Общие понятия и история развития проектной деятельности
статья

Захарова Анжелика Владимировна

Анализ различных подходов ученых в научной литературе к определению проектной деятельности дает основание рассматривать проектную деятельность как совместную целенаправленную деятельность, согласованные методы и способы деятельности, направленные на достижение результата по определенному плану для решения поисковых, исследовательских, практических задач по любому направлению содержания образования.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Общие понятия и история развития проектной деятельности

Следует отметить, что в профессиональном сообществе не сложилось единой трактовке понятия «проектной деятельность». Например, автор Н.В. Борисов, и Т.Г. Новикова определяют ее как «деятельность, направленную на разработку и реализацию образовательных проектов, под которыми понимаются оформленные комплексы инновационных идей в образовании», В.А. Сластенин, Е.Н. Шиянов считают «деятельностью по оформлению реализации целостного решения образовательных задач»; В.А. Болотов  определяет как «процесс выращивания новейших форм общности педагогической общественности и учащихся, нового содержания и технологий образования, способов и технологий деятельности и мышления». Безрукова определяет как «предварительную разработку основных деталей предстоящей деятельности субъектов образовательного процесса», В.П. Беспалько - как «многошаговое планирование деятельности».

Анализ различных подходов ученых в научной литературе к определению проектной деятельности дает основание рассматривать проектную деятельность как совместную целенаправленную деятельность, согласованные методы и способы деятельности, направленные на достижение результата по определенному плану для решения поисковых, исследовательских, практических задач по любому направлению содержания образования.

Итак, одна из основных черт проектной деятельности состоит в том, что она разворачивается в проблемной ситуации, которая не решается прямым действием. Вторая особенность проектной деятельности заключается в том, что ее участники должны быть мотивированы. Но простого интереса недостаточно. Нужно чтобы и педагог, и ребенок реализовывали в проектной деятельности не только свое понимание, но и свои смыслы. Третьей важной особенностью проектной деятельности является ее адресный характер. Поскольку в ходе проектной деятельности ребенок выражает свое отношение, он всегда ищет адресата - человека, к которому обращено его высказывание. Именно поэтому проектная деятельность имеет ярко выраженную социальную окраску, и в конечном итоге является одним из немногих социально значимых действий, доступных дошкольнику.

Метод проектов (проектных) возник в 1920-х гг. в США и связан с развитием гуманистического направления в философии и образовании, начало которому положил американский философ, психолог и педагог Дж. Дьюи. Он предлагал строить обучение на основе целесообразной деятельности ученика, сообразуясь с его личным интересом.

Развитие метода получил в работах В. Килпатрика, Э. Коллингса. Определяя программу школы, работающей по методу проектов, В. Килпатрик писал: «Программа есть ряд опытов, связанных между собой таким образом, что сведения, приобретенные от одного опыта, служат развитию и обогащению целого потока других опытов» . Он считал, что только деятельность, связанная с окружающей ребенка реальностью, соответствует детским интересам. В. Клипатрик предлагал строить обучение на основе расширения и обогащения индивидуального жизненного опыта учащихся.

Анализируя опыт зарубежной педагогики, Е.Г. Кагаров в 1926 г. писал: «Что такое метод проектов? Термин этот употребляют в американской литературе в различных, нередко самых противоречивых значениях.  Наиболее широкое определение этом понятия имеет следующий вид: проект есть всякое действие, совершаемое от всего сердца и с определенной целью» (определение В. Килпатрика).

Е.Г. Кагаров выделял четыре отличительные черты проектного метода:

- исходным пунктом обучения служат детские интересы сегодняшнего дня;

- школьные проекты как бы копируют различные стороны бытия;

-дети сами себе намечают программу занятий и интенсивно ее выполняют;

- проект есть слияние теории и практики: постановка умственных задач и их выполнени.  

 Идеи проектного метода обучения в России появились одновременно с разработками американских педагогов. Под руководством С.Т. Шацкого объединилась группа педагогов, использующих проектный метод на практике. Они провозгласили его средством преобразования школы учебы в школу жизни, где приобретение знаний осуществляется в связи с трудом учащихся. Проектный метод преподносился как комплексный, реализующий самодеятельность, сотрудничество детей и взрослых, учитывающий возрастные, индивидуальные особенности детей, взаимосвязь педагогического процесса с окружающей средой.

Универсализация проектного метода и развитие комплексной системы обучения привели к составлению комплексно-проектных программ (1929-1930). Учащиеся, работая на фабриках, заводах, в школьных мастерских, колхозах, на учебно-опытных участках, приобретали лишь те знания, которые в той или иной мере были связаны с выполняемой практической работой. Уровень их общеобразовательной подготовки резко снизился, и постановлением ЦК ВКП (б) в 1931 г. проектный метод был осужден.

 За рубежом судьба проектного метода сложилась иначе. Он активно и успешно развивался в США, Великобритании, Бельгии, Германии, Италии и других странах. Не обошли вниманием этот метод и специалисты дошкольного воспитания. Как в 1950-е гг., так и сейчас, в садах Монтессори на Западе работа с дошкольниками планируется с учетом индивидуальности каждого и интересов всех. Дети составляют планы на день, на неделю, обсуждают их вместе с педагогами и воспитателями, принимают участие в планировании задач на месяц. Дошкольники работают над разными про-ектами, например: «Мир растений», «Мир животных», «Окружающая среда». Обсуждение и последующая реализация проекта повышает самооценку и ответственность детей.

 В форме проектов, например, организована работа с дошкольниками в детских садах г. Реджио Эмилия в Италии. Развивая педагогические идеи Л. Малагуцци, воспитатели относятся к ребенку как к субъекту, вступающему в отношения с другими субъектами. При планировании работы принимаются во внимание возможности самообучения (они складываются из контактов педагога с детьми и детей между собой), связи педагогов и родителей, контекст пространства, а также распорядок дня. Дети размышляют, как устроить концерт в парке, почему нужно обливаться холодной водой, как можно сделать радугу, какие бывают тени, как растет лист, как измерить время, наблюдают за явлениями природы, поведением животных.

  Проектный метод - важная составляющая комплекса педагогических технологий, рекомендуемого американской образовательной программой «Шаг за шагом» (Step by step). Программа разработана коллективом Дошкольного проекта Сороса в Центре развития ребенка Джорджтаунского университета (К. Хансен, Р. Кауфман, К. Уолш). Помимо занятий в центрах активности («Сюжетно-ролевая игра», «Открытая площадка», «Строительство», «Литература», «Искусство», «Манипулятивные (настольные) игры и игрушки», «Песок и вода») воспитатели и дети могут инициировать самостоятельные темы или проекты, охватывающие весь детский и педагогический коллектив. Выбор метода проектов авторами не случаен, поскольку в основе философии программы «Шаг за шагом» лежит гуманистическая идея о том, что развитие маленького ребенка должно быть совершенно свободным (Т.И. Ерофеева, 1999).

Организация тематических занятий и общих проектов наиболее подходит для детей от 4 лет и старше. Темы проектов могут быть самими различными, главное их условие - интерес детей, что обеспечивает мотивацию к успешному обучению. Воспитатель, который прислушивается к детям,  знает что их интересует, найдет много тем для проектов. Не произошло ли в детском саду или в местном сообществе события, которым заинтересовалась вся группа? Не родился ли в семье кого-либо из детей маленький братик или сестренка? Не приехал ли в город цирк?

Сотрудничество российских ученых и практиков с зарубежными коллегами в исследовательских проектах по дошкольному образованию, ориентация педагогов на развитие творческих познавательных способностей детей ускорили внедрение описываемого метода в практику работы российских ДОУ.

За последние 5 лет вышел ряд пособий и статей в журналах для руководителей и практических работников ДОУ, представляющих теоретические и практические материалы по использованию проектного метода (Л.С. Киселева, Т.А. Данилина, Т.С. Пагода, М.Б. Зуйкова). Умение пользоваться проектным методом - показатель высокой квалификации педагога, овладения им прогрессивной методикой обучения и развития детей.  

Таким образом,  проектная деятельность как совместная целенаправленная деятельность направлена на достижение результата по определенному плану для решения поисковых, исследовательских, практических задач по любому направлению содержания образования. Метод проектов появился в США, идеи проектного метода обучения в России появились одновременно с разработками американских педагогов, под руководством С.Т. Шацкого. Сотрудничество российских ученых и практиков с зарубежными коллегами в исследовательских проектах  ускорили внедрение описываемого метода в практику работы российских ДОУ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Буклет "Поэтапное развитие проектной деятельности" к материалам МО

"Поэтапное развитие проектной деятельности" материал к МО логопедов...

Создание психолого-педагогических условий для развития проектной деятельности у старших дошкольников на примере педагогического проекта «Сказка — как источник творчества детей.

В соответствии с ФГОС ДО в дошкольном возрасте у детей должен появиться опыт создания собственного замысла и воплощения своих проектов. В дошкольном возрасте дети могут задумывать и реализовывать иссл...

Особенности организации предметно-пространственной среды для развития проектной деятельности

Все большую актуальность приобретает такая форма совместной деятельности педагогов, родителей, детей, как проекты (проектная деятельность - создание педагогом условий, позволяющих детям самостоятельно...

Презентация "Развитие проектной деятельности в системе дошкольного образования. Итоги,проблемы. перспективы.

Презентация содержит краткое описание направлений работы по использованию проектного метода в работе с детьми дошкольного возраста в конкретной образовательной организации....

Социально - коммуникативное развитие Проектная деятельность "Правила поведения в игровых центрах"

Для детей – игра любимое занятие. Они хотят играть в свое удовольствие, чтобы никто им не мешал, не отвлекал. И если что – то мешает им наслаждаться любимым делом – они начинают расс...

Конспект непосредственной образовательной деятельности. Дети средней группы. МДОУ детского сада «Алёнушка» Р.П. Дергачи. Образовательная область: Речевое развитие. Проектная деятельность Тема: «Хлеб всему голова» Воспитатель: Еникеева В.Н.

Конспектнепосредственной образовательной деятельности.Дети средней группы.МДОУ детского сада «Алёнушка»Р.П. Дергачи.Образовательная область: Речевое развитие.Проектная деятельн...