Педагогический проект «Традиции русского народа»
проект (старшая группа)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
traditsii_russkogo_naroda_proekt.docx | 31.18 КБ |
Предварительный просмотр:
МБДОУ «Детский сад комбинированного вида «Дюймовочка»
Педагогический проект
«Традиции русского народа»
Подготовили:
Учитель-логопед первой категории
Запольская А.В
2023 г.
Проблема проекта: Недостаточное внимание к изучению и сохранению народного искусства, традиций и обычаев, что ведет к потере исторической памяти и разрыву связи между поколениями.
Гипотеза: Внедрение систематического обучения и воспитания, основанного на традициях русского народа, будет способствовать формированию у детей старшего дошкольного возраста базовых знаний о культуре, истории и обычаях России, развитию чувства патриотизма, уважения к своим корням и предкам, также повышению мотивации к изучению русского языка и литературы.
Актуальность проекта обусловлена необходимостью формирования у детей духовно-нравственных и патриотических качеств, уважения к истории и традициям своего народа. В современном мире, где все более распространенными становятся идеи глобализации и стирания культурных границ, важно сохранить и передать будущим поколениям знания о традициях и обычаях нашего народа. Это поможет укрепить связь между поколениями, сохранить культурное наследие России и воспитать достойных граждан своей страны.
Цель проекта: формирование у детей духовно-нравственных и патриотических качеств через знакомство с традициями и обычаями русского народа
Задачи проекта:
– Расширить знания детей о культуре, быте, истории, традициях и обычаях русского народа
– Воспитывать уважение к родному языку, культуре и истории
– Развивать творческие способности детей, участвуя в народных праздниках, играх и обрядах.
- Повысить двигательную активность через русские народные игры .
– Формировать умение применять полученные знания в повседневной жизни.
Методы и приёмы реализации проекта:
-беседы;
- чтение русских народных сказок;
- просмотр презентации
- использование нетрадиционной техники (пластилинография «Дымковская барышня»
- просмотр видеофильма
- с\р игра «Путешествие в русскую деревню»
-драматизация русской народной сказки «Кот, петух и лиса»
-работа с родителями;
План реализации проекта:
На первом этапе будет проведено исследование актуальности темы проекта, определение целей и задач, а также подбор материалов и методов для реализации проекта.
На втором этапе будет организована работа с детьми по ознакомлению с традициями и обычаями русского народа, проведение тематических занятий, праздников, игр и обрядов.
Третий этап включает в себя анализ результатов проекта, подведение итогов и определение перспектив дальнейшей работы в данном направлении
Вид проекта: групповой, информационно-творческий, познавательный
Участники дети старшей логопедической группы, воспитатели, родители.
Срок 3 недели
Проект реализуется по нескольким направлениям:
-совместная с детьми деятельность;
-непосредственно образовательная деятельность;
- взаимодействие с музыкальным руководителем, логопедом.
Всю работу по реализации данного проекта можно разделить на три основных этапа:
-подготовительный;
-основной;
-заключительный.
В процессе подготовительного этапа Подбор материала о народах России. Рассматривание рисунков, фотографий, иллюстраций о народах России.
Знакомство с литературными произведениями: Гуси-лебеди”
– “Кот, петух и лиса”
– “Лиса и журавль”
– “Заюшкина избушка”
– “Сестрица Аленушка и братец Иванушка”
– “Морозко”
– “Снегурочка”
Былины о богатырях: “Илья Муромец и Соловей Разбойник”, “Добрыня Никитич и Змей Горыныч”, “Алеша Мурманск и Тугарин Змей”.
– Народные песни и танцы: “Калинка”, “Во поле береза стояла”, “Светит месяц” и другие.
– Пословицы, поговорки, загадки: “Без труда не выловишь и рыбку из пруда”, “Работа - не волк, в лес не убежит”, “Два сапога - пара”.
– Прибаутки, заклички, считалки: “Сорока-ворона кашу варила”, “Дождик, дождик, перестань”, “Раз, два, три, елочка, гори!”.
2 этап – практический
№ | Содержание работы | Цель . |
1. | Экскурсия в музей старины | Расширить представления детей о жизни и быте русского народа ; познакомить детей с мини –музеем ; развить исследовательский интерес и любознательность. |
2. | Просмотр презентации «Традиции русского быта» | Изучить историю русского быта; познакомиться с традициями и обычаями русского народа , рассмотреть особенности национальной кухни, изучить традиционные ремесла и промыслы. |
3. | Просмотр презентации «Изба на Руси», сопровождающийся беседой «Как выглядел дом русского крестьянина» | Закрепить с детьми понятие изба; познакомить с традициями строительства избы, её внешним и внутренним убранством; словарная работа: изба, сруб, наличники, половицы, конёк, горница, кровля, крыльцо. |
4 | Конструирование «избы» | Дать детям представление о строительстве сказочных домов. Развивать конструктивные умения и навыки. |
5. | Познавательная викторина «Традиции и обычаи русского народа: путешествие в историю» | Воспитывать интерес к художественной литературе; знакомить с устным народным творчеством; закрепить знание русских народных сказок; |
6. | Драматизация сказки «Кот петух и лиса» | Развивать творческие способности детей дошкольного возраста, через организацию драматизации сказки, расширение кругозора., Способствовать развитию диалогической речи, развивать интонационную выразительность ;Побуждать детей передавать образ героев сказки . |
7. | Презентация «Традиции русского быта» | Познакомить детей с устройством русской избы; познакомить с многообразием предметов домашнего обихода, их названиями и назначением; расширять словарный запас (изба, горница, ушат, корыто, котелок, прялка, лавка, сундук, самовар, рушник, половик, ухват); привить интерес к предметам старины, воспитывать бережное отношение к старинным вещам. |
8 | Работа с родителями | Наглядная информация для родителей «Приобщение к истории, традициям и культуре» |
9. | Просмотр видеофильма «Как на Руси появился самовар?» | Познакомить детей с историей создания самовара. Фильм может рассказать о истории самовара, его роли в жизни людей, различных видах самоваров и особенностях их изготовления. Обсуждение разнообразия самоваров у наших предков. Развивать умение монологической речи, составлять описательные рассказы. воспитывать интерес к истории и культуре России, развивать творческие способности детей и формировать уважения к традициям и обычаям нашего народа. |
10. | Продуктивная деятельность детей «Дымковская барышня» | Знакомить с декоративно-прикладным искусством; расширять представления детей о народных традициях, формировать интерес к занятиям. |
11. | Работа с родителями | Оформление музея народных промыслов, изготовление кукол оберегов |
12. | С\р игра Путешествие в русскую деревню” | - сюжетно-ролевая игра, в которой дети отправляются в путешествие по русской деревне и знакомятся с жизнью и бытом крестьян. Они могут примерить на себя роли крестьян, работать на поле, ухаживать за домашними животными, готовить традиционные блюда и участвовать в народных гуляниях. |
13. | Подвижные, русские народные игры, игра «Горелки» | Познакомить детей с играми; приучать детей поочерёдно выполнять разные действия (убегать, ловить) |
14. | Продуктивная деятельность использование нетрадиционной техники (пластилинография « Дымковская барышня» | Развивать творческих способностей детей через знакомство с дымковской игрушкой . |
15. | Прослушивание и пение русских народных песенок, закличек. Хороводная игра «Ручеек » | Вызвать у детей эмоциональную отзывчивость к русской народной музыке. Прививать любовь к русской культуре, развивать творческие способности детей |
16. | Заучивание потешки «Посылали молодицу» Аппликация «Украшение тарелочек» | Учить запоминать небольшие по объему стихотворения. Развивать память детей Ознакомить детей с русским народным орнаментом (гжель), раскрыть его характерные черты; учить композиционному построению аппликации орнаментов; развивать интерес к народному творчеству, изделиям народного искусства; воспитывать у детей любовь к культуре своего народа |
17. | Чтение русских народных сказок, потешек, небылиц. П\и «Карусель» | Создать необходимые условия для знакомства со сказками; развивать познавательные способности ребенка, любознательность, творческое воображение, память, фантазию; пробуждать интерес к сказкам; воспитывать культуру речи, учить детей рассуждать, развивать умения применять свои знания в беседе, добиваться связных высказываний. Учить детей говорить в быстром и медленном темпе. Воспитывать интерес к народным играм. |
18. | Чтение русской народной сказки: Гуси-лебеди” | Воспитывать любовь к народному творчеству, сопереживать героям, понимать смысл сказки и извлекать из нее уроки |
19. | Познавательно – творческий вечер «Об обычаях и традициях русского народа» | Формировать представление о самобытных традициях |
3 этап – заключительный.
В процессе реализации проекта дошкольники получили обширные знания об истории и традициям русского народа.
Дети познакомились со старинными предметами домашнего обихода и их современными аналогами, получили возможность практического применения этих предметов. Словарный запас детей обогатился названиями предметов русского быта.
Все это, несомненно, способствовало развитию мышления, расширению кругозора дошкольников и воспитанию уважения и любви к русской народной культуре.
1.Подведение итогов проекта.
2. Выставка детских работ по проекту.
3.Презентация проекта с фото.
Использованная литература:
- Адаскина О.Н. Русский фольклор. / О.Н. Адаскина– М.: АСТ, 2001. – 256 с.
- Аникин В.П. Фольклор как коллективное творчество народа: Учеб. пос. / В.П. Аникин – М.: МГУ, 1969. – 95 с.
- Богомолова М.И. Педагогический потенциал народной педагогики в воспитании детей: Учебно-методическое пособие. / М.И. Богомолова – Тольятти, 2008. – 71 с.
- Ефимова Л.В. Русский народный костюм // Государственный Исторический музей. / Л.В. Ефимова – М.: Издательство Советская Россия, 1989. – 314 с.
- Зацепина, М.Б., Антонова Т.В. Народные праздники в детском саду/ М.Б. Зацепина, Т.В. Антонова. – М.: Мозаика-Синтез, 2005г.-131с.
- Иванцова Л.А. Народные и обрядовые праздники. / Л.А. Иванцова – Ростов-на-Дону: Издательство МарТ, 2009. – 272 с.
- Князева О.Л., Махаева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. / О.Л. Князева, М.Д. Махаева – СПб.: Издательство «Детство – Пресс», 2006. – 365 с.
- Куприна Л.С., Бударина Т.А., Маркеева О.А., Корепанова О.Н. Приобщение детей к истокам русской культуры: Конспекты занятий и сценарии календарно–обрядовых праздников: Методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений / 3-е издание, перераб. и доп. / Л.С. Куприна, Т.А. Бударина, О.А. Маркеева, О.Н. Корепанова– СПб: «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2015. – 384 с.
Интернет – источники:
1.https://лучшийпедагог.рф/publ-mater/ad?cid=2:materdo&id=1728:знакомство-детей-с-народными-календарно-обрядовыми-праздниками
Викторина «Знакомство с русскими народными традициями»
Цель: сформировать представление о русских народных обычаях, обрядах,
об истории и культуре русского народа.
Ход мероприятия
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект "Традиции русского народа"
Проект знакомит детей с праздниками, обычаями, предметами быта русского народа.....
Презентация проекта «Традиции русского народа. Зимние забавы.»
Данный проект позволяет познакомить детей с традиционными народными праздниками, развлечениями в зимний период; развивать коммуникативные качества детей посредством народных игр, забав; прививат...
Занятие по проекту "Традиции русского народа"
Беседа с детьми о русской избе...
Проект "Традиции русского народа"
Духовно- нравственное воспитание - это формирование ценностного отношения к жзизни, обеспечивающего устойчивое, гармоническое развитие человека, включающего в себя воспитание чувства долга, справедлив...
Проект "Традиции русского народа. Мини - музей "Русская изба" с детьми среднего дошкольного возраста.
Цель проекта формировать представление о русской избе, о предметах старинного быта и традициях русского народа....
Презентация проекта "Традиции русского народа.Музей русская изба"
формирование представление детей о русской избе, о предметах старинного быта и традициях русского народа....
проект «Традиции русского народа через педагогическое наследие К. Д. Ушинского в наше время»
Цел: Разработать и апробировать проект о педагогическом наследии К. Д. Ушинского через приобщение дошкольников к русским народным традициям, направленным на развитие духовно-нр...