Сообщение из опыта работы "Модель наставничества "Дети- детям"
методическая разработка (подготовительная группа)

Миронова Елена Геннадьевна

Сообщение из опыта работы "Модель наставничества "Дети- детям"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nastavnichestvo.docx20.82 КБ
Файл deti-detyam.pptx846.53 КБ

Предварительный просмотр:

Сообщение из опыта работы:

«Модель наставничества «Дети- детям»

Современная Россия не стоит на месте, появляется все больше новых форм образования и воспитания. Рост требований к знаниям и навыкам современного человека диктуют необходимость совершенствования системы образования, в том числе в системе дошкольного образования.  Появляется новое поколение, которое отличается от предыдущего и все это требует новшеств. Многие дети в последнее время сталкиваются с трудностями. У них нет чувства самостоятельности, ответственности. Поэтому у детей отсутствует желание помочь сверстнику или другим детям в сложных ситуациях. Можно заметить полное отсутствие чувства коллективизма.

В современном мире Россия идет к кардинальным изменениям в образовательной и социакультурной сферах. Применение методологии наставничества преследует цели: воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности, в рамках которой дается поддержка обучающихся разных ступеней и форм обучения.

Наставничество способствует созданию системы профессионального и творческого становления детей, которая повышает эффективность в любой сфере деятельности через максимальное использование потенциала и возможностей человека в условиях вызовов инновационного развития современной России.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования ставит перед педагогами целевые установки, одной из которых является создание условий социальной ситуации развития дошкольников, открывающей возможности позитивной социализации ребенка, его всестороннего личностного морально-нравственного и познавательного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе соответствующих дошкольному возрасту видов деятельности, сотрудничества с взрослыми и сверстниками в зоне его ближайшего развития.

Роль взрослого в дошкольном детстве бесспорно велика. Но для полноценного развития малышам недостаточно общения со взрослыми, так как даже самые плодотворные отношения детей с воспитателем являются неравноправными. В связи с этим становится очень важным общение в формате «ребенок – ребенок».

Так что же такое наставничество?

Наставничество – это технология передачи опыта, знаний, формирования навыков, компетенций и ценностей через общение, основанное на доверии и партнерстве.

Наставником называют человека, который обладает определенными знаниями, опытом, высоким уровнем общения и готов помочь своему подопечному приобрести опыт, который ему необходим.

Наставник ребёнок-  это ребёнок лидер, демонстрирующий высокие образовательные результаты, активный, обладающий лидерскими и организаторскими качествами, принимающий активное участие в жизни общеобразовательной организации.

 Он обретает уверенность в своих способностях, в ходе совместной деятельности оттачивает свои компетенции, формирует определенные, качественно новые, социальные связи. У наставника вырабатывается ответственность за подопечного.

Наставляемый ребёнок- это ребёнок , имеющий текущие затруднения  как в обучении , так и в личной сфере и он не знает, как с ними справиться, пассивный ребёнок:

-знает, чем хотел бы заниматься, но не знает с чего начать;

-нуждается  в совете;

 -уже имеет хорошие достижения  и хочет  узнать больше о новой для себя области;

 -ищет способ практически реализовать свои знания;

 -пытается сам  понять, чего хочет и что может и т.д.

Все лидерские качества можно развивать через различные виды деятельности.

Игра это самый лучший способ.

Игра «Дружный паровозик». Перед игрой проводится беседа о дружбе, взаимопомощи, о том, что сообща можно преодолеть любые преграды. Дети встают друг за другом и держат за плечи впереди стоящего. В таком положении они преодолевают разные препятствия (проползти под столом, подняться и сойти со стула, спрятаться от диких животных и т. д. непременным условием игры является то, что нельзя отцепляться друг от друга. Игра развивает такие лидерские качества как инициативность, коммуникативные способности, креативность, учит доверять и помогать тем, с кем общаешься.

Игра «Странники», в ходе которой педагог предлагает отправиться в незабываемое путешествие на цветочную поляну. Для этого им необходимо разделиться на 2 команды, и облагородить цветочную поляну. Педагог говорит, что каждой из команд надо украсить свою поляну. Игра выявляет лидеров группыразвивает умение действовать совместно и осуществлять самоконтроль, взаимоконтроль за деятельностью; развивать чувство доверия к тем, с кем общаешься.

Игра «Путешественники» и многие другие.

Подобные игры помогают успешно объединять детей. Дети с удовольствием играют в такие игры как под руководством педагога, так и самостоятельно, особенно в старшей и подготовительной группе.

Модель наставничества «Дети-детям» разделила на следующие варианты, зависящие от потребностей наставляемых в моей группе:
– 
«Успевающий- неуспевающий» 
– 
«Лидер – скромник» 
– 
«Равный- равному»

- «От старшего к младшему» 

– «Успевающий- неуспевающий» , классический вариант поддержки для достижения лучших образовательных результатов;

Дети , испытывающие трудности при освоении знаний, умений и навыков в каких то определённых образовательных областях, возможно и во всех.
– 
«Лидер – скромник» , психоэмоциональная поддержка с адаптацией в коллективе или развитием коммуникативных, творческих, лидерских качеств наставляемого.
– 
«Равный- равному»,в  этом случае  обмениваются имеющимися знаниями, определенными навыками как бы дополняя друг друга. Например, один ребёнок отличается критическим мышлением, а другой – творческим; или один имеет склонности к учебной деятельности, а другой – к социальной активности. В результате взаимообмена между ними сформированными навыками каждый получает недостающий элемент и организовывается взаимовыгодное сотрудничество.

- «От старшего к младшему» , это передача не только опыта детей старших групп  детям младшей группы, но и умение сопереживать и понимать.

Летом проводилась акция «Расскажи свою любимую сказку», ребята приносили книги и рассказывали сказки младшим ребятам , и на примере старших ,ребята средней группы показали  инсценировку по сказке  « Репка».

Показывали младшим ребятам  мастер-класс «Выращивание снега».

Очень нравится показывать различные виды театров.

Традицией стало участие старших наставников в утренниках, в роли персонажей: Снегурочка, Белка , Птичка , Мышка  и другие.

Благодаря такой форме наставничества, многие дети почувствовали себя более ответственными.

Наставничество является добровольным, детей не заставляют, сами принимают решение и предлагают свою помощь.

Вывод: выступая в роли наставника, дети  проявляют свои лучшие качества, активизируют скрытый потенциал, становятся увереннее , взрослее. Дети, получающие поддержку от сверстников,  чувствуют заботу, свою нужность, приобретают навыки решения проблем и умение справляться  со сложными ситуациями в дошкольном учреждении.

 Модель наставничества «Дети- детям»- ключ к развитию современного,

конкурентоспособного,  компетентного общества молодых людей,

которые способны трудиться не только на благо себя, но и на благо общества и страны.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Сообщение из опыта работы: «Модель наставничества «дети- детям» МДОУ «Детский сад №11 «Вишенка» города Вольска Саратовской области» Воспитатель высшей квалификационной категории Миронова Е.Г .

Слайд 2

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования ставит перед педагогами целевые установки, одной из которых является создание условий социальной ситуации развития дошкольников, открывающей возможности позитивной социализации ребенка, его всестороннего личностного морально-нравственного и познавательного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе соответствующих дошкольному возрасту видов деятельности, сотрудничества с взрослыми и сверстниками в зоне его ближайшего развития.

Слайд 3

Наставничество – технология передачи опыта, знаний, формирования навыков, компетенций и ценностей через общение, основанное на доверии и партнерстве. Наставник: это ребёнок лидер, демонстрирующий высокие образовательные результаты, активный, обладающий лидерскими и организаторскими качествами, принимающий активное участие в жизни общеобразовательной организации. Наставляемый: это ребёнок , имеющий текущие затруднения как в обучении , так и в личной сфере и он не знает, как с ними справиться, пассивный ребёнок.

Слайд 4

Игра «Дружный паровозик»

Слайд 5

-Успевающий- неуспевающий -Лидер- скромник -Равный- равному -От старшего к младшему

Слайд 6

Успевающий- неуспевающий

Слайд 8

Лидер- скромник

Слайд 9

Равный- равному

Слайд 11

От старшего к младшему

Слайд 14

Модель наставничества «Дети- детям»- ключ к развитию современного, конкурентоспособного, компетентного общества молодых людей, которые способны трудиться не только на благо себя, но и на благо общества и страны.

Слайд 15

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сообщение из опыта работы на тему: «Детское экспериментирование. Простейшие опыты, стимулирующие творчество детей».

Дети дошкольного возраста по своей природе – пытливые исследователи окружающего мира. В образовательном процессе дошкольного учреждения экспериментально игровая деятельность является тем методом обуче...

Сообщение из опыта работы на тему: «Детское экспериментирование. Простейшие опыты, стимулирующие творчество детей».

В образовательном процессе дошкольного учреждения экспериментально игровая деятельность является тем методом обучения, который позволяет ребёнку моделировать в своём сознании картину мира, основанную ...

Сообщение из опыта работы « Ознакомление детей дошкольного возраста с экономической действительностью согласно с ФГОС ДО»

Экономическое образование надо начинать как можно раньше, желательно уже с дошкольного возраста, поэтому данная проблема имеет большое значение в развитии современного общества.Целью проводимой работы...

Сообщение из опыта работы "Знакомство детей с народным декоративно-прикладным искусством"

Художественно-эстетическое развитие неразрывно связано с изобразительным искусством. Формирование у детей эмоциональной отзычивости и интереса к образцам народного декоративно-прикладного искусства по...

Сообщение из опыта работы: Сообщение из опыта работы «Взаимодействие музыкального руководителя и воспитателя ДОУ в условиях ФГОС»

Музыка и различные виды музыкальной деятельности обладают специфическими возможностями воздействия на формирование личности человека...

Сообщение из опыта работы Обучение детей правилам дорожного движения посредством физкультурных досугов и развлечений.

Дороги,  транспорт  –  реалии  сегодняшней  жизни.  Скорость  движения,  интенсивность  транспортных  потоков  на  улицах  нашей...

Сообщение из опыта работы «Социализация детей в игре»

Социализация – это процесс, который сопровождает человека всю жизнь и начинается практически с рождения. Человек, как социальная единица, усваивает нормы и образцы поведения, приняты...