Долгосрочный проект "Птицы наши друзья"
проект (старшая группа)
Долгосрочный прект "Птицы наши друзья"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dolgosrochnyy_proekt_ptitsy-nashi_druzya_.docx | 38.88 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное Бюджетное Дошкольное Образовательное Учреждение
Ростовской области Семикаракорского района
Детский сад «Тополёк»
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «Птицы – наши друзья»
Разработчик проекта
Воспитатель: Лыткина Е. Н.
г. Семикаракорск 2022-2023
ПРОЕКТ «Птицы – наши друзья»
Паспорт проекта
Наименование проекта | Проект «Птицы-наши друзья» разновозрастной группы (4-7 лет) муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада «Тополёк» |
Назначение проекта | Проект разновозрастной группы (4-7 лет) муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада «Тополёк» разработан на основе примерной основной общеобразовательной программы «От рождения до школы», Программа воспитания и обучения в детском саду/ под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. |
Сроки реализации проекта | Ноябрь 2022-март 2023 |
Разработчик проекта |
Воспитатель: Лыткина Е. Н. |
Направление проекта | Проект определяет содержание и организацию образовательного процесса для детей дошкольного возраста 4-7 лет и направлен на формирование общей экологической культуры, |
Вид проекта: | Долгосрочный, групповой, творческий |
Продолжительность проекта: | Ноябрь-март |
Участники проекта: | дети разновозрастной группы (4-7 лет) , родители воспитанников, воспитатели ДОУ |
Возраст детей | 4-7 лет. |
Образовательная область: | «Познание» экологическое воспитание. |
Актуальность проекта:
* Экологическое образование в системе дошкольного воспитания имеет большое значение, как начальная ступень системы непрерывного и всеобщего экологического образования. Результативность деятельности в системе дошкольного образования дает хороший задел для последующих за ней ступеней системы экологического образования.
Огромную роль в экологическом образовании детей дошкольного возраста играет практическая, исследовательская деятельность в природных условиях. Изучать их можно в процессе проектно-исследовательской деятельности. В процессе детского исследования ребенок получает конкретные познавательные навыки: учится наблюдать, рассуждать, планировать работу, учится прогнозировать результат, экспериментировать, сравнивать, анализировать, делать выводы и обобщения, словом развивает познавательные способности. Поэтому, детям предоставляется дополнительная возможность приобщиться к исследовательской работе, как к ведущему способу познания окружающего мира.
* Приоритетное направление в работе нашего детского сада: познавательно-речевое развитие дошкольников. В рамках проекта решается задача познавательно-речевого развития детей через экологическое воспитание.
Проблема: Как привлечь птиц на территорию детского сада; развитие у детей разговорной речи на основе составления рассказов, историй из личного опыта и фантазии.
Главная цель проекта: создание условий для формирования у ребенка элементов экологической культуры, экологически грамотного поведения в природе, гуманного отношения к живым объектам природы -птицам. Изучение детьми объектов живой природы зимующих птиц во взаимосвязи со средой обитания и формирование в детях осознанно – правильного взаимодействия с окружающим его большим миром природы.
Цели: формирование общей экологической культуры у детей дошкольного возраста, и бережного отношения к представителям животного мира –птицам. Развивать и стимулировать познавательную активность детей.
Воспитывать желание заботиться о птицах ближайшего окружения.
Повышать степень участия родителей в формировании экологической культуры детей
Задачи: Формировать у детей элементарные представления о птицах (характеристика, внешние признаки птиц способы передвижения, особенности внешнего строения, позволяющие летать).
Познакомить с удивительными загадками и тайнами из жизни птиц.
Формировать осознанно-правильное отношение к птицам ближайшего окружения, желание практически сохранить, поддержать, создать для них нужные условия.
Ознакомление с художественной литературой, участие детей в драматизациях небольших отрывков произведений. Упражнять в подборе существительных к прилагательным.
Учить отгадывать загадки, построенные на описании и сравнении, познакомить с пословицами, приметами их значением, учить чётко произносить их.
Принципы реализации проекта:
- Плановость, систематичность, последовательность формирования знаний у детей.
- Тесная взаимосвязь теоретических сведений с конкретными практическими действиями.
- Воспитательная ценность знаний и умений.
- Поиск согласия в решении главных вопросов.
- Осознанная деятельность всех участников педагогического проекта.
Условия реализации проекта:
-заинтересованность педагогов ДОУ, детей, родителей воспитанников.
-регулярность, системность организации работы
-создание материально-технических условий, использование электронных ресурсов и мультимедийного оборудования.
Предполагаемые результаты:
- У детей проявится ярко выраженный интерес к объектам природы- птицам, должны знать и называть птиц.
- Ребята будут бережно относиться к природе, будут стремиться к правильному поведению по отношению к живым объектам природы.
- Дети овладеют навыками экологически безопасного поведения в природе. Познакомятся с запрещающими и разрешающими экологическими знаками, изобретут свои собственные знаки.
- У ребят сформируется стремление к исследованию объектов природы-(птиц), они научатся делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи.
- Дети будут уверенно отличать и называть характерные признаки разных времен года.
- Ребята узнают значение птиц в жизни человека.
- Ребята узнают значение птиц в жизни природы.
- Ребята узнают много интересного из жизни птиц ( домашние, лесные, птицы разных континентов),
К экологическому проекту будут привлечены родители. Экологическое
просвещение родителей даст большой плюс в экологическом воспитании детей
Ресурсное обеспечение проекта
Материально-техническое
- мультимедийные презентации, выполненные педагогами ДОУ,
- информация в СМИ
- уголки природы в групповых помещениях;
- игротека;
- видеотека;
- методические и дидактические пособия, картотека.
Учебно-методическое.
Пособия и оборудование в ДОУ: иллюстрации, коллекции открыток, картины художников с изображением птиц.
Парциальные программы по экологическому воспитанию Николаева С.Н.
«Юный эколог», методическая литература по экологическому развитию дошкольников в ДОУ, Николаева С.Н. Экологическое воспитание младших дошкольников. М., 2002.
Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду,
И.М.Молчанова. Экологические беседы для старших дошкольников.
В.Н.Волчкова. Экология. Конспекты занятий.
Этапы реализации проекта:
I этап – подготовительный.
- Обсуждение цели, задачи с детьми и родителями.
- Создание необходимых условий для реализации проекта.
- Перспективное планирование проекта.
- Разработка и накопление методических материалов по проблеме.
II этап – основной (практический).
- Внедрение в воспитательно-образовательный процесс эффективных методов и приёмов по расширению знаний дошкольников о птицах, перспективно - тематический план
III этап – заключительный.
- Оформление результата проекта в виде презентации.
- Организация и участие детей в выставке птиц из пластилина «Лучшая птичка ».
Содержание и формы работы с детьми в процессе реализации проекта.
Игровая деятельность:
- Дидактические игры.
- Настольно-печатные игры.
- Театрализация.
- Подвижные игры.
- Упражнения на дыхание.
- Моделирование игровых ситуаций;
Познавательная деятельность:
- Формирование целостной картины мира.
- Чтение художественной литературы.
- Беседы.
- Решение проблемной ситуации.
- Наблюдение за птицами.
Художественное творчество:
- Рисование.
- Лепка из пластилина.
- Аппликация.
Работа с родителями.
- выставки рисунков и поделок;
- привлечение родителей к книжным выставкам по теме;
- участие в выставках совместных рисунков детей и родителей по теме;
- размещение в уголке для родителей статей, материалов, папок – передвижек
- участие в изготовлении кормушек для птиц.
- участие в акции «Птичья столовая» , «Накормите птиц зимой»
Время проведения | Формы, темы | Программное содержание | Словарная работа | Работа с родителями |
Ноябрь | Познание / Коммуникация. Беседа "Птицы" Совместная деятельность с педагогом. Художественное творчество - рисование. "Птицы - наши друзья" Чтение худ. Литературы | Углубить и расширить знания детей о птицах нашего края, обогащать и активизировать речь детей, воспитывать заботливое отношение к птицам. Учить передавать характерные особенности птиц, самостоятельно придумывать композицию рисунка. Воспитывать художественно - эстетический вкус. В. Звягиной «Воробей», С. А. Есенина «Поёт зима, аукает», Т. Евдошенко «Берегите птиц», «Зимние гости» Ю.Никонова | Класс птицы | Привлечь родителей к изготовлению скворечников. |
Ноябрь | Социализация / Коммуникация. Дидактическая игра "Расскажи о птице" Презентация "Перелетные птицы". Самостоятельная художественная деятельность рисование- «Снегири на ветке рябины» | Развивать связную речь детей с наглядной опорой в виде графических схем. Закрепить названия перелетных птиц. учить передавать внешний вид снегирей. | Перелетные. | Изготовление мини альбомов про птиц. "Перелетные птицы", "Зимующие птицы". |
Декабрь | Чтение художественной литературы. Чтение сказки "Сорока" Самостоятельная деятельность детей. Художественное творчество - рисование. | Продолжать учить детей внимательно слушать сказку, правильно воспринимать содержание произведения. Развивать умение высказывать свое мнение поступкам героев. Продолжать учить детей передавать в рисунке образ птицы доступными средствами. развивать умение делать набросок простым карандашом. воспитывать художественно - эстетический вкус. | Сорока - белобока, синичка, сорочата, | Привлечь к подборке иллюстраций и материала о птиц. Изготовление книжки - малышки с поговорками, пословицами и потешками про птиц. |
Декабрь | Социализация / Коммуникация. Подвижная игра "Птичьи стайки" Презентация книжки - малышки с пословицами, поговорками и потешками про птиц. | Закреплять знания о внешнем виде птиц, развивать наблюдательность. Создать эмоционально радостное настроение в ходе игры. Воспитывать уважение к своим сверстникам. Знакомить с народным творчеством. Развивать память, внимание, слуховое восприятие. | Стая птиц | Изготовление мини альбомов про птиц. "Птицы Красной книги РТ", |
Заучивание стихотворений | «Воробей» Н. Рубцов. |
|
| |
Январь | Социализация/ Коммуникация. Сюжетно - дидактическая игра "Птицы прилетели на кормушку". Презентация "Птицы Красной книги " | Формировать представление детей о птицах, о том, как они приспосабливаются к жизни в зимний период. Выяснить представление детей о том, чем питаются птицы зимой. Развивать воображение детей в игре, мышление при решение проблемных вопросов. Познакомить детей с птицами, занесенные в Красную книгу . Воспитывать любознательность, интерес к окружающему миру. | Гагара чернозобая, цапля, беркут, дятел |
|
Оформление уголка книги | подбор книг о птицах, |
|
| |
Январь | Социализация / Коммуникация. Дидактическая игра "Знай и назови". Самостоятельная деятельность детей. Художественное творчество - лепка. | Закреплять знания детей названий птиц по описанию. развивать внимание, память, речь. Закреплять умение передавать в лепке характерные особенности разных птиц, их относительную величину. Учить добиваться более точной передачи формы и пропорций частей, используя усвоенные приемы лепки. |
| Подборка стихов и загадок про птиц. |
Чтение худ. литературы: | Л.Воронкова «Птичьи кормушки», В.Сухомлинский «Как синичка меня будит», стих О.Григорьевой «Синица», «Покормите птиц» А.Яшин. |
|
| |
Февраль | Чтение художественной литературы. чтение стихов и загадок про птиц. Социализация / Коммуникация. Настольно - печатная игра "Знаешь ли ты зимующих птиц" | Продолжать учить детей внимательно слушать художественное произведение, понимать образные содержания стихов и загадок. Совершенствовать знания названий птиц. Развивать память, речь, внимание. |
| Совместные рисунки детей с родителями "Птицы - наши друзья" |
Оформление альбома: | Зимующие птицы, |
|
| |
| Подвижные игры | «Перелёт птиц», «Птички в гнёздышках», «Совушка – сова». |
|
|
Февраль | Непосредственная образовательная деятельность. Художественное творчество - аппликация. "Сказочные птицы." Презентация рисунков детей нарисованные совместно с родителями. | Учить детей соотносить реальные и сказочные образы. Воспитывать любовь к художественному творчеству. Продолжать формировать навыки творческого рассказывания. Развивать память, речь, воображение. | Жар - птица |
|
| Музыка | - прослушивание грамзаписи с голосами птиц |
|
|
Март | Познание / Коммуникация. Беседа "Зимующие птицы нашего края" Презентация "Зимующие птицы" | Развивать внимание, память. обогащать словарный запас. Воспитывать любовь к живым существам. Закрепить названия зимующих птиц, отмечать их характерные особенности. | Филин, тетерева, овсянка, зимующие, корм. | Изготовление кормушек для птиц акции «Птичья столовая» , «Накормите птиц зимой» |
Март | Выставка совместных рисунков детей и родителей | Птицы –наши друзья |
| Участие родителей в развлечении |
Выставка птиц из пластилина | «Лучшая птичка » |
|
Перспективно-тематический план по проекту
Презентация проекта «Птицы – наши друзья»
Показатели сформированности экологической культуры ребенка.
100% детей показывают высокий уровень развития познавательной деятельности. практических навыков помощи птицам зимой; приобрели потребность в общении с представителями мира птиц; в проявлении доброты и чуткости, милосердия и бережного отношения ко всему окружающему.
Дети проявляют инициативу в решении экологических проблем ближнего окружения; проявляют интерес к условиям жизни птиц, оценивают их состояние с позиций "хорошо - плохо;
С желанием участвуют в экологически ориентированной деятельности. Эмоционально реагируют при встрече с птицами, пытаются передать свои чувства в доступных видах творчества.
Проявляют готовность оказать помощь, нуждающимся в ней. Контролируют свое поведение, поступки, чтобы не причинить вреда окружающей среде.
Список литературы:
- Воронкевич О.А. «Добро пожаловать в экологию». Санкт-Петербург, 2004 г.
- Горькова Л.Г., Кочергина А.В. Обухова Л.А. «Сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников». М., 2005 г.
- Дыбина О.В., Рахманова Н.П., Щетинина В.В. «Неизведанное рядом» М., 2002 г.
- Иванова А.И. «Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду» М., 2003 г.
- Иванова А.И. «Живая экология» М., 2006 г.
- Николаева С.Н. «Методика экологического воспитания в детском саду» М., 1999 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей Пернатые друзья «Птицы — наши друзья».
О том, что птицы- друзья и помощники человека, мы знаем уже давно....
Долгосрочный проект "Наши зелёные друзья"
Долгосрочный проект "Наши зелёные друзья" реализуется в старшей группе.Цель проекта:развитие эмоционально -чувственной сферы личности как одного из компонентов экологической культуры. Итогом...
Конспект НОД Конспект НОД по ФЭМП детей средней группы на тему: «Наши друзья – домашние питомцы».о ФЭМП детей средней группы на тему: «Наши друзья – домашние питомцы».
Формировать элементарные представления о размерах предмета, научить сравнивать предметы по количеству....
ДОЛГОСРОЧНЫЙ ПРОЕКТ ПО ЭКОЛОГИИ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ № 1 «ПТИЦЫ – НАШИ ДРУЗЬЯ»
Задачи проекта: Образовательные:...
Долгосрочный проект в старшей группе: «Птицы – наши друзья»
Долгосрочный проект в старшей группе: «Птицы – наши друзья»...
Долгосрочный и краткосрочный проекты на тему «Наши друзья-звуковички для детей 5-6 лет».
Становление и развитие речи (словаря, грамматического строя, звуковой и интонационной стороны) происходит в период дошкольного возраста. Эти достижения в речевом развитии детей значительны, что можно ...
Краткосрочный проект "В гостях у сказки"; Долгосрочный проект "Витамины - наши друзья" в группе раннего возраста
Краткосрочный проект«В гостях у сказки» в группе раннего возраста.Авторы проекта:Воспитатели группы раннего возраста «Звездочки»Подготовила: Фай А.А.Тип: информационн...