета, развивать представления об окружающем, воспитывать интерес к рисованию.

 

Цели и задачи: Развивать мелкую моторику, зрительное восприятие, цветовосприятие, ориентировку на листе бумаги.

  • игровой момент
  •  худ. слово
  • д/и  «Что бывает белое?»
  • показ и объяснение
  • практическая деятельность;
  • пальчиковая гимнастика
  • итог занятия

Тонированная бумага голубого цвета, гуашь, скомканная бумага, поролон, салфетки, стихи о снеге.

Ноябрь / 9  неделя

 «Снежинки»

(Рисование пальчиками)

Совершенствовать умения и навыки, необходимые для работы в нетрадиционных техниках. Развивать фантазию, воображение. Воспитывать самостоятельность, эстетический вкус.

Цели и задачи: Развивать мелкую моторику, зрительное восприятие, цветовосприятие, ориентировку на листе бумаги.

  • игровой момент
  •  худ. слово
  • д/и «Найди такую же снежинку»
  • показ и объяснение
  • практическая деятельность;
  • пальчиковая гимнастика
  • итог занятия

Голубая  бумага, белая гуашь, салфетки.

 «Укрась рукавичку»

(Рисование пальчиком, оттиск поролоном)

Продолжать учить детей комбинировать разнообразные техники, развивать чувство композиции, воспитывать эстетическое отношение к своей работе.

Цели и задачи: Развивать мелкую моторику, зрительное восприятие, цветовосприятие, ориентировку на предложенной форме

  • игровой момент
  • рассматривание иллюстраций
  • д/и «Найди пару»
  • показ и объяснение
  •  практическая деятельность
  • пальчиковая гимнастика
  • итог занятия

Силуэт рукавички, гуашь, салфетки, иллюстрации рукавиц.

Декабрь / 10 неделя

 «Зимний лес»

(Рисование пальчиком, оттиски)

Учить рисовать зимний лес, используя метод рисования пальчиком и оттисков из поролона, развивать у детей познавательный интерес, чуткость к восприятию красоты зимнего пейзажа, обогащать словарь образной лексикой, развивать воображение, воспитывать самостоятельность,  эстетический вкус

Цели и задачи: Развивать мелкую моторику, зрительное восприятие, цветовосприятие, ориентировку на листе бумаги.

  • игровой момент
  •  худ. слово
  • д/и  «Волшебные картинки»
  • показ и объяснение
  • практическая деятельность;
  • пальчиковая гимнастика
  • итог занятия

Листы бумаги, гуашь, салфетки, поролон, мисочки для печати, стихи о зимнем лесе.

 «Снеговик»

(Оттиск мятой бумагой)

Учить рисовать снеговиков разных размеров; закрепить приемы изображения круглых форм в различных сочетаниях; совершенствовать технику рисования мятой бумагой, развивать воображение, фантазию, воспитывать самостоятельность, эстетический вкус.

Цели и задачи: Развивать мелкую моторику, зрительное восприятие, цветовосприятие, ориентировку на листе бумаги.

  • игровой момент
  •  худ. слово
  • д/и «Собери снеговика»
  • показ и объяснение
  • практическая деятельность;
  • пальчиковая гимнастика
  • итог занятия

Репродукции зимы, снеговиков, гуашь, стихи о снеговике, гуашь, смятая бумага, мисочки для печати, салфетки.

Декабрь / 11 неделя

 «Мишка спит в берлоге»

(Рисование пальчиками, оттиски)

Закрепить умение работать в технике изображения рисования пальчиками и оттисками из поролона, развивать воображение, фантазию, воспитывать интерес к нетрадиционным способам рисования

Цели и задачи: Развивать мелкую моторику, зрительное восприятие, цветовосприятие, ориентировку на листе бумаги.

  • игровой момент
  • рассматривание иллюстраций
  • д/и «Угадай, что я делаю»
  • показ и объяснение
  •  практическая деятельность
  • пальчиковая гимнастика
  • итог занятия

Лист бумаги с нарисованным силуэтом медведя в берлоге, гуашь, поролон, смятая бумага, мисочки для печати, салфетки, иллюстрации с изображением медведя в берлоге.

 «Елочка пушистая»

(Тычок жесткой кистью)

Познакомить детей с новой техникой рисования тычком жесткой кистью, дать представления о предметах и фактурах которые можно передать при ее помощи,  воспитывать интерес к рисованию в нетрадиционных формах.

Цели и задачи: Развивать мелкую моторику, зрительное восприятие, цветовосприятие, ориентировку на листе бумаги.

  • игровой момент
  •  худ. слово
  • д/и «Чудесный мешочек»
  • показ и объяснение
  • практическая деятельность;
  • пальчиковая гимнастика
  • итог занятия

             

Лист бумаги с нарисованным стволом и ветками, гуашь, жесткая кисть, салфетки, стихи о елке.

Декабрь / 12 неделя

 «Новогодняя игрушка»

(Рисование пальчиком, оттиски)

Продолжать учить детей комбинировать разнообразные техники, развивать чувство композиции, воспитывать эстетическое отношение к своей работе.

Цели и задачи: Развивать мелкую моторику, зрительное восприятие, цветовосприятие, ориентировку на предложенной форме.

  • игровой момент
  • рассматривание иллюстраций
  • д/и «На что похожа эта форма?»
  • показ и объяснение
  •  практическая деятельность
  • пальчиковая гимнастика
  • итог занятия

Силуэт новогодней игрушки, гуашь, поролон, салфетки, иллюстрации новогодних игрушек.

 «Веселые кляксы»

(Кляксография)

Познакомить детей с новым видом рисования   нетрадиционным способом «кляксографией», развивать внимание, воображение. Воспиты-вать аккуратность, интерес к рисованию.

Цели и задачи: Развивать мелкую моторику, зрительное восприятие, цветовосприятие, ориентировку на листе бумаги

  • игровой момент
  • рассматривание иллюстраций
  • д/и «Что пропало?»
  • показ и объяснение
  •  практическая деятельность
  • пальчиковая гимнастика
  • итог занятия

Лист бумаги, кисть №6, гуашь, салфетки.

Декабрь / 13 неделя

 «Морозные узоры на окне»

( Акварель + восковой мелок)

Познакомить детей с новой техникой изображения - восковой мелок и акварель, закреплять умение правильно держать кисть, аккуратно ее промывать, развивать воображение, воспитывать аккуратность.

Цели и задачи: Развивать мелкую моторику, зрительное восприятие, цветовосприятие, ориентировку на предложенной форме.

  • игровой момент
  • рассматривание иллюстраций
  • д/и «Четвертый лишний»
  • показ и объяснение
  •  практическая деятельность
  • пальчиковая гимнастика
  • итог занятия

Листы бумаги, акварельные краски, восковые мелки, кисти № 6, иллюстрации с изображением морозных узоров.

 «Снежная семья»

(Оттиски поролоном)

Учить рисовать снеговиков, используя технику оттисков поролоном, развивать воображение, фантазию, воспитывать самостоятельность, эстетический вкус.

Цели и задачи: Развивать мелкую моторику, зрительное восприятие, цветовосприятие, ориентировку на листе бумаги

  • игровой момент
  •  худ. слово
  • д/и  «Собери снеговика»
  • показ и объяснение
  • практическая деятельность;
  • пальчиковая гимнастика
  • итог занятия

Лист бумаги голубого цвета,  белая гуашь, мисочки для печати, салфетки.

Январь / 14 неделя

 «Елочка»

(Рисование ладошкой)

Продолжать знакомить детей с различными нетрадиционными техниками рисования, Учить рисовать при помощи ладошки, развивать воображение,  воспитывать эстетический вкус

Цели и задачи: Развивать мелкую моторику, зрительное восприятие, цветовосприятие, ориентировку на листе бумаги

  • игровой момент
  • рассматривание иллюстраций
  • д/и «Найди свой домик»
  • показ и объяснение
  •  практическая деятельность
  • пальчиковая гимнастика
  • итог занятия

Бумага, гуашь, ванночки для гуаши, салфетки, иллюстрации с изображением елок.

 «Деревья зимой»

(Печать листьями)

Продолжать знакомить детей с техникой печати   листьями, развивать внимание, воображение, воспитывать интерес к рисованию нетрадиционными способами

Цели и задачи: Развивать мелкую моторику, зрительное восприятие, цветовосприятие, ориентировку на листе бумаги

  • игровой момент
  •  худ. слово
  • д/и  «Какая игрушка?»
  • показ и объяснение
  • практическая деятельность;
  • пальчиковая гимнастика
  • итог занятия

Лист голубой бумаги, белая гуашь, засушенные листья различных деревьев, салфетки.

Январь / 15 неделя

 «Рыбки в аквариуме»

(Акварель + восковые мелки)

Закреплять навыки рисования в технике восковой мелок и акварель, учить располагать изображение по всей поверхности предложенной формы, создавая простейшую композицию, развивать воображение, эстетический вкус, воспитывать аккуратность.

Цели и задачи: Развивать мелкую моторику, зрительное восприятие, цветовосприятие, ориентировку на листе бумаги.

  • игровой момент
  • рассматривание иллюстраций
  • д/и «Большие-маленькие»
  • показ и объяснение
  •  практическая деятельность
  • пальчиковая гимнастика
  • итог занятия

Силуэт аквариума из бумаги, кисть №6, акварель, восковые мелки, иллюстрации подводного мира

 «Укрась платочек»

(Рисование пальчиком, оттиски поролоном)

Продолжать учить детей рисовать в технике выполнения оттисков из поролона, развивать чувство ритма, закрепить знания основных цветов, воспитывать эстетический вкус.

Цели и задачи: Развивать мелкую моторику, зрительное восприятие, цветовосприятие, ориентировку на предложенной форме.

  • игровой момент
  • рассматривание иллюстраций
  • д/и «Назови форму»
  • показ и объяснение
  •  практическая деятельность
  • пальчиковая гимнастика
  • итог занятия

Бумага квадратной формы, гуашь, поролоновые печатки, мисочки для печати, салфетки.

Январь / 16 неделя

 «Рыбка»

(Рисование ладошкой)

Продолжать знакомить детей с различными нетрадиционными техниками рисования,  Учить рисовать при помощи ладошки, развивать воображение, воспитывать эстетический вкус.

Цели и задачи: Развивать мелкую моторику, зрительное восприятие, цветовосприятие, ориентировку на листе бумаги.

  • игровой момент
  • рассматривание иллюстраций
  • д/и «Угадай, что лишнее»
  • показ и объяснение
  •  практическая деятельность
  • пальчиковая гимнастика
  • итог занятия

Бумага, гуашь, ванночки для гуаши, салфетки, иллюстрации рыбок.

 «Волшебные картинки»

(Кляксография)

Продолжать знакомить детей с «кляксографией», развивать внимание, воображение. Воспитывать аккуратность, интерес к рисованию.

Цели и задачи: Развивать мелкую моторику, зрительное восприятие, цветовосприятие, ориентировку на листе бумаги

  • игровой момент
  • рассматривание иллюстраций
  • д/и «На что похоже?»
  • показ и объяснение
  •  практическая деятельность
  • пальчиковая гимнастика
  • итог занятия

Лист бумаги, кисть №6, гуашь, салфетки.

Февраль/ 17 неделя

 «Укрась тарелочку»

(Рисование пальчиком)

Продолжать учить выполнять декорирование используя технику рисования пальчиком ,  закреплять знание основных цветов, развивать воображение, воспитывать эстетический вкус.

Цели и задачи: Развивать мелкую моторику, зрительное восприятие, цветовосприятие, ориентировку на предложенной форме.

  • игровой момент
  • рассматривание иллюстраций
  • д/и «Угадай, что я делаю?»
  • показ и объяснение
  •  практическая деятельность
  • пальчиковая гимнастика
  • итог занятия

Круглый силуэт из бумаги, гуашь, иллюстрации с изображение различных тарелок, салфетки.

 «Петушок»

(Рисование ладошкой)

Продолжать учить детей рисовать знакомые образы при помощи своей ладошки, дополнять полученные отпечатки деталями, развивать воображение, воспитывать интерес к рисованию в нетрадиционных формах.

Цели и задачи: Развивать мелкую моторику, зрительное восприятие, цветовосприятие, ориентировку на листе бумаги.

  • игровой момент
  • рассматривание иллюстраций
  • д/и «Сравни и подбери»
  • показ и объяснение
  •  практическая деятельность
  • пальчиковая гимнастика
  • итог занятия

Бумага, гуашь, ванночки для гуаши, салфетки, иллюстрации петухов.

Февраль / 18 неделя

 «Сказочные животные»

(Тычок жесткой кистью)

Продолжать знакомить детей с техникой выполнения рисунка способом тычкования жесткой кистью, развивать представления о предметах и фактурах, которые можно рисовать в этой технике, воспитывать аккуратность, самостоятельность.

Цели и задачи: Развивать мелкую моторику, зрительное восприятие, цветовосприятие, ориентировку на предложенной форме.

  • игровой момент
  • рассматривание иллюстраций
  • д/и «Рисуем в воздухе»
  • показ и объяснение
  •  практическая деятельность
  • пальчиковая гимнастика
  • итог занятия

Иллюстрации с изображением животных, силуэты животных, гуашь, кисть с жестким ворсом, салфетки.

 «Цветок»

(Оттиск поролоном)

Закреплять умение выполнять оттиски поролоном разного размера, умение выполнять простейшее композиционное расположение на листе бумаги, развивать воображение, воспитывть умение доводить начатое дело до конца.

Цели и задачи: Развивать мелкую моторику, зрительное восприятие, цветовосприятие, ориентировку на листе бумаги.

  • игровой момент
  • рассматривание иллюстраций
  • д/и «Зашей коврик»
  • показ и объяснение
  •  практическая деятельность
  • пальчиковая гимнастика
  • итог занятия

Листы бумаги, гуашь, салфетки, поролон, мисочки для печати, иллюстрации с изображениями цветов.

Февраль / 19 неделя

 «Открытка для папы»

(Восковой мелок + акварель)

Закреплять навыки рисования в технике восковой мелок и акварель, учить располагать изображение по всей поверхности предложенной формы, развивать воображение, эстетический вкус, воспитывать аккуратность.

Цели и задачи: Развивать мелкую моторику, зрительное восприятие, цветовосприятие, ориентировку на листе бумаги.

  • игровой момент
  •  худ. слово
  • д/и «Чудесный мешочек»
  • показ и объяснение
  • практическая деятельность;
  • пальчиковая гимнастика
  • итог занятия

Бумага, кисть №6, акварель, восковые мелки.

 «Зимняя сказка»

(Рисование, пальчиком, оттиски)

Совершенствовать умения и навыки, необходимые для работы в нетрадиционных техниках, развивать фантазию, воображение,  воспитывать самостоятельность,  эстетический вкус.

Цели и задачи: Развивать мелкую моторику, зрительное восприятие, цветовосприятие, ориентировку на листе бумаги.

  • игровой момент
  • рассматривание иллюстраций
  • д/и «Подбери по цвету»
  • показ и объяснение
  •  практическая деятельность
  • пальчиковая гимнастика
  • итог занятия

Листы бумаги, гуашь, салфетки, поролон, мисочки для печати, иллюстрации  зимнего леса.

Февраль / 20 неделя

 «Укрась свитер»

(  Рисование пальчиком, оттиски)

Продолжать учить детей комбинировать разнообразные техники, развивать чувство композиции, воспитывать эстетическое отношение к своей работе.

Цели и задачи: Развивать мелкую моторику, зрительное восприятие, цветовосприятие, ориентировку на предложенной форме.

  • игровой момент
  • рассматривание иллюстраций
  • д/и «Сложи картинку»
  • показ и объяснение
  •  практическая деятельность
  • пальчиковая гимнастика
  • итог занятия

Силуэт свитера, гуашь, поролоновые печатки, мисочки для печати, салфетки, иллюстрации свитеров.

 «Ежик»

(Оттиск смятой бумагой)

Продолжать знакомить с техникой рисования мятой бумагой, дать представления о фактурах, которые можно изобразить используя эту технику, воспитывать интерес к рисованию.

Цели и задачи: Развивать мелкую моторику, зрительное восприятие, цветовосприятие, ориентировку на предложенной форме.

  • игровой момент
  • рассматривание иллюстраций
  • д/и «Чего не стало?»
  • показ и объяснение
  •  практическая деятельность
  • пальчиковая гимнастика
  • итог занятия

Силуэт ежика, гуашь, смятая бумага, мисочки для оттисков, салфетки, иллюстрации ежей.

Март / 21 неделя

 «Мимоза»

(Рисование пальчиком)

Совершенствовать умения и навыки, необходимые для работы в нетрадиционных техниках, развивать фантазию, воображение, воспитывать самостоятельность,  эстетический вкус.

Цели и задачи: Развивать мелкую моторику, зрительное восприятие, цветовосприятие, ориентировку на предложенной форме.

  • игровой момент
  •  худ. слово
  • д/и  «Что бывает квадратное?»
  • показ и объяснение
  • практическая деятельность;
  • пальчиковая гимнастика
  • итог занятия

Альбомный лист, гуашь, салфетки, иллюстрации с изображением мимозы.

 «Тюльпаны для мамы»

(Рисование ладошкой)

Продолжать знакомить детей с различными нетрадиционными техниками рисования, учить рисовать при помощи ладошки, развивать воображение, воспитывать эстетический вкус.

Цели и задачи: Развивать мелкую моторику, зрительное восприятие, цветовосприятие, ориентировку на листе бумаги.

  • игровой момент
  • рассматривание иллюстраций
  • д/и «Найди такой же цветок»
  • показ и объяснение
  •  практическая деятельность
  • пальчиковая гимнастика
  • итог занятия

Бумага, гуашь, ванночки для гуаши, салфетки, иллюстрации тюльпанов.

Март / 22 неделя

 «Мой пушистый друг»

(Тычок жесткой кистью)

Продолжать учит детей рисовать животных, передавая при помощи жесткой кисти фактуру шерсти, используя технику тычка, развивать представления об окружающем мире, воспитывать интерес к рисованию.

Цели и задачи: Развивать мелкую моторику, зрительное восприятие, цветовосприятие, ориентировку на предложенной форме.

  • игровой момент
  • рассматривание иллюстраций
  • д/и «Большие - маленькие»
  • показ и объяснение
  •  практическая деятельность
  • пальчиковая гимнастика
  • итог занятия

Иллюстрации с изображением животных, силуэты животных, гуашь, кисть с жестким ворсом, салфетки.

 «Кораблик»

(Оттиск смятой бумагой)

Продолжать знакомить с техникой рисования мятой бумагой, дать представления о фактурах, которых можно  передать используя эту техник, воспитывать интерес к рисованию.

Цели и задачи: Развивать мелкую моторику, зрительное восприятие, цветовосприятие, ориентировку на листе бумаги.

  • игровой момент
  •  худ. слово
  • д/и  «Подбери пару»
  • показ и объяснение
  • практическая деятельность;
  • пальчиковая гимнастика
  • итог занятия

Бумага с силуэтом кораблика, гуашь, гуашь, мятая бумага, мисочки для печати, салфетки, стихи о кораблике.

Март / 23 неделя

 «Звездочки на небе»

(Восковой мелок +акварель)

Упражнять в  рисовании в технике восковой мелок и акварель, Учить располагать изображение по всей поверхности листа, создавая простейшую композицию, развивать воображение, эстетический вкус, воспитывать аккуратность.

Цели и задачи: Развивать мелкую моторику, зрительное восприятие, цветовосприятие, ориентировку на листе бумаги.

  • игровой момент
  • рассматривание иллюстраций
  • д/и «Цвет и форма»
  • показ и объяснение
  •  практическая деятельность
  • пальчиковая гимнастика
  • итог занятия

Листы бумаги, кисть №6, акварель, восковые мелки, иллюстрации звездного неба.

 «Укрась вазу»»

(Рисование пальчиком, оттиск поролоном)

Совершенствовать умения и навыки, необходимые для работы в нетрадиционных техниках. Развивать фантазию, воображение. Воспитывать самостоятельность,  эстетический вкус.

Цели и задачи: Развивать мелкую моторику, зрительное восприятие, цветовосприятие, ориентировку на предложенной форме

  • игровой момент
  • рассматривание иллюстраций
  • д/и «Продолжи узор»
  • показ и объяснение
  •  практическая деятельность
  • пальчиковая гимнастика
  • итог занятия

Силуэт вазы, гуашь, поролоновые печатки, мисочки для печати, салфетки, иллюстрации вазочек.

Март / 24  неделя

 «Неваляшка»

(Оттиски поролоном)

Закрепить умение работать в технике рисования оттисками из поролона, развивать воображение, воспитывать интерес к нетрадиционным способам рисования.

Цели и задачи: Развивать мелкую моторику, зрительное восприятие, цветовосприятие, ориентировку на листе бумаги.

  • игровой момент
  •  худ. слово
  • д/и  «Назови круглые предметы»
  • показ и объяснение
  • практическая деятельность;
  • пальчиковая гимнастика
  • итог занятия

Листы бумаги, гуашь, салфетки, поролон, мисочки для печати, иллюстрации с изображением неваляшки, стихи.

 «К нам весна шагает»

(Рисование пальчиком, оттиски)

Закрепить умение детей рисовать пальчиком, выполнять оттиски, расширять знания детей о временах года, развивать воображение, воспитывать самостоятельность,  эстетический вкус.

Цели и задачи: Развивать мелкую моторику, зрительное восприятие, цветовосприятие, ориентировку на листе бумаги.

  • игровой момент
  • рассматривание иллюстраций
  • д/и «Когда это бывает?»
  • показ и объяснение
  •  практическая деятельность
  • пальчиковая гимнастика
  • итог занятия

Лист бумаги, гуашь, мисочки для печати, салфетки, иллюстрации о весне.

Апрель / 25  неделя

 «Лебеди»

(Рисование ладошкой)

Продолжать учить рисовать знакомые образы при помощи своих ладошек, развивать воображение, воспитывать аккуратность, умение доводить начатое дело до конца.

Цели и задачи: Развивать мелкую моторику, зрительное восприятие, цветовосприятие, ориентировку на листе бумаги.

  • игровой момент
  • рассматривание иллюстраций
  • д/и «Парочки»
  • показ и объяснение
  •  практическая деятельность
  • пальчиковая гимнастика
  • итог занятия

Бумага, гуашь, ванночки для гуаши, салфетки, иллюстрации лебедя.

 «Ракета в космосе»

(Восковой мелок +акварель)

Закреплять навыки рисования в технике восковой мелок и акварель, учить располагать изображение по всей поверхности листа, создавая простейшую композицию, развивать воображение, эстетический вкус, воспитывать аккуратность.

Цели и задачи: Развивать мелкую моторику, зрительное восприятие, цветовосприятие, ориентировку на листе бумаги.

  • игровой момент
  • рассматривание иллюстраций
  • д/и «Назови правильно»
  • показ и объяснение
  •  практическая деятельность
  • пальчиковая гимнастика
  • итог занятия

Листы бумаги, кисть №6, акварель, восковые мелки, иллюстрации на тему космоса.

Апрель / 26 неделя

 «Цыплята»

(Тычок жесткой кистью)

Продолжать знакомить детей с техникой выполнения рисунка способом тычкования жесткой кистью, развивать представления о предметах и фактурах, которые можно рисовать в этой технике, воспитывать аккуратность, самостоятельность.

Цели и задачи: Развивать мелкую моторику, зрительное восприятие, цветовосприятие, ориентировку на листе бумаги.

  • игровой момент
  • рассматривание иллюстраций
  • д/и  «Что бывает желтое?»
  • показ и объяснение
  •  практическая деятельность
  • пальчиковая гимнастика
  • итог занятия

Иллюстрации с изображением цыплят, гуашь, кисть с жестким ворсом, салфетки.

 «Гусеница»

( Оттиск поролоном)

Закреплять у детей умение рисовать при помощи оттисков из поролона, развивать представления об окружающем мире, воспитывать интерес к рисованию.

Цели и задачи: Развивать мелкую моторику, зрительное восприятие, цветовосприятие, ориентировку на листе бумаги.

  • игровой момент
  • рассматривание иллюстраций
  • д/и «Назови форму»
  • показ и объяснение
  •  практическая деятельность
  • пальчиковая гимнастика
  • итог занятия

Листы бумаги, гуашь, салфетки, поролон, мисочки для печати, иллюстрации с изображениями гусениц.

Апрель / 27 неделя

 «Укрась коврик»

(Рисование пальчиком, оттиски)

Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в нетрадиционных изобразительных техниках, закрепить умение выбирать самостоятельно технику и тему, воспитывать самостоятель-ность, эстетический вкус.

Цели и задачи: Развивать мелкую моторику, зрительное восприятие, цветовосприятие, ориентировку на предложенной форме.

  • игровой момент
  • рассматривание иллюстраций
  • д/и «Зашей ковер»
  • показ и объяснение
  •  практическая деятельность
  • пальчиковая гимнастика
  • итог занятия

Силуэт коврика, гуашь, поролоновые печатки, мисочки для печати, салфетки, иллюстрации ковриков.

 «Красивые цветы на лугу»

(Восковой мелок +акварель)

Упражнять в рисовании в технике восковой мелок и акварель, учить располагать изображение по всей поверхности листа, создавая простейшую композицию, развивать воображение, эстетический вкус, воспитывать аккуратность.

Цели и задачи: Развивать мелкую моторику, зрительное восприятие, цветовосприятие, ориентировку на листе бумаги.

  • игровой момент
  • рассматривание иллюстраций
  • д/и «Найди такой же цветок»
  • показ и объяснение
  •  практическая деятельность
  • пальчиковая гимнастика
  • итог занятия

Листы бумаги, кисть №6, акварель, восковые мелки, иллюстрации цветов.

Апрель / 28 неделя

 «Облака»

( Оттиск смятой бумагой)

Продолжать знакомить с техникой рисования мятой бумагой, дать представления о фактурах, которых можно передать, используя данную технику, воспитывать интерес к рисованию.

Цели и задачи: Развивать мелкую моторику, зрительное восприятие, цветовосприятие, ориентировку на листе бумаги.

  • игровой момент
  • рассматривание иллюстраций
  • д/и «На что похоже?»
  • показ и объяснение
  •  практическая деятельность
  • пальчиковая гимнастика
  • итог занятия

Иллюстрации облаков, гуашь, смятая бумага, мисочки для печати, салфетки.

 «Осьминожки»

(Рисование ладошкой)

Продолжать учить рисовать образы при помощи своих ладошек, развивать мелкую моторику руки, воображение, воспитывать аккуратность, умение доводить начатое дело до конца.

Цели и задачи: Развивать мелкую моторику, зрительное восприятие, цветовосприятие, ориентировку на листе бумаги.

  • игровой момент
  • рассматривание иллюстраций
  • д/и «Подбери по цвету»
  • показ и объяснение
  •  практическая деятельность
  • пальчиковая гимнастика
  • итог занятия

Бумага, гуашь, ванночки для гуаши, салфетки, иллюстрации осьминога.

Май / 29 неделя

 «Праздничный салют»

(Рисование по сырому  листу)

Познакомить детей с техникой рисования по мокрому листу бумаги, закреплять навыки рисования пальчиком, развивать воображение, воспитывать аккуратность.

Цели и задачи: Развивать мелкую моторику, зрительное восприятие, цветовосприятие, ориентировку на листе бумаги.

  • игровой момент
  • рассматривание иллюстраций
  • д/и «Воздушные шары»
  • показ и объяснение
  • практическая деятельность
  • пальчиковая гимнастика
  • итог занятия

Бумага, гуашь, иллюстрации с изображениями салюта.

 «Весна»

(Рисование пальчиком, оттиски, тычкование)

Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в нетрадиционных изобразительных техниках ,    воспитывать самостоятельность,  эстетический вкус.

Цели и задачи: Развивать мелкую моторику, зрительное восприятие, цветовосприятие, ориентировку на листе бумаги.

  • игровой момент
  •  худ. слово
  • д/и «Когда это бывает»
  • показ и объяснение
  • практическая деятельность;
  • пальчиковая гимнастика
  • итог занятия

             

Листы бумаги, гуашь, мисочки для печати, салфетки, стихи о весне.

Май / 30 неделя

 «Солнышко»

(Рисование ладошкой)

Продолжать учить рисовать знакомые образы при помощи своих ладошек, развивать воображение, воспитывать аккуратность, умение доводить начатое дело до конца.

Цели и задачи: Развивать мелкую моторику, зрительное восприятие, цветовосприятие, ориентировку на листе бумаги.

  • игровой момент
  • рассматривание иллюстраций
  • д/и «Что бывает круглое?»
  • показ и объяснение
  •  практическая деятельность
  • пальчиковая гимнастика
  • итог занятия

Листы бумаги, гуашь, ванночки для гуаши, салфетки, иллюстрации солнца.

 «Одуванчики в траве»

(Рисование пальчиком, оттиски поролоном)

Учить детей передавать образ цветка в соответствии с его описанием в стихотворениях, закрепить навык рисования   пальчиком, выполнять оттиски поролоном, развивать творческие способности детей, воспитывать самостоятельность, эстетический вкус.

Цели и задачи: Развивать мелкую моторику, зрительное восприятие, цветовосприятие, ориентировку на листе бумаги.

  • игровой момент
  •  худ. слово
  • д/и «Воздушные шары»
  • показ и объяснение
  • практическая деятельность;
  • пальчиковая гимнастика
  • итог занятия

             

 Листы бумаги, гуашь, салфетки, поролон, мисочки для печати, иллюстрации с изображением одуванчиков.

Май /

31,32 недели

59.

Мониторинг

Выявление уровня творческих способностей детей через использование нетрадиционных техник рисования

60.

61 - 62

Методическое обеспечение программы

Иллюстративный ряд

Иллюстрации известных художников; образцы, выполненные в нетрадиционной технике, нетрадиционным способом.

Материально техническое оснащение

Столы, стулья, мольберт, магнитофон, флешка (детский репертуар).

Комплект материалов инструментов и оборудования:  

                                 

Традиционный – гуашь, акварель, кисти широкие и узкие, жесткие, листы бумаги ф., А4, цветные восковые мелки.  

Нетрадиционный – осенние сухие листья; ватные палочки; кусочки поролона; оттиск мятой бумагой.

 

 Качественная характеристика уровней овладения детьми

нетрадиционной техникой рисования

Высокий уровень (от 27 до 36 баллов): Ребенок по собственной инициативе использует нетрадиционные техники рисования. Знает и экспериментирует с изобразительными и нетрадиционными материалами для создания изображения. Достаточно хорошо владеет навыком рисования карандашом и кистью, моторные навыки развиты на должном уровне. Знает основные цвета и хорошо подбирает их в процессе выполнения, точно передает простые формы. Видит и украшает всю плоскость или форму, создает простую композицию, в которой просматривается ритм. Эмоционально проявляет отношение содержанию изображения, может оценить свою работу. Проявляет самостоятельность, оригинальность, дополняет изображение дополнительными деталями. Задания выполняет самостоятельно, без помощи взрослого, в случае необходимости обращается с вопросами.

Средний уровень (от 17 до 26 баллов): Ребенок нетрадиционные техники рисования используют фрагментарно, чаще всего после подсказок педагога. Не достаточно знает виды материала, экспериментирует с материалами в основном по предложению педагога.  Не достаточно владеет навыками работы карандашом, кистью, моторика рук не развита на должном уровне.  Иногда путает цвета, не умеет их подбирать, немного искажает форму. Имеет место скученное изображение, нет единой композиции, ритм слабо выражен. Проявляются отдельные элементы эмоционального отношения к процессу изображения, затрудняется делать эстетическую оценку. Работы не отличается оригинальностью и самостоятельностью, по просьбе педагога дополняет рисунок деталями, обращается за помощью.

Низкий уровень (от 12 до 16 баллов): Ребенок не знает нетрадиционные техники рисования, использует их только под руководством педагога. Не знает виды материала, не умеет и не желает экспериментировать с изобразительными материалами для создания изображения.  Не умеет работать карандашом и кистью, моторные навыки слабо развиты. Не различает основные цвета, не может самостоятельно их подобрать, искажает форму, в изображении нет единства, отсутствует композиция, не просматривается ритм. Эмоционально-эстетическое отношение к процессу изображения не проявляет, не умеет делать эстетическую оценку. Выполняет работу так, как указывает взрослый, не проявляет самостоятельности и инициативы, отсутствует интерес. С вопросами к педагогу обращается, нуждается в поддержке и стимуляции деятельности со стороны взрослого. В работе руководствуется образцом.

 Мониторинг освоения детьми программного материала помогает педагогу определить уровень детской умелости, подсказывает, на что следует обратить особое внимание в работе с детьми.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

5. Список литературы

  1. Аверьянова А.П. Изобразительная деятельность в детском саду. – М.: Москва-Синтез; М.: ТЦ Сфера, 2003. – 96с.; илл.
  2. Воспитатель Дошкольного Образовательного Учреждения №3/2008; №5,7/2009
  3. Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Часть 1 и 2. – М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2008.
  4. Комарова Т.С.  Изобразительная деятельность в детском саду. – М.: Мозаика-Синтез, 2008.- 192с.: цв.вкл.
  5. Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Средняя группа. – М.: «КАРАПУЗ-ДИДАКТИКА», 2008. -144с., 16 л. вкл.
  6. Шкидская И.О. Аппликации из пластилина. – Ростов н/Д : Феникс, 2008. – 87.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеразвивающая программа по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста

Программа предназначена для кружковой работы по развитию речи детей старшего дошкольного возраста. Программа рачитана на 72 часа, занятия 2 раза в неделю по 25-30 минут. Данная программа составлялась ...

Дополнительная образовательная программа социально-коммуникативной направленности для детей младшего дошкольного возраста от 3 до 4 лет "Зеленый светофор Здоровья"

Работа воспитателя по оздоровлению детей не подменяет систему лечебных мероприятий, назначенных врачом, а являются  системой  и комплексом тех мероприятий, которые должны выполняться в систе...

Рабочая программа «Дополнительная общеразвивающая программа по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста "Грамотейка"

Программа курса “Грамотейка” предназначена для занятий с детьми дошкольного возраста в условиях дошкольного учреждения.Курс нацелен на разностороннее развитие ребенка, его связной речи, фо...

Программа дополнительного образования по художественно-эстетическому развитию «Волшебный комочек» детей младшего дошкольного возраста

Программа дополнительного образованияпо художественно-эстетическому развитию«Волшебный комочек»детей младшего дошкольного возраста...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА «Волшебницы-шашки»

     Программа "Волшебницы-шашки" рассчитана  на детей старшего дошкольного возраста.        Программа предусматривает п...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА художественно-эстетического развития дошкольников "Обучение детей среднего дошкольного возраста нетрадиционным техникам лепки " кружок "Пластилиновое чудо" Возраст обучающихся: 4-5 лет

Из всего многообразия видов изобразительного искусства дети обычно отдают предпочтение рисованию, которое имеет большое значение для всестороннего развития дошкольников, способствует эстетическому и н...