Проект «Волонтерское движение в ДОО»
проект (подготовительная группа)
Проект «Волонтерское движение в ДОО»
«Из всех наук, которые должен знать человек, главнейшая есть наука о том,
как жить, делая как можно меньше зла и как можно больше добра»….. А.С.Макаренко
АКТУАЛЬНОСТЬ
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования определяет целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования: «.. ребёнок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности – игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и в другом; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности». (п. 4.6.)
Детство - время активного социального "развертывания" растущего человека и освоения им социокультурных достижений и ценностей, период пробы и самоопределения в постоянно расширяющихся и усложняющихся контактах.
Дошкольный возраст традиционно считается периодом интенсивной социализации. Современные дети живут и развиваются в совершенно новых социокультурных условиях. Чрезвычайная занятость родителей, разрыв поколений, изолированность ребёнка в семье и другие тенденции негативно отражаются на социализации современных детей. Эффективная социализация является одним из главных условий жизни ребенка в обществе в целом и личностной готовности ребёнка к школе, в частности.
Ещё летом дети заметили, что малыши не всегда с желанием идут в детский сад, стали задавать вопросы: «Почему малыши плачут? Почему не хотят идти в детский сад? Они плачут, потому, что не умеют одеваться или потому что остаются одни без родителей? Может, у них нет друзей? Как мы можем им помочь полюбить детский сад?» и др.
Поэтому среди образовательных практик меня заинтересовал опыт работы волонтерского движения – это одна из новых, но уже показавшая свою жизнеспособность и эффективность активная форма общения в детской среде, при которой ребёнок становится инициативным и самостоятельным в выборе способов проявления своих интересов. Эта технология предполагает разновозрастное общение между детьми, помощь старших дошкольников младшим. Форма общения от сверстника к сверстнику наиболее важная черта общения дошкольников и состоит в большом разнообразии коммуникативных действий, ведь из уст маленького человека любые советы и установки звучат более убедительно и доходчиво.
Волонтеры (от англ. Volunteer - доброволец) – это люди, делающие что-либо по своей воле, по согласию, а не по принуждению. Добровольно выбранная социально значимая деятельность неизмеримо выше для личности ребенка навязанной извне.
На первом этапе педагоги помогают старшим дошкольникам научить малышей играть в различные игры, одеваться, лепить, рисовать и т. д. Ребята впервые по настоящему начинают ощущать себя самыми старшими среди других детей в детском саду. Помогая младшим дошколятам, у детей-волонтеров формируется ощущение «взрослости», возникает желание, стремление к решению новых, более сложных задач познания, общения, деятельности. Ребята осознают свою ответственность, получают внутреннее удовлетворение от своей работы, у них повышается самооценка, уверенность в себе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_volontyorskoe_dvizhenie.docx | 31.34 КБ |
Предварительный просмотр:
Проект
«Волонтерское движение в ДОУ»
ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ ГРУППА №7 (1).
МДОАУ ДС «Тополёк»
Руководитель проекта: Шульженко Н. В
Продолжительность проекта: …январь – май 2023 год….
г.Ясный
Проект «Волонтерское движение в ДОО»
«Из всех наук, которые должен знать человек, главнейшая есть наука о том,
как жить, делая как можно меньше зла и как можно больше добра»….. А.С.Макаренко
АКТУАЛЬНОСТЬ
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования определяет целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования: «.. ребёнок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности – игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и в другом; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности». (п. 4.6.)
Детство - время активного социального "развертывания" растущего человека и освоения им социокультурных достижений и ценностей, период пробы и самоопределения в постоянно расширяющихся и усложняющихся контактах.
Дошкольный возраст традиционно считается периодом интенсивной социализации. Современные дети живут и развиваются в совершенно новых социокультурных условиях. Чрезвычайная занятость родителей, разрыв поколений, изолированность ребёнка в семье и другие тенденции негативно отражаются на социализации современных детей. Эффективная социализация является одним из главных условий жизни ребенка в обществе в целом и личностной готовности ребёнка к школе, в частности.
Ещё летом дети заметили, что малыши не всегда с желанием идут в детский сад, стали задавать вопросы: «Почему малыши плачут? Почему не хотят идти в детский сад? Они плачут, потому, что не умеют одеваться или потому что остаются одни без родителей? Может, у них нет друзей? Как мы можем им помочь полюбить детский сад?» и др.
Поэтому среди образовательных практик меня заинтересовал опыт работы волонтерского движения – это одна из новых, но уже показавшая свою жизнеспособность и эффективность активная форма общения в детской среде, при которой ребёнок становится инициативным и самостоятельным в выборе способов проявления своих интересов. Эта технология предполагает разновозрастное общение между детьми, помощь старших дошкольников младшим. Форма общения от сверстника к сверстнику наиболее важная черта общения дошкольников и состоит в большом разнообразии коммуникативных действий, ведь из уст маленького человека любые советы и установки звучат более убедительно и доходчиво.
Волонтеры (от англ. Volunteer - доброволец) – это люди, делающие что-либо по своей воле, по согласию, а не по принуждению. Добровольно выбранная социально значимая деятельность неизмеримо выше для личности ребенка навязанной извне.
На первом этапе педагоги помогают старшим дошкольникам научить малышей играть в различные игры, одеваться, лепить, рисовать и т. д. Ребята впервые по настоящему начинают ощущать себя самыми старшими среди других детей в детском саду. Помогая младшим дошколятам, у детей-волонтеров формируется ощущение «взрослости», возникает желание, стремление к решению новых, более сложных задач познания, общения, деятельности. Ребята осознают свою ответственность, получают внутреннее удовлетворение от своей работы, у них повышается самооценка, уверенность в себе.
В последнее десятилетие наблюдаются негативные тенденции в динамике состояния здоровья детей дошкольного возраста. А ведь здоровье детей – важнейший показатель благополучия общества и государства, определенный прогноз на будущее.
Актуальность организации детского волонтерского движения несомненна и привлекает внимание всё большего круга педагогов, родителей ведь самое ценное – здоровье и жизнь ребенка.
В ходе работы возникают противоречия:
- необходимость формирования у детей дошкольного возраста знаний о здоровом образе жизни и недостаточностью привлечения внимания общественности, родителей к воспитанию у детей навыков здорового образа жизни;
- необходимость подготовки ребенка к процессу обеспечения личной безопасности (самосохранению) и недостаточностью культивирования здорового образа жизни для улучшения своего собственного здоровья.
При этом важно перейти к действиям по пропаганде здоровья среди сверстников, общественности. В этом смысле волонтерство выступает способом формирования субъектной (деятельностной) позиции детей.
Своим примером волонтёры указывают правильный путь, доказывают, что будущее за физически здоровыми, духовно-нравственными людьми с активной жизненной позицией и творческим потенциалом, способными к самосовершенствованию, гармоничному взаимодействию с другими людьми, способными прийти на помощь.
Совместная деятельность идет в процессе познания, когда каждый обмен знаниями, идеями, способами деятельности происходит в атмосфере доброжелательности и взаимной поддержки, что развивает саму познавательную деятельность, переводит ее на более высокие формы кооперации и сотрудничества.
Основная идея проекта заключается в организации волонтерского движения в ДОУ как активной формы общения в детской среде, способствующей ранней позитивной социализации ребенка дошкольника, через активную деятельность, где они выступают инициаторами и организаторами позитивных изменений в своем дошкольном учреждении и ближайшем социальном окружении.
Проблема: отсутствие опыта у детей старшего дошкольного возраста в проявлении социально нравственной позиции связанной с различными сторонами общественной жизни человека во всей их целостности и многообразии. Интерес ребенка к труду неустойчив.
Цель: развитие дошкольного волонтерского движения в ДОУ.
Задачи:
- Развитие ценностного отношения к труду.
- Воспитание духовно-нравственной личности с активной жизненной позицией и творческим потенциалом, способной к гармоничному взаимодействию с другими людьми;
- Развитие самостоятельности и ответственности у дошкольников, навыков общения в разновозрастном коллективе;
- Привлечение детей старшего дошкольного возраста к работе в среде сверстников;
- Создание условий для самореализации дошкольников и повышения их социальной активности, при которой происходит передача опыта (игрового, познавательного, социального) в естественной среде от старших к младшим;
- Возможность проявления инициативы при выборе для себя рода занятий, участников по совместной деятельности;
- Пропаганда здорового образа жизни (при помощи акций, тематических выступлений, конкурсов и др.).
Добровольческая деятельность способствует развитию таких социальных навыков, как:
развитие коммуникативных способностей;
опыт ответственного взаимодействия;
лидерские навыки;
исполнительская дисциплина;
инициативность.
Основные направления:
пропаганда здорового образа жизни;
привитие культурно — гигиенических навыков;
игровая деятельность;
трудовая деятельность;
театрализованная деятельность.
Основные принципы:
• принцип создания ситуации успеха;
• принцип творчества и сотворчества;
• принцип добровольности;
• принцип учета интересов, возрастных и психологических особенностей детей;
• принцип толерантности;
• интеграция проекта в разных видах деятельности
• развитие и самореализация;
• принцип партнерства и сотрудничества.
Распространение информации о работе волонтеров.
1. Оформление материала о волонтерском движении на ВК .
2. Создание фотоальбома
Этапы реализации проекта:
Первый этап (подготовительный)
- изучить у детей адекватность отклика на эмоции людей; особенности проявления эмоциональной отзывчивости в деятельности и общении;
- установить партнерские отношения с родителями, привлечь к совместному сотрудничеству;
- постановка целей, задач;
- разработка проекта волонтерского движения « Солнышко»;
- создание развивающей среды;
- создание методической базы (планы - конспекты мероприятий, подбор методической литературы по теме).
Второй этап (основной)
- интенсификация сочувствия, сопереживания у детей старшего дошкольного возраста;
- поиск ответов на поставленные вопросы.
Третий этап (заключительный)
- подготовка и вручение благодарственных писем партнерам по реализации проекта, семьям, активно участвующим в проекте, педагогам;
- обобщение результатов работы.
Предполагаемый результат: развитие добровольческой (волонтерской) деятельности у воспитанников, их родителей и сотрудников образовательного учреждения направленной на бескорыстное оказание социально значимых услуг на местном уровне способствующей личностному росту и развитию выполняющих эту деятельность добровольцев, формирование в ходе деятельности более ответственной, адаптированной, здоровой личности.
Правила деятельности волонтера:
1. Если ты волонтер, забудь лень и равнодушие к проблемам окружающих.
2. Будь ответственным!
3. Обещаешь – сделай!
4. Не умеешь – научись!
5. Уважай других людей!
6. Будь терпимым!
7. Веди здоровый образ жизни! Твой образ жизни – пример для подражания.
Кодекс волонтеров:
1. Каждый становится волонтером добровольно
2. Мы готовы доказать на деле:
Здоровый дух – в здоровом теле!
3. Знаем сами и малышей научим,
Как сделать свое здоровье лучше!
4. Акции – нужное дело и важное.
Мы донести это хотим до каждого!
5. Кто тренируется и обучается,
У того всегда и все получается.
6. День волонтера имел успех.
Желающих много – берем не всех!
7. Ситуаций опасных подальше держись.
С нами веди интересную жизнь!
Думай, когда отвечаешь “нет” и “да”
И помни, что выбор есть всегда!
РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ Мероприятия волонтерского движения « Солнышко» на 2023 учебный год
РАБОТА С ДЕТЬМИ
сроки | мероприятия |
январь
| «День радостной встречи со сказкой». Театрализованное представление сказки «Теремок» деткам ясельной группы 1. Организация тематического правового занятия: «Я – Гражданин. Я и мои права, права других.» Помощь в умывании детям младшей группы. |
февраль
| Помощь детям ясельной группы 1.Подарим книги малышам. Участие в неделе, посвященной защитникам Отечества. Спортивное развлечение « Хочу стать .как папа».!» - воспитывать потребность здорового образа жизни. Изготовление плаката : « Папой я горжусь! « |
март
| «Неделя добрых дел» - помогать малышам - одеться на прогулку, убрать игрушки на место, поддерживать чистоту на игровом участке, организовывать совместные игры на улице. Чтение сказок: «Два жадных медвежонка», «Искорки добра», В. А. Сухомлинский – «Скупой», В. Катаев «Цветик – семицветик», В. Митт – «Шарик в окошке», Е. Кошевая – «Мой сын», С. Маршак – «Ежели вы вежливы» Театрализованное представление «Заюшкина избушка» |
апрель
| Изготовление плакатов: «Мы здоровье бережем» Акция: «Мы за здоровый образ жизни». Видео физминутки. Благоустройство участка. Помощь в субботнике. «Делу – время, потехе – час» - воспитание трудолюбия Разучивание стихов с малышами о весне, птицах, природе. Театрализованное представление «Сказка про паучка» |
май | Организация и проведение акции «Георгиевская ленточка» Акция: «Подарок ветерану» Изготовление с детьми подарков: к празднику 9 мая Социальная акция «Неделя Добра» Театрализованное представление «Мы за солнышком идем» |
СРОКИ | МЕРОПРИЯТИЯ |
Январь - февраль | Помощь детскому саду книгами, игрушками, поделками по ОБЖ. Участие в акции: «Марафон добрых дел»- помощь малышам. Изготовление плаката « Папой я горжусь!». |
март
| Фото - выставка «День здоровья в моей семье»
|
апрель
| Конкурс рисунков “Мы и наше здоровье”
|
Январь.
- Помощь в умывании детям ясельной группы
- Чтение стихов к празднику
- Показ сказки « Теремок»
Февраль – Март.
- Помощь детям ясельной группы 1.Подарим книги малышам. - Участие в неделе, посвященной защитникам Отечества.
- Спортивное развлечение « Хочу стать .как папа».!»
- Изготовление плаката : « Папой я горжусь! - Неделя «В здоровом теле здоровый дух» – зарядка для детей средней
группы
Апрель - Май
- Неделя «Сказка вы гости к нам пришла» – рассказать сказки для малышей
- Неделя «Космос» – рассказать детям средней группы о космосе
Следующий этап - практический. На этом этапе реализовались конкретные дела волонтерской команды.
Волонтерские акции проходили в нашем образовательном учреждении регулярно, они связаны с комплексно - тематическим планированием. Первая акция "Книжки для малышей", где дети подготовительной группы передали книжки, из которых они "выросли" малышам. Вторая акция прошла в неделю "Зимние забавы" и волонтеры подготовительной группы вместе с детьми второй младшей группы проводили подвижные игры на прогулках. В неделю "В здоровом теле здоровый дух" провели зарядку для детей средней группы. В неделю "Сказка в гости к нам пришла", дети волонтеры рассказали во второй младшей группе русские народные сказки. В неделю "Космос" показали презентацию и рассказал о космосе для детей средней группы. Волонтеры стали регулярно ходить к малышам, где помогали раздеваться, одеваться, играли с ними, рисовали.
Обязательным условием данного этапа является обсуждение волонтерской деятельности в группе после посещения малышей. Из всех детей подготовительной группы, в которой организована команда волонтеров, 50% детей попробовали свои силы в детской волонтерской деятельности.
Получены положительные эффект от волонтерства:
- Волонтерство помогло детям освоить основную компетенцию, без которой человек не может жить - коммуникативную.
- Дошкольники научились вступать в контакт, высказывать свою точку зрения, слушать, понимать и принимать точку зрения собеседника, вести дискуссию, стали готовы решать социальные задачи, адекватно вести себя в различных жизненных ситуациях, в том числе и конфликтных. У них отмечены более развитые коммуникативно - речевые умения и навыки.
- Волонтеры осознают свою важную миссию - считают себя старшими помощниками, готовыми прийти на помощь младшим во всех режимных моментах в течении дня. Тем самым они получили отличную возможность почувствовать себя взрослыми и нужными.
- Наши дети уже понимают, что волонтер обязательно должен быть добрым, терпеливым и ответственным.
- Педагоги учат дошкольников проявлять инициативу, затем у них формируется потребность в её проявлении по выбору мероприятий и их количеству.
- Педагоги и родители, объединив усилия, по воспитанию у детей милосердия, трудолюбия, доброты, толерантности - повысили свою педагогическую компетентность.
Для детей раннего возраста: дети стали больше говорить, охотнее стали идти на контакт со старшими детьми, с удовольствием слушают сказки, потешки, песенки. Стали употреблять в речи больше сложных предложений, задавать много вопросов "Почему?", "Зачем?", "Где?".
Выходя из стен детского сада, наши дети, не только узнали о таком благородном и нужном движении как волонтерство, но и сами в нем поучаствовали. Надеюсь, что в будущем это оставит отпечаток в сознании у детей, как желание помогать другим людям безвозмездно.
Анализируя опыт образовательной практики - волонтерское движение, планируем в дальнейшем продолжить работу над обогащением и тиражированием опыта. А также немаловажно, чтобы с каждым годом вновь приходящие дети из младших дошкольников в волонтерский отряд более коммуникабельны, с хорошей познавательной базой и знакомыми с сущностью работы волонтера. Считаем, что главный ресурс технологии волонтерства - это создание оптимальной социальной ситуации развития дошкольника, при которой происходит передача опыта от старших к младшим и развитие инициативы и самостоятельности в естественной среде.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект волонтерское движение в ДОУ "Дорогою добра"
Волонтерское движение «Дорогою добра» предполагается в условиях детского сада, путем объединения активных, творческих педагогов, заинтересованных родителей и детей ...
Педагогический проект "Волонтерское движение "Добрые сердца"
Цель: Создать в детском саду волонтерское движение, объединив воедино активных, творческих педагогов, заинтересованных родителей и детей дошкольного возраста и их участие в добровольных, социально важ...
Сценарий праздника 8марта . Проект «Волонтерское движение 3+»
Сценарий праздника 8марта ....
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ «Волонтерское движение «Детское содружество»
Дошкольники живут и развиваются в совершенно новых социокультурных условиях. Чрезвычайная занятость родителей, разрыв поколений, изолированность ребенка в семье и другие тенденции негативно отра...
Программа проекта «Волонтерское движение в детском саду» на 2019- 2020гг.
Творческой группой разработан план...
Педагогический проект «Волонтерское движение в детском саду»
Педагогический проект «Волонтерское движение в детском саду» •Стремительные политические, социально-экономические изменения, происходящие сегодня в обществе, создали условия для части...
Проект волонтерского движения "Дорогою добра"
Формирования функциональной грамотности дошкольников в сфере социальных отношений через создания волонтерского движения "Дорогаю добра"...