Педагогический проект "Моя Югра - край, в котором я живу"
проект (старшая группа)
Данный материал будет полезен для педагогов, работающих с детьми старшего дошкольного возраста по краеведению.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_moya_yugra_-_kray_v_kotorom_ya_zhivu.docx | 676.67 КБ |
perspektivnyy_plan_yugra.docx | 56.22 КБ |
skazki_dlya_roditeley.docx | 16.43 КБ |
igry_po_proektu.docx | 31.92 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад комбинированного вида №7 «Антошка»
Педагогический проект
(родительский клуб)
«Моя Югра - край, в котором я живу»
Урай, 2022 г.
«Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой Родине
- месту, где человек родился».
АННОТАЦИЯ ПРОЕКТА
В проекте представлены эффективные пути приобщения детей старшего дошкольного возраста к культуре коренных народов Севера, через разработку системы работы на основе интеграции с основными образовательными областями в ДОУ.
Тип проекта: творческий, познавательный, долгосрочный
Срок реализации проекта: сентябрь 2022 г. – апрель 2023 г.
Участники проекта: воспитатели, учитель – логопед, родители, воспитанники старшего дошкольного возраста, родители (законные представители).
Постановка проблемы.
Опыт работы показал, что у воспитанников старшего и подготовительного возраста недостаточно сформированы знания о родном крае, о его культуре и традициях, о богатстве растительного и животного мира, о видах трудовой деятельности взрослых, живущих в нашем крае.
Актуальность
Формирование у детей знаний о родном крае, культуре, традициях имеет большую ценность для накопления ими социального опыта жизни в своём городе, округе приобщение к миру его культуры.
В «Конвенции о правах ребёнка» в ст. 29 сказано, что образование должно быть направлено на «воспитание уважения к родителям ребенка, его культурной самобытности, языку, к национальным ценностям страны, в которой ребенок проживает, страны его происхождения, и к цивилизациям, отличной от его собственной».
Мы живем в такое время, когда на многое начинаем смотреть по-иному, многое заново открываем или переоцениваем. Сегодня - малочисленные народы, ведущие традиционные промыслы находятся, как и сто лет назад, на грани исчезновения как этнос и наша задача донести до наших детей этот накопленный годами народный опыт. Мы можем сохранить и продолжить национальную культуру коренных народов Севера, если заинтересуем подрастающее поколение, активно вовлекая родителей в образовательный процесс и внедряя инновационные технологии в деятельность. Осознавая значимость вышесказанного, нами был разработан проект «Моя Югра – край, в котором я живу».
Актуальность данного проекта обусловлена тем, что участниками проекта являются дети, родители и специалисты.
Именно через взаимодействие всех субъектов образовательной среды, с использованием нетрадиционных форм и методов, будем способствовать всестороннему развитию детей дошкольного возраста с ОНР.
Охватываемые образовательные области: речевое развитие, познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.
Гипотеза: У каждого ребёнка сформируется интерес к жизни родного города, народов крайнего севера и природе Югорского края; расширятся знания о природных и культурных особенностях жизни Югры. Повысится степень участия родителей в организацию образовательного процесса.
Новизна проекта: Комплексное приобщение детей к культуре, традиции народов Югры, изучение истории, богатств родного края через проектную деятельность.
Цель проекта: Формирование у детей дошкольного возраста знаний о родном крае – ХМАО – Югра посредством внедрения инновационных технологий.
Задачи проекта:
- Расширить и углубить знания детей о крае, в котором мы живем, о его истории, обычаях, традициях, достопримечательностях.
- Сформировать представления о природных богатствах нашего края: растительного и животного мира.
- Расширять и активизировать словарный запас детей дошкольного возраста по теме: « Моя Югра - край, в котором я живу».
- Развивать познавательный интерес дошкольников к истории и культуре своего края; обеспечить благоприятный, эмоционально-насыщенный положительный климат в группе и во взаимоотношениях между педагогами и семьями воспитанников.
- Развивать у детей эстетическое восприятие, эмоциональную отзывчивость и творческие способности в продуктивной и музыкальной деятельности.
- Привлечь родителей для участия в мероприятиях по реализации проекта.
Продолжительность реализации проекта.
Продолжительность реализации проекта – с сентября по апрель текущего учебного года.
Содержание проекта:
Проект реализуется поэтапно. Каждый этап включает совместные мероприятия и с детьми, и с родителями, и с социальными партнерами, что позволяет осуществление поставленной цели и задач проекта, тем самым достижение оптимальных результатов в обучении, развитии ребенка и готовности к школьному обучению путем внедрения в образовательный процесс эффективных инновационных технологий. Работа педагогов направлена на изучение культуры народов Севера, на внедрение и поиск путей сохранения культуры коренных малочисленных народов Севера (ханты, манси) и решение важнейшей задачи воспитания, как формирование толерантного отношения к культуре разных народов и национальностей.
Первый этап – организационно-подготовительный (сентябрь 2022г):
- организация деятельности участников проекта для определения его содержания и реализации.
- создание развивающей предметно-пространственной среды
Второй этап, практический (октябрь 2022г. – май 2023г.)
Практический этап заключается в построении образовательной деятельности на основе предлагаемого проекта:
- циклы тематических занятий;
- совместные с родителями мероприятия (работа со сказками ханты и манси)
- экскурсии в детскую библиотеку и музей;
- продуктивная деятельность.
Реализация проекта обусловлена совместной деятельностью взрослых и детей. Педагогами создаются условия, которые позволяют детям совместно со взрослыми открывать новый практический опыт, добывать его, анализировать его и преобразовывать. Организация проектной деятельности позволяет педагогам осуществлять интеграцию всех образовательных областей.
- «Познавательное развитие» - тематические занятия «Моя малая Родина», «Символика родного края», «Коренные жители севера: ханты и манси», «Природа Югры» пр. На данном этапе ребенок получает необходимую информацию о многообразии окружающего его мира, о самом себе, об окружающих его людях.
- «Речевое развитие» - беседы по ознакомлению с историей родного города, оставление мини-рассказов, этюдов о родном городе, семье, детском саде, о природе края, чтение произведений поэтов и авторов Югры, устного народного творчества народов севера, экологических сказок, разучивание стихотворных произведений о родном крае, городе.
Обогащение представлений детей о быте, культуре, труде коренного народа, его нравственных качествах, сближает, роднит, становится понятным дошкольнику, способствует развитию социальных эмоций, чувств, воспитывает уважение к людям разных национальностей.
- «Художественно-эстетическое развитие» - продуктивная деятельность по мотивам устного народного творчества северных народов, фотовыставки, выставки детских рисунков, поделок и создание мини музея, знакомство с одеждой ханты, традиционных праздников, ремесел, изучение народного декоративно-прикладного искусства.
- «Физическое развитие» - разучивание подвижных игр народов ханты и манси и виды спортивных состязаний коренных народов Севера.
- «Социально-коммуникативное развитие» - правила поведения в природе, быту, улице и ближайшей местности, сюжетно-ролевые игры, целью которых является освоение и практическое применение детьми способов толерантного взаимодействия.
Проектная деятельность сочетается с игрой, что также принципиально для осуществления педагогической и воспитательной работы с дошкольниками. При формировании толерантности у дошкольников мы опирались на игровые методы воспитания, так как игра является основным видом деятельности детей дошкольного возраста. Игры и упражнения внесены в различные образовательные ситуации, в образовательную деятельность режимных моментов и в самостоятельную детскую деятельность.
Основные функции педагогических подходов и технологий:
Интерактивное обучение - способ познания, основанный на диалоговых формах взаимодействия участников образовательного процесса; обучение, погруженное в общение, в ходе которого у обучающихся формируются навыки совместной деятельности. Именно взаимодействие является условием развития творческих способностей обучающихся, их саморазвития.
Личностно-ориентированные технологии. Главной отличительной чертой личностно ориентированного подхода является обеспечение гармоничного соответствия педагогического и психологического процессов формирования толерантной культуры личности на основе психолого-педагогических инноваций.
Метод творческого самовыражения заключается в том, чтобы привести каждого ребёнка в соприкосновение с собственным творчеством, дать ему возможность почувствовать сопричастность к миру, помочь ему найти точку опоры в своей уникальности.
Проблемно-поисковые технологии - это создание разноплановых проблемных ситуаций и поиск наиболее оптимальных вариантов выхода из них, они позволяют не только показать себя в сложных ситуациях, но и сделать правильный выбор, проявить свои творческие способности, находчивость, и другие ценные личные качества.
Третий этап, обобщающе-аналитический (май 2023г.):
- уточнение и формулирование выводов, выявление перспективы последующего развития проекта
- организация уголка краеведения «Моя Югра»
Социальное партнерство в рамках реализации проекта:
- «Культурно – исторический центр»: Музей, детская библиотека
Механизм оценки и ожидаемые результаты.
Критериями оценки результатов проекта будут приобретенные конкретные знания педагогов, детей и их родителей.
Ожидаемые результаты
- Создание картотеки загадок, стихов сказок народов ханты и манси для детей старшего дошкольного возраста;
- Разработка проведения мероприятий с использованием нетрадиционных форм работы;
- Организация взаимодействия с семьями воспитанников в рамках проведения мероприятия в целях привлечения родителей к воспитательно – образовательному процессу;
- Организация взаимодействия с социальными партнерами;
- Увеличение разработок, рекомендаций, дидактического материала;
- Увеличения доли педагогов в освоении и применении в своей профессиональной деятельности методов проектирования;
- Создание уголка краеведения «Моя Югра»
Ресурсное обеспечение проекта:
Информационное: – литература: детская, учебно-методическая, энциклопедическая; интернет – ресурсы;
Материально-техническое: аудиозаписи, видеозаписи, компьютер, CD-диски с информацией о Югре;
- художественно-изобразительные средства: иллюстрации, фотографии, изделия народов ханты и манси, альбомы, макеты, рисунки.
План реализации проекта «Моя Югра – край, в котором я живу»
Совместная деятельность педагогов | Совместная деятельность с детьми | Совместная деятельность с родителями | Совместная деятельность с социальными партнерами |
Разработка рабочей группы и пакета документов по реализации проекта:
методик для детей, педагогов, родителей;
| Беседы, чтение художественной литературы, режимные моменты, игровые упражнения, дидактические игры, сюжетно – ролевые игры, настольно – печатные игры, образовательные ситуации, экскурсия, тематические занятия, развлечения, викторины, выставки, продуктивная деятельность. Цель: сформированность знаний у детей о родном крае. | Консультации, анкетирование КВН с участием родителей, помощь в создании макета, в создании альбома и в подборке фотографий города, в создании энциклопедии «Все мы жители Югры» в изготовлении атрибутов к подвижным играм, Цель: Повысить степень активности родителей в организации образовательного процесса. | Целевые экскурсии в музей, в детскую библиотеку. Цель: организация эффективного сотрудничества в вопросах воспитательно – образовательной работы с социальными партнерами. |
Только совместное сотрудничество и заинтересованность педагогов, детей и родителей способствует зарождению основ толерантности и обеспечению подрастающему поколению возможности сохранить и приумножить ценности предыдущего поколения.
Список литературы:
- Веракса Н. Е., Веракса А. Н. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М.: МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2014;
- Комарова Т. С. Изобразительная деятельность в детском саду: старшая группа. – М.: МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2014
- Соломенникова О. А. Ознакомление с природой в детском саду: старшая группа – МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2014
- Казакова Т. Г. Занятия с дошкольниками по изобразительной деятельности: книга для воспитателей детского сада и родителей – 2-е издание, дораб. – М.: Просвещение:Учеб. Лит. 1996
- Кравченко И. В., Долгова Т. Л. Прогулки в детском саду. Старшая группы. Методическое пособие под ред. Киселевой Г. М., Пономаревой Л. И. – М.: ТЦ Сфера,2009
- Дудников Н.Ф. «Мой дом Север», 1996 7.Журнал «Стерх», № 1, 1993
- Маханева М.Д. «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников», 2009
- Природа Югры. Азбука первоклассника, 2008 10.Сборник стихов «Не бойся пурги», 1981
- Сикорская Г.П., Кушникова Г.И. «Экологическое сафари по Югорскому краю», 2003
- Сикорская Г.П., Кушникова Г.И. «Экологическая экспедиция на воздушном шаре в заповедные места Югры», 2004
- Сказки народов Севера, составитель Самойлова Е.Н. 1995 14.Снегирев Г.Я. «Тунгус и верный», 1985
15.Царенко Т.М. «Сказка северной тайги», 2010 16.Царенко Т.М. «Путешествие в страну нефти», 2002
17.Царенко Т.М. «В некотором царстве, в некотором государстве», 1996 18.Бочарников В.А. «Под северным солнышком», 1980
Предварительный просмотр:
Перспективный план работы с детьми старшей группы
«Моя Югра- край в котором я живу».
Сентябрь | |||||
Организационно – подготовительный этап | |||||
Совместная деятельность, НОД. Совместная деятельность с социальными партнерами | Образовательная деятельность в режимных моментах | Используемые ресурсы | Взаимодействие с родителями | ||
1 неделя | Диагностика | Консультация «Знакомим детей с родным краем» | |||
Практический этап Тема: «Символика города» | |||||
2 неделя | «Мой город – моя малая Родина» Задачи: расширять представления о своей малой Родине – о городе Урай; дать первоначальные представления об истории возникновения города, воспитывать патриотические чувства. Рассматривание фотографий «Урай – город нефтяной» Выставка рисунков «С Днем рождения, мой любимый город!» | Работа с картой округа: нахождение местоположения родного поселка на картах района и округа. | Папка «Урай - город нефтяной» Презентация «Наш город» | Консультация: «Воспитание любви к малой Родине» Привлечение родителей к пополнению уголка краеведения. Изготовление атрибутов к подвижным играм. Оформление альбома «Города Югры – прошлое и настоящее». | |
3 неделя | «Моя Югра» Задачи: дать представления детям о географическом положении Ханты-Мансийского округа, климатических особенностях; дать элементарные представления об истории и сегодняшнем дне округа; учить находить окружной центр – город Ханты-Мансийск на карте; развивать познавательный интерес; обогащать словарь детей; воспитывать любовь к родному краю. «Символика родного края» Задачи: закрепить знание герба и флага Ханты-Мансийского округа; закреплять умение отвечать на вопросы полными ответами; воспитывать нравственно-патриотические чувства; обогащать словарь. Раскрашивание «Герб Югры». Задачи: продолжать учить соблюдать правила закрашивания (закрашивать в одном направлении, доводя карандаш до контура). | Рассматривание карты округа. Создание первой страницы энциклопедии «Все мы жители Югры»: «Символика Югры» | Альбом «Моя Югра» М/ф «Моя Россия – ХМАО – Югра» | ||
4 неделя | «Коренные жители севера: ханты и манси» Задачи: развивать познавательную активность и любознательность детей через ознакомление с жизнью народов ханты и манси; продолжать знакомить детей с бытом народов ханты и манси: основными занятиями, одеждой, жилищем, предметами обихода; закреплять умение поддерживать беседу на определённую тему, отвечая на вопросы, рассказывая; познакомить детей с орнаментом ханты и манси; его элементами; учить детей объяснять значение некоторых слов; расширять представления о родном округе ХМАО-Югре; воспитывать уважение к коренным народам Севера. | Создание второй страницы энциклопедии «Все мы жители Югры»: «Коренные жители севера» | Презентация «Наш край – Югра» | ||
5 неделя | Экскурсия в городскую детскую библиотеку «Урай. Колесо истории» Задачи: расширять представления о своей малой Родине – о городе Урай; дать первоначальные представления об истории возникновения города, воспитывать патриотические чувства. | Создание третьей страниц ы энциклопедии «Все мы жители Югры» Совместная целевая экскурсия в библиотеку. | |||
Октябрь Тема: «Растительный мир» | |||||
1 неделя | «Природа Югры» Задачи: воспитывать у детей гражданственность, интерес, бережное и созидательное отношение к природе родного края; развивать способность чувствовать красоту природы и эмоционально откликаться на неѐ. Викторина «Зеленый лес» | Создание четвертой страницы энциклопедии «Все мы жители Югры» : «Природа Югры» | «Азбука краеведения» Презентация «Наш край – Югра» | Детско – родительский конкурс среди воспитанников ДОУ «Необычное из обычного» | |
2 неделя | «Что на севере растет?» Задачи: уточнять и расширять знания детей о растительном мире Севера; познакомить детей с «Красной книгой Югры»; воспитывать бережное отношение к природе; развивать познавательный интерес к объектам окружающего нас мира; формировать убеждение, что красота природы бесценна, поэтому её надо охранять. | Рисование и раскрашивание «Птицы», «Ягоды» Создание пятой страницы энциклопедии «Все мы жители Югры»: «Дары нашего края» (грибы, ягоды, орехи). | Папка «Животный и растительный мир Югры» «Презентация «Наш край – Югра» | ||
3 неделя | «Как сохранить природу Югры?» Задача: формировать осознанное отношение к природе ХМАО и экологическим проблемам родного края. Чтение сказки «Птичка – невиличка» Задача: продолжать знакомить детей устным творчеством народа манси; продолжать учить отвечать полными ответами на вопроса по содержанию сказки; предложить детям дать оценку поступку главного героя. Викторина «Грибная пора» | Папка «Животный и растительный мир Югры» «Презентация «Наш край – Югра» | |||
4 неделя | Просмотр презентации «Одежда коренных народов севера» Задачи: учить узнавать и называть одежду коренных народов севера ханты и манси; воспитывать любознательность, уважение к традициям коренных народов Севера, интерес к культуре народов ханты и манси. Раскрашивание «Национальный костюм ханты и манси. Чтение сказки «Женщина - лисица» Задача: продолжать знакомить детей устным творчеством народа манси; продолжать учить отвечать полными ответами на вопроса по содержанию сказки; предложить детям дать оценку поступку главного героя. | Создание шестой страницы энциклопедии «Все мы жители Югры» : «Игры и одежда народов нашего края» | Презентация «Откуда северное сияние пришло» | ||
Ноябрь | |||||
1 неделя | «Национальный костюм народов севера» Задачи: познакомить с некоторыми видами орнамента, которыми аборигены Севера украшали свою одежду, обувь, предметы быта; обогащать словарь детей по теме; упражнять в образовании притяжательных прилагательных (щучьи, заячьи...); воспитывать осознанное отношение к культуре коренных народов Западной Сибири. Выставка рисунков на тему: «Национальный костюм народов севера». | Фотоколлаж «Национальный костюм народов севера». | Презентация «Откуда северное сияние пришло» | Консультация «О любви к родному краю» | |
2 неделя | «Быт хантов и манси» Задачи: познакомить детей с укладом жизни коренного населения Ханты – Мансийского АО; дать понятие о хантыйской семье, семейных традициях; воспитывать интерес к самобытной традиционной культуре ханты и манси. Рисование: «Украшение хантыйской утвари орнаментом» | Создание седьмой страницы энциклопедии «Все мы жители Югры» : «Быт ханты и манси» | Презентация «Национальные праздники народов ханты и манси» | Консультация «Роль семьи в воспитании патриотических чувств у дошкольников» | |
3 неделя | Конструирование из бумаги «Чум оленевода» Задачи: совершенствовать умение работать с бумагой; учить создавать объемную фигуру из бумаги; воспитывать желание доводить начатое дело до конца; развивать мелкую моторику, глазомер. | Презентация «Наш край – Югра» | |||
4 неделя | Чтение сказки «Айога» Задачи: учить детей давать оценку поступкам героев; стимулировать умение сопереживать героям сказки; учить детей импровизировать при выстраивании своей роли; воспитывать артистические качества. | Мансийские сказки для детей дошкольного возраста. | |||
5 неделя | Чтение сказки «Как ворон и сова друг друга покрасили» Задача: продолжать знакомить детей устным творчеством народа манси; продолжать учить отвечать полными ответами на вопроса по содержанию сказки; предложить детям дать оценку поступку главного героя | Рассматривание иллюстраций в энциклопедии «Птицы Югры» | |||
Декабрь День рождения Югры | |||||
1 неделя | Конкурс рисунков «Северное сияние» «С днем рождения, Югра». Чтение сказки «Хочу, не хочу»
| ||||
2 неделя | Викторина «Животные Югры» Чтение сказки «Гордый олень» Задача: продолжать знакомить детей устным творчеством народа манси; продолжать учить отвечать полными ответами на вопроса по содержанию сказки; предложить детям дать оценку поступку главного героя. Просмотр м/ф «Храбрый олененок Айхо» | Создание восьмой страницы энциклопедии «Все мы жители Югры» на тему «Животные края». | |||
3 неделя | Викторина «Птицы Югры» Чтение сказки «Дятел» Задача: продолжать знакомить детей устным творчеством народа манси; продолжать учить отвечать полными ответами на вопроса по содержанию сказки; предложить детям дать оценку поступку главного героя. | Создание девятой страницы энциклопедии «Все мы жители Югры»: «Птицы Югры» | Презентация «Наш край – Югра» | ||
4 неделя | Чтение сказки «Как был наказан медведь» Задача: продолжать знакомить детей устным творчеством народа манси; продолжать учить отвечать полными ответами на вопроса по содержанию сказки; предложить детям дать оценку поступку главного героя. | ||||
Январь | |||||
2 неделя | Литературная гостиная «Люблю тебя, мой край родной!». Задачи: познакомить детей со стихами югорских поэтов о родном крае; учить видеть через поэтическое слово красоту родного края; воспитывать гражданско – патриотические чувства. | Сборник стихов народов севера | |||
3 неделя | «Города Югры» Задачи: расширять знания детей о нашем округе; познакомить с достопримечательностями разных городов; воспитывать любовь к родному краю; расширять кругозор детей. Рисование «Улица, на которой я живу» Задачи: учить передавать в рисунке несложный сюжет; учить использовать полученные ранее знания в собственном творчестве. | Создание десятой страницы энциклопедии «Все мы жители Югры»: «Достопримечательности края» | Презентация «Города Югры» | Консультация «Познакомьте ребенка с достопримечательностями города» Создание седьмой страницы энциклопедии «Все мы жители Югры» на тему «Все профессии нужны, все профессии важны» | |
4 неделя | «Средства передвижения народов ханты и манси» Задачи: познакомить детей со средствами передвижения коренных народов севера. | Рассматривание картинок на тему: средства передвижения народов севера. | Презентация «Загадки о средствах передвижения Д/ф «В гости к хантам» | ||
5 неделя | «Народные промыслы: Оленеводство, рыболовство» Знакомство с праздником оленевода Задачи: познакомить детей с народными промыслами;расширять знания детей о жизни народов Югры; познакомить детей с традициями и обычаями хантов и манси. Чтение сказки «Лучший охотник на побережье» Задача: продолжать знакомить детей устным творчеством народа манси; продолжать учить отвечать полными ответами на вопроса по содержанию сказки; предложить детям дать оценку поступку главного героя. | Рассматривание иллюстраций в альбоме «Народные промыслы народов севера» | |||
Февраль | |||||
1 неделя | «Декоративно – прикладное искусство народов Югры» Задачи: познакомить с декоративно – прикладным искусством народов Севера (Вышивка, бисероплетения, резьба по кости и т.д.); дать детям представление о культурных и духовных традициях людей, издавна живущих на этой земле; подвести детей к пониманию единения человека с природой; воспитывать осознанное отношение к культуре коренных народов Западной Сибири. Раскрашивание «Национальный костюм» Задачи: развивать познавательный интерес к окружающему миру; воспитывать любовь и уважение к своему краю, к коренным жителям округа, расширить знания детей; развивать творческие способности. | Рассматривание иллюстраций в альбоме «Орнаменты на одежде» | Открытки «Декоративно – прикладное искусство народов Югры» | Привлечение родителей к пополнению уголка краеведения: создание альбома «Красная книга Югры»; подготовка к оформлению альбома: «Птицы ХМАО-Югры» (сбор фотографий и иллюстраций) | |
2 неделя | Вечер загадок: «Загадки северного края» Задачи: познакомить с загадками народов ханты и манси; формировать эмоциональное отношение к произведениям фольклорного жанра жителей ХМАО; формировать устойчивый интерес к устному творчеству коренных жителей; воспитывать осознанное отношение к культуре коренных народов. Экскурсия в детскую библиотеку «Путешествие по Югре» | Хантыйские загадки. | |||
3 неделя | «Подвижные игры народов севера»: «Солнце», «Ловля олений», «Куропатки и охотник». Задачи: формирование у детей привычек здорового образа жизни; развивать интерес к играм коренных наров округа; развивать ловкость, координацию движений, выносливость; воспитывать доброжелательность, желание помочь товарищу. | ||||
4 неделя | Чтение сказки «Лепешки» Задача: продолжить знакомство с творчеством коренного народа округа; воспитывать усидчивость и умение слушать чтение произведения взрослым. | «Сказки народов севера» | |||
Март | |||||
1 неделя | Вечер фольклора. Чтение сказки «Кукушка». Задачи: продолжать знакомить детей творчеством народа манси; продолжать учить отвечать полными ответами на вопроса по содержанию сказки; предложить детям дать оценку поступку главного героя. Рисование по сказке. |
| |||
2 неделя | Чтение мансийской сказки «Зайчик». Задачи: продолжать знакомить детей творчеством народа манси; продолжать учить отвечать полными ответами на вопроса по содержанию сказки; предложить детям дать оценку поступку главного героя. Рисование по сказке. | Загадки и диких животных. Сказки народов севера. | |||
3 неделя | Чтение Северных сказок «Олень и морской бычок» Рисование по сказке Задача: продолжить знакомство с творчеством коренного народа округа; воспитывать усидчивость и умение слушать чтение произведения взрослым. | ||||
4 неделя | «Рыбы нашего края» Конструирование «Щука» (оригами) | Создание одиннадцатой страницы энциклопедии «Все мы жители Югры»: «Рыбы нашего края» | |||
Апрель | |||||
1 неделя | Экскурсия в детскую библиотеку Национальный праздник «Вороний день». Национальный обряд «Дерево желаний». Дети по очереди подходят к дереву, привязывают к веточке яркую ленточку, произнося при этом своё желание. Задача: продолжить знакомство с традициями коренных жителей Югры Чтение сказки «Ворон» Задачи: продолжать знакомить детей устным творчеством народа манси; продолжать учить отвечать полными ответами на вопроса по содержанию сказки; предложить детям дать оценку поступку главного героя. Просмотр м/ф «Ворон и сова» | Презентация «Национальные праздники народов севера» | |||
2 неделя | Чтение сказки «Лисица, птичка и ворон» (ненецкая сказка) Рисование по сказке Задача: продолжить знакомство с творчеством коренного народа округа; воспитывать усидчивость и умение слушать чтение произведения взрослым. | ||||
3 неделя | «Международный день земли, воды и воздуха» | Презентация «Международный день земли, воды и воздуха» | |||
4 неделя | Викторина «Таежная аптека» | ||||
Май | |||||
1 неделя | «Взрослым и детям нужен мир на планете» Задачи: познакомить детей со знаменитыми земляками, участниками Великой Отечественной войны; воспитывать уважение к их труду и подвигам, желание быть на них похожими. | Рассматривание иллюстраций в альбоме «Великая Отечественная война» | |||
2 неделя | Экскурсия с возложением цветов к Вечному огню Задача: донести до детей мысль, что спустя много лет люди помнят о событиях грозной войны, чтят память погибших. | ||||
Обобщающе – аналитический этап | |||||
3 неделя | Викторина «Мой родной край - Югра» |
Предварительный просмотр:
ПРОЕКТ
«Моя Югра»
месяц | Тема | семья |
Сентябрь | Знакомство с проектом | |
Октябрь | «Почему у сороки длинный хвост» | |
Ноябрь | «Медведь и бурундук» | |
Декабрь | «Отчего у зайца длинные уши» | |
Январь | «Мышка» | |
Февраль | «Как медведь хвост потерял» | |
Март | «Лиса и гуси» | |
Апрель | «Как еврежка и медведь норами менялись» | |
Май | «Почему звери друг от друга отличаются» |
Предварительный просмотр:
Картотека игр по краеведению
“Как у маленького деревца, еле поднявшегося над землёй,
заботливый садовник укрепляет корень,
от мощности которого зависит жизнь растения
на протяжении нескольких десятилетий,
так воспитатель должен заботиться о воспитании
у своих детей чувства безграничной любви к Родине”.
В. А. Сухомлинский
Общеизвестно, что наиболее эффективно решать задачи развития детей дошкольного возраста в контексте специфических дошкольных видов деятельности, преимущественно в игровой форме. Игры направлены не только на развитие представлений о родном городе и крае, но и на развитие речевой активности детей, расширении словарного запаса. При использовании представленных игр следует придерживаться определенных принципов:
- Опираться на уже имеющиеся у детей знания.
- Следить за тем, чтобы дидактическая задача была доступна детям.
- Поддерживать интерес и разнообразие игрового действия.
- Постепенно усложнять задачу и игровые действия.
- Конкретно и четко объяснять правила игры.
Здесь представлены игры, разработанные мною, а также модифицированные игры других авторов. Игры будут интересны педагогам дошкольных учреждений, родителям детей дошкольного и младшего школьного возраста.
Название игры | Цель | Ход игры |
«Замочная скважина» | Формировать представления о памятниках в нашем городе; развивать память, внимание, пространственное мышление; воспитывать интерес к родному городу. | Комплектность: фотографии с видами достопримечательностей города, лист с замочной скважиной. Ход игры: Ведущий перекрывает фотографию листом с замочной скважиной. Рассмотреть ребенок картинку может через отверстие, постепенно передвигая лист с замочной скважиной. Ребенку предлагают рассказать об увиденном месте в городе. |
«Достопримечательности города» | Закрепить знания детей об архитектуре города | Комплектность: фотографии исторических мест и зданий города и других городов. Ход игры 1вариант: Детям предлагается рассмотреть и выбрать иллюстрации с достопримечательностями своего города. 2 вариант: Ребенок выбирает иллюстрацию с достопримечательностью города и, не показывая ее другим игрокам, начинает описывать ее. По описанию игроки должны отгадать примечательное место города. |
«Собери картинку» | Развивать логическое мышление детей; умения собирать целое из частей; закреплять знания детей о достопримечательностях города | Комплектность: разрезные картинки с видами города. |
«Прогулка по городу» | Закреплять знания детей об улицах ближайших к детскому саду и расположенных на них зданий, правила безопасного поведения на улице. Развивать связную монологическую речь. Воспитывать любовь и уважение к родному городу. | Комплектность: Игровом поле – зеленого цвета, на котором серым цветом обозначены схемы автомобильных дорог со светофорами и зеленой зоной, размещены фотографии городских заведений и учреждений ближайших к детскому саду постоянные объекты. Остальные фотографии зданий крепятся; фигурка человечка - 1 шт.; В игре может участвовать как один ребенок, так и подгруппа детей - 4 чел. 1 вариант – «Найди улицу». Ребенку предлагается поставить фигурку человечка к тому зданию, которое назовет воспитатель. (Все здания находятся на игровом поле). 2 вариант – «На улицах города». Воспитатель раздает играющим детям фотографии, дети отгадывают, о каком заведении идет речь. Ребенок, у которого находится фото здания, помещает его на игровое поле. Добиваться использования в речи пространственных терминов. Вначале можно загадывать наиболее знакомые, ближайшие к детскому саду объекты. 3 вариант – «Что перепутано?» Воспитатель намеренно неправильно расставляет фотографии зданий на игровом поле. Детям предлагается исправить ошибки, комментируя свои действия |
«Путешествие из прошлого в настоящее» | Закреплять знания детей об историческом прошлом и настоящем города Лесосибирска, о внешнем виде зданий; упражнять детей в умении выделять и называть наибольшее количество отличительных признаков во внешнем виде зданий. | Комплектность игры: карточки, на которых изображены здания города в старом и современном виде. Ход игры: В игре могут принимать участие от 2 до 6 детей. Дети внимательно рассматривают 2 фотографии, на которых изображено одно и то же место. По очереди рассказывают о сходствах и различиях зданий в старом и современном виде. За правильный ответ ведущий выдает фишку. Игровое правило: Выигрывает тот, кто соберет больше фишек. |
«Четвертый лишний» | Закреплять представления о природе родного края, развивать логическое мышление. | Комплектность: дом, карточки с птицами, животными и растениями, обитающими на территории Красноярского края. Карточки с птицами, животными и растениями России и других стран. Ход игры: ведущий вставляет в окна дома карточки с изображениями животных, птиц или растений. Дети находят и исключают тех, которые не живут (не растут) в нашем крае, объясняют почему. Эта игра постоянно пополняется по мере накопления материала. |
«Доска почета» | Закреплять представления о достопримечательностях города, развивать связную речь. | Комплектность: изображения достопримечательностей города, знакомых детям, изображение «пьедестала почета» - лесенки из трех ступеней. Ход игры: Из набора иллюстраций достопримечательностей ребенку предлагается выбрать три, которые ему больше всего нравятся, разместить их на «пьедестале почета», рассказать о данной достопримечательности и объяснить, почему они привлекли его внимание. |
«Путешествие по городу» | Закреплять знания детей о родном городе, названиях улиц, достопримечательностях города. | Передвигаться по игровому полю с помощью фишки, каждый раз отсчитывать столько кружков, сколько их будет указано на кубике, учитывая, что красный круг означает - пропусти ход, зелёный — двигайся назад, синий — вперед. Победителем будет тот, кто не ошибётся, правильно отсчитает фишки и первым доберётся до указанного места. |
«Подбери словечко» | Развивать мышление, обогащать словарь определениями, расширять знания о родном крае. | Подобрать слова – определения к словосочетаниям и словам (улица Победы, река Енисей, тайга, болото, тигр). Или прослушав набор слов, угадать, о чем идет речь. |
«Как зовут тебя деревце». | Сравнивать и называть характерные особенности разных видов деревьев, растущих в городе. Развивать память, речевую активность. | Комплектность: разрезные картинки разных деревьев, листьев, плодов, семян. |
«Город будущего». | Развивать умения детей фантазировать, придумывать собственные названия улиц, уметь объяснять, почему именно так названа улица. Воспитывать внимательное отношение к родному городу, чувство гордости за него. | Предложить детям представить город Лесосибирск через 100 лет. Составляют рассказ о городе в будущем. Все варианты рассматриваются с позиции «хорошо - плохо». |
«Одень куклу». | Прививать интерес к национальной культуре через знакомство с национальной одеждой. | Комплектность: бумажные куклы с наборами национальной одежды. Ход игры: дети одевают куклу в национальную одежду. |
«Я – экскурсовод». | Способствовать умению детей находить и называть памятные места города, рассказывать о них | Дошкольники представляют себя в роли экскурсоводов по родному городу, знакомят гостей города с его достопримечательностями и памятными местами. |
«Интервью». | Развивать умения у детей составлять связной рассказ по теме: «Мой город». Воспитывать любовь к родному городу, желание поделиться своими впечатлениями с другими. | Комплектность: микрофон. Ход игры: дети выступают в качестве корреспондентов или респондентов, рассказывающих о родном городе |
«Жилое – Нежилое» | Закреплять знания детей о зданиях жилых и нежилых. | В жилых - проживают люди; в нежилых - расположены организации, подсобные помещения и т.п. |
«Заколдованный город» | Закреплять представления детей об архитектуре современных зданий и других сооружений современного города; | Комплектность: альбом с контурными изображениями зданий и других сооружений города; фотографии с изображением этих же зданий и сооружений. Ход игры: Перед началом игры воспитатель проводит с детьми мини – беседу: о названии города, улиц, памятниках и т. д. Воспитатель предлагает детям рассмотреть альбом с контурами зданий, затем фотографии этих же сооружений и сопоставить контуры с фотографиями. По ходу игровых действий “восстановления заколдованного города” воспитатель проводит заочную мини – экскурсию по этим местам. |
«Красный огонек». | Закреплять знаний детей о растениях и животных края, занесенных в Красную книгу. | Комплектность: Красные книги растений и животных, карточки с изображением растений и животных. Ход игры: Дети выбирают из карточек всего растительного и животного мира те растения и животных, которые в опасности, помещают их в Красную книгу и рассказывают о них. |
«Рыбалка на Конде» . | Закреплять знания детей о разновидностях рыб, обитающих в реке Конда. Учить отличать их по размеру, называть рыб. Закреплять понятия «мелкая рыба», «крупная рыба», «промысловые рыбы». | Комплектность: макет водоѐма, вырезанные силуэты рыб, с наклеенными металлическими пластинами, магнитная удочка. Ход игры: 1 вариант: «Поймай и назови рыбку» 2 вариант: «Назови рыб, занесѐнных в Красную книгу» 3 вариант: «Кто быстрее и больше поймает рыб» |
«Я знаю». | Активизировать словарный запас детей; совершенствовать мышление, память внимание дошкольников; закреплять знания о родном городе. | Дети встают в круг, педагог кидает мяч ребенку со словами: "Я знаю пять улиц города ..." Дошкольники заканчивают предложение, начатое педагогом. |
«Любимый город». | Закреплять правила поведения в городе и в природе. | Дети встают в круг. Воспитатель по очереди бросает мяч каждому ребенку и спрашивает, в каких ситуациях, можно считать, человек любит свой город. Если ребенок считает, что человек любит город, он ловит мяч, а если нет – не ловит и объясняет почему. • Человек вернулся из леса, парка с букетом ландышей. • Человек сажает в парке возле своего дома деревья. • Человек моет в Енисее свою машину. • Человек выбросил мусор в канаву возле дома. • После отдыха на поляне человек собрал весь мусор. • Человек выгуливал свою собаку в парке возле детской площадки т.д. Затем выбирается ведущий из числа детей. Выбранный ведущий сам придумывает ситуации. |
"Волшебный поезд" | 1 вариант - закрепить и систематизировать представления детей о растениях, произрастающих в родном краю (деревьях, кустарниках, цветах, лекарственных растениях). Среди набора объектов есть не соответствующий растительности края. 3 вариант - закрепить и систематизировать представления детей о перелётных и зимующих птицах родного края. Среди набора объектов есть не соответствующие обитателям края. | Комплектность: Поезд, вырезанный из картона (в каждом вагоне по 5 окон); карточки с изображением различных растений края. |
«Угадай и назови» | Расширять и закреплять представления о детском саде | 1 вариант: Дети, рассматривая фотографии участков и групп разных дошкольных учреждений, находят те, на которых изображен родной детский сад. 2 вариант: Игровая ситуация: Путешествие по карте «Страны Детсадии». Дети продвигаются по карте от пункта к пункту. На них обозначены интересные места в дошкольном учреждении. О том, в каком пункте находятся, дети сообщают пантомимой, описанием или загадкой. Последний пункт на карте – «Загадочный ларец» В ларце находятся картинки с изображением предметов, орудий труда работников детского сада. Дети отбирают картинки и называют кому это нужно для работы (кастрюли, ножи, чайник – повару; и т.д.) |
Экспедиция «Чистая река» | Продолжать знакомиться с ландшафтами, расположенными вдоль русла реки Конда. Воспитывать у детей бережное отношение к природе. | Комплектность: игровое поле размером 45x45 см с изображением реки . По руслу реки расположены кружки красного и зеленого цветов. - Карточки (комплект № 1) с изображением рисунков, символизирующих те или иные проблемы загрязнения (попадание в воду бензина моторных лодок, удобрений, сбросы загрязненных стоков заводами и др.). - Карточки (комплект № 2) с изображением наиболее интересных ландшафтов и памятных исторических мест, расположенных вблизи реки. - Кубик, фишки. В игре принимают участие 4 - 5 детей, которые отправляются в экспедицию по реке, используя кубик и фишки. Карточки комплектов № 1 и № 2 лежат на столе, перевернутые изображениями вниз. В процессе игры участники по очереди бросают кубик и передвигают свою фишку вниз по течению реки на столько кружков, сколько точек показывает подброшенный кубик. Если фишка одного из игроков попадает на красный кружок, игра приостанавливается. Ведущий открывает карточку комплекта № 1. Дети предлагают свои варианты решения проблемы, обозначенной на этой карточке (используется метод «мозгового штурма», когда все участники по очереди выдвигают предложения, которые затем обобщаются ведущим). Игра продолжается после окончательного выбора варианта решения проблемы. При попадании на следующий красный кружок открывается следующая карточка и т. д. Если фишка одного из игроков попадает на зеленый кружок, то открывается карточка комплекта № 2. Ребенок пропускает 1 - 2 хода (это указано на карточке) для того, чтобы познакомиться с интересным ландшафтом или историческим местом. Финиш игры обозначен в устье Енисея, при впадении его в Карское море. Особенность игры состоит в том, что побеждает не тот, кто первым добрался до финиша, а тот, кто больше увидел и запомнил, кто выдвинул больше идей по решению природоохранных проблем (в конце игры составляется своеобразный отчет экспедиции, подводящий итог всему путешествию). |
Список используемых источников:
1. Алешина Н.В. Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью (младшая, средняя, старшая, подготовительная группы). - М.: ЦГЛ, 2008.
2. Жуковская Р.И., Виноградова Н.Ф., Козлова С.А. Родной край. М.: просвещение 1985.
3. Материалы мини-музея группы и ДОУ «Антошка».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педагогический проект в ДОУ "Край в котором я живу"
проектная работа с воспитанниками, родителями и педагогами МАДОУ детский сад "Солнышко" с.Янгельское...
Край, в котором я живу. Моя Югра.
Панорама тайги. Моя Югра....
Образовательный проект "Моя Югра- край, в котором я живу"
Образовательный проект с детьми 5-7 лет...
«Особенности краеведческой работы с применением интерактивного учебного пособия «Моя Югра. Край, в котором я живу»
Методические рекомендации «Особенности краеведческой работы с применением интерактивного учебного пособия«Моя Югра. Край, в котором я живу»...
Лэпбук «Моя Югра. Край, в котором я живу» 2022г
Лэпбук«Моя Югра.Край, в котором я живу»Разработала Лэпбук:воспитатель Шаехова А.Р.МБДОУ №6 «Василек» Лэпбук представляет собой самодельную книжку-раскладушку, которая сост...
Родительский клуб «Моя Югра - край, в котором я живу»
В проекте представлены эффективные пути приобщения детей старшего дошкольного возраста к культуре коренных народов Севера, через разработку системы работы на основе интеграции с основными образователь...
Моя Югра край в котором я живу
Северяни...