Доклад "Создание благоприятной предметно - пространственной среды для детей в адаптационный период"
учебно-методический материал (младшая группа)

Важную роль в адаптации играет предметно - пространственная среда в группе, которая способствует снижению стресса у детей, обеспечивает комфортное состояние. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad.docx33.89 КБ

Предварительный просмотр:

МКДОУ «Новохоперский детский сад общеразвивающего вида «Ласточка»

                       Доклад

«Создание благоприятной предметно – пространственной среды для детей в адаптационный период»

                           

                             Воспитатель: Комарова И.В.                                  

                                     

                                 Новохоперск 2022год

   

Счастливое детство и радость – понятия неразделимые. Жизнь ребенка в детском саду нельзя назвать полноценной, если ей не сопутствует радость. Именно она создает здоровый душевный настрой, жизнеутверждающее мироощущение растущего человека. На протяжении всего детства, начиная с колыбели, нужно стремится к тому, чтобы поддерживать в ребенке радостное настроение, воспитывать умение находить радость и позволять ребенку со всей детской непосредственностью отдаваться ей.

   Но с приходом ребенка в дошкольное учреждение его жизнь существенным образом меняется: строгий режим, отсутствие родителей или других близких взрослых, новые требования к поведению, постоянный контакт со сверстниками, новое помещение, таящее в себе много нового и неизвестного, а значит потенциально опасного, другой стиль общения. Все это обрушивается на малыша одновременно, создавая для него стрессовую ситуацию, которая может привести к невротическим реакциям (капризам, страхам, отказу от еды, частым болезням, психической регрессии и т.д.). Все эти изменения настораживают, волнуют, угнетают малыша, нередко вызывают слезы, отрицательно сказываются на физическом состоянии.

Ребенок должен приспосабливаться к новым условиям, АДАПТИРОВАТЬСЯ.

  Актуальность проблемы адаптации детей к ДОУ занимает в дошкольной педагогике ведущее место. Ведь адаптация – это сложный процесс приспособления организма. Который происходит на разных уровнях: физиологическом, психологическом, социальном.

  Адаптацию необходимо рассматривать не как пассивное приспособление к меняющимся условиям, а как процесс выработки новых форм и способов активности, обеспечивающих эффективность деятельности в изменяющихся условиях и сохранение своего психофизического благополучия. Адаптация направлена на поддержание равновесия организма и среды в новых для ребенка условиях.

Факторы, влияющие на течение адаптационного периода:

1) предметно-развивающаяся среда в группе;

2) возраст ребенка;

3) состояния здоровья;

4) уровень развития;

5) личностные особенности;

6) умение общаться с взрослыми и сверстниками;

7) приближенность домашнего режима к режиму детского сада;

8) сформированность элементарных культурно-гигиенических навыков;

9) готовность родителей к пребыванию в дошкольном учреждении;

10) шумовой фон в группе детского сада;

11) стабильность воспитательского состава;

12) компетентность педагога в вопросах, связанных с индивидуальным подходом в процессе воспитания и развития дошкольников.

  Главная роль в становлении личности ребенка раннего возраста принадлежит окружающим его взрослым, в первую очередь от умения воспитателей создавать атмосферу уюта и любви в группе. Ребёнок должен с желанием идти в детский сад, и если он с первых дней почувствует атмосферу тепла и доброжелательности, то исчезнут его волнения и страхи, намного легче пройдет адаптация.

  Важную роль в адаптации играет предметно – пространственная среда в группе, которая способствует снижению стресса у детей, обеспечивает их комфортное состояние. В групповом помещении ребенок находится значительную часть дня, поэтому работа по формированию предметно – пространственной среды требовала значимых усилий. Создание среды началось с зонирования группы. В конечном итоге были выделены следующие зоны: игровая (зоны сюжетных и строительных игр, игр с транспортом, и с природным материалом), физического развития, творчества, музыкальных занятий, театрализованной деятельности, чтения и рассматривания иллюстраций согласно требования ФГОС. Предметно – пространственная среда группы привлекает малышей, манит их своей доступностью, яркостью, новизной. Правильно организованная среда позволяет каждому ребенку найти свое занятие по душе, учит взаимодействовать с педагогами и сверстниками, понимать и оценивать их чувства и поступки, а ведь именно это лежит в основе развивающего обучения. Среда, окружающая малышей в детском салу, должна обеспечивать безопасность их жизни, способствовать укреплению здоровья и закаливанию организма каждого из них.

Развивающая предметно-пространственная среда

Центры развития

Оснащение

Формы работы

Центр сенсорного развития

Тренажеры, шнуровки, вкладыши, пирамидки, пазлы, «лабиринты», конструктор, кубики, матрешки, и др.

Сенсорномоторные дидактические игры, игры с тренажерами.

Центр «Уединения»

Мягкие подушки.

Любимые игрушки детей.

Релаксация

(снятие напряжения, негативных эмоций).

 

Книжный центр

Кубики, лото, разрезные картинки

по художественным произведениям.

Дидактические игры.

Пальчиковые игры.

Центр «Театра и

ряженья»

 

Пальчиковый театр; настольный театр, театр «би-ба-бо»;

Театрализованные игры.

 

Центр Двигательной активности и Здоровья

Разные мячи, лесенка, ребристая доска, дуги, ориентиры, мешочки с песком, скакалки, ленточки,

шнуры, обручи и др.

Подвижные игры.

Пальчиковые игры.

Игровой массаж и самомассаж.

Имитационные движения.

Спортивные развлечения.

Гимнастика (утренняя, «бодрящая»)

Центр Музыкального развития

Музыкальные игрушки,

магнитола, диски с музыкальными играми для пальчиков, звуками природы, классической музыкой

Игры (музыкально-пальчиковые, имитации).

Центр Природы

Комнатные растения.

Инвентарь для ухода за растениями, календарь природы, дидактические игры

Дидактические игры.

Игровая зона

Куклы с набором одежды, кукольная мебель, машинки и др.

Самостоятельная игровая деятельность детей.

Раздевалка

Личные вещи детей, любимые игрушки

и вещи детей.

Коммуникативные игры.

 

Территория участка

 

«Песочный дворик».

Игры с песком (в летний период)

 

Игры (дидактические, импровизации, подвижные) на прогулке.

Раздевалка

Информационный Центр.

Педагогическое просвещение родителей.

 

  Среда отвечает принципам насыщенности, трансформируемости, полифункциональности, вариативности, доступности, безопасности и направлена на развитие инициативности, самостоятельности, творческих проявлений каждого ребенка, имеет характер открытой незамкнутой системы, способной к корректировке и развитию. Игровые центры развития периодически пополняются новыми играми и пособиями.

  Поэтому необходимо помочь ребенку адаптироваться, привыкнуть к новым условиям существования, необходима такая организация жизни ребенка в дошкольном учреждении, которая приводила бы к наиболее адекватному, почти безболезненному приспособлению его к новым условиям, позволяла бы формировать положительное отношение к детскому саду, навыки общения, прежде всего со сверстниками. Это произойдет лишь тогда, когда ребенок узнает и поймет, какие люди его окружают, в каком помещении он живет.

  Федеральный государственный образовательный стандарт к условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования, представляет собой совокупность требований, обеспечивающих реализацию основной общеобразовательной программы дошкольного образования, направленных на достижение планируемых результатов дошкольного образования. Основу одной из них составляет особое внимание к социальным условиям жизни детей дошкольного возраста, складывающимся из общения, обучающих игр, развивающего влияния окружающей среды. При этом в центре внимания находится современный интерьер групповых помещений, включающий в себя оборудование, мебель, игрушки как необходимую составляющую предметно-пространственной среды.

  Предметно - развивающую среду мы создавали по таким характеристикам:

-разнообразие (наличие всевозможного игрового и дидактического материала для сенсорного развития,     познавательно- исследовательской , изобразительной и музыкальной деятельности, организации двигательной активности);
-оптимальная насыщенность (без чрезмерного обилия и без недостатка);
-стабильность (материалы и пособия имели постоянное место);
-доступность (исключали высокую мебель и закрытые шкафы);
- эмоциогенность (среда яркая, привлекающая внимание ребенка, вызывающая положительные эмоции);
- зонирование .

В групповой комнате для приема пищи, игр и НОД располагается удобная детская мебель: столы, стулья. Вся мебель в группе соответствует возрастным особенностям малышей. Закругленность форм представленных изделий не только снимает опасность травмы об острые углы, но и приятна для глаза, так как демонстрирует мягкость и плавность линий.

Жизненное пространство в группе дает детям возможность одновременно свободно заниматься разными видами деятельности, не мешая, друг другу. Этому способствует зонирование групповой комнаты. Расположение зон способствует плавному переходу от одной деятельности к другой. Например, зона для игр со строительным материалом соседствует с зоной игр с машинами. Принцип зонирования не означает, что предметная среда остается неизменной. Время от времени мы меняем игровые зоны, иногда объединяем, дополняем новым оборудованием. Динамичность среды побуждает малышей к преобразованию, к исследованию нового. Развивающая обстановка обеспечивает ребенку ощущение постоянства, стабильности, а нам позволяет видоизменять обстановку в зависимости от меняющихся потребностей и возможностей детей и постановки новых педагогических задач.

  В группе предметно-развивающая среда разделена на центры для самостоятельной деятельности детей: 

Спортивный центр «Здоровячок»

Мы организовали в группе спортивный уголок, который удовлетворяет потребность детей в движении. Уголок оформлен так, что у ребенка появляется желание заниматься в нем: это и яркие картинки, и новый спортивный инвентарь (мячи, кегли, шары, оборудование для ходьбы, бега, равновесия, прыжков, для катания, бросания, ловли, атрибуты к подвижным и спортивным играм, нетрадиционное физкультурное оборудование для работы с детьми с НОДА : массажные коврики и дорожки, баранки, мешочки с песком, крупой, солью, ортопедические дорожки, массажные мячики, резиновые кольца, волшебная полянка «Бабочки на лужайке» ).

Центр творчества

Очень любят малыши рисовать! Психологи и физиологи установили, что изодеятельность для ребенка не только и не столько художественно-эстетическое действо, сколько возможность выплеснуть на бумагу свои чувства. Для удовлетворения этой их потребности мы оборудовали изобразительный уголок « столик художеств» - разложили цветные карандаши, восковые мелки, краски, кисти, салфетки, бумагу разного формата, разной формы, разного тона, раскраски, пластилин, дощечки, стеки и др. Твори сколько душе угодно!

Удовольствие доставляет детям рисование фломастерами - маркерами, на прикрепленном к стене листе бумаги. Цвет, который выбран для рисунка, помогает понять, как в данный момент на душе у ребенка - тоскливо и тревожно или, наоборот, светло и радостно.

Центр экспериментальной деятельности

Умиротворяюще действуют на детей игры с песком с водой. Такие игры имеют большие развивающие возможности, но в период адаптации главным является их успокаивающее и расслабляющее действие.

В центре «Песок-вода» дети учатся экспериментировать с различными предметами и природными материалами. Организуя такие игры, мы развиваем мелкую моторику ребенка. Малыши любят такие игры. Песок можно пересыпать из ладошки в ладошку, из совка в формочку, в него можно закапывать различные предметы и откапывать их.

Игры с водой вызывают положительные эмоции. Дети переливают воду из одной ёмкости в другую, пускают кораблики, окрашивают воду в разные цвета. Знакомятся с такими понятиями, как тёплый-холодный, сухой-мокрый, тонет-не тонет, пустой-полный и многое другое.

Центр природы

В природном уголке подобраны растения в соответствии с возрастом детей, которые размещены на уровне роста детей. Это позволяет детям наблюдать за тем, как ухаживают за цветами взрослые, и включаться в совместную деятельность со взрослым (полив растений, рыхление земли, протирание листочков влажной тряпочкой и др.) Имеется всё необходимое оборудование для ухода за растениями, календарь погоды, настольные дидактические игры природоведческого содержания: «Лесные жители», «Времена года», «Овощи, фрукты, ягоды», «Домашние животные и их детеныши» , детская художественная литература с красочными иллюстрациями, которые позволяют малышам замечать красоту природы в разные времена года, предметные картинки различных серий.

Центр книги

В книжном уголке подобраны книги по возрасту детей (сказки, произведения русских и зарубежных авторов), предметные картинки, наборы сюжетных картинок, тематические альбомы, игры по познавательному и речевому развитию, картотека потешек, стихов, загадок. Малыши любят, когда мы читаем с ними книги и рассматриваем картинки.

Игровой центр

( «Семья», «Больница», «Парикмахерская»)

Уголок сюжетно-ролевых игр «Семья» расположен так, чтобы создавалось впечатление ограниченного пространства, т. е. уголок огорожен. Воспитателю очень хорошо видно всех ребят. Дети могут самостоятельно подбирать игрушки, атрибуты, предметы-заместители для игр. В игровом уголке «Жилая комната» собраны игрушки, которые знакомят детей с окружающими их предметами быта. В уголке «Больница» за ширмой Айболит встречает детей жизнерадостной улыбкой, настраивая их на позитивный настрой. Уголок представлен медицинскими атрибутами, предметами- заместителями для игры. В уголке «Парикмахерская» яркие, красочные баночки и бутылочки привлекают внимание детей, дети легко включаются в игру, рассматривая альбом с детскими прическами, а затем, «претворяя» увиденное в жизнь. Предлагая детям поиграть в сюжетные игры, мы способствуем развитию желания играть вместе со сверстниками, а так же формируем начальные навыки ролевого поведения (включаться в игру, понимать роль в игре, действовать в сюжетах с двумя действующими лицами и др.). Малыши знакомятся с новыми для них предметами и учатся действовать с ними. Полученные знания и навыки переносят в повседневную жизнь.

На протяжении всего адаптационного периода проводились игровые занятия, основными задачами которых были: преодоление стрессовых состояний у детей, эмоционального и мышечного напряжения; снижение импульсивности, излишней двигательной активности, тревоги, агрессии; развитие навыков взаимодействия детей друг с другом; развитие речевой активности, восприятия, внимания; развитие общей и мелкой моторики, координации движений; развитие игровых умений и навыков. Такие как: «Уложим куклу спать», «Ох красивый теремок – очень-очень он высок», «Чаепитие», «Устроим кукле комнату», «Мы встречаем гостей», «Купание куклы Кати», «Встреча с доктором Айболитом», «Рассмешим наши игрушки».

Центр ряженья

В уголке ряженья можно наряжаться - это развивает творчество малышей . Наряды предусмотрены как для девочек, так и для мальчиков. Все вещи сшиты руками родителей. Содержимое наполняем и обновляем в течение года.

Строительная мастерская

В группе широко представлены различные виды конструкторов: напольный крупный деревянный и пластмассовый строительный материал, настольный мелкий строительный материал (деревянный и пластмассовый), конструктор «Лего», кубики. Строя и обыгрывая свои постройки, у детей развивается ручная умелость, творческое воображение. Проводим игры «Башенка из кубиков для матрёшки», «Построим поезд и поедем в гости», «Домик из кубиков», «Дорожка для машины», «Медвежонок идёт к зайчику по дорожке».

Центр двигательной активности

Потребность в движении является важной задачей при организации предметно-развивающей среды. В зоне двигательной активности расположено оборудование для проведения подвижных игр, утренней гимнастики, а так же для самостоятельных игр детей. Для удовлетворения потребности в движении отведено большое пространство в группе. Имеется различное оборудование: мячи, каталки и игрушки на колесах, машина, тележка, мягкие кирпичики, разноцветные флажки, ленточки.

Дидактический стол

Дидактический стол используем для проведения игр-занятий индивидуальных и с небольшой группой детей с целью развития сенсорных способностей. Наполняемость дидактического стола периодически меняем. Всё это способствует обогащению чувственного и тактильного опыта малышей, развитию внимания, памяти, слуха, а так же формированию сенсорных эталонов. Нравятся ребятам игры с мозаикой, пирамидками, вкладышами, логическими кубами, прищепками- с помощью прищепок в руках у ребят оживают зверята, солнышко расправляет свои лучики и радостно светит всем окружающим, с использованием шнуровки «Зашнуруй ботиночки», «Продень веревочку», «Собери бусы», с использованием застежек- пуговиц «Наряди елочку», «Укрась неваляшку» и многие другие.
 

Центр развивающих игр

Уголок развивающих игр направлен на развитие речи, сенсорного восприятия, мелкой моторики, воображения. Здесь есть лото по разным темам: «Овощи и фрукты», «В мире животных», «Живое – неживое», настольно-печатные игры: «Дары природы», «Сказки», «Расти, малыш» (с карточками), «Правила дорожного движения для маленьких», пазлы «Птицы», «Машины», развивающие игры и пособия.


Музыкальный центр

Дети в восторге от музыкального уголка. Здесь есть такие музыкальные инструменты, как металлофон, гармошка, гитары, пианино, балалайки, бубны, погремушки, барабан, колокольчик. Создана картотека музыкально-дидактических игр, сюжетные и предметные картинки с изображением музыкальных инструментов , которые доставляют детям много радостных минут, развивают фонематический слух и чувство ритма.

Театральный центр
Своих воспитанников мы знакомим с различными видами театра, чтобы каждый ребенок мог выбрать именно тот театр, который ему наиболее близок и удобен. Поэтому здесь сосредоточены разные виды театров: картинки (сюжетные и предметные) для фланелеграфа, настольный театр, пальчиковый и куклы Би-Ба-Бо, театр резиновых игрушек, волшебный сундучок. Встреча с героями из сказок помогают ребятишкам расслабиться, снять напряжение, создать радостную атмосферу.


Центр уединения.

Благородную задачу создания ниши покоя призван решить уголок уединения. Если верить психологам, он должен больше всего напоминать норку. Там должно быть полутемно, тесно и мягко. Это место для фантазий, а не для развернутых ролевых игр: отлежался, отсиделся, успокоился - можно встать и снова включаться в общую суету. Когда ребенок заскучал, не хочет играть, возможно, он просто устал и ему хочется побыть одному, мы предлагаем ему побыть в нашем «домике».

Когда мы меняем элементы интерьера игрового центра, привлекаем внимание малышей к тому, что в комнате появились новые красивые вещи. Это стимулирует игровую, познавательную, двигательную активность малышей. Также мы активно сотрудничаем с родителями, которые помогают нам в оформлении интерьера группы.
Также, в процессе адаптации, приветствовалось, когда дети приносили с собой из дома любимые игрушки.

Мы ежедневно в работе использовали язык поэтических образов, так созвучный детской душе. С помощью потешек, пестушек, колыбельных песен, песенок малыши приобретали необходимые знания, дающие уверенность в своих силах, тепло, ласку, любовь, радостные восприятия окружающего мира. 

    Правильно организованная среда позволяет каждому ребенку найти свое занятие по душе, учит взаимодействовать с педагогами и сверстниками, понимать и оценивать их чувства и поступки, а ведь именно это лежит в основе развивающего обучения. Среда, окружающая малышей в детском салу, должна обеспечивать безопасность их жизни, способствовать укреплению здоровья и закаливанию организма каждого из них.

Список литературы

  1. Адаптация ребёнка к условиям детского сада: управление процессом, диагностика, рекомендации [Текст] / авт.-сост. Н.В, Соколовская. – Волгоград: Учитель, 2010.
  2. Антонова, Е.В. Социализация и адаптация детей раннего возраста [Текст] // Ребенок в детском саду. – 2003. N6 – с.46
  3. Белкина, Л.В. Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ [Текст] / Л.В. Белкина. – Воронеж: Учитель, 2006.
  4. Волков, Б.С., Волкова,Н.В. Психология общения в детском возрасте [Текст] / Б.С. Волков, Н.В. Волкова. – М.: Педобщество, 2003.
  5. Монина, Г.Б. Проблемы маленького ребёнка [Текст] / Г.Б. Монина, Е.К. Лютова.– СПб.: Речь, 2002.
  6. Павлова, Л.Н. Раннее детство: предметно-развивающая среда и воспитание: метод.пособие для пед. групп ран. Возраста [Текст] / Л.Н. Павлова. – М.: Центр «Школьная книга», 2004.
  7. Печора, К.Л. Дети раннего возраста в дошкольных учреждениях К.Л. Печора, Г.В. К.Л., Пантюхина. – М.: Владос, 2007.
  8. Теплюк, С. Улыбка малыша в период адаптации [Текст] / С. Теплюк // Дошкольное воспитание. – 2006. – N4. с. 51.
  9. Трофимова О. В. Организация успешной адаптации детей к дошкольному учреждению посредством создания целенаправленного комплекса мероприятий [Текст] / О. В. Трофимова, Т. М. Волкова, Н. А. Галка// Педагогическое мастерство: материалы междунар. науч. конф. (г. Москва, апрель 2012 г.). – М.: Буки-Веди, 2012. – С. 139-142.
  10. Рыжакова, С. Б. Условия успешной адаптации [Текст] / С. Б. Рыжакова // Теория и практика образования в современном мире: материалы VI междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2014 г.). – СПб.: Заневская площадь, 2014. – С. 146-147.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Создание развивающей предметно-пространственной среды, для детей дошкольного возраста с ОВЗ посредствам альтернативных средств коммуникации»

На современном этапе развития общества в связи с вступлением  ФГОС   дошкольного образования,   вопросы  организации предметно-развивающей среды стало одной из приоритетн...

Презентация опыта работы по теме: «Содержание развивающей предметно -пространственной среды для детей второй группы раннего возраста в соответствии ФГОС»

Вопрос организации развивающей предметно - пространственной среды ДОУ на сегодняшний день стоит особо актуально. Это связано с введением нового Федерального государственного образовательного стандарта...

Презентация на тему: "Нестандартное музыкальное оборудование в развивающей предметно-пространственной среде для детей дошкольников"

В презентации представлены: основное значение нестандартного оборудования в игровой деятельности дошкольников и фотоматериал нестандартного оборудования по разделам....

Как организовать современную развивающую предметно-пространственную среду для детей раннего возраста в ДОУ

Как уже отмечалось, окружающая среда является развивающей, если помогает ребенку осваивать генетические задачи возраста — вхождение в социальную действительность, освоение чисто человеческого образа ж...

Создание развивающей предметно - пространственной среды для детей с ОВЗ и детей-инвалидов в дошкольной образовательной организации

С каждым годом увеличивается число детей с ограниченными физическими и психическими возможностями, поэтому вопрос об инклюзивном образовании является актуальным.И тогда образовательное учреждение долж...

"Создание Развивающей предметно-пространственной среды для детей раннего возраста в период адаптации. "

Сообщение из опыта работы: "Создание развивающей предметно-пространственной среды для детей раннего возраста в период адаптации."...