Консультация для педагогов «Теоретические и практические аспекты организации художественно-эстетической деятельности дошкольников (аппликации)»
консультация
Материал содержит информацию, необходимую для воспитателя детского сада, по организации художественно-эстетической деятельности-аппликации: виды аппликации, приемы работы с детьми, оснащение центров изодеятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
консультация аппликация | 47.17 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 27 «Сказка»
Консультация для педагогов
«Теоретические и практические аспекты организации художественно-эстетической деятельности дошкольников (аппликации)»
Подготовил: ст. воспитатель Фролова Е.С.
г. о. г. Выкса.
- г.
Аппликация — это одна из техник декоративно-прикладного искусства. Слово произошло от латинского applicatio, что значит «прикладывание».
Аппликация является одним из древнейших способов украшения одежды, обуви предметов быта, жилища, применяемым и поныне у многих народов. Возможно, первым толчком к появлению аппликации явилась необходимость сшивать шкуры для одежды, и первый стежок подсказал человеку, что им можно не только соединять детали одежды, но и украсить ее. Позже стали использовать кусочки кожи, меха, войлока других оттенков и цветов для украшения одежды. Детали, выкроенные из этих материалов, стали прикреплять к одежде. Так появилась аппликация.
Большой популярности аппликация достигла во времена рыцарства. Войны, турниры обусловили появление родовых знаков - гербов. Гербы должны быть отчетливо видны с двух сторон, что привело к развитию вышивки аппликацией.
На смену аппликации из ткани пришла аппликация из бумаги. Связана она с началом производства бумаги. Наиболее молодым видом аппликации считались черные силуэты, вырезанные из бумаги.
Чем полезны для детей занятия аппликацией?
- Аппликация развивает художественное воображение и эстетический вкус, способствует лучшему изучению цветов и форм предметов, развивает моторику рук и усиливает тактильные ощущения, помогает развитию конструкторского мышления.
-В дошкольном возрасте у ребенка формируется вкус и раскрываются первые творческие способности. Аппликация способствует расширению кругозора, учит рассматривать предметы и явления окружающего мира, формирует настойчивость, аккуратность и трудолюбие
-Знакомит детей с понятием технология: чтобы получить результат, необходимо выполнить последовательность различных действий.
Существуют различные виды аппликаций. Их можно разделить по тематике на три основные группы:
• Предметную аппликацию считают несложным видом аппликации для детей. Из бумаги, ткани, или какого-либо материала вырезаются фигурки, и приклеиваются на основание. Изображение может быть чего угодно, листа, зверя, птицы, дома и т.д.
• Сюжетная – это когда картинка складывается из нескольких деталей, взаимосвязанных друг с другом. Сюжет может отображать какое-либо событие или действие.
• Декоративная используется для оформления альбомов, рамок, предметов домашнего обихода. Чаще всего состоит из узоров или орнаментов.
Помимо этого, виды аппликаций подразделяются по:
- цвету (цветная, черно-белая, одноцветная)
- объему (плоская, выпуклая)
- материалу (бумага, ткань, природные материалы, камни, и т.д.).
Образовательной программой предусмотрены целевые ориентиры, которых ребенок должен достигнуть на определенном возрастном этапе:
3-4 года
- Соблюдает последовательность при наклеивании готовых форм (выкладывает детали, намазывает клеем, приклеивает их, прижимать салфеткой)
- Создает предметные и декоративные композиции из геометрических форм и природных материалов, повторяя и чередуя их по форме и цвету.
- Аккуратен в работе.
4-5 лет
- Правильно держит ножницы и пользуется ими.
- Вырезает прямые полоски, круг из квадрата, овал из прямоугольника, путём скругления углов.
- Соблюдает последовательность при наклеивании.
5-6 лет
- Создает изображения (разрезает бумагу на короткие и длинные полоски; вырезает круги из квадратов, овалы из прямоугольников, преобразовывает одни геометрические фигуры в другие: квадрат — в два–четыре треугольника, прямоугольник — в полоски, квадраты или маленькие прямоугольники) разных предметов или декоративные композиции.
- Владеет навыками аккуратного наклеивания.
6-7 лет
- Составляет узоры и декоративные композиции из геометрических и растительных элементов на листах бумаги разной формы;
- Вырезает симметричные предметы из бумаги, сложенной вдвое; несколько предметов или их частей из бумаги, сложенной гармошкой,
- применяет разные приемы вырезания, обрывания бумаги, наклеивания изображений.
- Владеет навыками работы с тканью, с природным материалом.
Рассмотрим поподробнее некоторые виды аппликации:
-Плоская аппликация — простой вид аппликации для детей.
Достаточно нарисовать на листе разноцветной бумаги силуэт объекта, по контуру осторожно вырезать, и наклеить его на фон-основу. Самое главное в этой работе, чтобы очертания контура предмета соответствовали действительности.
Накладная аппликация
Эта техника позволяет получить многоцветное изображение. Задумываем образ и последовательно создаем его, накладывая и наклеивая детали слоями так, чтобы каждая следующая деталь была меньше предыдущей по размеру.
Аппликация из салфеток
Особая структура бумажных салфеток позволяет создать нежную пушистую поверхность аппликации. Для создания пушистых цыпляток, котиков, собачек и цветов, салфетки разрываются на кусочки, а затем, приклеиваются таким образом, чтобы оторванные пушистые края торчали наружу.
Геометрическая аппликация
Такую аппликацию составляют из всевозможных геометрических фигур. Составление геометрических орнаментов, является отличных упражнением для полета творческой фантазии и развития логического мышления ребенка. Перед малышом ставится задача самостоятельно продумать чередование фигур с различными размерами, формами и цветами. Для детей постарше можно предложить конструирование сложных фигур, а также создание сюжетных картинок.
Симметричная аппликация. Заготовку складывают пополам, держа за сгиб вырезают половину изображения.
Обрывная аппликация
Рваная или обрывная аппликация создается без участия ножниц. Получать изображения этим методом можно двумя способами: без предварительной прорисовки контура, и с предварительным нанесением рисунка. Чтобы сделать аппликацию с предварительной прорисовкой, лист разноцветной бумаги следует положить на свернутую в несколько слоев газету, ручкой нанести изображение, слегка продавливая при рисовании контура бумагу. Затем аккуратно руками прорвать бумагу по линиям рисунка. Обрывная аппликация очень полезна для развития мелкой моторики рук и творческого мышления.
Ленточная аппликация
Этот способ позволяет получить не одно или два, а много одинаковых изображений, разрозненных или связанных между собой. Для изготовления ленточной аппликации необходимо взять широкий лист бумаги, сложить его гармошкой и вырезать изображение.
Аппликация из круп и семян, листьев и ткани
Чрезвычайно увлекательным занятием для детей может оказаться создание аппликаций из разных круп и семян. Вы можете использовать любую крупу, кофейные зерна или семена растений. Если ребенок еще слишком мал, чтобы самому нарисовать контур изображения – сделайте это сами. А затем, предложите малышу наклеить зерна на картинку.
Для создания аппликации из листьев потребуется запастись материалом. Красивые листочки с различных растений собирают и высушивают. Сушить листья можно, положив их аккуратно между страничками книги. Для быстрой сушки можно использовать утюг. При сушке утюгом листочки лучше помещать для проглаживания между листами бумаги или газеты. Идею картинки следует сначала хорошенько продумать. Затем скомпоновать композицию на бумаге, и после этого приклеить на основу.
Для аппликации из ткани можно применить накрахмаленную и проглаженную горячим утюгом хлопчатобумажную ткань. Для обработки ткани подойдет картофельный крахмал или жидкий клейстер. Если для аппликации будет использоваться синтетическая ткань, то ее лучше пропитать раствором желатина. Из подготовленной ткани вырезаются детали будущей аппликации, намазываются с изнаночной стороны клеем, и наклеиваются на основе
Модульная аппликация, или мозайка. Это наклеивание на основу множества одинаковых форм.
Квиллинг. Это один из интереснейших видов аппликации. За основу в нем берется все тот же лист плотной бумаги с нанесенным на него контуром рисунка. Заполняется изображение элементами из скрученных особым образом полосок бумаги. Занятие квиллингом требует усидчивости и терпения. Однако результат стоит того.
Торцевание.
Торцевание - один из видов бумажного рукоделия. Эту технику можно отнести и к способу аппликации и к виду квиллинга. С помощью торцевания можно создавать удивительные объёмные картины, мозаики, панно, декоративные элементы интерьера, открытки. Эта техника довольно популярна, интерес к ней объясняется необычным эффектом «пушистости» и лёгким способом её исполнения.
Приемы вырезания из бумаги
В процессе выполнения аппликационных работ можно использовать несколько приемов вырезания:
- вырезание правильных геометрических форм
- вырезание из бумаги сложенной вдвое
- вырезание из бумаги сложенной в несколько раз
- вырезание из бумаги сложенной «гармошкой
- Вырезание по частям
- силуэтное вырезание
- вырезание по контуру
- обрывание краев бумаги.
Наибольшую трудность для ребенка представляют приемы изображения округлой формы (круг, овал). Обучение надо начинать с развития умения закруглять углы в сочетании с уже усвоенными приемами прямолинейного и криволинейного разреза. Так, для изображения моркови, стручка перца, гороха детям дают полоску соответствующего цвета. Один конец такой заготовки заостряют двумя косыми линиями сверху и снизу. А другой конец закругляют. Дополнительно вырезают ботву и черенки из зеленой бумаги. Подобным образом вырезают листья, лепестки ромашки, ноготков, георгина, крылья стрекозы, птицы. Затем ребят учат последовательно закруглять оба конца заготовки при вырезании удлиненного овала (огурец, баклажан, кольца пирамидки), а потом короткого овала (дыня, слива, лимон, «золотое» яичко) и круга (шар, арбуз, мяч, колобок, бусы и др.).
Освоив умение вырезать геометризированные формы, дети учатся изображать признаки реальной формы (яблоко, груша, клубника, банан, кабачок и др.). Очертания каждого из этих предметов имеют индивидуальные особенности, отличные от геометрического эталона. Например, хотя яблоко круглое в своей основе, все же полного тождества с кругом нет. Если круг — это совершенная кривая, то в контуре яблока такое совершенство прерывается противопоставленными выемками, которые как бы сдавливают круг сверху и снизу или вытягивают его по вертикали, образуя небольшие углубления.
Оснащение центров изобразительного творчества в детском саду
- Бумага различной текстуры (матовая, глянцевая, гофрированная, бархатная, прозрачная, самоклеящаяся плёнка, картон) и формата (А3, А4, А5), наклейки, разноцветная фольга.
- Бумага, тонированная в тёплые и холодные тона, двухцветная (голубой верх листа — небо и зелёный — трава).
- Кусочки ткани разной фактуры, нитки, тонкие ленточки (для аппликации).
- Цветные карандаши, восковые мелки, фломастеры, гелевые ручки, маркеры, уголь, сангина.
- Гуашевые и акварельные краски, кисти разной толщины, палитры, стаканчики-непроливайки, подставки для кистей.
- Ножницы, клей (карандаши и ПВА), клеёнки, тряпочки.
- Небольшие магнитные доски для рисования.
- Природный материал для создания поделок, аппликаций и декорирования рисунков (шишки, жёлуди, семена, опилки и пр.).
- Бросовый материал (пенопласт, пуговицы, пробки, пластиковые стаканчики и пр.).
- Приспособления и инструменты для рисования в нетрадиционной технике (поролон, ватные палочки, зубные щётки, штампы, трубочки для коктейля и пр.).
- Раскраски самой разной тематики, трафареты с изображением животных, растений, фруктов, овощей, автомобилей и пр.
- Материал для лепки: пластилин, размятая глина, разноцветное тесто для лепки, стеки, доски.
- Фартучки и нарукавники для дошкольников, подносы.
При наполняемости уголка материалами обязательного учитывается возраст воспитанников. Так, в младшем возрасте достаточно цветных карандашей и фломастеров основных цветов: чёрный, красный, жёлтый, синий и зелёный (это же касается и цветной бумаги для аппликации). Далее цветовая гамма расширяется по мере взросления детей.
Ножницы детям предлагаются только в средней группе и под контролем воспитателя.
Новые материалы добавляются по мере их освоения (например, акварельные краски, сангина и уголь в средней группе). То же самое относится и к материалам для нетрадиционных изобразительных техник (например, после того как воспитанники младшей группы освоили на занятии рисование ватными палочками, педагог выкладывает их в зону ИЗО).
Примерный набор материалов и оборудования в первой младшей группе
для уголка по изобразительной деятельности
-Наименование - | -Количество на группу - | |
Для рисования - | -Набор цветных карандашей (6 цветов) - | -На каждого ребенка - |
-Набор фломастеров (6 цветов) - | -На каждого ребенка - | |
-Гуашь - | -Набор из 6 цветов на каждого ребенка - | |
-Круглые кисти (беличьи, колонковые 10 – 14) - | -На каждого ребенка - | |
-Емкости для промывания ворса кисти от краски | -По одной на двоих детей - | |
-Салфетка из ткани, хорошо впитывающей воду, для осушения кисти после промывания и при наклеивании готовых форм (15*15) | -На каждого ребенка - | |
-Подставки для кистей - | -На каждого ребенка - | |
-Бумага для рисования- | -На каждого ребенка - | |
Нетрадиционные материалы: тампоны поролоновые, пробки, ватные палочки | В наличии | |
Для лепки - | -Глина для лепки | на каждого |
-Доски, 20*20 см- | -На каждого ребенка - | |
-Печатки для нанесения узора на вылепленное изделие- | -1 – 2 шт. на каждого | |
-Салфетка из ткани, хорошо впитывающей воду для вытирания рук во время лепки - | -На каждого ребенка - | |
Для аппликации | -Готовые формы для выкладывания и наклеивания | -На каждого ребенка - |
-Розетки для клея - | -На каждого ребенка - | |
-Щетинные кисти для клея - | -На каждого ребенка - | |
-Дощечки (клеёнки), на которые дети кладут фигуры для намазывания клеем- | -На каждого ребенка - | |
Для конструирования | Крупногабаритный напольный конструктор (из дерева, либо полимерных материалов) | 1 |
Для ознакомления с русской народной культурой | Изделия мастеров народных промыслов (глиняные игрушки, матрёшки) | В наличии |
Дидактические игры |
Примерный набор материалов и оборудования во второй младшей группе
для уголка по изобразительной деятельности
Тип материала | Наименование | Количество на группу |
Для рисования | Набор цветных карандашей (12 цветов) | На каждого ребенка |
Набор фломастеров (12 цветов) | На каждого ребенка | |
Гуашь (6 цветов) | Набор из 12 цветов на каждого ребенка | |
Цветные восковые мелки(12 цв) | На каждого ребенка | |
Круглые кисти (беличьи, колонковые №№ 10 – 14) | На каждого ребенка | |
Емкость для промывания ворса кисти от краски | По одной на двоих детей | |
Салфетка из ткани, хорошо впитывающей воду, для осушения кисти после промывания и при наклеивании готовых форм | На каждого ребенка | |
Подставки для кистей | На каждого ребенка | |
Бумага различной плотности, цвета и размера | По количеству детей | |
Приспособления и инструменты для рисования в нетрадиционной технике (поролон, ватные палочки, зубные щётки, штампы, трубочки для коктейля и пр.). | В наличии | |
Раскраски | В наличии | |
Для лепки | Глина – подготовленная для лепки | на каждого |
Пластилин | 1 коробка на одного | |
Доски | На каждого ребенка | |
Печатки для нанесения узора на вылепленное изделие | 1 – 2 шт. на каждого | |
Салфетка из ткани, хорошо впитывающей воду | На каждого ребенка | |
Для аппликации | Готовые формы для выкладывания и наклеивания в зависимости от программных задач | На каждого ребенка |
Щетинные кисти для клея | На каждого ребенка | |
Дощечки (клеёнки), на которые дети кладут фигуры для намазывания клеем | На каждого ребенка | |
Розетки для клея | На каждого ребенка | |
Подносы (коробки) для форм и обрезков бумаги | На каждого ребенка | |
Для конструирования | Крупногабаритные деревянные напольные конструкторы | 1-2 |
Комплект больших мягких модулей | 1 | |
Набор мелкого строительного материала, имеющего основные детали (кубики, кирпичики, призмы, короткие и длинные пластины) | 5-10 наборов | |
Для приобщения к истокам русской народной культуры | Изделия мастеров народных промыслов (глиняные игрушки, матрёшки, резные игрушки) | |
Иллюстрации художников(Е. Рачев, Е. Лебедев, В. Сутеев и др.) | ||
Дидактические игры |
Примерный набор материалов и оборудования в средней группе
для уголка по изобразительной деятельности
Тип материала | Наименование | Количество на группу |
Для рисования | Набор цветных карандашей ( 12 цветов) | На каждого ребенка |
Набор фломастеров (12 цветов) | На каждого ребенка | |
Набор шариковых ручек (6 цветов). | На каждого ребенка | |
Цветные восковые мелки (12 цветов) | На каждого ребенка | |
Гуашь (12 цветов) | 1 набор на каждого ребенка. | |
Гуашь (белила) | 1-3 банки | |
Палитры ,банки для промывания ворса кисти | На каждого ребенка | |
Круглые кисти (беличьи, колонковые №№ 4-8) | На каждого ребенка | |
Нетрадиционные материалы ( тампоны, зубные щетки, печатки, трубочки и др.) | На каждого ребенка | |
Салфетка из ткани, хорошо впитывающей воду, для осушения кисти после промывания | На каждого ребенка | |
Трафареты | 5-6 | |
Раскраски, трафареты | В наличии | |
Для лепки | Глина | на каждого ребенка |
Пластилин | на каждого ребенка | |
Доски | На каждого ребенка | |
Печатки для нанесения узора на вылепленное изделие | 2 – 3 шт. на каждого ребенка | |
Стеки разной формы | 3 – 5 наборов на группу | |
Салфетка из ткани, хорошо впитывающей воду | На каждого ребенка | |
Для аппликации | Ножницы с тупыми концами | На каждого ребенка |
Наборы из разных сортов цветной бумаги для занятий аппликацией (бархатная, фольга, самоклеющаяся, картон, гофрированная) | На каждого ребенка | |
Файлы из прозрачной синтетической пленки для хранения обрезков бумаги | На каждого ребенка | |
Щетинные кисти для клея | На каждого ребенка | |
Подставки для кистей | На каждого ребенка | |
Розетки для клея | На каждого ребенка | |
Подносы (коробочки) для форм и обрезков | На каждого ребенка | |
Клеёнки, на которые дети кладут фигуры для намазывания клеем | На каждого ребенка | |
Природный материал для создания поделок, аппликаций и декорирования рисунков (шишки, жёлуди, семена, опилки и пр.) | В наличиии | |
Бросовый материал (пенопласт, пуговицы, пробки, пластиковые стаканчики и пр.) | В наличии | |
Для конструирования | Крупногабаритные деревянные напольные конструкторы | 1 |
Комплект больших мягких модулей | 1 | |
Конструкторы из серии Лего(не менее 100 деталей) | 1 | |
Набор мелкого строительного материала, имеющего основные детали (кубики, кирпичики, призмы, короткие и длинные пластины) | 5-10 наборов | |
Для приобщения к истокам русской народной культуры | Репродукции картин, скульптуры малых форм, изображения архитектурных сооружений | |
Изделия мастеров народных промыслов(дымковская игрушка, матрёшка, городецкая роспись, богородская игрушка) | ||
Дидактические игры |
Материалы для уголка по изобразительной деятельности. Старший возраст.
Тип материала | Наименование | Количество на группу |
Для рисования | Набор цветных карандашей (24 цвета) | На каждого ребенка |
Графитные карандаши (2М-3М) | По одному на каждого ребенка | |
Набор фломастеров (12 цветов) | На каждого ребенка | |
Набор шариковых ручек (6 цветов) | На каждого ребенка | |
Сангина, пастель (24 цвета) | 5 – 8 наборов на группу | |
Гуашь (12 цветов) | 1 набор на каждого ребенка. | |
Акварель(12цветов) | 1 набор на каждого ребенка. | |
Белила цинковые | 1 -3 банки на каждого ребенка | |
Цветные восковые мелки(12 цветов) | На каждого ребенка | |
Палитры | На каждого ребенка | |
Круглые кисти (беличьи, № 3-5) | На каждого ребенка | |
Раскраски самой разной тематики, трафареты с изображением животных, растений, фруктов, овощей, автомобилей и пр. | В достаточном количестве | |
Салфетка из ткани, хорошо впитывающей воду, для осушения кисти после промывания и при наклеивании в аппликации | На каждого ребенка | |
Подставки для кистей | На каждого ребенка | |
Бумага различной плотности, цвета и размера, разной геометрической формы. Бумага, тонированная в тёплые и холодные тона, двухцветная (голубой верх листа — небо и зелёный — трава). Приспособления и инструменты для рисования в нетрадиционной технике (поролон, ватные палочки, зубные щётки, штампы, трубочки для коктейля и пр.). | В достаточном количестве | |
Для лепки | Глина для лепки | На каждого ребенка |
Пластилин (12 цветов) | на каждого ребенка | |
Стеки разной формы | Набор из 3 – 4 стек на каждого ребенка | |
Доски | На каждого ребенка | |
Салфетка из ткани, хорошо впитывающей воду , для вытирания рук во время лепки | На каждого ребенка | |
Для аппликации | Ножницы с тупыми концами | На каждого ребенка |
Бумага различной текстуры (матовая, глянцевая, гофрированная, бархатная, прозрачная, самоклеящаяся плёнка, картон) и формата (А3, А4, А5), наклейки, разноцветная фольга | На каждого ребенка | |
Файлы из прозрачной синтетической пленки для хранения обрезков бумаги. | На каждого ребенка | |
Подносы для форм и обрезков бумаги | На каждого ребенка | |
Щетинные кисти для клея | На каждого ребенка | |
Дощечки (клеёнки), на которые дети кладут фигуры для намазывания клеем | На каждого ребенка | |
Розетки для клея, клей | На каждого ребенка | |
Природный материал для создания поделок, аппликаций и декорирования рисунков (шишки, жёлуди, семена, опилки и пр.). | В достаточном количестве | |
Бросовый материал (пенопласт, пуговицы, пробки, пластиковые стаканчики и пр.). | В достаточном количестве | |
Кусочки ткани разной фактуры, нитки, тонкие ленточки (для аппликации). | В достаточном количестве | |
Для конструирования | Комплект больших мягких модулей | 1 |
Набор мелкого строительного материала, имеющего основные детали (кубики, кирпичики, призмы, короткие и длинные пластины) | 5-10 | |
Конструкторы из серии Лего (не менее 100 деталей) | 1 | |
Для приобщения к истокам русской народной культуры | Репродукции картин, книжная графика, скульптуры малых форм, изображения архитектурных сооружений, фарфоровые и керамические изделия, Тематические подборки картинок, фотографий, слайдов. | 1 |
Дидактические игры | ||
Схемы выполнения рисунков, поделок. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект совместной деятельности педагога с детьми средней группы по художественно-эстетическое развитие (Сюжетная аппликация) «Снегири» по теме: «Зимующие птицы»
Конспект занятия по аппликации с использованием нетрадиционных материалов: стриженной пряжи, яичной скорлупы, крупы, соли, с использованием квилинга. Для детей средней группы....
Консультация для педагогов Тема: «Использование компьютерных технологий в художественно-эстетическом развитии детей дошкольного возраста».
В наше время использование информационно-компьютерных технологий (ИКТ) в различных сферах деятельности стало частью культуры и необходимой нормой. Владение инфомационн...
Проектирование образовательной содеятельности педагога и детей с приоритетом организации художественно – эстетических видов деятельности
Формирование художественно – эстетического представления об образах и повадках животных в играх – драматизациях, через художественное слово и просмотр книг, картин и иллюстраций....
Консультация для педагогов дошкольного учреждения «Создание условий для художественно эстетического развития детей в детском саду»
Создание в группе детского сада уголка изобразительного искусства благоприятствует обстановке для творческой активности детей....
Консультация для родителей по созданию условий для организации художественно-эстетического развития детей в домашних условиях.
quot;Рисуем дома вместе с мамой!"...
Консультация для педагогов" Экологическое воспитание дошкольников в области художественно-эстетического развития"
Экологическое образование сегодня стало неотъемлемой составной частью содержания дошкольного образования. В качестве социальных предпосылок развития экологического образования выступили проблемы, связ...
Консультация для педагогов "Применение информационно-коммуникационных технологий в художественно-эстетическом развитии дошкольников"
Применение ИК- технологий в художественно-эстетическом развитии дошкольников является особо значимым и возможно посредством специально разработанных медиа-ресурсов....