Духовно-нравственное воспитание через классику
консультация

Насибуллина Лениза Раисовна

Консультация для музыкальных руководителей

Скачать:


Предварительный просмотр:

Классическая музыка как средство духовно-нравственного воспитания ребенка дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС  ДО »

“Музыка является самым чудодейственным, самым тонким средством привлечения к добру, красоте, человечности. Чувство красоты музыкальной мелодии открывает перед ребенком собственную красоту — маленький человек осознает свое достоинство, развивает духовные силы ребенка, его творческую активность. Жизнь детей без музыки невозможна, как невозможна без игры и без сказки....”– эти слова Василия Александровича  Сухомлинского, сказанные в прошлом веке, актуальны и в нашем современном мире.

ФГОС ДО представляет определенные методы, которые способствуют: духовно-нравственному развитию малыша, усвоению общепринятых норм, формированию патриотических чувств и художественно-эстетического восприятия. …

В основе  раздела «Музыка»  из области «Художественно-эстетическое развитие», заложены следующие задачи:

  • Вхождение ребенка в мир музыки;
  • Развитие музыкальной эрудиции и культуры дошкольников;
  • Развитие  ценностного отношения к музыке как к виду искусства, музыкальным традициям и праздникам;
  • Развитие опыта восприятия музыкальных произведений, сопереживание музыкальным образам, настроениям, чувствам;
  • Развитие звукового сенсорного и интонационного опыта дошкольников, где музыка выступает как один из возможных языков ознакомления детей с окружающим миром, миром предметов и природ, миром человека, его эмоций, переживаний и чувств.

Иными словами, на первом плане в воспитании дошкольников стоит поднятие самооценки детей через развитие их творческих способностей. И я, как музыкальный руководитель с многолетним опытом работы, считаю, что образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» именно музыка является самым важным разделом, так как переплетается и гармонирует со всеми видами искусства и особенно сильно влияет на духовно-нравственное развитие детей.

 И на этом мне хотелось бы остановится подробнее.  

Мир, окружающий нас, для детей полон загадок, надо помочь малышам не только внимательно смотреть, но и внимательно слушать. Особенно важны для психического и даже физического развития звуки специально подобранной классической музыки… Начинать приобщать малыша к прекрасному миру классической музыки нужно ещё до рождения. Именно с этого момента звуки начинают играть большую роль в жизни ребёнка, и это влияние не отступает до конца жизни.

ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ

Человек не рождается с врожденной нравственностью. Нравственность это продукт воспитания — основа личности человека, роль ее огромна, и поэтому столь важно, как можно раньше ознакомить человека с нравственными ценностями. Недостаток нравственного воспитания подрастающего поколения составляет одно из величайших зол нашего времени, с которым необходимо бороться, иначе человечество дойдет до окончательной гибели и нравственного разложения.

Под духовно – нравственным воспитанием понимается процесс содействия  духовно – нравственному становлению человека, формированию у него: ответственности, совести, долга, терпения, воли, милосердия, способности различать добро и зло, умения преодолевать жизненные испытания.

Ввести маленьких детей в прекрасный мир музыки, воспитывая на ее основе добрые чувства, прививая нравственные качества – какая это благодарная и вместе с тем важная задача, стоящая перед музыкальными руководителями.

Не менее важным аспектом влияния музыки на развитие ребёнка является формирование эстетического вкуса. 

Слушать вместе с ребёнком можно абсолютно любую музыку, но классические музыкальные произведения обязательно должны быть включены в программу. Они являются своего рода эталоном звука и музыкального вкуса, универсальны для людей любого возраста и социального статуса.

Приобщая ребёнка к классической музыке, мы способствуем его всестороннему духовно- нравственному развитию, воспитываем восприимчивость к прекрасному, что не только обогащает его внутренний мир, но  направляет на добрые поступки.

Среди множества мировых шедевров классической музыки стоит  остановиться именно на музыке великого композитора В.А. Моцарта.

Ведь гениальная музыка Моцарта светлая, чистая и необычайно искренняя.

Не случайно этого австрийского композитора во всем мире называют «Солнечный композитор» 

А. С. Пушкин в своей маленькой трагедии «Моцарт и Сальери» вложил в уста Сальери, следующие замечательные слова, характеризующие музыку Моцарта: «Какая глубина! Какая смелость, и какая стройность!» В этой лаконичной оценке отмечены лучшие качества музыки великого композитора.

П. И. Чайковский писал в одном из своих дневников: «По моему глубокому убеждению, Моцарт есть высшая, кульминационная точка, до которой красота досягала в сфере музыки. Никто не заставлял меня плакать, трепетать от восторга, от сознания близости своей к чему-то, что мы называем идеал, как он».

«Вечный солнечный свет в музыке, имя тебе «Моцарт», — воскликнул Антон Григорьевич Рубинштейн в своей книге «Музыка и ее представители». 

МОЦАРТ — «САМЫЙ ПОДХОДЯЩИЙ» КОМПОЗИТОР ДЛЯ МАЛЫШЕЙ

О необычном эффекте Моцарта  слышали многие. Но до сих пор никто не может его объяснить, хотя интересных фактов собрано уже немало.

Особенно ярко и сильно влияет эффект музыки Моцарта на маленьких детей.

Волшебные ритмы великого композитора доставляют  удовольствие, раскрывая  внутренний потенциал малыша.

СТАНОВЛЕНИЕ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ОТНОШЕНИЯ К МИРУ.

Но, к сожалению, многие родители не задумываются над тем, какой музыкой нужно окружать своих детей.

Утрата культурных ценностей- одна из проблем современного общества.

Нужно чётко осознавать, что человек не рождается с чувством прекрасного – его надо развивать и воспитывать. И наша задача, как музыкальных руководителей, привлечь внимание воспитанников к шедеврам мировой классики, используя классическую музыку в различных видах музыкальной, творческой и познавательной деятельности.

В детском саду можно успешно использовать фрагменты классической музыки на сезонных детских праздниках .

Например: торжественные вход в зал ( «Натали-вальс», «Ноябрь»), танцы  осенними листьями ( «Октябрь» П.И Чайковский), «Вальс снежинок» под великолепную музыку Георгия Васильевича Свиридова.

Незаменима сказочная классическая музыка в театрализованной деятельности.

 Как только начинают звучать волшебные звуки- дети преображаются, будто музыка начинает звучать внутри них, наполняя их сердца.

( Николай Андреевич Римский- Корсаков отрывок из оперы «Садко»)

Секрет того, что принято называть умением заниматься с маленькими детьми, заключается в способности педагога, нисколько не отрывая детей от естественной для их возраста "игровой" фазы, незаметно ввести в мир звуков, пробудить в них любовь к музыке. Зажечь, "заразить" ребёнка желанием овладеть языком музыки – это главнейшая из первоначальных задач педагога в условиях реформирования системы образования.

 Музыкальный руководитель   должен уметь подбирать записи музыкальных шедевров классической музыки,  подходящих для слушания детьми в ходе осуществления той или иной деятельности в течение дня.

Это может быть самая разнообразная  музыка таких известных композиторов как Моцарт,  Чайковский, Шопен, Римский-Корсаков, Бах, Свиридов, Бетховен, Мусорский, Хачатурян и других.

Именно классическая музыка помогает решить такую задачу, поставленную ФГОС, как реализация самостоятельной творческой деятельности детей.

РЕАЛИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Наш мир соткан из совершенства и несовершенства. Каждый человек волен выбирать, что ему ближе.

И, всё же, чтобы уберечь себя и нашу землю от разрушения, нужно наполнять окружающий мир прекрасным с помощью музыки и других видов искусства.

И классическая музыка является особой защитой от многих бед, ибо её звуки, полноценно наполняющие нашу жизнь, способны сделать мир прекраснее, а человека- совершенней.

Таким образом, можно  сделать вывод о том, что классическая музыка обогащает эмоциональное восприятие ребёнка - дошкольника, дети начинают понимать, что в музыкальных произведениях отражены жизненные явления, оценки таких нравственных категорий как добро и зло. От нас зависит сегодня, какими будут наши дети, что они унесут из детства. Пусть это будет богатство души, полученное от общения с высоким искусством – классической музыкой.

У дошкольников на обычных музыкальных занятиях, праздниках, развлечениях формируются такие важные качества, как коллективизм, любовь к своему делу, бережное отношение к природе, духовная чуткость. Дети учатся сопереживать, упражняться в хороших поступках, сами не замечая этого. «Музыка для ребенка — мир радостных переживаний. Чтобы открыть перед ним дверь в этот мир, надо развивать у него способности, и прежде всего музыкальный слух и эмоциональную отзывчивость. Иначе музыка не выполнит своей воспитательной функции» — эти слова Натальей Алексеевной Ветлугиной  основа в нашей, музыкальных руководителей, работе.

Мы  начинаем работать с детьми в возрасте от года  и провожаем их в школу. На этом пути, продолжительностью в шесть лет, ребята систематически и последовательно, от простого к более сложному знакомятся с той музыкой, которую называют искусством. Музыка, художественное слово или картина должны стать для детей доступным средством выражения чувств, настроений, мыслей, а через классическую музыку можно дать детям нравственные понятия: доброта, отзывчивость, любовь к Родине, матери, сопереживание; формировать доброжелательное отношение к животным; воспитывать чувство прекрасного, уметь видеть красоту природы и оберегать ее.

Необходимо помнить, что классическая музыка не должна быть фоном, сопровождающим различные режимные моменты: одевание детей на прогулку, еду, подготовку ко сну и др. Слушание классической музыки должно быть профессионально организовано, это задача музыкального руководителя, при поддержке воспитателя.

Заключение.

Необходимо  с раннего возраста создать условия для развития основ музыкальной культуры детей. Одни дети способны достичь высокого уровня музыкального развития, другие, возможно, более скромного. Важно, чтобы с раннего детства дети учились относиться к музыке не только как к средству увеселения, но и как к важному явлению духовной культуре. Пусть это понимание будет примитивным, но оно значимо для личности. Только развивая потребности, интересы, эмоции, чувства, вкусы детей (музыкально-эстетическое сознание), можно приобщить их к музыкальной культуре, заложить ее основы. Общество заинтересовано сохранить и передать будущим поколениям духовные ценности, в том числе музыкальную культуру. Дети должны развиваться через познания культурного наследия, воспитываться так, чтобы быть способными его приумножать.

 

Говоря словами композитора Д. Б. Кабалевского: «Музыка- является могучим и ничем не заменимым средством формирования их духовного мира». Восприимчивость к  прекрасному не только обогащает ребенка, но и направляет его на добрые поступки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы по формированию духовно-нравственных качеств дошкольников через экологическое воспитание

Воспитание духовно-нравственных качеств старших дошкольников через организацию  работы экологического кружка...

«Организация работы по направлению духовно-нравственного, патриотического воспитания детей дошкольного возраста через приобщение их к культуре народов Крыма»

Детство – время развития всех сил человека, как душевных, так и   телесных; приобретения знаний об окружающем мире, образования нравственных навыков и привычек. В дошкольном возрасте п...

Воспитание духовно-нравственных чвуств дошкольника через деятельные формы воздействия с ним.

В статье идёт речь о привитии у ребёнка чувства патриотизма, уважения к родному городу, понимание значения слова-Родина. Всё это происходит в игровой форме, т.е. через деятельный подход. Дети знакомят...

Воспитание духовно-нравственной личности ребенка, через приобщение дошкольников к традициям русской народной культуры

Высшая цель оразования в России- высоконравственный, творческий, компетентный гражданин, принимающий судьбу отечества ка свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны,уко...

Формирование духовно-нравственных ценностей дошкольников через патриотическое воспитание любви к природе и Родине.

Презентация на тему "Формирование духовно-нравственных ценностей дошкольников через патриотическое воспитание любви к природе и Родине"....

Консультация для педагогов «Воспитание духовно- нравственной сферы ребенка через приобщение к народным традициям»

Актуальность темы определяется потребностью нашего общества в духовно-нравственном воспитании детей на основе традиций и культуры русского народа и народов, населяющих Россию. Особенно актуальной сего...

ВОСПИТАНИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЙ ЛИЧНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ

ВОСПИТАНИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЙ ЛИЧНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ...