Инновационная деятельность в детском саду по экологическому воспитанию
материал
Инновационная деятельность в детском саду по экологическому воспитанию
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
innovatsionnaya_deyatelnost_v_detskom_sadu_po_ekologicheskomu_vospitaniyu.docx | 20.75 КБ |
proekt_vesna.docx | 15.52 КБ |
proekt_zima.docx | 15.51 КБ |
proekt_leto.docx | 15.63 КБ |
proekt_osen.docx | 16.62 КБ |
proekt_rastitelnyy_mir.docx | 21.06 КБ |
proekt_m_lyubim_prirodu.docx | 293.08 КБ |
Предварительный просмотр:
Инновационная деятельность в детском саду по экологическому воспитанию
Баданина Наталья Станиславовна
МАДОУ г. Нижневартовска ДС №38 «Домовёнок»
Наше дошкольное учреждение не функционирует, а активно развивается. В этом мы видим омоложение педагогического состава, ведение инновационным технологий. Освоение основной общеобразовательной программы в соответствие с ФГОС, работа отдельных педагогов по инновационным технологиям, освоение проектной деятельности являются инновационной деятельностью. Технология проектирования – один из таких способов, позволяющих развивать творческие способности каждого ребёнка. В ее основе лежит концептуальная идея доверия к природе ребенка, опора на его поисковое поведение Проектный метод уникален и хорош тем, что его можно использовать в работе с детьми по разным направлениям, включать в него различные методики и технологии.
Педагоги нашего дошкольного учреждения на протяжении предыдущего учебного года активно работали над использованием проектного метода в экологическом воспитании дошкольников. В основе работы детского сада по экологическому воспитанию был положен принцип биоцентрической парадигмы, что предопределяет отказ от ряда сформировавшихся в предыдущие годы стереотипов. Природа не должна рассматриваться с утилитарной точки зрения. Прежде всего, воспитатели показывают детям её уникальность, красоту и универсальность (природа – среда жизни всех существ, включая человека; объект познания, удовлетворения его этических и эстетических потребностей; и только затем – объект человеческого потребления).
Прежде, чем приступить к внедрению проектного метода в деятельность дошкольного учреждения, с педагогами проводилась методическая работа по ознакомлению их с инновационной технологией: консультация «Проектный метод развивающего обучения дошкольников», семинар-практикум «Особенности использования проектного метода в дошкольном учреждении», педагогам были предложены памятки по созданию проектов.
Проекты, над которыми работали воспитатели, носили информационно-исследовательский характер. Все они были объединены в единую тему «Экология». Определяя тематику и название проектов, мы постарались охватить многообразие живой и неживой природы.
Выбор темы – это первый шаг воспитателя в работе над проектом. Второй шаг – это тематическое планирование по выбранной проблеме на определенный срок, где учитываются все виды детской деятельности: игровая, познавательно-практическая, художественно-речевая, трудовая, общение и т.д. На этапе разработки содержания занятий, игр, прогулок, наблюдений и других видов деятельности, связанных с темой проекта, воспитатели особое внимание уделяют организации среды в группах, в дошкольном учреждении в целом. Среда должна являться фоном к эвристической, поисковой деятельности, развивать у дошкольника любознательность. Так, за время внедрения проектного метода на территории нашего дошкольного учреждения был создан «Огород на окошке», где дети могли знакомиться с различными семенами растений, могли убедиться в их волшебных свойствах, когда посаженные их руками семечки начали всходить. На протяжении многих недель дети ухаживали за рассадой цветов, овощей, с наступлением тепла бережно выносили на улицу, высаживали их на клумбы, в огород, в теплицу. Все лето вместе с воспитателями ежедневно ухаживали за ними, радовались каждому цветочку, плоду. Педагоги совместно с родителями оформили уголок «Бабушкин двор», где «бабушка» и «дедушка» рядом с домашними животными и птицами отдыхают после трудового дня за чашкой чая, обустроенном тут же во дворе, где красуются цветы посаженные детьми. Кроме того, на участке организован цветник, теплица, где дети изучают явления живой и неживой природы.
Когда подготовлены основные условия для работы над проектом (планирование, среда), начинается совместная работа воспитателя и детей.
I этап разработки проекта - целеполагание: воспитатель выносит проблему на обсуждение детям (например, «Выживут ли цветы без ухода?»). В результате совместного обсуждения выдвигается гипотеза («Цветочная рассада нуждаются в человеке, как и человек нуждается в них»), которую воспитатель предлагает детям подтвердить в процессе поисковой деятельности.
II этап работы над проектом представляет собой разработку совместного плана действий по достижению цели (а гипотеза – это и есть цель проекта). На этом этапе мы использовали модель «четырёх вопросов». Ее суть в том, что воспитатель задаёт детям четыре вопроса: «Что мы знаем? Что мы хотим узнать? Как мы можем что-то узнать? Что узнали?»
Сначала проводится общее обсуждение, чтобы дети выяснили, что они уже знают об определенном предмете или явлении. Воспитатель фиксирует ответы на большом листе ватмана, чтобы группа могла их видеть. Для фиксации ответов лучше использовать условные схематические обозначения-символы, знакомые и доступные детям. Затем воспитатель задает второй вопрос: «Что мы хотим узнать?» Ответы снова фиксируются, причём независимо от того, что они могут показаться глупыми или нелогичными. Здесь важно, чтобы педагог проявил терпение, уважение к точке зрения каждого ребёнка, тактичность по отношению к нелепым высказываниям малышей. Когда все дети выскажутся, воспитатель спрашивает: «Как нам найти ответы на вопросы?» Отвечая на данный вопрос, дети опираются на свой личный опыт. Необходимо учитывать и возрастные особенности воспитанников. Для детей младшего дошкольного возраста воспитатель может использовать подсказку, наводящие вопросы; для детей старшего дошкольного возраста необходимо предоставлять больше самостоятельности.
Решением поставленного вопроса могут выступать различные мероприятия: чтение книг, энциклопедий, обращение к родителям, специалистам, проведение экспериментов, тематических экскурсий. Порой предложения детей вызывают немало удивления у взрослых. Например, при создании проекта «Мир птиц и насекомых» ребята предложили помочь зимующим птицам спастись от холода, открыв чердаки домов. Чтобы уберечь от холода деревья, предлагали связать шарфики, спеть весёлую песенку. Так как дети в нашем дошкольном учреждении занимаются по методике Н. Зайцева, то поступало очень много предложений о том, чтобы спеть песенки по таблицам, сложить названия из кубиков.
Но особый интерес вызвала работа над проектами, тематика которых представлена явлениями неживой природы. Здесь было предложено провести опыты-эксперименты, чтобы увидеть воздух, узнать свойства воды, состав почвы. Поступившие предложения являются дополнениями и изменениями к уже готовому тематическому плану воспитателя. Важно, чтобы педагог проявил гибкость в планировании, сумел подчинить свой план интересам и мнениям детей, включая детские мероприятия в учебный план, пожертвовав некоторыми запланированными формами работы. Это умение является показателем высокого профессионального мастерства воспитателя, его готовности отступить от уже имеющихся стереотипов, ставя на первое место само ценность дошкольного детства как период жизни и только затем – как подготовительный этап к будущему.
После составления совместного плана действий начинается III этап работы над проектом – его практическая часть. Дети исследуют, экспериментируют, ищут, творят. Для активизации детского мышления воспитатель предлагает решить проблемные ситуации, головоломки, развивая тем самым пытливость ума. Необходимо, чтобы педагог умел создавать такую ситуацию, когда ребёнок должен что-то познать самостоятельно, догадаться, попробовать, придумать. Среда вокруг ребёнка должна быть как бы незаконченной, незавершённой. Особую роль в данном случае играют уголки по познавательно-практической деятельности. За время работы над проектами в нашем дошкольном учреждении они были обновлены и дополнены новым материалом, которые дети используют в своих исследованиях.
Мероприятия, которые способствуют реализации принципа открытости дошкольного учреждения - это выход за пределы дошкольного учреждения не с родителями, а самостоятельно, в кругу друзей, в качестве исследователя, наблюдателя, способствует социальному развитию ребёнка, более тесному приобщению его к окружающему миру, помогает успешной социальной адаптации в дальнейшем.
Говоря о принципе открытости дошкольного учреждения, следует отметить и активное участие родителей в работе над проектами. Они с удовольствием помогали детям и воспитателям открывать новое, неизведанное. Проявляя свои творческие способности, родители рисовали альбомы, газеты по теме проектов, придумывали песенки, стихотворения.
Заключительным, IV этапом работы является презентация проекта.
Презентация может проходить в различных формах в зависимости от возраста детей и темы проекта: итоговые игры-занятия, игры-викторины, тематические развлечения, оформление альбомов, фотовыставок, мини-музеев, творческих газет.
Подводя итоги работы над проектом, воспитатели задумались над тем, как можно изменить организацию деятельности детей; как индивидуализировать используемые формы работы для каждого ребёнка; как включать в реализацию проекта детей с особыми потребностями; какие новые формы работы можно организовать в будущем. Прежде чем приступить к работе над использованием технологии проектирования, педагогическому коллективу нашего дошкольного учреждения необходимо было решить ряд проблем:
- низкий уровень осведомлённости педагогов об особенностях проектного метода;
- нежелание воспитателей отступать от сложившейся стереотипной системы занятий в детском саду;
- недостаточная оснащённость предметной среды в дошкольном учреждении для реализации творческих проектов;
- низкая мотивация родителей на активное участие в жизни детского сада.
Несмотря на то, что технология проектирования является инновационной для нашего дошкольного учреждения и апробировалась нами только в течение двух лет, можно говорить о некоторых достигнутых результатах.
Дети, участвующие в проектной деятельности:
- проявляют творческую активность в познании окружающего мира;
- самостоятельны и гибки в принятии решений;
- сознательно применяют сенсорные ощущения в решении практических задач;
- осознают себя субъектом понимающим (что известно, что нет, каким образом можно узнать);
- способны общаться в детском коллективе по поводу обсуждения совместного плана действий;
- воспринимают мир природы не только с утилитарной точки зрения, но и осознают его уникальность, красоту, универсальность.
Воспитатели, использующие в своей деятельности проектный метод:
- проявляют способность к самостоятельному творческому планированию всего воспитательно-образовательного процесса;
- обладают умением гибко подходить к планированию с учётом интересов и запросов детей;
- осуществляют поисковую педагогическую деятельность;
- реализуют свои творческие умения (в изобразительной, литературной, музыкальной деятельности).
Родители, принимающие участие в проектной деятельности дошкольного учреждения:
- наладили тесный контакт не только со своим ребёнком, но и с коллективом родителей и детей группы;
- получили возможность не только узнать о том, чем занимается ребёнок в детском саду, но и принять активное участие в жизни группы;
- смогли реализовать свои творческие способности.
Для совершенствования работы по использованию технологии проектирования в деятельности нашего дошкольного учреждения запланированы следующие мероприятия:
- проведение серии креативных игр «Проектный метод в дошкольном учреждении», которые будут организованы на протяжении всего учебного года. Основной задачей этих игр является не только ознакомление педагогов с инновационной технологией. В ходе данных встреч будут проводиться игры-тренинги, креативные игры, способствующие развитию творческого воображения, гибкого мышления воспитателей, умения находить нестандартные решения проблемных ситуаций.
Технология проектирования, которую мы стремимся положить в основу всего воспитательно-образовательного процесса в нашем детском саду, способствует внесению новых идей в разработку содержания и методов обучения и воспитания, позволяющих эффективно гуманизировать педагогический процесс.
Работа по внедрению инновационных процессов только началась, нам предстоит разработать и внедрить инструментарий отслеживания инновационных процессов в ДОУ. И мы надеемся, что только в результате эффективного управленческого содействия педагоги смогут в полной мере реализовать свои наработки, которые приведут к обновлению и модернизации педагогического процесса в ДОУ.
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное учреждение Детский сад №38 «Домовёнок»
Экологический проект
«Весна»
Подготовили воспитатели:
Баданина Наталья Станиславовна
Удовина Наталья Юрьевна
Вид проекта: познавательно-исследовательский
Сроки реализации: март, апрель, май.
Участники проекта: дети старшей группы, родители, воспитатели.
Актуальность: Способствовать созданию необходимых условий по формированию у дошкольников целостного представления о весне.
Цель: Дать знания о живой и неживой природе весне.
Задачи проекта:
-Расширять представления о зимних природных явлениях через познавательно-исследовательскую деятельность.
-Знакомить с явлениями неживой природы, свойствами снега, льда, ветер, солнце
-Уточнять и расширять знания детей об образе жизни диких животных весной.
-Расширять представления детей о разнообразии птиц
-Учить детей устанавливать связи между живой и неживой природой, анализировать, делать выводы.
-Развить любознательность, познавательные интересы, внимание, память, речь, наблюдательность.
-Развивать коммуникативные навыки, память, внимание
Ожидаемый результат:
По окончанию проекта дети смогут:
Устанавливать зависимость жизни растений и животных от изменений в природе.
Расширить знания о природе зимой, укрепить исследовательский интерес к природе.
Этапы реализации проекта:
I этап – подготовительный:
-Создание необходимые условия для реализации проекта.
-Разработка и накопление методических материалов.
-Создание развивающей среды.
-Подбор художественной литературы по теме.
-Подготовка презентаций
II этап – практический:
-Наблюдения на прогулках за состоянием погоды, температурой воздуха, снегом, птицами, деревьями, солнцем
-Ведение календаря погоды, дневника наблюдений
-Посадка рассады цветов для участка «Огород на подоконнике»
III этап- итоговый.
-Проведение открытого занятия.
Перспективный план
Месяц | Совместная деятельность с детьми | Совместная деятельность с родителями |
МАРТ | -Дидактические игры: «Одень куклу» «Времена года» «Найди ошибку» -Просмотр презентаций «Сказка о весне» «Весна, пробуждение природы» «Весенние приметы» -Чтение художественной литературы: И.С.Соколов-Микитов «Весна», «Звуки весны», М.М.Пришвин «Весенние миниатюры» Г.Скребицкий «Четыре желания» -Проигрывание в игры Игра с мячом «Я знаю…» «Ручеёк» «Хлопай в ладоши» -Познавательно-исследовательская деятельность «Свойства солнечных лучей» | Изготовление солнечных очков |
АПРЕЛЬ | -Дидактические игры: «Весна-назови признаки» «Загадки о весне» «Весенний лес» -Просмотр презентаций «Путешествие в весенний лес» «Весна глазами художников» «Весенние посевы» -Чтение художественной литературы: И.С.Соколов-Микитов «Как весна на Север пришла», «Весна в лесу» К.Д.Ушинский «Весна» -Проигрывание в игры Игра с мячом «Я знаю…» Чудесный мешочек «Скажи со словом «весенний» -Познавательно-исследовательская деятельность «Весенние посевы цветов» с заполнением дневника наблюдения | Совместный рисунок детей с родителями «Весенний пейзаж» |
МАЙ | -Дидактические игры: «Животные весной» «Найди парочку» «На лугу» -Просмотр презентаций «Весна в жизни животных» «Птицы весной» «Признаки весны» -Чтение художественной литературы: И.С.Соколов-Микитов «Вестники весны» В.Бианки «Разговор птиц весной» С.Г.Козлов «Необыкновенная весна» М.М.Пришвин «Лягушонок» -Проигрывание в игры Игра с мячом «Я знаю…» Чудесный мешочек «Скажи со словом «весенний» -Познавательно-исследовательская деятельность «Как появляются листья?» | Изготовление оборудования для трудового воспитания |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное учреждение Детский сад №38 «Домовёнок»
Экологический проект
«Зима»
Подготовили воспитатели:
Баданина Наталья Станиславовна
Удовина Наталья Юрьевна
Вид проекта: познавательно-исследовательский
Сроки реализации: декабрь, январь, февраль.
Участники проекта: дети старшей группы, родители, воспитатели.
Актуальность: Способствовать созданию необходимых условий по формированию у дошкольников целостного представления о зиме.
Цель: Дать знания о живой и неживой природе зимой.
Задачи проекта:
-Расширять представления о зимних природных явлениях через познавательно-исследовательскую деятельность.
-Знакомить с явлениями неживой природы, свойствами снега, льда, ветер, солнце
-Уточнять и расширять знания детей об образе жизни диких животных зимой.
-Расширять представления детей о разнообразии зимующих птиц, приспособлении их к зимним условиям жизни.
-Учить детей устанавливать связи между живой и неживой природой, анализировать, делать выводы.
-Развить любознательность, познавательные интересы, внимание, память, речь, наблюдательность.
-Развивать коммуникативные навыки, память, внимание
Ожидаемый результат:
По окончанию проекта дети смогут:
Устанавливать зависимость жизни растений и животных от изменений в природе.
Расширить знания о природе зимой, укрепить исследовательский интерес к природе.
Этапы реализации проекта:
I этап – подготовительный:
-Создание необходимые условия для реализации проекта.
-Разработка и накопление методических материалов.
-Создание развивающей среды.
-Подбор художественной литературы по теме.
-Подготовка презентаций
II этап – практический:
-Наблюдения на прогулках за состоянием погоды, температурой воздуха, снегом, птицами.
-Ведение календаря погоды.
III этап- итоговый.
-Проведение открытого занятия.
Перспективный план
Месяц | Совместная деятельность с детьми | Совместная деятельность с родителями |
ДЕКАБРЬ | -Дидактические игры: «Времена года» «Найди ошибку!» -Просмотр презентаций: «Как нам весело зимой», «Почему нам холодно», «Природные явления». -Чтение художественной литературы: В.Бианки «Колхозный календарь» В. Одоевский «Мороз Иванович» С. Иванов «Каким бывает снег» Е. Трутнева «Первый снег» К. Бальмонт «Снежинка» -Проигрывание в игры Игра с мячом «Я знаю…» «Времена года» -Познавательно-исследовательская деятельность «Как вода превращается в лёд и наоборот» | Совместный рисунок детей с родителями «Зимний пейзаж», «Как нам весело зимой» |
ЯНВАРЬ | Дидактические игры: «Времена года» «Собери цепочку последовательности» «Найди ошибку!» -Просмотр презентаций: «Растения зимой», «Почему на деревьях нет листьев», «Ёлочка в лесу». -Чтение художественной литературы: С.Маршак «Двенадцать месяцев» Л.Воронкова «Таня выбирает ёлку» -Познавательно-исследовательская деятельность «Наблюдение на прогулке за лиственными и хвойными деревьями» | Изготовление памятки в честь акции «Не рубите Ёлочку-Берегите Ёлочку». |
ФЕВРАЛЬ | Дидактические игры: «Времена года» «Узнай птицу по силуэту!» «Как живут дикие животные зимой?» «Найди по следу!» -Просмотр презентаций: «Дикие животные зимой», «Птицы зимой», «Чем мы можем помочь?». -Чтение художественной литературы: Г.Снегирёв «Про птиц» Н Сладков «Еловая каша» В.Зотов «Клёст», «О птицах» В. Бианки «Кто к кормушке прилетел?», «Синичкин календарь» -Проигрывание в игры «Угадай, какая птица поёт?» «Перелёт птиц» -Познавательно-исследовательская деятельность «Пустая и с кормом кормушка, где будут птицы?» | Изготовление кормушек. Изготовление корма для птиц. |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное учреждение Детский сад №38 «Домовёнок»
Экологический проект
«Лето»
Подготовили воспитатели:
Баданина Наталья Станиславовна
Удовина Наталья Юрьевна
Вид проекта: познавательно-исследовательский
Сроки реализации: июнь, июль, август.
Участники проекта: дети старшей группы, родители, воспитатели.
Актуальность: Способствовать созданию необходимых условий по формированию у дошкольников целостного представления о лете.
Цель: Дать знания о живой и неживой природе летом.
Задачи проекта:
-Расширять представления о летних природных явлениях через познавательно-исследовательскую деятельность.
-Знакомить с явлениями неживой природы, свойствами воды ветра, солнца
-Уточнять и расширять знания детей об образе жизни диких животных летом.
-Расширять представления детей о разнообразии птиц.
-Учить детей устанавливать связи между живой и неживой природой, анализировать, делать выводы.
-Развить любознательность, познавательные интересы, внимание, память, речь, наблюдательность.
-Развивать коммуникативные навыки, память, внимание
Ожидаемый результат:
По окончанию проекта дети смогут:
Устанавливать зависимость жизни растений и животных от изменений в природе.
Расширить знания о природе летом, укрепить исследовательский интерес к природе.
Этапы реализации проекта:
I этап – подготовительный:
-Создание необходимые условия для реализации проекта.
-Разработка и накопление методических материалов.
-Создание развивающей среды.
-Подбор художественной литературы по теме.
-Подготовка презентаций
II этап – практический:
-Наблюдения на прогулках за состоянием погоды, температурой воздуха, солнца, птицами.
-Ведение календаря погоды
III этап- итоговый.
-Проведение открытого занятия.
Перспективный план
Месяц | Совместная деятельность с детьми | Совместная деятельность с родителями |
ИЮНЬ | -Дидактические игры: «Одень куклу» «Времена года» «Найди ошибку» -Просмотр презентаций «Какого цвета лето?» «Летние забавы» «Береги природу!» -Чтение художественной литературы: М.Пришвин «Цветущие травы» В.Берестов «Весёлое лето» У.Ушинский «Утренние лучи» Г.Кружков «Хорошая погода» -Проигрывание в игры Игра с мячом «Я знаю…» Солнышко и дождик «Хлопай в ладоши» -Познавательно-исследовательская деятельность «Уборка участка от веток» | Изготовление памятки в честь акции «Сохраним природу». |
ИЮЛЬ | -Дидактические игры: «Лето-назови признаки» «Загадки о лете» «Путешествие в летний лес» -Просмотр презентаций «Путешествие в летний лес» «Лето глазами художников» «Летние цветы» -Чтение художественной литературы: Н.Павлова «Ягоды» Я.Тайц «По грибы» Г.Скребицкий «Четыре желания» М.Михайлов «Лесные хоромы» -Проигрывание в игры Игра с мячом «Я знаю…» Чудесный мешочек Птички в гнёздышках -Познавательно-исследовательская деятельность «Изучение воды» | Совместный рисунок детей с родителями «Летний пейзаж» |
АВГУСТ | -Дидактические игры: «Животные летом» «Найди парочку» «Кто где живёт» -Просмотр презентаций «Животные летом» «Птицы летом» «Насекомые летом» -Чтение художественной литературы: В.Александров «Лето в зоопарке» К.Ушинский «Светлячок. Пчёлка. Муха. Божья коровка» «Экологические сказки» -Проигрывание в игры Игра с мячом «Я знаю…» У медведя во бору «Караси и щука» «Море волнуется» -Познавательно-исследовательская деятельность «Изучение песка» | Совместный рисунок детей с родителями «Весёлое лето» |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное учреждение Детский сад №38 «Домовёнок»
Экологический проект
«Осень»
Подготовили воспитатели:
Баданина Наталья Станиславовна
Удовина Наталья Юрьевна
Вид проекта: познавательно-исследовательский
Сроки реализации: сентябрь, октябрь, ноябрь.
Участники проекта: дети старшей группы, родители, воспитатели.
Актуальность: Способствовать созданию необходимых условий по формированию у дошкольников целостного представления о осени.
Цель: Дать знания о живой и неживой природе осенью.
Задачи проекта:
-Расширять представления о осенних природных явлениях через познавательно-исследовательскую деятельность.
-Знакомить с явлениями неживой природы, свойствами воды, ветер, солнце
-Уточнять и расширять знания детей об образе жизни диких животных осенью.
-Расширять представления детей о разнообразии перелётных птиц
-Учить детей устанавливать связи между живой и неживой природой, анализировать, делать выводы.
-Развить любознательность, познавательные интересы, внимание, память, речь, наблюдательность.
-Развивать коммуникативные навыки, память, внимание
Ожидаемый результат:
По окончанию проекта дети смогут:
Устанавливать зависимость жизни растений и животных от изменений в природе.
Расширить знания о природе осенью, укрепить исследовательский интерес к природе.
Этапы реализации проекта:
I этап – подготовительный:
-Создание необходимые условия для реализации проекта.
-Разработка и накопление методических материалов.
-Создание развивающей среды.
-Подбор художественной литературы по теме.
-Подготовка презентаций
II этап – практический:
-Наблюдения на прогулках за состоянием погоды, температурой воздуха, птицами.
-Ведение календаря погоды.
III этап- итоговый.
-Проведение открытого занятия.
Перспективный план
Месяц | Совместная деятельность с детьми | Совместная деятельность с родителями |
СЕНТЯБРЬ | -Дидактические игры: «Времена года» «Найди ошибку!» -Просмотр презентаций: «Золотая осень», «Почему нам становится холодно», «Природные явления». -Чтение художественной литературы: В.Бианки «Сентябрь» Загадки про осень Г.Снегирёв «Черничное варенье» Н.Носов «Про репку», «Огородники» -Проигрывание в игры Игра с мячом «Как нам одеваться…» «Времена года» «Назови ласково» -Познавательно-исследовательская деятельность Изготовление ветрячка -«Работа с ветрячком» | Осенняя ярмарка Изготовление гербария |
ОКТЯБРЬ | -Дидактические игры: «Какой сок» «Чей листок» -Просмотр презентаций «Путешествие в осенний лес» «Осень глазами художников» -Чтение художественной литературы: И.С.Соколов-Микитов «Лес осенью» В.Авдиенко «Осень» К.Ушинский «Спор деревьев», «Рассказы и сказки Осень» К.Твардовский «Лес осенью» -Проигрывание в игры Игра с мячом «Я знаю…» Чудесный мешочек «Скажи со словом «осенний» «Ветер и листья» -Познавательно-исследовательская деятельность «Почему листья становятся жёлтыми» | Совместный рисунок детей с родителями «Осенний пейзаж» |
НОЯБРЬ | -Дидактические игры: «Запасы зверей» «Найди пару» -Просмотр презентаций «Перелётные птицы» «Зимующие птицы» «Как животные готовятся к зиме» -Чтение художественной литературы: А.Блок «Зайчик» В.Бианки «Синичкин календарь» К.Паустовский «»Барсучий нос» Г.Снегирёв «Как птицы и звери к зиме готовятся» -Проигрывание в игры «Зайка серенький сидит» «Хитрая лиса» Игра с мячом «Я знаю…» -Познавательно-исследовательская деятельность Изучение светового дня, с заполнение дневника наблюдения | Изготовление маски дикого животного и чтение стихотворения |
Предварительный просмотр:
Экологический проект для детей старшего дошкольного возраста "Растительный мир"
Проект подготовила:
воспитатель МАДОУ города Нижневартовска
детский сад №38 «Домовёнок»
Баданина Наталья Станиславовна
Тип проекта: познавательный.
Вид проекта: исследовательский.
Участники проекта: дети старшего дошкольного возраста, воспитатель группы, родители.
Продолжительность: долгосрочный.
Актуальность проекта.
Многие родители, не подозревают, что зеленое царство начнет вызывать огромный интерес ребенка, если взрослые научат наблюдать за растением, видеть в зеленом ростке особое живое существо, жизнь которого целиком зависит от того, получает он уход или нет. Только с помощью взрослых дошкольник может понять, что жизнь растения зависит от наличия тепла, света и хорошей почвы, научится отличать здоровое и сильное растение от слабого, хилого, требующего «лечения». Научившись понимать состояние растений, ребенок будет сочувствовать и ухаживать. Таким образом, решаются задачи познавательно – исследовательского, социально-личностного, эстетического развития ребенка. Маленькие дети любят действовать. Мир вокруг себя они познают практически, а свои действия с наблюдениями за результатами. Практической деятельностью является непосредственное участие детей в ходе за растениями. Приобщение к посильному труду по уходу за растениями – это, прежде всего развитие таких качеств, как ответственность за выполнение поручения, за полученный результат, обязательность, целеустремленность. А это очень важные качества для обучения ребенка в школе. Однако проблема состоит в том, что дети младшего дошкольного возраста в недостаточной степени имеют представления о растениях, о том, где они растут, о необходимых условиях их роста, их интерес к познавательно-исследовательской деятельности недостаточно развит. Чтобы удовлетворить детскую любознательность, привить первые навыки активности и самостоятельности мышления, мы создали условия для поисково-исследовательской деятельности детей. Ознакомление с ростом и развитием растений можно осуществлять в зимне-весенний период, выращивая в помещении детского сада различные культуры из семян и луковиц, используя для этого огород на окне.
Цель проекта: формировать бережное отношение к природе посредством расширения представлений об окружающем мире, на основе ближайшего социального, природного окружения,
Задачи.
- Закреплять и расширять знания детей о растениях их красоте и пользе.
- Воспитывать стремление к познанию природы через творческую, познавательно-исследовательскую деятельность.
- Формировать представления о простейших взаимосвязях в живой и неживой природе.
Предполагаемый результат.
- Проявляет интерес к растениям, их особенностям, простейшим взаимосвязям в природе.
- Выделяет наиболее характерные сезонные изменения в природе.
- Участвует в беседах во время рассматривания предметов, наблюдений за живыми объектами.
- Проявляет эмоциональную отзывчивость на красоту объектов природы.
- Проявляет бережное отношение к природе.
Этапы реализации проекта.
Подготовительный этап.
Деятельность педагога.
• Беседы с детьми (выявление уровня знаний о растениях).
• Составление плана работы над проектом.
• Сбор материала необходимого для реализации проекта.
• Разработка конспекта занятий, презентаций по планируемой теме.
• Организация предметно – развивающей среды по теме проекта.
• Изготовление дидактических игр и пособий.
Деятельность детей.
• Рассматривание иллюстративного материала по теме проекта.
Взаимодействие с семьей.
• Совместное обсуждение мероприятий по выполнению проекта.
Практическая работа.
Деятельность педагога.
• Беседа с детьми познавательного характера.
• Организация предметно-развивающей среды по теме.
• Подготовка информации для родительских уголков.
• Создание презентаций для занятий по темам: "Мир растений», «Загадки о цветах», пословицы, поговорки.
Деятельность детей.
• Посадка семян цветов, лука в землю. Посадка травки.
• Уход за растениями.
• Выполнение заданий в самостоятельных наблюдениях.
• Игровая, двигательная деятельность.
• Участие в практической деятельности.
Совместная деятельность взрослых и детей.
• Рассказы воспитателя, чтение детской художественной литературы.
• Различные виды изобразительной деятельности на экологическую тематику.
• Просмотр фильмов о растениях.
• Рассматривание дидактических картинок, иллюстраций об овощах, травах.
Заключительный этап.
Деятельность педагога.
- Мастер-класс для родителей.
- Презентация проекта.
- Презентации родителей.
Деятельность детей.
• Участие в итоговой беседе о проделанной работе.
• Участие в презентации проекта "Растительный мир".
• Оформление альбомов, буклетов, фотовыставок для родителей.
Мероприятия по реализации проекта.
Беседы и наблюдения.
- «Растения – это жизнь».
- «Деревья в нашем саду».
- «Какая польза от растений».
- «Солнце, воздух и вода наши лучшие друзья».
- Наблюдение за тем, как педагог ухаживает за комнатными растениями.
- Наблюдение за одуванчиками.
- «Что бывает на растениях после цветов».
- Рассматривание бархатцев и пересадка их из грунта.
Опытно-экспериментальная деятельность.
- «Строение растений».
- «Рост и развитие растений».
- «Земля, какая она?»
- «Вода и росток».
- «Солнце и росток».
Социально – коммуникативная деятельность.
- Отбор и посев семян.
- Полив, уход и наблюдения за растениями.
- Речевое развитие. Экологические занятия по темам.
- «Волшебная корзинка».
- «Мир овощей».
- «Семена».
- «Первые всходы».
Игровая деятельность.
- Дидактические игры: «Вершки и корешки», «Чудесный мешочек».
- Настольные игры: «Парные картинки», «Овощи», «Времена года».
- Подвижные игры: «Кто больше соберет», «Ножки, ножки», «Найди свой домик», «Ёжик», «Мы с друзьями», «Солнышко и дождик», «По тропинке».
• Рассматривание иллюстраций с изображением различных растений, которые можно вырастить на подоконнике.
• Рассматривание различных семян.
Художественно – эстетическая деятельность детей.
• Раскрашивание картинок «В огороде я росту», «Листья желтые летят».
Рассказы и сказки: Е.Бехлерова «Капустный лист».
• Изготовление табличек-указателей с названием растений и первых восходов.
• Рисование «Одуванчик – золотой», «Деревья нашего детского сада».
• Лепка «Овощи большие и маленькие».
• Аппликация «Осенний сад», «Клумба», «Падают листья».
Речевое развитие.
• Чтение сказок: «Репка», «Вершки и корешки», «Пых», «У солнышка в гостях».
• Инсценировка – игра «Однажды хозяйка с базара пришла».
• Рассказ детей по теме: «Дачный огород у бабушки».
• Разучивание с детьми стихов, загадок, пословиц и поговорок о растениях, времени года.
Консультация для родителей «Приучение ребенка к помощи».
Ресурсное обеспечение.
1. Подборка методической и художественной литературы и иллюстраций.
2. Экологический уголок.
3. Методический инструментарий: конспекты занятий, сценарии развлечений, картотека дидактических игр и т.д.
4. Технические средства: компьютер, музыкальный центр, фотоаппарат и т.д.
Подведение итогов.
Таким образом, комплексная реализация мероприятий по экологическому образованию через компанию проектной деятельности способствовала:
1) росту профессионализма воспитателя, настоящим достижениям в работе с детьми, знанием и практическим владением способами экологического образования и воспитания;
2) осознание детками бережного отношения к природе, важности ее охраны и формированию практических умений создавать и поддерживать отличные условия вместе с взрослыми.
Список литературы.
Основная общеобразовательная программа дошкольного образования «Детство» в согласовании с ФГТ. Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, З. А. Михайлова.
Балаценко Л. Работа с родителями по экологическому воспитанию малышей. Ребенок в детском саду. 2002. N 5.
Воронкевич. О. А. Добро пожаловать в экологию! СПб., Детство-пресс. 2002.
Дыбина О. В., Рахманова Н. П., Щетинина В. В. Неизведанное рядом: Занимательные опыты и опыты для дошкольников. М.: ТЦ Сфера, 2005. (серия «Вместе с детками).
Рыжова Н. А. Экологическое образование в детском саду. М.: Изд. дом «Карапуз», 2001.
Предварительный просмотр:
Экологический проект
«Мы любим природу»
(для детей старшего дошкольного возраста).
Автор проекта:
воспитатель МАДОУ
ДС№38 «Домовёнок»
г. Нижневартовск
Баданина Наталья Станиславовна
Введение.
Общение детей с природой, организованное педагогом, содержание познаний, доступное возрасту, восприятию детей, вызывает устойчивый энтузиазм, стимулирует желание заботиться о природе и охранять ее. Чтоб воспитать у детей гуманное отношение к природе, важны не лишь знания, но и воспитание гуманных эмоций, положительного опыта общения с природой.
Наблюдения за детьми во время самостоятельных игр на свежем воздухе показывают, что дети иногда жестоко, негуманно относятся к природе. И чрезвычайно важно учить ребенка с самого раннего детства понимать красоту природы, воспитать красоту природы, воспитать доброту, человечность. Потому главная цель проекта — развивать познавательный энтузиазм к живой природе, воспитывать любовь к природе, уважительного и заботливого дела к ней, расширить знания о природе. Методика работы с детками в рамках проекта разработана на базе интегрированного подхода. В ходе работы по проекту дети ведут наблюдения, экспериментируют, рисуют, лепят, знакомятся с литературными произведениями. Чрезвычайно важно развивать у детей наблюдательность, эстетическое восприятие, эстетические эмоции, художественный вкус, творческие возможности.
Актуальность: проект «Мы любим природу» описывает цели, задачи, направленные на экологическое воспитание дошкольников
Срок: долгосрочный.
Тип: познавательно-исследовательский.
Участники:
- воспитатели;
- дети старшего дошкольного возраста;
- родители.
Цель проекта: развивать познавательный энтузиазм к живой природе, воспитывать любовь к природе, уважительного и заботливого дела к ней, расширить знания о природе.
Задачи проекта.
1. Способствовать формированию представлений детей о растительном мире – деревьях и кустарниках.
2. Сформировывать эмоционально – радостное ощущение от активной роли в совместной, коллективной работе.
3. Развивать логическое мышление, речь, кругозор.
4. Развивать наблюдательность.
5. Развивать творчество, воображение, мышление, внимание
6. Воспитывать чувство красивого, обогащать знания и впечатления о растительном мире.
7. Воспитывать эмоциональный отклик, интерес и эстетическое отношение к растительному миру.
8. Воспитывать любознательность, любовь и бережное отношение к природе родного края.
Предмет исследования.
Процесс включения семьи и малышей при ознакомлении детей с деревьями и кустарниками, как средство воспитания любви к природе.
Предполагаемый итог.
1. Сформирование знаний о деревьях и кустарниках в летний период.
2. Различение деревьев по листьям, плодам и коре
3. Сбор гербария.
4.Изготовка экологической газеты «Прикоснись к природе сердцем».
Подготовительная работа.
1. Чтение художественной литературы: А. Фет «Печальная береза», Л. Толстой «Как прогуливаются деревья», «Черемуха», «Старый тополь», «Яблони», И. Бунин «Березовый лист» и др.
2. Беседа с детьми о деревьях, растущих в нашей местности.
3. Наблюдения за деревьями и кустарниками на прогулке.
Рассматривание картинок, иллюстраций о деревьях и кустарниках
Опытно – исследовательская работа.
1. Рассматривание коры деревьев через лупу;
2. Распознание кустарников и деревьев по соответствующим признакам;
3. Рассматривание жилкования листьев с зарисовкой через лупу.
Художественно – творческая деятельность.
1. Лепка «Чудо-дерево» (с помощью веточек).
2. Аппликация «Лес», «Дуб» (изготовление с помощью нестандартной техники из скомканной бумаги).
3. Рисование «Летнее дерево» (с помощью нестандартной техники – тычкование).
4. «Во поле береза стояла» (лепка с помощью веточек).
Физкультурно-оздоровительная работа:
- упражнения: «Веточка», «Деревце».
- бег между деревьями.
- упражнение на перешагивание и равновесие «Через бревно».
- дыхательная гимнастика «Вдыхаем запахи березовой рощи».
- подвижная игра «Найди собственный дерево».
Работа с родителями.
Оформление экологической газеты «Берегите природу».
Результаты проектной деятельности.
Дидактические игры, фото досугов, изготовление макета «Лес», изготовление экологических газет.
Этапы реализации проекта.
1 шаг. Организационный:
- подбор и изучение литературы;
- постановка цели и разработка содержания учебно-воспитательного процесса;
-группировка материала, составление плана.
2 шаг. Практический.
1. «Ознакомление детей с растительным миром».
Наблюдения, беседы.
Цель: сформировывать представления о деревьях и кустарниках.
Дети рассматривание листьев деревьев; разглядывают листочки, сравнивают деревья и кустарники.
2. «Деревья и кустарники». (Комплексное занятие ФЭП + лепка.)
Цель: учить различать деревья и кусты; воспитывать интерес к миру растений.
3. «Путешествие в лес».
Цель: учить различать деревья и кусты; учить работать по схемам; воспитывать энтузиазм к окружающему миру.
4. Сбор листьев для гербария.
Цель: уяснить название дерева, как оно смотрится; развивать внимание и наблюдательность; учить быть осторожным; расширять знания обокружающим мире.
5. «Веселые старты». Физкультурное развлечение.
Цель: чувственно – положительно откликнуться на подвижные игры, проявить желание в роль в играх, получить заряд бодрости.
6. «Трудная жизнь деревьев – горожан». Эколого-оздоровительный поход.
Цель: познакомить с деревьями, возрастающими в черте города; объяснить зависимость их состояния от наружных условий.
7. «В гости к деревьям». Экологическое развлечение + опыт.
Цель: рассматривание коры деревьев, листочки.
8. «Во поле береза стояла». Комплексное занятие музыка + лепка.
Цель: сделать радостное настроение у детей, вызвать желание плясать под знакомые песни, лепить березовую рощу.
9. «Правила друзей леса». Беседа с показом на картинах.
10. «Берегите лес». Экологическая игра.
Цель: закрепить познания о нормах поведения в природе; воспитывать природоохранное поведение; развивать творческие возможности.
11. «Открывай и изучай природу родного края». Игра – путешествие.
Цель: сформировывать экологические знания о лесе; закреплять познания о животном и растительном мире родного края.
12. «Здравствуй, дедушка тополь!», «Травка, куст, деревце». Экскурсия по экологической тропинке – вокруг детского сада.
Цель: направить внимание на летние деревья, отыскивать знакомые деревья.
13. «Посадим лес». Комплексное занятие + аппликация.
Цель: закрепить познания о строении дерева и кустарника, о их отличительных признаках; Воспитывать любовь к окружающей природе и желание хлопотать о ней.
14. «Лес». Художественное творчество – большая аппликация с использованием нетрадиционной техники.
15. «Летнее дерево». Художественное творчество – рисование с помощью нестандартной техники – тычкования.
16. «Прикоснись к природе сердцем». Экологическая газета.
3 шаг. Заключительный:
— распространение опыта в детском саду;
— презентация проекта.
4 шаг. Подведение итогов.
Таким образом, комплексная реализация мероприятий по экологическому образованию через компанию проектной деятельности способствовала:
1) росту профессионализма воспитателя, настоящим достижениям в работе с детьми, знанием и практическим владением способами экологического образования и воспитания;
2) осознание детками бережного отношения к природе, важности ее охраны и формированию практических умений создавать и поддерживать отличные условия вместе с взрослыми.
Список литературы.
Основная общеобразовательная программа дошкольного образования «Детство» в согласовании с ФГТ. Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, З. А. Михайлова.
Балаценко Л. Работа с родителями по экологическому воспитанию малышей. Ребенок в детском саду. 2002. N 5.
Воронкевич. О. А. Добро пожаловать в экологию! СПб., Детство-пресс. 2002.
Дыбина О. В., Рахманова Н. П., Щетинина В. В. Неизведанное рядом: Занимательные опыты и опыты для дошкольников. М.: ТЦ Сфера, 2005. (серия «Вместе с детками).
Рыжова Н. А. Экологическое образование в детском саду. М.: Изд. дом «Карапуз», 2001.
Приложение.
Экологическая газета для родителей
Любим ли мы природу? Правильно ли относимся к ней? Как научить детей любить природу? Как сделать так, чтобы встреча с природой доставляла детям удовольствие?
Мы все знаем, что ребят интересует многое, не всегда мы можем ответить правильно на их вопросы. Но нет необходимости сразу отвечать на все вопросы ребёнка. Есть такие ситуации, где мы должны ребёнку самостоятельно понаблюдать и сделать вывод, получить ответ на свой вопрос. Никакие книги, никакие разговоры не помогут, если мы не будем поддерживать интерес детей к природе, не будем учить детей любоваться её красотами, если не будем практической деятельностью в природе оказывать помощь природе.
Гуляя в парке вместе с ребёнком, вы видите стаю голубей. Ребёнок бежит радостный и разгоняет птиц. Что вы в этот момент сделаете, как поступите? Как вы считаете, в данной ситуации следует поощрять действия ребёнка или же у вас возникают другие чувства. Как вы поступите? Какие нравственные качества будут формироваться в результате поощрения его действий?
Давайте посмотрим на ситуацию с точки зрения отношения ребёнка к природным объектам. Что получается, если ребёнок может разгонять птиц и ему это доставляет удовольствие? В этом случае он действует с позиции силы, он сильнее их, и мы поощряем его действия. У ребёнка формируется представление о самом себе: с тем, кто слабее, я справлюсь. Таким образом, ребёнок сильней червей, бабочек, кузнечиков, он может их ловить, топтать. Пока не осознанно, но под нашим влиянием это закрепляется и становится нормой поведения в природе, а в дальнейшем это может стать нормой жизни. Недоброжелательность ко всему живому переходит в жестокость не только к природе, но и к людям. И вот здесь можно привести пример из книги Б. Рябинина «О любви к живому»: «Ребёнок пугает голубей. На первый взгляд, невинное занятие, но ведь он развлекается, пугая. Ему нравится, что голуби при его приближении взмахивают крыльями и улетают, что его боятся и вот тут-то корень и первопричина зла. Если так поступает маленький ребёнок в 2-3 года, то делает он это от незнания, как поступить. Но если так действует старший дошкольник, то это уже хуже». Что можно предложить ребёнку в данной ситуации?
- Предложить понаблюдать за птицами. Что они делают, чем занимаются?
- Показать ребёнку, что у птиц своя жизнь, они живые существа, и не следует им мешать. Учить детей не мешать живым существам, а оберегать их.
Наша задача заинтересовать ребят жизнью других живых существ и поддерживать этот интерес. Выполнить эту задачу помогут досуги с ребёнком на природе. Окружающая нас природа с её удивительными разнообразными явлениями, неисчерпаемыми возможностями познания и воспитания играет большую роль в организации прогулок с детьми на природу.
В А.Сухомлинский говорил: «Глубоко ошибаются считающие, что если детей окружает природа, то уже в самом этом факте кроется могучий стимул умственного развития. В природе нет никакой магической силы, влияющей на разум, чувство и волю. Природа становится могучим источником воспитания лишь тогда, когда человек познаёт её, проникает мыслью в причинно-следственные связи».
Так пусть же природа будет нашей союзницей в воспитании детей. Давайте чаще отправляться вместе с ребёнком на природу. Такие прогулки сближают вас (родителей) со своими детьми, помогают установить дружеские отношения на основе взаимопонимания. Во время прогулок вы имеете большие возможности воспитательного воздействия на ребёнка, а так же развиваете его ум, тренируете его внимание, память. Просто надо научиться заполнять прогулки определённым содержанием, добиваясь, чтобы каждая из них стала праздником для ребёнка и наполняла его душу радостью.
Важно, чтобы прогулка с детьми на природе были постоянными и желанными для ребёнка. Ведь можно вечером, удобно расположившись в кресле, смотреть телевизор. А можно, отбросив на время все свои дела и заботы, взять за руку ребёнка и пойти с ним на природу. Задумайтесь, сколько всего интересного можно показать ребёнку на высоком тёмном небе с огромным количеством звёзд и созвездий. И здесь будет присутствовать всё: и задушевная беседа, и откровенный разговор. А сколько положительных эмоций получит ребёнок во время общения с близким ему человеком.
Интересное в природе происходит каждый день. Нам лишь надо увидеть это самим и показать это ребёнку. Мы должны поддерживать у детей познавательный интерес к происходящему в природе. Нет такого периода в природе, когда ребёнку нечего было бы показать. Каждое время года по-своему прекрасно и очаровательно и имеет большой запас разнообразных природных явлений, которые интересны для наблюдений с детьми. Совершая прогулки, следует помнить, что в природе нет полезного и вредного. Всё в природе взаимосвязано. Уничтожение одного вида влечёт за собой гибель другого. Об этом мы должны помнить всегда, совершая прогулки с ребёнком, и правильно относиться ко всем живым объектам.
Например, часто бытуют разговоры о том, лягушки отвратительны, холодные, мокрые, лупоглазые. И было бы, наверное, значительно легче выбирать себе друзей, опираясь лишь на внешность, если бы внешность всегда гармонировала с внутренней красотой. Каждый живой организм самобытен, интересен. Каждый в праве рассчитывать на доброе отношение к себе человека – человека разумного, будь то тритон или лягушка.
С наступлением тёплых дней нас сильно тянет за город, на природу. И очень хорошо, когда рядом с вами будут ваши дети. И как замечательно, когда организуются загородные поездки всей семьёй. Заготавливаются продукты, собирается рюкзак и т.д.
Свой поход на природу следует начинать с приветствия не только друзей, с которыми там встречаешься. Но при этом важно поздороваться и с деревьями, кустами, птицами, насекомыми: «Здравствуй, родная природа, мы пришли к тебе в гости» Да, мы приходим к природе в гости и поэтому должны вести себя соответствующим образом: как доброжелательные люди, не забывая при этом, что наше поведение на природе – эталон поведения для ребёнка. Обычно, приехав на пикник, родители капитально обосновываются на месте, с которого их не сдвинешь. А детей всегда манит даль. Здесь они видят перед собой новое и доселе ему неизвестное. Ребёнок изумляется открывшимся ему тайнам природы, которые впоследствии могут стать могучим толчком для развития ребёнка.
Дети – неутомимые исследователи. Поняв закономерность, они сразу же начинают искать новые подтверждения своих выводов. И здесь они не всегда могут обойтись без помощи взрослого. Вопрос: а как её оказать? По возможности так, чтобы ребёнок как исследователь большую часть поиска сделал сам. Часто бывает достаточно показать ребёнку место поиска, например, лужу и наблюдать там осторожно за водомерками.
Можно взять с собой карандаши и предложить нарисовать с натуры. Рисовать можно и по памяти, дома, отражая в рисунке и свои впечатления о проведённой прогулке. Как хорошо на природе прочитать подходящее к месту стихотворение. А также вспомнить ранее прочитанные сказки о животных, насекомых, растений, птиц, поискать их тут же на полянке и понаблюдать за ними. Уместно загадать детям загадки о природных явлениях. Подумайте, сколько положительных эмоций получит ребёнок, найдя живую отгадку. Можно также вспомнить пословицы, поговорки, приметы, которые оказывают большое влияние на развитие личности дошкольника. А как хорошо, собравшись вместе, негромко спеть знакомые песни о природе.
Такие минуты общения необходимы как взрослым, так и детям и надолго остаются в памяти.
С ребёнком можно организовать дидактическую игру, в ходе которой закрепить имеющиеся у ребёнка знания, например, «Найди дерево по описанию», «С какого дерева лист», «Что где растёт» и др.
Бережное отношение к богатствам родной природы надо воспитывать с раннего детства, и на это нельзя жалеть своего труда; только в этом случае, если сами родители бережно относятся к природе, можно требовать и от детей того же, терпеливо обучая их азбуке поведения на природе с детства.
И невдомёк иным взрослым, как развращают и ранят души детей картины, которые запечатлевают следы варварского поведения на лоне природы, которые превращают лесные поляны, полные тайн и чудес, в полумёртвый пейзаж. Поймите, что для понимания природы недостаточно одних знаний. Здесь требуется ещё одно чувство – чувство природы. Только вкладывая свою душу, можно научить детей уважать её и заботиться о ней.
Воспитатель: Баданина Наталья Станиславовна
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Инновационная деятельность в детском саду по теме «Формирование здорового образа жизни у детей дошкольного возраста через создание модели развивающей педагогики оздоровления»
В статье представлен опыт работы по формированию у дошкольников представлений о здоровом образе жизни. План работы на год и итоги....
Компетенция в сфере инновационной деятельности (в детском саду)
Современные образовательные технологии, используемые в ДОУ (здоровьесберегающие, ИКТ, игровые и театральные, технология развивающего обучения, интеллектуально-творческого развития детей, пр...
"Проектная деятельность в детском саду по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста на тему "Цветущая весна"
проект по экологическому воспитанию...
Инновационная деятельность в детском саду.
Инновационная деятельность в детском саду....
ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ДЕТСКИХ САДАХ.ПРОЕКТНЫЙ МЕТОД В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГОВ ДОО
Презентация для студентов пед.колледжей и ВУЗов по специальности "Дошкольное образование"...
Программа инновационной деятельности «Взаимодействие детского сада и семьи, обеспечивающее нравственно-патриотическое воспитание дошкольников» Модуль «Моя родина»
Данная программа апробирована и применена в дошкольном учреждении по нравственно- патриотическому воспитанию....
Инновационная деятельность в детском саду по экологическому воспитанию
Метод проектов — творческий путь и для педагога. В его основе лежит развитие познавательных навыков детей дошкольного возраста, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентиров...