Статья "Значение темы: "Формирование математических представлений у детей дошкольного возраста в процессе познания окружающего мира".
статья по математике

Парфёнова Екатерина Николаевна

Краткое описание опыта работы над темой "Формирование математических представлений у детей дошкольного возраста в процессе познания окружающего мира". 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon opyt_raboty.doc80.64 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 16 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением

деятельности по физическому развитию детей

Калининского района Санкт-Петербурга

                                                               

Статья

«Значение темы: "Формирование математических представлений

 у детей дошкольного возраста в процессе познания окружающего мира".

                                                                       

                                                Воспитатель: Парфёнова Е.Н

Дошкольное образование является важным звеном в развитии личности и способностей каждого ребенка. Заложенные знания и навыки в данный период являются основополагающими не только в детстве, но и в дальнейшей жизни человека, поэтому на них стоит обратить особое внимание. При рождении основную массу информации ребенок получает извне с помощью органов зрения и осязания: то, что увидит, хочет потрогать. Именно в этот период жизни формируются абстрактные и образные представления об окружающем нас мире. Цель педагога дошкольного образования - структурировать их и пополнить новыми, чтобы увиденный предмет или их группу ребенок смог охарактеризовать по таким критериям, как цвет, величина, количество и т.д.

Окружающий нас мир полон удивительных вещей, которые увлекают ребенка, заставляют концентрировать внимание. Наш мозг- это огромная ассоциативная машина, построенная на основе зрительных образов, которые связаны между собой. Согласитесь, что запомнить 2 апельсина это проще, чем написанную на бумаге цифру"2". Конечно, со временем ребенок должен научиться считать и писать, но если на начальных этапах все вычислительные процессы будут проходить мысленно, то у ребенка не будет в последующем проблем с устным счетом и другими более сложными вычислениями. Умственное развитие дошкольника станет более совершенным, при этом будет проходить постоянная тренировка памяти.

 В детском саду, работая над развитием элементарных математических представлений , мной решаются следующие задачи: количество и счет предметов, знание чисел, счет предметов группами, деление целого на части, порядковый счет, состав числа из двух чисел, решение простейших задач, формулировка арифметических действий, измерение предметов, представление о форме и величине, ориентировка в пространстве и времени.

Занимаясь с детьми , я стараюсь формировать у них математические представления на основе познания окружающего мира и моя тема - "Формирование математических представлений у детей дошкольного возраста в процессе познания окружающего мира".

Основным видом деятельности для всестороннего воспитания и обучения детей дошкольного возраста является игра. В играх одновременно осуществляется физическое, умственное, нравственное и трудовое воспитание. Игры не только повышают интерес у детей к математике, но и способствуют их эмоциональному подъему, сплачивают детский коллектив. Играя с детьми в различные игры, можно формировать и закреплять у них многие математические понятия.

Так, у младших дошкольников в процессе игр формируются такие представления, как "один, много". Так, в игре "Лиса и зайцы" лиса одна, а зайцев много; в игре "Медведь и пчелы" медведь один, а пчел много. Организуя детей на эти игры, я всегда обговариваю с малышами, кто один, а кого много. При этом всегда с детьми беседую о " главных героях" игр (Кто это лиса? А где она живет? А какая всегда лиса в сказках? А кто такие пчелы? Где они живут? Какую пользу приносят?)

При формировании у детей представлений о равенстве и неравенстве групп предметов также большую помощь оказывают игры. В таких играх, как "Жуки и цветы", "Птички в гнездышках" дети сравнивают предметы по количеству с опорой на наглядную основу, определяют, всем ли жукам хватило цветов, всем ли птичкам досталось гнездышко и если не всем, то почему. Делая выводы, дети определяют, чего больше, а чего меньше и как сделать, чтобы стало поровну. В более старшем возрасте дети пересчитывают предметы по количеству и сравнивают их.

Формируя у малышей понятие о геометрических фигурах и форме предметов, я использую такие игры, как «Самолеты», «Поезд», «Цветные автомобили», наполнив их математическим содержанием. Так, в игре «Самолеты» я раздаю детям вырезанные из картона силуэты самолетов с наклеенными на них геометрическими фигурами. При приземлении самолета ребенок должен найти свое место с символом той геометрической фигуры, которая изображена на его самолете. В дальнейшем в этой игре учитывается не только форма, но и количество изображенных на самолетике фигур.

Развитию у детей представлений о времени помогают такие игры, как «День и ночь», «Месяцы, по порядку» и другие. Для этих же целей я подобрала стихотворения о частях суток, временах года и днях недели.

Пространственные представления у детей я стараюсь развивать в различных видах деятельности: во время режимных процессов (при умывании, одевании, приеме пищи, на занятиях), в индивидуальной работе и совместной деятельности. Так, во время физ. минуток, при выполнении простых упражнений прошу детей поочередно поднимать вперед, вверх или в стороны правую или левую руки, попрыгать на правой или левой ноге. Такие игры дают возможность детям научиться ориентироваться в понятиях »вправо», «влево», «вверх», «вниз». Для закрепления навыков детей в умении ориентироваться в пространстве я сделала картотеку физ.минуток, в которых используются понятия право», «лево».

Навыки счета дети приобретают, используя различные считалки, произнося тексты пальчиковых игр и физ.минуток с использованием счета. Поэтому, приступая к работе над темой, я сделала подборку таких считалок, пальчиковых игр и физ.минуток, в которых используется счет.

Большое внимание я уделяю работе с родителями. На первом родительском собрании знакомлю их с задачами по формированию у детей математических представлений. В течении года помещаю в родительский уголок рекомендации для закрепления с детьми дома в игровой форме знаний, которые они получают в детском саду, провожу индивидуальные консультации.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

консультация для воспитателей на тему: "Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста в различных видах деятельности"

Как помочь детям сформировать математические представления, развить внимание, мышление и память детей,  используя игры и развивающие упражнения в разных видах организованной и совместной деятельн...

Из опыта работы. Тема: «Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста посредством дидактических игр»

Опыт работы«Формирование элементарных математических представлений у детей   дошкольного возраста посредством дидактических игр»Автор:ВоспитательМАДОУ№185Тюкавкина И.А...

«Развитие математических способностей у детей дошкольного возраста в процессе изучения окружающего мира»

Консультация для родителей:«Развитие математических способностей у детей дошкольного возраста в процессе изучения окружающего мира»«Игра – это искра, зажигающая ого...

Консультация для родителей «Развитие математических способностей у детей дошкольного возраста в процессе изучения окружающего мира"

laquo;Развитие математических способностейу детей дошкольного возрастав процессе изучения окружающего мира»...

Районное методическое объединение воспитателей дошкольных образовательных организаций по теме: "Формирование элементарных математических представление у детей дошкольного возраста".

28 ноября на базе детского сада «Хараасгай» прошло районное методическое объединение воспитателей дошкольных образовательных организаций по теме «Формирование элементарных математиче...