Повышение психолого - педагогической культуры родителей в условиях детского сада для успешного обучения и воспитания ребенка
статья ( группа) по теме
Семья является основным социальным институтом в формировании личности ребенка. Но сегодня семья переживает громадные экономические и духовные трудности: отчуждение между родителями и детьми выросло настолько, что стало подлинной национальной проблемой. Воспитание детей в семье имеет во многом субъективный характер и зависит от уровня нравственности и культуры родителей, их жизненных планов, идеалов, поступков, опыта социального общения, семейных традиций. Семья может, как способствовать, так и тормозить формирование разносторонне развитой личности. Чтобы семья успешно справлялась с воспитанием и обучением детей, родители должны владеть основными педагогическими знаниями, умениями и навыками, чтобы создавать необходимые условия для эффективного воспитания ребенка в семье. Поэтому сотрудничество педагогического коллектива в дошкольном образовательном учреждении с родителями выступает одним из условий для обучения и воспитания детей.
Скачать:
Предварительный просмотр:
ОУ ВО «САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ИНСТИТУТ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКИХ СВЯЗЕЙ,
ЭКОНОМИКИ И ПРАВА»
МЕЖРЕГИОНАЛЬНАЯ ОБЩЕСТВЕННАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ОБЩЕСТО «ЗНАНИЕ» САНКТ-ПЕТЕРБУРГА И ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ
ЦЕНТР ПРОСВЕЩЕНИЯ И ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
САНКТ-ПЕТЕРБУРГ – ЛУГА 2014
СОВРЕМЕННАЯ СЕМЬЯ И РЕБЕНОК: ЭКОНОМИЧЕСКИЕ, СОЦИАЛЬНЫЕ, ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ
Учреждено и рекомендовано к печати
Научно-методическим советом, протокол № 1 от 23.09.2014г. в качестве учебно-методического пособия для студентов психолого-педагогических специальностей
Ротманова И.А., Воробьева Н.А., Шевченко Н.В.
Повышение психолого - педагогической культуры родителей в условиях детского сада для успешного обучения и воспитания ребенка
Семья является основным социальным институтом в формировании личности ребенка. Но сегодня семья переживает громадные экономические и духовные трудности: отчуждение между родителями и детьми выросло настолько, что стало подлинной национальной проблемой. Воспитание детей в семье имеет во многом субъективный характер и зависит от уровня нравственности и культуры родителей, их жизненных планов, идеалов, поступков, опыта социального общения, семейных традиций. Семья может, как способствовать, так и тормозить формирование разносторонне развитой личности. Чтобы семья успешно справлялась с воспитанием и обучением детей, родители должны владеть основными педагогическими знаниями, умениями и навыками, чтобы создавать необходимые условия для эффективного воспитания ребенка в семье. Поэтому сотрудничество педагогического коллектива в дошкольном образовательном учреждении с родителями выступает одним из условий для обучения и воспитания детей.
Особой формой такого сотрудничества является родительский клуб, созданный для родителей и детей раннего возраста.
Проблема. В большинстве семей сохраняются представления о раннем возрасте о периоде физиологического созревания и физического развития. В результате внимание родителей сосредоточено на физическом здоровье малыша, ограничено гигиеническим уходом и предоставлением ему множеством игрушек.
Цель работы родительского клуба – формирование психолого-педагогической компетентности родителей в вопросах развития, обучения и воспитания детей.
Задачи работы родительского клуба:
- Повышение психолого-педагогической культуры родителей и воспитания успешного ребенка в семье.
- Выработка коллективных решений и единых требований семь и педагогов в деятельности по развитию личности ребенка.
- Развитие активной педагогической позиции родителей.
- Обучение родителей приемам и методам работы с ребенком, обеспечивающем развитие успешной личности.
Работа родительского клуба идет в трех направлениях.
Первое направление – просветительская работа в виде создания «Блокнота для родителей, или что делать, если…»; (папки-передвижки) по актуальным проблемам развития детей раннего возраста. Темы: «Что делать, если ребенок начал ходить в ясли?», «Что делать, если ребенок плачет при расставании с родителями?», «Что делать, если ребенок впадает в истерику?», «Что делать, если ребенок не хочет убирать за собой игрушки?», «Что делать, если ребенка не оторвать от телевизора?», «Что делать, если ребенок ломает игрушки?», «Что делать, если ребенок говорит грубые слова?», «Развитие речи в первые годы жизни ребенка?», «Как услышать заикание?» и т.п.
Второе направление - консультативное (по запросу родителей). Данное направление подразумевает индивидуальную диагностику ребенка, в ходе которой определяется уровень и особенности развития ребенка, составление рекомендаций для родителей по дальнейшему воспитанию и обучению ребенка.
Третье направление – коммуникативное.
Формы работы: образовательные семинары, психологические тренинги, круглые столы.
Занятия в Клубе проходят 1 раз в месяц, и помогают родителям глубже познакомиться со своим ребенком, благодаря знаниям психологии и педагогики, разрешать сложные ситуации, проявить свое творческое созидательное начало.
Программа занятий «Родительского клуба» с элементами тренинга для родителей
- Сентябрь: «Адаптация ребенка к условиям детского сада»
- Октябрь: «Особенности развития детей третьего года жизни»
- Ноябрь: «Развитие познавательной активности ребенка!»
- Декабрь: «Развитие речи в первые годы жизни ребенка»
- Январь: «Роль игры в развитии ребенка. Какие игрушки нужны детям»
- Февраль: «Особенности общения с детьми раннего возраста»
- Март; «Воспитание самостоятельности у дошкольников. Как развивать волевые качества у ребенка?»
- Апрель «Кризис стрех лет»
- Май «Родительское сочинение»
Структура:
1. Разминка, приветствие. Цель: снять психоэмоциональное напряжение, создать комфортные условия для взаимодействия и сотрудничества с педагогами.
2. Основная. Цель: повысить уровень теоретических знаний по теме занятия, (мини-лекция и упражнения, направленные на обучение навыкам, приемам, методам работы.)
- Подведение итогов. Цель: рефлексия (обратная связь и домашнее задание).
- В конце каждого занятия родителям выдается памятка, в которой вынесены основные
понятия занятия, а также дополнительные сведения по данной теме. В конце прилагается список литературы, которую при желании родители могут почитать в целях дополнительного самообразования.
- Таким образом, «родительский клуб» в детском саду помогает заинтересовать родителей,
повысить воспитательный потенциал семьи и тем самым обеспечить условия для полноценного развития личности и социализации ребенка.
ЛИТЕРАТУРА:
1.Ладкина Т.В. Социальная педагогика. Защита семьи и детства. М,: ACADEMIA, 2007
2.Овчарова Р.В. Психология родительства6 учеб. Пособие для студентов вузов. М,: Академия, 2005.
3.Павлова Н.Н. Повышение педагогической компетенции родителей, воспитывающих ребенка раннего возраста с органическим поражением ЦНС развития// Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. 2009.№3.С. 42-47.
4.Педагогика: Большая современная энциклопедия/ сост. Е.С.Рапацевч. – МН.: Современное слово. 2005.
5.Стребелева Е.С. Современные формы помощи семье, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии/ Е.С. Стребелева, А.В.Закрепина// Дефектология. 2005. №1. С. 3-10
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Направления работы воспитателя по повышению психолого-педагогической культуры родителей
Под психолого-педагогическим образованием родителей, в данном случае,понимается систематически проводимая работа по передаче знаний,формированию представлений и практических умений у родителей в разли...
Повышение психолого-педагогической культуры родителей – миссия современного педагога.
Повышение психолого-педагогической культуры родителей – миссия современного педагога. Педагогическая культура родителей – один из самых дейс...
План повышения психолого-педагогической культуры родителей «На пороге школы»
План повышения психолого-педагогической культуры родителей «На пороге школы» Цели: содействие формированию психолого-педагогической компетентности родителей детей дошко...
Психолого-педагогическая характеристика условий успешного обучения и воспитания ребенка в семье.
...
ПОВЫШЕНИЕ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ РОДИТЕЛЕЙ В ВОПРОСАХ ОЗДОРОВЛЕНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.
Забота о здоровье ребенка и взрослого человека стала занимать во всем мире приоритетные позиции. Здоровый и развитый ребенок обладает хорошей сопротивляемостью организма к вредным факторам среды и уст...
Основные направления работы воспитателя по повышению психолого-педагогической культуры родителей
Основные направления работы воспитателя по повышению психолого-педагогической культуры родителей...
Повышение психолого - педагогической культуры родителей в условиях детского сада для успешного обучения и воспитания ребенка
Чтобы семья успешно справлялась с воспитанием и обучением детей, родители должны владеть основными педагогическими знаниями, умениями и навыками, чтобы создавать необходимые условия для эффектив...