Проект по гражданско-патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста на основе познания социального мира «Юный патриот»
проект (подготовительная группа)
Проблема гражданско-патриотического воспитания детей дошкольного возраста всегда стоит одной из актуальных.
Патриотическое воспитание - это основа формирования будущего гражданина.
Патриотическое чувство не возникает само по себе. Это результат длительного целенаправленного воспитательного воздействия на человека, начиная с самого детства.
Ребенок не рождается злым или добрым, нравственным или безнравственным. То, какие нравственные качества разовьются у ребенка, зависит, прежде всего, от родителей и окружающих его взрослых, как они его воспитают, какими впечатлениями обогатят.
Любовь к Родине, привязанность к родной земле, языку, культуре, традициям входят в понятие «патриотизм». Оно проявляется в чувстве гордости за достижения родной страны, в горечи за ее неудачи и беды, бережном отношении к народной памяти, национально-культурным традициям.
Поэтому большую работу по воспитанию у детей патриотических чувств необходимо вести в дошкольном учреждении, в результате систематической, целенаправленной воспитательной работы у детей могут быть сформированы элементы гражданственности и патриотизма.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_yunyy_patriot.docx | 39.54 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД «СВЕТЛЯЧОК» г.ХВАЛЫНСКА
Проект
по гражданско-патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста на основе познания социального мира
«Юный патриот»
Разработчики:
Оленина Н.А., воспитатель,
Лашевская И.В., воспитатель.
Хвалынск, 2022
СОДЕРЖАНИЕ:
I | ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ |
1.1 | Паспорт проекта |
1.2 | Пояснительная записка |
1.3 | Цели и задачи проекта |
1.4 | Принципы и формы работы проекта |
1.5. | Тематический блок |
1.6. | Предполагаемый результаты |
II | СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ |
2.1 | Календарно – тематический план |
2.2. | Работа с родителями |
III | ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ |
3.1 | Развивающая предметно-пространственная среда как условие гражданско - патриотического воспитания дошкольников |
3.2 | Список литературы |
Приложение |
- ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ ПРОЕКТА
- ПАСПОРТ ПРОЕКТА
Содержание | Пояснение |
Название проекта | «Юный патриот» |
Тип проекта | Познавательный |
По содержанию | Ребёнок и окружающий мир |
Вид проекта | Коллективный, групповой |
Авторы проекта | Оленина Н.А., Лашевская И.В. |
Участники | Дети, родители, педагоги: Спартак Е.А., Ефремова В.В., Аканаева Л.Н., Ломова Т.В., Горбунова Н.С., Алексеева О.П., Лашевская И.В., Ловыгина О.В., Оленина Н.А., Парамонова Г.Н., Мирошниченко Н.Ю., Кочеткова Е.А. |
Период | Долгосрочный – 01.10.2022 г. – 31.06.2023 г. |
Основания для разработки проекта | Проблема гражданско-патриотического воспитания детей дошкольного возраста всегда стоит одной из актуальных. Патриотическое воспитание - это основа формирования будущего гражданина. Патриотическое чувство не возникает само по себе. Это результат длительного целенаправленного воспитательного воздействия на человека, начиная с самого детства. Ребенок не рождается злым или добрым, нравственным или безнравственным. То, какие нравственные качества разовьются у ребенка, зависит, прежде всего, от родителей и окружающих его взрослых, как они его воспитают, какими впечатлениями обогатят. Любовь к Родине, привязанность к родной земле, языку, культуре, традициям входят в понятие «патриотизм». Оно проявляется в чувстве гордости за достижения родной страны, в горечи за ее неудачи и беды, бережном отношении к народной памяти, национально-культурным традициям. Поэтому большую работу по воспитанию у детей патриотических чувств необходимо вести в дошкольном учреждении, в результате систематической, целенаправленной воспитательной работы у детей могут быть сформированы элементы гражданственности и патриотизма. |
Цель | Формирование патриотического отношения и чувства сопричастности к малой родине, стране, культуре на основе историко-национальных особенностей родного края и страны |
Задачи | Воспитание у ребенка любви и привязанности к своему городу (малой Родине); Знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн); государственными праздниками и событиями; Развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны; Развитие интереса к традициям, обычаям, промыслам народов России; Формирование эмоционального отклика и тепла, бережного, заботливого отношения к своему дому, своим близким, детскому саду. |
Предполагаемый результат | Гражданско-патриотическое воспитание сформирует у дошкольников представление о родной стране, желание быть патриотом своей Родины, чувствовать себя ответственным за все то, что в ней происходит, сформирует чувства привязанности к своему дому, своим близким, детскому саду, городу. В ДОУ создан Центр патриотического воспитания. Создана соответствующая предметно-развивающая среда в группах, уголки патриотического воспитания. Составлены конспекты НОД, праздников, вечеров, развлечений |
1.2.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Воспитание чувства патриотизма у дошкольников – процесс сложный и длительный. Любовь к близким людям, к детскому саду, к родному городу и родной стране играют огромную роль в становлении личности ребенка.
В последние годы идет переосмысление сущности патриотического воспитания: идея воспитания патриотизма и гражданственности, приобретая все большее общественное значение, становится задачей государственной важности. При этом акцент делается на воспитание любви к родному дому, природе, культуре малой Родины.
Знакомство детей с родным краем: с историко-культурными, национальными, географическими, природными особенностями формирует у них такие черты характера, которые помогут им стать патриотом и гражданином своей Родины. Ведь, яркие впечатления о родной природе, об истории родного края, полученные в детстве, нередко остаются в памяти человека на всю жизнь.
Как не велика наша страна, человек связывает свое чувство любви к ней с теми местами, где он родился, вырос; с улицей, по которой ходил не раз; с двором, где посадил первое деревце, с детским садом, школой, в которых он вырос.
Патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного учреждения. Поэтому, задачей детского сада является: воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу, стране; формирование бережного отношения к природе и всему живому; воспитание уважения к труду; развитие интереса к народным традициям и промыслам людей Хвалынского района; формирование элементарных знаний о правах человека; расширение представлений о городах, знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн); развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны; формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям. Данные задачи решаются во всех видах детской деятельности: на занятиях, в играх, в быту.
Актуальность. Проблема патриотического воспитания в последнее время приобретает острую актуальность, вместе с тем становиться чрезвычайно сложной. Сложности эти вызваны переосмыслением в обществе самого понятия патриотизм. Быть патриотом - значит ощущать себя неотъемлемой частью Отечества. Это сложное чувство возникает еще в дошкольном возрасте, когда закладываются основы ценностного отношения к окружающему миру, и формируется в ребёнке постепенно, в ходе воспитания любви к своим ближним, к детскому саду, к родным местам, родной стране. Воспитание чувства патриотизма у дошкольников - процесс сложный и длительный. Очень важно, чтобы ребенок уже в дошкольном возрасте почувствовал личную ответственность за родную землю и ее будущее.
В последние годы идет переосмысление сущности патриотического воспитания: идея воспитания патриотизма и гражданственности, приобретая все большее общественное значение, становится задачей государственной важности. При этом акцент делается на воспитание любви к родному дому, природе, культуре малой Родины.
Знакомство детей с родным краем: с историко-культурными, национальными, географическими, природными особенностями формирует у них такие черты характера, которые помогут им стать патриотом и гражданином своей Родины.
Новизна. Проект содержит теоретические и практические материалы, помогающие организовать работу по воспитанию чувства патриотизма у детей.
1.3. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОЕКТА
Цель:
- Формирование гражданско - патриотического отношения и чувства сопричастности к родному краю, стране, культуре на основе историко-национальных особенностей родного края и страны.
Задачи:
• Воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, городу;
• Знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн); государственными праздниками и событиями.
• Развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны;
• Развитие интереса к русским традициям, обычаям, промыслам;
• Формирование чувства уважения к другим народам, их традициям;
- ПРИНЦИПЫ И ФОРМЫ РАБОТЫ ПРОЕКТА
Принципы работы:
- Принцип энциклопедичности - отбор содержания знаний из разных областей действительности (социальный мир, природа, культура).
- Принцип систематизации знаний и последовательного проведения работы с детьми.
- Принцип индивидуальности - учёт индивидуальных особенностей и возможностей каждого ребёнка.
- Принцип активности и сознательности всего коллектива педагогов и родителей в поиске новых и эффективных форм и методов работы с детьми по данной проблеме.
- Принцип комплексности и интегрированности - взаимосвязь с другими видами деятельности в едином педагогическом процессе.
- Принцип целевой направленности - организация деятельности направленной на результат.
Формы работы:
- Экскурсии.
- Целевые прогулки.
- Беседы и НОД по тематике.
- Совместная продуктивная деятельность детей, педагогов и родителей.
- Дидактические, подвижные и хороводные игры.
- Сюжетно-ролевые игры.
- Чтение художественной литературы.
- Рассматривание иллюстраций, картин.
- Беседы.
1.5. ТЕМАТИЧЕСКИЙ БЛОК
«Моя страна – Россия. Малая Родина - Хвалынск» включает в себя: расширение элементарных представлений о своей стране России, ее столице – городе Москва; знакомство с государственной символикой: флаг, герб, гимн; расширение знаний о Хвалынске; раскрытие перед детьми ценности окружающего мира.
«Государственные праздники» включает в себя: расширение знаний о государственных праздниках РФ и важных событиях.
«Народные праздники и традиции»: приобщение к истокам русской народной культуры, ее традициям и обычаям, обогащение знаний о традициях Хвалынского района.
1.6.ПРЕДПОЛАГАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ
Гражданско-патриотическое воспитание сформирует у дошкольников представление о родной стране, желание быть патриотом своей Родины, чувствовать себя ответственным за все то, что в ней происходит, сформирует чувства привязанности к малой Родине.
Умение выражать собственное мнение, анализировать происходящее, оказывать помощь.
Приобретение детьми дошкольного возраста навыков социального общения с взрослыми.
Продукт проекта:
В ДОУ создан Центр патриотического воспитания.
Создана соответствующая предметно-развивающая среда в группах, уголки патриотического воспитания.
Составлены конспекты НОД, праздников, вечеров, развлечений, экскурсий, других мероприятий.
Приобретен дидактический и наглядный материал, атрибутика.
2.2. РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ
№ | Мероприятие | Цель/содержание | Время проведения |
1 | Анкетирование родителей «Нужно ли гражданско-патриотическое воспитание дошкольников» | анкета (приложение) | октябрь 2022 г. |
2 | Помощь в создании Центра патриотического воспитания в ДОУ | Сотрудничество родителей и детского сада в гражданско-патриотическом воспитании дошкольников. Повышение компетенции родителей по данной проблеме. Установление единых взглядов по гражданско-патриотическому воспитании дошкольников. | В течение года |
3 | Участие родителей в праздничных мероприятиях | ||
4 | Круглый стол "Современный мир глазами дошкольников: что думают российские дети о Родине, жизни в России, о президенте и т.д. | декабрь 2022 | |
5 | КВН «Что мы знаем о России» две команды родителей и детей. | апрель 2023 |
III ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
3.1. РАЗВИВАЮЩАЯ ПРЕДМЕТНО – ПРОСТРАНСТВЕННАЯ СРЕДА КАК УСЛОВИЕ ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ
3.1.1. Центр патриотического воспитания
Название экспозиции | содержание |
Символика Российской Федерации | Макет Кремля. Портрет Президента. Изображения символики РФ – флаг, герб, гимн. Приобретение значков для детей. |
Уголок России – Отчий дом | Портрет Губернатора Саратовской области. Изображения символики Саратовской области и Хвалынского района: герб. Картины с изображением природы, исторических достопримечательностей Хвалынска. |
Мы память бережно храним | Музейный уголок боевой славы Платонова Г.Ф., Героя Великой Отечественной войны. |
В единстве сила | Баннер с изображение В.В.Путина и его высказыванием «Мы дети России, великой страны». Куклы в национальных костюмах народов Хвалынского района и России |
Космос | Интерактивное панно-баннер Вселенной |
3.1.2.Уголки патриотического воспитания в средних – подготовительных группах:
Изображения флага, герба, гимна, Президента РФ.
Тематические альбомы.
Тематическая детская литература.
Тематические репродукции картин.
Тематические дидактические, настольные игры.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Анкета для родителей
Уважаемые родители!
Нас интересует ваше мнение по гражданско - патриотическому
воспитанию детей.
Предлагаем ответить на ряд вопросов.
1.Что Вы вкладываете в понятие «патриотизм»?
____________________________________________________________________________________________________________________________________
2.Признаёте ли Вы важность патриотического воспитания в развитии личности человека (подчеркнуть):
- да
- нет
3.С какого возраста на Ваш взгляд необходимо начинать патриотическое воспитание детей? __________________________________________________________________
4.С чего именно нужно начинать воспитание патриотических чувств?
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
5.Беседуете ли Вы со своим ребёнком о родном городе, стране? На какие темы?
________________________________________________________________
________________________________________________________________
________________________________________________________________
6.Какую помощь Вы готовы оказать детскому саду по патриотическому воспитанию дошкольников (подчеркнуть):
- подбор информационного материала об истории и культуре Хвалынска, страны;
- помощь в приобретении наглядно-иллюстративного и дидактического материла;
- изготовление дидактического и наглядного материала;
- помощь в организации экскурсий;
- другое _______________________________________________________
Благодарим за сотрудничество!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Экологическое воспитание детей дошкольного возраста как средство познания окружающего мира»
Опыт работы с детьми по экологическому воспитанию...
Перспективный план работы с детьми младшего, старшего дошкольного возраста по теме" Опытно- экспериментальная деятельность детей дошкольного возраста как средство познания окружающего мира"
Перспективный план работы с детьми по теме" Опытно- экспериментальная деятельность детей дошкольного возраста как средство познания окружающего мира"...
Конспект мастер – класса для воспитателей ДОУ на тему: "Опытно- экспериментальная деятельность детей дошкольного возраста как средство познания окружающего мира"
мастер – класса для воспитателей...
Опыт работы по теме: " Опытно-экспериментальная деятельность детей дошкольного возраста как средство познания окружающего мира"
Обобщение опыта работа по теме....
Статья "Значение темы: "Формирование математических представлений у детей дошкольного возраста в процессе познания окружающего мира".
Краткое описание опыта работы над темой "Формирование математических представлений у детей дошкольного возраста в процессе познания окружающего мира"....
Методическая разработка по ознакомлению детей дошкольного возраста с основами финансовой грамотности «Юный финансист»
Цель разработки – формирование у детей дошкольного возраста предпосылок финансовой грамотности и правильного восприятия денег и денежных отношений....
Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста "Ознакомление с предметным социальным миром" тема: "Красная книга Оренбургской области"
Знакомство детей с историей возникновения «Красной книги», с какой целью она создана, с растениями и животными, занесенными в Красную книгу.Уточнение представлений детей о единстве и взаим...