"Использование детского исследования и экспериментирования в дошкольном образовании "
статья (подготовительная группа)

Айнетдинова Сория Исхаковна

Познакомить педагогов с методикой проведения исследований со старшими дошкольниками по А.И. Савенкову. Педагогу предлагается подготовить карточки с символическим изображением "методов исследования".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл detskoe_eksperimentirovanie.docx14.48 КБ

Предварительный просмотр:

 «Использование детского исследования и экспериментирования в дошкольном образовании»

                                                        Прежде чем давать знания, надо научить              

                                                                          думать, воспринимать, наблюдать.

                                                                                                    В. Сухомлинский.

     Стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире - важнейшие черты нормального детского поведения. К старшему дошкольному возрасту заметно возрастают возможности инициативной преобразующей активности ребенка. Этот возрастной период важен для развития познавательной потребности ребенка, которая находит выражение в форме поисковой, исследовательской деятельности, направленной на «открытие» нового, которая развивает продуктивные формы мышления. При этом главным фактором выступает характер деятельности.  Знания, полученные в результате собственного исследовательского поиска, значительно прочнее и надежнее тех, что получены репродуктивным путем. Но желание ребенка исследовать окружающий мир носит спонтанный характер, и его нелегко использовать в образовании.

       Причины встречающейся интеллектуальной пассивности детей часто лежат в ограниченности интеллектуальных впечатлений, интересов ребенка. Вместе с тем, будучи не в состоянии справиться с самым простым учебным заданием, они быстро выполняют его, если оно переводится в практическую плоскость или в игру. В связи с этим особый интерес представляет изучение детского исследования и экспериментирования. Развитие исследовательских способностей ребенка - одна из важнейших задач современного образования. На протяжении всего дошкольного детства, наряду с игровой деятельностью, огромное значение в развитии личности ребенка, в процессах социализации имеет познавательная деятельность, которая понимается не только как процесс усвоения знаний, умений и навыков, а, главным образом, как поиск знаний, приобретение знаний самостоятельно или под тактичным руководством взрослого, осуществляемого в процессе гуманистического взаимодействия, сотрудничества, сотворчества.

 Ребенок познает объект в ходе практической деятельности с ним, когда ребенок слышит, видит и делает сам. Вот на этом и основано активное внедрение детского исследования, экспериментирования в практику работы детских дошкольных учреждений. Исследовательская деятельность вызывает огромный интерес у детей. Исследования предоставляют ребенку возможность самому найти ответы на вопросы «как?» и «почему?»            

    Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается. Поисковая деятельность принципиально отличается от любой другой тем, что образ цели, определяющий эту деятельность, сам еще не сформирован и характеризуется неопределенностью, неустойчивостью. В ходе поиска он уточняется, проясняется. Это накладывает особый отпечаток на все действия, входящие в поисковую деятельность: они чрезвычайно гибки, подвижны и носят пробный характер.

 Н.Н. Поддьяков выделяет два основных вида ориентировочно-исследовательской (поисковой) деятельности у дошкольников. Первый вид характеризуется тем, что активность в процессе деятельности полностью исходит от самого ребенка. Он выступает как ее полноценный субъект, самостоятельно строящий свою деятельность: ставит ее цели, ищет пути и способы их достижения и т.д. В этом случае ребенок в деятельности экспериментирования удовлетворяет свои потребности, свои интересы, свою волю.

Второй вид ориентировочно-исследовательской деятельности организуется взрослым, который выделяет существенные элементы ситуации, обучает ребенка определенному алгоритму действий. Таким образом, ребенок получает те результаты, которые были заранее определены взрослым. В наиболее полном, развернутом виде исследовательское обучение предполагает следующее:

 • ребенок выделяет и ставит проблему, которую необходимо разрешить;

 • предлагает возможные решения;

• проверяет эти возможные решения, исходя из данных;

• делает выводы в соответствии с результатами проверки;

 • применяет выводы к новым данным;

• делает обобщения.

    В более полном объеме элементы исследовательского поиска представлены в исследовательском методе. Исследовательский метод обучения следует рассматривать как один из основных путей познания, наиболее полно соответствующий природе ребенка и современным задачам обучения. Исследовательский метод - путь к знанию через собственный творческий, исследовательский поиск. Его основные составляющие - выявление проблем, выработка и постановка гипотез, наблюдения, опыты, эксперименты, а также сделанные на их основе суждения и умозаключения. Центр тяжести в обучении при применении исследовательского метода переносится на факты действительности и их анализ.

        Методика проведения исследований со старшими дошкольниками Исследование дошкольника так же, как и исследование, проводимое взрослым, неизбежно включает в себя следующие основные этапы:

 • выделение и постановка проблемы (выбор темы исследования);

 • выработка гипотез, предположений;

• поиск и предложение возможных вариантов решения;

• сбор материала;

 • обобщение полученных данных;

 • подготовка материалов исследования к защите (сообщение, доклад, макет и др.);

• защита.

    На первый взгляд, кажется, что ребенок старшего дошкольного возраста не способен пройти через все эти этапы. В целях упрощения, казалось бы, можно сократить какой-либо из этапов, но это существенно обеднит процесс, а следовательно, и педагогический результат работы. Для знакомства детей с методикой проведения исследований А.И. Савенков предлагает провести 2-3 фронтальных тренировочных занятия с детьми. Первый этап: «Тренировочные занятия» Для данного этапа очень важна подготовка воспитателя. Педагогу предлагается подготовить карточки с символическим изображением «методов исследования». Так, например:

• Восклицательный знак – «Подумать самостоятельно».

• Лицо человека – «Спросить у другого человека»

• Книга – «Посмотреть в книгах»

 • Телевизор – «Посмотреть по телевизору (посмотреть видеофильм)»

• Глаз – «Понаблюдать»

• Рука – «Провести эксперимент»

• Компьютер – «Получит информацию через компьютер»

• Телефон – «Связаться со специалистом»

  Кроме карточек необходимо заготовить картинки - «темы» будущих исследований. Это могут быть картинки животных, растений, зданий и предметов, иллюстрирующих различные тематики.

             Проведение исследования

   Воспитатель объясняет ребятам, что сегодня они будут учиться проводить самостоятельные исследования так, как это делают взрослые ученые. Для демонстрации этапов проведения исследовательской работы выбираются два ребенка по желанию. Они вместе с воспитателем будут выполнять работу от первого до последнего этапа, все остальные дети на первом занятии будут участвовать пока только в качестве зрителей. Выбранная пара «исследователей» определяет тему своего исследования. Для того чтобы дети смогли это сделать, необходимо предложить им заранее заготовленные карточки с различными изображениями - темами исследований. Карточку с изображением, обозначающим выбранную тему, необходимо показать всем детям. Воспитатель объясняет детям, что им нужно подготовить сообщение, по-научному это доклад. Детям можно сказать и более упрощенно - рассказ. Но для того чтобы это сделать, надо собрать всю доступную информацию о предмете исследования и обработать ее. Естественно, что для детей старшего дошкольного возраста это сложное, новое дело. Воспитатель рассказывает ребятам, что существует много способов сбора информации - «методов исследования». Использовать необходимо только те методы, которые доступны и понятны детям. Поэтому на этом этапе очень важно, чтобы педагог подвел детей к тому, чтобы они сами попробовали их назвать. Начинать необходимо с обычных проблемных вопросов, например: «Что мы должны сделать вначале?», «Как вы думаете, с чего начинает исследование ученый?». Естественно, что эти вопросы не только к тем, кто выделен специально для проведения исследования, но ко всем детям. Дети начнут предлагать самые разные варианты. Педагог должен подвести детей к идеи, что сначала надо подумать. Если в предлагаемых детьми вариантах этого предложения нет, его придется подсказать. Затем показать детям карточку с символом, обозначающим действие - «Подумать самостоятельно» (карточка с восклицательным знаком). Следующий вопрос: «Где еще мы можем узнать что-то новое по нашей теме исследования?» Отвечая на него вместе с детьми, воспитатель постепенно выстраивает линию из карточек: – «спросить у другого человека» (лицо человека), «посмотреть в книгах» (книга), «посмотреть по телевизору (посмотреть видеофильм)» (телевизор), «понаблюдать» (глаз), «провести эксперимент» (рука), «получит информацию через компьютер» (компьютер), «связаться со специалистом» (телефон). Следует понимать, что набор методов зависит от реальных возможностей детского сада. Чем больше этих возможностей, тем больше методов, тем больше и интереснее будет материал и работа по нему.

             Сбор материала  

Как только дети определили последовательность работы, необходимо начинать собирать материал. Разложенные карточки есть не что иное, как план исследования. Собираемые сведения можно просто запоминать, но это трудно, поэтому лучше сразу пытаться их фиксировать. Сделать это технически несложно, несмотря на то, что дети еще не умеют писать. На маленьких, заранее заготовленных листочках бумаги, дети будут ручкой делать заметки. Это могут быть несложные рисунки, отдельные, уже знакомые буквы или даже специальные, изобретенные на ходу детьми, знаки и символы. На первом этапе проведения работы приходится неизбежно сталкиваться с тем, что потребность «письменно» фиксировать информацию у детей пока отсутствует. Но по мере участия в исследованиях потребность в этом у них будет возрастать, будет расти и мастерство символического изображения фиксируемых идей. Уже в старшем дошкольном возрасте ребенком активно воспринимается чувственно-образная информация о мире, которая в дальнейшем станет объектом осмысления и изучения. В итоге у дошкольников формируется умение постепенно познавать такую важнейшую характеристику текста, как его логическая структура, последовательность изложения. Используемое педагогами пиктографическое письмо (рисунок) позволяет отразить информацию, полученную посредством различных сенсорных каналов (зрения, слуха, вкуса и т.п.). Отражение в пиктографическом письме собственных впечатлений ребенка показывает, что данное сенсорное ощущение стало предметом осознания, размышления ребенка и, следовательно, приобретает для него значимость, становится ценностью.  Исследовательская практика ребенка-дошкольника - это один из основных путей познания окружающего мира. Его следует рассматривать не просто как один из многочисленных методов обучения, а как основной путь познания, к которому следует максимально приблизить обучение.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект совместной деятельности с детьми по познавательному развитию Тема: «Путешествие по осеннему лесу» с использованием СОТ «Информационно-коммуникационная технология в дошкольном образовании – Комарова Т.С., Комарова И.И., Туликов А.В.»

Цель: Закрепление  представлений о  характерных признаках осени.Задачи: Углубить и конкретизировать представление об условиях жизни растений и животных осенью;Расширить знания детей  о ...

Использование ИКТ в дошкольном образовании Методические рекомендации по использованию информационных и коммуникативных технологий в дошкольном образовании

Развитие современного общества неразрывно связано с научно-техническим прогрессом. Информационно-коммуникационные технологии прочно входят во все сферы жизни человека, также это затрагивает и воспитат...

Использование ИКТ в условиях реализации ФГОС дошкольного образования.

«Человек образованный — тот, кто знает, где найти то, чего он не знает » Георг Зиммель....

Использование современных педагогических технологии в системе дошкольного образования.

В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение в мировое образовательное пространство. Этот процесс сопровождается существенными изменениями в пед...

Методическая разработка "Использование блоков Дьенеша в практике воспитателя дошкольного образования"

Развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста - одна из актуальных проблем современности. В дошкольной педагогике существует множество разнообразных методик, технологий развития ло...

Презентация «Экспериментирование в дошкольном образовании»

Основной целью экспериментальной деятельности дошкольников является развитие свободной творческой личности ребенка....