ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «Традиции Югры»
проект (подготовительная группа)
Актуальность: Россия – многонациональное государство, поэтому уже с дошкольного возраста нужно приобщать детей не только к культуре своего народа, но и к уважительному доброму отношению к представителям других культур. В настоящее время все больше возрастает познавательный интерес к изучению истории культуры, быта, традиций, обычаев, фольклора и декоративно-прикладного искусства коренных народов, погружающего ребенка в мир древней и мудрой культуры, ориентированной на духовную жизнь. Любовь к близким, к своему дому, городу, стране – необходимые каждому человеку. Северный народ – ярчайший пример неизменной любви к своей земле. Тайга для ханта и манси – это огромный, просторный чум.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_traditsii.doc | 97 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное Автономное Дошкольное Образовательное Учреждение г.Нижневартовска детский сад №41 «РОСИНКА»
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ
«Традиции Югры»
Автор проекта: Старыгина Е.В.
2021
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ
Традиции Югры»
Актуальность: Россия – многонациональное государство, поэтому уже с дошкольного возраста нужно приобщать детей не только к культуре своего народа, но и к уважительному доброму отношению к представителям других культур. В настоящее время все больше возрастает познавательный интерес к изучению истории культуры, быта, традиций, обычаев, фольклора и декоративно-прикладного искусства коренных народов, погружающего ребенка в мир древней и мудрой культуры, ориентированной на духовную жизнь. Любовь к близким, к своему дому, городу, стране – необходимые каждому человеку. Северный народ – ярчайший пример неизменной любви к своей земле. Тайга для ханта и манси – это огромный, просторный чум.
Во все времена и у всех народов основной целью воспитания детей являлись забота о сохранении, укреплении и развитии национальных обычаев и традиций, забота о передаче подрастающим поколениям житейского и духовного опыта. Поэтому было решено взять тему проекта «Традиции Югры» одним из эффективных методов для решения данного вопроса является создание выставки «Традиции Югры» в нашем музее «Мир кукол». Дети чувствуют свою причастность к мини-музею. В обычном музее ребенок — лишь пассивный созерцатель, а здесь он — соавтор, творец экспозиции. Причем не только он сам, но и его папа, мама, бабушка и дедушка. Т.е. мини-музей — результат общения, совместной работы детского сада, детей и их семей. Активное привлечение родителей к данному проекту будет способствовать созданию партнерских отношений воспитателей и родителей.
Цель проекта: Формирование знаний и интереса к родному краю посредством ознакомления с традициями - праздников народа Югры.
Задачи:
- Совершенствовать знания детей о жизни, быте и культуре народов Югры.
- Изучить этнические традиции о праздниках коренных малочисленных народов Севера.
- Обогащать словарный запас детей национальными названиями края: предметов быта, одежды, ремесел, символикой; нарты малица, чум, лабаз, нырики, акань.
- Приобщать к богатому литературному наследию Югры, понимать образный язык коренных народов.
- Развивать интерес детей к подвижным играм коренных народов Югры.
- Воспитывать любовь к своему родному краю, гордость за свой край, уважение к самобытной культуре коренных народов Югры.
- Создать партнерские взаимоотношения с родителями.
Участники: дети, родители, воспитатели группы.
Вид проекта: познавательно – творческий, исследовательский.
Продолжительность проекта: корткосрочный (24.11.2021-01.12.2021)
I этап - Подготовительный
(25.11.2021г. –26.11.2021г.)
Создать условия для реализации проекта. Мотивировать детей и родителей на участие в проекте. Разработать план проекта по основным видам деятельности.
II этап - Основной
(27.11.2021г.-30.11 .2021г.)
Реализация основных видов деятельности по направлениям проекта в соответствии с разработанным планом по основным видам деятельности.
III этап - Заключительный
(01.12.2021г)
Обработка методических, практических материалов, соотнесение поставленных и прогнозируемых результатов с полученными; обобщение материалов проекта. Обобщение опыта. Презентация проекта.
При условии реализации данного проекта можно предположить следующие
Ожидаемые результаты:
1. Повысится познавательный интерес к традициям и быту коренных народов ХМАО.
2. Будет значительно обогащена РППС по познавательному развитию и теме проекта.
3. Установятся партнерские взаимоотношения с родителями воспитанников.
4. Сформируется интерес к истории родного края.
Оборудование и материалы.
1.Картины и иллюстрации, изображающие сюжеты сказок по тематике проекта.
2.Настольно – печатные игры.
3 Видео ролики.
4.Телевизор.
5.Фотоаппарат.
6.Материалы для продуктивной изобразительной деятельности и художественного труда.
7. Компьютер.
Перспективный план работы по проекту.
сроки | Мероприятие | Интеграция областей |
Среда 24.11 | Прослушивание сказки народов ханты и манси «ИДЭ» П/и «Херо» Просмотр документального фильма. «Традициями воспитания детей народов ханты и манси». | Художественно- эстетическое, физическое, речевое, социально –коммуникативное, познавательное развитие. |
Четверг 25.11 | Просмотр документального фильм «Вороний день». Пересказ - увиденного праздника. П/И «Оленья упряжка» Изготовление оберега ханты – «Горлица» | Художественно- эстетическое, физическое, речевое, социально –коммуникативное, познавательное развитие. |
Пятница 26.11 | Д/И «Угадай узор» П/И «Охота на уток» П/И «Берегись охотника» Просмотр документального фильма «Медвежьи игрища» Прослушивание сказки народов ханты и манси «Как медведь и бурундук дружить перестали» | Художественно- эстетическое, физическое, речевое, социально –коммуникативное, познавательное развитие. |
Понедельник 29.11 | Д/И «Собери ханта на охоту» П/И «Бой медвежат» Посещение выставки «Моя Югра»- изучение обрядовых игр. Просмотр документального фильма «Праздник трясогузки» и «Праздник священной птицы лебедя». Рисование хантыйского орнамента по образцу на тему «Узоры ханты и манси» | Художественно- эстетическое, физическое, речевое, социально –коммуникативное, познавательное развитие. |
Вторник 30.11 | Д/И «Что лишнее» по закреплению знаний об одежде ханты и манси, о жилищах. П/И «Рыбаки и рыбки» Изготовление куклы Акань. | Художественно- эстетическое, физическое, речевое, социально –коммуникативное, познавательное развитие. |
Список литературы
1. Базанов, А.Г. и Певгова Л.В. Игры детей народов Крайнего Севера [Текст]. - М.: Учпедгиз, 1949. - 71с.
2. Богораз, В.Г. Игры малых народностей Севера [Текст]. - М.-Л.: Учпедгиз, 1949,-116 с.
3. Евстратова, Л. Опыт формирования духовной культуры детей в контексте региональной социокультурной традиции [Текст] // Дошкольное воспитание. – 2006. – № 1. – С. 17-20.
4. Красильников, В.П. Игры и состязания в традиционном воспитании хантов [Текст]. – Екатеринбург: Урал, 2002. - 120с.
5. Кулемзин, В.М., Лукина Н.В. Знакомьтесь: ханты [Текст]. – Новосибирск, 1992. – 136 с.
6. Немысова, Е.А. Игры детей обско-угорских народов [Текст]. - СПб.: Питер, 1999. – 200 с.
7. Рейнсон-Правдин, А. Игры и игрушки народов Обского Севера (социальные корни игры) [Текст] // Советская этнография. - 1949. - №3. - С. 114.
ЭЛЕКТРОННЫЕ РЕСУРСЫ
- Сайт поиска информации www.google.ru
- Этнографический музей под открытым небом «Торум Маа» http://torummaa.ru/
- Музей человек и природы http://www.ugramuseum.ru/
- Департамент культуры Ханты-Мансийского Автономного Округа –Югра http://www.depcultura.admhmao.ru/wps/portal/cult/home/strategy
Приложение 1
История возникновения народов ханты.
Ханты, хант, хандэ, кантэк («человек») – народ в РФ. До начала 20 века русские называли ханты остяками (возможно, от «астях» - «народ большой реки», еще ранее, до 14 века – югрой, югричами. В основе формирования народа ханты лежит культура аборигенных племен Урала и Западной Сибири, охотников, рыболовов и скотоводческих угорских племен, пришедших во второй половине второго тысячелетия до нашей эры из степей. Южной Сибири и Казахстана. Во второй половине первого тысячелетия складываются основные группы ханты, расселенных от низовий Оби на Севере до Барабинских степей на юге. До прихода русских в Сибирь у ханты были племена, затем сложились союзы племен – княжества. В 1930 году был создан Ханты- Мансийский национальный ( теперь автономный ) округ. Говорят ханты на хантыйском языке. Письменность также создана в 1930 году на основе латинского алфавита, а в 1937 году – русского.
Коренные малочисленные народы Ханты-Мансийского автономного округа ханты и обские угры. Язык хантов относят к угорским. Численность хантов – 22, 3 тысячи человек. В настоящее время ханты и манси живут в Ханты-Мансийском и Ямало- Ненецком автономных округах Тюменской области,
Приложение 1
Быт коренных народов Севера
Брак и семья
Главой в семье хантов и манси считается мужчина, а женщина во многом подчинялась ему. Бревенчатый дом строил мужчина, а чум из легких шестов воздвигала женщина. Посуду из бересты делали женщины, а из дерева мужчины. Мужчины, при необходимости, могут сами приготовить пищу. В современных молодых семья все чаще мужья помогают женам в тяжёлых работах – доставке воды, дров. Когда в хантыйской семье появлялся на свет новый человек, здесь его ждали сразу четыре мамы. Первая мама - которая родила, вторая – принявшая роды, третья – та, что первой подняла ребенка на руки, и четвертая – крестная мама. У ребенка было две колыбели – это берестяная коробочка и деревянная с берестяной спинкою.
Жилище
Жизнь обско-угорских народов с древних времен была приспособлена к нелегким условиям Севера. Традиционное жилище зимой – прямоугольные срубленные дома или дома в виде пирамид, нередко с земляной крышей. Отапливались зимние постройки открытым глинобитным очагом-чувалом или железной печкой. Летом строили каркасные берестяные дома и чумы из оленьих шкур. Сколько же домов имеет одна хантыйская семья? У охотников - рыбаловов четыре сезонных поселения. Любая постройка называется «кат, хот», к этому слову добавляются определения – берестяная, земляная, дощатая. Охотники зимой во время промысла жили в лесу в избушках. Оленеводы, кочуя со стадами оленей, жили на стойбищах в чумах, зимой крытыми оленьими шкурами, летом из бересты. В чумах жили и рыболовы. Около 30 типовых жилых построек насчитывается у хантов и манси, среди них священные амбарчики, домики для рожениц.
Постройки располагались разбросано: жилой дом (зимний и летний), один или несколько хозяйственных амбарчиков, навесы для хранения имущества, глинобитная печь для выпечки хлеба под навесом, открытый летний очаг, вешала для просушки сетей, для вяления рыбы, иногда собачьи домики.
Хантыйская изба. Хантыйский чум.
Домашняя утварь
Посуда, мебель, игрушки делались из дерева. У каждого мужчины был свой нож, и учиться обращаться с ним мальчишки начинали очень рано. Огромное количество вещей делалось из бересты. Применялось десять способов орнаментации материала: выскабливание, тиснение, ажурная резьба, аппликация, раскрашивание и другие.
Одежда
Хантыйские и мансийские мастерицы шили одежду из различных материалов: оленьего меха, птичьих шкурок, пушнины, овчины, ровдуги, сукна, крапивного и льняного холста, хлопчатобумажной ткани. Из нитей плели пояса и подвязки для обуви, а га иглах вязали носки. Местные рукодельницы искусно украшали одежду, вышивали бисером. В меховой одежде сочетаются белый и темный цвета, отделка цветным сукном (красным, зеленым). Летом традиционный костюм женской одежды были платья, распашные халаты(сатиновый или суконный). Зимой они одевали глухую одежду из оленьих шкур двойные шубы (ягушка, сах) и кисы, на голове – платок, большое количество украшений (кольца, бисерные ожерелья). Мужская одежда – рубаха, штаны. Мужчины зимой также одевали глухую одежду: малицы и гуси (сокуи) с капюшоном, кисы.
Пища коренных народов
Основной пищей обских угров считается рыба, ее употребляют круглогодично в сыром, вареном, вяленом, копченом, сушеном, жареном и соленом виде. В летнее время варят уху, жарят подовушку, коптят, вялят и солят рыбу. В зимнее время излюбленным кушаньем являтся строганина (патанка) – свежемороженая рыба. На зиму заготовляют копченую рыбу (чомых), сушеную (пачи, ехул). Из сушеной рыбы толкут порсу – рыбью муку, из которой варят похлебку, пекут хлеб, добавляя в муку, часто перемешивают с сушеной и свежей ягодой. Лакомством являются брюшки, потроха белой рыбы. Летом из чистых кишок, икры и потрохов делают варку с вареной рыбой и ягодами, особенно с толченой черемухой. Никаких и в приготовлении рыб ханты и манси не используют.
Второй продукт питания ханты и манси – мясо. Мясо оленя и лося употребляют в пищу сырым, вареным, жареным, вяленым и копченым. Лакомством является сырая и мороженая печень, сырая теплая кровь оленя, костный мозг. Мясо варят в больших котлах, едят обычно полусырым. Едят обские угры и медвежье мясо, но только варят без соли. Впрок заготовляют сушеное лосиное мясо, топленое сало.
В летнее время в пищу употребляют ягоды. Сушат черемуху, смородину, чернику. Толченую черемуху смешивают с мукой, пекут лепешки, едят с рыбьим жиром или варкой. Грибы в пищу не употребляли, считая их нечистыми.
Охота
Охотничий промысел разделялся на мясной (на крупного зверя или птицу) и пушной. Основную роль играл пушной промысел, на первом месте которого стояла белка, а в отдаленном прошлом – соболь. Боровую птицу добывали ловушками, промышляли птицу и ружьём. Главная охота на боровую дичь проходила осенью, а на водоплавающую птицу охотились весной и летом.
Рыболовство
Ханты и манси селились вдоль рек и знали реку не хуже леса. Рыболовство было и остаётся одной из основных отраслей хозяйства. С рекой ханты и манси связаны с детства и на всю жизнь. Основные промысловые рыбы на Оби и Иртыше: муксун, нельма, осетр, сырок, стерлядь, щука, язь.
Оленеводство
Ханты и манси стали заниматься оленеводством с 13 – 15 веков, обучившись этому занятию у северных соседей – ненцев. Олени заменяют им всех домашних животных: овец, коров, лошадей. Оленьи упряжки служат средством передвижения для народов Севера. Шкура оленя – материал для развития национальной культуры – из нее шьют одежду (малицы, кисы), делают различные сувениры. Утепляют жилище. Из рогов изготовляют различные орудия труда, используют в косторезном промысле, в изготовлении лекарства. По одному оленеводческому совхозу имеется в Березовском и Белоярском районах, их стада насчитывают 20 тысяч голов. В остальных районах олени содержатся в основном в личных подсобных хозяйствах.
Средства передвижения
Основной транспорт – лодка. Жизнь ханты и манси так тесно связана с водой, что их трудно представить без лёгкой долблёной лодки, называемой облас или обласок. Обычно облас изготовляли из осины, но если его перетаскивали по суше то использовали кедр, так как он легче и не намокает в воде.
Лыжи
Зимой для передвижения использовали лыжи. Ходить учились с 6-7 лет. Основу лыжи делали из древесины сосны, кедра или ели. Лыжи из одной деревянной части называли – голицами, а где скользящая часть обклеивалась мехом из камусов оленя или лося – поволоками.
Нарты
Основной транспорт зимой – нарты – ручные (собачьи), либо оленьи. Ручная нарта – используется хантами повсеместно. Общие очертания: двухполозая, длинная, узкая, трапециевидная в поперечном разрезе на одной линии с нащепали.
Традиционные и религиозные представления
Вероисповедание – православие. При этом сохраняются традиционные верования. У коренных народов Сибири развит культ медведя, в прошлом каждая семья хранила в доме медвежий череп. Широко распространено у хантов почитание лося (символ достатка и благополучия), лягушки (дарит семейное счастье, детей), искали поддержку у деревьев, почитают огонь, сильны представления о духах-хозяева местности, которые изображались в виде идолов. Волк считался созданием злого духа Куля.
Музыкальные инструменты
Санквылтап (манс. – звенящий) музыкальный инструмент в форме лодки Имеет более пяти струн. Изготовляется из осины. Чаще всего он звучит на Медвежьем празднике. Чисто женский инструмент наркас – юх и санквылтап, томран (косточка с жилкой) Его изготовляет обычно местная мастерица.
Приложение2
Обряды и праздники в повседневной жизни и культуре коренных народов Севера
Праздники и семейно-бытовые обряды коренных народов Севера и Сибири формировались на протяжении длительного исторического периода с учетом изменения экономических и общественных отношений. В основе праздничных обрядов, совершаемых по случаю добычи животных, лежали древнейшие мифы об умирающем и воскресающем животном. Поэтому северяне старались хорошо "встретить" убитого зверя и с почестями "проводить" его "домой".
Каждый праздник имел культово-магическую окраску. Ритуальный смысл праздников заключался в "благодарении" животных: китов, моржей, оленей, позволивших себя убить. Особенно яркое отражение этот миф нашел в эскимосском "Празднике Кита". Чукчи совершали обряд около жирников, разжигали костры, готовили обрядовую пищу. Ритуальные действия имели религиозную и вместе с тем эстетическую направленность. Главными распорядителями праздников были шаманы и старые опытные промысловики. Принимали участие в праздниках все жители поселка, гости. Обязательной частью всех праздников были национальная борьба, спортивные состязания среди мужчин и женщин в беге, танце, таскании тяжестей, метании, прыжках, стрельбе из лука, ружья. В основе своей традиционные праздники чукчей, эскимосов, эвенов жизнеутверждающие: торжественность, красота, песни, танцы, символика вносили в их трудную жизнь разнообразие и радость.
Праздники носили коллективный характер, в них участвовали все от мала до велика. Мероприятия, сопровождавшие праздник, были эмоциональны, имели воспитательный эффект, потому что являли собой образцы поведения, норм человеческих взаимоотношений, правил общения.
Медвежий праздник
Это самый любимый праздник хантов и манси. Медведь считается сыном верховного божества Торума, вместе с тем он сын женщины-прародительницы и брат ее детей, поэтому ханты и манси воспринимают его как брата. И наконец, он олицетворение верховной справедливости, хозяин тайги. Каждая успешная охота на медведя сопровождается праздником, на котором люди стараются снять с себя вину за его убийство и совершают обряды, которые должны привести к благополучию всех участников праздника. Шкуру медведя свертывали, голову и лапы украшали кольцами, лентами, платками и укладывали в переднем углу дома в так называемой жертвенной позе, с головой, положенной между вытянутыми передними лапами. Затем устраивали представления в масках. В первой половине ночи обязательно исполняют танцы, посвященные главным богам. Особое значение имела середина ночи и ее вторая половина, когда съедали медвежье мясо, провожали душу медведя на небо, гадали о предстоящей охоте.
Праздник возвращения солнца
Этот праздник коряки отмечали в конце декабря, после зимнего солнцестояния, когда продолжительность светового дня начинала увеличиваться. Накануне праздника оленеводы обязательно совершали перекочевку и устанавливали стойбище на новом месте. Затем ждали приезда гостей. Это были обитатели других оленеводческих стойбищ, а также жители прибрежных поселков, морские охотники. Начинался праздник рано утром. Женщины с помощью деревянного огнива, имевшего вид человеческой фигурки, разжигали огонь. Мужчины забивали оленей. Считалось, что их приносят в жертву "тому, кто наверху" – солнцу. Голову самого крупного жертвенного оленя надевали на шест и поворачивали на восток. Кровыо оленей "кормили" огнива, а мясом угощали всех участников праздника. После обильной трапезы, которая сопровождалась пением и танцами, начинались спортивные состязания. Главным из них были гонки на оленьих упряжках.
Прилет серой вороны
Ворона на Север прилетает одной из первых, в апреле, когда еще лежит снег и бывают заморозки. Своим криком она как бы пробуждает природу и, кажется, приносит саму жизнь. Наверное, поэтому ханты и манси считают эту птицу покровительницей женщин и детей и посвящают ей специальный праздник.
В вороньей песне, записанной на реке Северной Сосьве, есть такие слова: «С моим появлением маленькие девочки, маленькие мальчики пусть родятся! На ямку с талыми гнилушками (из их люлек) я присяду. Замерзшие руки свои отогрею, замерзшие ноги свои отогрею. Долго живущие девочки пусть родятся, долго живущие мальчики пусть родятся!» По обычаям хантов и манси, за всеми вещами маленьких детей нужно строго следить, чтобы с ребенком не случилось несчастье. Это касается и тех предметов, которые младенцу уже не нужны. Поэтому гнилушки — стружки мягкой древесины, которые насыпали в люльку вместо пеленок, складывали после использования в укромном месте. Ханты считали, что ворона, прилетев с юга, в холодные дни греет лапки на этих теплых стружках и приговаривает: «Побольше бы детей на землю приходило, чтобы было мне где погреть свои лапки». Раньше на праздник собирались только пожилые женщины и девочки. Они готовили угощения, среди которых обязательно была густая каша-болтушка «саламат». Непременным элементом праздника были танцы. Некоторые группы хантов и манси связывали этот праздник с богиней-прародительницей Калтащь, которая определяла судьбы людей, отмечая их жизненный путь на священных бирках, помогала при родах. На женских праздниках, совершавшихся в определенных местах, часто привязывали лоскутки ткани на дерево. Целью таких праздников было стремление к благополучию, в первую очередь — забота о детях.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педагогический проект "Птицы Югры!" для детей старшей группы общеразвивающей направленности от 5 до 6 лет
Групповой, долгосрочный, познавательно-исследовательский проект "Птицы Югры!" для детей старшей группы. Паспорт проекта, содержание образовательного процесса в рамках проекта....
Педагогический проект "Птицы Югры!" для детей старшей группы общеразвивающей направленности от 5 до 6 лет
Групповой, долгосрочный, познавательно-исследовательский проект "Птицы Югры!" для детей старшей группы. Паспорт проекта, содержание образовательного процесса в рамках проекта....
Презентация педагогического проекта "Традиции и обычаи башкирского народа".
Презентация сделана для краткого ознакомления воспитателей с целями, задачами и этапами работы проекта на тему «Традиции и обычаи башкирского народа»....
Педагогический проект: "Традиции нашей группы!"
Про себя и про ребят.Г.ЛадонщиковСолнце скрылось за домами, покидаем детский сад.Я рассказываю маме про себя и про ребят.Как мы хором песни пели, как играли в чехарду.Что мы пили, что мы ели, что чита...
Педагогический проект "Моя Югра - край, в котором я живу"
Данный материал будет полезен для педагогов, работающих с детьми старшего дошкольного возраста по краеведению....
Педагогический проект "Традиции на Руси"
Патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образования. Чувство патриотизма многогранно по содержанию. Это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощуще...
Педагогический проект «Традиции русского народа»
Педагогический проект«Традиции русского народа»...