Развитие проектной деятельности в образовательном процессе
консультация (средняя группа)
Предварительный просмотр:
Развитие проектной деятельности в образовательном процессе
Одной из задач любого педагога научить ребёнка стремиться добывать самостоятельно новые знания, мыслить, рассуждать, делать выводы из происходящего, т.е. находить решение любой проблеме. Решение этой задачи надо начинать с дошкольных учреждений.
Существует два способа передачи знаний ребёнку, это традиционный и инновационный.
Традиционная педагогическая деятельность осуществляется в нормативном пространстве – она ориентирована на разработанные конспекты занятий, строгую логику перехода от одной части программы к другой и т. п.
Инновационная педагогическая деятельность, т.е. инновация (англ. innovation) — новшество, нововведение. Использование инноваций в детском саду предполагает введение в образовательный процесс обновлённых, улучшенных и уникальных идей, полученных творческими усилиями воспитателя. Целью инновационной деятельности в дошкольном учреждении является повышение эффективности процесса обучения и получение более качественных результатов.
При осуществлении инновационной деятельности перед педагогом ДОУ ставятся следующие задачи:
- развитие индивидуальности воспитанников;
- развитие инициативности детей, их самостоятельности, способности к творческому самовыражению;
- повышение любознательности и интереса к исследовательской деятельности;
- стимулирование различных видов активности воспитанников (игровой, познавательной и т. д.);
- повышение интеллектуального уровня детей;
- развитие креативности и нестандартности мышления.
Виды инновационных педагогических технологий в ДОУ
К инновационным педагогическим технологиям можно отнести:
- технологии проектной и исследовательской деятельности;
- здоровьесберегающие;
- информационно-коммуникационные;
- технологии «лэпбук»;
- личностно-ориентированные;
- игровые технологии;
- технологии проблемного обучения и др.
Важным отличием инновационной деятельности от традиционной является то, что воспитатель выполняет роль не наставника, а соучастника процесса и придерживается положения «не рядом, не над, а вместе». Тем самым ребёнок чувствует больше свободы, что побуждает к большей творческой активности. А также знание даётся воспитаннику не в готовом виде, как раньше, а добывается ребёнком самим в ходе своей исследовательской деятельности.
В дошкольных учреждениях воспитатели в соответствии с сегодняшними реалиями стараются использовать многочисленные исследовательские деятельности и дидактические методы. Если в традиционной образовательной деятельности процесс обучения предполагает предоставление учащимся уже готовой информации, то проектная деятельность позволяет детям самим прийти к результату. Таким образом, одним из популярных методов обучения дошкольников является метод проектов, проектной деятельности.
Метод проектов - это сотрудничество детей и взрослых в рамках решения конкретной задачи, которое ориентировано на результат. В работе с дошкольниками это часто творческая задача, сформулированная с помощью педагога, при выполнении которой помощь в реализации могут оказывать как воспитатели, так и родители. Воспитатель с помощью проекта организовывает освоение детьми духовно-нравственных понятий в процессе поэтапной и заранее спланированной практической деятельности.
Образовательные проекты сводятся к основным четырем этапам:
- Подготовительный (целеполагание). Этап постановки проблемы (цели).
- Разработка плана деятельности по достижению цели. На этом этапе, определяется: какими источниками информации воспользоваться, к кому обратиться за помощью.
- Выполнение проекта – практическая часть.
- Итоговый. Презентация продукта проекта и определение задач для новых проектов.
Для того чтобы приступить к работе над проектом, педагогу необходимо выполнить следующие условия:
- составить тематическое планирование, в котором будут учитываться все виды детской деятельности: игровая, познавательно-исследовательская, трудовая, изобразительная, двигательная и т.д.;
- разработать содержание занятий, игр, прогулок, различных мероприятий, связанных с темой проекта;
- организовать предметно-пространственную среду с учетом тематики проекта.
Далее, начинается совместная деятельность участников проекта. Педагог выносит проблему и предлагает детям её обсудить. В результате обсуждения выдвигается гипотеза, которую воспитатель предлагает детям подтвердить в процессе поисковой деятельности.
На втором этапе работы над проектом педагог совместно с детьми отмечает, что уже известно детям по данному вопросу, а что они ещё хотели бы узнать, наконец, педагог спрашивает у детей: «Как нам ответить на интересующие нас вопросы?» Решением (планом действий) могут быть: чтение литературы, беседы со специалистами, тематические экскурсии и т.д. С учетом совместных предложений составляется окончательный план по достижению цели проекта.
Практическая часть проекта должна способствовать активизации мышления, познавательного интереса, детской любознательности. На этом этапе проекта дошкольники ищут, исследуют, творят. Воспитателю необходимо создавать ситуации незавершенности, незаконченности с целью побудить ребенка учиться самостоятельно – доделать, додумать, догадаться.
Заключительный этап проекта – это его презентация: итоговые занятия, оформление стенгазет, фотовыставки. Важно отметить социальную значимость проекта, «форма защиты проекта должна быть яркой, интересной и продумана так, чтобы высветить и продемонстрировать вклад каждого ребенка, родителя, педагога».
Разработка инновационного проекта в детском саду
Безусловно, инновационная деятельность как новый вид работы с детьми имеет долю риска. Но если продумать все нюансы при организации предстоящей деятельности, эти риски сведутся к минимуму. Педагогу следует учитывать:
- выбор направления инновационной работы;
- разработку концепции и программы инновационной деятельности;
- создание условий для реализации инновационного проекта;
- подготовку и грамотное введение документации по инновационной деятельности.
Таким образом, инновационная проектная деятельность с дошкольниками позволяет повысить самостоятельную активность детей, развить творческое мышление, умение детей разными способами находить информацию об интересующем предмете или явлении и использовать эти знания для создания новых объектов действительности. Так как метод проектов через познавательную деятельность всегда ориентирован на результат, то такой совместный процесс достижения конечной цели, представленной в той или иной форме и полезен для развития и формирования знаний, умений дошкольников. Позволяет детям на эмоциональном подъеме и интересе лучше усваивать различные понятия и «правильные» отношения.
Литература:
1. Морозова Л.Д. Педагогическое проектирование в ДОУ: от теории к практике. М.,2011. – 98 с.
2. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: Пособие для руководителей и практических работников ДОУ / Авт.-сост.: Л.С.Киселева, Т.А.Данилина, Т.С. Лагода, М.Б.Зуйкова. – 4-е изд., испр. И доп. – М.: АРКТИ, 2011. – 96 с.
3. Технология проектирования в ДОУ. – М.: ТЦ Сфера, 2012. – 64 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Социальные и психолого-педагогические аспекты здоровьесберегающей деятельности субъектов образовательного процесса в ДОУ
В статье представлены материалы по организации системы работы по здоровьесберегающим технологиям....
Что такое проектная деятельность в образовательном процессе ДОУ
Раскрывается суть использования проектной деятельности в работе с дошкольниками, дана классификация проектов...
Методические рекомендации по применению технологии экспериментальной деятельности в образовательном процессе в ДОУ.
Основной ожидаемый нами результат при проведении исследований и экспериментирования детьми - это развитие творческих способностей, приобретение детьми новых знаний, умений, навыков исследовательского ...
Проект «Создание предметно - развивающей среды речевой активности детей через совместную творческую деятельность участников образовательного процесса»
Выдающийся философ и педагог Жан Жак Руссо, одним из первых предложил рассматривать среду как условие оптимального саморазвития личности. Селестен Френе считал, что благодаря ей ребенок сам может разв...
«Организация опытно – экспериментальной деятельности в образовательном процессе ДОУ»
Современная педагогика считает, что познавательные возможности дошкольников в области экологии и природоведения очень велики и вполне сопоставимы с познавательными возможностями взрослых и дошкольный ...
Использование театрализованной деятельности в образовательном процессе как средство активизации и формирования выразительности речи.
Выступление на педагогическом советеДоклад на тему:Использование театрализованной деятельности в образовательном процессе как средство активизации и формирования выразительности речи.(подготовила - во...
Статья на тему:"Организация проектной деятельности в образовательном процессе дошкольной образовательной организации"
В настоящее время, наиболее ярким, развивающим, интересным, значимым методом, как для взрослых, так и для детей дошкольного возраста является проектная деятельность – форма организации совместно...